Справиться с неполадками в предыдущей теме не удалось, но мы не теряем надежду, поэтому этой теме пока присваивается временный статус.
И снова «Гамлет»
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22011-09-30 15:02:53
Старенькое. пусть пока так два отзыва о спектаклях прошлого сезона
28/09/11
О спектакле сложно говорить - слова вынуждают определять конкретную линию, оставляя за пределами какие-то мысли «свалившиеся» в тот или иной момент и не хочется «отсекать» лишнее, а иначе не получается. Ведь в голове вдруг сталкиваются эмоция и мысль (по Калигуле), сразу за этим примешивается взросление и становление мальчишки «убитого» случившимся в достойного короля (отчасти «Фотоаппараты»), добивает мысль, что Гамлет – заложник судьбы, выполнивший адскую работу, вычистивший страну от скверны (Клавдий со всей мишурой властвования и подчинения) и для этого еще надо было найти силы (отчасти «Эдип»), а завершает все это звон мечей и кольчуг из «Макбета» (почему-то к финалу этот звон так отчетливо слышался). Кажется что-то еще было, но уже немало и все это смешивается. И как все это собрать воедино, в одну связную речь? ...
---
В сегодняшнем спектакле проявились недавние «Фотоаппараты», точнее мысль «выстрелившая» в том спектакле – перед нами на несколько мгновений раскрыли книгу жизни, позволив увидеть на одном развороте весь путь от начала (рождения, становления, взросления) до самого конца. Впрочем, жизнь не до финала, а до определенного становления, взросления от удушающих эмоций до «он был бы королем».
Это был отрезок бесконечной жизни от захлестывающих чувств, чувств мешающих мыслить к их некому подчинению, трезвой мысли и победы над квинтэссенцией праха.
Наверное, впервые мне кажется, что принц заклад не проиграл. И смерть – не проигрыш, потому что благородным образом. Гамлет все равно вышел победителем, приняв смерть как награду с гордо поднятой головой, более того, предложив Лаэрту выйти из игры (-то есть уйти из жизни, умереть) как благородный воин. Лаэрт соглашается на обмен рапирами, им обоим страшно, но они не свернут и оба нанесут удар... настойчиво вспоминался «Макбет» (а после вчерашнего «Укрощения» поняла, что жутко хочу увидеть этот спектакль), воины в металлических кольчугах. Дело ведь не в материале. Сегодняшние сетки на Гамлете и Лаэрте казались именно такими кольчугами, как атрибута воина.
----
Призрак не натолкнул ни на что конкретное. Он словно предложил карты, а как их разыграть Гамлет решал сам. Он ошибался и вовремя поправлялся. Тонул в захлестывающих эмоциях, но вовремя возвращался
---
И все сходится в «быть или не быть» (у Шекспира точно по ошибке монолог в самом начале))) как он может быть в начале, если там сплошные выводы-резюме). Это не какое-то там решение, это итог, черта. Гамлет так и делал – сражался с морем бед (и прочими кочками на пути), в нем не было ни на секунду мысли о сне, чтобы забыться и заснуть. Да, он следовал за Тенью в начале, следовал за Тенью, уводящей Полония, но каждый раз она оборачивалась и отталкивала Гамлета – еще не время тебе туда идти. И это следование за Тенью неосознанное движение в «тот смертный сон» (хотя... может быть поступки были именно в этих двух плоскостях, пусть не осознанные – сражение с жизнью и рывки за тенью и тогда «быть или не быть» резюме по полной программе, может даже осознанное резюме, после сражений с морем бед и попытками двигаться за Тенью, словно все эти поступки он понял, оценил...)
В этот момент решение уже принято. Он не рассуждает, не выбирает, он уже знает, так что пусть принесут рапиры.
Гамлет – заложник своей судьбы (опять «Фотоаппараты» аукаются, и отчасти «Эдип»). Он брошен в эту мясорубку, чтобы вычистить весь сор, освободить страну и дать ей возможность существовать в мире. И у него хватает сил это сделать.
Почему-то с самого начала казалось – ну не жить ему, никакого даже малейшего шанса, стрелы как-то слишком целенаправленны, парню не выкарабкаться ни при каких обстоятельствах. Единственно – сможет ли он уничтожить махину или нет. Смог.
...
Поделиться32011-10-19 05:41:39
28.09.2011
У меня осталось несколько слов о Полонии, в преддверии нового спектакля их жаль терять.
На самом деле при достойном уважения Полонии можно смириться с Клавдием, таким, какой он есть сейчас. Я даже могу объяснить, зачем в принципе нужен Клавдий в данном раскладе. Он нужен исключительно королеве и сугубо в личных, женских, целях ). Гертруда сразу даёт понять что выбрала его, царапнув Кладвия в первой сцене (указующим перстом )), после чего просто его любит, хотя придворные и родственники их постоянно отвлекают от процесса этой любви, в то время как государством, и я в этом абсолютно уверена, управляет Полоний.
Он не проходная фигура. Полоний с самого начала производит впечатление человека не стороннего, заинтересованного в происходящем сильнее многих прочих. Он внимательно наблюдает за Клавдием и Гамлетом и надо отдать ему должное будучи на стороне власти не испытывает к Гамлету неприязни. Он не слеп, и видит в Гамлете некие зачатки бунта, что-то, что может навредить, вывести из строя, налаженную систему, и пытается допытаться, что именно происходит. Слова «так это вы читали… и в чем там дело?» словно и не относились к книге. Это было скорее выяснение обстановки на внешних и внутренних политических фронтах. В чем там дело? Что у вас происходит? Отправляя к Гамлету мать, Полоний ратует за него, почти отстаивает Гамлета, прося Гертруду образумить сына, видимо лучше родной матери понимая какого рода ссылку, задумал для него Клавдий.
Со своими детьми Полоний тоже мудрее. Если раньше наставления сыну звучали как хорошо заученный фрагмент, в особой интонации, являющий Полония образцом назидательного папы, то теперь Лаэрт слышит от него то, что должен услышать сын от отца. Он получает от него свой компас, свои ориентиры по жизни, потому что отцу пришло время (скарб уже на корабле, через неделю в путь) передать ему знания и опыт. Ребенок вылетает из гнезда, и Полоний как может, пытается его подстраховать. Сын не дочь, его не удержать, а вот Офелию он как раз пытается удержать на грани того, что считает для нее гибельной пропастью.
В связи с этим мне вспомнился «Гамлет» питерского театра Пушкинская Школа, где единственным желанием Полония было сохранить, уберечь свою семью и именно этого он сделать и не смог. Прошлый раз и в ю-звском спектакле Полоний пытался уберечь дочь, сына и даже Гамлета, а вышло как всегда, по Шекспиру.
Поделиться42011-10-20 15:41:30
19.10.2011
Прислушавшись к голосу здравого смысла, а я изредка к нему прислушиваюсь, поняла, что максимум, на что сейчас способна это черновик, на аккуратненький отзыв у меня катастрофически не хватает времени, потому что пишу я обычно ужасающе медленно (и дико длинно )).
И так начнем с главного вопроса, и он отнюдь не «быть или не быть?» А кому не все равно и почему?
Актерам не все равно практически всем и это даже пугает, потому что душа у тебя (теоретически) одна, а отдать ее надо каждому, прямо до неприличия разрываешься в натуральном обмене )) Но вопрос на самом деле о героях.
Что-то страшное грядет?...
Если где и ходить с колотушками возвещая, что в Дании все спокойно, то только не у Эльсинора, здесь в воздухе витает неопределённость. Кому как не солдатам быть лакмусовой бумажкой неладного в стране. Слова все те же, но в них сквозит напряжение, недоверие, предчувствие. Каждый новый человек усиливает это напряжение. Сменяют ли караульных те, кто должен их сменить? Что за новый человек пришел с ними? Даже «Да здравствует король!» звучит необходимым паролем, в случае не знания которого, дозорные откроют огонь по вновь прибывшим, хотя стоп, автоматов еще нет, так что, вместо огнестрельного оружия стража воспользуется алебардами.
Лишь Марцелл можно сказать радушно встречает Горацио, быть может по своей молодости и неопытности, потому что для старших офицеров (Шекспир нам простит, если мы повысим Франциско) его появление лишь еще один повод к насторожённости. Да и источником беспокойств, положением дел в стране, Бернардо (Денис Нагретдинов) и Франциско (Константин Курочкин), делится с Горацио были не готовы, выходит что Марцелл (Стас Каллас), рассказывает слишком много сам того не ведая. Причем рассказывает хорошо и понятно, не хватает лишь картинки, точнее знания, почему он единственный готов говорить с Горацио так открыто как не решается никто. То есть его личного отношения к происходящему. Ведь остальные ясно дают понять что думают на сей счет и не торопятся пояснить или подтвердить слова Марцелла, подтверждая их в итоге неохотно, не по собственному желанию, с раздражением, от того что вынуждены это сделать. Рассказывать о происходящем Гамлету Бернардо и Франциск тоже не горят особым желанием. Они испытывают суеверный страх к знаку, которым является призрак, что непривычно врастает в текст как будто только, так и надо. Так еще минуту назад Бернардо не решился назвать призрака призраком, заменив это слово иносказательным, нейтральным - «странность», словом, не тревожившем мертвых. Бернардо точно знает, что за призраком следуют несчастья и страшится их словно Дания болото, в котором уже начинают увязать и его ноги.
К уважению Бернардо надо добавит, что он вообще постоянно присутствовал в первой части спектакля не важно обращались ли к нему, находился ли он в свете софитов, его роль не зависела от времени отданного ему в сцене что для зрителя с рассеянным вниманием когда глаза ходят туда-сюда помимо воли )) особенно ценно.
Поделиться52011-10-20 17:09:24
Ирода переиродить (о театр в спектакле)
В спектакль то и дело вторгается театр, сам по себе, коробочкой внутри другой коробочки. Причем сложно сказать, происходит ли это осознано. Ведь так случалось и раньше, но в каких-то относительно небольших количествах. Театр приходил в Эльсинор с бродячими артистами и в речи Гамлета об искусстве актера. Сейчас театра на порядок больше. Гамлет взял его в союзники, а временами этот союзник становится и оружием в его руках. Увлекшейся театром во время учебы или того ранее, специально или нет, принц вводит театр в собственное существование и существование окружающих его героев. Элементы этого вторжения рассыпаны по всему спектаклю, но глаз не режут.
Если говорить о вчерашнем «Гамлете» то первое появление принца уже спектакль на сцене Эльсинора. И дело не в «затемненном траурной вуалью» лице, а в том, как Гамлет не рассказывает, а скорее показывает все способы, которыми легко сыграть скорбь, наигрывает их для окружающих. Удивительно, что его манеру подхватывает Клавдий. И если это не случайно, а специально, то это гениально. Поскольку Клавдий берет начатое Гамлетом и оборачивает против него самого. Новый король, припоминающий имя Гамлета неохотно, словно мелкую помеху, разыгрывает любовь к пасынку перед двором, довольно грубо, не естественно, но кто осмелится сказать, что он врет? Даже королева в замешательстве смотрит на мужа, не понимая, что происходит и как это расценить, а у Гамлета и вовсе выхода при таком ходе Клавдия нет. Здесь Клавдий показал что старше и опытнее в каких-то вещах, которые Гамлету еще только предстоит освоить. В целом эта сцена отголосок того, что позже Гамлет скажет о театре, так как Клавдий в ней не переиграл, но переиродил Гамлета.
Следующее яркое явления театра это даже не конец первого акта, а второй )) имхо )) Но я снова отвлекусь:
«Не страшно ль, что актер, простой актер фантазией для сочинённых чувств, так подчинил мечте свое сознанье, что сходит кровь со щек его, глаза туманят слезы, замирает голос, и облик каждой складкой говорит, чем он живет!»
Вообще-то это не вопрос, но Гамлет говорил с залом (условно конечно, но что в театре не условность?) и если бы это был вопрос ответом стало бы – да. Еще как страшно! Раньше страшно не было, а теперь страшно, от того как играют на сцене (но это ничего ))) переживем, а если повезёт и не раз ))) Но это зрительская лирика, вернёмся к зрительской практике
Спектакль в замке это то оружие что дает Гамлету театр, он и сам хочет быть его частью, одной из пружин мышеловки. Горацио даже приходится останавливать Гамлета, когда тот превращается в часть механизма угрожающего Клавдию, в еще одну мышеловку идущую следом за актерами.
На эту сцену во вчерашнем спектакле пришлось ударение. Тут переплелось сразу многое, не пришедшая в себя после разговора с Гамлетом Офелия, которую успокаивает и даже пытается развлечь Лаэрт (не совсем обалдуй все таки, а брат )), эхо их встречи в нескольких фразах, Полоний пытающейся выправить ситуацию и Гамлет показывающей характер, т.е. то что он им обладает в полной мере. В его ответе Полонию нет никакой шутливости, Гамлета злит постороннее вмешательство. Кого Полоний в бытность свою студентом играл? Гамлета? Полоний давит, но и Гамлет не прогибается. Актеры тоже выражают свое презрение к критике, в какой-то момент они один лагерь, только актеры ведомы, а Гамлет знает к чему ведет.
(кстати, когда Озрик читает про Гекубу Полоний на сцене «поддерживает равновесие», прежде чем смешаться с толпой, он стоит прямо напротив Озрика, неужели просто так, безбилетным наблюдателем)
Встреча Гамлета с матерью происходит почти сразу после «Мышеловки», сложно представить, что их разделяет антракт, это я сейчас понимаю, что помимо сцены с Клавдием между ними прошло двадцать минут «пустого» времени, а актеры, словно об этом не догадывались, то, что было накоплено в первом акте никуда не ушло. Но это я сейчас понимаю во время спектакля подумать о «технической стороне вопроса» было странно, поскольку спектакля как такового не ощущалось. И мне кажется, вторжение театра в спектакль стало возможным, именно потому, что в остальное время Гамлет настолько Гамлет, что за ним сложно угадать актера и все происходящее настолько по-настоящему, что мысль о том, что ты в театре на время покидает тебя, и благодаря этому театр может себе позволить сыграть собственную роль на сцене. Будь спектакль хоть чуть менее взаправдашним, играйся он чуть более грубо, и это стало бы не возможно.
Так вот, разговор принца с матерю это тоже своего рода спектакль, во всяком случае Гамлет выстраивает его по таким законам, он подает реплику потом хлопком, перебрасывает ее, давая понять что теперь очередь Гертруды, ее слово, ее реплика.
Сравнение двух братьев отца и Клавдия, в исполнении Гамлета рисует в воображение картину из средневековой жизни. Площадь, с ярмарочным фургоном, превращающимся в помост для театрализованного представления или выступления лекаря, с чудодейственными микстурами, он демонстрирует всему честному народу достоинство одного эликсира и недостатки другого, обе склянки (портреты) в его руках и все «за» и «против» очевидны не только ему, но и всей толпе (зрителям). На сей же раз представление сменила высокая трагедия. Последнее проявление театра, в спектакле.
Не постскриптум, но в нагрузку, по другой теме: Даже Гертруду в этом спектакле можно понять ее абсолютную беспомощность («можно понять Гертруду», звучит пугающе, но когда Гертруда играет надо отдать ей должное). Но вот Гамлет, видимо, в большей степени сын своего отца, и в встрече с призраком нашлось место какой-то нежности, даже можно было предположит что образ старшего Гамлета это не идеализация, присущая детям по отношению к их родителям, а действительно теплые отношения которые могли быть между отцом и сыном.
Поделиться62011-10-24 15:39:47
Букет Офелии
Если в сцене безумия волосы Офелии, путающиеся в ее пальцах - беспорядочные мысли взявшие девушку в плен, то в ее словах никакой путаницы нет, напротив они наполнены смыслом. Боль Офелии зряча. И говори она прямо, а не иносказательно, горе скрытое дымкой стихов и песен, разорвало бы ее.
«Безумие наводит на мысль. Из бессмыслицы всплывает истина» (с) Лаэрт в переводе Пастернака
Описывая похороны – «Без крышки гроб его несли, прыг-скок со всех ног», Офелия с горечью подмечает эту поспешность. Похороны Полония были искажены как будут искажены и проводы самой Офелии, с семенящей похоронной процессией, словно нарочно демонстрирующей нарушение порядка. В противовес же тому, как прощался с Полонием двор, ее скорбь, то, как она оплакивала и все еще оплакивает отца.
Офелия и есть та прялица, что должна крутиться, пока не развалится. Но это лишь отсрочка на небольшой срок, в течение которого надо быть терпеливой. Это особое терпение, не то что отпущено нам на весь наш век, как второе дыхание, а краткосрочное для жизненной стометровки. Его хватит для того чтобы дождаться брата. Офелия уже собрала для него букет цветов наделённых смыслом.
(пояснение, на всякий случай: Шекспироведы по-разному трактуют букет Офелии и эти дебри достойны отдельных изысканий, поэтому пишу лишь о том, как цветы прозвучали для меня в рамках спектакля).
Цветами Офелия рассказала Лаэрту все, для начала дав ему розмарин, чтобы он помнил. Помнить важно, ведь ее слова о том, как похоронили Полония это и слова Лаэрта только сказанные иначе – «Загадка смерти, тайна похорон, Отсутствие герба и шпаг над прахом, Обход обрядов, нарушенье форм…». Но отдает она ему розмарин легко, с грустной улыбкой, он мог бы помнить, и о лучшем, и о ней.
Не ясно попали ли в руки Лаэрта анютины глазки, чтобы думать, а ведь они пригодились бы ему больше всего. А рута, горькая рута, цветы сожаления, стали почти траурными, во всяком случае, Офелия носит их так, и советует остальным носить свои сожаления как-нибудь по другому. Говоря, что у отца был легкий конец, она эхом пророчит покой себе, словно он уже близок и даже слово – «конец» стало сладко. Теперь, когда весь букет в руках брата, ее прялица докрутилась до этого тихого конца.
А дальше? Дальше не тишина, но сплошные догадки. Кого так отчаянно ждала Офелия? Будто и думала и чувствовала вслух. Ждала ли, что придет еще один человек, с которым она хотела бы проститься. Отчаивалась, что встреча не состоится и сама себя обрывала, мыслью, что для нее он мертв, укрепляясь в том, что не будет его ждать. Не Гамлета ли?
Я не решусь, выделить что-то конкретное в ее последних словах, но и не поверю, что из мертвых Офелия ожидала Полония, слишком мало безумия в вырывающейся из нее боли, скорее она ждала кого-то еще принадлежащего миру живых. И в рассказанной Офелией и Гамлетом истории, Офелия могла ждать его и могла похоронить для себя.
«Ты – мое ранение сквозное, Ты – моя свобода и тюрьма».
Волны заточили даже их встречу, украденную чужими глазами, но все же их. Офелия пытается поцеловать Гамлета, а он не коснувшись ее губ целует руку и обнимает прося о сострадании в молитвах. И это само по себе способно ранить. Потому что можно предать любовника, а как предать близкого человека пришедшего за пониманием? Лабиринт без выхода, для Офелии. Да и потом его не предвидится. Лишь последний подарок, то ли для себя, то ли для нее, последнее прикосновение, которое Гамлет оставляет ей вместо проклятья.
Кажется, их история не могла претендовать на счастье. Она даже обречённее истории Ромео и Джульетты.
Поделиться72012-02-13 00:17:29
И каждой мелочи здесь присвоена своя роль. Играет всё: свет и тень, музыка и молчание, каждый кусочек костюма, отсутствие декораций и инвентаря – всё наполнено смыслом. Двойным.
Шекспировский текст сокращён, местами переставлен, и потому обретает иное звучание, предлагая, лишь шёпотом,
иное прочтение.И вечно философский образ Гамлета здесь раскрыт по-новому. Гамлет (М. Лакомкин) нервен, изломан и испуган. Он слишком молод, он ломается под тяжестью случившегося. Он не играет сумасшествие, он взаправду лишён рассудка – уже с первых слов, уже сразу после поспешной свадьбы матери. В фантасмагорическом мире шатающихся стен Гамлет беседует с тихой тенью отца, неразговорчивым, ледяным духом, которому уже чуждо земное, но он здесь, хотя и наполовину. Духу трудно даётся речь, его оружие - язык тела. Такой выразительный, что собеседники не в силах смотреть прямо и обращаются в пустоту.
Но вырвавшись из потусторонней реальности, зритель попадает прямо на королевский дворец. Неуловимое преображение без замены декораций, но атмосфера суетливого дворца воссоздана чрезвычайно достоверно. Среди общего кордебалета дам, Офелия (Л. Ярлыкова) выделяется сразу своей бледностью и нездешностью. Она тиха в счастье, но слишком яростна в безумии . Её костюм умалишённой, не по плечу, слишком свободен и слишком напоминает плащ Гамлета. И невидимая кончина уже сполна предсказана этим костюмом.
Что-то неладное в Датском королевстве отражается на отношениях венценосных супругов. Король (О. Леушин), безусловно, хорош : он харизматичен, смел, уверен и груб. И его молитва – искренняя и правдивая, оборачивается чашей с ядом для королевы. И отсутствие кубка, придаёт ещё большую злую волю. Королева принимает яд из пригоршни короля.
Кстати о королеве, игра О. Ивановой мне больше напоминала леди Макбет, и если к интерпретации Гамлета я смогла привыкнуть, то королева так и вызывала у меня отторжение до конца спектакля. Почему-то показалось, что актриса не поняла свою героиню, что, конечно, непросто.
«Дальнейшее - молчание». Все мизансцены смерти сопровождаются призраком отца Гамлета – дух приходит за своей жатвой. Тихо уходят умершие враги и друзья, с остекленевшими глазами, чётко в диагональ. И та смерть, ради которой всё было – обозначена лишь безмолвным приглашающим жестом.
Поделиться82012-03-02 14:06:48
01/03/12 (попытаюсь по частям)
В этом спектакле уже давно (хотя, что значит давно для спектакля идущего раз в месяц, в общем, спектакля три-четыре уже как) восхищает благородство и сила благородства, которая в итоге, несмотря ни на что побеждает и остается ощущение силы, готовности нести на плечах многое, но при этом без причины не сделать шага, а причина есть и чтобы ее увидеть нужно посмотреть вокруг и почувствовать самую прекрасную фотографию на свете (что-то у меня «Фотоаппараты» активно примешиваются везде))
Столкнувшись с... антиблагородством (не знаю, как назвать то, что изображает Клавдий, но по спектаклю (и для Гамлета) это получается именно некая полная противоположность) Благородство выстраивает свою картину мира, где помимо белого есть еще и черное. Причем, Гамлет понимает, что обе эти составляющие соединены в нем и «лучше бы моя мать меня не рождала». Не знаю каким образом, но Гамлету удается взглянуть на все со стороны – «какое чудо природы человек» - закрыв глаза, он словно касается мира, оказавшись снаружи всего черного и белого. Но, на постоянку так не получится, ведь это лишает то, что продлевает несчастьям нашим жизнь на столько лет. Ну, это как Топорков с его фотографией, оказавшийся снаружи и уже не почувствовать природу, красоту; почувствовать можно только находясь «внутри».
И Гамлет «возвращается» внутрь, возвращается. На кладбище, вдруг придумала для себя почему Гамлет уходит в глубь и спускается с возвышения – он окончательно возвращается внутрь, принимая то, темное, что есть в нас, но при этом есть и светлое и именно на это он делает ставку.
Правда до «ухода» он сделал одну ошибку, отчасти не по своей воле, но сделал – отверг любовь, Офелию. В общем и его можно понять, чувства и поступки все для него смешалось, действительно проще на тот момент было вырвать, пусть с кровью, но вырвать и идти вперед. Но в тот момент он лишился сильного источника, который мог его вытащить, мог поддержать. А она могла и пыталась, несмотря ни на что. И фигово ей, и позор, но она больше думает о нем, чем о себе...
Позже, для Гамлета будет отрезана еще одна ниточка, когда он отплывая в Англию, опять пообещает отречься от всего и это решение будет тверже, осознаннее, оно будет основываться на всей той лжи и лицемерии, которой его окружит Эльсинор. Но это уже будет точка невозврата...
Поделиться92012-04-01 14:50:21
Отзыв о "Гамлете" от witchvail
http://byl-v-teatre.livejournal.com/56173.html#cutid1
---
Интересно, но сейчас я ушла от мысли о безумии и слабости. Это какая-то общепринятая (школьная?), простая мысль в отрыве от самого произведения.
Мысль о том. что Гамлет безумен искоренил японский актер в том смешанном спектакле. О, нет, нет в нем безумия ни капли, лишь взгляд на мир, не прикрытый никакими розовыми очками. Видеть вещи такими какие они есть. А потом Гамлет в исполнении Максима Лакомкина.... испуган, лишен рассудка - сугубо имхо все это из каких-то общепризнаных, общепринятых толкований. Сильная, решительная, благородная личность. Безумие? О, нет Его речь, его слова, даже с пресловутым верблюдо-облаком, нет в этом безумия, лишь составляющие теоремы, которую каждый доказывает сам. Услышь его слова, пойми "слова, слова, слова", почувствуй что такое быть "повелителем бесконечности" и, попытайся принять такое же решение, какое принимает Гамлет перед отплытием в Англию. Не безумие, а шаг, чтобы быть человеком в паутине непрвды, понять это сплетение человеческих порывов, заставляющих делать те или иные вещи
Точно также уже давно не считаю, что Офелия сходит с ума. Даже не помню, когда именно это началось, кажется еще с Офелией в исполнении Карины Дымонт, потом Офелия Любы Ярлыковой усилила эти мысли. Не безумие, наоборот, у Офелии кристально чистый взгляд на мир, без примесей. То что путаная речь, да никакая она не путаная, нужно просто внимательно слушать. Она говорит определнные вещи, преподносит несколько иные нежели Гамлет, но такие же составляющие теоремы, которую нужно доказать самостоятельно. Просто и Офелия, и Гамлет упрощают твое доказательство, не придется искать составляющие этой мозаики, они их дают. Офелия просто оказывается в другой плоскости и все. С другой стороны само безумие можно объяснять как нахождение в другой плоскости, но это лишь то, что мы не можем понять, т.к. думаем иначе и не видим тех простых вещей, что открываются девочке. В конце концов - Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя - Может быть, младенцу и безумному доступны такие стороны высшего бытия, о которых мы даже и не подозреваем.
Поделиться102012-04-03 08:52:22
2 апреля 2012
Мне кажется, решение о поединке, сродни решению Топоркова пойти с Майклом. Полный цикл и он должен завершиться, когда ты либо все поймешь и почувствуешь, либо уснешь. Метания от фотографии к фотографии прекратятся. От поиска правды и веры до мести. Он словно коснулся всех возможных сторон и другого не дано. Немного позавидовала этому...да не решение оно никакое, а логический вывод из всего-всего-всего случившегося. Чтобы принять его так как принял он без тени какого бы то ни было чувства, а со знанием "так быть должно" нужно пройти весь этот путь. И он знает, что проиграет заклад, а может и не проиграет
Перед "быть или не быть", когда Гамлет идет на зал и понимаешь, что сейчас он спросит и хочется вопить - не спрашивай, что угодно делай, но не спра-ши-вай, не знаю, даже примерно и не хочу сейчас знать, принять решение безумно страшно. Быть может когда-нибудь, но не сейчас. А в словах Гамлета нет страха, лишь трезвая логика, перетягивающая чашу весов то в одну, то в другую сторону. Да, мысль губит. А он насаживает на острие рапиры все аргументы и прокалывает...или предложит ее - сделайте одолжение, если не почувствовать, то хотя бы подержите все это в одной руке. Ой, нет, спасибо))
Не помню такого, но бой, точнее решение (да, я прицепилась к "принесите рапиры", оно так здорово легло в ряд ключевых точек - как с решением отплыть, как с решением "еще посмотрим", как спустившись с возвышения на кладбище) оно было не тяготящим, это было ...своеобразной победой.
Да, а то забуду, про Лаэрта, когда он лежит, брошенный Клавдием к краю. Форменный "Гамлет" Коляды )))
уф, может потом еще что нацарапаю
Поделиться112012-05-23 10:20:58
«Гамлет» 18 мая 2012 года
rrr_may wrote in podpolieuz
May 21st, 4:43
...Фигово, но это было в финале и испортило все, поэтому сердитое,...неужели трудно отказаться. Один раз! Хотя бы один.... Понимаю, так ржачно, можно потолкаться, пока там, в центре корячатся. Забавно: подняла свои записи о спектаклях с января и стабильно об испорченной сцене поединка. Обидно, очень. Ведь «окружение» в ЮЗ спектаклях - это всегда стены происходящего события, рама картины, иногда позолоченая, а иногда, как (теперь уже) стабильно в «Гамлете», как вчера на «РиДже» ....дырявая. Даже если изо всех сил пытаешься не смотреть, все равно выпадаешь и ...становится неуютно, глупо плакать из-за того, что тут, на сцене, все ненастоящее...
Поклоны тоже странные...
«Гамлет»
Как сильно получилось. Неожиданно на каких-то запредельных эмоциях. С самого начала, когда Гамлет установил планку, к которой только нужно будет прийти, подумалось - а удержишь?... Ответ оказался положительным
Но это не все, пугало другое - а как мы выйдем, с чем выйдем в итоге. Потому что путешествие с Гамлетом - это всегда движение вверх. А куда тут вверх, если мы уже наверху? Путешествие сквозь жизнь - именно так. Причем ведь он порывался (или его затягивало) несколько раз уйти из жизни. Его оттолкнет Тень, позже оттолкнут Тень и Полоний, его вытащит Офелия ... сцена, когда все вокруг кружится, редко получалась, а такой вообще никогда не была... Гамлет так отшатнулся от нее, это был действительно выдох с глубины души. Началось и подтачивание Офелии (почти по Камю). За нее мне всегда очень страшно, потому что сил требуется немеряно. Она оказывается в такой терзающей клетке, выход из которой только «поверх» - поверх обычного сознания. Офелия не сходит сума, она начинает видеть вещи непрекрашенными... Клетка - с одной стороны отец и правила, которые нужно соблюдать - она не может пойти против воли, но у нее есть и своя воля и там тоже вектор ого-го. Между всем этим для нее Гамлет, и это третья стрела - его не поймешь, он пугает.
Не знаю смогла бы она его вытащить своим сердцем, любовью....Конкретно вчера, думаю что нет. Даже при том сумасшедшем ее стремлении вытащить его... ее бы не хватило. Как не существует сердца бездонного для Калигулы - такого нет и для вчерашнего Гамлета. Только идеальный мир с правильно прочерченными линиями, без пятен черноты и переполняющих пороков из-за которых лучше не рождаться. Таким идеальным мир можно видеть, если любить (а это уже отчасти розовые очки Кереи...).
Отказавшись от чувств, поднявшись на границу (это отдельный ах), Гамлет увидел все, весь тот бред, от которого прячется Керея за своими розовыми очками. И все это сваливается на него и давит. Доказано, что в конце-концов оно придавит и убьет (правда Гамлет сворачивает с этого пути, но эт.потом), а пока не свернул и все это его «тянет» нужна подпитка, поддержка. В чем она? – В любви, но ее бы не хватило, как нельзя чтобы исчезло зло (хотя все это лишь проекция сознания, но), нельзя победить человеческую суЧность, и сердце Офелии могло быть выпито, но и его бы не хватило. В общем из Офелии я сделала себе Цезонию, но только до середины спектакля, т.к. потом был....Эдип)))))
Офелии бы не хватило не просто при тех условиях, а при той силе, с которой Гамлет рвался. Было страшно. Но при этом неизвестно, т.к. при таком рвении он вполне мог победить, мог выиграть схватку с судьбой (помечтать-то могу), хоть и будучи заложником этой самой судьбы. Даже проигрыш заклада был неясен. Совершенно неясен. С одной стороны – совершенная очевидность слов Горацио, с другой стороны – твердость Гамлета... Черт возьми, а может быть и можно было бы выиграть...
...
Кстати, пошлость в адрес Офелии про притупить острие, проявляется в другом свете. Острие рапиры которое прокалывает жизнь насквозь (и в метафизическом смысле если смотреть на движение Гамлета сквозь неправильность мира и в физическом – «чернуха»-зло в виде клавидиевых поступков - нас убивает) и это острие прокалывает его и не сгладить и не выправить). Вот то самое острие, которое прокалывает, пронзает и которое не притупить; которое могло бы быть «притуплено» чувством, но оно должно быть настолько бескрайним, чтобы покрыть все «зло» и «все тени» (это уже из «Мастера» тяну), но тени всегда будут и свет не сможет их закрыть, точно также и чувства бы не хватило, чтобы укрыть эту темень. А притупить могло только такое «мощное» покрывало света. Его не остановил даже лобовой таран Лаэрта, а по любви (которую олицетворяет Офелия) он бы просто проехался и ей бы было паршиво (пришлось бы стонать... наверное именно к этому приходит Цезония), пытаясь нежностью, любовью, чувством его вытащить... она бы погибла. Она и так гибнет, но по другим причинам...
...
...