Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Мастер и Маргарита


Мастер и Маргарита

Сообщений 121 страница 140 из 155

121

Притягательная сила наследия В.Э.Мейерхольда в спектакле «Мастер и Маргарита» В.Беляковича

Вместо предисловия.  Сложно представить воплощение удивительного булгаковского романа «Мастер и Маргарита»  на сцене,  какими средствами  театральной выразительности  можно передать  палитру авторских мыслей и чувств, сатирический и мистический спектр гениального романа, его вихрь, стремительный ритм, хоть немного приблизиться к великому замыслу  М.А.Булгакова. Решение посмотреть спектакль возникло неожиданно, когда увидела в кассе театра последний билет. Стало вдруг понятно, что если и смотреть в театре «Мастер и Маргариту», то это надо делать «На Юго-Западе», где работает режиссер, наследник идей Всеволода Мейерхольда, о которых мало  что достоверно известно,  и в современном русском  театре почти нет  режиссеров, которые  их исповедует. Редким исключением явился  спектакль  И.Селина   «Горе от ума» в Ярославском театре  им.Волкова, показанный в прошлом году в рамках театрального фестиваля «Золотая Маска» .  Именно он  и зажег интерес к творческому наследию Мейерхольда…
Действие первое
Напряженная тишина   замерла перед началом спектакля в маленьком зрительном зале, который прерванной многоцветной лентой отразился в угловатых театральных зеркалах небольшого сценического пространства. Тишина нарастала. Под ее звон  на больших стальных листах проступали письмена, приводя в  нервную дрожь находящийся в состоянии необыкновенной концентрации зал, который 16 мая 2011 года пришел на встречу с романом М.А.Булгакова. Итак, встреча началась..
Зал погрузился во тьму, и когда она начала слегка рассеиваться , то в   четком заданном ритме появилась свита Воланда: уверенно, с нахальной дерзостью в улыбке  шагал стройный Фагот   Коровьев   (А.Шатохин) , блестя красными круглыми очками; легко скользил, несмотря на солидность фигуры Азазелло (М.Белякович); пружинисто, немного красуясь, передвигался лохматый с густой блестящей черной шерстью, политой лаком,   Кот  Бегемот (А.Белов), обворожительно  и дьявольски притягательно почти плыла  тонкая стройная  Гелла (Л.Ярлыкова) Парад своих подданных завершил сам магистр черной магии Воланд (О.Леушин), который  под  чаплинскую музыку предстал  перед зрителями в  стильном черном пальто с большим  серебряным  кулоном – подковой на голой груди, черных перчатках, элегантной тростью и набриолиненнными  волосами, гладко зачесанными в тонкий хвостик.. Свита с видимым удовольствием и удовлетворением лицезрела  исторический парад булгаковских героев Москвы  20-30 годов прошлого   века и  древнего восточного города  Ершалаима.   На востоке только начиналась знаменитая встреча Понтия Пилата,  пятого прокуратора Иудеи (А.Ванин), с  философом Иешуа Га-Ноцри (А.Задохин)   в храме и предметом их беседы был вопрос об истине, а на  Патриарших прудах  председатель МАССОЛИТА  Берлиоз (К.Курочкин), весьма упитанный и не менее уверенный в себе господин,  вел атеистическую  беседу с начинающим поэтом  Иваном  Бездомным (А.Матошин), с замиранием сердца и внутренним согласием внимавшим солидному собеседнику,  когда тот  строил планы на теплый и немного душный московский вечер…
Казалось, время лилось одной бесконечной единой строкой, в которой тесно срослись события  разных времен .Но шли они  с разным ритмом и скоростью: Московские – быстрые, как буйные волны, набегающие друг на друга с нарастающей большой эмоциональной амплитудой,   обрушивались на зрителя, заставляя его физически прочувствовать свою  огненную энергетику. Восточные сцены – спокойные, как философское течение полноводной реки , но спокойствие это было обманное, так как как в них жило свое подводное вихревое течение, проявляющееся не в характере событий, а в принципиальных спорах философа, приговоренного к смерти и прощающего своего палача,  совестливого Понтия Пилата. Этот резкий,  «рваный» ритмический, звуковой,    остропсихологический характер сценического действа заставлял  мысль и сердце зрителя работать на разной скорости, что признаться, было нелегко.  Зрителя ждали серьезные эмоциональные испытания и творческие открытия…
  Итак, Магистр  не выдержал и включился в оживленный спор  с москвичами  о  пяти доказательствах  существования Иисуса Христа, вспоминая тот день, когда  обремененный тягостной властью Прокуратор, одетый в белый нарядный хитон,  издал приказ о казни Иешуа, который стоял  перед ним на коленях в грязном рваном  хитоне с бирюзовой лентой и  утверждал, что истина наступит,  когда не будет власти. Бедный поэт от этих слов пришел в  ужас, понимая, что перед ним сумасшедший иностранец. Иностранец  же, кукольно вышагивая, ожесточенно махал  тростью,   откровенно сожалея, что «человек внезапно смертен» и «Канта нельзя услать в Соловки», так как он пребывает в местах более отдаленных. Обворожительная улыбка  профессора черной магии  на тихий вопрос  «А дьявола у вас нет?» привела поэта   в сильное замешательство. Он   увидел гибель бедного Берлиоза  под трамваем, прогнозируемую с большой уверенностью Воландом,  и  в ожесточенном отчаянии пустился в бессмысленную  погоню за странной шайкой, которая рубиновым отсветом в очках Фагота  дразнила и бесшумно растворилась в вечерней темноте города….
Именно эта погоня задала стремительный импульс спектаклю, и последующие за ней московские сцены бешено завертелись и стали выстраиваться с молниеносной скоростью в тон задаваемой музыки так, что  и все происходящее на сцене выбилось из состояния реальности и перешло в состояние полнейшей ирреальности…
Ресторан  «Дома Грибоедова», куда вбежал  мокрый и воспаленный от пережитого поэт Бездомный, содрогался от бешеных плясок дружных членов МАССОЛИТа., разодетых  в серебристые одежды. Грохотали  «Семь сорок», «В сорок пять баба ягодка опять» Певица  призывно орала  в микрофон «Буду тебе я песни петь…», вызывающе дразня мужскую половину посетителей ресторана своими роскошными формами.  Именно к ней кинулся  с рассказом о Берлиозе Бездомный, но  она в ужасе отскочила  от него с криком «Белая горячка!». Горячая волна танцующих тел  была далека от понимания  поэта, никому не дано услышать одинокий голос и страшную мучительную догадку о дьяволе. ..
Тем временем   на востоке Каифа (В.Долженков), не смотря на настоятельные просьбы Прокуратора освободить Га-Ноцри, отказал  ему, объясняя тем , что «не даст веру на поругание». Иешуа  Га-Ноцри стоял на коленях .Стоять было неудобно. Длинные  со светлой проседью волосы открывали умное спокойное лицо с большими выразительными глазами, в которых стояло удивительное спокойствие и уверенность в чем –то очень важном и для простого мирянина, и для Прокуратора, и для Каифы. Эта уверенность была для Каифы страшнее народного бунта. А.Задохину  удалось передать силу  веры над  силой власти. Сложный образ был рожден актером так достоверно, и  это , несомненно, придало спектаклю библейское начало.
Директор театра Варьете Степан Лиходеев (А.Санников), бритый, с красным носом , распухшим от пьянства,   в своей квартире сидел  на полу в серо-черном клетчатом махровом халате и красных длинных трусах  и страстно звал домработницу Груню и соседа Мишу Берлиоза. Приход неожиданных гостей и странное предложение подписать контракт на концертную деятельность незнакомцев  вызвал  бурное несогласие в душе директора, за что он  и был наказан  немедленной  ссылкой в солнечный город Ялту, где сплоченный коллектив загорающих отдыхающих  любовно сдал  его в милицию…
Администратор театра Варьете розовощекий обаятельный Варенуха (А.Горшков) и опытный в неожиданных ситуациях  финансовый директор Римский (А.Санников), оба в роскошных шейных платках густого розового и малинового цвета, напоминающих по своей структуре змеиную чешую,  решительно отказались  верить, что Аркадий Апполонович на истребителе заброшен в Ялту .Очаровательный хамелеон Варенуха с большими распахнутыми и верящими в свою  звездную   удачу  голубыми глазами  легко был убежден Коровьевым по телефону,  что Лиходеев  уехал катается за город на машине, где ,вероятно пребывает в ресторане «Ялта». . Он счастлив пониманием., что  может сместить его по служебной лестнице. Его медленный королевский танец полон  достоинства, а  необыкновенно длинный  розовый змеиный язычок настойчиво искал цель, чтобы алчно впиться смертельным вампирным  укусом в шею или грудь Римского. Оторваться от волшебной игры актеров  невозможно, но режиссерский замысел  стремительно поменял  картину на клинику профессора Стравинского (А.Ванин), который со своим и ассистентами доброжелательно, но жестко фиксировал  все, о чем говорил и плакал  бедный поэт Иван Бездомный... И вдруг в стенах клиники для  душевнобольных  вновь  проступают на серых стальных листах рукописи – так появляется Мастер (Е,Бакалов), внося в жизнь бедного поэта надежду на понимание ситуации. Где,  как не в клинике Стравинского, сумасшедший поэт  встретит здравомыслящего человека, который объяснит ему про встречу с сатаной? Умный, тонкий Мастер  делится исповедью  о своем романе о Понтии Пилате и любви к прекрасной Маргарите (К.Дымонт). Летящая  скоростная музыка  любви заполняет воздушное пространство сцены и зала,  и зритель верит, что именно так поражает любовь , «как поражает молния»,  любовь, которую узнаешь в толпе по желтым цветам, особому взгляду, голосу, любовь, в которой растворился и сам автор романа. ..
Мистической кульминацией первого действия явился   концерт в Театре Варьете, данный магистром черной магии со своей командой, который предварил риторический вопрос Воланда, обращенный к  ярко освещенному  зрительному залу: «Изменились ли горожане внутренне?»… Лихо скакал раскрасневшийся Варенуха, и пинг-понговые шары выскакивали один за одним из его необъятного  рта .Красным фейерверком летали и кружились червонцы по сцене, а  народ, расталкивая друг друга ползал, запихивал и прятал завоеванные бумажки .. Безмерным счастьем светилось сытое , переставшее удивляться лицо Варенухи – много любимых бумажек нахватали его старательные руки…И Воланд сам себе ответил, с грустью и болью  констатируя факт «Люди алчны. Человечество любило всегда деньги. Все те же люди…».  Под лихую карусельную музыку, под ровные хлопки черных перчаток магистра кончился сбор денежных средств в пользу горожан. На смену ему пришло буйство дамочек,толпящимися за французскими блестящими платьями, и   под зажигательную частушечную  музыку Варьете  «На окошке  два цветочка,  голубой да синенький» свита Воланда с упоением  била ногами катающихся по полу  дам, которые от слепого восторга ничего уже не чувствовали. Лихая песня сменилась веселыми мотивами гайдаевских мелодий из народных комедий, и шумный карнавал провалился  во тьму…
Тяжелым финалом закончился день на востоке – казнили трех несчастных, среди которых был Иешуа Га-Ноцри.». Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла город».   Вечный запах розового масла сводил с ума Прокуратора, которому предстояло мучиться двадцать тысяч лун – так решила его совесть, которой не удалось спасти философа. Гениальный Мастер явился участником этих тяжелых событий, он ясно видел все  происходящее во дворце Каифа…
Действие второе.
Оно началось нервно и очень волнительно. Разговор Азазелло с Маргаритой, потерявшей Мастера, носил горячий характер и шел  в красных тонах..  Божественная  Маргарита  долго не могла понять, что хочет от  нее таинственный незнакомец  и что за  бал  весеннего полнолуния, на который она приглашена черной королевой. А когда поняла и согласилась, взяв как Кубок Победы  волшебную мазь, бесстрашно крикнув  «В десять, Азазелло!». Свободная от всякого земного притяжения,  горя нетерпеливым желанием отмстить критику Латунскому за гибель любимого Мастера, в ночном полете над спящей Москвой  рождающим вдохновение . она была чудесна и прекрасна, как истинная королева. Как актрисе удалось   в невесомой пластике, чудесном низком тембре голоса  передать эту свободу  мыслей, чувств и желаний и полного ощущения небесного полета остается  тайной, которую и не хочется разгадывать – до того она прекрасна.  Хозяин бала  Воланд напомнил, что   «каждому будет дано по его вере». Он как из праздничного кубка выпил  вино из головы Берлиоза и подал его  королеве Марго. Он наградил  ее нежным и почтительным поцелуем, что  и дало  начало балу. Музыка фантастическим  вихрем ворвалась сцену, и бесконечная череда голых тел вечных грешников,  их летающих воздушных одежд заполнила небо и землю. Чрез звуки музыки  прорывались  их крики о сокровенных желаниях и мольбы об избавлении от тяжкого бремени. Королеве подвластно все, любое ее желание закон. Но  она не просила для себя ничего. И в награду за королевское  поведение получила  все – любимого Мастера –ведь «рукописи не горят», и с гибелью романа в огне не кончилась его жизнь…
Послесловие
  Творческая фантазия  режиссера, выстроила  этот динамичный,  острый спектакль, пронзительный  в сценах  светлой любви Мастера и Маргариты, свободный в творческом полете в  сценах в Театре Варьете,  взрывной , гротесковый в мистических и сатирических сценах.. . Сложная полифония  и оркестровое звучание спектакля  вдруг остро обнажили необыкновенно современную сегодня булгаковскую  боль и тревогу о человеке, сущность которого  оказывается неподвластной времени. Великий художник слова  в  союзе с режиссером и актерским ансамблем дают ясно понять, что невероятные московские события двадцатого века  берут свое начало в  далеком восточном прошлом. Это о серьезный повод для раздумий… Думалось, может быть в союзе чудесных актерских работ и вихревом ритме спектакля, в  котором живет и работает сплоченно душа большого коллектива, и есть притягательная сила наследия  В.Э.Мейерхольда?...

0

122

16.05.2011

В спектакле была ярко выраженная дуэтовость. Хотя только я собралась написать (долго запрягаю) что в свите каждый сам по себе хорош, но вместе они не спеты, как свита почти зазвучала как хор. Но в целом прошлый спектакль был спектаклем разнообразных дуэтов. Может МиМ репетируют по двое? )  В общем, спектакль к этому располагает – Мастер-Маргарита, Пилат-Каифа (вчистую переделанный дуэт) и т.д.

Но сначала пару слов о свите, точнее эпизоды, которые врезались в память.

Гелла
Сказано что она служанка (пусть и демон), а ничего подобного, да демоница, но королевских кровей, сродни тем, что текут в Маргарите. Но речь даже не об этом, ярче всего запомнилась сцена в финале, когда Воланд утверждает что, все будет правильно, создается ощущение, что Гелла в это верит.  Словно она попалась на такое же обещание и от того пошла следом за «проповедником» убедившим ее, что мир стоит на этом непреложном законе – все будет правильно.

Фагот
Я уже упоминала, что свита стала цельнее, мне не хватало того что они доигрывали на условно заднем плане. Но Фагот он находился и находится чуть-чуть в стороне от свиты, и это не минус, а скорее часть его образа, а весь образ действительно укладывается в понятие – рыцарь. Он даже пытается Маргарите подсказать… точнее предупредить, о том что сейчас просить можно, можно вернуть Мастера, потому что иначе не может, потому что он рыцарь.

Кот- Бегемот, Азазелло
Не кот, а котяра. Ладно бы он просто под руку к Маргарите подлезал, чтобы она его погладила (хотя он не просто, он даже Фридой не доволен не столько, потому что она историю не к месту рассказывает, сколько потому что она Маргариту отвлекает от главного занятия – приласкать кота)), так он еще лапкой гладит руку своей партнерши в Грибоедове, успокаивает ее, когда появляется Бездомный, и даже пытается с ним драться одной, свободной от руки дамы лапой (так, как коты мух ловят )))
Но как и с Геллой, опять таки не о том, про прошлый спектакль не скажу, но я запомнила как Бегемот реагировал на появления Левия с посланием свыше, до этого. Боюсь громких слов, но слово презрительно довольно близко, по сути (нечто равное фырканью )). Бегемот заранее обесценивал слова принесённые оттуда. Кстати как иногда делает и Азазелло вздыхая по принципу – опять (указка свыше).
На сей же раз когда появился Левий Матвей, реакция демона смерти была точь-в-точь такая как когда Воланду докладывают о погроме в квартире Латунского – я съезжу, доломаю? Казалась, что Азазелло только и ждет повода «доломать» и посланника.

О свите
При этом стоит добавить о всей свите, они словно знают что такое покой и вечный приют, будто в тайне мечтают об этаком Рае и как-то уж слишком понимающе смотрят в Свет куда не берут ни Воланда, ни Мастера. Часто их реакция на слова Левия Матвея интереснее того, что происходит на первом плане.
(И личное что греет, после монолога Мастера о том, что казни не было, свита стала молча выходить, а в прошлый раз вернулись слова, которые они повторяли эхом за Мастером – «казни не было, не было казни». Мне не хватала этого эхо идущего то многоточием, то восклицательным знаком)

0

123

Мастер (Евгений Бакалов)
Теперь о связи между героями, что на грани домысла, поскольку впервые уловила или сама выстроила (кто знает, что мы реально видим, а что додумываем) такую связь. Я обычно несклонна находить в одном герое другого, хотя и считаю, что в сцене разговора Пилата с Афранием во втором акте Мастер не только говорит от имени Пилата, но и сам им бывает. И слова про страх чуть ли не ему адресованы и понимает он их не хуже своего героя, Пилата. Но на сей раз я бы добавила к тому что Мастер бывает Пилатом, то что Мастер бывает Иешуа, во всяком случае в прошлом спектакле Мастер если не встретился с ним то разминулся за секунду на одном перекрестке.  Даже могу сказать когда. В клинике, после слов о том, что он не излечим и зачем Маргарите получать письма из сумасшедшего дома, не безумно, но блаженно, с улыбкой как выдох облегчения Мастер говорит что «свежеет, ночь валит за полночь, скоро лето» смотря в этот момент куда-то в невидимое нам окно, словно Иешуа, рассказывающий про храм истины. Словно там где-то их взгляды пресеклись, в царстве, которое никогда не настанет.
А Маргарита, объясняющая Мастеру, что должна уйти, когда тот  и так знает что она хочет ему сказать, и ждет ее слов с обречённым смирением, быть может потому что догадывается что она не успеет вернуться, так вот, вспоминая об этом она словно вторит Левию который тоже опоздал, повторяя – поздно, поздно, слишком поздно.

Мастер и Маргарита…
Читая про тьму, пришедшую со средиземного моря Маргарита, пыталась собрать рассыпающейся на кусочки мир Мастера. Но последний приход спрута разрушает все, его появление это отчаянье рожденное из боли. Я раньше не видела, чтобы роман причинял Мастеру боль. Точнее не видела этого на сцене ЮЗ. Нечто похожее происходило на спектакле Алдонина, но там роман причинял боль не Мастеру, а Маргарите, которая отбрасывала рукопись  в сторону так словно она ее кусала, хотя боль была не физической. Маргарита винила роман в том что, сделали люди, в том, что он стал косвенной причиной их разлуки, что роман отнимал у нее Мастера. Мастер же напротив укорял ее, собирая отброшенные Маргаритой листы нежно, с любовью. На сей же раз я увидела в ЮЗвском спектакле Мастера, которому роман причиняет серьезную боль, даже муку. И это временами реальней для Мастера, чем Маргарита.

Маргарита, с которой разговаривал Мастер в первом акте, это его Маргарита, Маргарита из его воспоминаний. Не знаю, как это правильнее выразить, но Маргарита в спектакле раздваивается, есть Маргарита Мастера, то, что для нее еще длится для него уже воспоминания, она страница из его романа, и есть Маргарита которая все это время жила, ждала его, Маргарита для которой время шло так же, Маргарита из второго акта.  И эти две женщины оказываются одной.

Той, что называет любимого - мой Мастер,  делая ударение на – мой, мой мастер, потому  что она его, а он ее. Той, у которой два слова – «невидима» и «свободна» звучат по разному. Если записать их под ее диктовку то на бумаге выйдет так -  «невидима» это обычный шрифт, а «СВОБОДНА» это заглавные буквы. 

Во втором акте, в словах Маргариты боль и тоска, сны наяву, словно все что она говорит, оживает картинкой, она видела дом, она рвалась к Мастеру, она говорила с ним, она пыталась принять мысль что он ее разлюбил уловить в его чертах согласия с этим, но не находя подтверждения страшной догадке, и пока он молчал в ответ, она позволяла себе не верить в это.

Не похоронная процессия (наблюдая за которой Азазелло по секрету сообщал Маргарите о своей шалости, о том, как сам ловко спер голову Берлиоза… вспомнилось) превращала Маргариту в  эриннию, это зрело дольше, так долго, что не могло иссякнуть разом с разгромом квартиры Латунского, опьянение местью продолжалось и на балу, это была она и не она, и только на истории Фриды Маргарита пробуждается, не открывает глаза, и  видит весь бал целиком таким, каков он есть, но ощущает беспокойство от происходящего. И Фрида та нить, что возвращает Маргариту, за мгновение, после которого можно и не вернутся.

0

124

Пилат и Иешуа
Любопытно, что Пилат с большим интересом выспрашивает, сколько языков знает Иешуа и как следствие из этих вопросов вытекает, вопрос о том верит ли тот в Бога. Словно образованность должна послужить защитой от наивности вроде веры в Бога и глупости, написанной в доносе.  После Пилат воспринимает Иешуа как чудака, слово не важнецкое, но суть  дела передает, он подсмеивается над его немудреной умностью, как над мудрыми словами ребенка, да они верные, но случайные.
На сей раз Пилат не боялся отправить на казнь Бога, скорее просто не хотел совершить ошибку.

Пилат и Каифа
Их сцена изменилась, сейчас это игра в подрывные шахматы (неверный ход если не летален, то ведет к серьезным последствиям), где в течение игры один постоянно блокирует удары другого, какое-то время это вечный шах. Пилат заранее знает все возражения которые услышит от Каифы, а Каифа понимая это создает для него картинку, благостный образ, и лишь когда Пилат отмахивается от этой иллюзии,  возвращается к холодной пикировке. Угрозу Пилата, прозвучавшую в воздухе Каифа перехватывает как руку.
Но итог предсказуемый, Пилат предупреждает, что будет мстить (и мстя его будет ужасна) за то, что его заставляют сделать, ведь, он думает что осуждает невиновного, даже знает это, но все равно, крик в который переходит Пилат не оправдан, во всяком случае для меня. (не могу ответить себе на вопрос, как прокуратор Иудеи может устраивать публично такую сцену, не мальчик же, а умудрённый опытом муж….)

И второй акт можно свести к ужасной мсте мести. Пока, для себя, я там другого не нашла, хотя и с этой стороны есть красивые моменты, к примеру… Когда Пилат сообщает, Афранию что Иуду убьют, Афраний не видит его лица, а это лицо человека предвкушающего убийство и лишь когда тот переспрашивает – «Так зарежут Игимон?», Пилат возвращая себе непроницаемую серьезность, отвечает – «да».

А еще из допроса Левия Матвея, запомнилась его фраза – «я не одинок», сказано было, так уверенно, безапелляционно, что можешь мысленно продолжить или скорее понять – да он не одинок, с ним Иешуа. Хотя он опять опоздал, Левий так, упорно упрямо допытывается, кто убил Иуду, потому что даже здесь… опоздал.

0

125

Пора заводить тему под названием – театральный эпизод. Для моментов, ради которых отдельный отзыв вроде как писать неудобно, а запомнить хочется. Как, к примеру, сценку в Варьете Максима Лакомкина  и Дмитрий Астапенко.

Выходить на две секундочки и постоянно при этом что-то придумывать и при этом не перестараться в придумках, и не вылезти за рамки спектакля надо уметь. В общем шпион скрывающейся за газетой на пляже, в исполнении Максима Лакомкина был, голубой берет, десантник с подозрительно дорогой с виду пустой бутылкой, тоже был ))  Но это все шалости, а небольшая роль зрительницы в варьете уже серьёзно, потому что на пару с  Дмитрием Астапенко  они случайно или специально, но вложили в сюжет не дюжие подробности. Так высокая дама, на сей раз не спрашивала что дают, а кинулась к зрителю в зал со словами (имени не помню, так что условно – Ваня) – «Ваня, вернись в семью». В общем от чего несчастная женщина решила сменить имидж уже понятно, муж ушел, кошмар )) И агрессивный напор в танцах после получения парижской обновки можно было бы списать на то что, вот мужичка нашла, надо его пока не поздно под мышку и бежать… но при этом зародились сомнения, а не муж ли это который из семьи ушел? Потому что у железного листа, пока разоблачают фокусы, героиня Максима Лакомкина пытается приструнить вырывающегося кавалера Дмитрия Астапенко, дескать стой и не рыпайся дорогой… я тебя еще до дому доведу! ))) Но проблемы у пары сложные и глубокие )). Видно из драки, когда в пылу заварухи, случившейся в Варьете, кавалер начинает прикидывать на себя ткань с платья своей дамы, то ли с мыслью может пиджачок себе, потом пошить, из блестящего материала, то ли так поносить. Ну какая женщина такое стерпит? )))

Зато, оказавшись на полу, дамочка и сама нацелилась на чужой наряд, так приглянулись ей  сапоги Геллы, что вот-вот и стянула бы прямо с ног. А и правда, модельными тряпками обмундировали, а про обувь не подумали! Но Гелла не была бы Геллой, если бы за такие поползновения не вернула бы сторицею,  от души брыкнув… в смысле пнув нахалку ), и как не в чем небывало, поцокала на каблучках дальше.

0

126

08/06/11
Детский сад. Штаны на лямках. Хотя в нашем случае штанов вовсе нет, есть резинка в ж...
На предыдущем спектакле. Как бы их назвать, тех, которые вообще без обмундирования в одних почти темных пакетах на голове, которые бьют в металлические листы. Так вот когда они теоретически слушают мудрые воландовские слова над чашечкой в виде черепушки, догадаться, что они находятся прямехонько за Воландом и их ваще-то немножко видно (более того на первых рядах и слышно), плюс Воланд фигово держит зал и глаз зрителя блуждает, сложно. Но умненькие мальчики замаскировались: подползли друг к другу, ну вот надо было о чем-то поговорить, в другое время никак – головы вместе, зады врозь – ну прямо чаша грааля (ага, напоролась тут на «Код Да Винчи» в телевизоре). Бритые макушки, светящиеся сквозь «темные» мешки на головах, особенности телосложения выдают на раз-два. В общем, от дурных детишек особо ничего не ждешь, зачем малолеток отвлекать от собственных важных дел, ну там, потрясти чем-нибудь, поржать, побеседовать, поиграться в песочнице. С Санникова вообще взятки гладки: практически вся палитра довольно разнообразных ролей, сведена к одному шаблону комического персонажа, значит так надо, значит хихикать в ладошку удобнее (ведь даже «Парашютиста» загубил, обещаний было много, а сейчас сплошной несерьез). Без вариантов, будет кривляться и смешить (или, скорее, сам смеяться) без тени мысли. Конечно, это дико смешно, когда Лиходеев, начинает спрашивать – «где Миша?» и обращается при этом к Азазелло (Михаилу Беляковичу). До пенсии так и будем ржать. Второй мальчуган – Матошин. У него безумное количество главных ролей, но нужны ли они ему? Как-то не уверена. Честно, лучше отдать их тем, кто жилы рвет в каких-то небольших ролях. Актер может многое, но напрягаться заподло. Иногда даже в главных ролях, что уж говорить о «подтанцовочных». Предел – конура и ошейник, канделябр на заднем плане - и не придется что-то там игрррррать, давить слезу, можно спокойненько орать и заниматься хренотенью. Да, Матошин в качестве лидера массовки замечателен, как самостоятельный персонаж, мягко говоря, фигово. Актер преотлично держит картинку в целом (не когда стоит во главе сцены, а когда является одним из участников, как-то Фавн в «Сне» или слуга в РиДж, да в тех же «Аккордеонах» южные танцы держатся на уровне во многом благодаря «подтанцовке» во главе с Аккордеонистом-Матошиным), у него хватает наглости выйти из картинки, нарисованной режиссером, чтобы что-то исправить на сцене (как с той же маской в РиДж), хватает наглости сымпровизировать (а иногда очень точно) или вытащить из зрителя персональную овацию («Аккордеоны», «Капустник»). Но при этом хватает наглости заниматься полной хренью, убивая картинку спектакля, распускать руки на своих партнерш и красоты в этом мало, зато мужского самолюбия выше крыши (не, все понимаю, девчонки у нас на подбор, «разложить» на них руки милое дело, а тут вроде как по роли, но перегибы-то выходят за рамки роли). Отвлеклась от МиМа, возвращаюсь. Сегодня в МиМе, те, которые без обмундирования придумали увлекательную игру – шлепни соседа по голой заднице. Один ударил другого, другой на карачках полез к первому, да так разрезвились, да так уворачивались друг от друга. Очень веселая игра, кто кому звонче шлепнет и кто до кого дотянется, а главное совершенно в рамках спектакля «Мастер и Маргарита».
---
Еще одно истинное «сокровище» спектакля - Варенуха. Насколько мог, настолько сгубил сцену. Больше сгубить было просто невозможно. Мог испортить жизнь Римсокму – испортил, мог загубить телефонный разговор с Фаготом, загубил. Спектакль в целом был достаточно странный. Фоном казалось какая-то усталость, рассеянность, словно что-то другое всех занимает и как-то будто бы не до спектакля. Главным персонажам приходилось нелегко, и по ощущениям спектакль собирался воедино с трудом. Зал ощущался черной дырой, поглощающей все идущее со сцены и не возвращающий обратно. И оно все работало не в плюс спектакля. Все что худо бедно накопилось, мусьё Варенуха свел на нет. Над его сценой зал посмеялся, но это был плохой вариант «Кривого зеркала» с похороненной мыслью о притязаниях на место Римского.
Гениальная задумка с забыванием слова «истребитель», куда в нижнем белье не пускают, не доработана и не проработана. Долго орать, топать ножкой, разведя ручки в стороны, со словами «не пускали в этот, в этот, в этот...» - это, наверное, забавно. После N-го повтора Крурьер Сверхмолния подсказала – «самолет» (обычно, когда импровизация/ шутка хорошие как-то однозначно понятно – придуряется или нет, а здесь кто его поймет, может действительно забыл слово). А дальше пошло поехало (видимо нужно было мужественно дождаться произнесения самим Варенухой ключевого слова, наверное, самого важного в этой сцене – «итребитель»). Римский подначил Варенуху, а тут разве промолчит, идти дальше тоже слабо, в общем на сцене с истребителем зациклились долго. Шоу продолжилось с «мудрым» замечанием кому-то за сценой (наверное Сверхмолния хихикала) – «можно потише, люди тут работают» (та ты чтооооо? Работаешь? А не заметно), а дальше с Фаготом, которому «умный» Варенуха не давал вставить слово. Учитывая, что первое действие слишком длинное и насыщенное, так что любое, а тем более неоправданное, затягивание сцен, радует мало.

0

127

Мастер (Игорь Китаев)
... он был другим. Хотя, признаться, я не очень хорошо знаю Мастера-Китаева, но каких-то сегодняшних вещей никогда не видела, быть может, просто не замечала в этом Мастере.
Его существование до той прогулки было каким-то монотонным. Оно немного освещалось мелочами вроде выигрыша или снятия квартиры, но, несмотря на это, он словно тихо угасал. А потом была прогулка и, его голос дрогнул, когда коснулся воспоминания о ней. Желтым знаком, повинуясь которому Мастер последовал за ней были совсем не цветы, а одиночество в ее глазах, болезненное одиночество.

Всегда желтые цветы считала положительно ярким знаком, эдаким лучом солнца в ее руках, лучом надежды, тепла. Да и мимоза не самый угнетающий цветок. А если по Достоевскому? Нет, никаких связей, лишь болезненность желтого цвета. Ведь она несла одиночество, цветы могли быть знаком именно этой «болезненности», именно цветы он увидел, а потом одиночество в ее глазах. Увидев его она бросает цветы, теперь она не одна. Он сожалеет о цветах как таковых, а она выбрасывает одиночество и отталкивает эти цветы, когда он поднимает их. И он ведь не обманывал, когда говорил, что цветы (=одиночество) не нравятся.

Он шел вслед за ней, словно хотел укрыть, защитить от того одиночества, что кольнуло его. И мучение было не потому, что он мог потерять ее (не в первую очередь), а потому что не знал как коснуться, чтобы защитить, укрыть (в финале, когда Мастер будет дописывать роман, они будто бы поменяются местами, только Маргарита станет его укрывать/защищать не от одиночества, а от страха). Они шли рядом и он словно просыпался от забытья, глаза, его голос все больше наполнялись светом.
Эта любовь, словно выстелила внутри мастера дополнительную прослойку, чтобы «теплее» было. Она и будет его греть. И, казалось, вот оно счастье теплое, светлое и ничто его не сможет нарушить.

Обычно роман это его гордость, его частица, его «сценическое продолжение», Мастер несет свой роман несмотря на то, что роман причинил ему боль. Назову это привычным настроением Мастера (привычным по предыдущим спектаклям). С таким старым/привычным настроением Мастер создал роман, вложив в него высоту полета своей мысли. Он проснулся от некого забытья когда встретил Маргариту и поэтому смог взлететь. Но он не готов был сражаться за этот роман, за его публикацию. Этот выход в свет уже подкосил его, а его толкала Маргарита и он пошел. Каждый шаг подламывал. «Цепи железные звеньями нижутся», звенья нанизывались одно за другим.
Публикация не удается, но в общем-то это его не напрягает (его это никогда сильно не напрягало, он принимал это с высоко поднятой головой, словно возвышаясь над ситуацией), а сегодня его не расстраивало то, что роман не берут в печать, но каждая очередная критика была кирпичом в его лодку и она шла на дно. «Они пишут не то что думают» и это было тоже кирпичом, словно расстраивало, что нет открытости и правды. Эта «борьба» (все-таки не борьба, а попытки выйти в свет) его и утопила. Когда Мастер говорил про спрут, он как-то особо выделил, что утонет в чернилах - это были чернила романа и они выливались на него. Он за Маргариту схватился как за спасательный круг в этом море чернил.

Потрясающе получилось, когда Мастер сжег роман. Маргарита подошла к нему, а он ждал ее и когда почувствовал ее руки схватил их, а она прямо на него наклонилась, укрыла. Их руки «перемешались», сплелись в прочнейший замок, будто бы образовался каркас внутри которого тепло и нельзя раскрывать этот замок.
Почти также в «На дне», когда Пепел держит Наташку. Но там он ее накрывает, словно обрел сердце и заключил его в объятия. И «сердцу» безопасно, и ему тепло. В МиМе Маргарита «накрывает» Мастера, а в финале за спиной будет он и он уже будет «накрывать»

0

128

Мастер и Пилат
С Пилатом получилась потрясающая картинка, раньше ее не замечала. Самый финал сцены, когда Афраний говорит – «в числе человеческих пороков один из самых главных - трусость». По центру сцены Афраний, справа - Пилат, слева - Мастер. Афраний чуть впереди, эти двое буквально на полшага дальше и стоят на одной линии. Пилат чуть повернулся и смотрел в общем-то в сторону Мастера (правда, скорее всего в на Афрания), но в поворот был по направлению к Мастеру. Мастер смотрел вперед, но если бы эти двое смотрели друг на друга, отражаясь друг в друге, словно в зеркале (они различны и при этом одинаковы) и оба получают эту фразу про трусость. Чумааааааа))))

Обычно (как мне когда-то запомнилось и случалось не меньше одного раза) Мастер (И. Китаев) в этой сцене некий «проводник» фраз. Он озвучивает мысли Пилата, которые одновременно являются и его. Это своеобразное прочтение страниц романа, он не Пилат, он остается автором, который двигает сюжет. А сегодня, Мастер произносил фразы, словно избавлялся от них. Произнеси вслух или напиши на бумаге, чтобы выкинуть из головы. Он один раз уже написал, а теперь скидывал фразы вслух. Именно избавлялся от них
---
В финале когда Мастер говорит Воланду, что сжег роман, он скорее радуется этому событию и радуется, что романа больше нет, перелистывая оставшиеся в памяти страницы (пересказывая их Бездомному) он, словно окончательно избавлялся от них. Но рукописи не горят и тут Мастер словно испугался, заволновался, оказался сдавлен стенками комнаты, за которыми находился тот самый спрут. Мастеру не хотелось возвращения романа. Пережить снова строки этого романа ему не хочется, они его «убивали», упекли в больницу, но он забыл одну штуку – теперь Маргарита была с ним, теперь она не уйдет, а вдвоем они тяжесть любого романа выдержат. А роман – это ноша, их ноша на двоих. Маргарита помогла, она укрыла собою Мастера, окружила его своим теплом (в этот момент уже она за его плечом, она «укрывает») и ему хватило сил твердой рукой дописАть строку - «Свободен!». Он закончил роман с ее помощью.

По центру - Мастер и Маргарита. После всевозможного дергания (может терзания лучше сказать): дергания с Пилатом, который в какой-то своей клетке метался и пытался править; дерганий с Маргаритой (эта отрывистая речь все-таки выматывает здорово, с другой стороны это правильно, ее существование без Мастера это именно такое вот дергание, резкие, отрывистые броски. Но о Маргарите отдельно напишу), страхов Мастера, тут наконец-то было спокойствие. Какой-то невероятный выдох, кайф тишины, остановленного времени. Оно запустится позже, когда Свита полетит дальше, а здесь и сейчас тишина и спокойствие.

0

129

Иван Бездомный (08/06/11)
В начале на Патриарших, Бездомный, словно чистый лист, мальчишка-ученик нового времени. Прилежный ли этот ученик? А вот не думаю. Берлиоза он слушает вполуха, ему интересно смотреть вокруг и видеть чуть больше, чем требуют и не хочется по указке исправлять текст, он не хочет понимать как это переписывать, он сделал вот так и это для него правильно. Быть может он и не сможет объяснить почему, но правильно и все тут. Случайно ли у него Иисус получился как живой. Может и да, а может, и нет. Вот так душа захотела сочинить, так и сочинил. А в таких вот поворотах душ, иногда и рождается что-то невероятное или правильное.
На этом чистом листе только-только проявляются каракули действующего режима и убежденного атеиста. Берлиоз, как представитель времени, выводит на этом листе строки, чтобы товарищ шел в правильном направлении. Иван Бездомный поэт талантливый и это, наверное, удобно для системы. Вложить в голову правильные мысли, дать правильное направление и требовать написать стихи для партии, правительства.
Кстати в самом начале когда Бездомный читает про цепи железные. Эти цепи падали на него одна за другой, сковывали и он это чувствовал. Быть может не понимает от чего и почему, что именно является для него железной цепью, но под тяжестью их склонялся, защищая себя рукой.

Бездомный чувствует приближение кого-то или чего-то, быстро ориентируется когда этот кто-то появляется и подхватывает слова Берлиоза (которые успевает подхватить) принимая их за правило. Все-таки Берлиоз старший. Бездомный не понимает (не чувствует этого), но ему вдолбили, что тут у нас атеизм и он со всем рвением об этом заявляет – есть такая аксиома (для него это заученное правило) и сколько можно повторять этому иностранцу. Он не понимает кто такой Кант, но слышал про соловки и применяет это слово не до конца понимая что сморозил. При этом в потоке заученного проявляется то истинное, что еще не успело загубить время. Ему любопытен этот странный субъект. Бездомный с опаской (словно зверек, когда знакомится с чем-то новым, неизведанным и так тихо толкает лапой) и любопытством изучает гражданина. (Быть может, после всех событий, после прощания с Мастером, Бездомный напишет свой роман и этот роман будет о Воланде, так сказать падении этого ангела... сизокрылого)

И этот «чистый лист», открытый для записей, для чего-то нового, слышит историю, случившуюся на балконе. У него в голове сталкиваются, назову их две реальности. Все путается и он не разбирая дороги, пытается все с тем же рвением вершить свою правду. В нем столкнулось то, что вдолбил в него Берлиоз и что-то новое и в этом новом он, как поэт/писатель чувствует какое-то притяжение. Не тьму, не Воланда, а некую тему о которой можно писАть, которую можно и даже любопытно раскрутить.

А потом была клиника и тяжелый разговор с доктором. Тяжелый потому что Бездомному предстояло разделить до и после и перешагнуть некий рубеж. Остановить круговерть в своей голове.
Кстати, доктор Стравинский сегодня был на редкость спокойный (ну не без фельдеперсов, которые не сильно выбивали Бездомного), словно уставший от студентов и пациентов. Он достаточно твердо говорил Бездомному что нужно сделать, что изложить по-немецки. Доктор не ерничал о Пилате, знал ли о нем (о реальности происходящего. Ведь когда-то Стравинский в разговоре с Бездомным именно подтверждал реальность событий, отгораживал Ивана от них, чтобы не впутываться), или просто пропускал мимо ушей, а может быть видел в Бездомном еще одного мастера, способного создать роман о чем бы то ни было. Возможно Стравинский, успокаивая Бездомного, направлял его – напиши, хоть по-немецки, но доверь бумаге, это важно и ты это поймешь.

И появляется Мастер, который для Бездомного будто бы занимает место Берлиоза (как некого наставника). Почву отчасти подготовил Стравинский.
Бездомный перешагнул и ему интересен собеседник. Ему любопытно ведь в него не вкладывают идеи, а просто рассказывают. Бездомный сам складывает информацию, то что узнал от Воланда узнал и что здесь от Мастера. Он повторяет строки романа словно обретает крылья писателя на которых можно и хочется лететь.
В финале, зачастую, Бездомного я превращала в Мастера, который подхватил строки романа и сам роман, но тут получился другой вариант – философ (начинающий философ), и он увидел какое-то свое направление, напишет что-то свое, быть может роман, быть может трактат и этот путь открыт для него. Было бы очень интересно увидеть этого Бездомного, когда он выйдет из клиники и пойдет по открывшейся для него дороге.

0

130

Понтий Пилат (08/06/11)
Пилат, наконец-то сложился в цельную историю, четко отличную от предыдущей и, возможно, поэтому отдельные моменты, пока не вплетаются (тень предшествующего Пилата мешает).
Все, что связано с Пилатом основывается на его свирепости и жестокости - «свирепое чудовище», «самый жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Прежде Пилат воспринимался как сильный правитель, свирепость крылась в размахе эмоций, когда его вдруг доводили до ручки. Но его свирепость и жестокость не выпячивались. То есть он не собирался, но если бы ему потребовалось сравнял бы весь город с землей. Тигра лучше не дразнить.
Сейчас свирепость кроется в стремлениях Пилата. Он свиреп в своих замашках а-ля «властелин мира» /условно/. Это красное полотно на его плече впервые показалось – рекой крови, которую он носит на себе, которую носил до Иешуа и будет носить после. Впервые в  финале (до последней строки романа - «Свободен») почувствовались слова - кровавый подбой – кровавая изнанка скрытая белым полотном. Пилат тащил на себе не просто казнь, а всю эту кровавую изнанку.
---

Пилат, в чем-то схож с Каифой. Каифа держит свою власть, Пилат словно насаждает свою. Он не хочет казнить Иешуа по двум причинам - с одной стороны ему любопытно с ним поговорить (вот как Горацио любопытно поговорить с могильщиком, который выдает интересные, непривычные ответы, эти ответы можно слушать, а можно в них что-то почерпнуть для себя), с другой стороны он понимает, что за философом могут пойти, что он может внести смуту, подкосить его движение вперед, и поэтому Иешуа лучше сослать, чтобы был под рукой и на виду. Пилат – в чем-то схож с Берлиозом (был бы кто другой башковитый из современной Москвы назвала бы другого). В богов он не верит (практически тот же атеизм на котором настаивает Берлиоз), и будто бы насаждает свою не веру, не религию, но какую-то свою власть, философию что ли, ставя себя во главу, чуть ли не заставляя народ себе поклоняться (короче Эдип))). Несколько утрирую, конечно, но где-то в этом кроется свирепость Пилата. Сцену, когда проходит головная боль, а Воланд и Иешуа движутся вокруг Пилата, зачастую видела, как движение «демонов» внутри Пилата, свет и тьма, существующие в нем. А если иначе – «демоны» не его, такое движение планет, а по центру солнце – Пилат, а он и собирается быть в центре. Все кто на сцене они сначала располагаются по четырем углам, а потом две планеты - Воланд и Иешуа начинают двигаться по орбитам. Вот такой космос.

Пилат находится меж двух огней - не хочет казнить, так как этот лекарь и философ ему еще пригодится, но он его не отпустит ни при каких обстоятельствах (ценная зверушка в хозяйстве пригодится). Собственно в этой картинке (наконец-то хоть как-то) зазвучала просьба Иешуа отпустить его. Всегда в этой просьбе виделась не более попытка избавить Пилата от всех его мучений, последующих за казнью (но это как-то... в общем-то до сих пор не уверена до конца зачем и что в этой просьбе). Сегодня в этой просьбе увиделась попытка предотвратить искажение истин о которых говорит философ. То есть просьба «сработала» двояко:
- отпусти и казни не будет, соответственно не будет всех последующих терзаний за то что казнь свершилась;
- если ты добьешься, что казни не будет, а Иешуа ссылаешь... отпусти и избежишь искажений истины. Ссыльный пригодится для ученых бесед из которых Пилат может почерпнуть интересующее его, соответственно исказив первоисточник.

Когда Пилат спорит с Каифой, он словно разделяет сферы влияния - вы там властвуете, я здесь и давайте не мешать друг другу. Это было открытое столкновение «равных духом и гордостью». Но Каифа радикален – философу смерть, если освободить или сослать, вырвется и еще нам все спутает. Пилат казни не хочет, но именно для себя оставляя философа. Пилат не допускал мысли, что Каифа ему откажет.

Все еще трудно принять крики, сопровождающие головную боль, но кажется, что они смягчились, а объявление на площади получилось интересно. Пилат очень долго, слишком долго, словно губы его не слушаются не мог произнести имя освобождаемого преступника. Он собирается и начинает «забрасывать» приговор не то что вовсе уголки площади, но даже дальше, чтобы и за пределами было слышно. Этот крик не перерос в подобие истерики, но в финале сцены Пилат склонил голову и схватил ее руками (в общем-то это все та же демонстрация всему народу, что ему плохо, это некомильфо для главы, трудно принять) – головная боль вернулась. Не думаю, что этот Пилат сильно печалится о казни и ему важно спасти/освободить от казни. А вот возвращение головной боли его подкашивает.

Все дальнейшее после умытых рук это не мучения потери, это любопытство, где-то даже саркастическое - как все прошло на казни. Афраний упоминает о единственном человеке, Пилат со смешком говорит - Левий Матвей. Его не то что забавляет ситуация, а она для него, словно прогнозируема - произошло это, потом произошло это, ну все понятно. А вот последние слова ему действительно интересны, потому что ему интересно все что исходило от философа, что, наверное, может ему пригодиться. Точно также и пергамент, ему просто любопытно, но не потому что это - слова ИЕШУА, а потому что это - СЛОВА иешуа, то есть некая информация, он же не смог сам поговорить побольше с философом, вот хотя бы так почерпнуть сведения.
И с Левием он поступает так же как хотел с Иешуа, он собирается упечь его в библиотеку, потому что очевидно боится его. Я никогда в Пилате этого страха не видела. У Пилата-Афанасьева это была скорее забота о последователе, хоть какая-то попытка реабилитироваться после того как струсил. А тут в Пилате реально был страх перед этим человеком, потому что последователь (Пилат ведь не знает, что Левий ... поорет для острастки, вот весь и вышел, знал бы, не боялся) мог бы «навредить» ему словом, так же как мог «навредить» Иешуа и его лучше держать при себе.
---

0

131

Маргарита (08/06/11)
Про Маргариту сложно говорить. Персонаж меняется. Безумно жаль отпускать прежнее, боязно встречать новое.
Персонаж меняется уже несколько спектаклей, а сегодня стал невероятно цельным. Прежде многое стопорилось в монологе, который в начале второго действия. Сейчас до этого монолога в Маргарите уже видны ростки того настроения, того характера, той решительности, которые будут в этом ... странном монологе.
(А он очень странный сам по себе, в том как он собран режиссером. Все-таки до сегодняшнего дня, до сцены в «Доме Булгакова» этот монолог совершенно не видела. Болезненные переживания, не более. А этот монолог может быть невероятно многослойным)

Разговор о Маргарите нужно начинать именно с этого монолога, поскольку все те, мгновения из которых складывается Маргарита (впечатление о ней) в первом действии, здесь соединяются. В ней нет слез, быть может были когда-то, но она их выплакала. Осталось... хочется называть это пустотой и одиночеством, но это не одиночество, потому что она не одна, Он постоянно рядом с ней и она с ним разговаривает. У нее осталась лишь половина себя. Вот как тогда в последнюю свою встречу Мастер и Маргарита сцепились руками в единый замОк, единое существо и у этого существа оторвали половину.

Все перевернулось с самого начала, когда в первые минуты спектакля персонажи появляются во вспышках света. Маргарита несколько лихорадочно, даже суетливо водила головой и руками, словно искала намек, дуновение – жив ты или мертв. Прежде такого не было - она поворачивалась это была выжженная пустыне, в глазах разлука и одиночество. Сейчас Маргарита с самого первого момента та самая, к которой придет Азазелло, не ждет, а ловит мгновения, где будет любая весточка о нем, чуть ли не вытрясает из мироздания эти мгновения, если заподозрит, что там скрыт ответ. (Оно, наверное, и логичнее ведь в этот момент мы видим Маргариту и Мастера уже в разлуке. Именно так, в таком ключе все вплетается в дальнейшие события, но принять даже здесь ее очень и очень сложно)

С Азазеллло получилось потрясающе. Интонации Маргариты взлетели на такую высоту, эмоции с каждым мгновением становились все громче и громче. Не знаю как объяснить, но весь монолог, каждая очередная «громкая и резкая» фраза произносилась чуть громче. К появлению Азазелло Маргарита была у потолка громкости. Точнее у нее было две стороны. Первая, связанная с Мастером, громкая, разрывающая, мучающая. Как только речь заходит не только о нем, а о каком-либо намеке, который может привести к нему, к какой-либо информации о нем – эмоция взмывает ввысь. Вторая – закрытая, холодная – та сторона, которую видят окружающие (и которую не заметил Мастер, ведь он заглянул внутрь ее «колючек»), так она бросит через плечо – «Мерзавец»
Вот это «соседство» в Маргарите совершенно невероятно, и, казалось бы, невозможно.

Как Азазелло осмелился к ней подойти не знаю. Ведь к ней не подойдешь просто так – обожжешься. Быть может именно так и обжегся, мужчина, что подошел к ней и осмелился заговорить, когда она сидела на скамейке под кремлевской стеной. Но у Азазелло преимущество – он ведь демон, да и начальство суровое. Поначалу ему даже в кайф помучить женщину загадками, «поиграть» с ней как с любым москвичом, только она-то ведь не любая. Еще до появления банки с кремом, до предложения пойти в гости было однозначно ясно - королевой быть только ей, больше никто не сможет и не потянет. Азазелло ее может заставить замолчать только силой магии и только тогда Маргарита чуть снизит тон, уберет «колючки», начнет говорить. Но та ее сторона, что принадлежит Мастеру рвется наружу, ведь на горизонте еле заметный маячок и Маргарита вновь «прибавляет громкость».

Получился такой вихрь, Маргарита так высоко взлетела, что трудно было понять – а как дальше, как вот эту эмоцию вообще можно удержать, а ведь впереди бал. А дальше – больше. Став невидимой и свободной, в своей ярости, крушившей все на своем пути, Маргарита была страшна. У меня нет слов для сравнения. Но не ведьма, не фурия, не знаю, кем она была в тот момент, чем-то или кем-то иным. Да, когда Азазелло показал ей в толпе критика Латунского она чуть ли не по-вампирски оскалилась, приготовив руки чтобы пойти его душить. Секунда и ведь пошла бы душить, если бы Азазелло не выдернул ее. Но этот «вампиризм» остался позади, он был до крема.
...

0

132

Маргарита (08/06/11)
Маргарита пришла на бал в неком опьянении. Вот реально как в романе – она полночи летала по городам, вся разгоряченная и прочее. В спектакле оно сегодня подразумевалось и вот она попадает в темную комнату. Кайф полета, кайф от «невидима и свободна» начинает угасать, ведь она соглашалась на определенные обязанности и эти обязанности сейчас на нее обваливаются и как-то нужно удержаться. Успокаивает, утихомиривает все пустота пространства, где происходит знакомство. Наваливается некое ожидание.
Воланд ей представляет свиту. Там интересно получилось – все идут по очереди (Азазелло, Фагот, Гелла) и они, ну не то чтобы готовятся к тому что их представят, они успокаиваются, скидывают маски. Шутить с королевой при Воланде, да в преддверии бала не то что бессмысленно, скорее не хочется, так как начинается некий ритуал и они к нему готовы. Но ведь не для кота))) Кот идет последним и этот обормот помимо того, что готовится к тому, что его представят (он еще и заранее готовился. Неужели для бала усы позолотил? А может все-таки для королевы?) еще реагирует на то, как представляют других и вообще какими они являются и при любом раскладе он тут ващекакойпрекрасный. Его эта несерьезность нужна ей (а может он об этом знает и отчасти тешит свою кошачью душеньку, а отчасти помогает королеве), потому что улыбка помогает ей выдохнуть. Она готовилась к самому ужасному, плюс всяких демонов представляют, а тут милейший котейка, видимо и компашка не такая уж ужасная, тут тоже улыбаются и шутят.

На балу, прежде мне казалось, Маргарита скорее с пониманием слушала истории – да, я знаю, что такое надоел муж. А сегодня было скорее то самое внимание, о котором говорил Фагот – поворот головы, внимание, а на Фриде она очнулась, а потом схватилась за голову также как когда просила – уйди из моей памяти, также как схватился за голову Понтий Пилат после объявления о казни. Кстати у Маргариты есть еще одно схожее с Пилатом. Когда Пилат разговаривает с Каифой он начинает быстро ходить из стороны в сторону. Маргарита будет точно также двигаться, когда Азазелло будет предлагать ей поехать в гости. С Левием Матвеем ее «роднит» опоздание. Быть может где-то в ней есть и черточка от Иешуа, а может даже и Афрания...

Вот такую новую Маргариту безумно трудно принять, потому что непривычно, потому что иначе, чем «нам казалось, когда мы читали», потому что нас сразу ставят перед фактом – вот она такая сейчас и мы не проходим с ней дорожку от встречи с Мастером до того, момента когда они расстались (впрочем нет, проходим, но этот фрагмент такой мимолетный, о нем забываешь). Есть несколько мягких, светлых фрагментов, когда она говорит о своей жизни вместе с Мастером («приходила, готовила обед...»), но этого слишком мало и оно в восприятии утопает под достаточно тяжелым грузом совсем иных интонаций и порывов исходящих от Маргариты.
Трактовка, имхо, часто будет резко критиковаться. Мне самой трудно принять, при весьма четком ощущении - так правильно (~правильнее), Маргарита может быть такой и это интересно, возможно даже интереснее прежнего варианта, поскольку дает иные возможности для нюансов в сравнении с прежней нежной/болЯщей/соленой волны чувств.

Резкие, отрывистые, грудные слова Маргариты очень здорово идут в разрез с чем-то привычным, понятным. Несмотря на то, что они здорово вплетены и перепады интонраций перестали резать слух. Но перепады есть и они могут вызывать протест. «Природа слабодушна и рыдает, но разум тверд и разум побеждает», в данной ситуации разум проигрывает. Потому что от струны, натянутой Маргаритой, мурашка есть, да еще какая, но разум питает уверенность – должно быть иначе и убивает идущее ощущение. Ей трудно сопереживать (в отличие от прежней Маргариты), она сама двигается вперед и сама несет свою ношу. Да и возможно ли было в принципе сопереживание, ведь то чувство и те отношения исключительны. За Маргаритой можно наблюдать, двигаться за ней, но в качестве наблюдателя (кстати, та же история с новым Гамлетом, за ним можно двигаться в след, наблюдая за ним, но почувствовать его, точнее себя Гамлетом, достаточно сложно. Он самостоятельная пружина. А если в тебе что-то такое от него есть, сам скрутишься в пружину и тоже будешь самостоятельной). Наверное, это наблюдение (а не сопереживание) позволяет оценить себя, в рамках предложенных персонажем, но не предлагающим решения, а предоставляющим почву для собственного выбора. В конце концов «зритель приходит на спектакль, чтобы подумать о себе» (не помню в чьем интервью слышала). (уф, во намудрила)

Еще одно. Мне кажется, когда персонаж идет с тобой в диссонанс весь спектакль (а Маргариту понимаешь и принимаешь не сразу) увидеть концовку очень сложно. Ведь если не «согласишься» с персонажем сразу, к финалу просто устаешь от некой борьбы с самим собой. А финал невероятно мягкий, нежный, спокойный. Все резкое улетучивается, наступает истинный покой и уже не так важно, что там говорит Воланд и о чем там спорят Свет и Тьма.
Мне жалко отпускать ту нежную Маргариту, которая была, что называется моей, понятной и близкой (при таком раскладе просто вынуждают покупать билет на «Дракулу» с которым до сегодняшнего МиМа как-то пересекаться не особо хотелось). Но мне безумно интересна новая Маргарита.

0

133

Свита (08/06/11)

Lek написал(а):

Хотя только я собралась написать (долго запрягаю) что в свите каждый сам по себе хорош, но вместе они не спеты, как свита почти зазвучала как хор.

Слово «почти» вычеркиваем )))
Свита так спелась, что даже страшно, но при этом там каждый несет что-то свое. Шутят вместе, но у каждого свой груз, общее лишь стремление освободиться от него. И свою свободу они видят в романе, а может быть в Мастере, который дописывает свой роман и освобождает Пилата.
Ожившие строки романа... Каждому эти строки/роман безумно важны, каждый что-то ждал от этих строк, быть может что именно ему скажут «свободен». Даже если не сейчас и не здесь, когда-нибудь это освобождение состоится и они это знают (в отличие от Воланда, который просит освобождения и сожалеет о том, что оно не произошло сейчас). Уже здесь – «все правильно», так что финал и полет были не так уж важны.

Свита четко разделилась - Гелла, Кот, Азазело и старший у них Фагот.
Потрясающе получилось в варьете. Во-первых начало варьете, когда свита всматривается в зал. Здорово. Колко. Может где-то даже уничижительно получилось – люди, просто люди, пошутить с вами или отпустить, задурить голову или оставить в покое. А, во-вторых, разоблачение. Эта троица стоит по центру и на любое слово Фагота, Семплеярова, даже комментария из зрителей варьете или зала - на все у них есть свои пара слов. «Старшая» в этот момент была Гелла. Она очень ярко реагировала на все. И вообще такая фифочка была, которая постоянно типа ничего не знает и на все так остро реагирует, удивляется, открыв рот, прямо будто первый раз услышала и вообще как такое может быть (брови лезут вверх), а меж тем демоница до последней клеточки, которая с удовольствием стебется всеми своими «удивлялками» над людьми, и все она прекрасно знает, а если что-то не знает (как-то где был Семплеяров, она с таким неподдельным удивлением повернула голову к Фаготу, хотя для этой ведьмочки это могла быть только игра) то ей оно глубоко неважно. Все что необходимо именно ей она знает.
А уж чего стоит «фокус» Геллы в варьете - вышла как ни в чем не бывало, боа подняла, а на лице большими буквами - Ну надо же, а я даже не ожидала что так сделаю, а вы ожидали? Провокаторша!

И два слова про Грибоедов.
Вся свита, рассыпанная по Грибоедову не переставала быть свитой. Люди в этом балагане живут серьезно, а они форменно издеваются, так еще и поддевают, провоцируют, в общем веселятся от души. Вам удивительно? Ну так я удивлюсь еще сильнее. А вот там посмотрите, посмотрите какой тип подозрительный. Вообще, конечно, жутковато. А во всеобщей драке, Кот-обормот с кем не помню, сделали тот же «фокус», что в драке делали в «Гамлете» Лакомкин и Шалаев, когда на вытянутых руках Лаэрт поднимал Гамлета за грудки.
08.06.11

0

134

rrr_may, после сегодняшнего спектакля у меня возник вопрос, а тебе не казалось, что все происходящее в спектакле не случайно? Что не может быть такой изощренной  цепи случайностей, начиная с появления Воланда именно на Патриарших прудах, его беседы с Берлиозом и Бездомным, заканчивая романом Мастера.

0

135

Lek написал(а):

все происходящее в спектакле не случайно? Что не может быть такой изощренной  цепи случайностей, начиная с появления Воланда именно на Патриарших прудах, его беседы с Берлиозом и Бездомным, заканчивая романом Мастера.

Когда читала роман – нет. В спектаклях до недавнего времени – тоже нет. А вот совсем недавно такая мысль замаячила. Там все получается очень здорово повязано. Какая-та лента мебиуса непрекращающаяся. Одно вытекает в другое, другое становится следствием третьего, а третье приводит к первому. Признаться опасаюсь этих дебрей, потому что начинаешь путаться в них.

Не скажу точно, но на последнем или предпоследнем спектакле подумалось. Когда Фагот говорит, что приехали, искали Маргариту, перебрали и ни одна не подходит. А вот ничего подобного. То какая сейчас Маргарита стала – однозначно ехали к ней и ничего они не искали, когда она вот такая и вот так вот пульсирует ее трудно не заметить даже в огромном городе

0

136

rrr_may
Вот! Я тоже считаю, что все это не просто так, а длинный, но осознанный путь к Мастеру и Маргарите. Сначала Фагот находит именно эту парочку (Берлиоза и Бездомного), показывает на них Воланду (просто таки тычет в них пальцем), а потом следит за разговором и опа, исчезает… Масло пошел разливать! И так шаг, за шагом, к финалу.

0

137

В продолжение мысли о том, что все не случайно.

19.06.2011

Земное чистилище

Бывает что-то, о чем не жалеешь, но понимаешь, что оно приведет к фатальному исходу, для Мастера, это любовь к ней, это Маргарита. И она, с их первой встречи, извиняется за то, что станет для него роковой (музой, ошибкой, встречей… т.д.). У нее в руках не розы, а тревожные желтые цветы, но если бы она знала, что он любит розы, то непременно взяла бы их. То, что было между ними описано особыми словами – молния, финский нож, острое, неожиданное, сильное, небезопасное чувство, наносящее удар. И это описание любви как оружия, как стихии, было как никогда к месту.

Мастер убеждает сам себя, говоря, что ни в чем не винит Маргариту. Он винит ее, за то, что та толкала его вперед, за то, что она назвала его Мастером, а в нем проснулся страх, не как в Мастере, а как в обычном человеке, как в других людях, которых он понял (вроде критиков с их фальшью).
Вы верите в переселение душ? Или как и я еще не знаете верить ли в это? Но с другой стороны Мастер мог просто угадать, и от того в написанном им романе речь идет о том, к чему он пришел в собственной жизни. Те же мысли, те же переживания.
Для Мастера «Казни не было…» = не было страха. Роман не был сожжен, любовь не подверглась пытке. Теперь бы, не только Пилат, но и он, Мастер, погубил бы себя, презрев страх, ради романа, ради Маргариты, ради своей луной дороги.
Они, Мастер и Маргарита хотели искупить свои грехи на земле и им дали такой шанс, они прошли через чистилище не после смерти, а до нее.
Она хотела быть честной перед мужем? Или испугалась? Маргарита и сама хорошо понимает слова Пилата о трусости, кивая, вторя им.
Строчка из романа  - «Пропал Ершалаим как будто и не существовал на свете» в устах Маргариты превращается в слезы по Мастеру, это его она оплакивает, каждую его черточку, перечисляя «дворец, переулки,  пруды», это он пропал, а не великий город, будто не существовал на свете. И в этом есть доля истины.
Мастер обвиняет Маргариту в том, что она видела, догадывалась, что с ним творилось что-то неладное, она же похудела, побледнела, перестала смеяться. Эта целая обвинительная речь против нее. В довершении ко всему Маргарита просила ее простить, значит, сознавала свою вину. И она не спорит, а тихо просит о прощении еще раз, следом за словами Мастера. Но этого мало. Ведь она ушла. Но почему? Почему не догадалась, что он заболеет? Почему не осталась с ним? Хотя нет, до этого дело не дошло. Мастер уже знал, что она не останется и руки ее отпустил сам. Те самые руки, с которыми жег роман. В момент прихода спрута руки Мастера и Маргариты, стоящей за его спиной, зеркально отражают друг друга. Останавливает ли его  неощутимое присутствие любимой от опрометчивого шага или наоборот, ее отсутствие в этот момент помогает ему сжечь роман?

Не видеть ее, не возненавидеть, наказать себя за страх – Мастер. Маргарита – вымолить, выстрадать. Она не хотела совершить ошибку уйдя от мужа без объяснений, но все равно ошиблась, покинув тогда Мастера, и теперь не может вымолить прощение. Она не уберегла и любимого человека, и дело его жизни, его роман.

Азазелло приходит очень вовремя, случайно так не бывает, потому что когда Маргариту собрались испытать высшие силы, она уже подошла к приделу человеческих возможностей. В ее жизни что-то должно произойти, потому что сил мучиться не осталось. Она иссушена горем, и знает за что оно ей послано, но все имеет свой конец. Не в жизни так в смерти… и в ее руках  лишь одна соломинка не дающая уйти за тихой мыслью – «я верую». Она твердит это для себя, стараясь, проснуться – «я верую»
Мастер не слышит ее, а Маргарита просит у него прощение тысячами способов. Она пытается оправдаться перед ним, - да, я не осталась у тебя, но вернулась же на следующее утро. И из ее слов - «поздно, слишком поздно» вырывается дикая безысходность, разбивающая жизнь на «до» и «никогда». Так срывают ногти, выцарапывая несуществующую дверь, бьются в нее кулаками, разбивая руки и не ощущая при этом боли. А затем снова, как сильнейшее успокоительное – «я верую». Вдох, выдох, вдох, выдох.
Она же видела его во сне! Нет, сначала без восклицательного знака, это еще слабое утешение пока она сама не слышит своих слов, произнесенные в слух они обретают смысл и окрыляют Маргариту. Ведь это счастье она наконец-то увидела его во сне. Вот он, сердце сжимается от его вида, оборван не брит, она будто гладит его по голове, это он и в ее тоне, взгляде, нежность, не предаваемая словами. Мастер, наконец пришел к ней, кажется что его черты уже стали тускнеть в ее памяти, когда она снова видит его. Но звука нет, это неправильно, до слез, обиды и тоски, он что-то ей говорит, а она не слышит. Вдруг он ее зовет? А даже если нет, какая разница. Она все равно бежит к нему каждой клеточкой своего существа, она несется к нему сквозь всю, чертову, вселенную… и просыпается…
Не знаю чему Маргарита рада больше: возможности  увидеть его живым или умереть, покончив с этой невыносимой болью. Простил ли он ее? Она так долго идет по этому пути, что уже молит лишь о забвении. Крем принесенный Аазазело это как раз оно – забвение. Забвение в возможности не страдать, а излить боль в злости, мести, но и эта злость причиняет боль, видно за право не помнить надо расплачиваться чем-то еще. И да опять,  и снова Фрида. С ней Маргарита, вспоминает, от того и повторяет про шампанское, про забвение, еще и еще раз.

Но все-таки!
За них кто-то попросил. Весь этот долгий извилистый путь, нужен для того чтобы тяжесть, накопившаяся в душе Мастера и Маргариты осталась тут, на земле. Чтобы дать им  покой и вечный приют. Не только Фагот, но и Гелла подсказывает Маргарите что надо просить о Мастере. И разве с самого начала они все не ждут этого, когда она скажет о нем?
И более того - Свита словно понимает, что причинила Маргарите боль, после ее слов о бале. Горе Королевы их смущает, взывает к состраданию, они ей сочувствуют.
Бал был еще одним испытанием, чтобы можно было попросить за Мастера. Да и сама Маргарита хочет лишь этого. Но не спешит посмотреть ему в глаза и он не спешит сделать шаг к ней, они пытаются сблизиться, но не могут, в спектакле не хватило времени, не хватило минуты, чтобы они могли сойтись, снова встретиться…
И все-таки
Маргарита встает позади Мастера готовая оградить его и поддержать, чтобы он смог пожелать себе свободы, от своего страха, чтобы она простила себя за свой страх, чтобы ее руки успокаивали его, а он снова мог взять ее ладонь и поднести к своему лбу.

На самом деле сложнее всех в этой ситуации Воланду, ждущему прощения. Ведь теперь он один ждет, а все остальные ищут. Ищет мастер, ищет Маргарита, ищет Свита, они тоже на что-то надеются, чего-то ждут, ищет Пилат. Ведь зачем-то ему нужен свиток Левия, хотя Иешуа сказал перед казнью, что никого не винит ему этого недостаточно. Пилат не двигается с места, лишь протягивает руку, ему необходимо ПОДсмотреть, вдруг там есть что-то про его страх, вдруг там есть выход, прощение.

Отредактировано Lek (2011-06-20 16:50:52)

0

138

Собиралась еще рассказать о спектакле, но так много впечатлений в письменной форме разом даются тяжело (лето, авитаминоз ))), но… вспомнилась одна деталь. Мастер согласился на покой и вечный приют (он редко дает понять, что согласен, там нет такого ответа, ни да, ни нет), но не сразу, а после прощания с городом, а Маргарита попросила за него, глазами, как просила Воланда за Фриду – вам же несложно.

П.С. В клинике Стравинского у кого-то из медперсонала рассыпались листы (на которых следует фиксировать анамнез больного), уж не знаю чьи это заметки, но бумажки оказались конспектами ) Во всяком случае листы действительно были исписаны ))

0

139

Lek написал(а):

все это не просто так, а длинный, но осознанный путь к Мастеру и Маргарите. Сначала Фагот находит именно эту парочку (Берлиоза и Бездомного), показывает на них Воланду (просто таки тычет в них пальцем), а потом следит за разговором и опа, исчезает… Масло пошел разливать! И так шаг, за шагом, к финалу.

Сегодня на спектакле (20/06/11) поскольку направление было в какой-то степени задано, мысли двигались строго на... только не к финалу, а от финала
С нашей теперь ставшей совершенно сумасшедшей Свитой. Они находят не Берлиоза и Бездомного, они находят роман. То как Свита воскрешает роман, как они верят в него, верят больше чем в свет или тьму, как они ждут... ждут ничуть не меньше Маргариты после бала, когда она ждет слова о Мастере. Ей предлагают попросить, может быть и им когда-нибудь предложат за сделанное ими. А они спасают рукопись, точнее находят ее и (мы же решили, что все не просто так) выстраивают эту цепь событий, чтобы роман вернулся, чтобы он был дописан, чтобы Пилат был свободен, извините, но для них соединение Мастера и Маргариты – лишь приятный бонус в их пользу.

Воланд у нас в непонятках о романе, он переспрашивает о романе, о чем? о ком? (хотя в принципе переспрашивание может быть некой проверкой – хватит ли сил, произнести о ком роман, а потом закончить его). А вот Фагот, Гелла, Кот, Азазелло ехали в Москвку ради этого романа, они могли упустить его, потерять, если бы Маргарита не оказалась такой, какая она есть, если бы она, например, попросила, или отказалась от визита в гости. Но она соглашается, под влиянием своих причин, но одновременно ее шаги необходимы Свите. Они ведут Маргариту так или иначе поддерживая. «Каждому будет дано по его вере». Вот как описать происходящее со Свитой и Маргаритой в этот момент. Беснующиеся кучки висельников и убийц очерчены ярким пятиугольником этого знания о вере.
Роман – это кирпич, который тянет Мастера и Маргариту, и они (Свита, но не Воланд) взялись за них. В принципе они ведь могли прийти к Мастеру и заставить пройти его определенный путь, но Мастер сжег рукопись и всячески отстраняется от нее, надежда только на Маргариту и они идут к ней.
Воланд ждет прощения, а Свита вкалывает, чтобы получить свое прощение, не ждет на блюдечке беленькие крылья, а ждет шанса, что дадут возможность попросить, а это ведь тоже не просто. В этот раз им не дали, но глядя на них как-то даже не задумываешься об ином, просто знаешь - все будет правильно.

0

140

rrr_may написал(а):

Воланд у нас в непонятках о романе, он переспрашивает о романе, о чем? о ком? (хотя в принципе переспрашивание может быть некой проверкой – хватит ли сил, произнести о ком роман, а потом закончить его).

Никогда не думала под таким углом, глаз, что называется, замылился. Но ты права, так сцена становится более осмысленной и вопрос не режет слуха.

rrr_may написал(а):

Роман – это кирпич, который тянет Мастера и Маргариту, и они (Свита, но не Воланд) взялись за них. В принципе они ведь могли прийти к Мастеру и заставить пройти его определенный путь, но Мастер сжег рукопись и всячески отстраняется от нее, надежда только на Маргариту и они идут к ней.

Красиво. У меня чуть другая ассоциация возникла, но близкая по смыслу. Роман как не рожденный ребенок, пуповина которого обвилась вокруг Мастера и Маргариты, но с появлением свиты, шаг за шагом ему дают родиться.

0


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Мастер и Маргарита