О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=jenitba
Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра -
http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=66
Глубокое подполье зрительного зала |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Женитьба
О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=jenitba
Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра -
http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=66
22.09.2007
Яга против Мефистофель (заметки на репертуаром плане ))
Если когда-нибудь вздумаю написать серьезный и вдумчивый отзыв о «Женитьбе», что скорее всего не случится, то вместо пролога возьму строчки из «Евгения Онегина»:
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Пушкина можно оставить без комментариев.
Пусть все роли играют мужчины, это ни сколько не мешает, появляется на сцене очаровательнейшим женщинам в их исполнении. Без них никак, слишком уж хлопотное дело эта женитьба, а взгляд на нее у кавалеров и дам такой разный.
У девушек все просто - люки задраены, кингстоны продуты, полный вперед - она, Агафья Тихоновна, созрела замуж. А Ивану Кузьмичу Подколесину и самого процесса более чем достаточно. Чем развлечь себя мужчине как не мыслями на досуге о женитьбе, таком со всех сторон важном и приятном занятие. Для него-то это само по себе удовольствие предвкушения. Не то, что для надоедливой свахи. Подумать только, три месяца ходит, а все на что-то надеется. Яркая, целеустремленная дама, кого хочешь с толку собьет, своей хваткой.
Вот ведь странная штука, считается, что получать удовольствие от процесса сугубо женская прерогатива, в то время как результат важен мужчинам, но как бы не так… Результат это уже досадная оплошность, которую из-за всех сил пытается не допустить Подколесин и не разумно позволил Кочкарев. Теперь этот деревенский Мефистофель наслаждается новой ролью - свахи. Не ему одному же мучится, да и сам ход дела так упоителен. Надо была бы он не разглядев, что белеет в комнате женщина или подушка женил бы Подколесина на второй. Самозабвенный размах.
Пока Кочкарев беседует с Подклесиным «по отцовски» расписывая рай небесный на земле (за которым в пору ползти в зрительный зал )), тому остается лишь стоять словно мальчику на картине Решетникова «Опять двойка». И отказать другу, когда он везде прав неудобно и согласится боязно. С Кочкарева станется, еще и дети будут на него похожи (сплюнуть чрез левое плечо, три раза!)
Сошлись планиды Агафьр Тихоновны, что не жених, то сплошное удовольствие.
Такой деликатный Анучкин, трепетный вьюноша с несчастным детством без французского, словно танцор, скользящий по стеночки.
И видный коллежский асессор, ничего что Яичница, зато мужчина с принципами, по-своему наивный и доверчивый, с широкой душой и кулаком, ежели понадобиться. Не одна дверь такого представительного мужчину не выпустить не посмеет.
Между первыми двумя выбрать уже не просто, а тут еще Жевакин изволил-с пожаловать. С ним на сцене начинают кипеть просто итальянские страсти, где ленточку зажатую в зубах (ведь женщины для него как для моряка бой не на жизнь, а на смерть), можно принять за розу в ритме танго, и коррида начинается не дожидаясь быков. Предусмотрительный ценитель женских прелестей, с необходимой оптикой под рукой.
Что они все женится, вздумали? Никак невеста слишком хороша, не то, что женщина, девушка на выданье. В попытке занять место ее мужа женихи в равной степени, как соперники, так и единомышленники.
Хороший спектакль всегда чуть-чуть внушение – гипноз зрительного зала. Остаточный эффект главного противостояния. То Кочкареву не дают покоя лавры Месмера, то герои как мышки идут на дудочку-голос Свахи-крысолова.
У нее, кстати, все продумано. Мифическая Яга и с невестой по душам в узком девичьем кругу поговорит, на любом языке и женихами подирижирует. Она создает не лживую рекламу, а имидж. Не то, что взявшейся не за мужское дело Кочкарев. Здесь разворачивается битва Титанов. Вот и смотрит Фекла Ивановна на него с иронией, дескать, увидим, как ты управишься. Это не беда, что Кочкарев у других женихов желание женится, отбил. Сам-та он как бы не прикидывал расклад на Агафье Тихоновне не женится. А Подколесин быстро вернется к реальности из фантазий Кочкарева, очнувшись после опьянения собственной решимостью, чтобы выйти в окно.
Отредактировано Lek (2007-12-11 01:29:24)
Не в качестве рассказа о вчерашнем, просто мысли после сразу нескольких спектаклей. Долго ломала себе голову, почему так трудно писать о «Женитьбе» Ю-З. Мне конечно в принципе легче проговаривать свои мысли, чем записывать, но тут совершено особое дело. Заколдованная она что ли? И ведь не надо писать «первый отзыв» с кратким содержанием оно и так всем известно, а даже первые строчки даются с трудом. Есть на этот счет мысль – идея! (лампочку над головой аки в мультяшках дорисуйте мысленно и когда зажжется, выключите, электричество экономить надо )).
Женитьба в Ю-З, это два спектакля в одном, иногда они идут по отдельности иногда вместе.
Первый это совсем не по Гоголю, но по широкой русской душе. Он соткан из возможностей заставить зрителя растеряться: сцена маленькая, но когда на ней сразу семь актеров выступают с небольшим бенефисом куда бежать и на что смотреть уже точно не знаешь. Не буду врать, что это всегда гениально, но ведь по большей части замечательно. И шутка даже не всегда просто шутка. К примеру: Балтазар Балтазарович демонстрирующей клопика Анучкина Ивану Павлавичу, ну чем не метафора на которой, кстати, Жевакин обычно настаивает (К слову о метафорах, в тему прошедшего спектакля: насчет, рогов которыми обзавелся Подколесин за счет Кочкарева это по-видимому намек на шестерых детей которые у потенциальной жены Подколесина будут все таки от близкого друга семьи… а девушки на первом ряду обычно так радуются когда им предлагают шестерых от Подколесина )). Первый спектакль нацелен на повеселить и это ему обычно с успехом удается.
Второй по Гоголю, здесь все сложнее. Это только народная мудрость гласит – не смейся много, плакать придется. На деле же перевести от бурного веселья даже к необременительной грусти сложно, а заставить думать еще сложнее, но зато когда получается…
Легкая абсурдность, доведенная до сопричастности так, что восприниматься это начинаешь где-то как про себя, даже если и сравнить не с чем.
За это в спектакле отвечают:
Взгляд Ивана Павловича с его поколебавшейся верой, ведь не за дом который в один кирпич строен, за сам обман обидно и эта не из нашей повседневной жизни обида трогает (если у актера такие глаза конечно грех этим не пользоваться, и ведь трактаты можно писать что про взгляд Азазелло явившегося к Маргарите, что про Основу с его, - «любимым быть»).
Последний монолог Подколесина, рождающий в душе неизбывную тоску о натуре, которая сильнее человека.
Горькие на вкус слова Агафьи Тихоновны, – «на позор мы вам, что ли достались?» и не знающий, куда себя деть Кочкарев. Над его, – «хочешь я на колени встану» смеются обычно, а ведь где-то здесь уже не то чтобы смешно, думать хочется.
Единственный персонаж умудряющейся существовать одновременно в двух спектаклях, где-то посередине – Сваха. Ее суетность и подход к делу, когда все не по Гоголю у нее вроде как по нему, а грусть на заднем плане в самом конце по-божески, в смысле по-человечьи.
Вот обычно и бьешься над задачей, а как это все соединить если сразу из всех пушек палят, а если не из всех, то как выделить одно не потеряв другое. Ведь что Николай Васильевич, что Валерий Романович, каждый в этом спектакле по-своему дорог. А уж: Михаил Анатольевич, Александр Вячеславович, Максим Андреевич, Олег Николаевич (сразу оба )), Михаил Сергеевич, Дмитрий Николаевич и подавно
...2008
Чувствую себя в корне не правильной, по видимому мне одной о «Женитьбе» все таки пишется ))
Восьмого марта должен был идти не капустник, должна была идти Женитьба ) Как сложное и многогранное творение на тему – мужчины и женщины . Отставить смех, в этом изредка, но что-то есть.
Когда на сцене друг напротив друга стоят два лагеря в одном из которых милейшие байбаки женихи, а в другом временно уполномоченные представители противоположного пола, наблюдения за человеками становится полевым и чрезвычайно наглядным. Женщина она то, как лошадь, то как телега, но быть должна, ради приданого, французского и для души. Вот такие вот аксиомы от главных героев, смотришь и примериваешь, примериваешь и смотришь, больно живыми, прикидываются смыслы слов. Как же Подколесин рвался к выходу, вернее не рвался он обосновывал его существование в виде окна тем что оно ему и не нужно вовсе, но заметив что есть не мог не воспользоваться.
Есть заколдованное место в этом спектакле, центр первого ряда. То куда стремится Подколесин, в начале спектакля. Возможно, среди зрительниц и найдутся такие которые равнодушны к упоминанию шестерых детей обещанных Подколесиным Михаила Докина, но я таких не знаю и вообразить себе не могу. Это волшебство актера, когда на его реплику хочется непроизвольно кивнуть, а в глаза смотришь предано, потому что приручил. И я точно знаю, что рука девушки потянувшейся в сторону протянутый к ней ладони Подколесина животворная. Подколесин не хотел ее отпускать, а Кочкарев ревниво (тут ведь точно девушка, не подушка) пытался оттащить от прелестницы своего друга, пока тот брыкался, сопротивлялся и просто не давался. Эта рука не могла не помочь, я в нее верю, но вот ведь подлая женская мысль, вертелась в голове вопросом: ну мы-то за приданым не постоим, но какой вы нам дадите выкуп? Просто так мы своих девушек даже на таком заманчивом, а сегодня чуть ли не обольстительном условии как – «шесть» не отдаем.
Отредактировано Lek (2008-09-05 16:20:54)
Без названия... просто запись в дневник собственной памяти о 15-м числе
сразу предупреждаю: много букфф ниапчем
Понятия не имею, как можно писать о спектакле, что можно написать о спектакле, и можно ли вообще написать об этом спектакле. Каждый раз, приходя на Женитьбу, отчетливо кристаллизуются слова ВР - «совсем оборзели, кто только не играл Агафью эту». И что после этого можно писать путное? И опять мучает вопрос - сколько там в этой Женитьбе самого Гоголя-то? А? Даже думать на тему сильно не хочется (ну хорошо... вообще не хочется), а просто смотреть, смотреть, смотреть, смотреть...
Странное ощущение от вчерашнего спектакля, противоречивое, но больше в плюс, чем в минус. Наверно это единственный критерий, которым могу внятно оценить Женитьбу, и не только вчерашнюю - хорошо или плохо, срослось или не срослось, а о чем, зачем и почему спектакль. Боже упаси меня от подобного вопроса с чьей-либо стороны.
Возвращаясь к вчера. Вроде ничего особенного, спектакль как спектакль, бывало и лучше, бывало и хуже. Только вот давно не было легкой грусти в конце - ах, как жаль, что спектакль все-таки закончился. Именно о Женитьбе говорю. Хотелось смотреть еще и еще, танцевать фокстрот, смеяться радоваться и сбегать вместе с Подколесиным, шлепая руками по стенам ногами по булыжной мостовой. В общем Женитьба получилась правильно длинной, не пролетевшей в один миг, не затянуто нудно-вынужденной. Вот именно, что правильно-размеренной, когда теряешь ориентацию во времени и не в состоянии сказать: прошел час или два, или всего двадцать минут; когда не знаешь, что будет дальше, и может все-таки свадьба состоится, и рьяные попытки Кочкарева на этот раз удадутся, когда забываешь, откуда должен выскочить этот неугомонный Кочкарев, когда думаешь, что вот-вот и Яичница прибьет кого-нибудь кулаком, когда смотришь Женитьбу в первый раз. (хм, это я такое про юзовскю женитьбу написала? удивляюсь сама себе)
Вообще... с самого начала отчаянно хотелось летать, но не летелось, ну держит земля и хоть убей (погода что ли?). Все давалось трудом, но приправленным невиданным желанием взлететь, но не летелось. А если история не хочет вершиться, тогда засучим рукава и будем ее вершить. И если ветер не захотел подхватить парус и понести, создадим ветер сами и все равно полетим. Все равно! И, ведь полетели (пусть и не отпуская до конца страховочный трос)
Сударыня, если мы все семеро на вас женимся это будет... (вольная трактовка цитаты, только Гоголю не говорите, плииииз)... это будет праздник, (простите, но фактически повторяю вышеписанное Lek, признаюсь сразу, как на духу) да еще какой, веселье на полную катушку. Семеро, потому что ... ну... число хорошее и только такое число может породить все то, что уже давно стало афоризмами для постоянных, все те словесности, которые россыпью материализуются в течение двух часов. Женитьба не может обойтись без «Старая крыса» и вполне закономерного удивления от Свахи: «Почему старая?», без сакраментального от Жевакина в сторону Яичницы стушевавшегося в вопросе на фамилию - «ннну», их противостояния-сопротивления, да такого запоминающегося, такого ярого, презрительного друг к другу, что Агафье Тихоновне не удавалось начать трагический рассказ о неприятности на Невском. Кочкарев (ну родственник ведь) замечание сделал - господа, вы же в приличном доме. Ага, и тут Агафья выдает такоооооое, сразу видно - дом приличный ПесТня перед дверью в комнату Агафьи Тихоновны, которая там (судя по крикам Свахи), залезла под кровать. Кстати, а чего Кочкарев постеснялся туда войти, ведь родня, мог бы еще и помочь переодеться. А вот то, что ему покоя не дает подзорная труба - факт. Но если раньше достаточно было рукой закрыть (чтоб не смотрел, куда не нужно), то, теперь туда стоило заглянуть (ну и какого цвета глаза у Жевакина? А?). Детская обида и грудничковое рыдание от Яичницы и тоска по французскому от Анучкина. Глупое лицо в зеркале и трагический вздох Подколесина с закатыванием глаз и истерика вместо признания. Становится так жалко этого человечка, который - ну вот такой и без картуза. Это ж нервный стресс, а не жАнитьба. Вообще главное решиться, а там ноги сами понесут - сначала к невесте, а потом от нее. Кстати, вопрос о шестерых - давно решенный, так что уже давно пора приступать. А, гражданин Подколесин? Или опять скажите надо месяц роздыху? А Кочкареву, вообще нужно быть настороже, друг у него увлекающаяся натура, наслушается россказней о чижиках, ручонках и хватательных рефлексах так сразу резво уползет (еще как резво) и не удержите. Правда в этот раз крепко держали, ну ничего, было бы желание))
****
Дикие крики, точнее милая дамская беседа. Уставившись нос к носу (если не ближе - нос в нос) Агафья Тихоновна и Фекла Ивановна пытались перекричать друг друга, выслушивая и высказываясь по поводу потенциальных женихов, их фамилий и дурных привычек. А красавцы шествуют по подиуму, демонстрируя все свои лучшие качества. Кстати, кто вообще там жениться собирался: Кочкарев или Подколесин? По логике второй, но тогда по какой логике первый в этой демонстрации достоинств претендентов, под франко-русское повествование Свахи, нарочно заслоняет своего протеже, да еще и недоволен, что его самого не видно. Видимо по той же логике, что и в замочную скважину он смотреть будет «чур, первым». Кстати, Агафья Тихоновна так близка со своим родственником в розовом пиЖнаке (страшно подумать, что там происходило у Бирюшкиных-то), что не хотела его отпускать, конечно, кому охота быть прибитой. А этот Яичница такой страшный, ужас. Вот, бедная девушка и вцепилась в родственника, удерживает его не только руками, но и ножку вскинула на него, секунды не хватило, чтоб еще и вторую вскинуть и вцепиться в Кочкарева всеми руками и ногами. Удержать и удержаться, все-таки какая-никакая, а родственная защита.
Крыльям нашли применение! (думается временное, хотя, если уж барзеть, то до конца...) Кочкарев устраивает первый тет-а-тет, оркестра нет, вместо музыкантов а капелла сваха поет, так сказать создает атмосфэээру. Ну, это привычные полбеды))) Она вышла медленно, очень медленно, плавно и... в белых крыльях. Тех самых ааагромных архангельских крыльях, которые не прижились в Комнате Джованни. Получилась такая Saint Сваха в красном пальто и белыми пушистыми крыльями, которые (видимо из-за размеров и масштабов, а также веса) подрагивали. Как в финале она на них не вознеслась, загадка, до взлета оставались считанные секунды, наверно не хватило взлетной полосы, да и крылья в проем не проходили.
Как обычно много слов не по существу - вот в этом для меня эта Женитьба))) , но о хорошем вечере подарившем настроение можно повторяться и повторяться ))))
Да, еще. Там, похоже, всех голодом морят, ну или взгляд с третьего ряда худит, точно также, как изображение в телевизоре полнит. И, еще, похоже, стройными рядами всех водят к цирюльнику. Может указ правительства какой специальный к весне был о длине волос, а я прозевала?
Отредактировано rrr_may (2008-04-16 17:41:44)
Жениться аль замуж выйти…
Заранее прошу прощения за свои серьезные рассуждения о несерьезном спектакле. Я вполне вменяема и понимаю что «Женитьба» в Ю-З бессмыслица, с редкими просветами сюжетной составляющей, но отчего же эти просветы столь редки? Ведь они есть, как кусочек светлого неба за сплошной пеленой облачности.
Так получилось, что в пределах одной недели я побывала сразу на двух «Женитьбах», Ю-Звсой и Александринской, привезенной на фестиваль Золотая Маска, и непроизвольное сравнение этих спектаклей поставило передо мной почти Гамлетовский вопрос «быть или не быть», то бишь есть ли в этом смысл и какой?
Сравнение началось с момента появления на сцене МХАТа (именно на этой площадке шли спектакли Александринки) женихов. В спектакле Фокина их на два больше, но не суть, двое непредусмотренных быстро исчезают из сюжетной канвы, а вот Яичница, Жевакин и Анучкин кажутся подозрительно знакомыми. Т.е. если в Маяковке их образы совсем иные то здесь режиссеров посетила одна и та же муза, лишь волю они ей дали не в равной степени. Анучкин Фокина сбежавший с занятий гимназист, и трепетность духа и некая возвышенность мечтаний списываются за счет юношеского максимализма, Яичница дороден, широк на руку, но не на душу, до барина который в одну дверь не войдет, а в другую не выйдет не дотягивает, размах крыла у него, как и у местного Жевакина не тот, вроде бы все так же, разве что режиссерская задумка сделала здешнего Жевакина инвалидом оставив без ног, но эта мелочь осталась ничего не значащей, костюмной, мелочью. Общее же ощущение от ненашенских женихов, что когда до потолка еще две стремянки для подъема ограничились парой встроенных ступенек. В женихах Ю-З больше индивидуальности, иронии, в них заключен тот немногий смысл, ради которого стоит ходить на спектакль.
Кочкарев в «Женитьбе» Александринки особый персонаж. Это опасный человек вышедший скорее из под пера Федора Михайловича Достоевского, появляющийся на сцене словно Раскольников, добравшийся до своей старушки процентщицы - Свахи. Мало того он еще и Пиковая Дама, та самая карта, что несет дурное предзнаменования всей колоде. Его решение женить Подколесина не игры ради, оно от злости, не было бы повода с женитьбой он бы его, с лестницы скинул. День-то у Кочкарева явно не задался так почему кому-то должно быть лучше, чем ему? Подколесин же изначально женится не собирался, думать не думал, лежал себе на кровати перед окном в котором то Степан появится то Сваха, этакий аналог цветочного телевизора, а вся затея с сватовством для него лишь дополнительный канал по кабельному. Самое же большое проклятье для этого Подколесина седой волос. Почему? Да потому что он престарелый Дон Жуан с одной с половиной любовной победой в молодости, в рамках – она обернулась посмотреть не обернулся ли он, чтобы посмотреть не обернулась ли она. Все эти полтары победы им ласково хранятся аккуратненько прибитыми к стеночки и глаз радуют. Так что вся затея с женитьбой фикция от безделья, которую разоблачать перед другом неудобно, все равно, что лицо потерять.
Почему же Подколесин решается жениться в Ю-З… а леший его ведает. Мне даже показалось что это некое весеннее обострения, когда люди не знают, как бы себе посильнее навредить да чтобы с наибольшим ущербом для каждой стороны. Да и в Кочкаревы удовольствие женить садистское, необъяснимое без врачебного заключения. Женитьба в Ю-З в целом сумасшествие, внезапно наплывшее на героев наваждение. Зачем, например выходить замуж Агафье Тихоновне?
В Маяковке она трогательная старая дева, для которой этот последний шанс выйти замуж, в Александринке не наигравшейся ребенок, гоняющий целый день на коньках, с мечтами полными розовых слонов мужского полу и засидевшийся дома страсть как, что хоть замуж выходи, а в Ю-З?
А в Ю-З задачи сыграть Агафью Тихоновну не ставится, есть задача для мужчины сыграть женщину и ее самоотверженно исполняют, причем очень хорошо. Иногда Агафья мужеподобна, иногда нежна и кокетлива, но при этом имя у нее могло быть любое. С другой стороны это единственный театр, где «Женитьба» играется полностью мужским составом, но ведь это не эксклюзивный случай в современной театральной жизни. Из того, что видела сама могу привести как пример «Ромео и Джульетту» в Театре Луны или «Двенадцатую ночь» поставленную в рамках Чеховского Фестиваля. Да, у актеров есть чисто женские приспособления для того чтобы обозначить пол, но при этом они играют в первую очередь своих героинь, а не женщин и им это волшебным образом удается без доли абсурда, так что начинаешь верить и Джульетте, и Виоле… а уж как веришь Оливии и словами не передать ))).
А если не понятно, зачем женится то точно так же не ясно, почему следует отказаться от этой затеи? Подколесин в спектакле Александринки поцеловав ручку Агафьи Тихоновны увлекается так что Кочкареву страшно становится и монолог Подколесина о том что будь он царем то всем приказал бы женится, оказывается точной копией монолога Бобчинсокго «а если придется и самому императору…» возвышающего его над окружающими, подлым делом подкидывающими идею о побеге. Эта мысль словно прилетает из зала и отказаться от нее уже нельзя да и не хочется. В Маяковке же побег это выход, в окно в дверь куда угодно, выход из тупика Женитьбы. В Ю-З… кажется это еще один приступ безумия не меньшего чем все остальное.
Жаль. Жаль что, настоящая печаль Агафьи Тихоновны, пусть и не вытекающая из хода спектакля, практически все за что удалось зацепится 15 апреля.
Я не могу сказать, что я влюбилась в спектакль Маяковки и Александринки с той же преданностью с которой люблю спектакли Ю-З, но я могу взахлеб рассказывать о «Женитьбе» Фокина, «Женитьбе» Арцибаша и мне почти нечего сказать когда речь заходит о «Женитьбе» Беляковича. Разве что расписать какие прекрасные актеры играют в этом спектакле, что действительно так, и развести руками, когда спросят, а что они играют.
"Женитьба" была когда-то очень лиричным, хотя и вдрызг хулиганским спектаклем, с 1990 года стала стремительно "скапустиваться" (на вопрос режиссеру "зачем?" последовал обескураживающий в своей простоте ответ: "А я думал, так будет смешнее"), а с 1999 года и вовсе стала "мужским" капустником по мотивам старого спектакля. Так что не ищите в ней логики и человеческих чувств.
Так что не ищите в ней логики и человеческих чувств.
Меня очень смущает формулировка – «не ищите». Она ставит крест на том, что делают люди, на актерах которые играют в спектакле, на их профпригодности и профпригодности режиссера, который его поставил. «Не ищите» сродни – «не смотрите». С этим я могу согласиться – не смотрите, если не цепляет, но все ведь не так трагично. В противном случае формулировку - не смотрите можно применить ко всем спектаклям Ю-З, от Калигулы и Гамлета до Сна и Женитьбы. Если ставить на спектакле крест, этот крест ему памятником и послужит. Я видела Женитьбу, в Ю-З, кстати, в этом году, когда смысл был. Спектакль с очень правильными, не по школьной программе, а на интуитивном уровне, гоголевскими персонажами. С каким-то «не слава Богу» за душой. Только у тебя оно маленькое, в руке уместится, а у них чуть больше, поэтому и заметней, а может быть потому что в себе это трогательное недоразумение приятнее не замечать. Это была история открытых миру людей, с наивностью и искренностью, которые в современном мире целиком и полностью принадлежат совсем маленьким детям, ну и может быть еще актерам. Если честно мне показалось что такими и должны быть герои Гоголя, чтобы происходящие казалась более чем серьезным. После того спектакля ощущал себя лучше, чище. Бывают зрелища, которые боем, пожаром дают очищение, а вот подарить его аккуратно, без слез, через улыбку, пусть и грустную, пусть и отягощенную пониманием все таки сложнее.
Жаль, что никто особо не поверит, даже те кто обычно верят, потому что спектакль такой на моей памяти случился один.
"Не ищите логику там, куда вы её не положили" Эта фраза Есенина-Вольпина нередко утешает в нашей жизни. Когда спектакль превратился в капустник, логику оттуда убрали. Осталось зрелище, которое строится "по приколу", как нынешнее появление архангельских крылышек. Нелогично, зато забавно. Под настроение очень даже можно посмотреть... наверное...
"Не ищите логику там, куда вы её не положили"
А у меня и не было возможности положить куда-то логику, но, скажу, что она есть везде. Все равно одно вытекает из другого. Логика - очевидная или нет, заложенная или проявляющаяся (а это на усмотрение - читай «желание» - зрителя). И если мы чего-то не видим - проблема, читай желание, нашего глаза и не более того.
«По приколу»? В «по приколу» тоже есть своя логика. Из «по приколу» могут родиться любопытные идеи о том или ином произведении, «по приколу» можно десять минут посмеяться над свахой с крылышками и остальные полтора часа почувствовать все то послевкусие о котором сказано выше:
... история открытых миру людей, с наивностью и искренностью, которые в современном мире целиком и полностью принадлежат совсем маленьким детям .... Если честно мне показалось что такими и должны быть герои Гоголя, чтобы происходящие казалась более чем серьезным. После того спектакля ощущал себя лучше, чище. Бывают зрелища, которые боем, пожаром дают очищение, а вот подарить его аккуратно, без слез, через улыбку, пусть и грустную, пусть и отягощенную пониманием все-таки сложнее.
А ведь это о той самой Женитьбе, которая превратилась в капустник и от которой ничего особого не ждешь. Этот спектакль был осенью. Что произошло в финале, я не знаю, но это было по-настоящему, по-гоголевски и ведь задело. Нечто похожее проявлялось и потом, может не так сильно. Женитьба превратилась в капустник? В отдельные номера? Пусть так, и, возможно это действительно так, в сравнении с тем, с чем я не могу сравнить. Но даже в капустнике может родиться и рождается что-то, что порой и спектакль не дает.
Так что не ищите в ней логики и человеческих чувств.
Жестокие слова, даже по отношению к нынешней Женитьбе. Цитировать первую половину поста Lek не буду.
А я не буду цитировать пост Lek от 2008-04-18 16:37:19. Перечитайте - там всё есть: и обессмысливание, и обесчувствование.
Просто, когда я читаю про "спектакль Беляковича", "юго-западный спектакль", мне становится обидно. За тот спектакль, который был, и под именем которого сейчас идет вот этот мужской капустник. Или, если угодно, мужское пересказывание в стиле КВН. Есть "Лебединое озеро", а есть мужские балеты на тему "Лебединого озера". Если бы они сменили реальное "Лебединое" в репертуаре одного и того же театра, путаница в понятиях была бы не большей.
Отредактировано Клио (2008-04-24 19:18:20)
Хорошо, а я еще раз зацитирую пост Lek, где вы упорно пропускаете слова, которые выпадают из вашей системы «Женитьба-КВН». Например,
Бывают зрелища, которые боем, пожаром дают очищение, а вот подарить его аккуратно, без слез, через улыбку, пусть и грустную, пусть и отягощенную пониманием все-таки сложнее
На всякий случай - это сказано про Женитьбу, которая идет сегодня. Для вас это КВН, для меня это сегодняшний театр на Юго-Западе. Мой театр сегодня. У меня нет в этом театре прошлого и мне не о чем жалеть (есть о чем жалеть в другом театре, но о нем я не буду говорить).
И я утверждаю, что в Женитьбе сейчас есть смысл, есть логика и этот спектакль можно смотреть (речь изначально шла об этом). А говорить и советовать «не ищите в ней логики и человеческих чувств» (особенно чувств) - глупо, ограниченно и жестоко по отношению к театру как таковому. И я не говорю о том, что нынешняя Женитьба сейчас это верх серьезности и разумности. Вы ставите на ней крест, я этого не делаю, возможно, через тридцать лет поставлю.
Есть сотни театров, где идут Гамлеты, Ромео и Джульетты, Женитьбы. И эти спектакли разные, где-то лиричный, где-то хулиганский. Юго-Запад тогда и Юго-Запад сейчас - это два разных театра (и это не мне вам объяснять) и это две разных Женитьбы. В каждой из этих Женитьб есть свое, есть своя логика и свои чувства, есть свой Гоголь.
Придется всё же процитировать:
«Женитьба» в Ю-З бессмыслица, с редкими просветами сюжетной составляющей, но отчего же эти просветы столь редки? Ведь они есть, как кусочек светлого неба за сплошной пеленой облачности.
Почему же Подколесин решается жениться в Ю-З… а леший его ведает. Мне даже показалось что это некое весеннее обострения, когда люди не знают, как бы себе посильнее навредить да чтобы с наибольшим ущербом для каждой стороны. Да и в Кочкаревы удовольствие женить садистское, необъяснимое без врачебного заключения. Женитьба в Ю-З в целом сумасшествие, внезапно наплывшее на героев наваждение. Зачем, например выходить замуж Агафье Тихоновне?
А в Ю-З задачи сыграть Агафью Тихоновну не ставится, есть задача для мужчины сыграть женщину и ее самоотверженно исполняют, причем очень хорошо. Иногда Агафья мужеподобна, иногда нежна и кокетлива, но при этом имя у нее могло быть любое. С другой стороны это единственный театр, где «Женитьба» играется полностью мужским составом, но ведь это не эксклюзивный случай в современной театральной жизни. Из того, что видела сама могу привести как пример «Ромео и Джульетту» в Театре Луны или «Двенадцатую ночь» поставленную в рамках Чеховского Фестиваля. Да, у актеров есть чисто женские приспособления для того чтобы обозначить пол, но при этом они играют в первую очередь своих героинь, а не женщин и им это волшебным образом удается без доли абсурда, так что начинаешь верить...
А если не понятно, зачем женится то точно так же не ясно, почему следует отказаться от этой затеи? <...> В Ю-З… кажется это еще один приступ безумия не меньшего чем все остальное.
...я могу взахлеб рассказывать о «Женитьбе» Фокина, «Женитьбе» Арцибаша и мне почти нечего сказать когда речь заходит о «Женитьбе» Беляковича. Разве что расписать какие прекрасные актеры играют в этом спектакле, что действительно так, и развести руками, когда спросят, а что они играют.
Вот я и попыталась поговорить о том, что играют, чего уже не играют и с какого момента перестали это играть. Ну, не вышло разговора - так не вышло.
Отредактировано Клио (2008-04-25 01:52:42)
Придется всё же процитировать
Даже не знаю радоваться или огорчатся, не думала, что стану предметом разночтений. Клио, я это писала, но я это писал в связи с конкретным спектаклем или точнее несколькими спектаклями, но не всеми, было исключение из правил (rrr-may права, тот спектакль был осенью, даже не верится что уже так давно).
Спектакль, не один спектакль не является сам по себе бессмыслицей, театр искусство коллективное и от этого коллектива и зависит, что в итоге получится. И дело ни в том играют ли в спектакле только мужчины и ни в актерских шутках (кстати, в «по приколу» тоже есть логика, как и в любой шутке иначе она не смешна), а в отношении к спектаклю.
Избирательная цитата. Ничего не добавить не прибавить. Там вообще-то еще написано, что это свой спектакль, отличный от другого театра. И отмечены свои плюсы. Которые нам сейчас в этом «капустнике» интересны. Если приводить подобные цитаты, то можно половину отзывов данного форума сюда свалить. И обессмыслившегося Калигулу, и Сон, и МиМ и еще много чего в неудачные дни.
Lek написала отзыв об апрельской Женитьбе и вот беда, отыскала там вещи о которых можно поразмышлять. Более того, сделала это. За что логично получила по голове с указанием от опытного товарища - «не ищите там логики и человеческих чувств», ведь это уже не тот спектакль, не тот театр (да, я буду цепляться к этой фразе). И что? Как от этого утверждения можно говорить о Женитьбе. Можно только сказать: великодушно простите, но можно я все-таки поищу, ведь цитирую Lek ««Не ищите» сродни – «не смотрите»». Но и на это совет - не клали не ищите. И что остается? Только открыв рот слушать ах, какой она была. И еще очень любопытно, а как вы хотели поговорить, о чем сейчас не играют и с какого момента перестали играть с нами? За последний год вроде все ровненько.
Из новостной ленты сайта Олега Леушина
С 05 октября 2008 года в спектакле «Женитьба» Олег Леушин играет роль Подколесина.
Отредактировано rrr_may (2008-10-02 23:53:39)
5.10.2008
Все было хорошо.
На этой фразе можно и закончить, над ее точностью и лаконичностью пришлось потрудиться, но она исчерпывающе описывает спектакль. Вы с нами, мы с вами и все мы вместе. Сложные кульбиты и сплошные поддержки, никто не разбился, все действительно хорошо.
Какие-то моменты выписаны широкими мазками, другие максимально детализированы. Женихи были невероятно настойчивы в желании… не скажу, что жениться )).
Иван Павлович натура противоречивая прямо таки инь и янь с опытом восточных единоборств. Манера у него деловая, а душа к прекрасному тянется: взаимопониманию, доверию, дому, на каменном постаменте. А женится, розанчики на диванчиках это больше по части Жевакина. И ежели Кочкарев так же рьяно будет искать ему невесту в зале скорее рано, чем поздно ради одной подзорной трубы (что вам скальпель, когда дело доходит до операции… осмотра невесты) желающие найдутся, не говоря уже об ощущение – «это все мое!» демонстрируемом морским волком, пока прелестная Агафья Тихоновна находится в обмороке. Даже сама воспитанность и тонкая деликатность Анучкин, был близок к разговору по душам на французском как никогда, лишь изредка вспоминая о рамках приличии и напоминая о них своим соперникам в отсутствии кроткой хозяйки дома.
Хотя, какая-та злодей… точнее хозяйка, Агафья Тихоновна, если и овечка, то в волчьем тулупе. Ну нет в ее взгляде понимания, когда речь заходит о том, что всех сразу женихов заполучить нельзя (правда, почему нельзя если хочется?) это ведь, между нами, так… по-бабски. А Агафья истинная баб… женщина. Способная сразу оценить жениха и нам объяснить, что тому же Подколесину нечего про цветы говорить, сами понимаете, нужен довод похлещи «роуз», вроде «жадора», но на просторечном шекспировском.
Подоклесин это вообще случай особый, дитя семи нянек которым не хватало до него глазу. Внешне он напоминает матрешку с волосами, расчесанными на пробор, ради этой роли актер стал чуть ниже, чуть толще, изменил походку и постарался растерять все, что мог из других ролей и образов. Подколесин Олег Леушина студень, студнем время от времени витающий в облаках, мечтательно несчастным взглядом упираясь в потолок. Этакий недотепа из французских фильмов, немного напоминающий второго солдата дуэта Пятницы, но если тому хватает сил изобразить из себя «бойца» то Подколесин даже не пытается, он такой, какой есть и не была бы рядом Кочкарева спокойно бы таким оставался. Хотя, надо еще понять насколько же серьезно он говорил о женитьбе до того, как попал в дом Агафьи Тихоновны.
Это абсолютно новая роль и герой.
Необычная образ для актера, работа, которая может быт спорной, принятой не всеми, но когда отсеются излишества, она станет особенной в актерском репертуаре.
Кочкарев Алексея Матошина напротив первый и единственный (парень на городе и деревне) в своем роде. Ненужно садомных прозвищ достаточно вообразить ему соответствующее отчество, вроде Кочкарев Альфонсович или же Кочкарев Жигалович.
Одно его присутсьтвие уже повод, для того чтобы начало что-то происходить и он это знает. Даже Фекла Ивановна явно намучившаяся с женихами, их друзьями и Кочкаревом в частности имела к нему некое личное чувство, не то чтобы – о-о, но определено – тьфу ты…
Если на чем-то и сошлись Кочкарев с Подколесиным, то на полной своей противоположности. Если Подколесину только дайте повод ускользнуть из этой реальности, то Кочкареву только дайте за нее зацепится. Он даже на секунду не может замереть, остановится, лучше уж отряхнет друга или ввяжет его в новый род деятельности вроде брака. Но последние слова Кочкарева истинное откровение о нем. Словно вся шелуха пооблетела, а под ней оказался не Гоголевский или Ю-Звский Кочкаре, а человек произносящей – «я ворочу его». Вроде бы простые слова и звучат просто, но при этом совершено обезоруживающе...
как и финал спектакля.
Все было хорошо.
Отредактировано Lek (2008-10-06 19:54:58)
Женитьба 24/11/08
Последний раз "Женитьбу" видела единственный раз аж в начале прошлого сезона. Столько всего хорошо забытого старого, а нового сколько...
Женихи. Все вместе и каждый в отдельности. Тоненький деликатный Анучкин, который знающей по-фанцузски женой собирается возместить собственное недолупленное отцом образование. Волокитствующий "садовник" Жевакин - гроза "розанчиков" всея, почему-то говорящей на французском, Сицилии. Солидный грозный Яичница, который, может быть, и пасть порвет, и рога пообломает кому надо и не надо, но это его жалобное "Она что, дура?" выдало всю его плюшевую натуру - он же добрый-добрый
С прошлого сезона отлично помню, что Леушинский Кочкарев был добрый и заботливый друг Подколесину и в браке был счастлив, и, рассказывая Подколесину о прелестях семейной жизни, с гордостью показывал на себя, мол, какой я счастливый и весь из себя взрослый и зрелый и умудренный. Хотя, все вышеперечисленное и не без ехидной временами улыбки-усмешки. А вот у Матошина Кочкарев оказался эдакой абсолютно очаровательной доброй и альтруистичной и при этом очень мстительно заразой, которая, по всей видимости, собственной женитьбой оказалась не довольна и решила отыграться на Подколесине, уговорив жениться его. А Подколесин пытался упорствовать и сопротивляться, потому пришлось его ломать. А попутно поломались и Агафья, и трое женихов. Жесткий.
Вот Подколесина Докинского не помню совсем. Помню только, что маленький нерешительный человечек. И хорошо, что больше ничего не вспоминается, потому что.
А у Леушина чудесный Подколесин. Получился такой мужчина-мальчик. Нерешительный, тихий, стеснительный, мягкий, в чем-то наивный и ни в коем случае не самостоятельный, с чистыми голубыми глазами и светлыми кудряшками. Который, как пружина, под давлением Кочкарева все сжимался, сжимался *а под его суровым взглядом будто и правда в размерах уменьшается*, но в итоге распрямляется и умудряется самой главной ошибки все же не совершить.Из трусости все-таки, а не здравого смысла, но ведь сумел.
И чуть-чуть про все. Это я-не-знаю-что-такое-было! Это была смесь, в разных вариациях и лицах, "Дракулы", "Сна" и еще как минимум пары спектаклей =))) Но на удивление к месту и ко времени. И уморительно до чертиков и больных щек, потому что больше смеяться просто невозможно )))
23/06/09
«Женитьба»... спектакль изменился, разладился что ли. Вводы, конечно же изменили его, только вот нового механизма так и нет. Свои зрители довольны, кто на новенького в недоумении от происходящего. А может именно этот день был не удачным, а может быть ворона кар-кар-кар-кар...
Телеграфно о... «поворотах головы»:
- За несколько секунд Жевакин так сроднился с блошкой, упавшей под ноги, что гибель ее под каблуком сурового Яичницы была трагедией посильнее чем фаустгёте. Может в зоопарк хотел сдать? Или блошиную ферму построить, а тут начальный капитал пропал во цвете лет. Сгреб останки на ладошку, еще и пару раз указал на них – как же так, совсем не жизть. Печально-то как, ужасти. Кстати, труба, что висит на плече у «морского котика» способна исполнять не только роль кортика, через нее можно еще и в драке плеваться... йадом
- «Сударыня, каких это дураков вы имеете ввиду?». Хи-хи. С этой фразой Яичница одновременно указывал на близ стоящих дураков, то бишь Жевакина и Анучкина. Эти, прости господи, красавцы, ааапсолютно синхронно и одинаково наклонились вперед. И не просто отклонились, чтобы линия от указующего перста прошла мимо, а вааапще сложились пополам. Так что, каких таких дураков непонятно
- Яичница... шЮтник, однако. Когда он обращался к Кочкареву с... простым естественным вопросом как пройти в библиотеку – «Невеста дура, что ли?» и получив утвердительный ответ от Кочкарева дальше интересовался уже не невестой, а спроецировал сказанное на самого Кочкарева – «Дура? А вы ведь ей родственник...».
- Анучкин любит цирк... наверно французский цирк, или лучше сказать цирк по-французски. А чтобы отвадить лишних прЭтеЭндентов мгновенно вспомнит, что видел кувыркающегося Кочкарева (который чуть не зашиб Сваху) не у Бирюшкиных, а в цирке. Так еще и остальных постарается втянуть в это всеобщее воспоминание. Так сказать общими усилиями и криками – в цирке, точно в цирке – отвадим лишнего претендента на одно, как говорится, место.
- Знакомство с «неспапенькой хозяйки дома», почти рукоприкладство. Субтильный – это он на вид, а глаза «неспапеньке» так закрыл, что тот еле вырвался. Еще бы рот зажать, и руки заломить и пытать пока дочку за муж за него не отдаст. Жаль что обознался, а то бы Агафья была его
- Жевакин...стал поддаваться гипнозу. Кочкарев его почему-то гипнотизирует рукой, когда отравляет домой ждать предстоящей женитьбы. И теперь гипноз работает, Жевакин впадает в транс, и... ну наверно представляет чижиков, диванчики, розанчики. Какая такая гипнотическая сила кроется в ладони Кочкарева – загадка))) наверное обручальное кольцо на пальце
- А про Феклу есть одно слово – ну и стерва ж ты, Фекла Ивановна Кого только больше проучить хотела Кокарева или Агафья Тихоновна чем насолила
Собственно о спектакле у меня все )))
Не такая это простая вещь женитьба... Чтобы то, да это...Возможно ли такое? И вроде всем хорош нынешний Кочкарев, даже румянец во всю щеку, а вот не сатана (есесссино в лучшем смысле слова)... Кочкарев-Матошина... он не ухажер, не кавалер, способный вскружить голову галантным обхождением и в этом, имхо, его беда. Местных дамочек, скорее он берет силой, неуважительно зажав их в каком-нибудь углу и просто не позволив вырваться. И Агафья Тихоновна для него такая же девушка из прошлого, причем его прошлого, где-то в темном углу на мЭстной тусовке пЭресеклись и будет с нее.
Кочкарев-Леушина девушку уважал, мог искренне восхититься зеленой ...ээээ шляпкой, которую невеста к свадьбе одела, ну и пусть что этот, с позволения сказать, головной убор смешно торчит солнышком вокруг головы, а он мягко подправит складочку и искренне восхититься – «ух, ты». И у девушки даже сомнения не возникнет в красоте своей. А уж когда он подсаживался на диванчик к Агафье любезностям не было конца и краю и глаз от того что происходит в будуаре красотки было не оторвать. Ну а женить товарища становилось для него ну просто таки целью всей жизни. Все крутилось, вертелось и бурлило вокруг этой самой женитьбы
Хотя...))) в Леушине прорезается Кочкарев в нескольких секундах всеобщего танца, когда только привязанное пузо, сильно так отвлекающее перестает быть частью образа и становится просто толстым поясом на щуплой фигуре нынешнего Подколесина. Скучаю по его Кочкареву, очень... Жаль, что обратная рокировка, скорее всего не возможна...
Шутки затерлись, новых не народилось...
Безумно жаль напрочь убитые шутки про – «вот ведь штука и все на тебя похожи», про «старый бабий башмак» (как-то у Леушина это таким жутким оскорблением казалось; Матошин, скорее накричал и... собственно особо не оскорбил, ну кто не повышает голоса в ссоре), про «спит с ним на одной кровати» (вся сцена потеряла ощущение неловкого момента, когда не известно что же говорить дальше), про «как же я рад за тебя» (когда Подколесин все-таки соглашается жениться), «пошли вон дураки, вот увидите - все сразу выйдут вон» (при этом показывал на зал)
Слова Кочкарева при подглядывании модифицировались из - «Да ничего не видно, господа. И распознать нельзя, что такое белеет: женщина или подушка» (цитата (с) lib.ру) в «...что там зеленеет женщина или лягушка». О, блин, времена, о, йопЭрЭсЭтЭ, нравы. Озеленили купеческую холеную барышню только от того, что у нее туалет зеленого цвета.
Отредактировано rrr_may (2009-06-24 14:04:27)
Телеграфно о... «поворотах головы»:
А вот попытка «поговорить и взять» Жевакину не удалась. Только он попытался умыкнуть Агафью Тихоновну, ухватив юную деву (и 27 лет еще нет) за ноги, пока та была в беспамятстве, как за этим делом его застал Иван Павлович Яичница. Девушку пришлось оставить на месте и под строгим надзором экзекутор, настаивающего на порядке, привести даму в прежнее, девичье положение, аккуратно сдвинув лапки, тьфу ты, ножки. Но находящаяся в не столь глубоком обмороке девица решила не сдавать своих позиций, а может быть сработал некий рефлекс, в общем, ноги вернулись в прежнее, разобранное состояние - по ширине плеч в горизонтальном положении тела. Женихов это заинтересовало и вот уже трое (к ним присоединился свет-солнышко (по цвету щек) Анучкин) женихов с интересом юных пионеров-исследователей тесным кружком столпились вокруг Агафьи Тихоновны наблюдая и ставя эксперименты: они ноги собрали - она их разобрала. Собрали, разобрала. А потом как вздрогнула, как вскочила… и женихам пришлось не сладко… за их опыты
Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Женитьба