Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Театр на Таганке

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Официальный сайт Театра на Таганке - http://taganka.theatre.ru

0

2

«Мед» (июль 2011)
страница спектакля на сайте театра

Говорить что-либо о спектакле самое настоящее преступление, так как не скажешь и сотой части, настроение не передашь, а ощущение от спектакля сломаешь. Вы можете своими словами пересказать хокку? Вот здесь тоже самое.

На первый взгляд спектакль простой как три копейки. Особого сюжета... да нет его, хотя можно в общем что-то сочинить: два брата из города уехали в деревню, а дальше они рассказывают о своей деревне, ее обычаях, «тараканах» местных жителей, каких-то событиях, затем в один прекрасный день их торкает и они идут и находят цветущую вишню (момент на самом деле сногсшибательный), а в конце жизни поссорятся по глупости и так до смерти и не будут разговаривать друг с другом:
«...В больнице оба прожили с неделю.
Они лежали на соседних койках,
разделены всего лишь табуретом,
в лицо друг другу так же не смотрели,
но до конца не разжимали рук.»
((с) либ.ру, там фрагменты «Меда», но перевод отличается от того, который в спектакле)
Одна эта фраза – не разжимали рук – по ощущению стоит целого спектакля

Все «придуманное» содержание - это сухой остаток, очень сухой. Как передать настроение спектакля, когда персонажи, находясь в окружении простых и понятных вещей просто танцуют или смеются или молчат, когда на велосипеде проезжает скрипачка и звуки скрипки словно опутывают сюжет, завязывая колосья чувств, мироощущения в сноп.

Вот эти слова Гуэрра, мне кажется, отчасти характеризуют настроение, заложенное в спектакле
Последнее время Тонино все больше ссылается на некоторую грусть. Грусть, которая теперь в нем. Как-то он даже сказал жене, Элеоноре Яблочкиной, что чувствует себя покинутым домом. Почему так? Почему домом? "Я живу в небольшом городке Пеннабилли, по-итальянски это называется "борго". Это несколько старинных домов, церковь, а вокруг много покинутых домов. И я их всегда навещаю. И эти покинутые дома я сейчас вспомнил вот почему. После сорока, подходя к окну, мы все чаще и чаще видим из него не то, что есть на самом деле, а то, что хочется видеть. Вот, например, в той долине, которую я вижу из своего окна, я часто узнаю Россию. И, чем старше человек, тем он больше отдаляется от того, что составляет спектакль жизни или шедевры, на которые ездят смотреть туристы. Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни. Что самый большой спектакль – это когда падает снег. И, как сказал замечательный итальянский режиссер Эрманно Ольми, ничего нет более прекрасного, чем выпить с друзьями чашку кофе". от(с)юда

Братья, вновь вернувшись в деревню, словно заново познают природу, открывают то, что всегда знали, но о чем забыли. Завершение их пути – цветущая вишня. В этот момент стопроцентное ощущение – мы познали все, что только можно (ага, идеальная фотография))
В другие дни эта вишня «цвела» в фойе театра
http://s44.radikal.ru/i105/1109/5f/2ddec8a95c29t.jpg

Этот спектакль особая музыка природы, в нем ощущение жизни, и кажется, что этих неосязаемых вещей можно коснуться рукой.
Не знаю, возможно, так поступают летом (и не в дождливую погоду), а может быть это своеобразная часть спектакля. Вход в зрительный зал – через сцену (ну не представляю, как зимой (сапоги, снег, соль и прочая московская гадость), да еще если опаздуны какие, а их тоже заставляли пробежать через сцену, хотя смысла в этом уже было мало, люди торопились и момент не ощущался)
Итак, вход через сцену, а на сцене куча всяческих мелочей, которые можно разглядывать пока не выгонят. Мешки, рюкзаки, флаги, тазики, шапки пчеловода, веник, что-то еще – простые вещи, которые потом оживут и даже не в руках актеров, а в стихах. Такое вот вступление к спектаклю кажется домашним, добрым, располагает к себе. Да, нас пригласили в гости, а при входе коза, привязанная к рамке металлоискателя, просила не забывать вытирать ноги. И какой из всего этого спектакль? Ну, правда. Все это и спектаклем-то сложно назвать, хотя только таким и должен быть спектакль))) Прием совершенно любимовские, а вот спектакль отличается от обычной и привычной Таганки. Мягче, «проще», понятнее. В коем веке можно идти на спектакль не читая самого произведения и стописят источников вокруг него. Не зная Гуэрра, вполне можно «прочитать» спектакль.

0

3

«Мед» (продолжение)

Сцена и шествие зрителей в зрительный зал
http://s006.radikal.ru/i215/1109/a0/5a683a07c2dat.jpg   http://s58.radikal.ru/i162/1109/23/1cd90cd1e464t.jpg
На сцене мозаичные картины по рисункам Гуэрра (в другие дни они располагались в фойе театра).
Над сценой – бабочки, которые иногда «летают». Где-то прочитала, что Гуэрра очень любит бабочек.
На белых планшетах – тени (насколько понимаю это фишка Любимова).
По центру – дерево. Это вишня, которая расцветет в финале спектакля (по сюжету братья найдут цветущую вишню), а еще это образ дерева из «Сада забытых фруктов».

На месте городской свалки Тонино посадил удивительный сад из забытых античных фруктовых деревьев, и назвал его «Сад забытых фруктов», а еще есть «Сад воспоминаний», «Сад камней». Все дома в городе он украсил  большими и маленькими разрисованными солнечными часами, но самые удивительные находятся в «Саду забытых фруктов» и являются своеобразным памятником Федерико Феллини и Джульетте Мазине. (от(с)юда)

Сад забытых фруктов – это музей вкусов, с помощью которого вы сможете лучше понять наше прошлое. «Не зная нашей истории, - говорит Гуэрра, - мы не можем идти в будущее». (официальный (с)айт Тонино Гуэрра)

Слева – тень арки. Прообраза два (возможно есть еще)
1) «Триумфальная арка Незнаменитых людей — Тонино уверен, что любой человек достоин своего триумфа» ((с)айт Таганки). Эта арка установлена в Саду забытых фруктов
http://i063.radikal.ru/1109/c9/00a2192934cat.jpgфото взято здесь
правда верх арки отличается от тени, но, возможно, это решение, чтобы тень яснее указывала на арку

2) В Саду забытых фруктов есть еще одна арка. На оф.сайте Гуэрра ее название переводится как «Дуга истории». В принципе она тоже укладывается в спектакль.
http://i037.radikal.ru/1109/52/8ab797ccf22bt.jpg   http://s49.radikal.ru/i125/1109/e0/36b2103a619ct.jpg

ОФФ. На сайте Гуэрра есть несколько фотографий «экспонатов» Сада забытых фруктов. Один из «экспонатов» - Солнечные часы встречи (возможно – Солнечные часы «Встреча»). Тень – профили, а вблизи – птицы. Красиво))
http://s51.radikal.ru/i133/1109/11/284b836d87b0t.jpg   http://s59.radikal.ru/i166/1109/db/530f7c9ea184t.jpg

---
Возвращаюсь к декорациям спектакля. На центральном планшете справа дом. Прообраза этого не нашла. Но, в общем, это может быть домки деревни, где все происходит (хотя наверняка есть что-то в работах Гуэрра)
На фотографии сцены, где шагают зрители справа и слева на белых планшетах – круги. Солце и Луна (или любое противопоставление – день/ночь, радость/грусть)
А, возможно, это шар (большой моток). Здесь на итальянском. И похоже таких штуки две.
http://i049.radikal.ru/1109/e0/97d81506770ft.jpg

Еще фотографии сцены
http://i077.radikal.ru/1109/6c/b95071aa72act.jpg   http://i061.radikal.ru/1109/70/79c1cfea5e62t.jpg   http://i040.radikal.ru/1109/a8/cc628de2177ct.jpg

0

4

И еще один офф о Тонино Гуэрра
Статья в журнале Журнал Seasons of Life, приуроченная к выставке. В статье дается перевод календаря Тонино Гуэрра
          Январь - С шорохами, которые оставляют следы на снегу
          Февраль - Цвета танцующих платьев
          Март - Цветы миндаля для голодных пчел
          Апрель - Со всей фантазией снов
          Май - Летящие лепестки розы
          Июнь - Я касаюсь воды босыми ногами
          Июль - Палящее солнце, упавшее на землю
          Август - С глазами, полными моря
          Сентябрь - Музыка дождя в ушах
          Октябрь - Ковер из сухих листьев под ногами
          Ноябрь - С шарфом из тумана вокруг шеи
          Декабрь - Со словами сказок над огнем
---

Статья в журнале «Огонек» (2002 г.) «Город Гуэрры». Там есть и фотографии. Приведу начало статьи (подводка восхитительна))):
          «Прачечная по замыслу автора -- это дамский клуб, в котором пеннибилльчанки охотно обсуждают особенности характеров своих Джованни, хвалятся успехами бомбино, делятся рецептами спагетти. А о быстротекущем времени им напоминают глиняные таблички с поэтическим календарем от Гуэрры: Январь скрипит снегом под ногами. Февраль играет бельем на ветру. Март зовет сонных пчел на цветы миндаля. Апрель дарит цветные сны. Май веселит лепестками роз. Июнь холодит ноги в горной речке. Июль обжигает упавшим на камни солнцем. Август брызжет морем в глаза. Сентябрь стучит дождем по сердцу. Октябрь шелестит листьями под ногами. Ноябрь ложится на плечи туманами. Декабрь нашептывает сказки у камина.
          Однажды Тонино Гуэрра сказал, что испытывает неприязнь к словам, за то, что они неуклюжи, как дилижансы, по сравнению с реактивными лайнерами мыслей. И что неплохо бы было человечеству перестать засорять словами звуковой фон планеты, а усвоить язык взглядов и знаков. И тогда у каждого появится шанс услышать друг друга и даже полет бабочки.»...

0