Ссылка на статью размещена вконтакте группы ЮЗ
Начала читать... Странная статья. Неприятная. Пустая. Попытка глубокого анализа ситуации, а получилось много текста из пустого в порожнее. ВР во всем этом оказывается крайним – нехороший дядя, который переманил актеров, поставил «Куклы», но все-таки талантливый режиссер, а вообще из «Комедiи» много кто ушел и что ждет театр в новом сезоне не известно. Дофигища текста ради последнего подзага. И «Господина Оформителя» вспомнила и сюжет «Кукол» пересказала, и Руднева зацитировала... А зачем? Погоня за знаками? Постоянные возвраты к «Куклам», попытка провести параллели именно этого спектакля со всем происходящим, постоянное упоминание Беляковича, то со знаком плюс, то со знаком минус
Комменты мои
Show Must Go On!
Но кто будет дергать за ниточки в новом сезоне?
Новая газета в Нижнем Новгороде
Он уже столько раз говорил «Всё, это конец!», что город и театр мало-помалу научились снова жить самостоятельно, не уповая на очередной приезд мэтра, который готов будить, материться и импровизировать. Валерий Белякович для нас больше не ньюсмейкер. Роль, впрочем, сомнительная, быстропроходящая. А вот режиссером и художником Белякович был и остается, вне всякого сомнения — даже когда создает ругаемые «кальки» со своих же спектаклей и ставит их в Нижнем за несколько дней. Редкие его приезды все равно — порция «новой крови». Эта театральная «скорая помощь» приходит всегда вовремя. (к финалу статьи Белякович будет «плохим», да и тут он кажется не слишком хорошим. «Нюсмейкер» - «...в сильнейшей степени моветон...Должно быть, французское слово... А черт его знает, что оно значит! Еще хорошо, если только мошенник, а может быть, и того еще хуже» (с)).
Белякович приехал, чтобы сыграть Пигмалиона в своих «Куклах» — спектакле, выдвинутом на премию Нижнего Новгорода и нуждавшемся в поддержке. В зале присутствовали члены премиальной комиссии. Главный Пигамалион Нижнего (как называет его сайт Московского Театра на Юго-Западе), Александр Мишин, не замечая иронии ситуации, благосклонно отозвался о «Куклах».
Долго не могла понять почему Белякович - главный ПигАмалион Нижнего, да еще « как его называет сайт...», и причем тут некий А.Мишин,. Что за бред? Сайт Юза не называл Беляковича Главным Пигмалионом, это «баловство» зрителей в неофициальных записях на форуме, гостевой, вконтакте
Прошлась по новостной ленте оф.сайта...
ВЫРВИТЕ РУКИ ПИСАТЕЛЮ НОВОСТЕЙ!!!!!!!!!!
Одно дело выпендриваться со словами на форуме или каком-нибудь ЖЖ, но лицо театра. Так или иначе, но сайт - официальный источник, на который ссылаются, откуда черпают информацию (об ошибках в разных текстах умолчим, медленно, но верно они вычищаются, новости актуальная вещь), поэтому – коротко, емко и ПО СУЩЕСТВУ!!! без щелкопёрства, прости господи.
Писаки в подобной прессе, редко включают мозги, тупо списывают, добавляя к этому свое желание блеснуть словом. Кроме того, такое желание свойственно новичкам, либо формат издания позволяет и даже требует (бывает и так) подобные вольности, но они снижают уровень, в конце концов вольности затрудняют понимание текста. Да еще про материальную премию ввернул. Еще бы декларацию в налоговую подал.
В общем получается один беспрерывный блеск, аж слепит
Негрусть, где ты, скучаю по твоим новостям со своеобразным юмором
«На премию номинируются работы совершенно разных творческих коллективов. Разных и по мастерству, и опыту, поэтому сравнивать трудно. Безусловно, работа Беляковича сложная и глубокая — понимаешь, какого труда стоило это поставить. Я лично симпатизирую Беляковичу, но мой голос, к сожалению, не решает вопрос о присуждении премии», — сказал наш главный кукловод.
Во всем абзаце речь, насколько удалось понять, о художественном руководителе нижегородского театра Кукол. Автор молодец, запутала как смогла и ни разу не указала кто такой А.Мишин. По секрету – при первом упоминании фамилии по тексту нужно указать должность или звание, в общем хоть как-то указать что это за человек. «Главный кукловод» - наводит на неприятные размышления о госструктурах, если не знать, что человек связан с театром... кукольным театром
Кстати, имхо, но большая глупость давать слова полностью. Это уже к автору новости. Я о последнем предложении. Чел отмазался – я симпатизирую, но не решаю (Тем более в самой новости указали – член премиальной комиссии). С его стороны это правильно. А в новостях смотрится фигово, вплоть до – не видать вам премии, я умываю руки. Даже если все заранее распределено, концовка запоминается сильнее, чем начало цитаты о сильном спектакле.
Ирония в том, что «Куклы» — спектакль отточенной формы и, пожалуй, самый загадочный и самый «личный» спектакль Беляковича, (вот не надо говорить того, чего не надо говорить. Слова можно отнести к спектаклю на ЮЗ-сцене, но не новгородской. Как раз там он менее всего личный. И кстати почему личный в кавычках? В общем наверно списано откуда-нибудь) на черно-белой нижегородской доске уже однажды «проиграл» главному нижегородскому Пигмалиону, в прошлом сезоне, подарившем зрителям «Кукол», «Дядю Ваню» и «Короля Лира», достойным награды, как мы помним, оказался лишь «Кошкин дом» Мишина. (Причем тут «Куклы»? На сайте театра кукол не нашла, были еще какие-то «Куклы». Почему проигрыш в кавычках? Где сражались-то? Точнее в рамках чего сражались? Пояснить было слабо? Важнее было закрутить фразу и впендюрить туда в очередной раз - Пигмалиона)
Явно протестное невыдвижение на престижную премию серьезных спектаклей другими театрами в этом году привело к тому, что сверхпрофессиональным и полифоничным «Куклам» противостоят работы двух муниципальных театров, выросших из любительского движения. Относясь к «Вере» и театру ритмопластики «Преображение» с большой нежностью и симпатией, не могу не думать, что в ситуации такой конкуренции все участники выступают в несколько сомнительной роли, а слова, которые говорятся и еще будут сказаны, вообще лишены любого другого смысла, кроме как декоративного (как собственно и весь текст этой статьи?). И это только из Москвы, с ее Юго-Запада (прикольно))) Юго-Запад рассматривается как центр. Еще бы – центр театрального искусства ))), можно всерьез цитировать оценки комиссии: мы уже давно ничего не оцениваем, не анализируем, мы просто «дружим за» или «против» (я так понимаю автор дружит «против» Кукол, а я против дурости автора) . Жаль, что в эти местечковые игры оказываются втянуты те, для кого важно искусство, а не политика. Но и это — только реплика. Настоящая проблема уже не здесь (оу, попытка разобраться. Все предыдущее было подводкой, такой длинной нудной и не понятной).
Об «общественном запросе»
Театр как искусство динамичное и сиюминутное все чаще и чаще обнаруживает рифмы с реальностью (да вы что?!? С ума сойти какое неожиданное заявление). Даже когда реальность эта «прячется» в одежды экзотической пьесы — Коки Митани («До завтра», театр «ZOOпарк»), например, или Хасинто Грау («Куклы», «Комедiя») – (мать, ты выше говорила. Что «Куклы» - личный спектакль, а теперь о реальности. Определись). Одни имена звучат как специально придуманные! Это и вправду не про нас, а про какую-то Японию-Испанию-вне-времени? (вопрос из школьного сочинения. Театр – всегда про нас, так или иначе «...цель которого во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой...» (вроде не напутала))
В спектакле Валерия Беляковича выстроенная система двойных, тройных зеркал все время подсовывает зрителю фантомных персонажей, которые с виду похожи на живых людей, а на самом деле оказываются куклами.
Странные, почти мистические нити связывают этот театральный текст с личными судьбами актеров и режиссера (бЭз комментариев). Пьеса 1921 года перекликается с отечественным кинобестселлером «Господин оформитель» — фронтмен Юго-Запада Виктор Авилов в главной роли. И тут, и там в основе сюжета — бунт механической куклы против своего создателя. Но у испанского драматурга история далеко не камерная и поразительно сегодняшняя (ну правильно, ее же переписал не кто-нибудь, а Белякович))). Как выразился обозреватель Павел Руднев, это история с невиданным для тех времен призраком глобализации: «Американская театраль¬ная компания режиссера Пигмалиона терроризирует Европу хорошо отпиаренными атаками кукольных представлений, собирающих невероятные аншлаги и заставляющих закрываться традиционные театры» (Цитата из статьи Руднева «У себя в плену». В общем фигово, что спектакль называется одинаково. Слова о ЮЗ-«Куклах» сказанные в премьерный год, совершенно не вяжутся с новгородскими «Куклами», да и нашим нынешними «Куклам» они не подходят) . Куклы из искусственных волокон неотличимы от людей. Они не просто великолепно двигаются и не устают — их эмоции зашкаливают, они даже склонны к адюльтеру (супружеская неверность? ого), мыслят и разговаривают, как люди. Выступают под знаменем гражданских свобод. Общественный темперамент Беляковича, жесткие вопросы к самому себе и театру в целом на переломе эпох выплескиваются через рампу. Равнодушных нет. Зрители говорят о мощной энергетике спектакля, пище для размышлений, иногда — особой театральной жути.
А из зазеркалья вновь и вновь появляются фантомы. Невидимый кукловод посылает к публике своих двойников. Мы обманываемся даже тогда, когда появляется второй Пигмалион, кажется, ну уж этот — настоящий, живой: столько страсти, ума, воли. Но настоящий выйдет на сцену лишь на несколько минут в конце спектакля, разочарованный, усталый, чтобы закрыть театр. Эту роль в нижегородской версии по очереди (по очереди?????? Вау!!!) играли сам Белякович и его ученик Андрей Ярлыков. В силу очень личного посыла спектакля появление Беляковича было и убедительней, и драматичней (ну и дура. Пигмалионы очень разные, каждый говорит о своем...своем театре, оба убедительны и драматичны если угодно. Личный посыл на той сцене, имхо, складывался в личное отношение к театру в данный конкретный момент и из этого все произрастало. Ярлыков потрясающе читал выдыхая театр и даруя глоток воздуха. Спасительный глоток, потому что все кукольные события на сцене медленно и верно затягивают удавку у тебя на шее. Пигмалион-Ярлыкова дарил надежду, какую-то уверенность – жить и творить и уходил он на новый этап уже видный ему самому. Он прошел этап «куклы», создал, разочаровался в механике и идет дальше. И за ним сначала след в след, потом, быть может, самостоятельно, но выбираешься. Причем магнитом идешь за ним, лишь потом отрываешься на что-то свое. После выхода Беляковича на нижегородской сцене (дело было 15 мая прошлого года, у нас игрался в тот день «Макбет»))), после этого имхо, имхо, имхо Ярлыков стал пытаться в чем-то копировать (перенял? Не знаю как правильно сказать) то как читает монолог Пигмалион-Белякович. И получилось в июньском спектакле на закрытие фигово. В сентябре не видела. Пигмалион-ВР просто ставит точку – этап прошел, театр это хорошо, это жизнь и все будет правильно. И, сидя с той же самой удавкой, просто вдыхаешь, а дальше выбирай сам: идти или остаться в любом случае – все будет правильно... В общем как-то так. И потом, насколько понимаю, появление Беляковича в этот раз, было связано с...отсутствием Ярлыкова и ...неопытностью нового актера)
Кстати, нафига вспоминался Господин Оформитель в начале подзага? Ради красного словца?
И в чем состоит общественный запрос???
Пять минут
Он приезжает ради нескольких минут. Можно сказать: да Белякович всех молодых и перспективных актеров из «Комедiи» к себе на Юго-Запад забрал и нынешняя «поддержка» — его покаянный жест (Не знаю что на это сказать, есть только пара жестов. В общем желтушная фраза ...). Но взаимоотношения двух театров уже давно не линейные. Недаром московские завсегдатаи, привыкнув к периодическим появлениям нижегородцев, говорят о «Комедiи» как о чем-то почти едином с их любимым театром, актеров наших знают в лицо и по именам.
Появление в юго-западном штате нижегородских молодых артистов кого-то радует, кого-то раздражает. Но факт остается фактом — сформировалась публика, как ни странно, общая у обоих театров, готовая мигрировать между Москвой и Нижним, смотреть варианты, сравнивать (ребятыыыы, мы вляпались в историю)))). И зачастую и сам режиссер, и его преданные зрители готовы признать, что нижегородцы пластичней, глубже — интересней (давайте не будем, не все так однозначно ; ))). Кстати, зрители не склонны драматизировать ситуацию с уходом молодых актеров посреди сезона: вводы, конечно, осложняют жизнь театру, но зато теперь открыта дорога новым молодым и перспективным, и чуткие зрители готовы эту новую поросль и приветствовать, и строго судить. С такими преданными зрителями, с такой верой у театра, безусловно, есть будущее. А зрителей все больше. В том числе и в других городах. О ¬гастролях «Комедiи» в Кирове и Таганроге пишут: «удивили», «потрясли», «показали нечто небывалое». Не это ли осуществление идеи директора Дмитрия Коновалова, мечтавшего доказать: яркий театр может существовать за пределами Садового кольца?
(Вот интересно, о чем автор хотел сказать двумя несвязными абзацами? Похвалить «свое болото» и какой плохой ВР, что забирает актеров, приезжая на пять минут?)
Но не стоит забывать: те же «Куклы», вызывающие восторг и онемение, граничащее с мистическим ужасом, — продукт исключительно авторский. Мы имеем тут дело с театром, жестко завязанным на световые, музыкальные и пластические тексты, которые нигде в природе, кроме сознания самого Беляковича, не существуют. И это благодаря его режиссерской раскрепощенности, неукротимой энергии, особому художественному языку и уникальным отношениям с творческим коллективом театра нижегородская «Комедiя» вырвалась из замедленного и немного сонного провинциального существования, вышла на принципиально иной уровень.
(нда... короче у Беляковича уникальные отношения с творческим коллективом театра. И не забывайте – «Куклы» вызывают восторг и онемение)
Кстати, у автора статьи нет своего мнения о Беляковиче, сначала жестко ругает (даже если не хочет ругать, высказывается резко), потом хвалит, но хвалит хлипко, в итоге все равно складывается минус
Но сколько продержится над театром эта витальная аура незаурядной личности, энергия «пассионарного толчка», поддерживающая театр на плаву и провоцирующая к нему интерес? И смогут ли существовать исповедальные «Куклы» без Беляковича? «Об актерском таланте Валерия Беляковича ходят легенды, — писал Павел Руднев четыре года назад, когда трагические, по сути, «Куклы» только были явлены миру. — Премьер своей труппы, он появляется на подмостках, чтобы выразить нечто существенное, как Мировая Душа, являющаяся в мир раз в сто лет. В «Куклах» актера на главную роль ждут весь спектакль, и он должен явиться как спецэффект». И вот снова напряженное ожидание: кто? Теперь уже в реальности.
Заканчивающийся сезон стал сезоном потерь: ушел Семен Эммануилович Лерман, легенда и учитель многих «комедиантов». Буквально на днях «Комедiя» рассталась с актером и режиссером Андреем Ярлыковым (ааааааааааа!!!!!!!!! Простите, вырвалось) . Теперь он сосредоточит свое внимание на преподавании в консерватории и театральном училище. Но, похоже, все знают: расставание вынужденное, сгоряча. Живые, не синтетические, люди неудобны и требуют от нас порой нечеловеческих усилий любви.
(То есть весь бред на два листа текста чтобы сказать, что «Куклы» без Беляковича развалятся (любой спектакль развалится без режиссера), а потом все это завернуть на «Комедiю» в целом. Нормально. А Белякович тут причем?? Крайний?)
Ветер перемен?
В новом театральном сезоне может сложиться неожиданная и причудливая конфигурация. Не только для «Комедiи», но и для города в целом. Наиболее чуткие зрители задают вопросы театральному менеджменту: почему, например, в «Комедiи» отказались от концепции «продвинутого» театра? Советуют: не нужно дублировать театр драмы, давно сделавший ставку на классику, — лидерство можно обрести только на путях альтернативы. «Альтернатива» случилась под занавес сезона в виде Всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена», который прошел как раз на базе театра «Комедiя». Здоровья это театральному Нижнему, конечно, прибавило. Хотя бы потому что мероприятие не превратилось в междусобойчик, а было открытым для всех желающих. Хотя участники рассказывают об «Автор¬ской сцене» по-разному, выхватывая то, что лучше запомнилось и «запало». По городу уже пошла бродить байка про то, как гендиректору одного местного телеканала один местный драматург предложил купить с рук собственную книгу, но гендиректор, человек серьезный, увидев название — «Территория оргазма», — вынужден был из моральных соображений отказаться. В анекдоте сеть рациональное зерно: в конце концов, да, должен быть в городе центр, где драматург мог бы продать (во всех смыслах) свою книгу или даже рукопись и увидеть свой текст поставленным. Хотя бы в виде эксперимента.
У театра «Комедiя» сегодня есть все шансы занять положение лидера экспериментальной сцены. Условием семинара был своего рода марш-бросок по режиссерскому освоению драматургического свежачка (почему нельзя сказать – новинок?): пять нижегородских режиссеров (а вы думали, их нет в Нижнем?) в суперсжатые (сжатые уже не подходит – супр-мега-XXL-как-там-дальше-не-помню) сроки поставили пять спектаклей. Ну пусть «эскизов», но все равно поставили (хех, значит не спектаклей, а эскизов, да еще в кавычках). Использовав не только традиционное место для показа спектаклей (сцену), но и фойе, коридор, курилку, цех по росписи задников. Авторы присутствовали тут же и могли вступать в перепалку с актерами и режиссером. Свободный стиль общения поощрялся, показы были открытыми — руководству «Комедiи» отважилось пустить публику в помещения, для публики как бы не приспособленные, но именно своей «необычностью» и создающие новый способ контакта. «Идти было неудобно, в спину дуло», — пробурчал один из доброжелательных зрителей. Ну, дуло, ну, сидеть неудобно. Но так ведь это как тест на «молодость восприятия»: когда неудобно, но интересно, и интересно, что неудобно, — не усыпляет.
«Многоуровневая» «Жульета», захватившая все этажи фойе театра, «Переезд» Татьяны Рахмановой, разыгранный энергичной молодежью ТЮЗа среди железных конструкций и старых декораций, треп в курилке («Не люблю баклажаны!») — все это как бы проспект «новой» «Комедiи». Какой она может стать — в качестве городского экспериментального центра авторской сцены. В дополнение к магистральному направлению. А то, что театр двигается (в том числе) и в этом направлении, явствует и из недавних премьер. Они по праву могут быть отнесены к проекту «Авторская сцена». И сновидческий спектакль «Я» (о, этот чудесный спектакль. Хитрюжка падуанская, режиссера спектакля не упомянула, и кстати, разве спектакль не снят? Неужели замену возможно найти?) по пьесе выпускника Нижегородского театрального училища, ныне известного драматурга и сценариста Антона Маркова, и изящный камерный «В темных аллеях», поставленный по бунинской прозе актрисой театра «Комедiя» Надеждой Ковалевой (а здесь режиссера упомянули). Полярные векторы этих постановок создают поле напряжения и вносят дополнительную интригу: что завтра? Зрелищность и технологическая оснащенность спектаклей Валерия Беляковича никогда не заслоняла главного — живого, не механического человека. У Беляковича — страдающего человека (забубенивает эдакие словечки вроде адюльтера, а здесь бросает довольно простую фразу, может не страдающего, а раздираемого страстями. Не лучший вариант, конечно, но хоть не так однозначно). Так было даже в самый разгар карнавала или этнографического праздника (Чего-чего???). Это ощущение присутствия «вечной» русской горечи, таящейся в самом комедийном сюжете (воооот это уже другое дело), — тоже один из уроков режиссера. Мировоззренческих уроков. Настоящий театральный Пигмалион «ваял» (жаргонные словечки закавычиваем. лучше бы не употребляла) артистов не только при помощи отработанной техники, но и «нарезом по сердцу моему». Психологическая, с детальной проработкой, школа Лермана и этот вот «нарез» дали ошеломительные результаты. (Тут речь о Пигмалионе в пьесе? Беляковиче или Мишине?)
Вечный вопрос: что дальше? (А чего «Кукол» не вспомнила? Этот вопрос там есть) «Пессимист» Александр Ряписов, один из пяти режиссеров, участвовавших в проекте «Авторская сцена» и удостоившийся от зрителей оценки «гений» (в кавычках, стало быть...), более чем сдержан: диалога не получилось. Зрители очень хотят, чтобы в репертуар «Комедiи» и ТЮЗа вошли «Жульета» и «Переезд» — ложатся на проблематику этих театров и современное мироощущение. Разочарованные говорят о примитивности и глупости некоторых текстов. Что ж, случилось событие, раз о нем говорят. Как не расплескать эту «энергию желания», сблизившую театр и зрителей? Как не дать ослабнуть взаимному притяжению? Задачка для следующего сезона. Сверхзадачка.
Елена Чернова
Отредактировано rrr_may (2010-07-22 05:05:20)