Просто таковое...
Пару строк о «Мастере» против полновесного текста о «Куклах»... ну-ну
Первый порыв объяснить краткость записей по «Мастеру» тем, что спектакль не понравился автору. Когда впечатления бьют ключом (не гаечным, впрочем, можно и гаечным, от болезненности ударов пишется еще резвее), поток записей не остановишь, и даже если их приходится сдерживать в рамках отведенного места на странице (хотя в инет-публикациях этой проблемы особо нет, но, тем не менее), все равно задаешься вопросами, вроде того, что поставлен в финале статьи про «Кукол»...
Потом нарисовалось другое объяснение))) В этот день было 2 спектакля и нужно было посмотреть оба и дать материал сразу о двух постановках. В пользу первого спектакля «Одесса, город колдовской» (рижский русский театр им. М. Чехова) то что начало в шесть часов («Мастер» начинался в семь), а также то, что там на клавишах сам Раймонд Паулс и потом Юго-Запад уже получил «свое» в виде статьи о «Куклах». Начав с «Одессы» автор подоспел к концу первого акта «Мастера», как раз когда начинается рассказ о знакомстве с Маргаритой, и в темноте «появляется светлый луч, но вскоре и он перестает жить» и возникают яркие «пошлые пятна... мистического представления... в цирке»... в смысле в варьете)) Остальные три предложения про декорации, о которых лучше ВРа никто не скажет – в передаче «Люди и Премьеры» про МХАТовский спектакль – «спектакль хорош – в задумке, бог с ней с реализацией ... листы-щиты... проживешь сто лет лучшей декорации не будет. ... Мои декорации – супер». Собственно это новостная лента Витебска и отметила))) А больше ничего – ни Воланда, ни свиты, ни Маргариты, ни Мастера – никого, даже банального – «все будет правильно». Либо не понравилось, либо отсутствие времени, либо... это все что можно было увидеть в антракте «Одессы». Впрочем, автору, респект и уважуха – в паре фраз похвалить и где-то даже заинтриговать (а может правда пойти поглядеть «Мастера», особенно на «довольно скромное, но точное по внутренней сути оформление» ))) Ну, это все так – усталость бесконечных переездов и нервы, нервы, нервы – обидно что так мало и без фотографий.
Теперь проза
Про «Кукол» интересно. Кончено, не без «обязательной программы» в виде общих слов о спектакле и пьесе. Возможно, эти слова уже где-то и когда-то были, но любопытственно))
Да, фотография атпадная. После такого все ногти можно сгрызть и весь свет по матерному изругать, что посмотреть этот спектакль там, не удалось
Пигмалион, создавший и ожививший кукол, уверен, что только он знает, как они должны себя вести и что делать. Этот Пигмалион, Пигмалион Беляковича, думает, что заслужил такое право давно, он его выстрадал.
Ничего себе – «думает, что заслужил такое право». Здесь не очень понятно, но в контексте, мне кажется, речь идет не о Пигмалионе-Беляковича, в смысле персонаже, который появляется в самом финале (текст построен последовательно), а Пигмалионе-Бакалова и, соответственно Пигмалионе режиссера Беляковича, который переделал пьесу Грау.
С одной стороны можно опровергнуть – ой вы недопоняли, там не только о куклах и Пигмалион не думает, что заслужил такое право, он творит и живет своими куклами и прочее, прочее, прочее. С другой стороны, если речь идет действительно о Пигмалионе-Беляковича... «думает, что заслужил» такие слова к спектаклю на ЮЗ-сцене вряд ли когда-нибудь у меня будут, но такие слова у меня были к Пигмалиону-Ярлыкова (только не в июне, тогда монолог, да и весь спектакль, откровенно не получился)... дело, было, кажется в марте...
Lek писАла о новгородских «Куклах». Там спектакль о человеческих запутанных историях и к финалу тебя буквально душат потоки мыслей о никчемности существования, силе кукол-механизмов, о том, что – ты человек, но ты слаб и ничерта не знаешь куда и как идти. Когда появляется настоящий Пигмалион (Ярлыков) и начинает говорить – я задумал, представление кажется смешным. Его хочется расстрелять на месте – задумал?!?! Нелепым и смешным?!?!? Тут сидишь в секунде от того чтобы руки на себя наложить, а ему кажется смешно!?!. Хочется убить его за то что он своим представлением взял и разбомбил все внутри тебя, также как разрушены жизни Герцога и Аурелии и у них нет никакого «что же будет дальше», ты буквально чувствуешь что рушатся твои собственные устои, весь, казалось бы прочный фундамент вдруг стал таким хрупким (тут попахивает «Калигулой»))), а ему смешно – да, какое право ты имеешь?!?!. Вот)) Из всей этой безысходности вытаскивает тот легкий поворот и в буквальном смысле возвращение в жизнь самого Пигмалиона. Пигмалион-Ярлыкова почти ставит финальную точку – я для себя решил оно последнее – и все, кислорода не хватает, петля затягивается. А он отступает назад, словно хочет уйти и оставить тебя здесь в агонии... и уже развернулся, а потом возвращается и буквально дарит жизнь – театр принадлежит живым актерам... зритель, пережить невиданные страсти... – Его интонация сменяется теплотой в голосе и в буквальном смысле хочется жить. Правда желание побить Пигмалиона все равно остается. Он пережил крушение, такое после которого нет ответа на вопрос « а что же будет дальше», после которого ответом на этот вопрос является всепоглощающая тишина, черная дыра, на грани которой мы здесь и находились. И он, принудительно, своим «нелепым и смешным» представлением поставил нас сейчас на грань, принудительно поставил и заставил искать выход. Ты думаешь, что вправе это сделать? ... Хотя может быть постоять на грани здесь и сейчас в «нелепом и смешном» представлении, подумать о... чем потом ощутить действительно обрушивающуюся почву под ногами. Впрочем... это все слова, мы их говорим, но не применяем в жизни.
И Пигмалион создает новый, суперсовременный, технически совершенный театр. Как говорится, если хочешь жить, надо работать, а если хочешь разбогатеть – придумай что-нибудь другое… Зрители очарованы.
Здесь просто хочу сказать – умудриться выловить фразу, которую произносит Ванин – хочешь разбогатеть – придумай что-нибудь другое. Обычно, когда спектакль нановенького антрепренеры и их потрясающие фразы о жизни, деньгах и прочем теряются в общей восторженной феерии кукольного представления.
Куклы, столько раз игравшие на сцене разные человеческие страсти, начали действовать самостоятельно. Сцена этого превращения в исполнении настоящих актеров «Театра на Юго-Западе» стала мощным, темпераментным музыкально-драматическим пластическим зрелищем. В некоторых местах – даже выходящим за рамки приличия и шокирующим. Все чувства экзальтированы до предела. Все, что со знаком «плюс», становится минусом. Ведь куклы не знают, не умеют и не понимают, что им надо делать как «человекам»… Их никто не учил чувствам. Они только выполняли четко заданные Учителем программы. Вот и получается, что минут так за 20 надо пройти сразу два пути: и «развиться» как личность, и «унаследовать» всю историю мирового развития человечества – вместе с его этикетом, нравами и моралью…
Во как. Интересно, что там – выходило за рамки приличия и шокировало. Ночные побегушки? А про 20 минут и два пути – сильно сказано. Я то всегда думала, что их развитие поступательное – города и континенты, представления, публика и по крупицам они впитывали, а тут появившийся Герцог и убежавшая Помпанина, сорвали крышу и все понеслось.
Кукла Помпонина, любимое творение Пигмалиона, убивает своего создателя, стреляя и стреляя из пистолета, продолжая нажимать на курок. Раздаются глухие, короткие щелчки… Это убийство становится одновременно и самоубийством, потому что куклы беспомощны без своего... Бога? Дьявола? Зрители не могут однозначно ответить на этот вопрос. Испытание свободой и счастьем стало смертельным.
Испытание свободой и счастьем стало смертельным ... не знаю как насчет испытание счастьем. А вот испытание свободной оно смертельно.
Куклы тянутся к бездыханному Пигмалиону и укладываются вокруг него. И вдруг в установившейся тишине начинает звучать музыка. Как символ новой жизни, рожденной другим автором, другим гением. Она исходит из души, от сердца. Она – самый веский аргумент в пользу живого, чувственного, «одушевленного» театра, его ода и гимн одновременно.
Просто красиво)))
Для музыки у меня есть отдельный опус))
Началось все с новгородских «Кукол». Там Балабол во время кукольной вакханалии кричал Херувиму – ты слышишь музыку, давай, вибрируй. Он обращался там к нему, подталкивая петь серенаду, вибрировать под балконом Помпонины. Надо сказать, что на спектакле 15 мая, эта фраза в НН звучала так же как у нас – о слышишь музыка, давай вибрируй. Не знаю почему, но эта фраза нашего Балабола (в смысле Гусева) западала и раньше, западает и сейчас, он подводит черту кукольным перебежкам и открывает новую страницу, увидев которую сторож в театре поседеет. А зачем и о чем она. Не знаю. Достаточно того как она произносится, чтобы запомнить и что-то почувствовать, что именно – ответа нет, но просто какую-то клеточку внутри себя... живую клеточку, вибрирующую в такт музыке.
В общем, теперь я придумала и мне нравится)))
«Что это? А! Это музыка» - Альдукар произносит подобные слова несколько раз. И каждый раз, когда она начинает звучать, смотрит вверх. Собственно это делают все, причем делают по-разному. Эта музыка звучит по-разному для всех. Но она звучит. И это самое главное – звучит. Для Альдукара эта отголосок ушедших снов. Для остальных... да наверно тоже самое, только кто-то загнал их в дальний потаенный угол и с удивлением слышит отголосок, кто-то боится этих звуков. Но слышат... Кстати, в Новгороде музыку слышат двое – Герцог и Аурелия, изредка Агустин, вот эта троица сохранила в себе отголосок снов юности... песни на непонятном тебе языке, но песни о тебе... У антрепренеров нет времени на музыку, и осталась ли она у них. Нет-нет да и кто-то глянет вверх, а потом опять опустит глаза... Возвращаюсь на родину)) А наши слышат, и я слышу и пока слышу музыку, продолжаю жить...или, если по кукольному – вибрировать.... Аьдукар слышит, но после побега с Помпаниной, после выстрела эта музыка все тише. И вот он в тишине уже просто ждет когда застрелится рядом стоящая Аурелия, ждет кукольных объятий... а музыки уже не слышно. Но она возрождается в самом финале. Сначала тихо, а потом все громче и громче и вот уже шаги, в такт ударам сердца.
Театр принадлежит живым актерам. Публика приходит сюда, чтобы испытать настоящие страсти в наше механистическое время.
Но будет ли так всегда?
Отредактировано rrr_may (2009-07-13 17:57:56)