Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ревизор

Сообщений 1 страница 20 из 52

1

О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=revizor
Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра - http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=72

http://i043.radikal.ru/0801/87/4402714c2c12t.jpg

Отредактировано hydrangea (2008-01-13 04:49:22)

0

2

Ревизор (15 ноября 2006)
Входя, я увидела целый отряд детей, волосы тихо зашевелились. Снимаю пальто, еще один отряд...волосы встали дыбом. С тихим ужасом жду спектакль, и предстоящую борьбу актеров с залом. Перед глазами проплывают дикие моменты соседства со школьниками в зале, в глубине теплится надежда, что эти будут Зрителями. Добралась до свого ряда, отыскала креслице, огляделась вокруг. Надежда улетучилась.
Борьба была и это чувствовалось. Очень чувствовалось. В авангарде войск со стороны юз мужественно сражались Афанасьев и Леушин.
С места в карьер прыгнул Городничий. Он говорил каждому, смотрел в глаза каждого, пытался убедить что в уезде проблемы. Ой, как бы я хотела сидеть на своем любимом втором ряду, чтоб меня убеждали ))) А, детям было все равно, они ж пришли «потусоваться». Даже такой напор не дошел (сейчас я говорю больше о тех школярах, которые окружали меня на третьем-четвертом ряду), а напор был не слабым.
Спектакль модифицировался на глазах, адаптировался. Мне, конечно, не все понравилось, но не жалею, такой версии «Ревизора» я еще не видела. Слова произносились с большим количеством жестов, куча мимики... «скорчит такую рожу» - городничий скорчил ее трижды. Конечно, это было лишним, но дети хотя бы заметили, что на сцене что-то происходит. Там, где обычно Хлестаков гордо стоит спиной к городничему (к залу) он предпочел трижды повернуться, подтвердив свое присутствие забавной мимикой...детям понравилось. Совершенно очаровательный Осип (Горшков), он так мило и точно и от души копировал Хлестакова. Ух, а какой почтмейстер выскочил, это что-то, он буквально накинулся на зал и "задушил" его мимикой, комичной суетой.
В общем «Ревизор» был героическим. Необыкновенно эмоциональным. Противостояние каждую минуту, бой не на жизнь, а на смерть каждую секунду. С переменными победой и, увы, поражением.
«Крутые пацаны с телефонами» было не до того, что происходит на сцене. Они долго выясняли, как же это Хлестаков получает деньги. Один мудро произнес: «Я понял, они не кидают бумажки...» и начал объяснять механизм передачи взятки от чиновников Ревизору. Вот ведь какие «пытливые» умы.

Может, стоит ввести лимит на число школьников в зале. Знаю, что многие дети хорошие, но после такого, я становлюсь «грозной и непредсказуемой». А в каком классе проходят «Ревизора»? Что-то вчера были очень маленькие детишки. Однажды (возможно это тоже был «Ревизор»), я видела, как учительница, которая привела человек 15, если не больше, перед входом в театр проводила ликбез. Достаточно жестко сказала, чтобы выключили телефоны, и как минимум молчали. Со вчерашними детьми ликбез никто не проводил, их просто притащили/вытащили «окультуриться».

Обиднее всего, что игру, прекрасную игру, на последнем нерве не поблагодарили. Это была стопроцентная, но безвзвратная отдача. Господи, даже на поклон не вышли. Вот за это было обиднее всего. Стоило актерам исчезнуть со сцены, в зале тишина, все встали и вышли. Я сидела, как оглушенная, в голове вопрос как? почему? они же ТАК играли, ТАК разрывались, было ТАК смешно, очень хотелось еще раз увидеть, поаплодировать, ведь заслужили. Я не знаю, как нужно играть, чтобы достучаться, или (даже думать не хочу) некоторые умы уже закрылись от всего, кроме телефонов и компьютерных игр...Наверное, после такого спектакля, усталость в десять раз больше, чем, например, после «На дне».

0

3

Спектакль в эту бесснежную субботу
Ревизор 16 декабря 2006

Там-пам-пам, там-пам-пам, тааааа-та-та-та-таааа-там, там-пам-пам, там-пам-пам, тааааа-та-та-та-таааа-там, та-да-та, та-да-та. та-та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-тааатаа-таааа-таатааа, та-тааааааа. Пам-пам-пам, пам-пам-пам,пааапа-па-па-па-пааам, пам-пам-пам, пам-пам-пам,пааапа-па-па-па-пааам...

Утром на пару минут выглянуло долгожданное солнышко. Я этого не застала, спала. Но сияние в этот день я все-таки видела. И не пару минут, а больше двух часов. И знаете где?  :yes:

Это было стремительное и одновременно вязкое действие. Вариться в нем было особым удовольствием. Стремительное - потому что все происходило очень быстро, Хлестаков переключался с одного помещика на другого со скоростью мысли, Маменька покоряла всех своим вольным поведением, Городничий судорожно соображал, как отвязаться от петербургского чиновника. Вязкое - потому что, несмотря на скорость все это как-то застревало, и не проходило мимо, ты в нем просто тонул.

Этот вечер я бы назвала битвой Бочоришвили и Леушина, примыкавшего к ним время от времени Афанасьева.
У меня вопрос к тем, кто видел вчерашнего Ревизора? Леушин земли сцены касался? Я не заметила. Хлестаков выпорхнул и летал в течение всего спектакля, с особой стремительностью стриг со всех «купоны». Он не замечал ни одного чиновника, вытянув заветную денюжку из одного, тут же переключался на другого.
Хлестаков осваивается, находится в центре всеобщего внимания, появляются Анна Андреевна и Марья Антоновна. Хлестаков знакомиться с Маменькой... и тут произошло сражение не на жизнь, а на смерть (в самом хорошем смысле). Наблюдать этот бой было настоящим счастьем. Ах, ты так, сделаешь так.. ну да смешно, а я тогда вот так. Ух, а я еще так могу. И еще, и еще, перепалке юмора жестов-ужимок-слов Хлестакова и Анна Андреевны, не было конца. Бедный зритель, о котором не забывала ни одна из сторон, не знал куда смотреть. Не знал, кому в данный момент отдать предпочтение. Это было перетягивание каната (читай взгляда) Равные по силе они не выиграли друг у друга. Ничья. А это было не единственное сражение. И все равно ничья ;)
Похожее сражение было при знакомстве Городничего и Ивана Александровича. В общем, это был не вечер, а поле боя. Эдакий междусобойчик в стиле кто кого. А выиграл в итоге - зритель  :P

В ударе была Анна Андреевна (а она земли касалась?). Провинциальная дама с неимоверными амбициями, желанием жить «натурально в Питере». Ее танцы, все не могли глаз от них (или от пятой точки)))) оторвать. Если бы она иногда не прекращала, то никто бы не заметил спектакля. Описать происходящее очень сложно. Столько мелочей, которые нужно видеть, для которых не существует слов. Но за эти мелочи обожаю Анну Андреевну. О ней сложно говорить, ее сложно описать, я не знаю, как это сделать, ее нужно видеть. Просто поверьте.

Осип Дениса Нагретдинова потрясающий. Если Горшков больше плачется о своем голоде и жалуется хозяину, то вчерашний Осип может даже накричать на Хлестакова. А почему бы и нет, я не хочу голодать, сколько можно голодать, зачем потратил все деньги. От напора, с которым он говорил о вынужденной диете, Хлестаков был даже несколько ошарашен. «Да, как он смеет, дурак». А вот смеет. И копирует Хлестакова он чудесно. Горшков тоже копировал, но каждый из Осипов выбрал свое движение. Великолепно.

Увидев зал, я внутренне содрогнулась - дети (очень маленькие школьники) и старики: до первых не достучишься, вторых не переубедишь. Мои худшие ожидания не оправдались. Ребятыыыы, в таких продолжительных аплодисментах я давненько не участвовала. Очень хотелось, чтобы они вообще не прекращались...
Это был мощный заряд настроения, эмоций. Спасибо всем, кто сотворил вчера это чудо.

Напоследок про отпечаток, который накладывает болезнь под названием «непропусканиеспектаклей». Трудно было не заметить. Хлестаков уезжает, все, что мог, из этого стечения обстоятельств он вытянул,... как собственно и из себя. Он доверительно сообщает: хорошо, что финальные 400 рублей новенькими бумажками, ведь это новая жизнь…. Здесь, вдруг появился человек с такой усталостью, который в течение двух часов сражался не на жизнь, а на смерть. По всем статьям выиграл, но бой забрал все силы. Знаете, была просто некая оболочка, опустошенная на сто двадцать процентов. Лошади готовы, нужно ехать, и вновь выскакивает бесенок, который обещает приехать завтра... ну или послезавтра.

0

4

10.1.2007

Мысли о Ревизоре (пока сумбур… юго-западный ))

Не представляю дня, когда сама идея «Ревизора» перестанет быть актуальна. Сколько лет не проходит, а в каждом персонаже можно кого-то узнать или хотя бы не сомневаться, что вот такой вполне реально где-то существует и скорее всего совсем недалеко.
Люди, которые попадаются не потому что глупы, а потому что в обман им поверить намного легче чем в правду. Идеально спевшейся хор, в  котором меня особенно поразил Жандарм (Евгений Сергеев). Его полусогнутая фигура на заднем плане, словно ему неуютно со своим ростом, неловко быть выше начальства. Он почти не говорит (это чуть ли не диагноз героев Евгения Сергеева), но совестливо трудится, пытаясь уловить каждое слово, поддержать каждое решение вовремя кивнуть, согласиться. Он само подобострастие.
И вот за грехи, которые были не такие уж и тяжкие к ним едет Ревизор.
Хлестаков (Олег Леушин), который так искренне несчастен, все его обижают, прям таки судьба индейка сама обидела (не к голодному Горшкову, обводящему зал пугающе-плотоядным взглядом будет сказано), демонстрирует невероятный аттракцион, хождения по тонкому льду. Сначала после каждого шага так и тянет перекреститься - цел остался и то счастье, но чем дальше, тем легче скользить и скорость набирается несусветная. Он не верил в придуманное, а придумывал и начинал в это верить, причем верить самозабвенно. Такая чудная игра, что ей осталось совсем немного до правды, но вот снова тонкий лед, затянуло, надо же, как заврался. Шаг назад, выкрутился и снова по кругу – да, чуть-чуть приврал, но остальное, ведь чистая права! Только правда не простая, столько в ней личных амбиций, мечтаний, это не мелкое мошенничество, это большая не прожитая жизнь. Которую никогда бы так не прожил, но в то мгновение фантазии становились реальностью, ни столько для всех вокруг, сколько для него самого.
И как похмелье после безумного опьянения собой признательность за радушный прием сменяется призрением к людям готовым пресмыкаться перед ним выдуманным и своими настоящими страхами.
Не совестно, не страшно просить в займы, зная, что не отдашь, предприимчивые люди всегда умели создавать деньги из ничего, словно бумажки появляющиеся из воздуха конечно не по волшебству, но с ловкостью неуловимой глазу, в руках Олега Леушина, писать другу, чтобы протащил это все через газету, ухлестывать за дочерью и женой городничего. А безнаказанность происходящего допускает все и все идет в ход. Кто сказал, что женщины любят ушами?  Тут слова отходят на второй план. Хлестаков сплошное действие и только диву даешься, что есть женщины в русских селеньях не сдающие своих позиции и отдвигающиеся подальше )) Что иногда к счастью…
Анна Андреевна (Ирина Бoчоришвили), мужняя жена, чувствуется, что за всем образом городничего стоит она и ее амбиции, ум и парода. Они  создают ощущение прекрасной пары составившей друг другу своеобразное счастье и появление Хлестакова отнюдь не нарушает эту идиллию. Да Анне Андреевне приятна пылкость проявленная к ней, но она не выводит ее из равновесия как всех вокруг. Муж это муж, он никуда не денется, а возраст требует немного - романтики, чтобы глаза блестели и Хлестаков как раз такая вот романтичка, не приведи господи взялась бы она за него всерьез, он бы и до лошадей не добрался. (от избытка чувств в жарких объятиях пуговицы засыпали сцену))
Получился бы генерал из Антон Антоновича еще вопрос, но из Анны Андреевны вышла бы чудная генеральша. Хотя и в муже ее есть то, что сегодня ценится, как никогда и будет цениться всегда...
«Если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум», - произносит городничий (вот когда Валерий Афанасьев, наконец, включился в спектакль по-настоящему). Только разум покинул его сейчас или был близок к тому, чтобы покинуть, а обхаживая Хлестакова он был более чем в своем уме.  Казалось бы мир для него рухнул, но (появляется Сергеев в костюме Магнето )) сообщают что некий столичный чиновник требует его к себе и руки не опускаются, а подымаются чтобы поправить галстук и  все по новой, замкнутый круг.
Мне не с чем сравнивать замену, но Добчинский (Виктор Борисов) и Бобчинский  (Михаил Докин) составили прекрасный тандем. Простоватые люди с их земными проблемами и со своим смыслом жизни.
«Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», - само величие этой просьбы у маленького человека, Бобчинского прошибает слезу. Почему-то совсем не смешно, а напротив трогательно, до тех же слез.

В общем и целом, спектакль мне скорее понравился, жаль только многие актеры пренебрегают желанием и что еще хуже возможностью завладеть вниманием зрителей, может быть действительно вмешались какие-то внешние обстоятельства и было не особо до зала, но это как-то не совсем правильно, противоестественно, что ли.

Отредактировано Lek (2007-05-06 18:45:00)

0

5

Ревизор 10 января 2007

На сцене было не так. Все не так. Начиная с того как вышли оркестранты до аплодисментов в финале, которых практически и не было. Привычно добавлю, поскольку допускаю что очень неправа... ну или, как обычно, мне показалось.
Сидела я на втором ряду, тихо-мирно, а вокруг меня куча иностранцев, человек пятнадцать точно. Спросите, как поняла? По иноземной речи, обрывки которой худо-бедно мне удалось распознать в антракте. Я так понимаю, что в связи с этим в спектакле опять было много мимики и жестов. Такое не в новинку, ведь иногда школьники буквально заставляют актеров модифицировать спектакль, под неокрепшие умы. Так было и не раз (припоминаю памятные бои Леушина и Афанасьева с залом)
Вроде все сыграно, все сделано, все хорошо, а вот дискомфорт есть. Видно было, что Леушин старается, не живет, не дышит, как это обычно бывает, а старается. К концу первого действия он был выжитый, даже сильнее чем после Калигулы. Он и прыгал и бегал, больше чем обычно, но не леталось в этот день. (Знаете, как страус, который отчаянно машет крыльями и всей душой хочет взлететь, но не получается). В общем погода была не особо летная. Во втором действии было как-то полегче. Восхитительным было обольщение, что маменьки, что дочери. У Ревизора на глазах вырастал павлиний хвост, который он раскрывал перед «жертвой». Он и одним боком повернется и другим, и вот я какой, вы только посмотрите на меня и не сможете устоять, это я вам гарантирую.
Афанасьев тоже что-то чудил. В начале, ощущение, что затягивалось время- все произносилось медленно, с огромными паузами. Я уставала ждать следующую фразу. Только когда прибежал неугомонный почтмейстер и буквально заразил своим сумасшествием. Кстати, свет на сцене не горел, то есть сами актеры стояли в освещении, а в целом была полутьма. И люстры загорелись (полузагорелись) только во втором действии. Не знаю, по случайности, или так задумано. Склоняюсь к первому, так как на поклоне света тоже особого не было.
У всех (кроме девчонок) был какой-то испуганный вид, словно перед началом спектакля им сказали, что через три часа наступит конец света (девчонкам видимо о конце света не сообщили). Право, не иностранцы же их так напугали. В общем, дискомфорт, какой-то дискомфорт.

Последнее. Добчинского играл Борисов. Когда я услышала об этом перед спектаклем, вообще не могла его представить. А помещик получился замечательный. Они с Докиным смотрелись совершенно одинаковыми, и по росту, и по фигуре, но не по поведению. Бобчинский (Докин) он свободный, более шебутной, а Добчинский (Борисов) жутко зажатый, скукоженный, он дрожал, буквально дрожал перед чиновником из Петербурга, когда просил за сына рожденного до брака. Очень, забавно было наблюдать, как актеры (улыбаясь в усы) следили за этими двумя «коротенькими человечками», в момент их первого появления, как они, перебивая друг друга, рассказывают о том, что видели чиновника. У них здорово получилось. В общем, дуэт замечательный, а еще бы парочку спектаклей и Борисов бы сжился с текстом, вообще было бы потрясающе.

0

6

23.10.2007

Акт первый – Школьный

Дети испортили этот спектакль. Только не  подумайте что дурного о вчерашней публике, зал по меркам «Ревизора» был замечательный, три разных группы подростков почти весь зал одни дети и все хотели спектакля, а не просто развлечений, проблема в том, что артисты не могли им его дать. Не велись школьник на «ха-ха» и «гы», они честно ждали Гоголя (задумайтесь над критикой, единственное подобранное слово у мальчика подростка о спектакле, после долгих раздумий и сравнений с «Братьями Карамазовыми» и «Мертвыми душами» в антракте – ну смачный), а то что они все были разного возраста ставило в тупик актеров - играть утренник или стэндап комедию.
Первая мысль – куда я попал, это самое начало. Городничий читает  свой монолог, словно у доски, доступно, по слогам, с нажимом – а теперь вы все замолчите, выключите мобильники и спокойно просидите эти несколько часов. Школьный спектаклаь, не взрослый, что здесь делать зрителям сделавшим осознанный выбор в репертуарном плане? Конечное это вынужденная мера, разные дети бывают, но чем спектаклаь провинился. 
Все морально готовились развлекать, а дети упорно не смеялись, почти пол зала в гордом молчание, ждут, когда взрослые дяди и тети устанут кривляться. И устали, но сначала трактовка менялась чудным образом )
Городничий откровенно издевался над заезжим прощелыгой. Нет, нет да и заподозришь, а не догадался ли он по жалким манерам собеседника о его истиной сущности? Как бы интересно тогда развился сюжет, и обещанная порка, которой так боялся Хлестаков стала бы к месту. Право батенька Ревизор, жеманится, целуя воздух во все щечки в «глубинке» тогда еще не научились. Не смотря на то, что все остальные пороки там уже переняли -  богоугодные заведения настоящий вертеп, а учебные… бедлам, чтобы не сказать хуже бордель (и ведь детишек до шестнадцати в зале полно, а на сцене никому не стыдно)
Тьфу, конечно, но работает закон диффузии спектаклей и раньше грань пошлости была зыбкой, а тут разве что шеста, за который бы Хлестакову  да Городничему подержатся, не хватало.
Истинная звезда спектакля на тот момент это оркестр – дети городничего. Именно на них он указал, говоря о детишках малых и Хлестаков по достоинству их оценил – «орлы». Согласна! Серьезный второй план, в таком несерьезном контексте.

Акт второй – Ревизор

Партнерство на сцене облагораживает ) Тут невольно задумаешься, а не метит ли Ляпкин-Тяпкин на место Городничего, что свело вместе Добчиского и Бобчинского и кто на самом деле этот почтмейстер.
Добчинский, растерянный, потерянный, он ничего не понимает в плетущихся вокруг интригах, кроме того, что что-то происходит. Человек зашедший не туда, ни тогда, но при этом ох как вовремя. Он пытается вникнуть в суть происходящего, но плавает на поверхности. Бобчинский же сила заставляющая двигаться эту пару, их общий темперамент от которого воспламеняется Добчинский. Но по отдельности, они замедляются. Бобчинский не верит в то, что о нем расскажут в столице, а Добчинский плачет не для себя, а для Хлестакова, потому что так надо. Правда это действует, его слезы поражают Ревизора по настоящему, но это уже заслуга Хлестакова.
Хлестаков, настолько заигрывается, что роль переигрывает натура. Это уже не просто шалопай, пройдоха, увлекшийся живыми игрушки. Он может быть тем в кого играет, властным, расчетливым и неотразимым. Его Санкт-Петербург по сравнению с уездным городом неоспоримая величина, а значит и он что-то значит. Обольстить дочь Городничего? Легко. Он ведь не местный помещичка, он питерский волокита, это даже немного скучно, но уезжать без маленькой амурной победы неприлично. Цель он видит, в себя верит. Вам девушка стихи прочитать? Да я их столько написал, с  пылким пренебрежением кинуть пару строк (ах брат Пушкин) и притянуть девицу к себе, по-хозяйски без лишних слов и особого подхода. А чего собственно церемонится? Он ведь, не просто мужчина, не просто питерский Дон Жуан, он – Ревизор!
И когда сократить расстояние досадно не получается, кокетливый отказ воспринимается ни как неудача, а как пошатнувшаяся вера, ну быть такого не может – закон притяжения ушел в отпуск?
Переиграть Анну Андреевну в этой сцене, можно лишь, если у нее нет настроения, но даже тогда это подвиг на все времена. Меняются не предложенные обстоятельства у Хлестакова меняется восприятие, не только окружающих его людей, но главное самого себя. И то, что произошло в этом городке повлияло на него гораздо сильнее, чем на Антон Антонича и его «свиту». Уедет Хлестаков, приедет настоящий ревизор городничий снова поправит воротничке забудет о своем временном помешательстве, чтобы начать по новой. А Хлестаков изменился и если он и будет жить по-прежнему то совсем иначе.

Еще одна роль, которую я недооценивала это почтмейстер. Ум¸ совесть, честь нашей эпохи, именно в таком порядке и почти серьезно. Алексей Ванин по привычки первой сцены передразнивает Антон Антониче и сходство с его обычной игрой на этом заканчивается. Когда Хлестаков завирается он живет его враками. Чувствует запах супа в кастрюльке привезенного через океан, видит приемную с министрами и оценивает, приноравливается. Он на голову выше остальных, такой, какой есть, не честный, не благородный, он живет в своей системе координат, и назвать это лицемерием язык не повернется. Ниже его достоинства отбирать вскрытое по случаю письмо, это всего лишь минута стыда, которую можно выдержать с достоинством и вечный позор читающим уже про себя обидчикам. Для него у Городничего всегда будут коротки руки, это сам местный серый кардинал.

И как всегда риторический вопрос, если Алексей Ванин и Олег Леушин такое имеют и могут, чего они это не носят? ))

Отредактировано Lek (2007-10-24 17:36:30)

0

7

1.04.2008

Исторически так сложилось (история новейшая, года отроду), что начинается «Ревизор» за упокой, т.е. первые минуты спектакля, сидишь и проклинаешь свою несдержанность в покупке билетов: ну вот чего тебе дома не сиделось, в кино не пошлость или на другой, интересный, спектакль. И если хорошенько подумать это грустно, поскольку из спектакля можно много чего еще выжать, но, судя по всему он уже порядком наскучил актерам. Неслучайно же сцена оживает, с появлением на ней Добчинского и Бобчинского, в исполнении тех, кто ни так давно стал частью этого «Ревизора» и еще не заболел равнодушием к нему.
Ввод Виктора Борисова, случился на моей памяти и если первый спектакль играется с перепугу, судить по нему как сложится роль обычно нельзя, то тут все надежды и ожидания оправдались. Легкая растерянность в происходящем, трогательность, светлость, роль получилась, словно со старых фотооткрыток. Сейчас такие лубком называют, но если не лицемерить "возвышенным" вкусом, надо признать доброе и наивное они в нас находят.
Что же касается Бобчинского в исполнении Игоря Кириллова, то я пока теряюсь, назвать ли это отличной актерской работой или удачным попаданием в образ. Слишком мало мы еще видели актера на сцене и то, что он играл эту роль в Нижнем Новгороде, безусловно помогает, но получается слишком здорово чтобы открещиваться случайностями.
Пара Бобчинский и Добчинский контрастно-яркая. На фоне чуть размытых, сглаженных очертаний Добчинского Борисова, Бобчинский Кириллова размытое скоростью движение. Он деятельно суетлив, медлительность и вмешательство друга его раздражают. Возникает конфликт поколений: взрослая основательность и сентиментальность против юношеского максимализма и энтузиазма. Просьба Бобчинского - «Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский», это порыв, на взлет – ведь может такое быть! Он взмывает выше, чем Петербург Хлестакова и Городничего. И следом за ним приземление с нервным подрагиванием в каждой мышце лица – «Да если этак и государю придется» - такого быть уже не может, но хотя бы словом прикоснутся не грех, правда?
Правда. Как и то, что Осип стал умом и совестью Хлестакова. Конечно же, все это направлено на то чтобы свою шкуру спасти, а заодно и его неразумную голову уберечь. Удается через раз, но он старается: вовремя выскакивает роялем из-за кустов с криком – «маменька» и еле сдерживается, чтобы самому не отлупить дурного барина или высказать Городничихи с какой стороны его барин генерал.
Сама же Городничиха - демоненок, сменивший рожки с копытами в «Ночи перед Рождеством» на  женское обличие в «Ревизоре». Как бедром поведет, так Ревизор падает, как историю о предложении руки и сердце расскажет, так жаркими объятьями текст в памяти судья растопит.
Доченька, Марья Антоновна подстать маменьке, непростая девица. Чистосердечно она может лишь в невинность папеньки верить, да и то одним глазом, пока другим приноравливается, как бы маменька не увела образовавшегося на горизонте жениха, чтобы вовремя, не растерявшись, появится из-за угла, и шкодливым голоском произнести – «маменька….». Хлестакову стоит лишь начать свои ухаживанья, чтобы  его просчитали со всех сторон (кроме ревизорской): какая, такая любов? Глаза у Марьи Антоновны при этом вопросе хитрющие: мы девушки деревенские, про любовь слыхом не слыхивали.
Анна Андреевна, напротив, не скрывает что приценивается, с первой минуты, как образовался этот заезжий вариант. «Я в некотором роде замужем», но, вас, Иван Александрович, никто не отпускал, а значит – стоять! И удивление Хлестакова, когда ему сообщают что он уже помолвлен с Марьей Антоновной понятно, запрягли и поехали, даже на то что Ревизор не посмотрели.
Иван Александрович как человек в меру наивный представить, что кто-то может быть таким же наглым, как он не может. Наглость это его первое и последнее счастье, с ней он из обморока при встрече с Городничем выкарабкивается, с ней же благополучно из горда, выбирается, в промежутках гримасничая, шутки ради и почти в меру, на фоне Антона Антоновича (Я повторюсь. Один честно сыгранный Городничий, два спектакля назад, в остальное же время: дайте, наконец Афанасьеву сыграть в КД! Удовлетворите явное желание, а то посмотрят дети нынешний спектакль, дабы на халяву сочинение о «Ревизоре» написать и такое про богоугодные учреждения расскажут (девочки, сауна, море водки), во век не отмыться).

П.С. Не знаю, может ли выдержать взгляд Хлестакова женский пол, но вот что после этого взгляда Лука Лукич сразу деньги отдал, с видом – на, только не смотри, это точно :)

Отредактировано Lek (2008-04-03 14:42:37)

0

8

20.05.2008
И вроде пора школьных походов миновала, но только не срослось, свидание с Гоголем не состоялось, отмучились. Одним словом - скучно. Процитирую комментарий из гостевой книги, чтобы не говорить ничего лишнего:
Легко прощаю Леушину все его лишние телодвижения и гримасы ради терапевтического эффекта, который производит его игра.
Значит все-таки было заметно лишнее. Имхо, простить не могу. Уж не знаю действие сего эффекта, но соглашусь полностью со вторым комментарием гостевой оффорума:
"все его лишние телодвижения и гримасы ради терапевтического эффекта"... но в ущерб спектаклю, к сожалению.
Иногда одних гримас мало, цитируя Калигулу «это не театр, это цирк», кривляние и мимика на которое ведутся школьники и которыми иногда пытаются заинтересовать школьников были во многом привычны, но как же не уместны. Хочется Гоголя, пусть легкого и воздушного каким он был еще полгода назад в «Ревизоре» ЮЗ. Смутил не только Хлестаков, но и сам Городничий временами буквально прогонявший текст. Оставляя незаданным вопрос - Чего-чего вы сказали? Имхо, имхо, имхо. Совершенно любопытным получилась их беседа в гостинице. Стесняющийся совершенно странным манером, и игриво откидывая полу своей шинели (или это пальто) Городничий приглашал Хлестакова к себе в дом, но сначала в богоугодные заведения. Хлестаков в свою очередь точно также, слегка игриво заламывал руки и поигрывал ножкой. В общем по всему выходило, что богоугодные заведения - это публичные дома, и руководит ими сам городничий, а иногда и подрабатывает. Комната Джованни нервно курит в углу. Ну да. Смешно.
Насколько наигранным был приезжий чиновник настолько живой и обаятельной была его молодая пассия - Марья Антоновна. Ох, дурочка, на кого повелась только. Настоящая душечка: обаятельная, чуть наивно улыбающаяся, искренне верящая всем «песням» Хлестакова, где-то пытающаяся по-столичному говорить и рассуждать. Наивная улыбка непонимания происходящего не сходила с ее лица. Пытаясь следить за событиями она улетучивалась в мир французских романов и предстоящего замужества. И она не упустит возможность поддеть мамашу, так по-девичьи, слегка укоризненно, шкодливо поставив ее в неловкое положение - «маааааменька», маменька, что ж вы меня учите, а сами вон чего вытворяете. В общем, та еще бестия, и в тихом улыбчивом омуте водится сами знаете кто.
Почтмейстер - почти вторая власть в местном уезде. Сквозь редкие хи-хи и ха-ха он знает свое дело и делает не только так как указано, но и так как требует веление времени. Помещики вообще были слишком сплоченными. Объединились для противостояния заезжему чиновнику? Видимо так. Празднуя предстоящую свадьбу и почти общую победу над ревизором они устроили настоящее веселье. Почтмейстер со своим важным известием ворвался в череду этих тостов и слов и по первой даже было не понятно в чем дело, нужны были не секунды, а минуты, чтобы забыть то веселье и попытаться вникнуть в суть новой проблемы.
Добчинский и Бобчинский (тут всхлипну от воспоминания о Бобчинском-Докина). Все-таки забавное получилось сочетание. В первую очередь разных возрастов. Что объединяет этих горе-помещиков не знаю. Но очевидно одно - они должны быть вместе)) Парочка. Мы с Тамарой ходим парой))) Бобчинский-Кириллов тараторит не умолкая, бедный Добчинский время от времени пытается ввернуть слово, для него это почти лотерея - удастся не удастся. Удалось. А здесь - не удалось. А тот еще обижается, что его перебивают, тут же вскакивает с места, через секунду суетливо возвращается обратно и снова тараторит о заезжем чиновнике. Думать не просто о сегодняшнем дне, думать только о сейчашашней секунде. Забавно.
С заменой Матошина-трубача музыканты все-таки стали скучнее. Как-то не так резво и бурно они нынче реагируют на все происходящее, имхо. Зато яркий штрих к спектаклю они добавили на поклонах. Красиво, от души, по настоящему, игра, театр этих безымянных музыкантов. И пусть где-то там, в глубине, и лиц не различить глазами, правда, легко угадать, зато настоящий спектакль, без переигрываний и кривляний.
Аплодисменты.
Блин, вот так всегда, как дурацкое настроение так пишется в пару минут, как хорошо и светло, так не пишется вовсе, а просто хорошо... и просто хочется еще раз на Дракона ))

Отредактировано rrr_may (2008-05-21 14:23:39)

0

9

Поскольку именно я писала о терапевтическом эффекте от игры Леушина, хочу объясниться. По-моему, в Ю-З временами переигрывают все - это неизбежное зло и обратная сторона достоинств этого театра. Театр - не жизнь, и то, что идёт в ущерб спектаклю, не всегда идёт в ущерб отдельным зрителям. У Леушина поразительная энергетика. Не знаю, какой из него вампир, но донор - что надо. К сожалению, для меня сейчас это самое главное. Тут уж не до капризов - пусть лучше пере-, чем недоигрывает.
Не спешите направлять меня в какое-нибудь лечебное учреждение - речь идёт всего лишь о психологической поддержке. "Ревизор" действует сильнее всего, потому что я очень люблю Гоголя. И - кроме шуток - во время спектаклей у меня дважды прошла махровая простуда.
Как вы уже поняли, я - неофит, так что надеюсь на вашу снисходительность.

0

10

Lotta, спасибо за комментарий, понимаю о чем вы говорите (особенно как неофита, сами такими были :blush: ), принимаю то о чем вы говорите, всецело соглашаюсь... но не относительно этого дня )) Спорить относительно того дня, наверное уже нет смысла, ведь воды утекло много, а на носу очередной «Ревизор» )))
Переигрывание разумное - это иногда даже на пользу, причем всем - и тем, кто на сцене, ловящим особый драйв, и тем, кто в зале. И имеет свой терапевтический эффект, это даже не обсуждается! )))

Мне кажется, в этот день было очень сильное «пере-». Вот если трезво взглянуть и сравнить с прежними приездами чиновника из Петербурга. Да, это было смешно, но не на том уровне, на котором должно быть смешно, на котором было смешно до этого дня. Зал умирал от хохота, но увидел ли зал «Ревизора»? У меня большие сомнения. Финальные слова Городничего «над кем смеетесь, над собою...» были более чем неуместны, они диссонировали со всем виденным, потому что бОльшую часть времени смеялись НЕ над действиями Хлестакова - как он ловко вытягивает деньги у помещиков, как обольщает дочку и маменьку, как бахвалится о своей службе в Питере (а Леушин умеет делать это красиво, смешно и даже переигрывая), смеялись не над помещиками ...раз уж выше я использовала эти слова, использую и здесь - смеялись над кривляниями Хлестакова, гримасами, затмевающими все, виляниями пятой точкой. А может попробовать взять зал другими местами? Например, головой. Простите, знаю, что очень жестко говорю, но я была безумно зла на этот спектакль. Веселый умный спектакль превратился в ... и сбоку бантик. Этот «Ревизор» был самым худшим из тех, что я видела, поэтому-то не очень хочется идти на ближайшего. А ведь этот спектакль может подарить свое особое настроение.
Не люблю сериал «Мистер Бин», когда стоит гомерический хохот над дурацкими действиями. Здесь не покидало ощущение, что это в красном пальто тот самый мистер Бин. В том же «Сне» когда все задыхаются от смеха, когда все могут уйти в такое переигрывание, что становится страшно, но спектакль никогда не теряется. Чуть больше, чуть меньше, но ниточка мудрости, ниточка смысла никогда не исчезает и как красиво узелок в финале завязывает Пэк - «мир вам и любовь». Ах, как он умеет это сделать. И ты понимаешь, вот эти слова - вывод из всего виденного. А здесь? «над кем смеетесь - над собою». Извините, гражданин Городничий мы два часа смеялись над гримасами Хлестакова, причем тут какое-то над собой, вы вообще о чем? Вот такими привередливыми становятся спустя пару лет)))
Смеха было много, смех продлевает жизнь, а когда загибаешься по жизни, любой повод «пере-» хорош, я знаю, очень знаю, но надеюсь эта с позволения сказать «трактовка» канет в лету ))

Пы.Сы. Поздравляю со званием «подпольщика» )))

Отредактировано rrr_may (2008-05-30 17:38:13)

0

11

Из моих "Ревизоров" - это тоже был наихудший, но я не ожидала, что спровоцирую такую бурю негатива в гостевой. Честно говоря, было больно читать. Спасибо за сочувствие.

0

12

Lotta, не переживайте. У вас есть мнение, вы можете его обосновать и это здорово. На что-то закрыть глаза (все мы такие))), на что-то открыть пошире, а попутно трезво оценить ситуацию - это особенно дорогого стоит.
"Буря негатива" это все-таки громко сказано. Я бы назвала это столкновением мнений, причем аккуратным и без наездов )) Ну вот получился спектакль в это день не со знаком "плюс", а со знаком ... "плюс-минус", все-таки были и хорошие моменты)). Правда попутно в гостевой припомнили другой спектакль, но там тоже без излишеств - "более чем спорная роль". Я бы высказалась жестче  :glasses:

0

13

Наверное, у меня что-то не то со вкусом. Страшно нравится мне "Ревизор". Сегодня по части ужимок и прыжков Бочоришвипи, Афанасьев и Санников вплотную приблизились к Леушину. Но осуждать их язык не поворачивается. Актёры играли в своё удовольствие, не думая, что нравится публике, а что нет.
В итоге я чувствую себя так, как будто получила какой-то роскошный подарок. Наверное, буду до осени вспоминать про "тридцать пять...тысяч одних только курьеров".
И ещё: на этот раз очень тронул Кириллов.

0

14

Простите эа личную подробность. Вчера только дописала - возвращается сын с какого-то концерта - нос разбит, под глазом фингал.
Ещё совсем недавно такие случаи вызывали мысли о трагичности жизни вообще. С тех пор, как стала ходить в Ю-З, думаю: всё идёт, как надо.

0

15

Вы тут нарисовали жуткую картину невоспитанных школьников. Настроение портится моментально.
Но я такого не замечала.
До посещения Ревизора в любимом театре, я воспринимала его как скучнейшее произведение. Смотреть которое никакой охоты не было. Именно с таким настроением я и пришла на спектакль в первый раз. Большинство окружавших меня школьников, вероятно, чувствовали то же самое. Но появились Афанасьев, Ванин, Долженков, такие знакомые и любимые и настроение стало меняться. А уж когда на сцене появился Олег Леушин, спектакль увлек по-настоящему. Да и дети сразу же оживились. Сознаюсь, я тоже с интересом наблюдала, откуда появляются денежки в руках Хлестакова :-) Благодаря Леушину спектакль заиграл яркими красками, я с удивлением осознала, что, оказывается, это - комедия!!! Когда меня спросили о впечатлениях, первой реакцией было: "Боже, как классно он платочек съел!!!" И вообще то, что он творит с этим платочком на протяжении всего спектакля, смешит меня до крайности.
Никакого боя со зрителями на последнем  спектакле (17 октября) я на заметила. Актеры получали от спектакля удовольствие, играли очень убедительно. А уж когда Леушин воскликнул :"Ну дайте же поесть!" и протянул руку, руки сами собой потянулись к сумке :-) И не только у меня...
Думаю, что дети воспринимают спектакль примерно так же. Более того, по окончании спектакля они подбежали к классной руководительнице со словами: "Спасибо Вам, что привели нас сюда". Так что отдача есть.
После спектакля я купила билет на следующий и прошептала подруге: "Только не говорю никому, что я каждый месяц хожу на Ревизора!!!. Примут за сумасшедшую"... :-)

0

16

Heline, все мы тут сумасшедшие :)
Похоже, вам везло больше чем художникам жуткой картикни :) Но, ведь не все записи в этой ветке, касающиеся школьников, в черных красках. Есть и восторженные. Честно-честно. Мало конечно, но ведь когда зритель, в том числе школьники, приходят в театр и на спектакль (а не на тусовку или из-под палки учителя), тогда и актеры играют в удовольствие, а спектакли получаются настоящим фейерверком. Ну и смысл тогда писать о школьниках, лучше об актерах и спектакле говорить)))
Всякое бывает. На любом спектакле можно встретить школьную вылазку незаинтересованных детей, тогда 3 часа созерцаешь светящиеся экранамы мобильников, хорошо если чипсов не будет. К счастью, и на «Ревизора» приходят интересующиеся дети, возглавляемые учителем, и их обсуждения подслушать порой очень любопытно :) «Бой со зрителями» - ну это же вовсе не означает, что сражение происходит постоянно (хотя в той или иной степени это ведь о каждом спектакле)). Актеры видят зал, чувствуют внимание, просто в тот вечер, о котором я писала с пришедшими из под палки пришлось именно сражаться. И это все здорово накладывало отпечаток на игру, вот и все.
Только, наверное, не 17 октября, а 17-е сентября ;)

0

17

Боже мой! Хорошие слова о ЛЮБИМОМ "Ревизоре" - бальзам на душу!
Heline, я хожу на каждого "Ревизора" с февраля - ему я и обязана тем, что ЮЗ стал МОИМ театром.

0

18

Конечно, 17 сентября!!! Это я просто про октябрь уже думаю (потому что снова на Ревизора билет купила) :-)

0

19

И еще одно слово о чипсах :-)  Как-то была на одном из спектаклей с Леушиным в главной роли. Рядом сидела милая такая бабушка. Так где-то в середине спектакля решила она поужинать: развернула пакетик полиэтиленовый и давай фольгой шуршать... А в конце, уже на поклонах, повернулась к соседке своей и с видом знатока заявила: "Как жаль, что Леушина сегодня так и не было"... :-)
Вот ведь как бывает

0

20

"Ревизор"... Злая, отчаянная, жуткая фантасмагория! Это смех не сквозь слёзы даже, а сквозь закушенные губы: люди, ну что вы с собою делаете? И всё-таки - смех...
Таким я увидела спектакль в первый раз, таким он - увы! - бывает не всегда.
Почему же я так снисходительно отношусь ко всем вариантам "Ревизора" в ЮЗ и с интересом смотрю: ну что они ещё придумают?
Тем, кто готов последующие объяснения списать на моё особое пристрастие к актёру Леушину, дальше лучше не читать - к чему тратить время! Но и само пристрастие это зародилось как раз на первом "Ревизоре", хотя раньше были и "Сон", и "Гамлет", и "МиМ" с изумительным Коровьевым...
Дело в том, что тогда, в первый раз, я увидела Гоголя, о котором могла только мечтать: я предчувствовала что-то такое, об этом вроде бы что-то писал Набоков - но реального воплощения не было.
И вот слово произнесено, оно обрело плоть и кровь, и с тех пор любой из вариантов спектакля я воспринимаю как своего рода иллюстрацию, раскрывающую и проясняющую то - давнее - знание. Они играют - вдохновенно. Актёры подчиняются магии гоголевского текста, который ведёт их то туда, то сюда, но никогда не уводит от ГОГОЛЯ.
Писать об этом трудно. Ведь даже объяснения самого Гоголя, пытавшегося объяснить символику СВОЕГО "Ревизора" кажутся неубедительными, а возможно, и неверными. И всё-таки я попытаюсь рассказать, почему я считаю этот спектакль ЮЗ безусловным шедевром. Остановлюсь всего на трёх моментах.

Момент первый. Хлестаков.
Он существует сразу в трёх измерениях. В обычной реальности - маленький чиновник, определённый психологический тип. Это интересно играть, но все Хлестаковы, которых я видела раньше, этим и ограничивались, мало кто заглядывал во второй план. Как я жалела, что Олегу Борисову не удалось сыграть эту роль (а уж как сам он жалел об этом!)! Теперь не так обидно.
Во второй реальности Хлестаков живёт в головах чиновников, он увиден их огромными от страха глазами. И вот он уже и не человек почти, а символ власти, причём власти извращённой, вызывающей одновременно и страх, и вожделение - как это было всегда в России. Он проникается сознанием своего величия, и сцена его безобидного и нескладного вранья заканчивается жутким танцем: он - ВЕЗДЕ, и всех захватывает, втягивает в своё поле: и героев, и зрителей.
А в третьем измерении он... Чёрт. Намёки на это рассыпаны по тексту. Достаточно вспомнить слова Осипа про то, что "теперь хвост подвернул и сидит". Недаром моя воцерковленная подруга, чуткая ко всякой чертовщине, восприняла спектакль с какой-то настороженностью (возможно, как искушение).
А у меня в памяти ещё жив старый моссоветский спектакль "Братья Карамазовы" с гениальным Бортниковым, который играл и Смердякова, и Чёрта. Та же изощрённая пластика, те же выверенные интонации - и вот уже возникает ощущение другой реальности, предчувствие Космоса вне и внутри нас. Я до сих пор это помню, но не надеялась снова увидеть что-то подобное.

Момент второй. В гоголевской теме "маленького человека" появились неожиданные ноты - ведь речь идёт о двух скромных дворянчиках, которые, однако ж, ели сёмгу и многое другое, а значит, вроде бы не должны вызывать жалость... Но как их жалко! Ведь это - люди, трогательные и слабые, как все мы. Монолог Петра Иваныча, поддержанный его приятелем, - это по сути - рассказ о личной драме. А как  понятна мечта другого Петра Иваныча: о том, чтобы в Петербурге ( или где-то ещё) про него хоть что-нибудь знали, - естественное стремление человека почувствовать себя частью большого мира, преодолеть одиночество. Здорово, что эта сцена всегда заканчивается аплодисментами - если зрители сами не догадаются, Хлестаков подскажет - так фиксируется внимание на важной теме.

И наконец, момент третий. Именно он придаёт целостность спектаклю. Белякович практически отказывается от немой сцены, которая казалась Гоголю такой важной, но сейчас как-то не звучит. Арцибашев заменил её хоровым пением - романсом (суть этого мне не понятна). Белякович же с помощью Городничего закольцовывает и композицию, и сюжет, оставляя возможность нового витка. С какой выдержкой, внутренней силой и обречённостью Городничий после сообщения о прибытии настоящего ревизора начинает застёгивать пуговицы на жилете, воротнике, манжетах, приводит себя в порядок - и вот он уже готов к новому удару судьбы! И все остальные подтягиваются, подстраиваются... Это вызывает и боль, и горечь, и уважение: такая стойкость, такой "триумф воли" - ради чего?!!

И в заключение. Мне не понравился новый расклад в "Женитьбе", но это не столь знаковая пьеса: повеселились - и на том спасибо! Но с ужасом думаю о возможной замене Леушина-Хлестакова и с ещё большим ужасом - о том, что "Ревизора" вообще могут убрать из репертуара. Почему-то мне за этот спектакль страшно...

0