Мастер и Маргарита (театр "NotaBene“)
Режиссер: Александр Горшков
В ролях: В.Степанов, Л.Данилович, А.Горшков, Ф.Хассен, С.Колешня
Главный вопрос оставшейся после спектакля – зачем?
Ради чего собрались, что новое хотели сказать и для чего же публично-то, куда логичнее оставить это для круга самых близких друзей, да и их стоит пожалеть. Но начнем по порядку. Для начала, был дан знак, не иначе как от сил тьмы и что-то случилось со светом. «Мессир не любит электричество». Но театрального зрителей так легко не пронять, пока своими глазами петуха жареного не увидим, креститься не начнем.
Что такое «Мастер и Маргарита» Александра Горшкова, это весьма посредственный реферат Ю-Зовского спектакля. Причем конспект пугает скрупулезной точностью. Для полноты картины лишь актеров не хватило, поэтому все «лишнее» безжалостно вычеркнули, на основе всем нам знакомого сценария (его неразумно забыли на сцене и глаз естественно выпал на подчеркнутые «нужные» реплики и на не подчеркнутые, за наименее дополнительных артистов слова). С остальным тоже заморачиваться не стали, все гениальное просто и в Ю-З уже сделано, разве что щиты металлические не повесили, а зря, было бы на чем взору отдохнуть. Главное же и огромное «но» силами каких актеров это играется в театре на юго-западе. Все познается в сравнении, уж поверти. Вас что-то не устраивает в спектакле В.Р., сходите к его ученику и посмотрите ровно тоже самое только на два часа времени и без свиты, Докина. Ванина, Бакалова, Афанасьева. С какой стати сделан этот монтаж неизвестно, но вопрос о копирайте стоит серьезно. Причем ни столько относительно режиссуры, тут как раз дело ясное, речь даже не о шпоре, а о точном конспекте, за такое ставят неуд с замечанием в дневник. Благо программок, где бы было написано – режиссер Александр Горшков, нет, надеюсь, по причине того, что печатать такое стыдно. А вот относительно актерской игры, давайте поговорим подробнее - мальчики, и кто у кого списывал?
Воланд, какой режиссер при желании откажет себе в этой роле? Почему бы и нет. Только почему же интонации так знакомы, со сцены на Патриарших, начинает мучить не гемикрония (головная боль придет позже) а дежавю. Так не бывает, только вот кто кого копирует - Леушин Горшкова или Горшков Леушина? Исходя из того что спектакль 2003-го года, было бы логично предположить что Леушин Горшкова, хотя судя по тому что на сцене происходит дальше я склона считать что ситуация с точностью наоборот. Причина элементарна - копируют всех. Те роли, что исполняет Александр Горшков (одеваем очки и мы – инкогнито), а это и Афраний, и Каифа, и Стравинский, и Азазело (вернее его монолог) настоящие пародии на актеров Ю-З достаточно неплохие для какого-нибудь капустника. Сам же Воланд скукожился до чертика из коробочки, на побегушках у сил света. Личного мнения у него нет, он тут так, несерьезно, забавы ради. Надо встал, потребовалось пошел, но главное промаршировал по сцене всласть. При этом то и дело всплывает крайний дискомфорт существования в тексте, это неудобство присутствовало у всех, иногда хотелась просто попросить рассказать все своими словами, но куда хуже становилось, когда слова не забывались, а тараторились, теряя смысл. И если другим актерам это простительно, то, - «я забыл» из уст Воланда и режиссера, по поводу отрывка который слышишь по два раза в месяц как минимум, - «Тьма пришедшая с Средиземного моря…», вызывает смех сквозь слезы. Но это лирика, на деле же и другие актерские работы оказались относительно состоятельны и тонкое равновесия этой состоятельности временами поддерживало исключительно сострадание. О Бездомном, ничего не скажу, как и о Левии Матвее, сравнение с Ю-З определено не в пользу Филиппа Хассена, впрочем, переиграть Докина сложно, да и Нагретдинова тоже. Тем более на их поле, в их сценах и текстах.
С Сергеем Клешней (надеюсь, фамилию не переврала) уже интереснее. Сначала он появляется на сцене как Берлиоз, затем как Пилат, оба образа требуют почти беспрерывного присутствия в начале первого акта, костюма сменить и то некогда, а играется по сути одно и тоже, но по разному. И тот и другой герой в его исполнении добросовестные чиновники. Берлиоз, служащий среднего звена, стремящейся и тем кто выше угодить и тех кто ниже не задеть. Нервный суетливый, он находится в постоянном действие к чему-то или для чего-то. Пилат же уставшей, измученный службой человек, который в первую очередь профессионал при исполнении. Ему никому ничего доказывать не надо и все таки он служит, что накладывает ряд обязанностей - не испугался пойти
против синедриона, а подчинился приказу. В ходе допроса же Пилат как нигде на своем месте, он въедлив, немного саркастичен, таким он мог быть и наверно был, но что заставило этого Пилата признать или хотя бы желать жизни для Иешуа, остаться за кадром или точнее за кулисами.
Маргарита, надеюсь есть на земле актриса, в которой я узнаю свою Маргариту, но пока снова не судьба. Предполагаю, что Лариса Данилович видела МиМ в Ю-З и даже двух Маргарит, при чем выбрать кто ей понравился больше Ольга Иванова или Надежда Бычкова так и не смогла, в итоге на сцене она впадает из одной крайности в другую наградив тем самым Маргариту подобием маниакально-депрессивного синдрома. Три «Я верую» Маргариты наглядный пример хорошей задумки, не воплотившейся в жизнь. Слишком быстро менялись желания и эмоции Маргариты. От обвинения и вызова миру, (причем с вызовом переборщили, и признание в любви Мастеру стало походить на демонстрацию адюльтера в качестве медали за храбрость) до самоубеждения в своей вере смешанного со страхом и самобичеванием. За перепадами настроения впавшей в истерику дамы уследить никак не успеваешь и от этого их перемена кажется фальшивой. Словно переход от одного состояние в другое выпало из поля зрения как актрисы так и зрителей.
Стоит ли рассказывать о бале? Убийственный поцелуй Воланда «выстрелил» раньше, после чего несчастная Маргарита теряет сознание (не кусает, но засасывает смертельно), а находящимся в теме зрителям становится любопытнее наблюдать за отсылками к чему не попадя. Согласитесь, копировать один спектакль это ведь чрезвычайно нудное занятие, так почему бы не прихватить то, что плохо лежит в других? Пусть Маргарита перевоплощается аки вампир в «Дракуле» - пусть, пусть дружный ужас от маски на ее затылке смутит зрителя, в конце концов, кто из них смотрел Макбета в театре на юго-западе, единицы? Правильно, на билетах следует написать – зрителем тетра на юго-западе смотреть строго воспрещается. Зато появились две «собственные» сцены вслед за погремушками внесшими «веселость» (простите за обилие кавычек, иначе пока не получается) в дом скорби и дьявол знает зачем появившимися вместо крема, в сюжете возникают бокалы, радует факт что роман читали, но Мастера с Маргаритой травят также не прибегая к услугам Азазело, силами многострадального Воланда, который всегда при деле. И по лунной дорожке Пилат идет с Иешуа, но рукописи горят, Мастер не закончил свой роман, да и зачем? Смысл безбожно утерян, во всем спектакле.
За то… за то я знаю, нет, я действительно знаю, что можно похвалить - проекция отдельных кадров и циферблата часов на заднюю стенку красивый спецэффект.