10/12/2009
Всегда так - чем меньше ожидаешь, тем вернее, что получится что-то... правильное (не могу подобрать слово, а «хорошее» здесь категорически не подходит)
Изменился спектакль, а может быть просто давно его не было, а может потому, что мы изменились, а может потому что они, а может все вместе и понемногу...
Спектакль получился каким-то кОлким. В общем-то, Д-Трип трудно назвать мягким и пушистым, но вчера он был чуть более напористым, сердитым. Действие tripа получилось не мягким, а «обухом по голове»...
Достоевский получился колючим, безысходным. Раньше хотя бы Настасья Филипповна дарила надежду на что-то светлое. Такой луч света в темном коридоре, что все-таки кто-то приедет и увезет Настеньку... Сегодня она не ждала и не верила, словно устала верить и закопала свою надежду куда-то глубоко внутрь, превратившись в циничную особу, сделав из своей жизни игру, в которой ее покупают, а она лишь набивает цену. Правильно, если уж продавать себя, то подороже, а так как вокруг сплошные «купцы» они и отношения соответствующего заслуживают. Она презирает окружающих ее людей, подначивает их, разжигая «аукцион». Она поджигала пачку денег, а казалось, готова была сжечь все вокруг и всех и уйти навсегда не оставив и следа о себе и своей «наигранной» жизни. Она играла на людях, ее хотят видеть такой и она была такой, причем на тысячу процентов такой без оттенков и полутонов. Словно ей захотелось сгореть и пусть этот пожар случиться через неделю, но только бы он не возвращал к себе самой, той, что запрятана в глубине и верила в то, что кто-то приедет и позовет. Как Ипполит – в последние две недели жизни сам решит что можно, а что нельзя, но ему срок установили врачи. Настасья Филипповна очерчивает себе срок сама и в этот срок огонь в ней будет ярче прежнего. Лишь слова Князя приостановили эту несущуюся с горы машину. Кольнуло ее внутри, что еще кто-то может ей такие слова говорить, ей, настолько заигравшейся, только вот попрекали ее, поэтому, слишком печальное – не ручайся за всю жизнь – и не верит она в его слова... Она уже не заметит руки Князя, который не решается коснуться ее – королевы на пьедестале, в отличие от Рогожина, который уже считает ее собственностью и играет по ее правилам...
...
Из монологов по-настоящему вывалился только один. Такого не было давно, последнее время чаще всего по-настоящему «вваливается» один-два монолога, а первая часть спектакля перевешивает. В этот раз было иначе. Достоевский стал такой большой подводкой к последним рассказам.
Подумалось вот что... они по-разному читаются. Не знаю «теперь» или «так было всегда», склоняюсь к первому, но все-таки. Они читались на одном дыхании, без запятых, почти бесцветно. Сейчас…они получились цветные и очень разные. Это были слова тех самых персонажей в которых превратились наркоманы. Что их мучило в Достоевском, продолжало терзать и в последних словах...
У Мышкина, а это был именно Мышкин, не Мужчина 1 (или не важно какой номер), который в начале мучился от ломки, а тот в кого он превратился, кто проявился в нем под влиянием полученной дозы. Его слова получились как последний вздох маленького мальчишки, того непонимающего и напуганного, мир которого пах чем-то чистым и светлым, как самолет. Это не была оценка взрослого. Он не боялся, не ненавидел, не придавал значения, а вышел и почему-то рассказал именно эту историю. Это был все тот же Князь, верящий в людей. Он как пришел в мир с широко открытыми глазами, так и ушел из него.
Настасья Филипповна - испуганная девчонка, которая до конца верила в фиолетовую страну и лишь устав и измучившись от игры в одни ворота, ощетинилась сама, отказалась от фиолетовой страны. Жизнь выбила мечту у Настеньки. Она вспоминала не пулеметной очередью слов, а с паузами, вырисовывая руками пространство – здесь были чертежи, здесь – витражи. Ее воспоминание оживало, холодно и пусто оказалось в большом доме, что остался в детстве. Она поддерживала тепло долго, но, когда подпитки нет, силы не бесконечны...
У Рогожина получилась жуткая обида на людей через мальчишку, смеявшегося над недостатком. Лето в лагере не прошло даром, он усвоил урок – можно покупать и продавать. Это было единственное лето, когда покупали его, больше он не позволил такому произойти.
Ганю слушать страшно – его слова сыплются мелкой дрожью и когда в конце оказывается мальчишка лежащий на собаке все сходится в единой точке – рассказывая это он так и оставался на этой собаке. С того самого момента в нем остались слова деда о слабой силе воли и о том, что он во всем виноват. Хотелось быть сильным, завоевав... купив мир.
Ипполит он сводил счеты со смертью еще в Достоевском, он боролся с ней в переходной ломке и ему очень хотелось жить. Победить, выиграть сражение. Он словно находился на противоположной стороне - если другим опостылела их жизнь, и они играли в свою жизнь, делая ее ставкой, живя так будто смерти нет, а если она и придет то они встретят ее радостными объятиями. Это не так. Ипполит знал, что она рядом и стремился отсрочить встречу. И вроде жил правильно и вроде было все хорошо, а вот все равно получил обухом. С монологом получилось красиво там было начало о маме и финал о том что осталось после ее смерти, середина о преступлении уплыла в никуда. Причем к финалу слова становились мягче, теплее. Если других воспоминания кололи, то Ипполита грели – на прощанье погреть руки у самого теплого костерка в его жизни. В коробке с бабочками собралось все, а когда он ее сжег, то больше и не жил
А Лебедев... Впрочем не знаю, был ли это Лебедев или тот человек, что в самом начале упорно собирал разбегающихся наркоманов и готов был драться с ними чтобы они оставались и что бы вспомнили… Он поставив бочку на край сцены, словно дверь в тот их мир, он вытянулся, чуть перегнувшись через нее, словно прорубил окно и оказался рядом. В этот момент стало так отчетливо ясно, что спектакль происходил там, все-таки чуть поодаль, изредка выбираясь, но сохраняя дистанцию (спектакли ЮЗ теперь изредка балуют приглашением зрителя вовнутрь. Такое совершенно невероятное приглашение случилось на «Драконе», когда из зрителей просто сделали жителей города, немых и смирившихся, случилось на «Веронцах», когда нас пригласили в игру, но чаще такие приглашения бывают не от спектаклей, а от отдельных актеров, да и то изредка). Лебедев, чуть наклоняясь через бочку, словно перелез невидимую перегородку. Он поставил седьмую точку, отчеркнул страницу и открыл новый лист, на котором каждый из семерых еще напишет, непременно напишет и каждый напишет. И брат, коловший его иголкой во сне, чтобы он не замерз, навсегда рядом. Он это знает. Он так глубоко забросил слова, с улыбкой и верой, что стало больно. Можешь не верить, можешь не знать, можешь сомневаться, но в эту секунду его слова стали единственно правильной аксиомой. Мы не умрем. Каким бы не получился спектакль, где-то что-то провалилось с треском, где-то забылось напрочь, но за такую точку можно простить все...
Отредактировано rrr_may (2009-12-18 10:21:39)