«Куклы» от 04.03.2010, или раз в год-полтора.
«Замкнулся круг…». «Куклы» привели меня в ЮЗ в марте 2007 года. Символично, черт возьми, что оба раза – тогда и сейчас – я попал на них случайно и с подачи Quasi. Интересно, как бы интерпретировал такой символизм наш достопочтенный д-р Стравинский?
Меня не покидало ощущение «всё знакомо и незнакомо», когда вроде бы знаешь, что за сцена будет дальше, но тем не менее ждешь её с еще большим нетерпением, ибо за давностью последнего просмотра что-то могло измениться.
Не изменилось ничего.
Антрепренеры были на высоте. Дон Олегарио возмущенно изъяснялся о будущем после нашествия кукол и невозмутимо разбрасывал в стороны фразы, ставшие крылатыми, про место под солнцем, дважды два четыре и пр. Дон Хавьер и печалился, и спорил, и подхватывал шутливый настрой коллеги в разговоре о богатых мира сего, в общем оставался настоящим антрепренером мадридского театрального сообщества, твердым таким персонажем, за что Алексею Сергеевичу спасибо большое! Дон Лусио явно страдал в тот вечер провалами в памяти, был благодушен, весел, старался смягчить все пессимистические выпады дона Олегарио, причем старался так, что забыл, как этого Олегарио, собственно, зовут… Ну что ж, всякое бывает
Выходит, что я беззастенчиво пересказал первые двадцать минут действия. Вывод из этого могу сделать один: антрепренеры остались верны себе и их сцена остается уверенной, незыблемой, она смотрится вновь и вновь с неподдельным интересом, как говорится, опыт – не чулки, внезапно не разойдётся (это я только что придумал!).
Что было дальше, я не помню.
В тот вечер я поймал себя на мысли, что очень скучал по Брандахлысту. С начала и до конца Брандахлыст – так было раньше – отличался тем, что был ироничнее, сатиричнее и просто более изощреннее в шутках, чем все остальные. На «Куклах» всегда можно было узнать о последних новостях в мире – о новом президенте США, разгромном поражении от сборной Испании. И это всегда исходило от Брандахлыста. Он был нагл, заигрывал с публикой, от чего его образ долго оставался в памяти. Видимо, я скучал больше, чем нужно было…
О Пигмалионе-2. Этот образ постоянно развивался в моем представлении. Поначалу (это все конечно полное имхо) он казался мне практически человеком. Я не видел в нем ни одного проявления механистической натуры – в монологе о куклах и осуществленной мечте всегда замирало сердце, так пронзительно о мальчике с деревянной куклой в руке мог говорить только человек! Его движения были плавны, иногда в них не замечалось четкости, он сливался в компании герцога, его супруги, антрепренеров и представителей актерской гильдии. Позже механизмы разлаживались. То рука очерчивала траекторию, которую мог очертить только механизм. То поворот туловища становился запрограммированным, чувствовалось, что в какой-то момент механизм разлаживался. С течением времени в последних сценах Пигмалион-2 был практически явной куклой и до момента перезагрузки оставалось совсем немного, если бы не отчаянный выстрел Помпонины. (Хотя почему же отчаянный? Он тоже запрограммирован, стал частью «игры в игре», где Пигмалион ставил точку в кукольных представлениях. Наверное, конец мечты, ставшей реальностью и принесшей множество плодов её обладателю, должен быть именно таким – выстрел и точка!)
В этот раз в Пигмалионе-2 натуры человеческая и кукольная смешались в кучу кони, люди. Пока я приглядывался в попытках понять, кто вышел пудрить мозги Альдукару вслед за Брандахлыстом – человек или кукла, прослушал весь монолог, «очнувшись» практически на кукольной репетиции. Да, со мной такой бывает. Привычка, извините.
Донна Аурелия в этот раз была выше всяческих похвал. Красивая и яркая, она почти уверила меня в том, что погоня на собственном авто будет ей что-то стоить. Все же супруга герцога Альдукара – женщина знатная и статная – ломается в тот момент, когда застает супруга с куклой в местечке Альто-Предио. Должна ломаться. Не как кукла, а как женщина с подломленным достоинством, где осознание, что многие годы измены мужа были на слуху, почти на виду, все же почти, вдруг обрело реальные очертания, а измена столь явно нарисовалась перед глазами.
В монологе же предстала типичная кукла, которая в очередной раз промолвила что-то о вензелях, подушках, после чего не жаль совсем, что её кинул Герцог. «Я кукла, кукла!» - это противоречие самой себе стало в этот раз правдой, за которой возникло желание повторить «ну кукла, кукла, и что дальше?». И когда Помпонина отобрала пистолет, где-то проскочило что-то шальное вроде «ну вот, блин!». Да, блин, потому что с Аурелией или вечно почти, или почти никак.
О куклах можно написать многое и многого не писать вовсе. Итог будет тем же. Помпонина страдала и её vai vedrai была пронзительна. Херувим также страдал, однако о серенадах он снова рассказал лишь на словах (может пора спеть что-нибудь?). Впрочем, как всегда отлично спела Дондинелла. Марилонда осталась танцовщицей на словах и, несмотря на симпатию, идущую от «нового образа» этой некогда пластичной куклы, словно немного стесняется показать, какие у неё ручки и ножки. Балабол на высоте – вот уж где не оскудеет фантазия создателя! )))) И рвущееся желание увидеть того Хуана Болвана, который был «ку-ку», но как-то по-особенному, по-болвановски, отменно что ли.
Что хотел бы отметить особо - Пигмалион-Китаев. Иногда роль сыграна актером настолько блестяще, я бы сказал лаконично блестяще, где ничего не упущено и нет ничего лишнего, что получается сказать лишь одно - "мастерски!". Это был как раз такой случай.
Вот такие куклы как куклы.
ПС. И снова думалось, что если бы ВРБ решил ставить Лира, то на эту роль уже есть явный претендент.
Отредактировано thebestever (2010-03-09 23:11:30)