22 марта 2009
-----
Это был... это был... это был все-таки... это был классный спектакль. Правда он происходил где-то там за стеной... не здесь. Даже включаемый в зале свет, как приглашение стать сообщником не помогал. События происходили там далеко в глубине веков ... непривычно. Иногда выкарабкивались отдельные щупальца - вера и страх Кереи, безысходность Геликона, поиски Сципиона, решимость патрициев и становилось жутковато, но потом вновь вырастала стена.... И после всего стойкое ощущение – спектакль был классный, играли сума сойти как, но что-то такое глубинное выпало … Впрочем, сюжет (если это можно так назвать) вырисовался достаточно четко, даже слишком – император, который стал тираном, его слуга, патриции, возглавляемые таким ярым борцом, друг императора, который тоже боролся с тираном, но путем переговоров. Так или иначе тиран был убит. Все. Так просто, скучно и совершенно не понятно – а зачем и о чем все это? Тирания и метод борьбы с нею?. В финале патриции собирают колонны воедино, и это была точка в которой наконец-то все собралось, а так периодически то одна, то другая стенка проваливалась по разным причинам... Но спектакль был классный, хотя бы за не один десяток потрясающих картинок, слов и мыслей. Опять же для меня они были, потому что текст пьесы не безразличен и в определенной степени знакОм... а тому кто на новенького... ? Где именно не состыковывается, понять не могу. По всему выходит – то там, то здесь накосячили.
---
А если отбросить, периодически выпирающие углы, то не припомню такого яркого и весьма определенного стремления в спектакле - каждый нес какую-то свою идею, получался взгляд на мир с четырех позиций, даже, пожалуй, с пяти (патриции отчетливо разделились на два лагеря, не враждующих друг с другом, но с разными целями, условно: выжить и победить). Каждый твердо стоял на своем и двигался к цели. Но провал в том, что они не объединились в единую мысль. Все они шли к чему-то, чего-то боялись, от чего-то убегали, что-то вершили во имя собственных интересов, все верно. Получился дом на довольно прочном фундаменте, с внушительными стенами и колоннами, но какой-то тряпичной крышей... или даже вовсе без нее. Не могу понять, где именно крыша протекает, отчего теряется глубина «Калигулы» (хоть по колено, хоть по щиколотку, не суть) и остается достаточно сухой сюжет. Но кажется это уже говорила...
Пожалуй, самое хрупкое понимание происходящего шло от Калигулы. И речь, не о том, что было плохо или что-то в этом роде, не в этом дело, хотя отчасти в этом тоже. Именно хрупкое понимание, когда вдруг какие-то истины становятся очевидными или изменяется взгляд на них, и ты вписываешь этот новый взгляд в свое мироощущение. Но эти истины еще не в достаточной степени поняты. В общем, какой-то очередной этап человеческого взросления. И вот такой взрослеющий Калигула, но не повзрослевший, нащупывал проблему. Но вдруг открывшуюся составляющую истины не вписывал в свое понимание мира, а складывал в стопку или бросал в дальний угол. Он забывал ее, а новое открытие пытался уложить на пустую почву. Оттого не удавалось. Остальные (многие из них) либо видели эти частицы (Керея), либо как-то догадывались о них (отдельные патриции), либо пережили когда-то (Геликон), либо понятия не имели о их существовании (вторая группа патрициев), либо нащупывали ее вместе с Калигулой (Сципион).
Калигуле крупно не повезло – у него была власть и природа в его случае действительно не способна «утешить его в том, что он цезарь». Он пользовался этой властью….. Тому же Сципиону повезло больше и он не мог мгновенно претворять в жизнь то, что внезапно ему открывалось и принимать на себя смерти и уроки. Сципион отчасти стартовал с того же уровня, но дошел до понимания быстрее (с дохождением правда непонятно, но все же). Возможно, потому что смотрел со стороны на Калигулу и события, был участником этого мироворота, а не сам вершил события… Думаю в условном соревновании Калигулы и Сципиона, победил второй. И его поступательная логика оказалась тверже, именно Сципион довел логику Калигулы до конца. Пожалуй, для меня именно в его росте по ходу спектакля (хотя рот этот был непоследовательным, но не об этом сейчас) изменении взгляда, принятии событий, получился Калигула-по-пьесе. И именно с его уходом навсегда все оказалось кончено. Это была та самая точка к которой сам Калигула не пришел….
Сципион… с ним получилось странно и очень неровно. А началось все с поиска ответа, случайного мгновения, остановившегося в его руке. Случайно получилось, но рука, замершая на мгновение, словно боялась прикоснуться - когда теряешь и остается лишь коснуться пальцами, а как выйти твердой походкой? Она побоялась коснуться, так как не была уверена в том, что потом походка будет твердой. Временами казалось, что он понимает Калигулу и суть «вставшей проблемы» даже больше, чем сам Калигула, а временами казалось, что он только-только приближается к пониманию. …. Вот такие перескакивания выбивали. И когда настал черед истеричного крика Цезонии – постарайся его понять. ... А понимать собственно уже нечего. Он пришел к своему выводу, причем задолго до этого момента. ... Единственная ошибка Сципиона в том, что он шел за Калигулой, если бы шел рядом с Геликоном или Кереей, которые перешагнули, он бы не ушел навсегда...
Презрение на конкурсе... оно получилось так легко, словно произнеся и почувствовав освободишься от всего. Сципион пришел к этому призрению, и, наверное, впервые произнес оттого сам подивился тому какое оно это презрение и как оно существует, когда его удается озвучить... Сципион нашел слово, которое описывает всю тяжесть навалившуюся ему на плечи, тяжесть которую вдруг ощутил Калигула. Трудно принимать жизнь и находить спасение в природе. Сципион не просто нашел, он почувствовал его, ибо найти не достаточно… Калигула тоже нашел слово, но не чувствовал его.
Мне кажется даже Калигула не пришел к такому презрению. Брошенное им в Сципиона презрение было словом, жестким и жестоким, но оно не мело ощутимого основания под собой, лишь злость… злость на кого-то или что-то, может на себя, может на мир, может на богов. Для меня логичным до конца оказался Сципион (хотя он был не логичным в течение спектакля). За это короткое и такое длинное стихотворение он словно прожил заново последние лет пять, которые привели его и перевернули сегодняшний момент. Он вспоминал и не хотел бить и резать по живому, резать так как жестоко резанул Калигула. То что когда-то внезапно открылось Цезарю, но не далось ему в руки Сципион сумел понять и ощутить, но он не произнес, не поведал свое открытие, точно также как упорно молчали Геликон, как молчал Керея (он молчал с патрициями, но не Калигулой в равных духом), до этого открытияможно лишь дойти самому, и пережить самому… или не пережить. Отчасти в этом «Калигула» для меня.
«Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл» - Ж-П. Сартр
Геликон... в качестве описания каким сегодня был Геликон у меня есть три буквы великие – ВАУ... Но сейчас не об этом))) Геликон в самом начале, когда только появляется Калигула и говорит о несчастии всех людей... Геликон почти всегда сразу же четко дает понять чем все это окончится. Калигула еще только пытается выстроить суть и смысл «мне нужна луна, или счастье или бессмертие...» и найти ее возможное доказательство. Сегодня получилось именно так - Калигула искал и доказательство, и саму теорему, имея в руках обрывки каких-то собственных чувств и мыслей. А Геликон так просто объяснил, он сразу сказал, еще до появления Калигулы – он просто несчастен. И всего остального словно не существует – он несчастен, несчастье выбрало его и он выбрал несчастье. И здесь же собственное мироощущение – дай мне возможность выбирать я бы не родился. Трудно выбирать, еще труднее выползти из-под навалившегося несчастья, которое выбрало тебя. Он так просто все объяснял патрициям, словно учитель в школе, вовремя вставляя слова «гляжу на вас у нее бывают неудачи». В иные дни, Калигула четко рисует цель (теорему), а потом в доказательствах двигается от противного. Так вот Геликон, будто прошел сквозь вот такую же неправильность и жестокость богов, смирился и переболел отстранился и нашел угол зрения с которого на все это можно смотреть и жить. Вещи, слова и их значения, значения которые мы сами же и даем и придаем этим словам и вещам. Чересчур упрощенно, но все-таки... вот в этом моя теорема «Калигулы»
*****
В разговоре равных духом, о, какой это был разговор, Керея потрясающе все объяснил, где-как-что-и-почем. Мгновенное преобразование этого спокойного человека, восторженного и восторгающегося жизнью в ... практически в чудовище. Его тоже терзают неправильные мысли и желания, а кого не терзают... но все это – лишь смутные порывы, которым он не придает значения. И его здесь очень легко было понять, но... мы не пришли к этому моменту. Здесь, в данную секунду я просто оказалась не готова принять ТАКОГО откровения от Кереи. Мне кажется сам Калигула не вырос до этого разговора. Каким он был три года назад, когда ему вдруг открылась истина, таким он и остался, и не готов был понять, что именно Керея ему рассказал. Ведь Керея не играл и разговаривал в открытую, словно просчитал логику Калигулы и сегодня он действительно зал, что список лежит в кармане цезаря. И этот список не имел значения для данного разговора. Дело не в списке, а в одинаковости чувств и порывов – все неправильно, я тоже хочу чтобы люди не умирали, я хочу обладать женщинами, которые мне не принадлежат, и перечень неправильного (или лучше сказать непринятого) бесконечен, а эта буря эмоций и чувств, неожиданных порывов в нем безгранична. Но. Керея вновь одевает очки, сквозь которые глядит на мир, становится таким, каким был до сего момента, и не придает значения тому что разрушает, что может разрушить его изнутри (ведь Калигулу все это именно и разрушает, ну по крайней мере должно разрушать, по идее). Пожалуй, впервые не думалось о том, что Калигула держит запазухой донос. Калигула играл в равных духом, Керея был таким. Калигула либо не понял грядущего проигрыша равных, либо намерено закрывал глаза. А Керея разговаривал спокойно, уверенно и открыто и, практически прямо сказал ему о том, что готов убить его здесь и сейчас. Секрет о доносе потерял свой смысл. Но Калигула вынужден был продолжить, именно вынужден.
*****
Патриции были властью. Да римская империя – это они и они могут все. Кто-то в этой «власти» решительнее и увереннее, кто-то для проформы, но это власть...и она не может позволить императору заниматься ерундой…
(сделаю зарубку, но не могу вспомнить точного момента. В самом начале был единый порыв от Патрициев, то ли словом, то ли движением не помню точно, но раньше не было такого одновременного порыва, случайность или специальность, но красиво получилось)
У патрициев было столько «мелочей». Так, Мерейя, на секунду опередил Сцпиона, впервые говорившего, что «мой выбор сделан» и, поднимая папку с земли, он в паузе, словно специально остановил Сципиона, не позволив продолжить слова, не дав озвучить выбор, подменив его иным выбором «смерть ему». Ох, много всего можно подумать. Хотел ли он быть просто первым, а может знал о мысли Сципиона и не мог позволить озвучить то, что нельзя озвучивать, то о чем молчал Керея, то что не договаривал Геликон. Сенект приверженец старых порядков, бывших при Тиберии и все новое не приемлет ни при каких условиях, поэтому и строчит доносы на «передовых» патрициев. Лепид выслуживается по полной программе, прогибается в нужную сторону. Вот он как раз из той группы патрициев что хочет выжить, и быть поближе у власти, хотя воспользоваться ей, и вообще пользоваться ею не умеет и не собирается. По настоящему темная лошадка – Кассий. Вот уж кто точно мог устроить переворот. Он так невзначай поинтересовался - Какой взгляд? - словно он выискивает повод, и ищет способ чтобы занять место... но конечно же это тревожно... – не дай бог догадаются. И, кажется, что где-то подходит к выводу сродни «Калигульскому» – все дело в любви? Нельзя страдать больше года, но ведь все зависит от глубины чувств, Ну да я псих, и все-таки все сводится к мирочувствованию... И все-таки его интересует власть. Он постоянно выискивает логику, ищет связи, и, кажется что «узкие места» во власти.
У Октавия интересно получилось, может это была случайность - наПРО-ТИВ (как в «Гамлете» Офелия предупреждает Гамлета и выделяет – «НАЗАД возьмите их», почти также). Он против рассказа, над которым всем придется смеяться...
---Момент. Приглашение на конкурс, беспорядок во дворце... вот так начитаешься дурацких книжек и ...а ведь момент-то убийственный. Возможно, что эти пять-десять минут последние в их жизни. Пока не появился Калигула или Цезония или Геликон, а с их приходом может быть оглашен приговор, а может начнется новая игра, придуманная судьбой Калигулой, а судьбу Калигулу невозможно понять... хотя ... в данной ситуации Судьбу может быть и невозможно было понять, но просчитать ход действий не трудно... Вылез, хоть как-то привлек внимание – Все. 99 и сотня десятых, что будет казнь…. А значит не исключено, что эти пять-десять минут действительно последние в их жизни. О чем думать в эти минуты? Искать того кто донес? Или …. Или… или... не знаю. Впрочем, они не верят в казнь и ее возможность. А должны ли? Не знаю...
*****