ЖЖ-пост в сообществе live_report (по ссылке фотографии)
-----
Валерий Белякович «Попытка нарисовать куклу»
Недавно я попала на открытие выставки Валерия Беляковича «Попытка нарисовать куклу». Выставка рисунков известного режиссера «Театра на Юго-Западе» - это зарисовки и эскизы костюмов, это сценография, это экспромт и порыв фантазии талантливого и очень обаятельного человека. А еще это зритель, это человек, внимательно разгадывающий, думающий, обсуждающий и не остающийся равнодушным.
...
Творческий вечер
Сообщений 21 страница 40 из 50
Поделиться212010-03-24 11:48:18
Поделиться232010-04-06 23:43:08
Обзор событий на сайте ЦДА
---
19 марта в Доме Актера прошел творческий вечер Беляковича…
Народный артист России БЕЛЯКОВИЧ, ВАЛЕРИЙ РОМАНОВИЧ (р. 1950), русский театральный режиссер, лауреат Премии мэрии Москвы. Родился 26 августа 1950 в Москве. В 1976 окончил филологический факультет Московского Государственного педагогического института, в 1981- факультет режиссуры ГИТИСа им. А.В.Луначарского (мастерская Б.И.Равенских). В 1977 создал любительский театр-студию — коллектив со своей оригинальной эстетикой и художественными принципами. Режиссёр-постановщик спектаклей в Театре на Юго-Западе, МХАТе им. М. Горького, Театре им. Гоголя, МТЮЗе, Новой опере и на сценах других городов России (Пензенский драматический театр, Нижегородский театр «Комедія»), в США и Японии. Маленький театрик Беляковича на проспекте Вернадского - это беспрерывные многолетние аншлаги, это неисправимый зрительский ажиотаж, игнорирующий миф о театральной непосещаемости. Театр на Юго-Западе - это "театр одного режиссера. Валерий Белякович – не только актер и режиссер, но еще и сценарист, драматург, и художник-сценограф, о чем свидетельствовала уникальная выставка, проходящая с 16 по 21 марта в Центральном Доме Актера.
(Творческий вечер Валерия Беляковича организовала Виктория Кудрявцева)
Поддержать любимого режиссера приехал в полном составе театр на Юго-Западе. Актеры внимали каждому его слову, бурно реагируя на выступление Мастера, а в финале, судя по удивленному взгляду Беляковича, подготовили для него некий сюрприз. После того, как режиссер спустился в зал, труппа вышла на сцену, поразив зрителей своей энергетикой и драйвом, множеством отрывков из спектаклей, песен, танцев. В итоге получился творческий вечер Театра на Юго-Западе, о чем в самом начале и предупредил Валерий Романович:
- «Год юбилейный, да зачем все эти дни рождения отмечать…, будем жить, пока живется, творить и верить в Театр. Я сегодня не один, чем надеюсь вас порадовать».
Последовали воспоминания о том, как мальчишкой он занимался в театральной студии Дворца пионеров на Ленинских горах, о тех уроках жизни, за которые по сей день благодарен Евгении Васильевне Галкиной, привившей ему неистовую любовь к театру.
- «Я не мыслил своей жизни без Театра, но никак не мог поступить в театральный институт (из-за дикого трепета на экзаменах страшно переигрывал). Что было делать? Пошел в ПТУ, в армию, потом учился в Педагогическом институте. Все это было нужно, наверное, для того, чтобы я повстречался со своим главным Учителем – Борисом Ивановичем Равенских, поверившим в меня. Я считаю себя его продолжателем…
Сегодня у Валерия Романовича много своих учеников, студийцев. Повсюду в стране отпочковываются «юго-западные» ростки, о чем Белякович говорит с гордостью:
- «У нас есть свое направление: мы отталкиваемся от русского площадного театра. Настоящий театр требует общения со зрителем. Любой монолог – это всегда диалог с театром. Нужно общаться со зрителем, а не «заходить за четвертую стенку и давиться чаем». Я никогда не думал преподавать, хотя по образованию я – учитель русского языка и литературы, но однажды моего племянника грубо не приняли в театральный институт и дочь Авилова тоже не приняли. Я пошел к Петру Наумовичу Фоменко и сказал, что хочу взять курс. Так что Михаил Белякович и Ольга Авилова театральный институт окончили.
Несколько номеров в этот вечер показали студенты Валерия Беляковича. Надо было видеть довольное и взволнованное лицо Мастера, когда танцевали саратовские студенты Беляковича, и затем с хореографическим номером на сцену вышли братья Мазуренки (фехтовальный дуэт) и Анна Соколова (скрипка). Как он гордился ребятами, каким отеческим теплом веяло от всей его коренастой, сбитой мужской фигуры!
- «Я очень ценю артистов, которые умеют двигаться. Когда я во МХАТе ставил «Мастера и Маргариту», был поражен совершенным владением тела актера, играющего Коровьева (с этими словами Белякович вытащил из зала упирающегося Георгия Иобадзе и попросил его исполнить любой танец, чтобы зрители тоже смогли увидеть уникальность актерской пластики). Москва прирастает талантами из российской глубинки, питается Россией. Когда возник театр на Юго-Западе, во всех близлежащих школах стали образовываться драматические кружки. На этот огромный московский район нашего театра явно не хватало. Всего сто мест, билеты разбираются на месяц вперед. У нас есть свой зритель, и я этому рад. Конечно, хотелось бы здание побольше…, но… нужно довольствоваться и тем, что есть.».
В финале Валерий Романович признался в нежных чувствах к Дому Актера, выразив свою вечную благодарность и любовь Маргарите Александровне Эскиной, вдохновившей его, заставившей поверить в свои силы, и убедившей всю Москву, что это - серьезный театр. Валерий Белякович пожелал Центральному Дому Актера процветания, аккумуляции той бесконечной любви к актерам, которая была при Эскиной.
Заместитель Директора ЦДА Елена Ульянова в ответ поблагодарила режиссера и, в свою очередь, восхитилась «бешеным темпераментом, который в этот вечер был щедро выплеснут на зрителей…».
Отредактировано rrr_may (2010-04-06 23:43:48)
Поделиться262010-05-16 05:48:37
Один из самых экспонатов выставки. Эти эскизы застряли в голове прочно.
Можно банально запутаться в руках-ногах и пытаться их распутать, а можно упереться в границу и допустить мысль – а как бы ее раздвинуть.
Сначала линии показались напряжением. Что-то вроде – пытаюсь раздвинуть руками, а не получается. А сейчас... все-таки они спокойные. Словно не видишь этих границ, не понимаешь, что они мешают. Существуешь внутри круга, но что-то внутри разрастается, ты сам растешь, но в какой-то момент натыкаешься на границу и держишься за нее. Остаешься внутри... и вроде бы даже удобно... кажется, несмотря на их тесноту и то что они одни на всех.
Поделиться272010-05-21 14:04:07
Завтра-послезавтра Русском Драматическом Театре премьера
Афиша на форуме уже вывешивалась. Цветовая гамма сохранилась )))
Поделиться332010-09-20 04:11:13
на сайте журнала «планета Красота» выложено 40 фотографий вечера в ЦДА
Попытка нарисовать куклу
В этом году народному артисту России, художественному руководителю Театра на Юго-Западе Валерию Беляковичу исполняется 60 лет. Серию юбилейных мероприятий открыл вечер в Центральном Доме Актера.
Фото Евгения Черкашина
вывешиваю несколько, остальные по ссылке выше
Отредактировано rrr_may (2010-09-20 04:13:16)
Поделиться352010-12-06 00:42:33
Отдельным аттракционом вечера были поиски этого самого ЦДРИ. Что может быть прекраснее ночной прогулки по Пушечной улице при далеко неплюсовой температуре. Сначала в одну сторону, потом в другую. Небольшая такая улочка))) Оно точно где-то здесь, точно здесь, вот и распечатанная яндекс-карта это подтверждает, а в какую подворотню сворачивать не указано
...
Поделиться362010-12-11 04:50:03
Валерий Белякович в теории и практике
Журнал «Страстной бульвар,10»
Выпуск № 1-131/2010
Юбилей Валерия Беляковича (в августе ему исполнилось 60) был отмечен масштабным «юбилейным диптихом» в Центральном доме актера им. А.А.Яблочкиной. На первом этаже состоялась авторская выставка знаменитого худрука Театра на Юго-Западе, а в большом концертном зале - авторский вечер театра.
Эту выставку под названием «Пространство спектакля. Костюмы. Сценография. Режиссура» стоило бы увидеть каждому театральному человеку - чтобы оценить масштаб личности своего современника, работающего в одном с нами городе, живущего по соседству. Кто еще может похвастаться тем, что является режиссером, зачастую и исполнителем главных ролей, сценографом и музыкальным оформителем всех своих спектаклей, которых в репертуаре около сорока? Итак, «авторский театр Валерия Беляковича» предстал перед нами целиком, являя нам в одном лице драматурга, постановщика, актера и художника.
Для начала, каждый входящий получал в подарок роскошный буклет, в котором эскизы к спектаклям и их реальное воплощение являли блестящий мастер-класс для любого постановщика. Остановимся на первых же его страницах, где автор вводит всех в курс дела.
«Обычно бывает как? Обычно драматург пишет текст, режиссер «разруливает» действо, сценограф возводит декорации, художник «костюмерит» одежки, композитор набрасывает ноты, хореограф сочиняет танцы - и в результате соединения плодов вышеперечисленных усилий в единое нечто, сдобренное актерскими нервами и освещенное софитами, получается - или не получается - спектакль.
В моем «Юго-Западном» случае все было по-другому: я начинал с нуля во всем и был наивен - я полагал, что режиссер все должен делать сам. Это уж потом я поступил в ГИТИС, где мой великий учитель Борис Иванович Равенских открыл мне все тайны и премудрости профессии... Но, увы, было поздно - к тому времени я уже осуществил с десяток «грандиозных постановок» в подвале на Юго-Западе, являясь и режиссером-драматургом, и сценографом-костюмером, и хореографом-композитором в одном лице...
Так я и продолжил, и мне это даже нравилось».
Виртуозность авторской фантазии, явленной на выставке, а также ее масштаб озадачивали посетителей: столь грандиозное количество спектаклей, целиком сочиненных одним человеком, зашкаливало за всякие пределы. Кроме постановок в родном Юго-Западе, тут были представлены спектакли МХАТа, театров Нижнего Новгорода, Пензы, Азербайджана, Японии, Америки, Кореи... Тут были эскизы костюмов и декораций в карандаше, гуаши, акварели и масле, в тканевых и кожаных композициях, на японских веерах и во всевозможных куклах, сделанных лично. Самая прелестная кукла - собственное изваяние: деревянный человечек-марионетка, стоящий в центре всего этого пиршества и как бы держащий на себе весь «театр Валерия Беляковича».
Однако грустные ноты буклетной исповеди вновь заставляли задуматься о том, что не все так уж радужно в жизни нашего героя и его театра.
«По театральной классификации «Юго-Запад», что называется, театр малых форм - имеются в виду размеры и абсолютная неприспособленность помещения для спектаклей. У нас нет никакой технической оснастки сцены: высота всего три метра и - потолок. Ни тебе штанкетов, ни софитов, ни поворотного круга, практически отсутствуют помещения для хранения декораций... А вдобавок ко всему - в самом центре сцены - огромный бетонный столб, удерживающий крышу. И при решении сценографии любого спектакля главная проблема - как обыграть это «архитектурное излишество».
Недаром один из самых печальных и пафосных экспонатов выставки - «Концепция нового здания Театра на Юго-Западе, разработанная самим Валерием Беляковичем. Театра, который никогда не будет построен».
Проследуем же дальше, заглянув во все отсеки и уголки этой радикальной экспозиции. Сетчатые стены которой, взятые из «Комнаты Джованни», создавали дополнительные объемы и коридоры, скрывая «вторые планы» - затемненные печальные пространства, в которые приходится вглядываться сквозь эскизы сегодняшних дней. Там мир любимых и ушедших, там трогательная кукла Авилов-Гамлет и портрет Сергея Беляковича, брата худрука, в спектакле «Требуется старый клоун».
Кругом вообще много рисованных портретов своих актеров, и на отдыхе и на работе. Вот Ирина Бочоришвили в надувном спасательном круге. Портрет директора Бориса Хвостова. Вот часы «Фавн» с Егором Дроновым из «Сна в летнюю ночь» в роли стрелок. Вот фотоколлаж ракурсов Виктора Борисова в спектакле «Требуется старый клоун» - 35 кадров. А вот и «Автопортрет в печали», сделанный где-то в далеких зарубежных гастролях, где автору портрета отчего-то в самом деле было печально. Но рассказывай же дальше, режиссер.
«Итак, ПРОСТРАНСТВО СПЕКТАКЛЯ... Мир, созданный по воле режиссера и оживающий усилиями актерского братства: каков он? У каждого спектакля он свой! Даже пустая сцена в «Ревизоре» - она пуста совершенно по-другому, нежели, допустим, в «Дракуле». В первом случае над сценой мерцает множество свечей, во втором - ее окаймляет массивная каменная кладка. И всегда только намек на место и время действия...
Иногда для обозначения этого самого места и времени вполне достаточно одного знакового предмета - допустим, старинного шкафа в «Женитьбе», а иногда и 53-х табуреток в «Самоубийце» кажется маловато... «Гамлет», к примеру, потребовал двенадцать светящихся дворцовых колонн Эльсинора, превращающихся в пушки Фортинбраса... «Сестры» Л.Разумовской - старую изгородь и окна с наличниками из разрушенной деревни... «Мастер и Маргарита» - сцену, обитую железом, и подвешенные оцинкованные листы - страницы тех самых рукописей, которые, как известно, не горят... Мольеровский «Скупой» - огромные сундуки, пожирающие человека... «Дракула» - громадные зеркала, дробящие реальность... Из лабиринтов ночного клуба и железных клеток одиночества ищут выход герои «Комнаты Джованни»... Лестницы в небо указывают путь падшим ангелам «Вальпургиевой ночи»... Громадные скрижали истории правят неотвратимый ход трагедии в «Царе Эдипе»...
Верно найденное пространство спектакля - залог успеха. Я никогда не начну репетиции, пока не определюсь со сценографией. О важности световой партитуры и говорить не нужно - это уж само собой. Она, как и музыкальная «душа» каждого спектакля, индивидуальна.
Наконец, костюмы... Ну а что костюмы? Они и в Африке костюмы. Ладно скроенные, затейливые или простые - сколько их уже было за почти полтораста постановок! Малая их часть представлена на выставке и в этом буклете, остальное - в памяти зрителей и на сцене «Юго-Запада»...»
Тем временем в динамиках Дома актера звучала музыка из всех спектаклей Театра на Юго-Западе (подобранная и найденная самим худруком) - и можно было в композициях Эммы Чаплин вспоминать «Чайку» и так далее, и так далее... Да, избыточность этого «профессионального отчета о своей жизни» никого не оставила равнодушным. Перед нами была действительно «вся его жизнь», сам же Белякович предстал в ней подлинным королем театра. В финале, по просьбам собравшихся, он прочел в пространстве своих эскизов монологи из «Гамлета» и «Пугачева». И, пожелав всем присутствующим продолжения отдыха и праздника (с предоставленным театром угощением и шампанским), он попрощался с нами - блистательный, харизматичный, провожаемый влюбленными взорами своих современников.
Спустя три дня, второй частью юбилейного диптиха, состоялся вечер Театра на Юго-Западе, который вел, конечно же, сам худрук - во всем блеске являя нам искусство конферанса и монопредставления. Сидя в зале, мы вспоминали его знаменитые серии «Моно» («Моно-1», «Моно-2», «Моно-3»...), в которых Белякович повествовал нам о себе, своей жизни в искусстве и своем театре. «Я перед вами «СЧ» - счастливый человек по всем точкам соприкосновения с жизнью!» - объявил он залу, продолжая свой «вечный» монолог о том, как больше тридцати лет назад создал свой театр, о матери и отце, о Юдениче, об Авилове и многих других, имена которых теперь неотделимы от него самого, о своем учителе Борисе Равенских, а теперь уже и о собственном преподавании в РАТИ, где он является профессором. И, конечно, обо всей своей любимой труппе, расположившейся вокруг него на сцене. А на экране тем временем двигалась хроника его спектаклей в самых разных городах мира, репетиций в Америке, Японии и Пензе... После чего вся его сплоченная команда явила нам парад-алле своих лучших спектаклей - как всегда, зажигая, вдохновляя, влюбляя.
Игнатюк Ольга
-------
Поделиться382011-04-01 01:47:56
30.03.2011
Встреча с артистами Театра на Юго-Западе
Заслуженный артист России Олег Леушин, заслуженная артистка России Карина Дымонт и актер Алексей Матошин.
скрин страницы ЦДА
Поделиться392011-04-01 01:49:23
Фотографии вечера в Доме Актера на оф.форуме Театра (по ссылке их много)
Фото Ирины Хайрудиновой
Поделиться402011-04-01 11:48:04
Монолог Клавдия 30/03/11