Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Баба Шанель


Баба Шанель

Сообщений 21 страница 30 из 30

21

rrr_may написал(а):

И не боль это не печаль, а странная светлая радость…

Более того в пьесе она кажется не странной, а даже само собой разумеющейся, естественной (мы с тобой обе встречали других бабушек).

Это та стена, в которую я уперлась - спектакль кажется, абсолютно неестественным в отличие от пьесы и совершено естественным для ЮЗа. Но обычно спектакли сочетают в себе обе ипостаси ЮЗа, в них есть тонкие, глубокие вещи, здесь же кажется, что собрано все самое «яркое», что просто будет блестеть стразами аки подпись – юго-запад. Спектакль наполнен самоцитированием, и не фразами, а приемами, каждый шаг на сцене чуть ли не подписан огромными буквами – ЮЗ стандартиус. От финала с исповедями, до чуть переиначенной сцены из «Женитьбы», где мужики за как бы бабой, а здесь как бы бабы за мужиком идут стройной шеренгой (про перепихонский стол, я уже и не говорю )). От того и мужчины в женских ролях. В общем, все настолько по ЮЗвски, что выглядит это так словно сделано нарочно, точнее нарочито. Будто вся идея и заключалась в этом - создать продукт «аля-русс», только в данном случае – «аля-юз».  Поэтому и не складывается происходящее с пьесой, словно не хотели стилистику, театр с ней подружить, найти, как в ней существовать, а просто прогнули под возникшую нужду ее поставить. И была бы серьезная необходимость в этой конкретной пьесе, пьес, что ли мало?  Хотя Коляда и «побратим» с ЮЗом, на собственном зрительском опыте проверено, но в простых вещах, которые сложнее всего, а не «топорных».
И самое обидное, что поставили в эту пьесу таких бабушек которых еще заслужить надо, в смысле актеров и не только в ролях бабушек )) Которые все сделают, и через какое-то время наверняка переубедят найдя иной смысл в спектакле, либо свой, либо тот что был в пьесе, но найдут (и это тоже по юго-западному).

Отредактировано Lek (2011-09-14 16:44:29)

0

22

Гершман Екатерина написал(а):

Театр на Юго-Западе "Баба Шанель"

За остальных "бывших юго-западников" не скажу, но за собой ощущаю моральный долг приходить сюда на каждую премьеру, с надеждой, пусть не на хороший спектакль, но хотя бы на какую-нибудь положительную тенденцию.

Пьеса Н.Коляды очень даже, в Екатеринбурге я застала читку этой пьесы артистами Коляды-театра. История о пенсионерках - участницах художественной самодеятельности, как они дружат и ссорятся, влюбляются в руководителя хора и протестуют против новой солистки. К сожалению, постановка ВРБ крайне небрежна. Для начала бабушки, одетые в чудовищные "мешковинки", пробегают пару кругов по сцене - так начинается практически каждый спектакль ВРБ. Потом "банкет" проходит за пустым столом - бутафорию в ЮЗ в принципе не использует, но почему было не нарушить традицию; и вряд ли артисты были бы против "исходящего реквизита" в виде реальных тарелок с оливье:) Из артистов не безнадёжен Шахет - его пребывание на сцене похоже на намерение сыграть живого человека (а пьеса Н.Коляды "человечна"!), и его героиня Капиталина Петровна уже обрела свои очертания, и без сомнения, в спектакле она состоится; остальные артисты даже не пытаются играть людей, а играют то, к чему их приучили, играют "состояния", например "это смешно" или "это истерика". До какого-то момента хороший текст вытягивал; похвалю и Шуру Горшкова, монолог "прощальная речь" был действительно смешным, зрители под стулья укатились; на читке в Екатеринбурге не помню, чтобы в этот момент я так веселилась. Но потом "началось страшное": ВРБ не удержался и "дописал" текст пьесы. Точнее, в свою новую постановку "Баба Шанель" впихнул концовку из своей прежней постановки "Достоевский-трип". Бабушки по очереди стали снимать свои мешковинки, оказываясь плохо выбритыми мужиками в исподнем (и без этого штампа ЮЗ, "артисты в исподнем", увы, Романыч не обошелся), произносить пафосные монологи явно не Коляды, а ВРБ-шного авторства, и расходится к стенкам, символизируя этим, что умирают. Поскольку сама пьеса смерти бабуль вовсе не предусматривала, далее ВРБ процитировал свою "режиссёрскую находку" из "Трёх сестёр": там в качестве концовки спектакля сёстры с мужественными лицами по сцене тягали рояль, а теперь полуголые мужики немного покрутили стол (кстати, стол из спектакля "Вечер с Бубуином") и пошли уговаривать гармониста - руководителя хора простить их и не уходить с работы...

Ребята, я всегда старалась верить, что всё наладится. Эпитафий ЮЗ в блоге себе не позволяла. До начала спектакля, общаясь с друзьями, смеялась, что всё будет чудесно: ВРБ, призванный художественно руководить театром Станиславского, успешно займётся тем, что хочет и умеет делать: шоу-бизнесом и PR, и вернёт Стасику публику в зал. А в ЮЗ М.Белякович и О.Анищенко выдадут на-гора за сезон пять-шесть премьер. "Да кто им позволит!", - гором ответили мне фанаты. Да ладно, говорю, ВРБ не один в мире Иван-царевич, остальные тоже не пальцем деланы; а он здесь вообще больше никто. "Это ты так думаешь".

Миша и Олег тоже играли в спектакле. Бабушек. И на поклонах даже улыбались. А ведь мы их помним, как после "Парашютиста" и "Аллегории" они не ходили, летали, задрав носы к самому солнцу. Мы помним шлифовку этих спектаклей, как из "Аллегории" убрали смешной и эффектный эпизод, и на вопросы зрителей зачем, режиссёры объяснили, что и им этот эпизод нравится, здорово они придумали, но сценка не добавляет ничего нового к сюжету. Да они хотели быть лучше всех и святее папы римского! А теперь им не стыдно быть бездарными участниками бездарной постановки. Я не то чтобы осуждаю, всем хочется кушать и кормить семьи, я сама в этом вопросе не более остальных людей принципиальна. Просто уже и ВРБ не причём; не будет нам "Аллегории" и не будет ничего. А без счастья  для ЮЗ и Стасику счастья с ВРБ не будет....

(c) http://katiapodsolnuh.imhonet.ru/

_arlekin_ написал(а):

"Баба Шанель" Н.Коляды в Театре на Юго-Западе, реж. Валерий Белякович

У Беляковича сейчас времена, мягко говоря, сложные, и других премьер на Юго-Западе в ближайшие месяцы ждать, видимо, не стоит, но я очень рад, что против обыкновения смотреть юго-западные новинки полгода спустя после их выпуска попал на "Бабу Шанель" в первые премьерные дни.

Пьеса Коляды - обычная для этого автора вещь: группа старух, в чем душа держится, живут только своим вокальным ансамблем "Наитие" при районном обществе инвалидов, каждая тайно влюблена в относительно молодого руководителя хора, а тот прямо в юбилейный вечер, ансамблю 10 лет, приводит новую артистку, и не просто артистку, а солистку, работающую к тому же охранником в доме творчества глухих, где хор собирается, и еще не очень старую пенсионерку Розу Рябоконь, с намерением остальных бабок задвинуть в тень. Бабки возмущаются и прогоняют соперницу, Роза грозит отомстить, используя свои связи в управлении культуры, Сергей Сергеич стоит за нее и готов вовсе отказаться от "Наития", а работать только с Рябоконь, и старухи, погоревав, отправляются к нему на поклон, просить прощения, потому как без хора им жить и подавно незачем.

Весь этот характерный для Коляды винегрет из пафоса и соплей Белякович переводит в плоскость абсолютно условную, начиная с того, что всех пенсионерок, кроме Розы Рябоконь, играют мужчины. Ну понятно, кого таким приемом сегодня удивишь, да и не только сегодня, уж если в советском кино сплошь и рядом вредных старух играли актеры. Но в отличие, например, от "Мармелада" Алферова, где тот же самый ход, только наоборот (женщины играют мужчин-геев) должен был придать сюжету и характерам серьезности, весомости, что ли (каков результат - вопрос другой), то переодевая своих дородных, отнюдь не женоподобных "в миру" артистов в сарафаны из мешковины с люрексом и потертые кокошники, Белякович полностью переключается из сентиментального гротеска Коляды в свойственную ему и особенно в последние годы "синхробуффонаду".

Юго-Западная "Баба Шанель" мало похожа на среднестатистические постановки пьес Коляды, особенно те, что идут в "Современнике", зато постоянно вспоминаются фирменные "Встречи с песней" Беляковича или его недавние "Аккордеоны", где слов нет вовсе (их и в "Бабе Шанель" могло не быть, все самое главное тут не словами сказано). Александр Горшков (Тамара Ивановна, она же Томка-Стакан) и Максим Шахет (Капитолина Петровна, самая старшая, 92-летняя) с некоторых пор официально имеют "прописку" на Тверской, где еще при Галибине сыграли в "39 ступенях", самом приличном приобретении репертуара Театра им. Станиславского за отчетный период, их мимика, которую не назовешь даже клоунской, настолько она острая, до кича, делает персонажей, которых драматург почему-то предлагает пожалеть, уморительно смешными в их убожестве и уродстве. То же касается санниковской Сары Абрамовны, которая, как всякая русская интеллигентка, по поводу и без повода декламирует Ахматову с Цветаевой. С другой стороны, Галина Галкина в роли Рябоконь - нарочито мужиковатая, в форменной голубой рубашке, "баба с яйцами", и такой двойной контраст между участницами "Наития" и "новенькой" тоже добавляет красок бесцветной пьесе.

Жалко, что до самого конца выдержать градус "буфф" не удается, и хотя понятно, что в противном случае спектакль звучал бы монотонно и причины тут не только концептуального, но и чисто формального характера, все равно когда наступает переломный момент, "старухи" начинают одна за другой скидывать мешковину и исполнители остаются в черных майках и банданах, произнося исповедальные старушачьи монологи - особенно невыносимы пассажи на тему "мы русские артисты", но у Коляды с годами этого все больше и больше, в "Фениксе" с этим еще хуже, чем в "Шанели", - среди зеркал и станков балетного класса (в доме творчества глухих, между прочим), мне становится скучно и слегка тошно - в этот момент Коляда берет верх.

Финал, впрочем, компромиссный - сюжетно примитивный в том смысле, что бабки отправляются кидаться в ноги к худруку-изменщику, но метафорическое решение, связанное с крутящимся металлическим столом в центре (по ходу представления он используется как обеденный, для юбилейного банкета, но по характерному для юго-западной эстетики дизайну больше смахивает на прозекторский), который старухи, нагрузив его своим парадно-выходным тряпьем, из последних сил продолжают толкать и вращать (похожая мизансцена открывала "Фауст" Някрошюса, но это, скорее всего, ассоциация субъективная, вряд ли Белякович на Някрошюса оглядывался) выводит "синхробуффонаду" на уровень чуть ли не мистериальный.

(c) http://users.livejournal.com/_arlekin_/

+1

23

14/09/11
Девчонки наглеют не по дням, а по часам.
Стол наполнился закусками, салатами и нарезками, селедкой с костями и даже крошками после еды.
Правда, порой, забавно так все выглядит. Извините, сравню уж с «Мексиканскими страстями» в «Капустнике». Как там сеньоры и сеньориты юбками размахивают? Кто как где подглядел и увидел, так и размахивают. В «Шанели» точно также))
Интересно складывается некий баланс: иногда на сцене откровенно старушки, а иногда унисекс (только платья откровенно в эти моменты лишние).

Роза Николаевна – идеал во всех смыслах))) она соединяет в себе все те качества, что разбросаны по участницам ансамбля. Тамара Ивановна (А. Горшков) лупит по столу ботинком точно также как Роза бьет дубинкой. Вот насчет разброса верхних субконто и нижних октав не скажу, но одна из границ, а также намек на те же частушки, что поет Роза, принадлежит Ираиде Семеновне (О. Анищенко), а другая, наверное, Саре Абрамовне (А. Санников), а зачем тогда она стихи поет. Ну, либо Саре Абрамовне можно отдать романтическую сторону Розы Николаевны (когда она сидит в начале и молчит), а границу диапазона передать Насте (К. Курочкин). Умение рубить правду (все про всех Роза там рассказывает) – этого не отнять у Капитолины Петровны (М. Шахет).

Вставная челюсть Капитолины скачущая и выскакивающая при всяком волнующем моменте – песТня)))
Репертуар Михеевны (М. Белякович) разнообразился, ыыыы, «Черным вороном». А что, старушка нифига не слышит, знает что юбилей, стало быть речи и вообще настроение радостное, вот и поет, что душа просит, громко так поет и бессмысленно. А когда душа просит, разве смысл есть? ))
Настя (К. Курочкин) милая бабулька и все-то ей нравится и все хорошо, жизнь прекрасна (на первом спектакле похоже было на Медведенко, потом перестало быть похоже) и только в прощальном слове она говорит о болезни с детства, которая сделала ее такой и вот так заставила смотреть на мир, но она не сожалеет и не жалуется...

0

24

14/09/11
Сергей Сергеевич ... а все-таки положительный или отрицательный он здесь? Понятное дело, что в чистом виде ни то и ни другое, но все-таки какая чаша весов должна перевесить в отношении к этому персонажу? Не знаю. Пока не ясно. Начало до того уж сахарное, что даже радостно за старушек – и он им нужен, и они ему нужны, мир дружба, хлеб с маслом и селедка под шубой. Кстати, во время пира все не просто хомячат, а передают/подкладывают/угощают/кто-то даже за Сергеичем ухаживает. Жизнь кипит)))

После всеобщего веселья с дефиле «Топ-модель по-Наитиевски» все падают на стол (в общем, сами собой в штабеля укладываются от любвиС или падают к его ногам), а Сергей Сергеевич их везет, простите за ассоциацию, но как Аарон (впрочем, наверно как Майкл), то есть ведет их по жизни до той границы, где они сядут в ту самую непотопляемую лодку. Впрочем, об этом трудно говорить, сейчас в спектакле как таковой старости нет. Слова есть, но проблемы этой нет (будет ли, кто ж знает-то)

Балетные станки – это у нас граница и он их удерживает на этой границе. Когда они на стульях, а Сергей Сергеевич как Керея к каждой подходит и поворачивает, они «отплывая» удерживаются за перекладину, в смысле на границе жизни (или еще какой-то границе).

С другой стороны Сергей Сергеевич толкает стол со старушками, ему кайфово, он создает, работает, концерты и прочее, бабульки его любят, мир дружба, шоколад, все замечательно. Далее он их одну за одной поднимает (~приводит в коллектив, делает участницей этого хора или просто поднимает из забытья старости). И здесь, наверное, любовь к бабушкам (к той идиллии за столом) постепенно заменяется амбициями художника, там и текст-то идет по нарастающей к ребрендингу.
Он их развеселил, похвалил, наградил, почти подготовил к приему нового члена коллектива и, наверное, они бы приняли Розу, если бы не радикальное решение Сергея Сергеевича сделать из ансамбля организованный монолит там за туманами. С коллективом надо иначе. Ну, поставил бы бабулек вокруг, потом бы в туман постепенно переместил, а тут с размаху. Конечно, обидно. Так что они еще деликатно Розу прогнали, почти сдерживались. Зато Капитолина, прелесть, вообще не подыскивает аргументы, просто периодически посылает новенькую и все: «Иди домой».
---
О чем думает руководитель ансамбля, когда Роза Николаевна ему отказывает... отказывает стать участницей хора. С Розой, понятно, она бросает такой взгляд, что ниже некуда – что ж ты за мужик, что баб организовать не можешь. А вот с Сергеем Сергеевичем все не так определенно. Может быть всего по чуть-чуть? «Так вот какая ты любовь» (они с Розой тааааааакооой интим устраивают вокруг стола, а-ля «Веронцы» Протей и Джулия вокруг забора). Чуть-чуть о совершенной ошибке (не сразу всех в туманы ставить), чуть-чуть об упущенных островах, чуть больше всего остального о несостоявшемся развитии. Эта капелька и перевешивает, становится потоком в его «прощальной» речи. И тут его даже немного жаль становится – мог бы, мог бы, мог бы, но... С другой стороны, а мог бы? Если ты бабок организовать не можешь. Странный этот монолог со всеми его «фриками», «китчем» и прочими словцами (из пьесы слов не выкинешь), но он запоминается. Конечно, он наезжает на бабушек, но нет в словах обиды и действительно наезда, скорее общее разочарование в жизни и хористки тут не причем, опустились руки и из них посыпалось все, что удерживал, а удерживал он этот хор и его участниц...

0

25

Стол – это отдельный персонаж.
Рассадка за столом. Здесь беру из «Бабуина»
Ну, то, что Сергей Сергеевич (также как Петр) слева с краю – это понятно. А вот до его появления по краям сидят Капитолина и Сара – они первые «свалятся» из ряда, то есть умрут (в «Бабуине» откровенно на краю, даже на отшибе от всех остальных, оказывался Борис Кузин (Е. Бакалов) и он там «сваливался», не умирал, но терял положение, смена состояния).
Кстати когда свое место занимает Сергей Сергеевич, тоже самое, он ведь вообще первый от них уйдет.
Дефиле по подиуму – подходят к краю, словно к пропасти и удерживаются на границе пропасти, не падают в нее.

0

26

Отзывы всякие нужны отзывы всякие важны  :glasses:  И снова ЖЖ, на сей раз один отзыв о первом «блоке» показов в сентябре, а другой о втором, в октябре:

clasper.ru написал(а):

Премьера спектакля «Баба Шанель» на открытии сезона 2011 в театре на Юго-Западе

В понедельник 12 сентября были в любимом театре на Юго-Западе.  Было открытие нового сезона, давали премьеру – спектакль по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель».  Пьеса новая, если верить сайту театра http://www.teatr-uz.ru, то написана была в прошлом году. Это очередная попытка поставить современную остросоциальную пьесу. И если предыдущие попытки В.Беляковича были удачными и даже очень успешными, достаточно вспомнить «Фотоаппараты», «Комнату Джованни», то этот спектакль, с нашей точки зрения, не самый удачный вариант такой постановки.

Заметно, что спектакль вырос из нескольких номеров шоу «Встреча с песней» (ансамбль Мешковинка и «Течет река…»), а также ассоциаций с несколькими другими спектаклями театра (Вечер с бабуином и др.). Если сами темы подняты действительно важные: взаимоотношения людей, отношения к старости, предательства и т.п., то раскрытие темы, ее реализация выполнены не до конца. Как то все размыто получается. Возможно, как это часто бывает, Валерий Романович дальше модифицирует спектакль, добавит законченности, отшлифует персонажи и игру актеров. Но пока все смотрелось сыровато.

Нет, игра отдельных актеров, таких как Шахет, Сальников и Нагретдинов смотрелась очень хорошо. Но почему-то терялось ощущение цельности спектакля. Кроме того, не радовала полная предсказуемость сюжета и средств его решения. Уже с середины спектакля было понятно, как все пойдет дальше, и чем все это кончится.

Огорчила исполнение роли Галиной Галкиной, какая-то шаблонность и схематичность. Она ведь совсем другая в лучших свои ролях.

В общем и целом спектакль оставил двойственное и противоречивое впечатление. Немного даже огорчил. По стечению обстоятельств это совпало с этапом, когда главреж переключился на свой новый тетр и, видимо, стал меньше уделять времени своему детищу.

(с) http://clasper.ru/

briguelle написал(а):

"Баба Шанель" Николая Коляды на Юго-Западе.

Одиночество. Главная тема пьес Николая Коляды. Можно жить в коммунальной квартире и быть абсолютно одиноким, изолированным ото всех... Мне кажется, что только после спектакля театра на Юго-Западе, я начал понимать драматурга Коляду, а следом Коляду-режиссера. Он кричит одиноко в пустыне людей. Он кричит уже много лет и все никак не докричится. Странно, точнее, закономерно наверное, но мне стало по человечески жалко Коляду, когда ко мне стало подкрадываться это понимание. Но не буду лезть в личное, тем более, что меня туда никто не звал.
Спектакль необычайного накала. Когда смотришь - калейдоскоп эмоций, мыслей и прочего. Первые мысли после спектакля - зачем все это? Можно было и не смотреть... и не ставить... И только через день-два второй волной цунами накатывает понимание мощности образов, таланта актеров (ух! как их не много таких в Москве, а тут - сразу и столько!!!), гениальности режиссера.
Думаю, в рядах юго-западников одним адептом стало больше!
И еще. Никогда не смотрите спектакли незнакомого театра в записи! Пару лет назад я посмотрел юзэшные видео и два года не мог себя заставить воочию доехать и посмотреть. А это театр с настоящим собственным стилем, простите за повторение известной многим истины, которая мне лично открылась только что.
Я не буду писать много, надо еще и еще смотреть. И не только "Бабу Шанель", которую я теперь всенепременно хочу увидеть в авторской постановке. Думаю, я очень близок к тому, чтобы наконец то понять и принять театр Коляды. А спасибо за это Валерию Романовичу! ))))

(с) http://livejournal.com

В последнем отзыве нет даты, но судя потому что мне рассказывали и что видела я навренео все таки это спектакль 4-го октября.

0

27

11.05.2012

То же место – Театр на юго-западе,  то же время – семь часов вчера, и спектакль в целом тот же.

Ансамбль «Наитие» состоящий из  бабушек. Они, не очень талантливы как участницы хора, не попадают в ноты, забывают слова, сделаны из грубоватой мешковины, но в каждой из них заключен другой талант, талант к жизни. Не идеальный, но яркий. Видимо для того бабушек и вынимают из мешковинок, чтобы обнаружить этот человеческий талант, а попросту душу, задуманную прекрасной. /Если на то пошло, наверное и Сергей Сергеевича до трико раздевают из тех же соображений -  чтобы талант, в смысле душа, были лучше видны (звучит странно, но ничего разумнее не придумалось)./ А вместо сольной песни в хоре, у бабушек сольная песня в жизни, крик запев души.

И все для того чтобы зритель выходя со спектакля прослезившись, но помятую о веселом начале мог сказать  – «и жизнь, и слезы, и любовь»  и смех, и слезы.

Только выглядит это так, словно яйцо пытаются разбить молотком. Замысел понять готова, но метод не мой. И в пьесе, и в спектакле Коляды это тоже есть, неталантливо выступающие, но талантливо живущие бабушки и у каждый потрясающий монолог, к сожалению многие не вошли в спектакль Театра на Юго-западе и более того не вошли лучшие, к примеру этот  - http://www.youtube.com/watch?v=5CLd5Ryc … ature=plcp (съемка с репетиции, потом из спектакля этот кусок видео срежу, там уже обкатанный вариант ))).

Злоупотреблять визуальными сравнениями не стану, это раньше, после того как я впервые посмотрела спектакль Коляды мне хотелась сравнивать буквально посекундно, со словами – «вот как надо!» Сейчас я не скажу как надо. Казалось бы в целом режиссер не погрешил против главного в пьесе, но теперь я знаю, почему это не мое – не люблю когда из меня кувалдой выбивают то, что я и так с радостью отдам. В «Бабе Шанель» можно найти и радость, и горечь, теперь мне известно, что для того чтобы это дать зрителю, вовсе не обязательно вытряхивать бабушек из балахонов (собственно и наряжать в них тоже)   или убивать их, даже намеком, заставляя зрителя плакать над этим. В пьесе достаточно других причин для слез, если суметь полюбить этих бабушек, понять что они не грубо, а тонко скроены, уже такие как есть, все целиком, что в кокошниках, что без них. Коляда вложил в своих бабушек очень много любви и передать ее можно по-другому.

Творческий метод - работать на контрастах и сильном потрясении. Прям таки базирующейся на загадочной русской душе, как  в «Мешковинках» )), чтобы сначала так, потом иначе, а все вместе обухом зрителю по голове. Наверно так, оно и есть. У Коляды метод не мягче, посмотрите его «Гамлета», «Годунова», «Трамвай “Желание”» и мало не покажется, там такая «кувалда» в основе заложена, что переживать ее последствия придется еще очень долго. Но его «Баба Шанель» как спектакль неколядовский Коляда, т.е. это все еще Коляда, но иначе, мягче и это осознанная мягкость, другой подход к материалу. У Коляды режиссера есть такие спектакли. И хотя я согласна, что каждый режиссер имеет свое виденье, и в ЮЗ спектакль будет таким и только таким, но когда «кувалда» подразумевает выдавливание слез путем зрительского шантажа, с оторванными лапками у милых котят, у меня это вызывает неприятие. Актеры полюбили своих бабушек, режиссер их недолюбил.

Зато он долюбил Сергея Сергеевича, сейчас весь спектакль кажется взглядом на ситуацию с его стороны. И бабушки эти ему поперек горло, они ему жизнь своим вмешательством ломают, в то время как Сергею Сергеевичу хочется катарсиса (не к «Бабочкам» будет сказано, хотя корни оттуда слишком близко оказались эти два спектакля, идет непроизвольное наложение одного на другой) . А так как актер тоже полюбил своего героя, то Сергея Сергеевича не только хорошо понимаешь, но ему даже сопереживаешь (хотя это местный Дарт Вейдер, с темной стороны силы)) . Ему не нужна посмертная слава ему нужно все и сейчас, с бабушками или без них. Они средство, а не цель и то, что он этих бабушек, как бы покультурнее выразится – подмял под себя, ясно всем.  А вот то, что они при этом могут внести изменения  в его срежиссированную картину триумфа, чудо. Ведь в картине Сергея Сергеевича все настолько четко прописано под успех, неминуемый  и желанный, что разрушить этот план кажется невозможным. Ему необходимо и это «необходимо» (будь то творчество, или звание народного деятеля культуры, или и то и другое вместе) принимаешь и понимаешь. В отличии от бабушек. 

Их карточный домик без туза Сергея Сергеевича рушится, трагически, одним махом, лавинно. Даже свержение коммунистических идеалов так людей не подкашивало, как выкашивает бабушек Сережа. Встать на их сторону можно, думаю, зрители так и делают, потому что эти бабушки потенциально большая часть зрительного зала, их жизнь созвучнее большинству. Но главный вопрос остается тем же – а в чем трагедия-то? Не их личная, жизненная, а конкретно здесь, в ансамбле, с приходом новой солистки. Бабы уперлись рогами, чтобы не задвигали на задний план? Можно подвести «тонкую философию» – жизнь так себе и тут это «так себе» накрыло. Но подвести мысль под спектакль, не значит поверить.

В том спектакле, что я видела у Коляды такого бреда нет, но  там изначально спектакль не встает на сторону кого-то одного, там все проще, без великого потрясения в финале (чтобы финал потрясал зрителя ведь необязательно встряхнуть как грушу) . Сережа, общая слабость, внучек коллектива, который не всегда-то знает, как к своим бабушкам подойти, приводит себе вдохновение в виде молодой голосистой девушки. И в спектакле так оно и есть, выходит девица с ногами от ушей, да еще и с ого-го каким голосом, и чего он ее привел вообще вопросов не вызывает. Жизнь бабушки ему тоже портят, но иначе, все это похоже на скандал в большой семье (выросший из терок в женском коллективе). За праздничным  столом всплывает много личного, бабушки раскрываются своей талантливой стороной и эта талантливая сторона, душа, и приводит к талантливому выходу из положения - помирится. Ну хочется внучку так, ну пусть так, пока, и будет. В ЮЗ спектакле так не сложится, другие ударение и другой взгляд на проблему. У нас бабушки почти социальный элемент, а не человеческий, чтобы в них людей увидеть пришлось раздеть до трико. После нашего финала катарсис, но такой чтобы пойти и удавится, а после спектакля Коляды жить хотелось и главное дожить до старости. У него старость не пугает, потому что она не в зеркале, а за ним, в глубине. Зеркалом же колядовским бабушкам приходится весь зрительный зал. Так глядя в себя, они заглядывают в тебя, а ты отражаешься в них и это не метафора, так поставлена одна из сцен спектакля. Одна из многих его сильных сцен. Главное же что в этих бабушках отразится не страшно. Потому что если сумеешь остаться  вот такой, по-человечески все еще талантливой. и в старости, быть довольной каждой своей морщинкой, гонять на квадроцикле и дать пощечину парню за то, что тот посмел тебя назвать – безотказной (в твои-то девяносто углядеть в этом оскорбление женского достоинства) , не все в жизни еще потерянно. И на пенсии ты остаешься человеком и даже женщиной :).

В ЮЗвском спектакле подобная синхронизация с бабушками почти невозможна.

Жаль, но у нас финал рассчитан на некое "сильное потрясение", а не понимание.

0

28

Не смотря на преграду в сближении с "бабушками", о многих героях можно что-то сказать, что-то хорошее. Так недавно на «Встрече с песней» было упомянуто отрицательное обаяние присущие некоторым актерам, так вот не знаю где оно сейчас выражено в большей мере нежели в роле Сергея Сергеевича (Денис Нагретдинов)  и что удивительно это отрицательное обаяние притягательно. 

Как притягательны обе ипостаси Розы Рябоконь (Галина Галкина) каждая по своему. У нее в спектакле две роли, двух разных женщин. Одна выполненная художником в пастельных тонах, без слов, уязвимая натура, эфемерное создание, а другая полная противоположность, нарисованная яркой, экспрессивной краской Ники-победительницы.

Бабушки: Бывают яркие детали роли, а Сара Абрамовна (Андрей Санников), яркая деталь спектакля. С шляпой Сергея Сергеевича в руках, читающая или молчащая стихи, она сама поэзия, немного вычурная по форме и душевная по содержанию.

Иногда актерам даже удается  добавить в своих героинь шепотку оптимизма, тут и добродушная Настя (Константин Курочкин), любящая и стихи, и песни. Неунывающая Нина Андреевна (Олег Задорин) в которой легко сливается ранимость и озорство. Они объединяют без противоречий то, что не должно быть вместе, как Михеевна (Михаил Белякович), напуганная и растерянная в себе и отбивающая нападки и притеснения в хоре. Радующаяся живому общению и как-то все время против шерсти проводящая рукой Ираида Семеновна (Олег Анищенко), то ли слова ей такие достались, то ли в ней они так укладываются.  Тамара Ивановна (Александр Горшков) прям таки олицетворяющая наряды «Наития» - грубоватая оболочка коллектива. И снайперски бабушка Капиталина Петровна (Максим Шахет), у которой все так или иначе направлено на прямое поражение  и серьезное, и смешное.

Вывод в итоге один – для меня в этом спектакле ничего не изменилось, что я о нем думала и говорила осенью, то думаю и говорю сейчас. Конечно, актерские работы придают ему особое звучание, но режиссерский замысел в целом мне не близок. 

А теперь вопрос по существу: стоило ли закрывать сезон этим спектаклем? Уж больно радостный у него финал. Прощаться же, пусть даже только на лето, хочется в любви.

0

29

Lek написала:
"А теперь вопрос по существу: стоило ли закрывать сезон этим спектаклем? Уж больно радостный у него финал. Прощаться же, пусть даже только на лето, хочется в любви."
Ну ОЧЕНЬ правильные слова. Только слово радостный надо в кавычки взять.

0

30

лю, у меня с кавычками сложные отношения, всегда надеюсь, что иронию поймут и без них :)

0


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Баба Шанель