Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Калигула

Сообщений 21 страница 40 из 98

21

Взгляд на сцену, комментарии со сцены
"Калигула" в Театре на Юго-Западе

«Словно зеркало большое, отражавшее реальность,
Разлетелось на мильоны искривлений, капель, снов...
...Хрупкий шаг канатоходца между двух великих истин:
Рухнуть вправо или влево - выбор, в общем, невелик.
Балансируя руками, ты пришел к простейшей мысли,
Что канат, похоже, режут, и остался только миг».

Статья-интервью целиком

0

22

7.10.2007

Могло бы быть и хуже…

Примета №1:

О том будет ли Калигула на спектакле можно понять по его танцу. Насколько сильно вдавится Гаем пружина в его пляске, настолько сильно она разогнется во время спектакля. Вопрос лишь в том, какого Гая мы встретим.
Явление Калигулы народу часть третья, суповая.
Если сложно выбрать одну косточку вари все сразу. Гаю, хотелось и слезу из публики в начале выдавить и эпатировать в середине спектакля и серьезно поговорить под конец. Связи эти три жевания не имели, логика страдала. Наверное, это была месть.
Зрителям понравилось, на сцене была открыта школа имени Калигулы, каждый знал ответ на один из вопросов, кто-то вспоминал Гая мальчика, кто-то маньяка (его было меньше всего), кто-то тосковал по логичности.
Логика, она доставляла Калигуле боль. Со слезами на глазах в начале он почти жаловался на нее, тут вспомнилось все, даже Друзила и предчувствие неотвратимого будущего. Но вот уже Гай преподает свой предмет нерадивым патрициям, как юный педагог с долей снобизма и узнаваемым юродством. Гаю, уютно на его каблуках, он почти хочет Луну как невозможное - это не человек, это зебра.
Он отрывистыми фразами ищет что-то утерянное в Сципионе, досадно разминувшись по дороге с одиночеством, на одной интонации посылая его… далеко, за пределы нашей видимости.
Смотря в зал Гай, почти бросал вызов - кто перед вами? Калигула! Обрывок этого крика дошел до самого конца, еще чуть-чуть и Гай сделал бы шаг на встречу расстреливающей его очереди. Его порыв как сноска к словам о Боге в человеческом обличие, которому он покланяется, к тому, кто его приговорит. Они встретились.
Посередине же этой речки «ха-ха», школьного разлива, смешать, но не взбалтывать.
Честно отыгранный спектакль, это я без доли иронии говорю, и спокойная улыбка после. Ни понять, ни поспорить, ни плюнуть, ни поплакать, сплошная пустота с единственным вопросом – где к этому продается инструкция.
Надо же все таки понять, что это было: микроволновка, электрочайник или пылесос.

Примета №2:

Если патриции играют, быть беде ))
Текст забудется - раз, начнут хихикать на конкурсе поэтов - два. Но в целом они могут быть единым, они могут притягивать внимание, у них могут быть сольные, запоминающиеся роли. И если все это у них есть, почему они это не носят?
Сцена заполнена отличными паршивцами, которым когда они хотят зрители не налюбуются, не намолятся. (обещание себе: если звезды сложатся и желание у патрициев не отпадет само собой, напишу о каждом в отдельности)

Примета №3:

Если кого-то не узнаешь это как минимум замена как максимум ввод.
Играть Октавия после Евгения Бакалова, смерти подобно. Его трагическая, выпуклая маска из античного театра, неповторима. Фарид Тагиев взамен предложил свою чуть более грустную, чуть менее маскоподобную трактовку. Вызывающие опасение слова о потере старшего сына звучали настоящими и общая неуверенность замены, так явно проглядывающаяся у более опытных актеров оказалась разглажена до легких складок на костюме. Он хорошо вписался.
Керея Бакалова, серьезный повод задуматься над тем, кем он был. Более опытный педагог, наблюдающий за юным учителем Калигулой. Он точно знает, где тот подскользнется, его раздражает мальчишеский абсолютизм и наглость. Он наставник, где-то и Калигулы… Здесь есть простор для противостояния.  Местами в этом Керее слышан голос Китаева (я оказывается, скучаю по нему в этой роле), местами экспрессивность Пигмалиона, но вместе это на удивленнее отдельная роль.

Примета №4:

Крики браво, на проверку мало что значат.

П.С. подчеркну мысль, высказанную выше – могло бы быть и хуже. Все не трагично, не плохо, не ужасно, никак.
Неплохой спектакль.
Сплошные частицы – «не».

0

23

Калигула 7 октября 2007, одно сплошное имхо
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели (с) Точнее сказать просто невозможно. Мы двигались неизвестно отчего и неизвестно куда. Логического продолжения майского «Калигулы» не случилось. Тогда загадка осталась неразгаданной. Тогда Калигула упорно вел нас к какой-то цели и даже попытался перед гибелью объяснить ее, втолковать и ему почти удалось. Но все случилось слишком быстро и выстрели настигшие его не позволили это сделать до конца. Это была явно новая загадка, новая цель и весьма угрожающая. Хотелось новой разгадки, концы которой плавали на самой поверхности, но ухватить их не удалось. Оттого было особенно грустно, что придется расстаться со спектаклем не меньше чем на три месяца.

Не судьба. Спектакль получился нескладной мозаикой из того, что когда-то было, с новыми полутонами. Логика терялась, куда подует ветер и как повернет течение - это было неизвестно даже цезарю. Калигуле, взявшему на себя обязанности учителя, впору самому заводить дневник и садиться за парту. Калигула учился быть Цезарем, а Цезарь учился быть Калигулой. Все вместе, спотыкаясь и падая, пытались понять - что же такое свобода, и как, а самое главное, зачем ей учиться. «Логичное» (в кавычках) завершение трехлетнего правления оказалось каким-то не логичным. Все было предопределено с самого первого шага патрициев.

Взбунтовавшиеся патриции, если хотят они могут, если не хотят, то они тоже могут. Могут.Они оказались сплоченными, и отнюдь не серой однообразной массой, у каждого свои беды, проблемы, желания и жизнь. Но во власти цель явно одна. И эта цель не возвращение императора сбежавшего неизвестно куда, не забота о казне, а максимальное приближение, да что там - захват власти. «Чего-чего, а императоров у нас хватает» и это не шутка. Они говорили о «совестливом и справедливом правителе», только не верилось ни в первое, ни во второе, скорее они ругались на правителя, который волею судеб оказался над ними, и план по его замене уже давно есть, только нужно время для его воплощения.
Они тоже могут дружно забыть текст и также дружно, перебивая друг друга лихорадочно вспоминать его, а потом отворачиваться и закрываться папками, пряча такие незаметные улыбки. Хороший аттракцион - кто что вспомнит и кто кому подскажет, желательно нужную реплику. И это они тоже могут. Не первый раз, излагаю личную просьбу к патрициям. Итак, большая просьба номер один - чуть громче, когда стоите там где-то в глубине справа. Слышно очень плохо. Нет, похрюкивание откуда-то из-за стены (может из спальни Кереи? а шест там есть?), доносилось весьма четкое. Какой там разговор двух идиотов, равных духом и гордостью. И, большая просьба, номер два, которую все никак не исполнят. Анекдоты, которые рассказываются в течение той минуты, которая отводится на подготовку стихотворения для турнира, рассказывайте погромче. Ну, правда, интересно, такие добродушные и искренние улыбки. Да патриции уже собираются там вместе в предвкушении добродушного междусобойчика. В общем, тоже хочется, а тут товарищ Цезарь чего-то время тянет, и мы вынуждены слушать какую-то ерунду, про какой-то выдуманный Рим, и неизвестно когда жившего потомка товарища Цезаря с его длинными тирадами.

Калигула появился до боли знакомым танцем. Именно знакомым, памятуя светлую грусть о Калигуле модели январь 2005 года. Как говорит, один человек, тот Гай жив, и это так, он вылезает при каждом удобном, а чаще неудобном случае (привет «Комнате» и не только). Держите меня семеро, ведь ударюсь в воспоминания. Странно, но о Калигуле никогда не думала, как о ребенке. Это был взрослый человек, учитель и за ним приходилось идти. Опасаясь очередного шага, но как крыса за дудочкой за ним не понимая цели, но отчетливо осознавая ее наличие. Он высекал странные чувства и знания из страданий и мечтал о Луне. А игра с патрициями, осознанная, ничуть не детская, весьма злая и в чем-то унижающая, могла действительно чему-то научить. Пардон, увлеклась.

Он искал Луну, и устал от тщетных поисков. Он не слушает вкрадчивого Геликона, буквально заставляя его замолчать и говорит о смерти женщины. Эта смерть сильно ужалила его, покоробив устои. Калигула вдруг почувствовал, что люди смертны. На увещевания Геликона отдохнуть, и поспать, он отказывается. Отказывается понимая изначально, что все это приведет к гибели, а что встретится по дороге уже не важно. И помощь «в невозможном», просто своеобразная версия от правителя «отстань от меня сейчас».

«Посмотри на них, Цезония, ничего не осталось…все отступает перед страхом», но страха-то особо не было. Настоящий испуг только у Октавия, лишившегося сына, и Муция выстрадавшего уход Калигулы в спальню (да и тут Муций умудрился схалтурить). Остальные, застыв, и спрятав за спиной автомат, выжидали момент. А чего собственно было бояться. Это был ребенок у власти, возможно обиженный, который изо всех сил пытался быть взрослым. Только взрослость добавлялась не мыслями и действиями, а голосом. О, да, это оказался взрослый человек, по годам, но не по сути. Здесь почему-то вспомнился львенок из диснеевского мультфильма, который пытался реветь по-взрослому... только там он стал королем.

Калигула оглашает 2 хода, которые изменят все. Странно, но эти два страшных шага воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Это не угроза, и даже не обещание. Это какая-то прихоть, в воплощение которой не верится не только нам, но и патрициям. Логичность действий стирается. Нет здесь логики, нет здесь ни малейшей уверенности учителя в логике. И здесь, личное обвинение и взгляд в зрителя, честное заявление о том, что все виновны и нас будут грабить открыто... но ничуть не страшно. Впервые было не страшно, не было ощущения не то, что меня могут схватить и задушить на месте, не было ощущения, что кто-то может отдать приказ сделать черную работу. Обидно.
Человеческая жизнь не стоит ничего и если я считаю, что моя жизнь ничто, то вы тем более должны это сделать. И тут, на миг проявился майский Калигула, готовый действительно истребить каждого, жесткий и властный. Управитель скромно соглашается с ним, и тут, нагло пролезла январская модель сборки, подначив Октавия.

Объявив приговор, сухо и безысходно, Калигула открывает свое нутро. Все рушится снаружи и внутри. Он закрывается логикой, но это лишь, слово, без надежной основы, хотя бы бесконечной веры в нее. «Этот мир не имеет значения» - этот приговор, приговор не только миру, приговор себе. И выступать в защиту нет смысла, потому что мой смысл жизни пропал. Неподдельные слезы и страх одиночества. И страшная смесь смерти, крови, лихорадки. Счастливая жизнь, возможно бесцельная и бесшабашная чем-то сломлена и трещина отчаяния слишком глубока. Но, даже наделенный бесконечной властью и свободой Калигула не находит сил назвать себя Богом. Когда-то он бросал им вызов, надрывая что-то внутри и откровенно пугая. Он взбирался на Олимп, а сейчас в бессильной злобе помахав небесам кулаком и попытавшись убедить себя в том, что он может сделать невозможное. Он, играл, пытался в одно мгновение повзрослеть от умирающей детской любви к сестре. Я хочу небо и землю перемешать…из страданий высечь брызги радости. А где потерялось само желание (я уж не прошу действия). Он не может сделать так, чтобы страдание исчезло, и у него нет плана, нет желания,  чтобы это свершить, он погибает в эту минуту. Ах, какие брызги высекались раньше. Пусть не радости, пусть не свободы, но брызги жизни... Простите, это я опять ностальгирую. Настоящий Вселенский процесс, сегодняшнему Цезарю не под силу, ему бы с собой справиться и понять себя… Чего Калигула (точнее наверно Леушин) пытался добиться от зрителей. Если раньше на первый план выходила жалость, потом теплился страх, потом что-то на границе ненависти, сегодня пустота. Ничего.
Император переболел, принял решение, произнес приговор и приказывает подойти ближе? Кто это? Калигула? Серьезно? Еще скажите чудовище. Я вас умоляю - ребенок с игрушечным автоматом на детской площадке, название которой Римская Империя. Он изо всех сил кричит и пытается убедить нас, в том, что он Калигула. В ответ можно только погрозить пальчиком - ай-ай-ай, не балуйся.
И он не балуется, наряжаясь Венерой, не красуется и не является богиней, которой можно поклоняться и возносить молитвы. Мне всегда было жаль, слова молитвы богине, они по настоящему никогда не звучали (не слышала, имхо). Хотя она могла научить нас равнодушию, рождающему любовь…

Он тебе дорог? Здесь запнувшийся Сципион и с трудом вспомнивший слова Калигулы, которые помнит наизусть, был понятен как никогда. Калигула ни секунды не дорог ему, во всяком случае сейчас. Возможно что-то и было когда-то, но этого уже давно нет.
«Религия, искусство, любовь - они поддерживают нас. Они даны нам во спасение». Сципион просит Цезонию о помощи, ведь Калигула хотел быть справедливым. А о каком Цезаре сейчас речь? Мне кажется о самом первом, и никак не о нынешнем.
В жизни нам даны искусство, любовь, религия» - нет, это не могли быть слова Цезаря, он явно перепутал первоисточник.
Хотя Калигула тянулся к нему, всем существом, пытаясь разделить или хотя бы получить напоминание о том, что когда-то связывало их со Сципионом. Но, нежелание Сципиона очевидно, Калигула берет дело в свои руки, почти вытягивая стихи из поэта. Молодой, восторженный певец любви утопает в небесах, криках стрижей, скрипе повозок, но его полет прерывает Калигула, ищущий поддержки, а может защиты. Сципион перехватывает руку Калигулы и удерживая ее почти противостоит, не желая возвращения. А может признания того, что он понимает Калигулу. Сципион - это единственный кто, казалось, понимал Калигулу, очень хотелось спросить у него разъяснений. Только Калигула проявил свою властность притянув Сципиона к груди, но тот вырывается... «все кончено, меж нами связи нет...». И как бы в обиду этому, Калигула ударяет хлыстом - все это страдает малокровием. Презрение он ощутил только в этот момент, это первое что пришло в голову в данную секунду, поэтому в ответ на вопрос - что ты призываешь в минуту отчаянья... (О накале противостояния, скромно умолчу, ввиду отсутствия такового).
Вторая попытка Калигулы в поиске укрытия - Луна (тут до монолога, пока Цезония прогоняла патрициев, откровенно давилось на жалость...ох-ох-ох, история вспять не идет). И он нашел укрытие, он обладал ею, и чувствовал ее. Это было спасением и защитой, пилюлей, которая могла бы замедлить (не знаю как прекратить) ход гибели. Но даже эту малость Геликон не собирается приносить. На вопрос «Куда ты, Геликон», он ответил это также как в самом начале сделал Калигула - «за луной, для тебя» - читай «сейчас ты от меня отстань».
Геликон незримо присутствовал во всем, но не проявлся.И только своем последнем споре с патрициями - ты видишь лицо врага, Геликон бессильно машет рукой, не желая спорить так как он когда-то спорил. Он видит и понимает неизбежную близость конца. Неотвратимую близость и его финала, потому что взбунтовавшиеся толпы уберут всех близких к Калигуле, а Геликон ответственный за луну. B Геликон, скорее станет защищать свою жизнь, а не уже проигранную жизнь...

Керея. Бакалов нашел совершенно иные грани Кереи, слышались совершенно иные аргументы. Разубеждая патрициев в решении пойти на штурм, он где-то взял интонации Китаева (Господи, как же скучаю, по его Керее), и манеру Пигмалиона, но потом он превратился в настоящего Керею. Он втирается в доверие к патрициям и они принимают его за своего. «Тает смысл жизни, мы теряем смысл существования» - аргументы, которые буквально оглушают «нельзя жить, не имея на то оснований», а у Калигулы нет никаких оснований, вообще. Разговор равных духом и гордостью... одно название. Равенства не было, вообще. Керея на голову выше Калигулы и его аргументы звучат тяжелее и увесистее. Он однозначно победил, и дальнейшая попытка довести игру, начатую с равным духом до конца, заранее обречена. Оттого бессильное кривляние Калигулы смешно, как и сжигание списка.

Новое лицо среди патрициев - Октавий (Фарид Тагиев). Мне кажется, призывая патрициев на восстание он переиграл прежнего Октавия. И если за ним не пойдут он пойдет сам и исполнит свой приговор (хочется добавить - молодые все такие, огонь бушует))
Терпеть смерти, грабеж, надругательство над женами. В нем нет колебаний, ни секунды. За собственных сыновей (тут, надо сказать, помощь Леушина была, кстати, под напором Калигулы Октавий сделал то, что сделал) он готов пойти сейчас.

Цезония, женщина, добившаяся власти, своими руками. Убрав, мешавшую Друзиллу, она вплотную приблизилась к штурвалу Империи. Власти, только власти ей хочется, ну управлять Калигулой оказывается очень не просто. Предугадать, понять действия человека, который сам не знает, что сделает в следующую минуту и уж тем более предупредить эти действия, не под силу никому. Ее категоричное заявление - он слишком молод, убеждает в том, что отношения строятся почти по принципу мать-сын и не иначе. Она изо всех сил пытается поймать и удержать птицу, но та, слишком своенравна и может клюнуть в любой момент. Калигуле уже никто не нужен. Раньше за каждым действием Калигулы (да я писала об этом) виделась незримая поддержка Геликона, Цезонии. Они будто тень присутствовали при каждом движении Калигулы, поддерживая его. Сегодня, он стряхнул с себя эту поддержку и был один. Ни Геликона, ни Цезонии, они только свита и просто зрители. Калигула самостоятельно двигался к гибели, не к цели научить, не к цели проучить, ни вообще к какой бы то ни было цели. Смерть обозначила истину, точнее подвела черту и ему не нужен никто, для собственной смерти, ни империя, ни окружающие его люди.
Цезония сама смутно понимает порывы и причины поступков, как же она тогда может убедить Сципиона, и привести его к «постарайся понять». Однажды это было, и можно было не только понят, а почти оправдать и ясно увидеть конечную цель учителя. Пардон, опять воспоминания-сравнения. В итоге всех попыток Цезония бессильно опускает руки и, вынуждена смириться. Ощущая близкий финал, она пытается вновь пустить в ход, не чары, но ласку, которую пытался искать Калигулы. Она пытается притянуть его к себе, но тот уже перешагнул последнюю черту, и звон мечей становился все отчетливее.

Ё-мае, оказывается если долго-долго капать (точнее часов 35, не меньше) оказывается можно смысл выкопать (притянуть за уши). И все равно, каким богам помолиться, чтобы Гай ...пусть не вернулся, (с этим все понятно - возврата не будет (кхе-кхе, скрещиваем пальцы)), но возник в каком бы то ни было обличии, только настоящем и целостном. Ведь когда-то все струны спектакля звучали в унисон, и даже ввод Сципиона не расстроил эту песнь. Так что оправдание о вводах и заменах, не принимается.

Отредактировано rrr_may (2007-10-10 04:14:00)

0

24

13.11.2007

На правах предисловия:
Не в одном театре так не смущает долго не открывающиеся двери в зрительный зал. В других местах все по-взрослому, серьезно, без опоздания на десять-двадцать минут никогда не начнут, а в Ю-З всегда вовремя. Когда же на сцену вместо актеров выходит режиссер и начинает путаный рассказ о создании театра мысли в голове возникают разные – замена. Но кто? Цезония? Калигула? И та и другой разом? )
Но нет, все свелось к тому что один актер задерживается, за него отчитает другой (жаль вводная речь была слишком длинный лишив нас тем самым возможности посмотреть на вынужденную замену чуть дольше ))

Я понимаю:

Сложно что-то сказать исходя из маленького отрывка читаемого по бумажке здесь и сейчас (при этом актер делала все, чтобы эта бумажка не выглядела беспомощной), но любопытно, что сказать как раз хочется. Сципион Дениса Нагретдинова старше Сципиона Максима Драченина это даже не характеристика возраста или роли (какая роль, человека выпихнули на сцену), а жизненная позиция. С этой высоты он раздражено отмахивается от истерик Цезонии и прямолинеен с патрициями. Интересно было бы посмотреть, как такой Сципион понял бы Гая. В последнее время совершено непредсказуемого Гая.

Для меня Калигула образ из множества частей, условно он состоит из логики, луны, свободы, одиночества и т.д. И если Луна все еще взывает к прежнему Гаю, новый, взрослый Гай разговаривает с чувствами через разум. Он почти убеждает, что все просто – мир для меня ничего не значит, и я ненавижу тех, для кого он еще имеет значение. Император может позволить себе эту мелкую слабость, но замыслы Калигул должны быть грандиозны.
Ему не нужно выходить в зрительный зал и душить кого-то из сидящих там, чтобы напугать, скорее Калигуле необходимо, чтобы кто-то вышел из зала и придушил его. Гай задал вселенной вопрос, он попытался с ней поговорить, по-своему вступить в дискуссию и самое ужасное заключалась в том, что он так и не получил ответа. Вселенная не пожелала говорить с Калигулой.
Что же осталось после Гая? Сведенные колоны, распавшиеся и снова собранные по центру. Оптимистичное – вселенная живет дальше, а на задушевные беседы у нее нет времени. Взамен к Калигуле пришел призываемый им бог, низкий и жестокий - он сам, в образе выстрелов, со словами - «я еще жив», сказанными не в зал, а в себя. 
Ответ Гая в том что – нет ответа. И это и есть ответ.
Калигула сохранил себя в людях. Особо приближенные: Сципион, Керея, Геликон у них много общего. Они наглядная демонстрация существования Гая, того, что Калигула оставил в них. По сути, он сломал их, всех и каждого.
Несокрушимый монолит Геликон отступил, он не устоял перед словами Калигулы. Это был не безумный Гай, которого можно любить жалостью и Гелкону нужно что-то большее, чтобы убедить себя в необходимости сражается до последнего за ужасающе чужого, пугающего человека. Стена, выстроенная им вокруг Калигулы дала трещину.
Он беспомощен перед патрициями, потому что не верит в то, что говорит, так как в это верит Сципион.
Пока его слова на конкурсе поэтов складываются в призрение руки превращают шарф, сдернутый с шеи, в петлю. Удавку не по Калигуле, но как раз по шее юному поэту.

- Не для тебя, не для меня, так на тебя похожего, выхода больше нет

Куда и зачем Сципион уйдет после можно лишь догадываться.
Не обошел замысел Гая и Керею. Единственный раз, когда  Керея по-настоящему снимает очки это убийство Геликона (тот редкий момент, когда Евгений Бакалов играет не Игоря Китаева). Сорвав свои розовые шторы Керея оказывается сделанным из стекла пустых слов об империи, по которому пошла глубокая трещина надломленного смеха. Калигула добрался и до его жизни, поставив  в ней восклицательный знак. Трактаты о государственных переворотах не подготовили Керею к банальному убийству.

Отредактировано Lek (2007-11-15 15:45:46)

0

25

П.С. Цезония теперь лишняя на этом судебном процессе, ей даже не досталась роль свидетеля, она все ждет мальчика Гая, а его сменил мужчина.

П.П.С. и еще пару мыслей о спектакле и новом Гае - https://podpolieuz.mybb.ru/viewtopic.php?pid=1430#p1430

Отредактировано Lek (2007-11-19 02:37:44)

0

26

Lek написал(а):

Сципион Дениса Нагретдинова старше Сципиона Максима Драченина это даже не характеристика возраста или роли (какая роль, человека выпихнули на сцену), а жизненная позиция. С этой высоты он раздражено отмахивается от истерик Цезонии и прямолинеен с патрициями.

С этой высоты он скорее убийственно спокоен и уверен - "я-то все-равно лучше знаю".
Немного странно было видеть мужа в начале и возмужавшего мальчика в конце.

0

27

1.12.2007

Сколько в звёздном небе серебра!
Завтра будет лучше, чем вчера.

Нет, не будет, герой, непомнящий своего прошлого обречен на непредсказуемое будущее. Не реально заставить спектакль прибывать в застывшей форме, но лучшее должно сохранятся. Калигула этим не страдает, он страдает многим, но не этим.
Гаю нужно чтобы невозможное пришло на землю для перевоплощения. Тягостное неудовлетворенность собой, тем, кто он есть и возможность стать кем-то или чем-то другим если невозможное прейдет. Так показалось, так могло бы быть.
Из начала, корней, предложенных Калигулой могло вырасти все что угодно, от истерики, до величия, и логика, и идея, а выросло апельсиновое деревце.  Страх много страха, которым пропитан последний монолог Гая и вот такая сублимация, своеобразное творчество Калигулы, с насилием и Луной.
Для меня имеют особое значения слова в конце спектакля «в историю Калигула, в историю». Сколько же их было, некоторые действительно уходят туда, а остальным Гаям уготовано место лишь в здесь и сейчас.

Ах, вот ты какой северный олень.

Сципион, Дениса Нагретдинова, наконец объяснил зачем вообще нужен Сципион, и я очень надеюсь что это не последствия перепуга.
Его первый диалог с Гаем, - «Прочти мне свое стихотворение». Это действительно попытка поговорить, Калигула ищет ключик к Сципиону подбирая слова, в которых может отразиться молодой поэт, а тот начинает, надеется, что еще не потерял Гая. Сципион открывает ему сокровенное, свою душу – «не все ли равно, если я вижу повсюду лишь один лик любви». Он уже верит что Калигула, его Калигула еще где-то здесь, он ждет, требует от него такой же искренности, откровенности, чего-то, что позволит ему вернуть прежние чувства к этому человеку, и получает отрезвляющий ответ Гая, - «все это страдает малокровием». Наваренное это завершающая капля, потому что открывшееся ужасает Сципиона, до исступления последних слов, громким шепотом, которые заканчивают отношения - не обвинения, констатация, подведения итогов – «чудовище» и отчаянная попытка отыскать хотя бы остатки человеческого, - «у каждого человека есть отрада, неужели в твоей жизни нет ничего такого?». Ничего кроме – «презрения».
На конкурсе поэтов Сципион отражает этого Калигулу, то чем он залез к нему в душу, те же слова и мысли, проникают в нутро Гая. Вот оно, его призрение и одновременно неумолимо жесткое доказательство их похожести. И следующий из него вывод - для них, выхода нет.

Большой секрет для маленькой,
Для маленькой такой кампании,
Большой, большой секрет

Вторым зеркалом Гая стал Геликон, он возвращал Калигуле самого себя, без прикрас, с его же жестокостью. Сложно сказать, почему он не бросил Гая, Геликон так и не раскрыл секрет, Патрициям он рассказал свою прежнюю историю о любви к цезарю, хотя может быть причиной была свобода и величие над теми кто был велик над ним. Пока это остается загадкой.

Отредактировано Lek (2007-12-02 15:25:43)

0

28

Значит так, я поняла суть обиды участников форума и имею ответ:
1. Ребят пишите, что хотите и как хотите, если это в рамках правил, а если кому-то не нравится я с вами делюсь простым ответом для всех товарищей с претензиями, – не читайте. Сами же понимаете, не от хорошей жизни люди злобствуют («Смертны, потому и несчастны» (с))
2. Данный, очень яркий отзыв я удаляю, из-за того что он был не совсем верно истолкован и воспринят как наезд на человека не принимавшего участие в импровизированной (на скорую руку так сказать) травле. Мои отдельные админские извинения Олесе.
3. Администрация форума приносит также извинения всем кто стал невольным свидетелем «трагедии на кладбище».

К счастью большинство зрительниц бабы, к сожалению только потом зрительницы, а значит мира ждать не приходится. Поэтому товарищи подпольщики проще к злым выпадам, товарищи не подпольщики, проще к подпольщикам.
Мир, дружба и как там говорят? Жвачка!

0

29

17/01/2008

По дороге в театр мне резко поплохело (видимо, давление?). Как выжила-высидела первую часть - не знаю, но по выходе из зала в антракт с ужасом констатировала, что новый Сципион вызывал отторжение. Как позднее выянилось во фрагментарных беседах с видевшими то же, что и я, это просто несовпадение по внешнему виду, диссонанс между старшим из вроде бы друзей - Гаем и младшим - Сципионом. Да, наконец, как сказала А.Н., видно, что Сципион Калигулу действительно любил, несмотря на убийство отца и то, что в них было разного. Ибо было много и общего. Как там сказал Керея - нельзя любить ту часть себя, которую пытаешься утаить от себя же? Сципион попытался понять Калигулу и понял его. Понял ли Калигула Сципиона?
Так вот, о вызванном поначалу отторжении... Оно развеялось, как дым, на конкурсе чтецов, уступив место практически восхищению. "В историю, Калигула!" - это не ты, Гай, сказал в конце своего пути... это сказал тебе еще Сципион на конкурсе, своим стихотворением и тем, как он его читал. Ты выронил свисток, Гай? Да, кажется, ты понял. Презрение друга адресовалось именно тебе.
И моё тоже, если тебя это интересует.

* * *
Вторая порция мыслей на относительно свежую голову.

Сципион. Вспоминая вчерашнюю картинку, прихожу ко мнению, что этот Сципион слишком силён для этого Калигулы. Ну или так: Калигула при этом Сципионе должен быть более сильным. Денису тесно в шкуре Сципиона во всех смыслах. Сила в нем есть такая… вчера он как будто старался держаться в рамках, в руках.
Сципион, осознавший, что Гай ломал комедию – его душит гнев и подступают слезы. Сдавленный, низкий шепот – сильное оружие актера. Это вообще сильное оружие уверенного человека – «хочешь, чтобы тебя выслушали – говори тихо».
И финальный аккорд – стихи на конкурсе. Выступление Сципиона = вынесение приговора Калигуле. Тихо, с нарастанием, и с горьковатой усмешкой – на уже обсуждавшихся с Калигулой словах о природе.
Любовь Сципиона уступила место его презрению. Он понял Гая.

0

30

17.01.2008

Считайте в полку болеющих зрителей прибыло ) Со своей честной температурой (она у меня девушка порядочная )) буду не менее честно пользоваться простудой как отличной отмазой на случай если что не увидела или не так поняла ).
У нас по правилам форума прописано что мы не говорим спасибо актерам, но после таких спектаклей жалеешь что нет нигде в холле театра такого блокнотика или книги куда можно было бы записать себя как поклонника того или иного актера за роль, за вечер, за все что он(она) тебе дали сказав тоже самое спасибо, не виртуальное, но при этом строго дистанцированное. Обычно таким спасибо служат цветы, но кто догадается заранее, когда захочется выразить эту благодарность, хотя бы одним словом.
(знаем, знаем, раньше нечто подобное было, а хочется сейчас)

Сципион, первым решила написать о нем потому что – «Так не бывает, но я так хочу!». То что происходит на сцене из разряда невозможного спустившегося на землю. Был Лизандр - человек обезьян,  словами Гамлета  – брутально, и казалась что это все. Нас обманули, но это как уже было сказано – Великий обман, из вереницы сильных и разных образов обрушившихся чуть ли не в один год на наши головы. Кто мог поверить, что Нагретдинов Сципион? Только исходя из того, что он талантлив такого предположения сделать все равно было нельзя. А кто-то поверил и дал эту роль, и этот кто-то по-видимому действительно гений.
Не скажу за всех, только за себя: я не понимала, не видела этой роли, раньше, все мое представление строилось на догадках и как же много я теряла.

Гай, мне будет сложно о нем говорить, мы никогда не были особо близки ) и сейчас я об этом жалею. Я не видела Авилова на сцене, но то, что я видела и слышала в записи выражалось словами – Священное чудовище. Позавчера явило еще одно чудовище – Человеческое чудовище. С ударением на первое слово и итогом во втором. И это жутко, потому что так не бывает, но… как я продолжаю эту фразу вы уже знаете.

Калигулы было много и он был везде, но больше всего Калигулы было в самом Калигуле как не парадоксально это звучит. В Гае было сразу несколько Гаев, и это вам не просто Доктор Джекил и Мистер Хайт. Гай был страшен в словах, в поступках, во взгляде, и при этом постоянно смотрел на Луну. Она отражалась в глазах, ни к месту, ни ко времени. Она мешала и раздваивала зрение, мысли. Что-то не правильно или наоборот очень верно. Откуда вода из глаз, которая так некстати что Калигула насмехается над самим собой, обыгрывает эту никчемную влагу, а в глазах прилив ведь влага вовсе не слеза – это Луна вытекает. Не сочувствия не жалости сие зрелище не взывает, но заставляет задуматься, а что будет, если заглянуть внутрь этого существа, одной логикой ведь дело не кончится.  Там будет еще один Гай или даже парочка Гаев в великом споре, как единое целое. Внутреннее противоречие. Вот поэтому с ударением на слово - «человеческое» и смыслом в окончание …. 
То к чему где-то шло с середины прошлого года интегрированное во что-то еще, этакая коробочка внутри другой коробочки, которая находится в третьей коробочке и эта чертова головоломка не для простого мозга – Калигула. Не по сути, да? Простите, моя логика тут бессильна, но упаси меня господи становиться народом этого императора.
Какая дьявольская затея, заставить зрителя выполнять такую страшную роль в этом спектакле. Как только Калигуле удается, втянут нас в это. А что если воля цезаря сломит твою собственною и вместо того чтобы вжаться в кресло (с мыслью – фиг достанешь) когда император приказывает подойти поближе ты сделаешь неосознанный шаг, Калигула чрезвычайно убедителен.
Вакуумно-убедителен без каких либо узнаваемых координат человеческих ценностей. Вот поэтому  с итогом в слове – чудовище.  Убийства, насилие и далее по списку к этому слову отношения практически не имеют. Чудовищно его понятие и мировоззрение. Даже если бы этот Калигула остался на этапе самих рассуждений не переводя их в трупы, он был бы не меньшим чудовищем.

Такому Калигуле нужен очень сильный Керея. В моем представлении чем-то похожий на Китаева, с его правом на бунт или знанием, зачем он делает то, что делает, пока у Кереи Бакалова ответ на этот вопрос близок к аксиоме – потому что так надо. Если Керея Китаева заставлял работать пружины и шестеренки в механизме, то Керея Бакалова сам часть механизма. Скрытого до тех пор пока Калигула не вызывает его на свет божий желанием поговорить по душам. До этого момента, когда Геликон в начале второго акта рассказывает Цезарю о заговоре его слова вызывают смесь удивления и недоверия – «да вы что?!». Где, когда и как это произошло, почему прошло мимо? Появляясь из глубокой тени отбрасываемой Гаем Керея говорит с Калигулой, это действительно диалог, но не ранит, так как это делает Сципион.

На конкурс поэтов, для меня стали открытием стихи Сципиона. Мне было нужно перечитать их прямо сейчас, идти глазами по строчкам вслед за его словами, чтобы поверить в то, что теперь так очевидно. Оказывается он проговаривает все что чувствовал, чувствует, к чему шел отпущенное нам время. В этих словах вся роль, от начла до конца. Ненависть, любовь, понимание, покой, примирение, смирение. Сказать, что это заложено в стихах я не могу, я их перечитала, смысл не очевиден, но когда их читает Сципион смысл буквально слово за словом наполняет тебя, пока хватает места. Такое призрение, его призрение, пошатнуло Гая.

И опоры чтобы устоять у Калигулы нет. Геликон сменил любовь к Гаю, на ненависть к патрициям. Он действительно раб, получившей власть и умеющий пользоваться ей. Его лицо, действительно лицо врага, но Калигула где-то предлог, где-то средство.
У него свои счеты и свое оправдание им. А оправдание патрициев, скрывалось в самом конце -  в сведение вместе колон. Не берусь сказать, что они символизируют: Рим, разлетевшихся на части зрителей (хотя нас собрать сложнее), их жизни, но в этом простом деле сложилось все к чему они шли. Вот оно - лицо Римской империи.

Отредактировано Lek (2008-01-20 04:50:35)

0

31

Противоположный взгляд на Керею -  http://lanolina-goro.livejournal.com/142200.html . Даже на обоих Керей.

Согласна  с тем как сбежал в этот раз Керея, может быть потому что погнал Калигула… может быть.
Мне самым ценным в Керее Бакалова кажется (его находка, которой до этого не была в спектакле) то, что происходит после убийства Геликона - его точка невозврата.
«Римская империя это мы», - прозвучало на этот раз не менее страшно, чем логические выкладки Гая.  Если это Римская империя, то я могу понять ее императора.

Отредактировано Lek (2008-01-20 16:21:11)

0

32

Калигула 17 января 2008
«Я могу не разделять каких-то убеждений, но это не значит, что я обязан их осквернять и отнимать у других право их иметь» ((с) Сципион)
Ну или если коротко, все нижеследующее - имхо ))

Предупреждение номер раз: ниже злоупотребляю цитатами. Очень. Многие из них звучали впервые, точнее их было слышно иначе. Ну, со Сципионом понятно, но и сам Калигула и Геликон совершенно иначе доносили свои истины, делая неожиданные, но до боли правильные жизне-акценты.
Предупреждение номер два (!): много размышлений и вопросов околотемных. Не нравится, пропускаем (!). Все нижеследующее скорее не о спектакле, а об осадке оставшемся после виденного.
Предупреждение номер три: все слишком зыбко и чересчур субъективно, страшно облекать увиденное в слова, оно становится статичным и однозначным... оно не было таковым.

«Подумай о Калигуле и постарайся его понять... понять... понять» даже несмотря на то, что это полный анриил)) Да, не всегда удавалось понять, цель, причину, следствие, - все то, что хочется мне видеть и понимать. Отличие этого спектакля - несмотря на непонимание теории (назову это так), сто процентное ощущение правильности. Правильности поступков, выводов, признаний, молитв, приговоров, попыток... . Что-то вроде - я не понимаю, но это действительно должно быть так, это правильно. Правильно абсолютно или в какой-то части. Этот странный «урок» (в кавычках!), которого не поняли, ни патриции во главе с Кереей, ни Цезония. Но, который с успехом провели Калигула, Геликон и Сципион упорно пытающийся прервать его в одиночку.

«За пределами страны отчаяния...» ... наверное, именно там мы и оказались, за пределами всего… События вне места, вне времени, вне жизни... Состоялось падение в пространство вне здесь и сейчас, проход по тонкой грани без провалов ни в ненависть, ни в сожаление, ни в жалость к учителю. Любое переживание или сопереживание почти невозможно, только выслушивание доводов и аксиом. Урок, по окончании которого можно задуматься. Например, доколе можно приписывать и придавать значение окружающему тебя миру, красоте и уродству, любви и ненависти, словам и поступкам. Приписывать в той степени, в которой я, ты, он, она (все по-разному и по-своему) приписывают. У каждого свои приоритеты. До тех пор пока нам этого хочется, нравится? Или до тех пор, пока нам это навязывают? Сплавить воедино все или отвергнуть лишнее и взять необходимое. Насколько много лишнего? Но это несколько уход от темы, поэтому останавливаюсь.

«Я постараюсь, Гай...». Впервые за все время с самого первого появления Геликона - он не друг, он слуга. Не путать с рабом - подай-принеси луну. Он служит и защищает, он не на позиции равного, а стоит отдельно. Что за истина открылась Гаю (смертны и потому несчастны), Геликон знает еще до того, как Калигула ее озвучит. «Гай - идеалист, и он еще не все понял. Я же все понимаю...». Кажется, что финал ему частично виден уже в самом начале круговорота. И он торопится жить, потому что вмешаться у него нет возможностей. Это защита Калигулы, но не поддержка, это озвученная ненависть к патрициям. Геликон слишком четко читал тот злополучный параграф из трактата о смертной казни. Причем он читал так, будто был - соавтором, собственно Калигула и говорит «мы работаем». Но если Калигула еще допускает спрашивать мнение у патрициев. То «раб» (в кавычках!), резко отрубает - «если спросим». Он почти озвучивает, что эту серую толпу спрашивать и учить бессмысленно и как этого не видит Калигула. Геликон ни выше, ни ниже, ни на равных с серой толпой, он вне ее...

«Смерть ему!...» На этот раз Керея оказался слишком слабым. Он хочет жить и быть счастливым и очень боится потерять свою возможность жить и быть. Похож ли он на Гая хоть одним помыслом и понимает ли он его поступки (принимает, не принимает - это другой вопрос). «Римская империя - это мы» - истошно, судорожно, он очень боялся потерять, очень… это был не равный духом, не равный гордостью, это был маленький человек большого мира, дрожащий за себя. В этот момент остро не хватало Кереи Китаева, который гордо и достойно борется за себя. Наверно такой Керея сможет противостоять обновленному Калигуле. «Он свою философию претворяет в трупы и к несчастью эта философия неопровержима, а когда нечего возразить надо браться за оружие». Возможно где-то понимая, что попытки обречены на провал, но он ни одним мускулом не покажет своего испуга. Керея Китаева готов умереть тогда, когда понадобится (возможно даже принять удар в спину), он борется за всеобщее, за личное в том числе, но, прежде всего это - борьба против круговорота смертей как такового. Керея Бакалова очень боится умереть и проиграв разговор равных убегает. Он убегал он очень быстро... усомнился в своих доводах? Или Калигула его действительно победил. И страх провала заговора возобладал.
«Калигула переиграл нас»...- оговорка от Кереи. А может констатация факта, которая ничуть не испортила приподнятое настроение толпы патрициев, прячущихся периодически за папочками или ладошками возле лица. Да, сам Калигула шагал слишком отдельно от серой толпы патрициев, опережая их больше чем на шаг. А Леушин переиграл эту серую толпу.

«Логика, нужно держаться логики… назад не возвращаются, надо идти до конца» «Наступает великое испытание...» с этими словами Калигула вытащил свое сердце и протянул его к Луне, отдал его, того самого низкого и подлого Бога, который умеет испортит все, который сподвигает на ложь. В данном контексте ложь - это те значения, которые мы приписываем предметам, людям и вещам. Все имеет значение только потому, что мы придаем это значение этим вещам. В этом виновны все. «Ты не можешь отвергнуть любовь!»… но он отверг ее... вырвал сердце, которое может убивать изнутри, которое может приписывать значение предметам и людям (любить или ненавидеть). Такое возможно? (риторический вопрос). Выводы Калигулы получались четкими и верными…и тот кто попадал под каток его логики либо терял кого-то либо пропадал сам. Каток, перемалывающий жизни в том пространстве, а в этом - отношение к жизни... Таким изощренным кровавым и наглядным методом. Объявляя приговор, и переворот в политической экономии - он не выказал никакой злобы, никакого гнева, никакого желания крови. Это не убийца, … кто он…? я не нашла подходящего слова. Наверное, наиболее близко то, что сказала Lek - Человеческое чудовище. И если следовать логике, четко, не слыша собственного голоса, заглушая вырванное сердце, получится то, что получится...

«Но есть согласье тайное...». Здесь начну с одного из главных вопросов вечера: где записывают в фанадки Дениса Нагретдинова? Очередное невозможное произошло? ))) Совершенно новое иное взаимоотношение Калигула-Сципион, которое накаляется до предела в момент первого «презрения» произносимого в слух и взрывается на конкурсе поэтов. Со Сципионом Максима Драченина в первую очередь проявлялась любовь. Именно в этом ключе звучало «значит он тебе дорог» от Цезонии, эдакое восхищение мальчика-поэта старшим наставником (слова не совсем точны, но где-то так). Когда прежний Сципион впервые читал свое стихотворение - то, которого у него нет с собой, он, как истинный лирик почти утопал в том самом крике стрижей и скрипе повозок. В том Сципионе была некая отдушина для Калигулы, если угодно крупица Луны.
Кажется, Сципион Дениса Нагретдинова понимал Калигулу с самого начала, но не принимал этого как руководство к действию. Говоря с патрициями он чуть ли не извиняется - простите, что я не с вами, но я ... его понимаю...  «Цезония, его нужно спасти!» но если Сципион знал, предполагал, догадывался от чего спасать, то Цезония, кроме как - вернуть свою собственность, «мальчика моего», который вдруг вбила бред в себе в голову ничего не преследовала. И после крушения всех попыток, ей только и оставалось, что смириться, перед твердостью «младенца» (в кавычках!). Геликон был всего лишь защитой, от удара со спины, поэтому Сципион сражался в одиночку. Своими словами и поступками он пытался отговорить Калигулу, убедить его свернуть с выбранной тропы. Оттого «Постарайся его понять» от Цезонии, какое-то неправильное... может точнее - принять, принять эти действия, принять это «учение» (в кавычках!). Но если принять, значит, в итоге умереть, и это тоже для него было очевидно.
Полное единение, согласие мыслей непроизносимое вслух... и нежелание расставаться. Сципион давно не пишет стихотворений, поэтому у него нет его с собой, но он здесь и сейчас материализует для Калигулы ту самую «ложь» взывая к вырванному сердцу, чтобы Калигула отказался от свое логики, попытка взывать к тому, что когда-то было. И пустота отзывается. Калигула подходит и от удивления/радости/волнения невольно разжатая рука и упавший пиджак Сципиона, это тряпичное было громче выроненного булыжника, как кажущийся отсчет нового пути, назад можно вернуться... но нет.... Кто кого удерживал, когда они стояли рядом, вытаскивал из круговорота. Они оба понимали происходящее, в их отношениях удивительное единение... Сципион не отпускает его, но Калигула уходит, отрывается от «ложной несвободы поэта», пошатнувшись вновь встает на выбранный путь. И только оставшаяся пустой рука Сципиона, произнесенное вслух и только озвученное - «малокровие»… должна быть логика, железная логика. «Нельзя ничего добиться, потому что люди не бывают абсолютно последовательными, а может и надо что оставаться логичным до конца». Тем более, что точка отсчета уже пройдена...

«Желание смерти и томление любви». Теперь второй вопрос вечера: что это было? так читать невозможно. Даже примерные слова удается подобрать с трудом. Это вам не «любовь мои к тебе стремления, мои стремления к тебе любовь». «Ответственность за подобное убийство должны взять на себя люди достойные уважения» - об этом говорит Керея, но Сципион не взял на себя ответственность поднять оружие... Это не в его силах. Он боролся за Калигулу, но после всех сломанных копий и уколов «малокровием» он взял другую ответственность. На такое не могла быть способна ни Цезония, ни Геликон, ни тем более Керея. Своим стихотворением Сципион отрубил, перерезал ту железную логику, встряхнул Калигулу и ощущение/понимание финала стало еще боле очевидным. Сципион, озвучил тот приговор, который витал в воздухе, который прятал сам от себя Калигула. И через ком в горле вернул ему то самое «презрение» которое получил раньше.
Они стояли две части одного целого, «так на тебя похожего», это странноединое существо с одним сердцем, две половинки разбитой луны. Они отражались друг в друге. И здесь не любовь в каком бы то ни было понимании - общая душа... общие мысли... Сципион прочитал приговор самому себе.... Подвел итог, черту всему… ту, которую не смог подвести никто (не знаю, если бы не было этого стихотворения победили ли патриции с Кереей или Калигула оказался бы сильнее). И Калигула сам знал о том, что она близка, но признать, понять, увидеть… даже следуя логике, сил уже не было. Круговорот логики оказался сильнее. Сципион уходил навсегда, уходил от Калигулы, уходил из жизни. Принять...значит в итоге умереть... Он принял, «опустошенным сердцем обмирая... в предчувствии»... финала.... это конец...
«Назад дороги нет...», а на данный момент - все кончено… и только последнее слово приговоренного... приговоренного самим собой... Попытка дать шанс для невозможного. Невозможное не произойдет... Даже для Калигулы, ведь даже вытащенное сердце иногда кровоточит, и тянется к Луне, тянется чувствовать, чувствовать так, что почти неловко слушать эту мольбу к миру, миру внутри себя... поиску согласия между землей под ногами и собственными ступнями...

Отредактировано rrr_may (2008-01-20 22:55:44)

0

33

где записывают в фанадки Дениса Нагретдинова?

Где записывают неизвестно, а вот заседания фанатского клуба где-то проходят и вот его стенограмма ))))
http://teatr-uz.ru/akt/index.php?actor=den

+1

34

Калигула 11/02/08
Стоит ли и нужно ли говорить о спектакле. Он был странный, вытащенный на зубах. Камера для актеров страшный зверь, а если камеры три, и все работают, то добра от спектакля не жди. Может, камеры надо было замаскировать под кусты, чтобы были не заметны для актеров? Или под колонны, чтоб из интерьера не выбивались. В целом получилось очень неровно, хотя старались очень, но руки отчаянно мешались, голоса срывались, и мысль обрывалась. «Калигулу» мог вытянуть только Калигула, собственно это мы и видели.
Спектакль получился разбитым на две части.
Первый акт страшный, рвущий, убивающий.
Калигула менялся и меняется. Когда-то это была фигурка... в смысле персонаж, который не мог существовать без поддержки тех, кто рядом. В его движениях, словах ощущалось присутствие этих людей и в первую очередь Геликона. Эта невидимая поддержка помогала ему в построении своей логики и оберегала от удара патрициев. Когда-то это был человек, который существовал сам, но при незримом присутствии окружающих. Они не держали его, но были рядом, почти за спиной, в любой момент готовые подать руку и поддержать. Сегодня Калигула был сам, один и на голову выше всех. Что мешает толпе пойти против него и за пару минут покончить со всем, ведь императоров у нас хватает. Но странная сила, власть, если хотите могущество, но могущество власти, а могущество внутреннее. Наверное, в контексте его логики это можно назвать свобода. Та самая, которой он пытался научить.
Танец Калигулы взрывал пространство, то самое, которое душит и держит. Словно ошметки паутины, некогда укрывавшей его, он сбрасывал с себя клочки этого существовании, отказываясь от него. Дело не в любви? Наверно... допустим, а точка отсчета смерть. И это так. Исчезновение человека существовавшего рядом и дернувшего сознание. Уход человека, который ничего не значил вот так дернул? Увольте, не поверю. Другое дело, что, оно тронуло сознание, и уходит вглубь, тонет.
Калигула превращался, не перерождался, а выворачивался наизнанку. Обнажая нутро и скрывая внутрь все что снаружи, в том числе и ту самую любовь, которая в последние минуты человечности все еще ранит.
Люди смертны и потому несчастны Раньше, когда первопричиной выступала в большей степени любовь получалось, что «смертны» - это об ушедшем человеке. А «несчастны» - об оставшемся, о Калигуле, говорящем эту открывшуюся жестокую истину от богов. И гнет этой человеческой «несчастности» (речь не о Калигуле), разрушался логикой, попыткой освободиться. Сейчас «смертны» - скорее о здравствующих, ноша для здравствующих, которая приводит к «потому несчастны». Выворачивая это страдание наизнанку, превращая его в радость, он убивает причину - «смертны». Она перестает быть причиной. Три года жить под гнетом ежедневных казней, волей-неволей забудешь о «смертны», легко принимая этот факт как данность. Во нагородила, жуть, какая.
Перерождение наблюдали три человека, и одновременно на их лицах застывали маски, те маски которые они проносят до конца этого испытания. У Кереи - готовность на борьбу, с самого первого хода, переворачивающего политическую экономию. У Сципиона - ужас и страх, от предстоящего круговорота. У Геликона - абсолютного спокойствия, принятия надвигающихся событий, какими бы они ни были. Геликон сам был Калигулой, погруженный в похожую логику. Он слишком неистово убеждал и, пытался донести до патрициев причины отсутствия Калигулы и возможные последствия. И, обладая теми же возможностями, не исключено, что он бы тоже попытался сравняться с богами. Вызов Гая  - он примерно представляет, чем это может кончиться, потому что отчасти наблюдает со стороны, хотя, ему самому нужно невозможное. Наверно не луна, а что-то другое, но такое же не из этого мира. А доставать луну для Калигулы он и не собирался. Геликон шел рядом, не защищая, а наблюдая. В его лице был враг для Кереи, но это был враг, как сторонник калигульской теории, а не как защита Калигулы.

А дальше... дальше было обвинение. Страшно и ощущение виновности заполнило все. Но позвольте, мы не виноваты, как ты смеешь нас приговаривать! А возразить сил нет, категорически нет, довлеет приговор и голова отключается, а страх перед возникшем существом заполняет все. А я хочу жить, и быть счастливой, и ненависть к Калигуле начинает расти, принимаешь сторону Кереи убеждающего патрициев на битву. Да, я с ними. А чем дальше, тем страшнее. Сказка о несчастном императоре, не вызвала даже улыбку со стороны трезвого взгляда на этот маразм, а требование смеха, почти разорвало внутренности тем самым жутким смехом. Самое ужасное, что это был твой собственный смех, а не патрициев.
Сципион принял решение еще в самом начале. Как только Калигула принял решение, он тоже определился. Только что это было - погибнуть самому или убить его? Скорее второе. Только появление Кереи и его убеждение патрициев, рождает в Сципионе не надежду, а понимание отсрочки и возможную помощь. Что ж он будет с ними, для воплощения своего решения. Но отсрочка... переворачивает решение, на «погибнуть самому». Цезония не помогла ему понять Калигулу. Она сама не слишком его понимала, она наслаждалась близостью и своим званием любовницы, присягнув помогать, помогала в меру сил.
Сципиону помог сам Калигула. Здесь Калигула скорее говорил за себя и для себя, эдакий вздох человечности, которая, оказывается, еще живет внутри него. И здесь та ненависть, которая бросила на сторону Кереи сгладилась. Появилась другая сторона с ее разыгранным малокровием, презрением и одиночеством... жутковато, но где-то принимаешь эту сторону, отказываясь от битвы и ненависти.
На фоне всего творившегося перерыв был необходим. Вздохнуть, спастись, хотя бы частично стряхнуть захватывающий ужас. Антракт был спасением и ... гибелью. Перерыв разорвал все, и дальше упорно не получалось. Круговорот потерялся, страх исчез (в общем, писать тут толком нечего, Леушин пытался играть за троих, за «команду Калигулы» - Сципиона и Геликона, что тут могло получиться разумного. Оно особо и не получалось).
Хорошенечко дернул разговор равных духом и гордостью. Они были равны, абсолютно равны по силам, и только из разных миров, из разных пространств (об этом ниже). Достойные вопросы, достойные ответы. Столкнувшись никто из них не победил и не проиграл. А второй удар - от Сципиона. Он читал приговор самому себе. На фоне блеклых и мучающих слух попыток патрициев, это был удар в сердце. Сципион дернул ту самую нитку, которая в начале вывернула Калигулу наизнанку, но теперь он не поддался, все сделанное за прошедшее время закрепило швы и обратного кульбита уже не будет. Каждое слово этого тайного согласия причиняло резкую боль. Они не смотрели друг на друга, они смотрели в разные стороны, противоположные стороны и что-то мешало повернуть голову. Что? Тайное согласие, которое было раньше и возникло потом. С каждой строчкой головы поворачивались по направлению друг к другу, с каждой строчкой страх появлялся в глазах Калигулы, тот самый, который он в начале видел в глазах, смотрящих на него. Они так и не встретились взглядами, остановившись на полпути, не рискнули.
Никаких аплодисментов. Тишина.
Кому не помешали съемки, даже помогли, так это патрициям. Я внукам буду рассказывать, что видела настоящих патрициев. Они в архив истории ушли достойно. Конечно, характеры проступали и раньше, тут надо быть слепым, чтобы их не заметить. Но с первых моментов это была не серая масса, с одинаковыми белыми лицами. У каждого свои цели, своя жизнь и только служба объединила их здесь, а также пропажа Цезаря. Но насколько едиными они были, так же едино и исчезали. Когда Калигула обращался к нам, за его спиной не было ни души, ни одной живой души, это были холодные, мертвые маски, манекены. Они ждали очередной деформации пространства (об этом ниже), очередного обращения Калигулы и витка логики, которая взращивалась среди них.

Дальше еще немного глубокомысленных витиеватостей. К которым пришла сегодня. И не говорите, что не предупреждала.
Этот спектакль, за два с небольшим года, превратился меня, по ощущениям, в своеобразный аналог Достоевский-трип. Нууу, ощиим, понеслась ... по трубам. А может, он действительно стал таким? Стерлась граница понимания, что это Империя, где властвует Цезарь, где происходит все то, что происходит. Такое же пространство, как в Трипе, вне времени, вне жизни, вне существования. Ни здесь, ни сейчас, ни тогда, ни теперь. Вне времени. Пространство, которое деформируется изменением положения колонн, но это всего лишь метаморфозы пространства, его изгибы, гибкие границы и жесткие рамки. Слова такие знакомые и уже, не секрет ни для кого, заученные, в этом пространстве каждый раз принимают непривычные и все новые и новые формы - смертны и потому несчастны. Каждый раз они говорят о разном. Вперед проступает логика, бессмысленная и осмысленная, выводы и открытия, игра со страхом, ненавистью, пониманием, принятием. Все это доносят персонажи, материализовавшиеся здесь, также порожденные этим пространством (йолки, вроде фантастики уже больше года не читывала). Это не кусок Империи, это фрагмент сознания, где материализуются фигурки, персонажи, которые воплощают этот странный круговорот чувств, выворачивающих наизнанку.

0

35

Калигула, 25.03.08
«Сегодня я - Венера». Лучше бы был Калигулой, хотя Венера ведь богиня любви, так что в качестве разнообразия (в виде исключения), один полу-раз можно.

Возможно, о спектакле в этот день не стоит говорить. ДелаемС скидку на то, что это был не спектакль, а празднование. Но он такой редкий, такой, такой, такой, что жалко бросать. Тем более, что было такоооооеее (имею ввиду Сципиона и Геликона, а не ВРа финале аплодисментов, поздравляющего Леушина). В общем, празднование получилось, Калигула не очень.  Калигула, который мучительно рождается вот уже далеко не первый месяц, был аккуратненько смазан хорошим настроением и обилием гостей пришедших не на спектакль, а на день рождения. Ну, это все излишний сарказЬм, не по теме и не в тему. Лучше буду сказать без бумажки о том, что получилось.

«В жизни нам даны искусство, религия, любовь, которые поддерживают нас» - не мои слова, но Калигулы и последней составляющей - любви - сегодня остро не хватало Гаю. Калигула отчаянно искал ее, сожалел о ней и не замечал ее прямо у себя под носом. История империи всегда разная: жизнь на границе отчаяния и потери, выстраивание собственного приговора, прогулка по лезвию безупречной логики, вполне реальное воплощение в жизнь невозможного, отказ от привычных значений привычных вещей, жажда любви... Последнего не было давно, новый Калигула выше чувств, но сегодня, он опять спустился на грешную землю и искал человеческое... Почти с первых минут понятно за чем будет гнаться Калигула, за какой истиной. Наверно цель обозначилась еще в «смертны и потому несчастны» и как логическое продолжение этого «несчастны», не озвученное, но нередко легко читаемое направление движения... любовь. Сегодня Калигула гонялся за ускользающим от него ликом любви. К кому или чему? На этот вопрос однозначно не отвечу.

Калигула резко помолодел, точнее, потерял десяток лет и мудрость с которой когда-то преподавал урок римской империи. Временами он рассуждал по-прежнему, как мудрый правитель, но по большей части это был подросток у власти, размахивающей гранатой в руках, и где она взорвется, не знал никто, возможно, не знал даже он сам. Поднимаясь на очередной виток логики (хотя логика как таковая не читалась, выводы не звучали совершенно, но по старой памяти назову это нечто - логикой) вдруг решал, что лучшее в данный момент - хихикнуть и отпустить поводья.
Патриции. Боюсь поверить своим глазам, они были очень сильными причем во всем. До сегодняшнего дня чаще всего бывали серой массой, которая единодушна в своем отношении к цезарю. Сегодня это было не просто волеизъявление народа, каждый был яркой личностью. Единые в своем снисхождении и презрении к Калигуле (ни страхе и тем более ни ненависти) и в каждом это отношение проявлялось по-своему.  Конкурс поэтов - каждый индивидуальность, причем очень яркая, индивидуальность в стремлении, индивидуальность в готовности принять очередной взрыв гранаты от Калигулы, и объединенные против Калигулы (чем объединены - сегодня это в больше степени риторический вопрос, объединены, потому что так в книжке). Вообще сразу надо было скрутить его, тем более, что императоров у нас хватает, и не ждать, когда юный император наиграется властью. Но они ждали, снисходительно ждали когда он получит или не получит свою Луну, ждали когда он сам дойдет до своей гибели, они были гораздо старше своего правителя и знали, что финал близок.

Калигула бросал мудрые слова и фразы, видимо вычитанные из книжки. Он эти слова не прожил и не понял, а именно озвучивал некогда слышимое. Оттого истины не становились Истинами с большой буквы. Патриции наедине с Цезонией с легкой усмешкой в усы говорят, что Калигуле стоило бы записывать все свои мысли. Уже пишет? Ну, сомнений нет, трактат превзойдет все самые знаменитые сочинения. В конце концов, лишний трактат библиотеку не отяготит, а Калигуле нужно куда-то направить свою энергию (может ему дать кисточку и краски?). В общем, с патрициями повеселились вволю, при этом сохраняя «хорошую мину при плохой игре».

Мне кажется впервые, сегодня я завидовала Калигуле. Не его возможностям, не его власти, а завидовала той любви, привязанности... такого сильного чувства, которое нес ему Сципион (вот уж кто горел и сгорел без остатка). За что ему Сципион, за что он его так любит. Этот Гай не заслуживает такой любви. Калигула маялся, искал лик любви, метался среди пустых колонн. Не слыша никого Калигула пробирался напролом, несся сломя голову по своему эшафоту и знает это. Но был шанс спастись. Только сегодня, но он был. - Сципион, который умеет любить и жить сердцем, заполнить его светом и музыкой слышимой только тебе, или только двоим. Услышь, Гай, послушай, Калигула, почувствуй согласье тайное между землей и ступнями... Сципион болел за него всем сердцем.
Какой же потрясающий Сципион. Каждый раз смотрю на него и тихо съезжаю под кресло - Нагретдинов так умеет? Как же сложно проглотить комок, застревающий у него в горле когда он читает стихотворение. Он в точности копирует Калигулу, когда тот бросил ему презрение. Он через себя, через боль, через преломление своего светлого, поэтического отношения к жизни возвращает ему его презрение, пытаясь сделать это так же легко. Но тут сейчас это уже не легко, бросить «презрение» не презирая. (... а потом на каком-нибудь Сне, смотрю на Лизандра - нет, это точно не он играл Сципиона, двойник)) За что этому Калигуле такой Сципион, за что он его так любит. Даже, я бы сказала ТАК любит. Сегодня у меня нет ответа на этот вопрос. Это не романтическая любовь, это гораздо большее, ...трудно подобрать правильное слово. Калигула для него был некой звездой, музой, вдохновляющей к жизни - таким его видел Сципион. Их объятие, уткнувшийся ему в плечо Сципион, и беззвучные секунды, только бы не помешать им. Это безумно красиво, безумно больно и надежда, что это - спасительно. Сципион, его огонь, его свет, его слезы они могли поддержать Калигулу, сегодняшнего Калигулу, который искал лик любви, и расстрела не было бы. Но, безысходность гложет, Калигула не хочет одуматься и Сципион прячется у него на плече. Устал от одиночества, устал быть по разные стороны логики (ну это слово использую по старой памяти, сегодня логики не было ваааще). Он не может докричаться, он устал кричать, он хочет иметь в руках искусство, религию и любовь, которые поддерживают его, которые раньше поддерживали Калигулу...

Еще одно мое «впервые». Впервые мне было искренне жаль Геликона. Геликон - настоящее сокровище, только Калигула и этого не понимает. Так чутко реагировать на Калигулу, который бегал как обезьяна с гранатой - не знаешь где он ее бросит и как внезапно будет взрыв. А Геликону не нужна была даже секунда чтобы увернуться от взрывной волны, и подстроиться под нее «Королева в восхищении" (с) . Геликон, волею судеб, вынужден служить этому Калигуле, и он прекрасно знает приближение гибели и знает о ее неотвратимости, но ничего не может сделать. Он вынужден служить такому Калигуле, и выполняя свои обязанности, он на день-другой продлевает свою жизнь. Защищая, Калигулу он продолжает жить, ибо связан с ним, тем освобождением из рабов, которое когда-то Калигула подарил ему. Связан, и эта связь тяготит, вынуждает защищать, чтобы жить. Как он читал молитву Калигуле-Венере. Он почти молился жизни, с дрожью в голосе - «богиня скорби и пляски»- глаза, поднятые вверх, высоко в небеса, к настоящим богам, вверх, выше всего этого мирского безобразия от цезаря - «оставь нас в истине этого мира гласящей, что истины в нем нет». Истины нет, и спасения нет, нужно попытаться жить в этой истине, набраться сил и прожить еще столько сколько получиться - «ниспошли же нам силы жить достойно этой священной истины». Мальчишке, наделенному властью, нужна хорошая взбучка, но полномочий, у номинального раба на это нет, приходится лишь смириться и ждать близкого финала, выполняя ответственные поручения - «за луной для ТЕБяяя». Он защищает Калигулу перед Сципионом - оправдывает «он уважает человеческую жизнь»… но он сам же в это не верит, не верит в это уважение, это лишь последняя возможность прожить на день дольше. Геликон знает, что если его не убьют из-за угла Сципион произнесет приговор, после которого не выжить. Он все знает, все понимает, принимает свою судьбу «ее ударов трудно избежать, но есть согласье тайное». Для него это согласие с судьбой. Геликон - вот он мог бы преподать урок империи, только кто будет слушать «верных слуг». И только когда на конкурсе поэтов Калигула был «убит» презрением Сципиона, даже верная служба не помогла Геликону. «Ее ударов трудно избежать».
***
Игра в пятнашки с самим собой, с патрициями, с сердцем… и только одно оказалось неизменно - Луна. Она всегда разная. Временами она становится мельче, временами глубже, поднимается выше, так что Калигула не может дотянуться, временами опускается в руки и принадлежит ему всецело. Сегодня луна - выпавшее сердце, ускользнувшее от него, такое близкое и бесконечно далекое. Луна, упоминание о ней, сначала почти с презрением перетекло в чистое светлое хрустальное чувство. Такое, о котором не говорят даже самому себе, дрожащее, почти беззвучное признание. Здесь не до упреков Геликона, обнаружившем новую, невидимую доселе внутреннее лицо Гая. Калигула на своей волне, под своей луной, в своем мире, таком понятном, но только ему. Он выплескивал отголоски из этого мира, такие бессвязные, что сплести их воедино, приблизиться к его миру, в котором якобы царствует логика, якобы царствует невозможное, не удалось. Да и действительно царствовало ли оно...?

Отредактировано rrr_may (2009-10-14 16:12:56)

0

36

Калигула 25 марта 2008

"Кто такой этот твой бог / чтобы я захотел сравняться с ним?!" Эта фраза (первая часть) была брошена вызовом в лицо мнимым (существующим? выдуманным?) богам человеком, который вдруг увидел над собой не небо, а потолок (вторая часть). И это еще одно крушение надежд, нет, осыпание, как штукатурки - мелкой, крошащейся, сползающейся волной осколочков - еще одна поддержка посыпалась, оказалась недоделкой, ненастоящей, скрывающей пустоту.

Рассказ о Луне, которая уже была его. Тихим, ровным голосом человек вспоминает реальное прошлое, от которого он почти отказался, чтобы оно осталось настоящим (в смысле реальным, не выдуманным). Чем меньше его ворошишь, чем меньше эмоций, тем меньше соблазн сочинить сказку, расцветить истинную историю словами и поверить в них. Просто, почти "белым" голосом. И история стала самой настоящей, какой только могла быть. Я не видела его, но голос рисовал и колоннаду дворца, и саму Луну,  его опочивальню, и ее красоту...

Патриции-сурикаты. Как ученики, старательно отвечающие выученный урок Кереи. Старательно, как у доски второклашки. И понимающие, что это подлое дельце, и тем не менее идущие на это - взвлившие всю ответственность за заговор на Керею.
А в самом начале патриции опять превратились в массу - одинаковые по степени яркости, варящиеся в одном котле, но не заодно, каждый сам за себя, но не больше и не меньше других. Такая однородная, без комочков, но гетерогенная масса. Для меня стерлись чудесные истории их, которые читались раньше.

Поэтический турнир. Для меня эта сцена (всегда любимая!) стала на уровень выше с той поры, как ее стал играть Денис Нагретдинов. Это даже благодарностью не назвать - это новая жизнь кусочка спектакля, который, кажется, стал частью меня.

Геликон. В этот раз он был на шаг впереди Калигулы. Он на одну реплику Гая раньше понимал, что тут что-то не ладно, что Гая сейчас занесет, что Гай не захочет его слушать... И - зубастый, как лохматый сторожевой пес, он, оскалившись, прокладывал путь Калигуле среди этой толпы, их мелких нападок и больших заговоров. Из него порой вырывалось утробное рычание, когда Гай шел еще на шаг дальше туда, откуда нет пути назад, к людям и к себе самому, но, не сумев остановить ворчанием, Геликон шел дальше, осваивал путь перед ним.
Дворцовые нравы его раздражают - и Цезония, разыскивающая Гая, и Керея постоянно напарываются на неприветливый прием. Кажется, он не огрызался только на Сципиона, он замечал его присутствие. Но почему он ему отказал в помощи? Четко, ясно, однозначно, но не враждебно. Всё поняв и пройдя по дороге Гая на несколько шагов вперед?

Отредактировано Snu (2008-04-01 15:22:12)

0

37

Может быть, чуть позже напишу что-нибудь конкретное о Калигуле (17/04), но пока в контексте вчерашнего спектакля не идет из головы

Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии. ... И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа - за ним последуют определенные действия»

Это вырванная фраза из больших размышлений, в общем-то не суть (пока))). Но именно от нее я оттолкнулась вчера.
Так вот. Вчера был спектакль о самоубийстве. И сие, конечно сильно, удручает. Калигула, претендуя на роль философа (как и любой из нас), с первой минуты, вернувшись из трехдневных скитаний, ответил для себя на этот вопрос - жизнь не стоит труда быть прожитой. Он отказался от жизни, хватило секунды возвращения к знакомым лицам, только сам перерезать ниточку не смог, как не смог Керея, замахнувшийся и одернувший руку. Керея мог, а Калигула был бы не против...
Заслуживающий уважения философ должен служить примером. Вопрос был ли он философом оставим. А в остальном - он решил прекратить существование, и последовательно совершал определенные действия, выписывая строчка за строчкой свой «философский» труд... правда, всё это - бессмысленные действия, доступные лишь венценосному цезарю (ни логики, ни последовательности, ни смысла для остальных, но об этом позже), но четко направленные на собственную гибель. Ну что ж решил - сделал.

Есть еще одна стыренная цитата из статьи:
«Но если он прав в своем бунте против судьбы, то заблуждается в своем отрицании человека. Нельзя разрушать все, не разрушая самого себя… «Калигула» – это рассказ о самоубийстве высшего порядка», – пишет Камю в предисловии к американскому изданию своих пьес.

Бунта против судьбы не было (хотя если долго копаться, его можно выкопать), а вот история о самоубийстве высшего порядка - была. Но одно без другого не интересно. Кстати, что подтолкнуло Калигулу к отрицательному ответу «стоит ли жизнь труда быть прожитой?» понятия не имею, зато знаю точно, услышав звон мечей - он изменил ответ на противоположный. Философия рухнула, даже не выстроившись толком.
Остальные размышлизмы потом, при всех "фи" вчера было о чем поразмышлять :)

Отредактировано rrr_may (2008-04-18 13:22:48)

0

38

rrr_may написал(а):

«Калигула» – это рассказ о самоубийстве высшего порядка», – пишет Камю в предисловии к американскому изданию своих пьес

Нет ли ссылки на оригинал? Заинтересовало расхождение переводов. Классическая цитата выглядела по-другому: "«Калигула» – это история верховного самоубийства". Слово "верховный" ассоциируется с высшим постом ("верховное самоубийство" = "самоубийство императора"), но слова о "самоубийстве высшего порядка" наводят на совсем другие мысли. Самоубийство - но не на телесном, а на духовном уровне, например, отказ от расхожих или притягательных свойств жизни - принципиально оставаясь живым. Так можно сказать и про монахов, которые "умирают для мира". Совсем другая история, согласитесь.

Отредактировано Клио (2008-04-18 16:58:16)

0

39

Оригинал нашла такой: "Caligula est l'histoire d'un suicide supérieur. " Supérieur  - это 1) верхний, высший 2) высший, верховный; вышестоящий 3) лучший качеством 4) превосходящий.
То есть при таком раскладе - "верховныый" скорее.

Но мне казалось, что я где-то видела этот текст с прилагательным suprême, а это уже "верховный, высший; высший; последний, крайний".

Самой стало интересно, обещаю еще покопать :glasses:

0

40

Ссылки на оригинал нет, поэтому сразу и написала, что из статьи и стырено, давно стырено.
Только вот...

Клио написал(а):

Слово "верховный" ассоциируется с высшим постом ("верховное самоубийство" = "самоубийство императора"), но слова о "самоубийстве высшего порядка" наводят на совсем другие мысли. ...

Не знаю насчет классических цитат, но вот не соглашусь.
Не получается у меня разницы между «верховным с.» и «высшим с.». Оба варианта запредельные, а не телесные. Телесное - это просто самоубийство, а там уже приставляй имя и будет самоубийство императора или кого-то другого. Любое прилагательное будь то «верховный» или «высший» выталкивает из этих рамок на иной уровень, духовный. Даже «верховный» для меня по звучанию стоит выше «высшего» (надеюсь не слишком путано). С «верховным» у меня первая ассоциация «верховное божество», и тогда это уж точно не на телесном уровне.

0