Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РАМТ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Российский академический молодёжный театр (РАМТ)

Сайт театра - http://www.ramt.ru/

0

2

18.01.2007

Лоренцаччо

Все начинается с того, что зрителя пускают на святая святых - сцену. Но сидеть на сцене ни так непривычно как смотреть в зрительный зал - партер, балконы, становятся площадкой, на которой разыгрывается действие и первая мысль, которая приходит пока артисты носятся по всем этим необъятным простором, – «как же суетно». И это ощутимо мешала актерам, во всяком случае, те кому по роле не удавалась хотя бы на секунду остановится, играть не успевали. Мне как зрителю отключится от этой суеты, все более запутываясь в родственных связях, а во Флоренции предстающий нашим глазам есть лишь две неизменные константы, все друг другу родственники и все кого-то хотят, не важно в каком виде, но хотят, не удавалась достаточно долго, пока сюжет все таки не начал меня захватывать.
Сколько не ставь спектакль про интриги, политику, масштабность все равно свидеться, к двум максимум трем людям. «Лоренцаччо» не исключение. Тиран и его убийца, и жалко в равной степени обоих. Первого потому что он верил. Пусть Алессандро верил не в лучшее, что было в Лоренцо, но он верил настолько сильно, что лучше бы они убили друг друга в честном поединки. Хотя может быть в том, что позже Лоренцо нанесут удар со спины, есть некая уравновешивающая справедливость, хотя пока смотришь спектакль думаешь лишь о том, что в смерти этой справедливости как раз и нет. Поэтому так жаль Лоренцо. Жизнь любого человека может повлиять на жизни сотни других, но смерть не влияет ни на что и ничего в итоге никому не приносит. Человек приходит в жизнь с сжатыми кулаками, ему нужен весь мир, а уходит с раскрытыми ладонями, ему уже ничего не нужно и собой он ничего не унесет - за точность фразы Сократа не поручусь, но мысль верная.
Карнавала не вышла, лишь послевкусие мучений уничтоживших одного и создавших другого человека - каждая роль оставляет отпечаток. Ни одна маска надеваемая нами не проходит безнаказанно, ее черты так или иначе уродуют наши лица своими шрамами.

0

3

15.01.2007

Идиот

Пристойно обнаженная сцена, женская по роду и мужская по содержанию. И люди, люди, в движении вокруг главного героя, он тут и поставлен, как центр — не в силах взять на себя иную нагрузку, кроме этой. «Идиот» в РАМТе меня почти убедил, что Лев Николаевич Мышкин (Денис Баландин) нужен был писателю лишь для контраста. Не живой человек, а персонаж, на ощупь как размягчившийся картон, выкрашенный в солнечные блики, пробивающиеся сквозь листву, с несчастной улыбкой больного человека.
На его фоне оживает карточный расклад и шахматная доска этого драматического балета. Наточенное танцем, аскетично-чувственное повествование, без родной потребности – обвинить и оправдать. Гербарий демонстрирует природу, а она не требует ответных эмоций.
Школьное сочинение с заранее заготовленными преподавателями, суждениями и мыслями по отношению к каждому герою отменили.
Гаврила Иволгин (Евгений Редько) не вызывает презрения. Даже его торг с Аглаей (Нелли Уварова), воспринимается как коса, столкнувшаяся с камнем. Где-то в этом человеке сохранилось самоуважение, оно не в том факте, что он не полез за деньгами в камин, - может, и полез бы, будь сильнее, - а в силуэте, молчаливо опекающем Мышкина, и темном плече Гани, подпирающем безвольную белесую спину.
Настасья Филипповна (Ирина Низина) и Парфен Рогожин (Александр Устюгов) на этом полотне из светлого абсолюта князя — стоящие друг друга хищники: дикие, яростные, опасные. Мрак рогожинского дома с единственной свечой — самое место для страстных схваток, их генетической борьбы за выживание. Из двух хищников разных пород не выйдет стаи: даже если одному из них обломать когти, он будет зубами сражаться за свою добычу. Так, Настасья Филипповна, потеряв гордую осанку с полуопущенными для нападения плечами, не отпускает ни одного мужчину.
Ее любовь, взращенная самолюбием эгоизма, нарезает круги в паре с женской обреченностью, которой любит Аглая. С этим нашим назойливым, нежным желанием любить не того, не тогда, не так, но до умопомрачения.
Женщины Достоевского в интерпретации Режиса Обадиа — язычницы. Со своей пугающей верой и непредсказуемостью.
Они — безжалостные капли воды, стекающие по стенам в танце, неистовые порывы ветра, бьющиеся в окна, часть ливня, окутавшего сухую сцену посреди конца света Лебедева (Алексей Блохин). Лукьян Тимофеевич с его циничной мудростью существа, прикрывающего снобизм псевдопониманием своей низости, проговаривает причины следствия. Троньте человеческое тщеславие и узрите Звезду Полынь из рук, торсов и напряжения комнаты, заставленной стульями. Казалось бы, здесь можно и закончить, почти необходимо поставить точку на этом. Но тут только точка, а концом станет запятая.
Поминки на двоих, убивший Рогожин и пришедший благостно прощать Настасью Мышкин. Один все угадал, другой предвидел, третья хотела.

Кого хоронят?
Как искажен порядок! Это знак,
Что мы на проводах самоубийцы.

(с) «Гамлет» Шекспир, перевод Пастернака

Иллюзорный спектакль прямого света, шороха ткани и чувств без четко заданного вектора. Как лекарство следует принимать не по рецепту, а по настроению.
Визитная карточка «Идиота» в РАМТе — подчас непривычная для зрителя игра равных. Когда все актерские работы настолько хороши, что сложно выделить кого-то одного или нескольких, те, для кого не хватило слов в отзыве, могут пенять на растерянность зрителя, потерявшегося в их героях, но отнюдь не на свою игру.

0

4

Апрель 2008-го

Гупешка

- Давай повоем?

(с) «Чудная Баба» Нина Садур

Одетая в рыжеватое кожаное пальто квартира. Двое людей окруженных трубами, звуком капающей воды и стуком за стеной.
В суетливом движении, перед гостем прибирает комнату молодая старушка Тома (Рамиля Искандер). Женщина с больными одиночеством глазами. От ее голодного по человеческому, практически каннибальского взгляда становится не по себе и зрителю и случайному гостю (Александр Гришин). Гостю неуклюжему в предложенных обстоятельствах, мужчине в костюме и с бутылкой вина. То, что могло им руководить, любой, от легкого до тяжелого, флирт, защитно-смешен. Слишком нелепы рядом переживания, рождающиеся при взгляде на это «свидание». Бесполое свидание, словно детское, когда мальчик и девочка только играют в мальчика и девочку. Их благодарность неприхотлива и беспредельна и за доброе слово отдадут весь сахар, в единственную чашку, а робость многословна и откровенна, даже болтлива, выдает потаенное и секретное.

Сюжет незатейлив. Есть он – напросившейся гость, она - Тома и еще один он. Она изуродована этим еще одним, до поры до времени присутствующим на сцене лишь через нее – ее слова и ее поступки. Нас шокируют масштабами внутренних разрушений: культями, оставшимися на месте умершего ребенка, застарелыми шрамами там, где должна была быть женщина и обрубками от личности. Только делают это бесчестно, исподтишка. Через случайного человека застывшего между желанием погладить или отдернуть руку. Мы почти он, а он почти мы и самое красивое в нем и в нас это попытка собрать разорванные кусочки фотографии девушки Томы, той, что когда-то существовала. Это нас красит, как и желание стать еще одним из инструментов в не тревожном музыкальном сопровождение и повыть в голос. Чтобы если небес с раем не существует, они родились бы из непорочного человеческого мучения.

Страна в шкафу с глухо забитыми дверцами. Здесь не живут, только мечтают. И парадоксально, что когда жили, мечтать приходилась меньше и звезды не были нужны. А может быть в этом и есть счастье, когда не нужны звезды? Возможно, только возможно, что если они не нужны, значит они у тебя есть. Если не надо мечтать о жизни, значит ты живешь?
Это вопросы, а точный ответ один, счастье, это когда в счастье не играют.
Обычно мы играем в него по мелочи, а Тома играет в счастье по крупному, со всей самоотдачей и беззаветностью, как это делала героиня книг Элеонор Портер  Поллианна, только если в тех детских сказках поиск хорошего в ситуациях, когда хорошего нет, оптимистичен, то здесь он за гранью добра и зла, за гранью трагедии.

Этот спектакль опасно играть, так как его играют, в окружении зрителей. Если в театре не существует статистики нанесения особо тяжких повреждений актерам на рабочем месте, то рано или поздно, у этой постановки она появится. Здесь долго выращивают, «назревают» злость, которую очень трудно не перевести в действие. Не проходит  десяти минут от начала спектакля, Тома не успела  рассказать и половины о своем муже, а ты уже ненавидишь этого невидимого третьего (Алексей Веселкин). Человека, нет, подлинного урода проводящего циничный эксперимент по уничтожению ближнего своего на дому.
Его свидание с куклой, картонным идолом в конце можно оставить на откуп режиссеру или поставить еще одну кляксу на  существо неподдающееся классификации.

В тягостной заперти финала когда, в приступе клаустрофобии тело еще подчиняется разуму, и ты не берешь бутылку вина, чтобы насилием завершить последний гнусный шантаж, ученный над Томой этим ничтожеством, ее мужем, ты понимаешь, как легко было бы это сделать. Насколько ты участник происходящего и насколько мало в тебе осталось от зрителя.

Камерности - реальной близости недостаточно для симбиоза, немало, но недостаточно для того чтобы жить сообща и умирать вместе. «Гупешка» спектакль после которого, что-то надо: покурить, покричать, потеряться на пару часов в городе, свернутся клубком и помолчать, не важно, но что-то отчаянно надо, чтобы пережить и жить дальше. Минздравом такое, часто не рекомендовано, но пару раз на жизнь выписано в обязательном порядке.

0

5

4 октября 2009 г.

"Приглашение на казнь"

Единственный роман Набокова, который я читал. Тогда мне все казалось фарсом, я был юн, я еще не знал людей, которые целиком и полностью заполняют мир, в котором тебе пришлось жить и которые соврешенным образом этому миру не подходят. Потом я взрослел, я забыл о приговоре Цинциннату Ц., о его последних днях перед казнью, наполненных какой-то жестокой клоунадой, так отчетливо напоминающей что-то реальное... из твоей жизни.

*  *  *

Цинциннату Ц. (Евгений Редько) объявили смертный приговор. В жуткой тишине, шепотом, все вокруг смеялись и пожимали друг другу руки. Далее Цинциннат проводит время в камере - несколько дней, окруженный сумасшедшими клоунами (надзиратель Родриг, Александр Гришин) и адвокат Родион (Илья Исаев). Там же его знакомят с Пьером, узником другой камеры (Петр Красилов), пытающимся отвлечь Цинцинната от мрачных мыслей. В полумраке камеры в окружении фарсовых кукол и в ожидании смерти Цинциннат мечтает увидеться с женой, размышляет о приговоре (а его посадили за "непрозрачность", непохожесть на других) и пытается расстаться с фарсом, ложью и фальшивостью всей его жизни, пытаясь оставить себе главное - самого себя.

Ощущения от просмотра разнообразные. Хохот клоунов, гримасы и кривляния таких одинаково намалеванных граждан общества вызывают чувство омерзения. Нет, с одной стороны хотелось громко смеяться, иногда даже тупо ржать над бесконечными глупыми ситуациями, которые разыгрывали рядом с заключенным эти марионетки, но когда приходило осознание, что ты сам крутишься в обществе, где предрассудки, "мода" и навязывание ложных истин смешались и заполонили все и вся, а рядом сидели две молоденькие девушки и хихикали, потому что "Петя таааакой ааабалдеееный!", то кроме необходимости заистерить ничего более не хотелось.

В антракте народ рванул в буфет. Две милые дамы - соседки сзади обсуждали, что спекталь "пуст, в нем нет никакой мысли". Вероятно, он и правда пуст. Ведь идея о том, что "есть человек и только человек со своей индивидуальностью - есть главное" нисколько не нова, она уже не привлекает внимания. Мне подумалось, что если вдруг Петр Красилов в начале второго акта разденется, то для многих зрителей спектакль вдруг обретет неожиданный смысл, их мозг разорвет наконец от глубокой идеи, достигшей сумраков их намертво уснувшего сознания.

Второй акт был великолепным. Ни одной лишней детали, декорации - где то ли порочный круг из красных лампочек, то ли театральный вход, в парадной которого народ ел, пил и бесновался, празднуя предвкушение чье-то смерти - все рвfло и метало, намекая на гниль нашего социума. Казнь, превращенная в маскарадное шоу, с рекламными  объявлениями до и наряженным в костюм арлекина палачом во время неё, стала апогеем. И удивительный финал - две минуты, которые надо увидеть и после которых умереть не страшно.

Спектакль необходимо смотреть еще. В голове крутились и крутятся до сих пор "обдуманные мысли и странные идеи", десятки различных ассоциаций, возникают желания и где-то шевелятся забытые мною чувства. С первого раза сложно было вглядеться в каждого, ведь всякий образ был вырисован настолько четко, что никак не выбивался из плана.

Описание впечатлений, безусловно, явление субъективное и принадлежит характеру крайне впечатлительному и эмоциональному. Возможное несовпадение мнений и впечатлений от просмотра имеет право быть.

0

6

Ничья длится мгновение
31 марта 2010 

Любопытный получился ознакомительный поход на "Ничью" - со "срочным вводом" в лице Александра Гришина и после чтения статейки одного иножурналиста, писанной на его ридной английской мове. Ну да не в этом дело - это просто события, усилившие желание посмотреть, наконец.

Исаев - монстр. В смысле монстр сакрэ. Полспектакля почти без слов, а очевидность происходящего с ним и вокруг него - предельная. Авраам родил Ину, Рахиль, Исаака, Касриэля... и пережил их всех, убив двух сыновей практически своими руками.

Авраам, снимающий шляпу… Потрясение для меня, как зрителя, сродни тому моменту, когда Барон в «На дне» начинает лаять. Только Шогера в этом моменте с Пеплом сравнивать не получается. Пепел, унизив человека, устыдился совершённого, Шогеру же чувство стыда в данной ситуации не знакомо, есть лишь удивление от неожиданности достигнутым результатом и удовольствие от него.

Одна самая дикая для меня сцена... Рахиль, понимающая, что это не её сын, а ребенок из пробирки. Рахиль, душащая ребёнка - бесовское отродье - в колыбели. На какой-то момент я очень четко понимала, что она чувствует - мать, у которой отняли её настоящее дитя, заменив его непонятно кем (или - чем?). И этот эрзац долгожданного ребёнка - ненавистен, как ненавистно всё, что исходит от нацистов. Честное слово, чувствовала себя готовой на то же самое, и лишь несколько секунд спустя пришла в ужас от своего предельного состояния: какая, в сущности разница, какой это ребёнок, от чьей плоти эта плоть... Он ведь не виновен в том, что родился ... А тогда, секунды назад, было очень понятно состояние и Лизы, желавшей, чтобы её мальчик родился мёртвым: она знала, ЧТО носит.

Интересно, сумасшествие Рахиль, видевшей морские волны, было заразно для Лизы?

По следам этого эпизода так же больно ударил другой - когда новорожденную малышку из семьи, где скрывалась младшая дочь Авраама, принесли всё той же Лизе, маявшейся от нескончаемого молока. И "сказка" для Лизы от Авраама.

Немного "не пошли" двое: Ина и Касриэль. Что-то ненатуральное было в интонациях... Вроде бы тот же самый приём, что и у Исаака – рассказ о событиях и их проживание одновременно – но юноша был жизненнее, убедительнее, чем его брат и сестра.

Заметила невольную параллель параллелей: Ина Липман и Мария Блажевска говорят о будущем, которое вряд ли наступит - по меньшей мере, для Ины - точно так же, абсолютно идентичными фразами, как говорят о своём однотонном настоящем Сабина и Ангелика в "Под давлением".

Квинтэссенция человечности в мужском выражении (в женском это было кормление Лизой осиротевшей девочки) - цветы, собранные для юного Исаака его друзьями.

Автоматически улыбнулась, осознав, что сижу на подушке нулевого ряда в почти такой же позе, как Эстер, возлюбленная Исаака – ноги согнуты и подобраны, колени под подбородком, руки плотно обхватывают их.

Жаль, что Янкель остался практически безликим.
Давид понравился. Интересно, что в отличие от «Доказательства» тот факт, что беседующий с героиней мужчина уже мёртв, становится очевидным далеко не сразу.

Красивый финал, где все дети Авраама – с которыми он так хотел увидеться, со всеми сразу – повторяют итоговый ход Исаака: партия выиграна, жертва принесена.
Выбор сделан.

Кажется, в сволочной роли я Гришина не видела еще до сегодняшнего дня. Он для меня вообще ходячий позитив, от и до. Поэтому финальное желание Шогера свести партию вничью я приняла как-то сразу. И в целом, в Шогере всё-таки было что-то человеческое, несмотря на садистские склонности. По крайней мере, он способен уважать другого, даже если этот другой - Липман-старший.
Нет, пишу и зачёркиваю... не уважение это было вовсе, хотя сначала показалось именно им. Да, человеческое в нём есть, но не в общепринятом смысле... У зверей такие мотивации отсутствуют. Так что да, поведение Шогера - это сугубо человеческое поведение со всеми его гадостными чертами.

Но тогда остаётся непонятным для меня лишь то, почему Шогер так торопился свести партию к ничьей. Устал? Решил проявить показное великодушие?

P.S. Диапазон испытываемых физических реакций тоже порадовал: наворачивающиеся слезы, стиснутые зубы, мертвой хваткой обнимающие колено руки… и руки трясущиеся на фоне вытаращенных глаз. Не катарсис, но близко.

0

7

Небездарно потраченный вечер

2.12.2010

«Портрет»

Спектакль для одного ансамбля с двумя соло – актера и гобоя.
На сцене Евгений Редько эмоционально, нервно, местами, даже дергано проживающий жизнь гоголевских героев, при этом спектакль стелется мягким, ровным полотном рассказа. В целом некое противоречие, но абсолютно органичное в рамках этого спектакля. Спектакля не для – «пережить захватывающий миг сейчас и здесь», а спектакля для – «удалится в себя и…» может подумать, может почувствовать, может вспомнить, переоценить. И толчок внутрь себя со сцены очень мягкий, ненавязчивый, за уши туда никто не тянет, зритель может остаться и здесь в гоголевском рассказе и обогатить себя лишь его талантливым прочтением. Декорацией к спектаклю вывернутая в перспективе рама, которая может служить как обрамлением, к спектаклю, так и к твоему собственному портрету. Выбор за тобой, то есть за зрителем.

http://i078.radikal.ru/1012/33/1c53d374c645t.jpg  http://s16.radikal.ru/i190/1012/51/9c66be68c670t.jpg

Признаться такого эффект на меня спектакль давно не производил. Да и случалось таких спектаклей немного. В последний раз это была «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса. Еще один спектакль для себя, не для того чтобы им делится, потому что рассказать что с тобой происходит, о чем ты думаешь во время спектакля нельзя, это сокровенно, секретно, лично, но остается сухой остаток, душевной работы, такой какая тебя была нужна. Словно тебя где-то сначала поломали, а потом починили твоими собственными силами. Разница для меня заключалась лишь в том, что в «Портрете» меня не ломали, только подвели к мысли, как и где можно залатать, то, что этого давно требовало.
Спектакль-мастерская для одной души, без помощи механика.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что спектакль гениален. Воздержусь от столь смелого утверждение. Я даже уверена что не на всех он производит такое впечатления как на меня (к примеру рядом со мной сидел абсолютно изведшийся и скучающий парень лет семнадцати )). Но для меня он оказался один из тех спектаклей, которые нужны именно тебе, чтобы поговорить с тобой о том, что важно для тебя сейчас. И когда они вовремя приходят, то действительно драгоценны.

Отредактировано Lek (2010-12-03 04:59:27)

0