МиМ, закрытие 31го сезона, 30.06.08
все-таки лучше поздно...
Поскольку писать, о том, о чем хотелось совсем не хочется, выложу обрывки старых записей
Сезон длинною в девять с половиной недель месяцев ))) начался «Мастером» им же и завершился (закономерность?)... сугубо личное имхо, разницы в спектакле сыгранном напоследок и спектакле открывшем сезон практически нет. Разве что трактовка устоялась. Кто-то по-прежнему продолжает играть в классического «Мастера», кто-то ощутил вкус фарса. Когда-то на первый план выходил Воланд, когда-то Свита, сейчас... ... лучше скажу так: сегодня спектакль был о Мастере, о Бездомном, о Левии, о Маргарите, о многих тех, у кого нет имен в этом спектакле....
С недавнего времени рассталась с этим спектаклем. Метаморфозы не вдохновляют, но, наверное, это здорово, когда новое находит отклик у других. Пусть так, но в этих трех с лишним часах не смотря ни на что остались, сохранились, не изменились, а приумножились своею энергетикой дорогие сердцу секунды и эти, как их... миги (с) Вот из мигов и сложился вечер, сплелся весьма неожиданный спектакль, точнее клип из зарисовок и слов... любимых зарисовок и любимых слов )) Собственно о них
Настоящим подарком был Левий Матвей (М. Докин). Не знаю временно, постоянно, случайно, но это Левий, который не успел и которого сжимается внутри все от того что не успел, его ужас иной: ужас от которого страшно тебе, а не страшно за него. И пусть не Лиходеев, то хотя бы Левий…и все время ждать буду его Левия, как ждать правильного дона Агустина, как ждать поэта, которому доверяю, а не поэта которому верю. Да-да, разница все-таки есть.
Его Левий мудрее, он незаметно посмеивается над Воландом. И эта улыбка, которая периодически проскальзывает тенью по его лицу. Воланд ненавистно смотрит вверх, неистово кричит в пустоту, попутно пытаясь с издевкой уколоть посланника. Воланд сердится на то, что ему не даровали прощение, которое он ждет не одну сотню лет. Позвольте, но ведь еще недавно вы сами говорили - никогда и ничего не просите. Понимаю, что устал, что надоело это все, ну и...? И что? Смиритесь и будьте сильнее, неужели все те сотни лет не научили такому примирению. Кстати, просить или не просить? Или вы, уважаемый Воланд, поскольку сильнее Маргариты можете такое сказать, а будучи (точнее признавая себя) слабее некой высшей силы начинаете просить? Что-то странное...впрочем, прошу прощения.
Напрасно ты в гневе плюешь в небеса, плевок возвратится в глаза Учит Господь уважать свой покой, а кто ему ты такой (с) О. Арефьева
******
Закрытие сезона, последний спектакль в сезоне накладывает удивительный отпечаток, и если сегодня не на спектакль, то на отдельные сцены. Именно таким демонически-игривым получился разговор Азазелло с Маргаритой. О, нет, он не собирался давать поблажку и легко отдавать ей крем, он не собирался быть обаятельным и нагнетал тьму вокруг, оттого согласиться на вечерний визит было еще страшнее. И он был страшно доволен собой, что сумел поиграть с такими смешными людскими чувствами, но, несмотря на все это назначить встречу - «В десять! Ровно в десять!!!»
В спектакле есть, остается мой роман, тот самый роман, который был написан, который не горит. Воскресают всего несколько страниц, а может даже строк, но они горят огненными буквами. Это те строки, которые произносит свита в самом финале - «рукописи не горят», слова к которым каждый из них относится более чем серьезно и все прыжки и ужимки, надменность и манерность рассыпается. Кошачья улыбка сходит с усов Бегемота, Гелла вырисовывая черными перчатками в воздухе сады и пруды отступает назад, Азазелло остается демоном - «опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом» - он спускает эту бездну. Фагот, смеющийся и беспрестанно играющий, теперь чуть сожалеет и говорит о великом городе, который «как будто и не существовал на свете».
*****
Бездомный... там, там, по-моему, диагноз у самого актера (эй-эй без обид). Но, вваливаясь в шум и балаган варьете, в царящую там беззаботность и бесшабашность танца Денис Нагретдинов вышел и сотворил невозможное, он перевернул все вверх дном, заставив соприкоснуться со страхом, который ощутил он сам от знакомства с неизвестным, от сумбурного ужаса и путающихся планов в голове - как решить проблему, как победить, что предпринять против незнакомца на «W». Как там, у Высоцкого звучит «ну, сумасшедший, что возьмешь».
*****
Истинным закрытием стал Мастер освободившийся от всего - «Свободен!» он освобождал себя, он приобретал свою свободу. Не просто свободу, а счастье свободы. И словно печатью, прощальным взмахом белого платка стал выкрик Бездомного - «Вы мне письмо оттуда черкните. ... и глаза на мокром месте ...Прощайте Маастееееер!». Прощайте... нет, до свидания! До скорого свидания!!!
А нового сезона... конечно, буду ожидать (собственно этим и занимаюсь сейчас))... ждать Дракона, Хармса, Собак... и может быть немножко Кукол…
Отредактировано rrr_may (2008-08-07 00:10:42)