11.05.2012
То же место – Театр на юго-западе, то же время – семь часов вчера, и спектакль в целом тот же.
Ансамбль «Наитие» состоящий из бабушек. Они, не очень талантливы как участницы хора, не попадают в ноты, забывают слова, сделаны из грубоватой мешковины, но в каждой из них заключен другой талант, талант к жизни. Не идеальный, но яркий. Видимо для того бабушек и вынимают из мешковинок, чтобы обнаружить этот человеческий талант, а попросту душу, задуманную прекрасной. /Если на то пошло, наверное и Сергей Сергеевича до трико раздевают из тех же соображений - чтобы талант, в смысле душа, были лучше видны (звучит странно, но ничего разумнее не придумалось)./ А вместо сольной песни в хоре, у бабушек сольная песня в жизни, крик запев души.
И все для того чтобы зритель выходя со спектакля прослезившись, но помятую о веселом начале мог сказать – «и жизнь, и слезы, и любовь» и смех, и слезы.
Только выглядит это так, словно яйцо пытаются разбить молотком. Замысел понять готова, но метод не мой. И в пьесе, и в спектакле Коляды это тоже есть, неталантливо выступающие, но талантливо живущие бабушки и у каждый потрясающий монолог, к сожалению многие не вошли в спектакль Театра на Юго-западе и более того не вошли лучшие, к примеру этот - http://www.youtube.com/watch?v=5CLd5Ryc … ature=plcp (съемка с репетиции, потом из спектакля этот кусок видео срежу, там уже обкатанный вариант ))).
Злоупотреблять визуальными сравнениями не стану, это раньше, после того как я впервые посмотрела спектакль Коляды мне хотелась сравнивать буквально посекундно, со словами – «вот как надо!» Сейчас я не скажу как надо. Казалось бы в целом режиссер не погрешил против главного в пьесе, но теперь я знаю, почему это не мое – не люблю когда из меня кувалдой выбивают то, что я и так с радостью отдам. В «Бабе Шанель» можно найти и радость, и горечь, теперь мне известно, что для того чтобы это дать зрителю, вовсе не обязательно вытряхивать бабушек из балахонов (собственно и наряжать в них тоже) или убивать их, даже намеком, заставляя зрителя плакать над этим. В пьесе достаточно других причин для слез, если суметь полюбить этих бабушек, понять что они не грубо, а тонко скроены, уже такие как есть, все целиком, что в кокошниках, что без них. Коляда вложил в своих бабушек очень много любви и передать ее можно по-другому.
Творческий метод - работать на контрастах и сильном потрясении. Прям таки базирующейся на загадочной русской душе, как в «Мешковинках» )), чтобы сначала так, потом иначе, а все вместе обухом зрителю по голове. Наверно так, оно и есть. У Коляды метод не мягче, посмотрите его «Гамлета», «Годунова», «Трамвай “Желание”» и мало не покажется, там такая «кувалда» в основе заложена, что переживать ее последствия придется еще очень долго. Но его «Баба Шанель» как спектакль неколядовский Коляда, т.е. это все еще Коляда, но иначе, мягче и это осознанная мягкость, другой подход к материалу. У Коляды режиссера есть такие спектакли. И хотя я согласна, что каждый режиссер имеет свое виденье, и в ЮЗ спектакль будет таким и только таким, но когда «кувалда» подразумевает выдавливание слез путем зрительского шантажа, с оторванными лапками у милых котят, у меня это вызывает неприятие. Актеры полюбили своих бабушек, режиссер их недолюбил.
Зато он долюбил Сергея Сергеевича, сейчас весь спектакль кажется взглядом на ситуацию с его стороны. И бабушки эти ему поперек горло, они ему жизнь своим вмешательством ломают, в то время как Сергею Сергеевичу хочется катарсиса (не к «Бабочкам» будет сказано, хотя корни оттуда слишком близко оказались эти два спектакля, идет непроизвольное наложение одного на другой) . А так как актер тоже полюбил своего героя, то Сергея Сергеевича не только хорошо понимаешь, но ему даже сопереживаешь (хотя это местный Дарт Вейдер, с темной стороны силы)) . Ему не нужна посмертная слава ему нужно все и сейчас, с бабушками или без них. Они средство, а не цель и то, что он этих бабушек, как бы покультурнее выразится – подмял под себя, ясно всем. А вот то, что они при этом могут внести изменения в его срежиссированную картину триумфа, чудо. Ведь в картине Сергея Сергеевича все настолько четко прописано под успех, неминуемый и желанный, что разрушить этот план кажется невозможным. Ему необходимо и это «необходимо» (будь то творчество, или звание народного деятеля культуры, или и то и другое вместе) принимаешь и понимаешь. В отличии от бабушек.
Их карточный домик без туза Сергея Сергеевича рушится, трагически, одним махом, лавинно. Даже свержение коммунистических идеалов так людей не подкашивало, как выкашивает бабушек Сережа. Встать на их сторону можно, думаю, зрители так и делают, потому что эти бабушки потенциально большая часть зрительного зала, их жизнь созвучнее большинству. Но главный вопрос остается тем же – а в чем трагедия-то? Не их личная, жизненная, а конкретно здесь, в ансамбле, с приходом новой солистки. Бабы уперлись рогами, чтобы не задвигали на задний план? Можно подвести «тонкую философию» – жизнь так себе и тут это «так себе» накрыло. Но подвести мысль под спектакль, не значит поверить.
В том спектакле, что я видела у Коляды такого бреда нет, но там изначально спектакль не встает на сторону кого-то одного, там все проще, без великого потрясения в финале (чтобы финал потрясал зрителя ведь необязательно встряхнуть как грушу) . Сережа, общая слабость, внучек коллектива, который не всегда-то знает, как к своим бабушкам подойти, приводит себе вдохновение в виде молодой голосистой девушки. И в спектакле так оно и есть, выходит девица с ногами от ушей, да еще и с ого-го каким голосом, и чего он ее привел вообще вопросов не вызывает. Жизнь бабушки ему тоже портят, но иначе, все это похоже на скандал в большой семье (выросший из терок в женском коллективе). За праздничным столом всплывает много личного, бабушки раскрываются своей талантливой стороной и эта талантливая сторона, душа, и приводит к талантливому выходу из положения - помирится. Ну хочется внучку так, ну пусть так, пока, и будет. В ЮЗ спектакле так не сложится, другие ударение и другой взгляд на проблему. У нас бабушки почти социальный элемент, а не человеческий, чтобы в них людей увидеть пришлось раздеть до трико. После нашего финала катарсис, но такой чтобы пойти и удавится, а после спектакля Коляды жить хотелось и главное дожить до старости. У него старость не пугает, потому что она не в зеркале, а за ним, в глубине. Зеркалом же колядовским бабушкам приходится весь зрительный зал. Так глядя в себя, они заглядывают в тебя, а ты отражаешься в них и это не метафора, так поставлена одна из сцен спектакля. Одна из многих его сильных сцен. Главное же что в этих бабушках отразится не страшно. Потому что если сумеешь остаться вот такой, по-человечески все еще талантливой. и в старости, быть довольной каждой своей морщинкой, гонять на квадроцикле и дать пощечину парню за то, что тот посмел тебя назвать – безотказной (в твои-то девяносто углядеть в этом оскорбление женского достоинства) , не все в жизни еще потерянно. И на пенсии ты остаешься человеком и даже женщиной .
В ЮЗвском спектакле подобная синхронизация с бабушками почти невозможна.
Жаль, но у нас финал рассчитан на некое "сильное потрясение", а не понимание.