Сон в летнюю ночь 19 августа 2009
Пишу предвзято )) А вот к кому предвзято оставлю многоточием, потому что сама не знаю. «Я», «Куклы», «Инстинкты» и теперь не известно, где предвзятости больше получится ))
В целом очень смешанные чувства... и да, и нет. Да, потому что это было любопытно, забавно, интересно, особенно в отношении некоторых уже знакомых актеров. Если бы я не знала другого «Сна», то, наверное, лучше и не нужно... Но )) Наш «Сон» наглее, забористее, бесшабашнее или вернее сказать – безбашеннее . Для меня Сна-НН во всей совокупности тамошних чудес и смеха хватило только на 1/3 ЮЗ-Сна... даже не на половину. И, если из «Кукол» и «Кукол» мне будет сложно выбирать (невероятно, но факт), то дремать я предпочту юго-западным «Сном» Старая любовь она не ржавеет ))) Не знаю с каким знаком получилось сказанное, мне не хотелось бы сильного «минуса», хотя не без него…
Показалось, что...
...в спектакле есть пары, но нет дуэтов, по-настоящему спетых, слаженных дуэтов
...спектаклю не хватает цельности. Граждане Афин, мастеровые, духи – три отдельных самостоятельных от «а» до «я» мира, но они не складывается в финальный апофигей «театр это сила, он на жизнь влияет сильно и далее по тексту. Они каждый прожил свою жизнь, так сказать выполнил свою задачу. Не было ощущения срастания всех этих миров в единый ком, как это происходит у нас.
...остро не хватало пауз. Нашинских пауз, которые отчеркивают шутки. Собственно поэтому много шуток не слышно, половина текста не стреляет, так как у наших фантазеров. Там же практически над каждой фразой можно обхихикаться. А здесь они становятся просто текстом и даже практически (невероятно, но факт))) настоящим Шекспиром. Вот если бы я не знала как и что можно сказать в определенных моментах, то ничто и никто не резал бы слух – текст, как текст, иногда смешной, но можно больше. Собственно поэтому только 1/3 ЮЗ-Сна
...это в первую очередь спектакль, особенно первая половина первой половины (в смысле начало первого акта). Звучит странно, попробую пояснить мысль. В начале, появляющиеся Тезей и Ипполита были словно кукольными фигурками. Это не были граждане Афин, Тезей не казался вот таким чтобы петь «слааавься наш Герцог», он не был первым лицом, которого волнует все в государстве и в первую очередь эээээ любовные непорядки в государстве – кто кого любит и не любит и уж совсем не тот Тезей, который со знанием дела говорит про женский монастырь – туда полезешь, они там ждут. Конечно, здесь я говорю с оглядкой на нашего Тезея, в НН должен быть свой, но в том то и дело что его не было. В общем и целом мне сложно что-то сказать про него. Первое лицо государства (по большей части в силу смысла его речей и положения по центру) – все. Может быть так и надо, не знаю. Ипполита не была такой чтобы «славься достойная царица Амазонок». Она была царицей, потому что находилась в центре и была подле Тезея... а дальше? То есть условная расстановка фигур (персонажей) говорила сама за себя, их речи были громки, но неэмоциональны как на митинге. Да собственно тут и происходил условный «митинг» – на главной площади Афин.
Вот в таком вступлении мелькало живое и настоящее. Такое как Эгей ни на шутку озабоченный увлечением дочери (Эгей вообще верховодил всей этой процедурой и отчасти двигал ее, а уж когда зашла речь о дочери, так закипел так, что практически виден пар над ним, для него проблемы были серьезны, ведь не кто-нибудь, а дочь), Лизандр посылающий своей девушке воздушные признания. Но в целом... В целом начало сильно смахивало на эдакий игрушечный балаганчик и в этом тоже что-то есть (говорю без знака плюс или минус, но лишь в сравнении с нашими). Здесь куколки очень похожие дружка на дружку разыгрывают спектакль. Они не жили, они играли. Было четко ясно, что это не Афины, и позади не мраморные колонны дворца, а все это разыгрываемое на сцене действо. Возможно, проблема в том, что заполнить целиком пространство сцены не удавалось (с поворотным кругом в «Дураках» это сделать оказалось гораздо проще, как выяснилось). Реальность появилась где-то с появлением мастеровых, которые уже не декламировали текст, а пытались репетировать, когда вырисовывалась реальная угроза – муравейник, а двое из лоботрясов просто ушли в зал, намереваясь слинять с репетиции и если бы Дудка не окликнул, так бы их и видели. Мастеровые не стояли на определенных точках, как граждане Афин (конечно, они находились на тех же самых точках, но пространство их движений не ограничивалось, они подходили друг к другу и шесть человек в общем-то захватили внимание) Вот где-то здесь потерялось ощущение «это театр» и возникло «по настоящему». Потом оно в разные моменты возвращалось и уходило.
...основная фишка спектакля - мастеровые. Фавны и феи теряются. В целом зеленые человечки (о, боже, сейчас скажу крамольное слово) массовка, с небольшими частностями. Кроме того их часто загоняют в глубь сцены и там они теряются. У них нет своей жизни, своей я бы даже сказала истории, как у наших. Что касается мира людей... там все, я бы даже сказала строго, по Шекспиру. До нашей каламбурды тамошнему спектаклю далеко.
Костюмы и свет
О них тоже хочу сказать. Платья у Гермии и Елены просто умереть не жить, красотищщща светло-лилового цвета (хотя фик знает. так всю жизнь думаешь, что одежды белые, а они на самом деле светло-светло серые, чтоб под софитами не слепили). В общем платья как раз в духе того самого времени. Конечно, пОлы длинноваты и, кажется, что вот-вот кто-нибудь да и запутается в них, но развивается это все красиво и девушки управляются с ними ловко, а вот на ногах – сапоги, как у фавнов-фей. У наших все-таки туфельки-сапожки (конечно жутко не удобные, но что есть)
На мальчишек (Лизандр и Деметрий) ткани не хватило (хотя можно у девчонок отрезать) – плащик завязанный на груди, а у Деметрия в силу комплекции даже не завязанный, а развивающийся и получается, что он по лесу в полуголом виде (простите, в колготках и плаще) бегает за девушкой. При этом он так рьяно это делает, от всего пылкого сердца. Нуу ээээ я бы тоже убежала от него. В общем, это как-то что-то где-то немного не то, но к финалу привыкаешь и начинаешь верить в добрые намерения Деметрия. Тут руку прикладывает, конечно, сам актер. Веришь ему, тихонько улыбаешься той напыщенности и агрессивности, что он на себя напускает, а внутри добрый и мягкий, правда сам от себя это скрывает, но Елена-то видит)) Вообще Деметрий каждым своим появлением ни на шутку радовал. Ну не такой там смешной «Сон», а появление Деметрия предвещало...))) Понятия не имею насколько он любит Елену и любит ли, парень бегает по лесу и буквально играет в войнушку (казаки-разбойники)) Есть цель – сначала Гермия, потом Елена, хотя собственно не важно кто. У него есть непокоренная крепость и он одинаково рьяно носится по лесу сначала за одной потом за другой (здесь полагается сказать, ну это не такой Деметрий, каким я его себе представляла...бла-бла-бла, но здесь он вот такой получился и ... не подпадая под нечто классическое, совершенно не портит картинку, а даже украшает ее своим азартом. Кстати приоткрылась тайна (в смысле для себя я решение придумала), почему А. Долгушин в «Куклах» оказался Мамоной, правда в «Куклах» личной кукольной войнушки пока не получалось. Кстати раз уж о «Куклах»... в в отношении М. Лакомкина все прямо противоположно. Внешне он однозначно Херувим (да еще и грим усугубляет), но по тому что я видела в «Сне» (Пэк) и в «Я», где ноги в прямом смысле несутся впереди паровоза, где море по колено, да и что за море – лужа какая-то. В общем, роль-то почти на сопротивление))
Ипполита и... кто-то еще, кажется Титания, но не уверена, не очень получается обращаться с платьями, которое с обручем. Браться за нижнюю юбку это конечно удобно и ходить тоже, но зачем оголять ноги, когда можно эффектно обернуть вокруг талии верхний обруч (ну это я с оглядкой на наших). Еще неудобно в этих платьях стоять по краям сцены, то есть перед коробами, где выходы. Банально юбка не умещается, приходится нижний обруч сзади поднимать. Разврат полнейший))
Свет- это та драгоценность, которая есть в ЮЗ и которой практически не было в НН. Когда все переливается, лучи пересекаются, все перемешивается, а духи так и остаются зелеными. То волшебство света на поляне, когда Основа впервые видит все зеленое народонаселение и когда «она полна!» - только за это мгновение света буду приходить на спектакль. Почти всегда на спектакле жалею, что Гермия у нас теперь не поет песню, когда ее бросает Лизандр, отчасти потому что она стояла на поляне именно в этом сплетении лучей света таком светлом и радостном в ее безрадостном чувстве.
Возвращаюсь в НН. Отсутствие света весьма очеловечивает лесных жителей. У нас они практически все время зеленые. Правда, в НН вместо света на фавнах-феях совершенно убойный грим. Имхо слишком черный, агрессивно выглядит, но лицо меняет полностью и это, как говорится, бьет наверняка искажая лица, стирая с них человеческое и добавляя что-то инопланетное загадочное (фей и фавнов узнавала с трудом), вот еще чего-нибудь на руках-ногах бы нарисовать, чтобы так не бросалось в глаза, что руки-ноги человеческого цвета))
Загогулины с текстом или «Это я сам дописал»
Текст там несколько переписан, общие линии и сцены слегка изменены. Ну, это я просто так... для сведений. Например, когда общая суматоха, то не фавны раскручивают людей, а феи (язык не поворачивается написать фавнихи). Мальчишки в это время «волнуют» белые колонны. Кстати магических пеньков не шесть, а только четыре, собственно фавно-плотность населения тоже гораздо меньше. Фавнов и фей по шесть с каждой стороны и это с учетом Оберона, Титании и Пэка. У нас тоже с каждой стороны по шесть, но без начальства, в смысле Оберона, Титании, Пэка (первый заместитель, почти начальник)... может быть потому что было лето
Попробую объяснить еще одну махрово-имховую штукенцию, которая резала слух.
Итак, еще одно показалось... По ходу спектакля (больше во втором акте) казалось, что исходный текст разбавлялся хулиганской отсебятиной, возможно, это и не отсебятина, но эти слова резали общую мелодику (может это только мне слышалось) первоначального языка персонажа, который был до этого. Впрочем, иногда, добавляли характЕрный штришок, но все равно выпадали. Словно изначально задан определенный ритм – та-та-та-та-та и вдруг бумс, а потом опять та-та-та-та. Понятное дело, что чистейшая имха. Возможно, так задумывалось изначально. Именно так иногда звучали диалоги Оберона и Пэка, особенно когда они спорили. Или слова Оберона, когда он буквально вываливается на поляну, очумевший от поведения Титании: «Пэк, твою мать, ты что наделал?»
***У меня есть мои собственные примеры из наших. Может так будет понятнее. Допустим в том же «Сне» есть 2 слова:
Лизандр – «а мы поперлись на ночь глядя». Это самое поперлись появилось сравнительно недавно, когда оно появилось у меня был ступор. Не потому что – ай, ай как это можно, для Шекспира это не приемлемо. Моему испорченному вкусу шекспировский текст...в общем не мое это и я не трепещу от его изменений. Но слово мешалось. В плавном течении речи «поперлись» выпирало таким острием, что когда уже фраза сказана, и уже следующая прозвучала, эхо от «поперлись» все еще тянулось. Лишнее какое-то слово. Может, привыкла, может Лизандр (Денис Нагретдинов) вплел это слово в текст, может, стал удачно «проглатывать», не акцентируя, но и не забывая сказать. Не знаю. Но, тем не менее, полгода и оно затерялось в словах персонажа.
Еще один личный например – Деметрий, который с каждым спектаклем пытается произносить слово «дура», как «любимая». Резкое слово, да еще несколько раз произносимое, у меня оно выбивается из русла ЮЗ-Сна (или лучше сказать существования Деметрия). Вот у Горшкова получалось это произносить и оно пусть не синонимом слова «любимая», но ложилось в его «опечаленность своей влюбленностью в дуру эту» и тем что эта дура... тьфу в смысле Гермия не понимает своего счастья. Сейчас Деметрий (Денис Шалаев), то как мне слышится, не попадает в нужное для своего персонажа русло, а сразу после «дуры», находясь на пустынной поляне искренне объясняется ушедшей Гермии в любви. Слова, произносимые для Гермии, но в ее отсутствие, звучат нежно и красиво, и то резкое что было до этого кажется странным для этого мальчишки, запутавшегося в чувствах и заблудившегося в лесу. Ну не его это слова. Пока что так. Вот.
***
«Техничные эти черти, но пауз не хватает» - слова не мои, но приведу их. Именно так - техничные в движениях (конечно не без сбоев), синхронные ахи выглядят здорово. И, показалось, их больше чем у наших. А про паузы уже говорила. Их отсутствие вычеркивает знакомые шутки, а новых не добавляет. Одно нашенское «пописюнить» чего стоит, а ритуал сообщения зачем ему хочется уйти в кустики со всеобщим подслушиванием интимной информации. В НН много шуток потеряно. Может оно и к лучшему.
Зеленый мир и человеческий
Возвращаюсь к ним. Эти два мира они совершенно раздельные. Не пересеклись они у меня так как тесно сплетаются в ЮЗ-спектакле, особенно в финале когда в прямом смысле все перемешиваются и наступает общий хэппи энд в центре которого Пэк. Здесь получилась лишь одна настоящая точка соприкосновения - это Осел и Титания, и внезапная любовь, которая вдруг проявляется в Основе, а ведь ничего не предвещало в этом предусмотрительном раздолбае такой теплоты и романтики.
***Объясняю, почему предусмотрительном
Дудка: - Главное чтобы после всех чудесов он не подхватил бамбуковую дергалку.
Основа: Мы между прочим, как все - через подорожник
в финале, когда Основа вновь видит Титанию
Основа: Это онааа... /обращаясь к кому-то из мастеровых/Подорожника нет?
***
В остальном два раздельных мира...
...Нет здесь духов леса, которым в радость поглумиться над человеками. Они живут в своем мире и им хорошо в этом мире, вот с этим не поспоришь.
... нет голосов фей, навевающих «Сон всего лишь сон» и усыпляющих людей не потому что надо, а потому что они тоже хулиганки и умеют без цветка подшутить над человеками - навевая на них чары усыпить их в лесу. Но их шутки совсем не злые, ведь «когда проснувшись может вспомнишь о том, что тебе вдруг приснится...». Кстати, с песнями ерундистика. Показалось, что полностью слова мало кто знает. Забывая текст через слово, поэтому он и поется в полуха, чтобы не был очевиден на пару слов пропавший из хора один из голосов. А этих пропавших голосов дофига. На первом ряду фик разберешь что они поют, а дальше, или на балконе интересно как слышимость. Среди фей заметно выделяется Суродейкина (надеюсь не спутала, в общем она Марилонду в «Куклах» играет) и поет она здорово. Собственно когда феи навевают сон только ее голос отчетливо и слышен. В общем и целом она получается первой заместительницей))
Пэк... У нас задумка заколдовать царя не просто так, а с далеко идущими последствиями, ну может помирится и все будет в кайф, «не говоря уж о нас фавнах и сильфидах». В НН Пэку все это до фонаря, он заколдовывает скорее чтобы подшутить над царем, как говорится – прикалывается. На разборках с Обероном он рубит, словно подросток, в духе «сам дурак», он заправский бандюган леса, который знает где можно, чем поживиться, где трава помягче и угол потемнее специально для приглянувшейся феечки (ну не могу назвать их фавнихами, как гласит программка), знает, где цветы бамбука покурить, а где цветы кокоса (хотя это уже из нашего «Сна»). Колдовство Пэка, оно все же на расстоянии. Он колдует больше по указу, и не хочется ему самому пошутить над людьми, пошутить именно колдовством. А вот нашкодить-напугать-подурачиться – это милое дело. Пошутить над Обероном – да, над людьми все ж таки нет. У него пока своя жизнь, свой мир, свое царство (а в лесу царь именно он, мне кажется Оберон хуже знает закоулки леса, в сравнении с Пэком) и он активно занят этой жизнью.
Мастеровые... мастеровым сложнее начинать - костюмы не позволяют. У нас один поворот лицом к залу в совершенно бомжовых нарядах, с красными носами и прочей красотой на лице и сверх к тому констатация факта - «лица у вас больно свежие». А здесь - все в белом (ткань вроде бы белая сетка из «Гамлета»), ну чуть-чуть порванные кое-где, а лица и правда свежие, да еще кое где в травинках и листочках))) то есть разгоняться приходится, отчасти, с нуля.
На первых позициях здесь Дудка и Основа. Остальных видно меньше. Дудка всерьез озабочен муравейником и он действительно режиссирует (у нас Дудка пытается организовать актеров, следит чтобы все было так как написано в его листочках, и на этой почве закипает до температуры свыше 100 градусов). Для Дудки пьеса, не только точный план действий, но все-таки еще и элемент творчества. Он режиссер не назначенный, а по призванию. В финале, когда общий апофигей, в центре оказывается именно он и все аплодируют не Пэку, как у нас, а Дудке, сделавшему такой замечательный спектакль. И вступление к спектаклю для Герцога и Ипполиты у Дудки в виде художественного свиста (мелодии уже не помню, но что-то известное было)
Пока Дудка распределяет роли и продумывает постановку, Основа все заполняет своими эмоциями. Он бушует и бунтует, обижается лишь для того чтобы накопить силы на новый всплеск энергии. У нас Основа – горящими глазами ждет очередной озвученной роли и картинно дуется на режиссера за то, что не ему. Здесь у Основы времени на то что обижаться практически нет. Некогда ему – роль нужно выбивать. Хм, наверное, Дудка и не давал ему роли, уж больно настырный. Это же ужас какой-то))) А когда роль доходит до роли царя, он уже молчать не в силах, и почти на каждое слово недвусмысленно так намекает – «Я». По всякому конечно видела образ ээээ «щели», но чтобы на четвереньках ))) Информация о подорожнике (практически народные средства, советы доктора Малахова) мягко говоря, добила. Когда они приходят на поляну, они разбирают листочки с текстом и Основе попались не свои слова, но он их спел: «Эй, красотка посмотри на меня. Думай обо мне, делай, делай, как я». В общем лиричная отсебятина. Остальных мало видно. Разве что уже в финальном выступлении, когда та же мать Цезония обряжается в платьице и читает какой-то стишок про молодость. А вот до этого пустовато... Наш Заморыш-Фисба – звезда с момента, как ему...ей... ему приходится смириться с ролью девственницы. Продумывает роль, поведет плечиком, бурчит под нос, что кому-то можно дописывать, а ему нельзя, поддевает и всячески сам пытается режиссировать, прячется от льва за колоннами... в общем список бесконечен. Пирам методично входит в образ царя, гордясь талантом «это я сам дописал» и еще больше гордясь полученной ролью. Лев ловит каждое слово, чтобы не упустить момент «ма-ха-ну», чтобы побежать за Фисбой. И обижается на орущего Дудку не меньше Пигвы, еще бы – стараешься, стараешься, а тут кричат. Нынешний Рыло в пьяном хохоте угорает над происходящем и после побегушек от льва непременно пройдет по авансцене. Ха, не за колоннами же красться! В общем, все заняты делом)) Здесь как-то поскучнее будет. Дудка режиссирует, оставшееся пространство заполняет эмоциями Основа, все остальные слушают. Ну не по нашенски это))
Отредактировано rrr_may (2009-10-12 16:01:11)