Официальный сайт Театра на Таганке - http://taganka.theatre.ru
Театр на Таганке
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22011-09-06 13:46:48
«Мед» (июль 2011)
страница спектакля на сайте театра
Говорить что-либо о спектакле самое настоящее преступление, так как не скажешь и сотой части, настроение не передашь, а ощущение от спектакля сломаешь. Вы можете своими словами пересказать хокку? Вот здесь тоже самое.
На первый взгляд спектакль простой как три копейки. Особого сюжета... да нет его, хотя можно в общем что-то сочинить: два брата из города уехали в деревню, а дальше они рассказывают о своей деревне, ее обычаях, «тараканах» местных жителей, каких-то событиях, затем в один прекрасный день их торкает и они идут и находят цветущую вишню (момент на самом деле сногсшибательный), а в конце жизни поссорятся по глупости и так до смерти и не будут разговаривать друг с другом:
«...В больнице оба прожили с неделю.
Они лежали на соседних койках,
разделены всего лишь табуретом,
в лицо друг другу так же не смотрели,
но до конца не разжимали рук.»
((с) либ.ру, там фрагменты «Меда», но перевод отличается от того, который в спектакле)
Одна эта фраза – не разжимали рук – по ощущению стоит целого спектакля
Все «придуманное» содержание - это сухой остаток, очень сухой. Как передать настроение спектакля, когда персонажи, находясь в окружении простых и понятных вещей просто танцуют или смеются или молчат, когда на велосипеде проезжает скрипачка и звуки скрипки словно опутывают сюжет, завязывая колосья чувств, мироощущения в сноп.
Вот эти слова Гуэрра, мне кажется, отчасти характеризуют настроение, заложенное в спектакле
Последнее время Тонино все больше ссылается на некоторую грусть. Грусть, которая теперь в нем. Как-то он даже сказал жене, Элеоноре Яблочкиной, что чувствует себя покинутым домом. Почему так? Почему домом? "Я живу в небольшом городке Пеннабилли, по-итальянски это называется "борго". Это несколько старинных домов, церковь, а вокруг много покинутых домов. И я их всегда навещаю. И эти покинутые дома я сейчас вспомнил вот почему. После сорока, подходя к окну, мы все чаще и чаще видим из него не то, что есть на самом деле, а то, что хочется видеть. Вот, например, в той долине, которую я вижу из своего окна, я часто узнаю Россию. И, чем старше человек, тем он больше отдаляется от того, что составляет спектакль жизни или шедевры, на которые ездят смотреть туристы. Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни. Что самый большой спектакль – это когда падает снег. И, как сказал замечательный итальянский режиссер Эрманно Ольми, ничего нет более прекрасного, чем выпить с друзьями чашку кофе". от(с)юда
Братья, вновь вернувшись в деревню, словно заново познают природу, открывают то, что всегда знали, но о чем забыли. Завершение их пути – цветущая вишня. В этот момент стопроцентное ощущение – мы познали все, что только можно (ага, идеальная фотография))
В другие дни эта вишня «цвела» в фойе театра
Этот спектакль особая музыка природы, в нем ощущение жизни, и кажется, что этих неосязаемых вещей можно коснуться рукой.
Не знаю, возможно, так поступают летом (и не в дождливую погоду), а может быть это своеобразная часть спектакля. Вход в зрительный зал – через сцену (ну не представляю, как зимой (сапоги, снег, соль и прочая московская гадость), да еще если опаздуны какие, а их тоже заставляли пробежать через сцену, хотя смысла в этом уже было мало, люди торопились и момент не ощущался)
Итак, вход через сцену, а на сцене куча всяческих мелочей, которые можно разглядывать пока не выгонят. Мешки, рюкзаки, флаги, тазики, шапки пчеловода, веник, что-то еще – простые вещи, которые потом оживут и даже не в руках актеров, а в стихах. Такое вот вступление к спектаклю кажется домашним, добрым, располагает к себе. Да, нас пригласили в гости, а при входе коза, привязанная к рамке металлоискателя, просила не забывать вытирать ноги. И какой из всего этого спектакль? Ну, правда. Все это и спектаклем-то сложно назвать, хотя только таким и должен быть спектакль))) Прием совершенно любимовские, а вот спектакль отличается от обычной и привычной Таганки. Мягче, «проще», понятнее. В коем веке можно идти на спектакль не читая самого произведения и стописят источников вокруг него. Не зная Гуэрра, вполне можно «прочитать» спектакль.
Поделиться32011-09-11 12:11:29
«Мед» (продолжение)
Сцена и шествие зрителей в зрительный зал
На сцене мозаичные картины по рисункам Гуэрра (в другие дни они располагались в фойе театра).
Над сценой – бабочки, которые иногда «летают». Где-то прочитала, что Гуэрра очень любит бабочек.
На белых планшетах – тени (насколько понимаю это фишка Любимова).
По центру – дерево. Это вишня, которая расцветет в финале спектакля (по сюжету братья найдут цветущую вишню), а еще это образ дерева из «Сада забытых фруктов».
На месте городской свалки Тонино посадил удивительный сад из забытых античных фруктовых деревьев, и назвал его «Сад забытых фруктов», а еще есть «Сад воспоминаний», «Сад камней». Все дома в городе он украсил большими и маленькими разрисованными солнечными часами, но самые удивительные находятся в «Саду забытых фруктов» и являются своеобразным памятником Федерико Феллини и Джульетте Мазине. (от(с)юда)
Сад забытых фруктов – это музей вкусов, с помощью которого вы сможете лучше понять наше прошлое. «Не зная нашей истории, - говорит Гуэрра, - мы не можем идти в будущее». (официальный (с)айт Тонино Гуэрра)
Слева – тень арки. Прообраза два (возможно есть еще)
1) «Триумфальная арка Незнаменитых людей — Тонино уверен, что любой человек достоин своего триумфа» ((с)айт Таганки). Эта арка установлена в Саду забытых фруктов
фото взято здесь
правда верх арки отличается от тени, но, возможно, это решение, чтобы тень яснее указывала на арку
2) В Саду забытых фруктов есть еще одна арка. На оф.сайте Гуэрра ее название переводится как «Дуга истории». В принципе она тоже укладывается в спектакль.
ОФФ. На сайте Гуэрра есть несколько фотографий «экспонатов» Сада забытых фруктов. Один из «экспонатов» - Солнечные часы встречи (возможно – Солнечные часы «Встреча»). Тень – профили, а вблизи – птицы. Красиво))
---
Возвращаюсь к декорациям спектакля. На центральном планшете справа дом. Прообраза этого не нашла. Но, в общем, это может быть домки деревни, где все происходит (хотя наверняка есть что-то в работах Гуэрра)
На фотографии сцены, где шагают зрители справа и слева на белых планшетах – круги. Солце и Луна (или любое противопоставление – день/ночь, радость/грусть)
А, возможно, это шар (большой моток). Здесь на итальянском. И похоже таких штуки две.
Поделиться42011-09-11 12:12:58
И еще один офф о Тонино Гуэрра
Статья в журнале Журнал Seasons of Life, приуроченная к выставке. В статье дается перевод календаря Тонино Гуэрра
Январь - С шорохами, которые оставляют следы на снегу
Февраль - Цвета танцующих платьев
Март - Цветы миндаля для голодных пчел
Апрель - Со всей фантазией снов
Май - Летящие лепестки розы
Июнь - Я касаюсь воды босыми ногами
Июль - Палящее солнце, упавшее на землю
Август - С глазами, полными моря
Сентябрь - Музыка дождя в ушах
Октябрь - Ковер из сухих листьев под ногами
Ноябрь - С шарфом из тумана вокруг шеи
Декабрь - Со словами сказок над огнем
---
Статья в журнале «Огонек» (2002 г.) «Город Гуэрры». Там есть и фотографии. Приведу начало статьи (подводка восхитительна))):
«Прачечная по замыслу автора -- это дамский клуб, в котором пеннибилльчанки охотно обсуждают особенности характеров своих Джованни, хвалятся успехами бомбино, делятся рецептами спагетти. А о быстротекущем времени им напоминают глиняные таблички с поэтическим календарем от Гуэрры: Январь скрипит снегом под ногами. Февраль играет бельем на ветру. Март зовет сонных пчел на цветы миндаля. Апрель дарит цветные сны. Май веселит лепестками роз. Июнь холодит ноги в горной речке. Июль обжигает упавшим на камни солнцем. Август брызжет морем в глаза. Сентябрь стучит дождем по сердцу. Октябрь шелестит листьями под ногами. Ноябрь ложится на плечи туманами. Декабрь нашептывает сказки у камина.
Однажды Тонино Гуэрра сказал, что испытывает неприязнь к словам, за то, что они неуклюжи, как дилижансы, по сравнению с реактивными лайнерами мыслей. И что неплохо бы было человечеству перестать засорять словами звуковой фон планеты, а усвоить язык взглядов и знаков. И тогда у каждого появится шанс услышать друг друга и даже полет бабочки.»...