Александр НАУМОВ: В жизни я не пропаду!
газета «Сударушка», 2008
Заслуженный артист России Александр Наумов уже семнадцать лет играет на сцене Театра на Юго-Западе. Театралы видели его в таких спектаклях, как «Даешь Шекспира», «На дне», «Чайка», «Макбет», «Вальпургиева ночь», «Укрощение строптивой», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Слуга двух господ», «Ромео и Джульетта» и многих других.
А телезрителям наверняка запомнились его работы в фильмах «Русское лекарство», «Брат-2», сериалах «Неотложка», «Джек-пот для Золушки», «Русские в городе ангелов», «Русские амазонки – 2», «Пять минут до метро», «Закон и порядок»… Мы беседовали с артистом перед началом спектакля «Слишком женатый таксист», где он играет главную роль.
– Александр, в последнее время вы постоянно снимаетесь. Как удается совмещать съемки с работой в театре?
– Не могу сказать, что разрываюсь между театром и съемками. По-моему, всегда можно «разрулить» ситуацию. Приезжаю, к примеру, утром в Москву со съемок, отыгрываю спектакль, еду на вокзал и снова уезжаю на съемки.
– Но это же очень тяжело. Не проще было бы, к примеру, оставить театр и посвятить себя только кино?
– Для меня это абсолютно неприемлемо! Театр – мой родной дом, разве можно его бросить?
По ночам мне снился театр
– Вы, как я слышал, о театральном училище вначале и не помышляли.
– Это правда. В детстве хотел стать… машинистом поезда. Я вырос в Нижнем Новгороде, тогда он еще назывался Горьким, в Сормовском районе. Отец всю жизнь проработал в горячем цехе, в мартене, мама была шлифовальщицей, брат – сварщик восьмого разряда. Так что я сначала подал документы в железнодорожный техникум. Но, к счастью, срезался по математике, которую страшно не любил. Закончил десять классов и поступил в Горьковское театральное училище. Я же, когда учился в школе, посещал всевозможные кружки, в том числе и театральный, куда меня однажды затащил товарищ. И мне там понравилось.
– А как семья отреагировала на то, что сын «подался в артисты»?
– Мать молилась, чтобы меня не взяли. Отец, молчаливый, немногословный, тяжело вздохнул и изрек: «Ну, что ж, поступил, молодец! Но только потом не пожалей».
– Не пожалели?
– Ни секунды! Отучившись год, я отправился служить в армию. После службы снова пришел на первый курс, потому что боялся, что все забыл. Так что учился на год больше положенного. После окончания училища мы, четверо выпускников, уехали в Пензенский драматический театр имени Луначарского: мощный русский театр с сильным, очень хорошим составом. Здесь прослужил восемь лет.
Мне там, правда, не особенно везло с ролями, в основном были вводы. Правда, одна звездная роль все-таки была – в детском спектакле «Емелино счастье». К нам приезжали московские театральные режиссеры, ставившие спектакли. И один из них мне сказал: «Сань, ты сейчас не дергайся. Твое время наступит, когда тебе будет за тридцать». Жизнь показала, что он был прав. Кстати, в Пензе я встретился с Валерием Романовичем Беляковичем и сразу понял, что хочу работать только с ним, в его Театре на Юго-Западе. К тому времени с первой женой, тоже актрисой, мы уже разошлись, детей не было, меня ничто не связывало. Мне постоянно снилось, что я работаю в Театре на Юго-Западе. И я отправился в Москву.
– Вас там ждали?
– Меня там ждала только работа. Дело в том, что с самого начала у нас была договоренность с Беляковичем о том, что у театра никаких проблем из-за жилья со мной не будет. Это был 1990 год. Возле метро играли на гармошке, а бомжи повсюду жгли костры. Я жил на продуктовые заказы, которые получал в театре. Здесь же сначала и ночевал. Потом несколько месяцев ночевал у друга: его семье дали комнату в двухкомнатной квартире. Мне на ночь ставили раскладушку, а рано утром я уходил. При этом еще ухитрялся у них завтракать. Затем этот друг помог снять комнату на Варшавке.
Дайте достойную Джульетту!
– Ваша вторая жена тоже актриса?
– Боже упаси! Два актера в семье – это слишком много, я это понял давно. Маша – имиджмейкер. Мы также не стремимся, чтобы наш сын, восьмилетний Саша-младший, стал актером, хотя творческие способности у него налицо. Мне бы хотелось, чтобы он стал, к примеру, дизайнером, тем более что Саша неплохо рисует.
– Как жена относится к тому, что вы долго пропадаете на съемках?
– Бухтит иногда, не без этого. Но не могу я сидеть дома: во-первых, зарабатывать должен, чтобы семью обеспечивать, а во-вторых, я же всех загрызу от безделья!
– Что, характер – не сахар?
– Да у меня и недостатков-то нет! Я даже не курю. Если приходится курить на сцене или на съемках, потом полдня только и делаю, что зубы чищу...
– Скажите, какой для вас, как для актера, самый трудный вопрос?
– Как я вживаюсь в роль. Не могу также рассказать, как выхожу из образа. Некоторые актеры жалуются на то, что им приходится это делать очень долго, чуть ли не несколько дней. В этой связи я вспоминаю Витю Авилова, царствие ему небесное, с которым мы много лет провели в одной гримерке. Он мог перед «Калигулой», например, прибежать со съемок, рассказать о прошедшей рыбалке, тут же выйти на сцену и сыграть так, что зал замирал… Так же не могу объяснить, какое у меня амплуа. Я сейчас в таком возрасте, что могу играть все.
– Ну, Ромео вам уже точно не сыграть.
– Почему вы так думаете? Дайте мне достойную Джульетту, и я вам так сыграю Ромео, что вы ахнете.
– Но пока вам приходится играть таких героев, как, например, Петр Лещинский в сериале «Пять минут до метро».
– Кстати, очень хорошая роль. Сначала предполагалось, что я сыграю роль первого мужа героини Марины Могилевской, который от нее уходит. Но режиссер, увидев меня, сказал: «Наумов – типичный Лещинский». Вот так я и стал главным героем, главным злодеем. И мне за эту работу совсем не стыдно, я снимался без всякой скидки на то, что это «мыло».
– Вам везет – вы снимаетесь с такими партнерами…
– Да, такие имена дорогого стоят: Рита Шубина, Женя Добровольская, Наташа Вдовина, Лариса Гузеева… Прекрасные партнерши, великолепные женщины, настоящие звезды… В картине «Эксперты» снимался вместе с Борисом Григорьевичем Плотниковым. Что за актер! Необыкновенное чувство юмора, образованнейший, умнейший, интеллигентейший человек.
– Наверняка во время съемок случаются всякого рода курьезы…
– Даже обидно, но у меня почему-то никогда ничего не происходит. Хотя нет, об одном случае могу рассказать.
Несколько лет назад я снимался в фильме «Козленок в молоке» в роли такого «голубоватого» героя – театрального критика. Рано утром в гриме возвращался со съемок в гостиницу. По дороге меня остановил гаишник. Берет права, а сам смотрит на мои наманикюренные ногти, подведенные глаза. «Откуда едете, Александр Николаевич?». – «Со съемок». – «Так, понятно». Я понимаю, что он обо мне думает, и пытаюсь объяснить, что я актер, снимаюсь в кино. Но он вернул мне права, так и оставшись, по-моему, в полной уверенности, что я человек определенной ориентации.
Я горластый, но отходчивый
– Вы не считали, сколько всего у вас киноролей?
– Как-то насчитал 52 – и ни за одну не стыдно. Вот скоро должен выйти телевизионный восьмисерийный художественный фильм «Папа Гамлета», где мы с Ларисой Гузеевой играем двух «плохишей». В главной роли снялся Валерий Золотухин. Режиссер картины – Фарход Абдуллаев. В фильме Алексея Мурадова «Червь» сыграл отца главного героя. В прошлом году картина участвовала в московском кинофестивале. А впервые снялся в двенадцатисерийном фильме «Русское лекарство», где сыграл роль майора Панфилова.
– Интересно, что купили на первый гонорар?
– Я тогда собирал деньги на машину. Пришлось купить самую дешевую модель, потому что домашние начали уже «подкрадываться» к этим деньгам.
– Вы с театром часто выезжаете на гастроли?
– Только в Японии, например, были шесть или семь раз. Несколько лет подряд возили туда «Ромео и Джульетту». Наши артисты играли семью Капулетти и их друзей, а японцы – Монтекки. В Америке часто бываем. По Европе ездим, в Израиль возили «Мастера и Маргариту». Приглашений много, в том числе и на различные фестивали.
– Из-за чего в вашей семье может произойти ссора?
– Из-за всего. Но мы и миримся быстро. Я люблю покричать, но, правда, тут же отхожу.
– В вопросах воспитания сына у вас с женой разногласия бывают?
– Я же по сути дела выходной папа, сыном, к сожалению, занимаюсь редко. Жена упрекает, что я его слишком балую, но это из-за того, что мы с ним видимся не часто.
– У вас характерная внешность. Вы боксом случайно не занимались?
– Полгода занимался, но как-то получил по мозгам и сразу охладел к этому виду спорта, увлекся волейболом. Смотрел телепередачу «Король ринга» и думал: «Ребята, а оно вам надо?»
– Многие артисты верят в приметы. А вы?
– Не особенно, хотя вот такую историю вам расскажу. Был у меня в жизни период, когда буквально все валилось из рук, рушилось. Мне дали адрес бабки в Гагарине, сказали, что поможет. Бабка что-то пошептала, дала купюру и велела на эти деньги через десять дней купить хлеба и другой еды. Я купил еды и отдал ее какому-то бомжу. Время шло, у меня все оставалось по-прежнему. Снова отправился к бабке. Услышав, что купленное на ее деньги я отдал бомжу, она мне попеняла: «Ведь я сказала, чтобы все продукты ты домой отнес!» И снова дала мне банкноту. На этот раз я все сделал, как было велено. И, не поверите, вскоре положение у меня изменилось к лучшему. Но вообще-то я стараюсь верить в собственные силы. Я счастлив, что я, обыкновенный сормовский пацан, выросший в заводском бараке и игравший в детстве в самодельные игрушки, смог стать артистом известного столичного театра, играю в замечательных спектаклях, езжу за границу, снимаюсь в кино. Всего я достиг собственным трудом, своим ослиным терпением.
Не боюсь никакой работы, надо было – зарабатывал деньги, «бомбя» на машине, и кормил семью. Так что в жизни я не пропаду.
Автор: Гуревич Л.