12/05/09
Множество прочерков и пунктиров и все-таки получилось интересное зелье )) Или лучше так – подготовили дровишки, причем какие-то поленья аккуратно складывались, иные бросались в общую кучу из-за чего порой летели мимо, потом развели огонь, в котел побросали все ингредиенты, конечно же не забыли о перце, но до кипения не довели. Огонь периодически ослабевал или вовсе угасал. Сие не есть зер гуд, но так варимся уже давно...
Сегодняшний спектакль показался похожим на новгородский, который удалось посмотреть в марте. А вот попытка объяснить схожесть нещадно проваливается, потому что спектакли разные ))) Все ограничивается тем, что спектакль сегодня для меня оказался об утерянной мечте, о Герцоге и Помпонине, Пигмалионах и... без самих кукол. Это если, грубо говоря, и мягко выражаясь...
В новгородских «Куклах» очень сильная, назовем ее «человеческая составляющая», сами куклы в целом довольно блеклые (исключение Помпонина и Пигмалион-2), а спектакль ни на секунду ни о куклах, а о человеке, о тебе самом, о тупике в который ты можешь завернуть или избежать, о какой-то ужасающей невозможности счастья и одновременно таком реальном счастье, пусть и не долговечном, а может даже придуманном, об ускользающей мечте из тех самых снов юности, которую невозможно поймать и тем более удержать. И к этому всему приводят наша Помпонина, Пигмалион-2, Герцог, Аурелия, Пигмалион. Все противоречивости сплетаются и душат, но финальный монолог подводит черту, не перечеркивает, а заполняет строчку итого: «все будет правильно».
Наши «Куклы»... богаче, потому что ярки характеры самих кукол, «мы личности» и с этим не поспоришь. Для нашего спектакля у меня никогда не было продолжения фразы «спектакль о...», продолжить ее означало нещадно сузить все, что есть там внутри... или лучше сказать было...
Вчерашний спектакль получился об ожившей мечте, которую не поймать и счастье, которое «а все было...». Ниточку мечты жестоко обрубали, а потом вновь связывали и снова рвали. Жестоко. Больно. И та же самая итоговая строчка – «все будет правильно».
Когда среди волнений и колких шуток антрепренеров в сторону приезжающего театра, манифестаций представителей актерской гильдии, рассказов о мистификации, рисуются ужасающие картинки механического театра, когда впору начать седеть, и примкнуть к протестующим Альдукар делится своей надеждой, словно в каменной пустыне денег вырастает прекрасный цветок. Он чужой, он принадлежит Герцогу, но каждый его лепесток тебе знаком, а из зазеркалья голоса и мягкие движения рукой манят в сказку и обещают воплощение мечты, спрятанной глубоко... Забываешь обо всем сказанном ранее, о страхах, зная лишь одно – тебе нужно быть там и тогда все будет. Все прочее теряет свое значение, лишь - покажите нам кукол, покажите, покажите, покажите.
*****
Пигмалион... или лучше сказать Пигмалионы, а их было три. Словно в настоящем Пигмалионе уживались два совершенно разных стремления, которые не укладывались в единый механизм и потребовалось создать целых две куклы, поручив им управление механической труппой. Да, вчерашнего Брандахлыста тоже назову Пигмалионом. Изредка позволяя себе кукольничать, он оставался Пигмалионом-создателем., у него действительно все по другому. Может и не по человечески, но иначе. Представляя кукол, перечисляя их возможности и требования Брандахлыст вырос до повелителя вселенной, в руках которого сосредоточено мощнейшее оружие. Вы не понимаете какую угрозу оно представляет для вас, потому что уже под гипнозом, уже опутаны паутиной мистификации и лелеете мечту. А он (Пигмалион-Брандахлыст) продолжает работать и совершенствовать механику отстраняя актерские страсти, чувства и переживания и безжалостно сминая людей. Толпу фанатичных поклонников он, скорее презирает – это средство, управляемая масса масс, которая принадлежит ему еще не полностью, но он на пути к этому... к завоеванию мира. И даже много позже, когда Брандахлыст чаще всего превращался в обычную куклу, он оставался Пигмалионом-создателем. Не упустив случая пошутить («Вы растренировались, нет сыгранности, нет команды. Вы посмотрите как русские играют в хоккей!!!») Брандахлыст не уходил в привычное словоблудие, а пытался внушать истины, стыдил, взывал к кукольному самолюбию. Боролся с собственной «неудачей» - он создал кукол (ну приложил руку, ведь помощник Пигмалиона), а они рубят на корню представление. Разбор полетов велся на полном серьезе – как вы могли запороть одно, второе, третье, забыв о толпе поклонников, забыв о том, что вы звезды, а это не просто так и звезда может потерять свой блеск. Правда куклы не относились к его словам серьезно (а ведь помощник может наябедничать и разберут на запчасти) -, но этот разбор был серьезным.
Вторая составляющая Пигмалиона-настоящго – Пигмалион-2 – это сплетение самых разных чувств. Безумный создатель, одинокий, измученный, но счастливый своей несчастной любовью и истерзанным сердцем. Рассказывая о себе, он создавал каждую куклу заново, соединяя нужные ткани и детали. Шаг за шагом взбирался вверх, а потом отчаянно карабкался по отвесной стене, цепляясь ногтями за еле заметные выступы и обдирая колени в кровь. В немой картинке за его спиной, куклы по очереди словно оживали, становились ярче и когда была воссозданная последняя из них, они ожили по настоящему. Невероятность, ставшая реальностью в руках Пигмалиона-2, увидев которую иные теряют почву под ногами, предлагая переименовать театр в Пигмалион-хаус, а расчетливые антрепренеры вроде дона Хавьер подсчитывают возможную прибыль от таких кукольных представлений. Мистификация продолжается, и хотя Пигмалион-2 предупреждает о том, что жизнь грубее, его слова теряются. Ведь вот она сказка – на расстоянии вытянутой руки. И только в них спасение от безнадежности и безысходности... «все в тех же куклах».
А Пигмалион-2 открывает другую страницу своей боли – Помпонина. Он воссоздавал ту самую мечту, которая когда то снилась и ему и теперь погибает от разрывающей и невозможной любви. Прекрасное и мучительное чувство от которого сердце кровоточит и он счастлив этим страданием. В отличие от Пигмалиона-Брандахлыста он трогательно любит толпу обреченных с видом влюбленных, словно сочувствует, ведь такая же боль невозможного и близкого счастья разрывает и его. Он беспомощен перед Помпониной, обвиняющей его в своих вынужденных обязанностях «быть первой» и когда она уходит, делая движение в мимолетном порыве пойти за ней (здесь тоже повеяло Новгородом, когда Пигмалион-2 искал на стене след от ее руки), вдруг просыпается от забвения. Он знает о невозможности, о том что жизнь грубее и проще и собрав оставшиеся силы и боль разворачивается и уходит.
В настоящем Пигмалионе соединились не только Брандахлыст и Пигмалион-2, в нем был Альдукар, который не ускорял шаг, а бежал за мечтой, уговаривая и пытаясь удержать, но ее руки словно растворялись когда он прикасался к ней и она выскальзывала... ее нельзя поймать. Давно, очень давно в финальном монологе так тесно не сплеталось все случившееся и у тебя нет ответа на вопрос – а что же будет дальше? А у него он был и он поделился и, если не указав твой выход из этого тупика, то объяснив, что выход есть. Замкнется круг, вздохни и подведи черту, как больно это сделать, как трудно это сделать и не сделаешь до последнего момента, когда вдруг становится очевидно – черточка проявилась сама, как бы ты не отдалял ее, а дальше... дальше опять и снова «все будет правильно»... наверное так... но до следующей черточки.
****
А самих кукол вчера не было... их давно нет. А на фоне слишком яркой линии Герцог-Помпонина, кукольная жизнь еще больше поблекла и потерялась. Персонажи есть по отдельности, порой они выстреливают и убивают наповал, вроде вдруг заговорившего Хуана Болвана. Но кукол нет, своего кукольного мира, который учится у людей и который приходит в тупик. Также в Новгороде – есть люди, нет кукол. А у нас в дополнение к людям есть набор потрясающих фраз от кукол без кукольной труппы. Лишь прибежав на выстрел, когда Помпонина вырвала пистолет у Аурелии, они оказались едины духом и стремлением – бежать, бежать, бежать. И единый шаг к Герцогу – вот это страшно, вот это куклы, которые могут все и им за это ничего не будет, вот это вопрос и возникшие чаши весов – «кукла-человек» и кто знает больше о жизни вечной, кто в состоянии сделать больше. А до этого какое-то пустое ха-ха. Ночная беготня – оЧЧЧень смешно, но пусто, не серьезно, не страшно. Началось по кукольному, окончилось по кукольному. Всего лишь игра и почему сторож увидев это поседел не знаю. Но ведь они с какой то целью идут в гости, кого-то приглашая, а кого-то избегая? Наверняка подглядев у людей, вот только финал не может оказаться человеческим... ведь это куклы.
****