Изначально мне не хотелось комментировать записи о спектакле (предыдущую от Сергея и от smalldancer), поскольку это вроде как вступаешь в полемику с совершенно незнакомым и отсутствующим на форуме человеком, а значит ответить они не смогут и это уже неправильно. И не понятно было а как сказать. Но записи любопытные... Это мнения и они имеют место быть, несмотря на то, что в них сказано что-то не то или не так. Насколько я понимаю это впечатления людей, которые первый раз на «Комнате», но не первый раз в театре, а это значит, что уже задело и уже так или иначе, но лояльность в словах будет. И она, как мне кажется, есть.
Я по порядку. Сначала о словах smalldancer. В них я сформулировала для себя о чем спектакль сейчас. Собственно весь пост smalldancer это и есть эта формулировка. В книге найдя для себя много чего интересного, я никак не могла отделаться от мысли, что спектакль этот о человеке, о том как он сложен и как, порою трудно разобраться в себе «Люди слишком многообразны для того, чтобы в них легко разобраться. Я слишком многообразен, чтобы мне доверять». (ссыль на первый мой отзыв). И не важно под каким соусом (клуб, отношения двух мужчин), спектакль глубже, чем кажется на первый взгляд. ... «Я думал, мне казалось» (с)
Понравилась сценография, персонажи всё время находятся в клетке - клетке собственных страстей и собственного безволия. Их стремительные взаимные перемещения сплошная фикция, уйти от себя они не могут...
Ну, вот же, вот, вот, вот. Вот оно гениальное режиссерское – люди загнанные в клетки самих себя и уйти от себя невозможно. Оно уже есть. Дэвиду и Джованни остается это только сыграть... Та же Хелла рисует клетку своих мыслей о жизни, желании прожить жизнь рядом с кем-то, выстроить жизнь как-то, любить, рожать детей и прочее, не просто спать с кем-то, а гораздо большее, женское. Гийом, Жак и где-то даже Анджело рисуют похожие клетки – чтобы ни случилось, улыбайся, хотя на дне твоей клетки холодное одиночество. Отец Дэвида проваливается в клетку растерянного одиночества и пытается выкарабкаться по совершенно вертикальным стенкам. Невозможно. А клетка Дэвида и Джованни ограничивается выбором сексуальных предпочтений. Одного из них это напрягает, другого мало волнует. Но это мое мнение о «Комнате»
Вообще, спектакль о *** (это я зацитировать не могу). Тема мне совсем не импонирует, и, возможно, я бы не пошёл, если бы знал заранее.
Ну да... оно так и есть. Дэвид делает именно этот выбор: быть с мужчиной или не быть. Здесь надо оговориться – быть мужчиной, который спит с женщинами, а не в каком-то высоком понимании, смешанном со словами «честь», «достоинство» и прочими мужскими тараканами. Какая любовь? Какая честь? Сплошная похоть. Сугубо имхо - но это же мелко для спектакля на два с лишним часа. Мне всегда казалось, что даже по-актерски интереснее подняться на ступеньку выше и разбираться не в том кого он хочет и сколько раз, а в том, что человек чувствует, когда он находится среди людей, когда вокруг него тоже люди и он вплетается в их жизнь своими словами, поступками и, порой, причиняет боль другим. Что-то вроде найди в себе крупицу «Дэвида» и не дай ей разрастись (о чем-то похожем на форуме говорилось не раз). Но все это о книге и я знаю, что я «Дэвид» в отношении некоторых людей, но не потому что..., а потому что поступаю иногда похоже. Еще раз – это по мотивам книги, а не спектакля. А что в спектакле для меня? Получается только Хелла, потому что она женщина и я могу ее понять. Но кроме нее мне оказывается близок и Жак, который весь спектакль бегает «папиком» и лишь в нескольких фраза о не обретенном рисуется одиночество этого человека, одиночество, которое он прячет за цветными костюмами.
Джованни ... Сожителя, который ему нравился, шантажировал и насиловал, сожителя, который не нравился - убил. Установка на удовлетворение собственных прихотей и похотей и полное безразличие к личности и правам других.
Спектакль о любви... был. И Джованни каким-то образом поначалу умудрялся играть любовь, переигрывая на сцене Дэвида, оказываясь одной из жертв Дэвида и удерживая его не силой и не пастелью, а именно любовью, чувством, которое не поддается описанию, но которое не ограничивается пастелью.
Сексуальная направленность отношений главных героев не оставляет места для такого явления, как мужская дружба.
И тут на память приходят герои, которых играли Джеймс Кэгни, Хамфри Богарт, Гари Купер, Генри Фонда. Не только без истерики, такого у них и представить невозможно, а просто без лишних слов они шли на смертельный риск, чтобы выручить товарища, защитить слабого, спасти ребенка, восстановить справедливость. Их реакция была мгновенной, потому что у них в душе был готовый, заранее выработанный кодекс чести. Но даже своим кодексом они готовы были поступиться ради спасения чужой жизни. Их герои люди разного положения - пастухи, полицейские, бандиты, банкиры, но всегда мужчины.
А здесь перед нами неврастеники, тряпки, мокрые курицы, которые ни о ком не думают, ни о чём не мечтают, не в состоянии сделать минимального волевого усилия. Готовы продать всё и всех, даже самых близких людей, ради удовлетворения своих гадких прихотей.
И это о «Комнате» на которой мы ломали копья, спорили о чем этот спектакль – о любви или о любви и не только. Мне очень нравятся слова valkhovskaja о «Комнате» (ссылка на пост): «Мне не хватает неоднозначности и многообразия Дэвида. То, что я пока вижу, его слишком упрощает. Он не настолько прожженный циник, каким его иногда (и даже очень часто)) изображает Леушин. Точнее он и циник, и трус, и сволочь, и много чего другое, в том числе и хорошее; все это в нем перемешано в равных пропорциях и этим ценно». Искренне хотелось найти глубину и понять, что там нет дна, но море оказалось мелким с самого начала. Дэвиду с самого начала не хватало «книжной сложности и сомнений», а сейчас обмельчало даже то что было. Сугубо, имхо, извините.
Художественное произведение не анализирует, а показывает явление. В. Белякович ясно показал, что разврат, растление лишает мужчину всех тех качеств, отобранных многовековой традицией, которые считаются присущими настоящему мужчине.
Ну да... спектакль сейчас об этом. Об этом ли ставил спектакль ВРБ? Это нам не известно.