Я рада, правда, рада, что спектакль понравился. С другой стороны ведь у каждого спектакля будут свои зрители (штампованные фразы, не люблю, но сейчас именно они лезут в голову). Так вот будут зрители, будут аплодисменты, будут цветы... Просто... не знаю как дальше, но сейчас это не мой это спектакль. Признаюсь, мне было безумно сложно высидеть все эти три часа (первый акт порядка двух часов, по программке 1,50, но кажется, он оказался дольше, второй акт – 40 минут). Не так много со мной случалось юго-западных премьер, хотя наверно в этом случае правильнее сказать – первых показов. "Бабочки" на негнущихся ногах, совершенно картонный "Дракон", но сегодня было особенно трудно, а после спектакля – пустота. Кроме страшного "терпеть" от Заречной, по сути ничего не осталось. Очень много Аркадиной, непонятная трагедия Треплева, которая заключалась в хмуром молчании причины которого для меня пока загадка (не знаю почему он запутался в занавеске, в смысле застрелился-утопился – любовь? Непризнанность? Что-то еще? Даже попытки довести до точки не было, имхо). В общем как обычно сочетание плюсов и минусов, но имхо, минусов оказалось гораздо больше. И, как обычно, надеемся на лучшее...
Спонсор спектакля – полиэтиленовый завод... а если серьезно вот такие вот «новые формы» - песТня для фотографов. В спектакле Тригорина Нина и Автор вдвоем бегают держа в руках длинный шлейф из тонкого полиэтилена, который меняет пространство, разрезает, деформирует. Эти два шлейфа переплетаются, опутывают ее и вот тогда – люди, львы, орлы и прочее... В начале второго акта все персонажи с такими же шлейфами, кружатся, переплетаются (конечно не до такой степени, но если этот условный хаос продолжить, то не хватает совсем не много до того «бардака», который происходит в финале «Щей», до потопа). Так вот все кружится, летает... сценографично и очччень красиво. Вообще много красивых сцен, хотя бы тоже начало, где Заречная и Треплев сидят рядом и их руки переплетаются-играют.
Нина Заречная ... в самом начале, не признала ... У Заречной и Треплева в начале одинаковые... как подобные вещи называются не знаю... длинное х/б типа платье (все-таки не балахон это, я бы скорее Тригоринский широкий пиджак, что был в финале балахоном назвала, а эти именно платья, так как они облегают по фигуре, а не «мешком» висят) с воротом, таким длинным что его можно на голову натянуть, как капюшон, и он и она это носят с брюками, но у него на поясе черный платок завязан. В общем эти наряды в начале здорово выбиваются из общего вида, сразу понятно – вот они новые формы, ну пока не в искусстве, а только во внешнем виде, искусство будет потом. Так вот... в полутьме, в этом туалете, лица не видно, невысокая девушка, двигается легко-легко, словно летит... Это явно Заречная, но позвольте, в программке написано – Карина Дымонт, а это явно не она. В общем не признала она... она играет спектакль, демонстрирует новые формы (о самих формах выскажусь потом), полиэтилен кружится (звучит не хорошо, но все что касаются летающего полиэтилена, все говорю только в положительном смысле)). И вот те самые люди, львы, орлы и пингвины (атмосфэру Белякович умеет нагнести). Итак, все кружится, Заречная превращается в мировую душу, ее полностью опутывает полиэтилен (в смысле материя мироздания)... тут спектакль обрывается... Аркадина возмущается, Треплев с диким криком убегает, из этого полиэтилена вылезает совершеннейшая девчонка (она там полностью запутанная в нем) – «я так понимаю продолжения не будет? Можно я выйду?» Весь пафос слетел, есть только глаза распахнутые на мир, есть робость и нерешительность, есть смущение перед беллетристом, есть желание услышать одобрение «гениальной актрисы», а потом даже лишний раз коснуться ее руки... В конце это живой труп, молодая девушка, которая за пару лет сгорела. И одно ее «терпеть» и «осознавать, что плохо», дорогого стоят. Больно ее слушать, очень. Распахнутые ладони – «чайка» в них все что было и чего не будет... (имхо, этот жест переходит в руки Трепелева, но у Матошина он пока не «сыграл», не забрал он у нее с рук эту «чайку» в которую она вложила свое «терпеть»)
Маша (Илона Барышева)... Глядя на нее я буду верить в талант Треплева, она любит его, его работы, его голос. Она смотрит на него во все глаза, но он не видит. Когда он рассказывает о возвращении Заречной (или чем-то еще), она, закрыв глаза, слушает его голос и любит каждой клеточкой. Резко смеется, пьет и любит. Она угасает, тяжесть ее существования ощущается физически. Она жестоко стегает себя - «Марье родства не помнящей...». Маша снисходительно смотрит на Медведенко (Константин Курочкин), но потом, после замужества, он для нее уже даже не мебель – звук, сопровождающий ее по жизни. А этот «звук» смешной, маленький человек, учитель, который постоянно проявляется со своими «грандиозными» проблемами и скромными желаниями. Земля круглая и он это знает, но от этого ни горячо, ни холодно и всех учительских проблем не решает, а проблемы эти бесконечны (думается, обещание роли здесь серьезное). Шамраев (Валерий Афанасьев)... управляющий и его «фронт работы и забот» не просто видишь, а чувствуешь – хомуты, лошади... Это настолько глобально, все требует глаз да глаз, и у него все под контролем, даже оставшийся полиэтиленчик аккуратненько отнес в сторонку – в хозяйстве пригодится. Афанасьев все делает легко, играючи, где-то передергивая, но красиво и вмеру. Несмотря на некоторую вольность в словах, хозяйство он ведет твердой рукой (а уж когда речь заходит о хомутах, здесь даже перечить не могИ), но при этом легко, с душой и настроением (история про нижнее «до» - песТня). Дорн (Алексей Ванин)... местный, извините, бабник, простите Дон Жуан. Пилюлькин всех лечил касторкой, этот валериановыми каплями, да и то для проформы, чтобы вовремя слинять от разговору, или подрулить к дамочке. Ведь в нескольких фразах и редких «сольных» выступлениях умудрился сначала запорошить глаза – старик, ничего не надо, акушер, кхе-кхе, чуть ли не песок сыплется, а потом, он едко подстегивает Сорина, который ударяется в воспоминания о похождениях, и, отхлебнув, чего-то горячительного (наверно валериановых капель) из трости, которая оказалась с откручивающейся ручкой, встрепенувшись, в танце пошел пара-па-ба-бам-пара-па-ба-бам-пара-по-бабам.
Этих персонажей видно, о них хочется говорить, они запоминаются, но во всех трех часах их мало. Да, они играли в «Чайке» раньше, но, тот же Медведенко на новенького. Остальные персонажи, как то Аркадина, Треплев, Тригорин (пожалуй, Тригорин, в меньшей степени, просто для меня такой безвольный и бесхарактерный подкаблучник Тригорин совершенно не интересен, красивая картинка в спектакле, но не более)... может быть со временем они смогут что-то рассказать целостное... рано еще.
пока так
После всего что случалось, остро хочется договориться на берегу. Итак, заранее предупреждаю, все нижеследующее не в пользу спектакля, не «за» спектакль. Спектакль мне в целом не понравился. Возможно это первый показ, возможно «а», возможно «b», возможно «c», еще рано и прочее, прочее, прочее...
«Чайка» первый показ... 30 мая 2009
Надеяться на лучшее или нет... вот в чем, прости господи, вопрос... хм... риторический, а все это - издевательство (все те, кто пытался вытащить это издевательство сегодня, вряд ли согласятся также тащить его дальше, впрочем кто знает...). Премьеры были всякие, но чтобы такое, когда глаза деть просто некуда, а время от времени проявляющиеся Барышева, Афанасьев, Ванин, Дымонт, Курочкин (вспоминая их, понимаю, что хочу увидеть вновь, столько мелочей, нюансов, игры, оттенков, характеров, но этих персонажей очень мало в спектакле, хотя в отведенные им полчаса.. ну минут сорок в сумме они оставили глубокий отпечаток о себе) - какой-то луч света в беспросветной... тьме, и сразу осознаешь, что умрешь быстро и безболезненно. Ибо смерть неизбежна это очевидно. Хотя вот опять Аркадина, Треплев... и осознаешь, что легкой смерти не избежать... смерть была мучительной.
Похоже, что треплевские новые формы... новые формы это то, как играет Матошин в «Дракуле», это совершенно «талантливые» подскоки Генриха в «Драконе», это ужимки Фабрицио в «Шутке», это наигранный пафос Клавдия. БОльшая часть набора из этих новых форм была выдана в начале. Начало спектакля воспринимать оказалось очень сложно. Заречная, вроде как влюбленная в Треплева, играет на его волне, копирует его движения и манеру говорить, потом появляются еще персонажи (помню пару Медведенко-Маша, но была еще и третья) и разговаривают в том же ключе и манере. В общем начало спектакля – это такой большой прообраз, прости господи, «новых форм». Желание уйти все возрастает и вот, наконец, появляются людиииии – все персонажи поют песню, в толпе три (иногда две) гитары и, наконец, возвращаемся к «старым формам» и близится трепелевский спектакль. Начало второго акта, все персонажи тоже уходят в новые формы, Дорн один в один копирует Треплева (или правильнее здесь сказать Матошина), так что вопроса но новых формах не возникает.
Треплев (Алексей Матошин)... не знаю чего хотел этот персонаж, чего добивался, в конце запутался в полотнище (по идее, либо утопился в пруду, либо погиб под обломками театра), но он даже не начал строить этот театр. Ходил, хмурился, кричал. Какой потрясающий монолог у Треплева в начале, там текст загляденье про театр, формы (в этом тексте вспомнился Ральф Нагретдинова из «Бабочек», который потрясающе говорит про новые формы и внутреннее зрение, которое предполагает театр, здесь ... ну грубо говоря тоже самое. Не по содержанию, по подаче, но Матошин съедает все слова, весь текст, ну будем надеяться, что пока...). Трагедия в жизни Треплева... ну не горел он так новыми формами, не любил он, чтобы потом застрелиться. Вообще не знаю почему он решил умереть, хоть бы намек на причину. Так вот... трагедия, и здесь Треплев произносит слова так словно только вчера научился говорить... не мое определение, но с позволения, заберу его – какой-то биоробот, ни дать, ни взять. Второй акт длится 40 минут только потому что между словами (даже не фразами) Треплева секунд по пять не меньше, а то и больше. Все она – высокая трагедия в новых формах. Треплев говорит о Заречной, о ее неудачах, завываниях, резких жестах, и моментах, когда она удачно вскрикивала - произносит текст в «новой форме» и сразу возникает вопрос – а ты сейчас чего делаешь, ибо момент точно неудачный? (Белякович – шутник!).
Не знаю о ком этот спектакль. О Заречной? Тогда слишком много сцен Аркадиной и Треплева. Об Аркадиной? Вся ее игра заключалась в смене туалетов (три костюма точно, может даже четыре). Красиво, кто бы спорил, но, а дальше, простите, что? Завывания и резкие вскрикивания с удачными моментами? О Треплеве? Тригорин... с ним все просто – писатель, порхающий, добившийся, половину первого акта молчащий и только бросающий многозначительные взгляды (красиво), уставший от всего и вдруг девушку увидел (седина в бороду..., вот остался бы на неделю в деревне, как Аркадина предложила позже, перебесился бы и все было бы путем и девочка бы может так не сбилась бы). Монолог о том, что все надоело, надоело писать, а хочется жить получился здорово (ну с поправкой на первый показ, но это во всем и у всех... почти), а потом... потом выясняется что это «хвостик» Аркадиной, даже возникает сомнение в таланте. Да, он пишет, и видимо много, но так ли это талантливо, во имя него Заречная, вырезает свое сердце – если понадобится жизнь, приди и возьми. Аркадина быстро строит Тригорина, и уже он косится на нее и робко пытается говорить – поедем, останемся на несколько дней. Он талантлив, или он известен только потому что она упорно играет его произведения и говорит о том, что работы его талантливы. Имхо, второе.
*****
UPD. Сохранились - колесЫ-клумбы, подсвеченные изнутри, одетые колонны, справа в нише пруд. Костюмы во многом, но с некоторыми нюансами, как то новая шляпа, сохранились (Дорн, Сорин, Шамраев). Абсолютно новые - Аркадина, Треплев (так и не разделся за весь спектакль), Нина, Тригорин. Маша весь спектакль проходила в брюках и жилете, с черной косынкой на голове, повязанной назад (или это шапочка, но не суть), мне почему-то казалось, что к концу спектакля она переоденется вся в черное, с другой стороны она действительно переоделась, но внутренне.
Фото прежнего спектакля Евгения Люлюкина
Отредактировано rrr_may (2009-10-05 01:56:44)