О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=parachute
Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра - http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=448
Парашютист
Сообщений 1 страница 20 из 66
Поделиться12007-05-04 13:09:52
Поделиться22007-05-04 15:27:45
Эксперимент (4 января 2007)
Надо говорить про постановку, про режиссерскую работу. Не умею, не знаю. Ну да, много увидела похожего со спектаклями Юго-Запада. Не хочу об этом говорить, я глаз не могла оторвать от Авиловой.
«Па-ра-шют!!!» - одно правильное желание изменило жизнь, точнее отношение к ней, точнее отношение к Смерти...
Авилова просто чудо. Мои дифирамбы ей. Не могу назвать ее Смертью. В голове вертится - Волшебник недоучка со знаком минус. Сначала она появляется городо-надменная с претензиями. Ну, ошиблась, случайность, и ее нужно исправить. И разговор строится на «вы». Еще бы, ведь надо произвести на Лациса впечатление, усугубить представление. Худо-бедно, но получается, да еще страх перед одним именем... Еще секунда и заставит она бедного Лациса убить парочку человек... ей приходится быть жестокой, потому что жизнь такая жестокая. Никто на Смерть не жалуется, все жалуются на Жизнь... но нееет, появляется истинная сущность - девчонка-хулиганка. Сразу после дорожного происшествия. а я девчонка - я - хулиганка. И потом эта сигарета в зубах. И не думаешь что это вообще-то Смерть собственной персоной. Обычная шпана с «профессиональной» гордостью )))) которая потом показывает что она девушка. Или все-таки чертенок, у которого есть задача, и он ее выполняет изо всех сил…задача показать, что жизнь стоит того, чтобы за нее бороться (Кстати как они боролись. Брюс Ли нервно курит в углу )и тогда Она будет тебя уважать.
Лацис, какой замечательный. Страх перед стрелками, и безбашенность при знании, когда наступит последний день. В конце-концов просыпается здоровый сарказм и он даже рад видеть Ее. И абсолютно в тему Матошин, то есть Горбунов. Беззаботный, бесшабашный... бабник.
Не знаю как вам, а мне еще запомнились Нагретдинов. Таксист, Спасатель, «за буйки не заплывать!», «Айм сорри дю хэф э туалет пэппер». И Драченин, милиционер, памятник с очень испуганными глазами.
Конечно отдельный персонаж - это тени и белые планшеты, или автомобили, или балконы, или зрительские трибуны.
Здесь тоже грусть, реальность скрыта смехом. Хочешь смеяться или подумать выбирай сам. Я не знаю, студенты ставили спектакль, студенты третьего, пятого, десятого курса. Я знаю только то, что мне очень понравилось, заново влюбилась в людей, которые были на сцене, и знаю, что еще раз посмотрела бы спектакль. Но теперь я приду с цветами.
Поделиться32007-05-04 15:32:04
rrr_may
а Нагретдинов раньше это по-анлийски говорил? я слышала только речь из тюркских языков
Поделиться42007-05-04 15:45:57
Quasi
Эммм, это сложно назвать английским скорее корявый совЬетский, а сейчас уже пошли другие языки.
Одним словом - полиглот
Поделиться52007-05-04 16:15:36
надо будет попробовать разобрать его татарский или какой там еще треп )))
Поделиться62007-05-07 00:42:07
5.1.2007
Надо сказать, что сказать нечего. Все умное и верное уже написано на официальном форуме Клио, Ю.Ч., rrr_may, поэтому я безбожно буду повторяться.
Ожиданий было много, но происходившее на сцене превзошло даже самые смелые из них. Почти детская реакция в предвосхищение чуда: когда, вдохнув воздух, забываешь выдохнуть и так на протяжении всего спектакля, с самого начала - игры света и музыки. Театр теней, меняющая положение вещей, людей, смысла - темнота, первое что поражает, пока сценой полностью не завладевают актеры. Вот где действительно было место подвигу и новым открытиям.
Удивительно, но то, что история отношений парашютиста Лациса и по рассеянности исполнившей его последнее желание и спасшей тем самым ему жизнь Смерти, фантастика и быть не может, потому что не может, забывается как-то сразу и напрочь. Лацис, так убедительно хочет жить, что это пагубное желание начинаешь непроизвольно с ним разделять, а Смерть так старательно стремится исправить допущенную ошибку, что ее азартом сложно не заразится.
Сюжет изначально хорош, в нем есть, где развернуться и этого шанса никто не упустил.
Никто не потерялся на сцене, никто не остался незамеченным. Начиная от участников транспортного происшествия: со слепым, который все видел, водителем, очевидно без биты не ездящим и блюстителем правопорядка всех по местам расставляющим, заканчивая постоянным и временным населением Юга: со спасателем и милиционером дам делящих и разделяющих, отдыхающими и памятниками за место в парке сражающимися, а ведь еще была великолепная компания коллег Лациса, парашютистов. Как такое количество индивидуальностей воплощали шесть человек для меня загадка, как и вся «вокруг плановая» жизнь Ю-З. Простите, но словом массовка это язык назвать не поворачивается.
Ольга Авилова, незабываема, иначе и не скажешь. Да такую Смерть забывать и не хочется, то демоненок с тысячью садистских задумок, а если что-то из них и не получилось всегда можно пожать плечами и заявить, – «а так и было задумано», то трогательная девушка, ну подумаешь работа необычная, так ведь это только работа ничего личного. Хотя получилось лично, даже очень, от каждого героя. Утверждают, что есть несколько психологических стадий принятия факта смерти: отрицание, гнев, ведение переговоров (торг), депрессия и примирения с мыслью о неизбежном. Андрей Санников меньше чем за час прошел на наших глазах через все и у его Лациса это получилось достойнее, чем у многих из нас, когда-либо получится. Правда смерть у него была не безликая, она и ответить на все это может. Такой настоящий роман со смертью. И то, что это будет роман понятно почти сразу… по Смерти. Ведь она действительно женщина до кончиков ногтей даже образом хулиганки с большой дороги этого не скрыть. Гораздо сложнее понять, отчего так удивился сему факту Лацис, пусть и видевшей в ней исключительно конец любимой им жизни. Столько настоящего в Смерти было, по отношению к нему. Даже когда он отверг ее просьбу о поцелуе, оттолкнул, обиде предшествовало удивление. Как он мог ее оттолкнуть? Не потому что она такая… (женщина, смерть и т.д., нужное подчеркнуть), а потому что она его любит. И это куда больший промах, чем случайно подарить ему второй парашют. Может быть, так долго возилась, что привязалась (она его за муки полюбила, а он ее…), может быть, он ее покорил своим жизнелюбием, или нахальством, не всякий рискнет пойти против смерти, все таки репутация у нее чуть ли не идеальная. Одно точно, как то, что эта Смерть заслуживает любви и маленького женского счастья, так и то что после спектакля посещает крамольное желание побольше любить жизнь, а то ведь и правда только делаем, что ее ругаем )) и мысль что прыгать тоже надо. Лучше уж прыгать, жить, чем не прыгать вовсе… к тому же даже со смертью оказывается, может крупно повезти )
Поделиться72007-05-07 00:45:25
Недавно у меня появились стихи, четко ассоциирующиеся с этим спектаклем:
Свет вчерашний и завтрашний
Саван травы – небеса
Свет и песка полоса.
Смерть свою встретил я.
Саван земли – долина
Смерть маленькая моя.
Смерть – она, мужчина -.я.
Я один и она одна,
смерть маленькая моя.
Мужчина и что? Только это:
Я один и она одна.
Долина, любовь, песок и луна.
Фредерико Гарсия Лорка
Поделиться82007-10-20 23:34:40
Блеск! Страшное желание ничего не бояться и жить! Жить!!!
Не мог наглядеться Авиловой, хоть и пришлось смотреть почти из фойе )) Андрей - молодчина, он такой разный... Как и Матошин: видеть его таким рубаха-парнем, надевающим очки ловким кивком головы ))), было одно удовольствие!
Всё прорисовано - детали, декорации, тени. Эти моменты свободного падения, незабываемые лучи во время танго со смертью, а битва в темноте, а? Весь спектакль столь динамичен, ярок и впечатляющий, что хочется сразу же посмотреть еще раз.
Как я обычно говорю, "такой театр - прекрасный наркотик! я с вожделением жду очередную дозу!" ))
Поделиться92007-10-21 00:25:18
Как-то даже неудобно ложку дегтя вылить в бочку меда тех, кто смотрел спектакль первый раз. thebestever, можно я немножко покритикую? Совсем капельку? )
Смертушка, очаровательный пацаненок, сущий чертенок в юбке, сегодня больше изображала, чем играла. То, что ей обычно дается так легко, с лету, шло натужно. Ну не видела она разбитой машины, у которой и фару, и дверь, и крыло надо заменить, а пьяный разговор Горбунова и Лациса знает уже наизусть. Быть бандиткой, хулиганкой оказалось сложней, чем ранимой и влюбленной. Зато в Смерьте стало больше женщины, напористой, трогательной, непредсказуемой.
Лацис же напротив, лирику старается пропустить, он истинный латыш, ему даже в ванной нельзя расслабляться, но при встрече со своей спасительницей в нем столько чувств, признательность его безгранична и беспредельна, этого хватит на две любовные сцены со сдачей.
И как же эта неподражаемая пара попала в конце. Не помню, сразу ли появляются на заднем фоне парашютисты и купидончики, целящиеся в них, но сегодня то ли они дольше летали, то ли позже появились, а тем временем в пастели утомительно нечего было делать. Все уложилось в пару секунд: и довольно-восхищенный взгляд, и сигаретная затяжка, а дальше пришлось ждать, пока это закончится, и начнутся аплодисменты.
Чем дальше, тем больше я наслаждаюсь эпизодами, когда физические возможности идут в разрез с душевным запросом – увидеть все. Люба Ярлыкова, не принцесса, королевна, что в организации скандальчика на скорую руку на вокзале, что в отбирание весла, как смысла жизни, у несознательных граждан. Фарид Тагиве в роле таксиста убедительно пошел в зал и зал ответил, к сожалению, это его смутило, не смотря на то, что актер достойно вышел из положения, больше в зал ходить он не пытался. Его же спасатель действительно мечта поэта, от него припекает солнцем и веет морским бризом курортных романов. Кстати, о той же сцене, не только «памятник парашютисту» Максима Драченина достоин внимания, в тихом омуте водится темперамент.
В любом случае спектакль можно занести в историю – сегодня наконец-то появилась «фирменная» программка )).
Поделиться102007-10-24 16:54:16
Lek, вот поэтому я растягиваю удовольствие от изучения репертуара и не иду по второму разу (Джованни пока исключение) на одну вещь
Поделиться112007-12-30 21:33:19
29/12/2007
Заметки не по делу и полу-риторические вопросы.
1. Куда уехал цирк ? Фарид и Костя замечательно растащили на запчасти роль Дениса и подогнали их под себя, но... без Дениса мы уже соскучились.
Кто спёр парня? Верните, пожалуйста!
2. Зачем Володька сбрил усы ? Кто спёр фотик у Горбунова? Миленькая деталь была, и кстати, с удовольствием посмотрела бы на результаты предыдущих его фотоохот.
3. Кто на новенького ? Кто спёр Нику? Оксана тоже была само очарование, но "старая любовь не ржавеет" :pardon:
Поделиться122007-12-30 23:26:52
Quasi, друг, ППКС. Вопросы те же
Заметки по делу:
1. У Фарида получился колоритный таксист, и с залом хорошо заигрывает, молодец, нашелся, как "отшить" желающих прокатиться зрителей ("Подождите, у меня очередь!) ))
2. Мент - красавец-мужчина )) Пора выпускать книгу с рецептами, как очаровать девушку одним "чупа-чупсом" ))
3. Смертушка была чудо как хороша. От такой мальчуганистой с окурком наперевес кокетки и бегать особенно не захочется )) Лацис своего счастья не понял.
4. Я долго пыталась придумать, кто же мне больше нравится: проводница, уборщица, девушка Горбунова или девушка с веслом. Пришла к выводу, что обычно это девушка с веслом (весло как центр вселенной, а борьба за него - смысл существования). Но в этот раз очаровала визгливая фанатка Лациса. Я поняла, что такое правильное фанатское поведение! Взяла на вооружение =))
Поделиться132008-01-11 16:25:10
Найдено на просторах ЖЖ - аж от 26/02/2007
спектакль "парашютист" театр на Юго-западе
Ставить Селинского «Парашютиста», вероятно, невероятно сложно.
Во-первых, потому, как есть авторские особенности стиля: слабая проработанность типажей; неживая, текстовая прямая речь героев; схематичные обстоятельства жизни героев без конкретной привязки к месту и ко времени.
А, во-вторых и в главных, это абсолютно безбожная вещь.А во многих ещё сохранились некие табу, запрещающие думать вот так конкретно о смерти, о всём, что связано с последним днём, с последним вздохом. И это не тема атеизма или веры. Просто есть в природе человека некая защитная схема ограничений сознания. Всё равно ничего не ясно, что такое смерть. Как и бесконечность. Потому и не работает у нормального человека сознание в эту сторону, дабы не свихнуться. А там, где есть нереализованный интерес к этой теме, если человек не свихнивается, то попадает в схемотехнику различных религиозных конфессий.
По сути, Селин – это некий новый а-ля мессия, дающий свой, абсолютно антихристианский взгляд на мироустройство. Правда, дающий именно взгляд, и именно на один из аспектов мироустройства. Но принципиальный аспектик-то! Потому, можно ожидать театру исков в защиту свободы вероисповедания и ущемления чувств верующих. И, хотя я лично глубоко неверующий и из просто насквозь атеистической семьи, я бы проголосовал 50 на 50 по поводу результата рассмотрения в суде такого иска, и будь я присяжным в этот момент, вчинил бы я вину театру, ей богу!Театр рискует. Театр эпатирует. Театр к этому привык. И привык его зритель. Потому смиримся с этим и рассмотрим действо подробнее.
Про то, что получилось отменно, писать неохота. То, что здорово, то править не надо. Критики критикуют, а хвалят хвалебщики. Панегирят панегирщики. Мне же хочется поупражняться в правке ляпов.
В целом мне спектакль понравился, хотя не должен был. Слишком много натяжек, затяжек и откровенных ошибок.
Начать хотелось бы, как это ни странно, с формата сцены. Велика она для участников, почему-то. Непонятно, но сцену актёры не «собирают». Всё распадается. Сразу на старте, когда пилот даёт «краба» четырём парашютистам и куда-то уходит? Куда? В самолётике-то нет таких расстояний! А, это он к себе в кабину пошёл, надо понимать. И всё. Эти четверо цуцыками смотрятся на сцене сразу. Как это не смешно, но вроде по метру полтора с каждой стороны надо бы обрезать сценку. Заузить. Немного. Даже как-то странно про это писать в рецензии. Особенно, в её начале.
Теперь про ритм. Про прославленный ритм театра на юго-западе. Ритм шалит. Есть необоснованные затяжки. Какие запомнились? Самая главная длиннота – песня, исполняемая Лацисом и Смертью. Ну, ваще, без комментариев. Просто обзеваться можно. Таких примеров в искусстве пруд пруди. Из последних: хит прошлого года - фильм «Изображая жертву». Дали спеть полную песню Лиле Ахиджаковой. Зачем? Она что, певица? Главная героиня? Так, проходная ролишко. Но надо, видно, было дать возможность народной артистке самовыразиться в новом формате. При полной потере для фильма.
Итак, песня Смерти с Лацисом. Полная потеря смысла их отношений. Особенно, если прислушаться к словам английским. И, конечно, после песни предложение на поцелуй и отталкивание. Ничему не верю! Не подготовлен отказ Лациса ничем. Просто хулиганство какое-то. Абсолютно искусственный ход и движения. И видно, что и актёрам этот момент даётся надрывно, не по маслу.
И таких искусственных моментов и переходов настроений и движений много. Оттого и нет целостности в образах Лациса и Смерти. Это, вообще, Селинская специфика – такая непоследовательность героев. Оттого и трудно ставить его вещи.
Вот ещё пара абсолютно схематичных ходов пьесы и, соответственно, неживых вымученных пассов спектакля:
Смерть предлагает Лацису сделку – за его жизнь пара смертей близких. Лацис отказывает. Это в пьесе, в Селинской схеме Лацис отказывает. У него Лацис неживой. У него Лацис просто схема. У него вся пьеса – это каламбур, это эпатаж, это для прочтения писалось, а не для постановки! А в жизни попробуй отказать в такой ситуации! Но нет для актёра мяса пьесы, не за что зацепиться, чтоб сыграть это место. И тут возникает основной конфуз постановки – мы что играем? Комедию? Капустник или трагедию? Это ж как надо балансировать между противоположностями?
Второе место второпях сделанное и сыгранное – Лацис соглашается погибнуть на международных сборах. Тоже – не верю. Не верю, что вот так Лацис, этот жизнелюб, так легко, так быстро согласится. Не верю. И это опять проблема пьесы. Если, конечно, ставить трагедию. Если всё не понарошку.
А чтоб сбалансировать между понарошку и по-Селински, надо как-то по другому подходить к роли. Тут я уже пасую с советами. Только возникают мысли вот такие: Лацис и Смерть слишком откровенны, слишком открыты. Слишком они искренне хотят сыграть именно Лациса и именно Смерть. Почему бы им не попытаться играть роли Лациса и Смерти? Несколько отстраниться от, собственно, личностей героев. Посмотреть на себя со стороны. Сделать некие паузы в игре. Не мучить зрителей трагедийностью всего происходящего. Трагедия не проходит при таких-то текстах, где что ни фраза, то гэг.
Это всё равно, что пытаться сыграть роль Зайца в таком контексте: «Пиф-паф, ой, ой, ой, погибает зайчик мой». Это ж фарс, товарищи актёры! Перестаньте сами надрываться и рыдать, и травмировать зрителя.
Попробую объяснить по-другому: мне всегда нравиться представлять наших мэтров в ролях, которыми я недоволен. Ну, представим, что Лациса играет… Смоктуновский. У него всегда есть некая пауза в игре. Малюсенькая паузочка между моментом, когда что-то должно произойти по пьесе и моментом, когда в действительности происходит. Вот Лацис-Смоктуновский отталкивает Смерть после песни дуэтом. Не по-хулигански, резко, а нежно, извиняясь, с какой-то недосказанной улыбкой на губах. Как бы говоря: «не получиться, я бы не против, но это смешно выглядит, я не хочу быть смешным» и так далее.
Или Лацис-Смоктуновский соглашается погибнуть (сцена в каталажке). Принимает такое решение с куском еды, принятой от Смерти. Сколько мест для манёвра! Жуя, Иннокентий Михайлович переводит взгляд то на еду, то на Смерть, выглядя полным дураком. Не веря ни в то, что говорит Смерть, ни в то, что говорит или обещает он сам. Смерть продолжает требовать от него обещание, а он и дать-то его не может. Он и рад дать его, да понимает всю абсурдность такого обещания. Ну, что он – дурак, чтоб соглашаться на смерть. Ну, ляпну ей, что согласен, а там посмотрим как всё пойдёт. Вон она уж обещала в сутки его прикончить, так я уж месяц в Крыму отдыхаю.
А Санников всё спешит, спешит. Всё мельтешит, мельтешит. «Пионэр» этакий!
В-общем, тут я в какую-то режиссуру впадаю. А я не режиссёр, я зритель. Зритель-перфекционист. И Лацис, повторяю, получается какой-то слишком фанерный, как статуя в парке. Не получилась у него роль никак. Хотя старался, но не раскусил Селинского стёба. А как Лациса бросает в крайности - то он мямля, то герой. То орёт Смерти «Да пошла ты» ночью с балкона, то жмётся и пытается с ней договориться.
А, вот, Смерть удалась. Конечно, не совсем, так как постоянно сваливалась в балаган дивчячий, но уж лучше, чем Лацис. Но как только начинала Смерть по-серьёзному изображать страдание или сострадание, ничего и не получалось. Точь в точь как у Лациса. Но Лацисовская роль предусматривала страданий побольше, оттого и не удалось у него ничего. А Смерть и страдала меньше – и ролька вышла. Вот так!
А финал? Ну, это не финал. Это фингал автору, а не финал. Задумка авторская другая была. Кстати, как раз такой финал в суд подтащить легче всего удастся. Я серьёзно. Сколько людей убили за карикатуры в прошлом и позапрошлом году. Кто-то тоже постебаться захотел тогда.
Финалом подпортился спектакль сильнейшим образом. Без комментариев.
Что ещё измучило в спектакле?
Например, звук. Пляж сам по себе обладает абсолютно особенным, ни с чем не спутываемым собственным шумом. Не знаю, с чем это связано – со спецификой акустики у моря, со звуком прибоя, с криками отдыхающих, но этот звук уникален и заполняет вас и вашу память полностью. Почему не запустили такой фанеры? Не было, вероятно, под рукой. Рекомендую. Кстати, раз уж Лацис стартовал в спектакле почти нагишом, что ж его опять не раздеть на лежаке-то пляжном?
Про цвет. Парк. Статуи. Встреча со Смертью. Но это лето. Это Крым. Это день. Почему не зелёный цвет? Почему красный опять? Простой такой вопрос повис сразу. Статуи хороши. Особенно, парашютист. Конечно, при таких козырях, при такой комедийной обстановочке как Лацису играть серьёзную трагедию?
Друг Горбунов. Ну, просто панк какой-то. Всё-таки парашютисты, как минимум, мужественны. А если ещё и ездят на международные соревнования, то спортивны, подтянуты и по-военному чётки. Горбунову не верю. Просто какой-то мимоходный прохожий, а не друг Лациса. Где хоть одна сцена, где они разговаривают как друзья, как близкие люди? Сплошные лозунги у них в устах, когда они вместе. И постоянно оба паясничают, когда вместе.
Материал исходный, пьеса Селина, очень трудна для постановки. Получилось в результате что-то средненькое юго-западненькое. Стиль театра выдержан. В меру мрака, в меру крика, в меру декламации и комедийности. Чего ещё надо? Сойдёт.
Сойдёт!
Поделиться142008-01-11 16:45:25
tomine
Это старый отзыв, который стал лишь началом длинного разговора вышедшего на форуме ВТО МИФИ.
А выглядело это примерно так:
Был. Получил удовольствие.
Р-р-рррекомендую всем, кто не видел.
Если у АГС основным скрепляющим "материалом", удерживающим внимание и интерес читателя от начала до конца повести, является очевидный антропоморфизм представления автора о смерти (он даже величает ее уважительно именем собственным и пишет с заглавной буквы - Смерть), то в спектакле этот антропоморфизм (естественно!) принимает крайне остро воспринимаемые формы и воплощается в образе весьма молоденькой, хотя и не очень "соблазнительной", но достаточно "живой смерти". Даже чересчур "живой"!
Вот написал: "живая смерть" и подумалось: да как же это? На оксюморон смахивает... Как такое "может быть"?..
А вот так. Посмотрите спектакль и сами увидите...
Живая Смерть сомневается, ошибается, упорствует, спорит, грозит, самокритично признает свои промахи, являет "личные" слабости, симпатизирует, "сопереживает", обижается, восторгается, и как апофеоз абсурда - влюбляется... не остается, словом, безразличной к мужским качествам... Да-да, именно так!!!???
Но если у А.Г.Селина всё это выглядит философским или лингвистическим изыском и наводит читателя на различные размышления , то в спектакле Смерть выглядит и воспринимается зрителем не как категория, способствующая размышлению, а непосредственно как переполненная человеческими качествами "живая" героиня "без башни", но с твердой, чуть было не сказал человеческой, "жизненной позицией" (это у Смерти-то?).
АГС устами Лациса, своего героя, человека "героической профессии", смерть признает бесполой, не способной ничего породить и никого увлечь. А Смерть в спектакле очень даже по-человечески на это реагирует: обижается... чуть не плачет...
И зритель начинает сопереживать главной героине спектакля, молоденькой, неустроеннной по-человечески особе по имени Смерть, сочувствовать ей и волноваться за ее нелегкую, так похожую на человеческую, судьбу...
Спектакль завершается... Чем бы вы думали?
"Хэппи-эндом"... Герой и героиня по имени Смерть находят друг друга... Где бы вы думали?.. - Правильно... вполне по-современному... в постели... Интересно, что может родиться в результате такой очевидной "интимной близости"?..
Пока родился этот спектакль. И он имеет право на полноценную жизнь.
Хотя автор повести скорее всего имел в виду несколько иной вывод. Понимание неизбежности смерти способно возвысить человека, а не убивать его медленно самим фактом ее, смерти, неотвратимости...
Сходите на спектакль... Вы увидите интересное... То, что могло родиться от интимной близости Смерти и Героя... Если сами почувствуете... неотвратимость жизни в "интимной близости" со смертью.
«Эта штука - … посмешнее, чем «Фауст» Гёте!»
«Девочка и Смерть» - именно вот это, так воспринимаемое зрителем действо, представленное настолько узнаваемым лицом В. Авилова и его интонациями, несомненно, подчеркивает уникальность «юго-западного бренда» и влияет на восприятие спектакля профессиональными любителями и критиками данного театра. Но я к таковым не отношусь. Я отношусь, скорее, к знатокам «бренда» по имени А.Г. Селин. А он-то такого и не писал! Про «девочек и Смерть» писал другой известный автор. Он получил по «заслугам» от известного всем рецензента, к которому я, если и отношусь, то очень плохо. Спектакль «Парашютист» если и не «посильнее, чем «Фауст» Гёте», то, без сомнения, посмешнее, хотя бы…
И в этом – тоже отличие спектакля от повести… и от «Фауста» Гёте»…«Неотвратимости жизни не препятствует неизбежность смерти»
Финал… Его можно понять так… Со «взлетом»… назло и наперекор…
АГС: «- А с чего ты взяла, что я убиваться собрался? – Лацис оттолкнул Смерть, которая с опаской поглядывая на землю, попыталась приблизиться. – Я перед падением спланирую и опять взлечу. – И он захохотал так, что, кажется, даже на поляне услышали».
А можно и иначе. Например, в спектакле финал возможно понять и как в известном «детском» стишке: «Мы… (имели) всё на свете, кроме шила и гвоздя!» «Отыметь» саму Смерть!? Ну и что тут еще может быть «посильнее» «Фауста»? - Всех… (иметь) и всё… иметь!.. Шучу, конечно… Но это так… в спектакле. Короче, я так понял… А, может, и не понял вовсе?.. Открытый, значит, финал получается… Ну, … чтоб твою мать!..
Ох, уж эти «юго-западные традиции»!.. Не «поиметь» - так… стебануться, что ли?.. Но не по-селински это как-то получилось… «Я так думаю!»«А это – фигня, а не финал!.. Это – всего лишь… конец! А вы на что подумали?»
Вот критики, кстати, финал спектакля одобряют. Он им больше понравился, чем в повести!.. Или все-таки… «стебутся»?.. Ну, тогда… «стеб»… твою мать!.. Незнание законов жизни не освобождает от ответственности… перед смертью! В постели, кстати или некстати, не только вступают в «интимные отношения» с живыми людьми, но и со Смертью… Это – так, к слову… или - к финалу спектакля… В котором - ни словечка, ни звука, ни изображения того, что создатели спектакля всё это… о роли постели… и о месте в ней… смерти… понимают. Значит, поймут, поймут еще!.. Ведь впереди – и смерть… а не только счастливая и благополучная жизнь… Хотя, это… у кого как… У кого-то… и впереди… нет ничего!«Лобстеров надо было есть, а не поворачиваться к залу… спиной!»
«Философский вопрос о смысле жизни? Снимается философский вопрос! Настоящий мужчина должен посадить дерево, родить сына и съесть лобстера. И растерянно глядят с портретов Шопенгауер, Гегель и Кант. Лобстеров надо было есть, господа философы!» А.Г. Селин
Вот так у Селина… А как в спектакле?..
А тут это одна из самых весьма невыразительных сцен, в которой исполнители мечутся по одному полуспиной к залу и к потреблению того, что названо «лобстером", высказывая о нем (лобстере) селинские «потаенные» мысли, на которых он, извините за выражение-каламбур, сам, вероятно, свой «лоб стер»… И куда пропал «философский вопрос» о смысле жизни? Он не «снимается», он просто… отсутствует! И тут уже впору не Шопенгауеру с Гегелем и Кантом «растерянно глядеть с портретов», а писателю Селину… и зрителям из темноты зала!..
«Лобстеров надо было есть, господа…»
Вопрос-то не абстрактный, а вполне конкретный, не условный, а безусловный… И где же то, что должен делать «настоящий мужчина», ломая привычные «философские» представления о смысле жизни? «Смыслов»-то может быть много, а жизнь у каждого – одна!
«Лобстеров надо было есть, господа»… постановщики!
Как изобразить весь… или хотя бы немного… этого… смысла? Как показать другим, что хоть что-то понимаешь в жизни сам? И что жизнь, несмотря ни на что, должна «иметь смысл»? И что этот «смысл» у каждого свой?..
«Лобстеров надо было есть, господа»… актеры!
Как понять человека, в поисках смысла забредшего в темноту зрительного зала? Зачем ему это? Искать что-то в темноте?.. Особенно, когда именно этого-то там и нет!
«Лобстеров надо было есть, господа»… зрители!И ни слова пока - про постановку и игру актеров...
12 июня - какой-никакой праздник был общегосударственный да и ожидание летних отпусков... Какая уж тут самозабвенная игра актеров до полного погружения в образы и обстоятельства?..
Но об этом - позже... Как время появится...
«А для вареных лобстеров… не помешали бы живые спонсоры!»
Ну, это такие…, кто деньгами швыряется… Чтобы, значит, этих тихоокеанских обитателей театру купить, приготовить и съесть исполнителям ролей на глазах у ошеломленного зрителя, зашвыривая обсосанную панцирную шелуху в сценическое пространство… И похрустеть можно многозначительно, наступая ножками, обутыми в дешевенькие полукеды, произнося тяжелый селинский текст… Вот и «новые смыслы»… Аллюзии… шелуха… Так и отказ Лациса от поцелуя со Смертью стал бы оправданным и «понятным»… Шелуха…
Вспомнился мне какой-то крутой гламурный спектакль 90-х годов из академических с участием Олега Табакова, кажется… (партнера его не припомню, но тоже из «великих», народно-заслуженных) Так там «философские беседы за жисть» велись на сцене за прекрасно сервированным столом с дымящимися яствами и изысканными винами… Так сказать, жуя и запивая… И - ничего!.. И «философия на зрителя зашла»!.. И актеры голодными не казались… Попробуй тут заорать из зала «Не верю!», когда слюнки во рту… и восприятие обострено…
Вот тут-то, на «Юго-Западе», среди незатейливых простыней-экранов и ширмочек на колесиках чего-то реального вкусненького и не хватало… А ведь автор недвусмысленно подсказал:
«Лобстеров надо было есть, господа…»
Непосредственно и в общем о постановке…
Ох, и трудоемкой же она оказалась, на мой взгляд!
Создание сценпространства, где реализуется «драматургия многоаспектной, неклассической прозы» без скидок и оправданий на вероятную потерю зрелищности, темпа и ритма (темпоритма - ?), связности обстоятельств, динамического разнообразия неординарных мест действия, да и не самого простого, труднопроизносимого для актеров текста, требует весьма значительных «энергетических» затрат, системного приложения самых разнообразных сил и средств, технических, биомеханических и психологических…
Ни один из так называемых «репертуарных» театров или «антрепризных» коллективов со «звездной» труппой не взялся бы, наверное, в условиях неопределенности успеха за подобную постановку, грозящую столь масштабными тратами сил. Только те, которым «нечего терять», способны хотя бы начать работу над подобным рискованным проектом.
А на доведение дела до реальной постановки перед зрителями способны лишь те, которым «нечего терять» в «попытке приобрести весь мир»! Надо отдать «должное» всем участникам создания спектакля!..Я вот все удивлялся, почему все в откликах говорят о некоем «студенческом показе» в театре на Юго-Западе? Посмотрев же, понял, что это действительно под силу только студентам… убежденным и убедившимся в «нетщетности» своих усилий, желающим поразить и поразиться результатом…
При минимуме костюмов, реквизита и прочего сценоборудования, полифунциональности выгораживающих ширм на колесиках, крайней «неизысканности» средств… Абсолютная и постоянная мобильность всего состава исполнителей, перемещающихся по всему периметру на сцене и за сценой… Фантазия и изобретательность постановочных приемов при использовании минимума изобразительных средств и предметов… Самый легко перемещаемый «антрепризный вариант».«Театр теней» на 4-х простынях экранах требует не только чрезвычайной мобильности исполнителей ролей и их самоотверженности (ведь исполнители не видят зала и даже большинства партнеров, действуя полуавтоматом), но слаженной, синхронной работы техники: света, звука, вентиляторов. И это тоже доступно исключительно не обременным заслугами исполнителям…
Умозрительно, конечно, можно представить себе и Смоктуновского в одной из ролей… но только в его ранний, «догамлетовский» период… А уж большинство нынешних заслужЁнных и народных – ну, не в жисть!.. Некомфортно это и затруднительно пробыть в непрерывном движении больше полутора часов… Чай, не футболисты с их миллионными заработками!..
Манипуляции актеров с тенями, почти «капустниковское» представление драки с «кинематографическими» замедлениями и «стоп-кадрами» – это надо видеть! А фонограмму с вариациями саундтрека из кинофильма «Трюкач», вовремя и почти всегда «к месту» сопровождающую весь спектакль, безусловно, надо слышать!
Меня, человека достаточно искушенного в «творчестве А.Г. Селина», трудно поразить неожиданными сюжетными ходами, отработанными парадоксальными репликами и афористичными умозаключениями автора… Однако, всё это в сочетании со звукорядом оформления – это нечто!.. Это и звучит, и запоминается по-иному!.. По сути, именно это мне и лучше, и эмоциональнее всего запомнилось!.. Поэтому, - особый мой «респект» звукачам!.. Фонограмма не выламывается из многозначительного и вариативного действия, она его и скрепляет, пронизывая и нанизывая, и создавая, на мой взгляд, свои, действительно «особые», неожиданные «смыслы»…
Вот такое общее мое впечатление об увиденном спектакле «Парашютист»…
Я не «затронул» частностей, касающихся конкретных результатов работы постановщиков и исполнителей ролей. Об этом в хвалебных тонах можно прочитать на сайте театра на Юго-Западе в исполнении искушенных, видимо, «театралов и театроведов»…Думается, мне неплохо бы посмотреть «Парашютиста» еще раз и не в праздничный день… Но это уж как получится… и будет ли спектакль показан осенью… И правда – будет ли?..
«Я не понимаю, Марыля, человек хочет жить или не хочет?..
Весь оставшийся вечер и почти всю ночь они вместе с женой мучились над этим вопросом» (последние строки повести А.Г. Селина «Парашютист»)Так дайте же и мне «помучаться» подольше!..
Или... давайте "помучаемся" вместе, что ли!..
Отредактировано Lek (2008-01-11 16:47:33)
Поделиться152008-01-11 16:46:36
По сути это очень интересные отзывы, так как их автор взглянул на спектакль со стороны произведения, что до него никто не пытались сделать (во всяком случае, я с таким не сталкивалась), воспринимая «Парашютиста» изначально как спектакль.
Я например давно ловлю себя на мысли что Оля Авилова в этом спектакле для меня не является смертью. Женщиной – да, смертью - нет. Поэтому так непонятно удивление Лацеса, – «ты женщина?» А кто же еще? Хотелось бы попробовать пересмотреть спектакль другими глазами, отстранится, рассмотреть его внимательней, но боюсь уже не получится )
Поделиться162008-01-11 16:59:51
Я например давно ловлю себя на мысли что Оля Авилова в этом спектакле для меня не является смертью. Женщиной – да, смертью - нет.
Вот странно, а я Лациса понимаю, потому что сама олину Смерть не могу воспринять как женщину. Даже в юбке и с бантиком. Шкодливым пацаненком - может быть, но женщиной - нет. Понимаю, что само существительное "смерть" - это ж.р., как в школе, значит и тут женщина, но в голове крутится нечто среднего рода. Получается, что женского рода она у меня по инерции, а не по убеждениям )
Поделиться172008-01-11 17:48:06
Похоже, именно этот отзыв имели в виду г-да режиссеры, когда сказали на Живом радио, что автору лучше бы поставить свой спектакль.
А Олю я воспринимаю в начале именно как Смерть. Когда она появляется в доме у Лациса, она несомненное "существо среднего рода". В телебоевиках сейчас появилось уже несколько подобных персонажей, начиная с американской Никиты, странно, что никто не видит аналогии. Превращение в женщину идет постепенно, и каждый следующий этап вызывает удивление (или должен вызывать, по логике спектакля). Другое дело, что полный диапазон роли не всегда отыгрывается, может быть, Оле еще стабильности не хватает.
Отредактировано Клио (2008-01-11 17:51:29)
Поделиться182008-01-12 01:19:14
Шкодливым пацаненком - может быть, но женщиной - нет
Наверное, ты меня не правильно поняла, а я неверно объяснила. Я не имела ввиду женский пол как гендерный фактор с присущей ему женственностью и т.п., я имела ввиду – человечность. То что смерть Оли Авиловой, женщина (девушка, девочка, как угодно) - человек, а не некий символ потустороннего бытья.. Для наглядности могу предложить махровый кино пример - «Седьмая печать» Бергмана, казалась бы смерть здесь играет мужчина и с родом все ясно, но воспринимать это существо как человека не то что как мужчину весьма сложно. Это действительно символ - лицо которым человек одушевляет неизбежное, вечное, необъяснимое. Оля Авилова же иная смерть, я даже могу как бы рассказать ее историю (условно конечно же) - она человек выполняющий обязанности смерти, это не ее натура, это скорее образ жизни и ее работа. Опять таки как пример могу привести кино – «Мертв как я» (а если книгу то серия про смерть Терри Пратчетта ))
А Олю я воспринимаю в начале именно как Смерть.
Такое у меня было лишь однажды, на первом спектакле. В самом начале, когда развивается балахон и из под капюшона появляется бледное лицо с тенью то ли улыбки, то ли усмешки (не сарказм, не ирония, даже не злорадство, так по чуть-чуть от всего – удовольствие от гадости, потому что и не гадость это вовсе, а жизнь или точнее смерть), развивающимися рыжими волосами и грубоватым мальчишеским голосом начинает разговор. Ирреальное нечто, исчезающая с раскрытием запасного парашюта. А в квартире Лациса я всегда видела человека. Не важно какого пола, но существо живое. Это ведь не критика. Мне кажется такая смерть ближе всего к замыслу режиссеров, будь она иная и спектакль бы стал абсолютно иным, причем не факт что лучше. Можно ли личностно принять, допустить к себе смерть как символ предельности существования, кстати и своего собственного? А ведь спектакль требует именно принять смерть, сопереживать ей и Оля Авилова именно такой ее показывает: достойной чувств. Да, смерть – но не по сути, а по долгу службы. И в спектакле, кстати есть множество отсылок к человеческой составляющей Смерти – от изучаемого английского (смерти символу иные языки не нужны, у нее он один и всем понятный), дискотеки, до просьбы самой Смерти, не говорить с ней о работе.
Поделиться192008-01-12 01:49:24
Ирреальное нечто, исчезающая с раскрытием запасного парашюта. А в квартире Лациса я всегда видела человека. Не важно какого пола, но существо живое.
Ну да, это я и имею в виду, когда говорю о полном диапазоне роли. Есть ведь еще "нулевое" появление - Смерть с косой теневым силуэтом на экране, пока Лацис надевает парашют. От символа - к ходячей функции, потом - к исполнителю/льнице этой функции, и наконец - к живому существу вне этой функции вообще.
Но слова Смерти о том, что она "тоже учит английский", звучат для меня иронией, психологическим приемом, попыткой вступить в контакт с "пациентом", чтобы заставить его действовать в её интересах, а не в его собственных. А вот дискотека и слова о том, что она его по всему Крыму искала - это уже "вперед, к человечности". И тут же холодный шантаж в милицейском участке: если не ты - то Горбунов. И ведь верится... То есть образ всё время в движении должен быть.
Поделиться202008-01-12 02:11:11
Можно ли личностно принять, допустить к себе смерть как символ предельности существования, кстати и своего собственного? А ведь спектакль требует именно принять смерть, сопереживать ей
Мне кажется, любая религия содержит в себе "технологию" этого приятия, описывая Смерть как переход в другой мир или в другое состояние. Проблемы с абсолютной конечностью существования начинаются у людей только с отказом от религии. Цитированный выше автор пишет: "если человек не свихнивается, то попадает в схемотехнику различных религиозных конфессий. По сути, Селин – это некий новый а-ля мессия, дающий свой, абсолютно антихристианский взгляд на мироустройство". По мне, как раз Селин на а-ля мессию не тянет, он пугливо закрывает финал хеппи-эндом: Смерть впечатлилась и отступила, Лацис остался жив. Не уточняет только, что - на этот раз отступила, что вовсе бессмертным Лацис отнюдь не стал. (Как все сказки кончаются свадьбой, ибо детям не стоит рассказывать, что же было потом.) Поэтому мне ближе открытый финал спектакля, когда каждый сам должен решить, "быть или не быть" Лацису и любому, кто бросает вызов Смерти и живет по своим понятиям - просто сбрасывая Смерть со счетов или учитывая её, как учитывают те же парашютисты поправку на ветер. (На таком осмысленном принятии Смерти основан, в том числе, механизм самопожертвования - основа выживания вида. Или вот слова Виктора Авилова: "Я смерти не боюсь, потому и живу наотмашь", - а уж он знал, о чем говорил...) В этом и есть, мне кажется, высшее мужество. Не только "осмысленная смерть", но и "осмысленная жизнь" без этого невозможна
Отредактировано Клио (2008-01-12 02:15:58)