Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » В зрительном зале » Театральные следы


Театральные следы

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Впечатления и мысли о спектаклях самых разных театров Москвы и не только)))
Все записи складываем в одну ветку, как только набирается три и более отзывов, будем создавать отдельную тему.

0

2

Записки сумасшедшего
театральная мастерская «Семь»
23/05/09
Знаю точно, что не посоветую этот спектакль, ибо искореняю эту привычку, особенно в отношении театра (получать потом по голове или кожей чувствовать скучающего соседа, когда твое настроение прямо противоположно, нетуж, нетуж, хватит), и отговаривать не стану, а когда вновь он будет заявлен в афише, непременно постараюсь прийти.
...
Что-то там явно не заладилось и по ощущению получалось примерно так – паденье, взлет, паденье, взлет, полет, паденье, барахтанье, взлет, взлет, полет... Упущенное начало, просто напросто не позволило сразу войти, почувствовать реальность департамента и обязанности чинить перья, но подхватив нить где-то в середине, уже выпускать не хотелось.
Хех... знаю что путано изъясняюсь, но... поймет ли кто, себя я понимаю... )))

В промежутках барахтания, мысли в голове скакали и все это вопросы не к спектаклю, а к произведению - зачем все это? Когда-то мне сложно оказалось принять его у Гоголя. Когда-то прочитав осталась на распутье между за и против. Находясь рядом с болезнью (не знаю как правильно сказать) оставался вопрос - зачем говорить о болезни, зачем ее раскладывать, зачем, зачем, зачем так о ней рассказывать... Не могу отделаться от этой поверхности, но проваливаясь в нее, когда другими глазами смотришь на все происходящее, на обычаи и поступки, вопрос исчезает... Тэээкс, теперь поближе к спектаклю...

Исповедь болезной головы длинною в час с небольшим, начавшаяся такими простыми словами, хранящимися в глубине, через борьбу и любовь, завершившаяся болью и постепенно уходящими силами. Силами, сдерживающими неимоверную бурю чувств и мыслей внутри этого смешного титулярного советника. В конце, словно в клепсидре, отсчитывающей его отрезок, падают последние капли – кап, кап, кап, матушка, спаси твоего бедного сына, кап, кап, кап, урони слезинку на его
больную головушку, кап, кап, кап, прижми бедного сиротку, кап, кап, кап, ему нет места на свете, кап, его гонят, кап, кап, кап... ... ... Погас огонек свечи, оставив кромешную темноту. ...
***
Все началось с молитвы. ... «... Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих»... Подхватив вирус, который захватит его голову, его мысли, его желания и действия, его жизнь, здесь сейчас, он словно в последний раз говорил в небо слова светлым (ох, условно все, ох как условно) разумом, вглядываясь в мир другими глазами, начиная, может не долгое, но мучительное путешествие. Нет-нет, поначалу оно не такое, совсем не такое. Обычная (может и здесь в кавычки?) жизнь, работа (ну какая есть такая есть) и безответная любовь, такая же пенная и воздушная, как оборки платья генеральской дочки, которые обволокли так, что их пришлось сдувать… В бесконечной череде перьев и бумаг, ее появление, словно оживление мечты, делает все вокруг незначительным, мелким и ничтожным... Да, в промежутках барахтания, вопрос зачем оставался, но когда глаза загорались, когда в них появлялся силуэт генеральской дочки все отступало. Оставался мир, возможно очерченный лишь стенами этой небольшой комнаты, обклеенный изнутри газетами которые превращались в генеральский мундир, становились письмами собачонок или мелкими людишками, но это его мир, он бесконечен и прекрасен... В какой-то момент вдруг поняла, что разрываюсь между восхищением и сочувствием. Конечно, не скрыться от сочувствия к тому «ералашу в голове», бредовым и навязчивым идеям. Но не могла не восхищаться упорством. Ну, вот волновала его Испания и ее житиЕ без короля. И король найден – благородный Фердинанд VIII. Как у Джерома К. Джерома – когда я в очках, я Поприщин, а снимаю очки – Фердинанд. Находя объяснения непонятному и смиряясь с преградами, возведенными не им, но удерживающими полет мечты. Такие как старое пальто с немодным воротником, или не тот чин. И полет обрывается вдруг обрушившейся реальностью – она меня не заметила. Конечно, грустно. И впору опечалиться, но только на пару минут. Подумать о книгах в кабинете к которым и не подступиться и вспомнить о самом начальнике. А вот начальнику отделения просто завидно вот и цепляется. Разбесил начальник, испортил настроение, но не сможет поцарапать его мир, его любовь. Не позволит он этому совершиться. Хочется спросить у себя – а тебе слабо? Или для этого нужен «вирус» в голове. Ко всему этому примешивается ужас – что ему видится вокруг? Он доверительно так сообщает, что стал видеть странные вещи и... оглядывает вокруг себя. Любопытно, что он там видит, но когда взгляд медленно скользит по земле, где-то у ног... страшно. А это уже не шутка, это болезнь, это слишком серьезно, что ему привидится, какое чудище, которое нужно немедленно уничтожить. И продолжаешь оставаться на грани между – это болезнь, зачем о ней говорить и целым миром. Когда в полшаге от тебя человек с совершенно безумными глазами говорит о том, что женщины любят черта, откровенно говоря, я бы предпочла находиться не на первом ряду, а на сто двадцать первом, а еще лучше вообще не здесь. А через минуту вместе с ним радуешься его детскому счастью своим мелким победам, а потом стараешься не касаться, чтобы не порвать хрупкую паутинку мечты – заглянуть в будуар, поглядеть на баночки и скляночки. ... Ох, какой однако вы, Аксентий Иванович, охальник))) А вот надо ему! А вот почему тебе не надо. Ну конечно не переписку двух собачонок раздобыть, а ... ну, к примеру, переписку двух кошек… Так и плывешь от себя через сочувствие и восхищение титулярным советником. Разве должно королю ходить в департамент? Конечно нет. Три недели поживут и без него, а подадут бумаги для работы – не притронется. Не по званию.

... «Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих. Не давай лукавому возвеселиться и овладеть нами»
И ничего нельзя сделать! Ни-че-го!!! Страшно. Страшно видеть мучения, хотя для него это вовсе не мучения, это жизнь, от которой ему невероятно тяжело, которую он любит и которой живет. Невыносимо смотреть, понимая свою беспомощность. А он настолько гениален, что мысли разрывают его изнутри, а поток идей не прекращается, как и совершенно неожиданных и потрясающих открытий, таких как одинаковость Китая и Испании...а человеческий мозг находится не в голове, он приносится ветром с Каспийского моря (и с этим я совершенно согласна, ну может и не с Каспийского моря, но то что ветром – точняк!). Нельзя увидеть нос, значит, носы живут на луне. Чем не объяснение? Логика хромает, но у Калигулы (куда ж я без Камю)))) тоже не все стройно, однако ж логика не подвергается сомнению, чем эта логика плоха. Наблюдая, принимая, отвергая, сочувствуя, как-то невольно... ну может не шизофрения, но какая-то стадия сквозняка в твоей голове точно есть))) Среди каких-то афоризмов выловилась фраза - "Представьте на секунду, что законов нет и... поймете, что их на самом деле нет". Их нет, мы их придумываем сами (ну не могу я без Калигулы))), и у него они были, но иные, а может быть его законы правильные? (ох, явно брежу)... А «вирус» побеждает, мучает бедовую голову и со своими призраками ему приходится сражаться самостоятельно, принять и проходить сквозь них. И ничем нельзя помочь! Мера в виде холодной воды на голову ужасает, а содрогание и слова об аде – ад, это ад сквозь который он проходит слишком торжественно, иной «нормальный» так не пройдет. Все смешивается, светлые и темные картинки, приступы все чаще и страшное все ближе... Грешным делом задумываешься ускорить бы? Ради него самого же? Но нельзя так, нельзя! Нельзя и сам понимаешь, а как выдержать? Даже не тебе, наблюдателю, а ему. Такие страшные и неразрешимые вопросы... А открытия мира оказываются все тяжелее и мир видится все более неправильным своими правилами и обычаями, плечи гордого Фердинанда гнутся к земле. А он стонет – «Спасите меня!!!» и скручивает платок, словно одевая петлю на шею, не в силах выдержать какофонию в голове. Сломавшись под невыносимой тяжестью, когда уже совсем нет сил, когда «я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! Возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней...»
Странные чувства остаются после, я так и осталась на распутье «зачем все это» и «это целый мир, в котором отражается твой».
-----

Сейчас этот спектакль играется на сцене театра город N
Особенности сцены и зала (это дом культуры) повлияли на спектакль. Все-таки камерное пространство театрального особняка делало свое дело.

0

3

Сумасшествие о «Записках сумасшедшего»
октябрь 2009
сразу о двух спектаклях
«Он был титулярный советник», по повести Гоголя «Записки сумасшедшего», мастерская П. Фоменко
«Записки сумасшедшего», театр Гоголя

Как-то случились со мной одни «Записки сумасшедшего». И приглянулся вкус – не знаю чего больше спектакля или самих Записок. Тем не менее, стало любопытно: что могут сказать другие? Как можно еще прочитать гоголевские записки? У меня к ним остаются вопросы, быть может гениальные режиссеры всяких театров смогут разъяснить. Пока что все мимо.

Быть может от того, что спектакль мастерской оказался первым. Первая любовь, она не ржавеет))) И остальные станешь сравнивать с оригиналом, который собственно и повлек все эти остальные. Хочется надеяться, что нет. Нет, потому что

... когда спектакль не дает никакой надежды, не хочу такого спектакля. Так было в мастерской Фоменко. «Он был титулярный советник» - спектакль переполненный деталями, с кроватью превращающуюся в стол, с лестницей ведущей вверх и голосами больших людей откуда-то сверху и разрезаемой на наших глазах тканью, которая становится мантией. О, да, «инфраструктура» в театре налажена. Но, кроме нескольких светлых и интересных моментов не понравилось. Жадное ожидание гоголевских вкусностей текста, обернулось тем, что бОльшая часть этих самых текстов читалась речитативом. Слова становились непонятными и если не в курсе текста, разобраться что к чему будет сложно. Впрочем, это сугубо мое отношение к тексту, потому что ощущение спектакль оставил, а значит не прошел в пустую. Но ощущение это - ощущение мелкого и никчемного человека. Мы находились на одном уровне с Поприщиным, в его жизни и мыслях, мы принимали его в себя... Из нас в итоге сделали мелких и никчемных. Безысходно. И вот такого спектакля я не хочу. И не верю в его сумасшествие...Ну не ведут себя так люди – кривляясь и ставя (кажется это была крышка от чайника, впрочем могу уже ошибаться) на голову. Глупого комикования было много и оно было ненастоящим. Это было шутовство, но не болезнь. Хорошо. Возможно, я не понимаю какой может быть шизофрения, или иная болезнь духа, но... я не верю тебе, Поприщин, не верю, что ты болеешь. Ты смешишь нас, но не живешь. Хотя актер... он играл, честно выпахал спектакль, честно бегал по сцене, и обливался водой, рвал бумагу, вскарабкивался на лестницу и упрекнуть его не в чем. И жестокое отсутствие финала в спектакле. Для кого бОльшее – для зрителя или для актера? Мне думается второе, впрочем, скорее всего, ошибаюсь. Только когда актер вдруг замолкает, потом вновь бежит к тени Гоголя, опять возвращается и вновь убегает, а потом останавливается, замолкает и кланяется в пол. А дальше в тишине в пол произносит: «Спасибо». И произносит это спасибо явно уже не Поприщин, а актер. Это означает, что комедия окончена... Это не правильно.

... когда вынуждена прилагать усилия, чтобы удержать внимание, второй раз на спектакль не вернусь. Слишком мало сил для этих усилий, да и время тратить жаль. Впрочем это можно сказать и про Фоменко, но отнесу это к постановке в театре Гоголя. Актер интересный, но вот на Записки больше не хочу. Сценография интересная. Декорации – доска и стулья, которые превращаются в стол, кровать, балкон театра. Кажется, было что-то еще, но не помню, а вот балкон врезался в память. Поприщин садится спиной к залу, перед собой держит доску и смотрит за нее вниз, будто сидит на балконе театра, а оттуда снизу яркий свет и это красиво, а он оборачивается и начинает рассуждать о женитьбе словами Подколесина. И это было здорово. Красивая идея перемешать Гоголя. Быть может там были и другие произведения, но не отцифровала. Здорово Поприщин общался с начальством, не просто голосом, а изображая генерала, прекрасна девушка-вуаль, но сами «Записки» как-то искромсаны. Получилась история без начала и без конца со множеством фрагментов и игрой на настоящей трубе. Всегда хочется историю целиком, и может быть не о тебе, а о нем, но историю понятную и законченную. Он уходит завернувшись с головой в белую простыню... но быть может ему просто стало холодно... Да, еще выбила из колеи музыка Шнитке. Генеральская дочь проявлялась в музыке из Сказки странствий. Это очень красиво, но музыка уносила к совсем другим мыслям – мыслям о сказке.

Эти «Записки» сложились удивительно цельно. У меня не без провалов, но, тем не менее, поступательно, а точка в финале заставляет забыть и простить все)) Кстати, финальные слова про деевскаую шишку правильны и нужны только в этом спектакле, в тех, что упоминала они лишние и непонятно зачем говорятся. Здесь они нужные, иначе погибнешь.
... впрочем, есть еще в Москве необследованный уголок. Дело времени...

0

4

23.10.2008

Сиротливый запад Театр «У моста» (Пермь)

Каждый из нас приходит в театр со своим чемоданом, в котором аккуратно упакованы: личностные особенности, вчерашний опыт, сегодняшнее настроение и сотни других мелочей. Багаж громоздкий, но, несмотря на это, мы его никогда не оставляем дома и, не выпуская из рук, смотрим с ним спектакль. Иногда чемодан легок, как пушинка, иногда увесист, как гиря. На спектакле «Сиротливый запад» он был и тем, и другим: и тяжелым пухом и легкой гирей, помогавшей и мешавшей идти следом за актерами и режиссером.

В театре, мы часто волей-неволей проживаем жизнь героев вместе с актерами, но на сей раз можно было лишь порадоваться тому, что ты наблюдаешь за происходящим из зрительного зала. Легко предположить, чем привлекательны для режиссеров пьесы Мартина МакДонаха, они легко ложатся на наши реалии, - человеческий цирк везде, в общем-то, похож, - и, тем не менее, отсылают нас к далекой Ирландии. Можно смотреть и помнить, что это не Люберцы, а Ирландия, только ты ее немного признаешь за свою. Главный вопрос в другом - как через серость будней в спектакле будет пробиваться человечность. Она там есть в нагрузку к итогу, заключающемуся в несложном выводе: люди всегда остаются людьми. Вся разница в том, как каждый отдельный режиссер приводит нас к этой мысли и как актеры помогают ему это сделать. Сергей Федотов решил усилить минус, почти отказавшись от плюса. Смотря его спектакль, я невольно в мыслях возвращалась к другому, поставленному курсом Марка Захарова в ГИТИСе - «Калека с острова Инишмаан». Конечно, нельзя сравнить студенческую работу с профессиональной, да это и разные пьесы, пусть одного автора, но сравнение напрашивалось само собой. В той, другой пьесе, закономерности человеческой натуры были рассмотрены со стороны, которая нас греет - да, мы все люди, но это гордое Люди, в этой же пьесе и в этой постановке «да, мы все люди» звучит так, что хочется уменьшиться до размера мыши и забиться в норку. Людей сиротливого запада не исправить - и в этом их человечность.

Все начинается с дождя, а заканчивается тишиной, в которой особенно гулко звучит мысль – можно совершить десять убийств и попасть в рай, если каешься, а можно убить только себя и попасть в ад. И эта мысль такая звонкая не оттого, что она главная в спектакле, а оттого, что висит где-то посередине происходящего на сцене, здесь нет хорошего и плохого, все смазано в одно настоящее, протекающее от похорон до похорон убитых и самоубийц. Нам показывают жизнь братьев Коннор (Сергей Детков, Владимир Ильин) в зацикленности быта, состоящего из чипсов и виски, попытки возвыситься над ближним и унизить ближнего, в плите, как в элементе роскоши, придающей особый статус (у кого-то дорогая игрушка - часы, автомобиль, а у кого-то - газовая плита) и фигурках святых, запертых в шкаф, как гарантия попадания в Рай. Их отношения построены на ссорах, драках, обидах, упреках и страшных поступках, не объяснимых своей жестокостью. Здесь можно отрезать уши собаке младшего брата и воткнуть карандаш в горло девушке старшего брата, здесь можно убить отца за грубую шутку и свидетельствовать в пользу убийцы в обмен на отказ от части наследства. В ход идет все, и если на сцене висит ружье - оно будет стрелять, а если появится нож, то им непременно воспользуются. Демонстрация ужасов жизни в спектакле гораздо натуральней зверств мнимых убийц-маньяков на киноэкране, но при этом смотреть на это можно отстраненно, как через запотевшее стеклышко. И когда кажется, что мир совсем бездуховен и бездушен, нам по капле отцеживают опровержение в лице двух героев: Священника с кризисом личности, топящего тоску в алкоголе (Иван Маленьких), и суровую девушку Гелин (Мария Сигаль), тянущуюся к нему. Вот и получается: все герои в спектакле по определению люди, а человечности по капле и на стакан не наберется. Если же душа есть, то она преподносится как в словах Цезонии из «Калигулы» Камю - «Слишком много души! Это мешает. И тогда это называют душевной болезнью». Отец Уэлш ей болен и ему удается в краткие мгновенья второго акта заразить ею, значит, не все так бессмысленно, если есть эти несколько минут второго акта для него и Гелин.

Как бы ни были смешны глупость, жестокость и попытки поиграть в раскаянье и любовь - а они действительно смешны, и в этом нет ничего постыдного, так что смеяться можно смело и от… чего-то там, но личные предпочтения заставляют меня желать, чтобы спектакли дарили крылья, а не отрезали ноги. Актеры прекрасно справились со своими задачами, режиссер сказал то, что хотел сказать, а автор выразил отличную идею, которая прозвучала, но не зазвучала в спектакле. Если бы у нас был собственный святой, кто-то, заложивший за нас душу, хватило бы нам сил не отказаться от такого дара.

0

5

23.03.2010

Малый театр. "Царь Борис".

Впервые в жизни ушел со спектакля в антракте. В Малом театре давали "Царя Бориса".

Вечер был ясным. Как, впрочем, и моё сознание в момент покупки билета. Реконструкция бытия, которая началась в конце февраля и продолжается по сей день, уже принесла немало хороших событий, так или иначе связанных с искусством. Я вдруг решил, что в моем зрительском репертуаре должно быть что-то классическое чтобы с большими декорациями, красивыми костюмами, без мата и полетов на метле. В Малом я не был ни разу, но хотел посетить уже очень давно.

Когда я очутился внутри, театр неожиданно поделился со мной своими двумястами пятьюдесятью четырьмя годами. Свет, атмосфера, мраморные полы туалета, "мужская комната", "курительная комната". Но не это главное. Меня постигло ощущение, что я был единственным зрителем из Москвы. Люди с самолетов, поездов, в командировках ("Галя, я в Москве! Я не могу говорить, я в театре!"). Они были повсюду, чтобы прикоснуться к искусству. Они фотографировались на фоне буфета, на фоне люстр, портретов актеров, стрелочек с указанием на вход в дамскую комнату. В зале было все то же - Ирочка на фоне колонн, Леночка в креслах, Светочка с Катюшей в обнимку на фоне сцены, они пересылали фотографии куда-то и друг другу, звонили родным и на весь зал кричали "Сооооняяяя, ты получила фотографию? Я в Маааалооооом! В Мооооосквеее яяя!".

Когда погас свет, поднялся занавес и зал окунулся в царскую атмосферу, я вдруг ощутил то, чего мне хватало. Как вдруг сзади послышалось:

- А я, дорогая, работаю в твоем любимом Канали. / - Не может быть!? / - Да, менеджер по поставке продукта. Продукт - стильная мужская одежда. / - Ой, достань мне ботинки. / - Но это же мужская классика, а не какие-нибудь современные туфли! / - Да какая на фиг разница? ....

Я оглядывал зал. Ярусы балкона были полупусты. Ряды амфитеатра кого-то не досчитались. Когда Канали наконец угомонились, дети царя принялись рассказывать о своих мечтаниях. Но не тут-то было:

- Ой, а блестки-то какие? / - Ага, эта баба в зеленом, ну та что выходила минуту назад, накидка мощная, да? / - Ага, прикольно.

Вдруг начинала звучать полифония. Или недовольные тетушки-администраторши, чудесные ровесницы театра в двухэтажных париках, приступали к бурчанию, заглушающему царя Бориса.

И все в том же духе.

Ощущение "где я?" не покидало ни на секунду. Не могу сказать, что на сцене творилось что-то отторгающее. Нет, хотя иногда исторические персонажи приходили, говорили, уходили, вновь приходили, уходили, и так много раз. Но само действо напоминало о конфете, которую хотелось попробовать. И вот она, эта конфета, перед тобой, ты смотришь на неё, желая вкусить, смотришь, смотришь, и хочешь, и не вкушаешь одновременно.

Через час двадцать зажегся свет. Соседи пробежали по ногам, небрежно обронив: "с колбасой возьми, говорили, что здесь дешевле!".

Неудобно было, когда милая дама в гардеробе спросила, отчего я ухожу. Пришлось соврать, сослаться на самочувствие. Мне пожелали всего хорошего и беречься. Весомый бонус, чтобы попробовать Малый еще. И я попробую. Но следующим испытанием станет МХАТ им. Горького. Это вам не полуподвал! ;)

0

6

Хороший у вас сайт)

Раз тема такая, оставлю тогда, с вашего разрешения, здесь след.

театральный зритель Минска

0

7

7/01/2011
Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац
Волшебник Изумрудного города
Мюзикл в 2-х действиях.

Нравится ли Вам американский мюзикл? Если да, постарайтесь побывать на спектакле «Волшебник Изумрудного города». Созданный на основе всемирно известной сказки, он пользуется особой популярностью у зрителей.
Сюжет спектакля основан на чудесных приключениях главной героини сказки девочки Дороти и её верных друзей : собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. В поисках волшебного Изумрудного города они побывают в Голубом и Желтом королевствах, чуть не погибнут в схватке со злой колдуньей….но, конечно, все окончится хорошо. И, как и полагается в сказочном мюзикле, здесь и поют, и танцуют, и творят чудеса.

-------

Скучно. Сюжет условен, даже слишком. В финале - дружба и любофь всех спасут (Дороти улетает домой на воздушном шаре в виде сердца - сверху спускают шар-сердце с корзиной).

Персонажи поют и мило танцуют. Акцент, естественно на руки, чтоб не запыхаться (некоторые па очень симпатичны), но колдунья, когда особо быстро бегала по сцене задохнулась и потом тяжелое дыхание в микрофон – это сильно.

Погасили свет и на сцену с микрофоном в руке вышла леди-божий одуванчик. Некоторые рядом с нами подумали что это сама Сац что в бронзе стоит перед театром (но походу это действительно была Сац, только другая, дочь Наталии Сац – Роксана Николаевна Сац). В любом случае она не представилась и кто она не знаю. Она в нескольких словах обратилась к детям - как хорошо что вы пришли к нам и вы такие нарядные в костюмах, а знаете какой сегодня праздник (нов-рожд-ый-ество-гооод). Дети вообще очень живо и громко реагировали – интерактив с дедом морозом перед спектаклем этому очень способствовал, да и актеры когда было нужно по сюжету, потрясающе обращались к детям. Нас попросили не удивляться что главную героиню зовут не Элли, а Дороти, так как они по американской книжке ставили. Зачем это «оправдание» непонятно, как и то, что им мешало девочку назвать Элли (может в песне где не укладывается??). А потом нам сообщили, что это не единственный их спектакль (да вы чтоооо). У них есть еще и будет завтра, а в конце февраля премьера и приходите к нам. Потом нам /не помню по имени назвали или нет/ показали кто тут дирижер.
Заиграла музыка и... ничего. Музыка играет, занавес висит. Хоть бы огоньки цветные по нему попрыгали бы. И это «вступление» было весьма продолжительным. Впрочем, может оно происходило секунд 30 показавшихся вечностью. Потом, наконец тряпка улетела вверх занавес подняли. Девочка вышла с охапкой игрушек – железный дровосек, собака (большая, но очень похожая, на появившегося позже Тотошку), третий был страшила. Она спела про невезучкин день и ваще, что все плохо. Дальше как полагается – гроза и предметы дэкорацй стали улетать вверх...

На время урагана занавес опустили и... мы в голубой стране. Появляются девочка и мальчик в париках а-ля Людовик. У девочки – девчуковый, у мальчика – мальчуковый, но оба они – в юбках. Они на каркасе и персонажи ими играют, получаются как два синих колокольчика (вообще я бы их сравнила с шахматными фигурками). Имхо, в детском спектакле мальчик должен оставаться мальчиком.
На сцене на тумбе стоит пугало, по центру – какой-то типа шкаф из которого потом вытащат голубую конфету и что-то еще голубое (доказательства, что страна голубая), а вот просьба Тотошки о голубых костях осталась без удовлетворения. С другой стороны от шкафа что-то накрытое тканью. Потом выяснится, что это куча мусора. В волшебной стране мусора нет, но вот эти остатки сохранились. Ткань сдернут, а там окажется заржавевший Дровосек.
Мальчик и Девочка сообщают Дороти, что она может колдовать и она оживляет пугало. Пугало спрыгивает со своей «подставки» и на пустом месте остается четкий крест, за которым веточки и листочки, но на первом плане - крест. Понимаю, что актеру пришлось довольно долго стоять и это подставка, но остается практически могила. Этот крест очень ярко выделяется. Хоть бы листочками замаскировали. Потом Дороти замораживает и оживляет жителей голубой страны, а домой отправить себя не удается. Ей сообщают, что нужно идти к Гудвину, но он примет ее только если с ней будут три живых существа. Ими в итоге будут Собака, Страшила и Дровосек. Со Львом решили не заморачиваться (как без Льва-то???)
Дровосека из кучи мусора отковыривает колдунья (кажется Бастинда, другой-то нет) и посылает его (если не путаю) убить Дороти. Так собственно они и встречаются, но к моменту встречи дяденька ваще как заржавел и девочка его спасает и они вместе отправляются к Гудвину. При встрече Дровосек успевает «уронить» топор на голову Страшиле. Дороти всем сообщает – какая девочка не любила в детстве играть во врача – (а что делать мальчикам, которых в зале не так уж и мало). А дальше она играет во врача и пришивает Страшиле голову (или зашивает ее)
фотография с сайта, костюмы сейчас не такие, а сцена выглядит также
http://s001.radikal.ru/i193/1101/ea/8c06401873d0t.jpg
У Дороти синее платье в белый горошек. В какой-то момент, когда они в Желтую страну попадают, она сообщает, что желтый ее самый любимый цвет и поет целую песню на эту тему. Остается только один вопрос – а почему ты в синем платье?
По пути к Гудвину они убивают Бастинду (самого Гудвина колдунья не волнует). У Бастинды двое слуг – девочка и мальчик. Когда путешественники оказываются в Желтом королевстве их ловят (не важно как), остается только Дороти. Она мужественно сообщает, что самолично пойдет в тюрьму, поскольку без друзей она уйти не может. И ее ведут в тюрьму. Тюрьма выглядит как... в деревнях деревянные туалеты видели? Вот тоже самое, только «сколочено» строение из желтых прутьев. На уровне лица – окошко. Находясь в тюрьме Дороти выясняет, что мальчику оказывается нравится девочка, а девочка мальчику (это стражники-слуги Бастинды). Не долго думая, Дороти намекает мальчику, что не плохо бы цветочек девочке подарить. В общем – «сводня, ты, веронская!». Те договорились и Дороти выпустили. Позже, когда девочка будет «общаться» с колдуньей эти двое запрутся в «туалете».

Это все так... воспоминания на фоне мысли – а дома в этот день Хармс, Хармс! Хаааааармс!!!!
Сюжет в целом очень условен. Имхо, если ребенок в теме, ему будет мало, если не знает произведения, ничего не поймет. Временами было очень скучно, остро не хватало картинки.

У Гудвина никаких зеленых очков (почему страна изумрудная можно только догадываться). Льва нет. Летучих обезьян тоже нет. Сюжет схематичен. Когда Гудвин втыкает в голову Страшилы иголки и прилепляет Дровосеку сердце, Дороти удивляется – но это же обычные иголки, подушечка от иголок, но почему это срабатывает толком не объясняют.
Эффектно появление Розовой колдуньи, которая всех спасает. Персонажи начинают что-то такое колдовать и просят детей помочь им – вытянуть руки, хлопнуть, что-то кажется даже сказать. И обращаются очень здорово, спрашивают и просят помощи в колдовстве.
Конечно, до «Вернадского, 13» далеко, там к детям обращаются не просто так, чтобы увлечь их сделать что-то вместе, там не просто увлекают, там с детьми разговаривают, обращаясь почти лично, наши в детских спектаклях этого практически не делают, особенно в самых «разговорчивых» спектаклях – Белоснежке и МаКо.
...и появляется Розовая колдунья. Она оооочень розовая, в пышном платье, с крыльями и волшебной палочкой. Она появляется в зале и спускается вниз к сцене. Очень эффектно.
Где-то в финале персонажи даже пытаются с детьми спеть (тоже в рамках поколдуем вместе) – поют строчку, а потом ее повторяют с детьми, но эта фишка не очень получилась, а задумка симпатичная.
Еще из понравившегося – когда Страшила идет к Гудвину (Дровосека еще не встретили, а Дороти и Тотошка куда-то деваются) он выходит в зал и проходит по залу, дети тянут руки он здоровается, потом, когда уже надо быстрее идти, проходит как кинозвезда все равно касаясь ладошек. К нескольким даже обратился, сообщив, что идет в Изумрудный город и Гудвин даст ему мозги, а мозги очень необходимы ему. Это общение делало сказку очень настоящей, только сказка сама не захватывала

К самим персонажам в общем-то претензий никаких, а вот в отношении всего остального...
У Тотошки костюм убойный. На фотографиях сайта он выглядит собакой (там очень древние фотографии, судя по костюмам), а сейчас это – корова (ну или кастрированная собака). Характерная розовая вставка на пузе – ко-ро-ва. На розовое пузо оно как-то не очень тянет, особенно, когда он на четвереньках и в профиль – корова.
На первой фотографии на коленках – Тотошка (кстати, костюмы Дороти и Страшилы тоже изменены). На второй фотографии – новый Тотошка и Дровосек
http://i010.radikal.ru/1101/a5/3a66a4ca19a5.jpg   http://s010.radikal.ru/i314/1101/5e/e8a1db19e583.jpg

На оф.сайте фотографии спектакля не знаю какого года. Фотографии взяла тут. Это с нынешнего спектакля
Там все персонажи есть. Розовая колдунья, Дороти (в белых горошенках), Тотошка, Дровосек, Страшила, слуга Бастинды (китаец), служанка Гудвина (в зеленом), Гудвин (полосато-зеленый старичок в цилиндре).
Бастинда (в черном платье с желтой отделкой, но сейчас и актриса другая и костюм, желтые вставки теперь сделаны из боа – пух, перо, в общем оперетта). От злых колдуний как-то не очень страшно.
http://s51.radikal.ru/i132/1101/61/f018ff978870t.jpg   http://i033.radikal.ru/1101/b7/deef97464a0at.jpg   http://s008.radikal.ru/i303/1101/ec/a41a87146ab8t.jpg

0

8

20/02/11

Московский драматический театр АпАРТе”
«Гамлет» (ссылка на страницу спектакля)

Многословно, конечно, но хотелось зафиксировать если не все, то многое, хотя спектакль не поразил и не удивил, не уверена, что он останется в памяти надолго. Много пустоты, много какого-то бездействия. Зачастую скучно, а вот идеи интересные, поразмышлять после спектакля было о чем, но в большей степени не о спектакле, а отталкиваясь от идеи уходить собственные мысли о «Гамлете» и не только. Призрак обалденный, он единственный кто действительно держал и очень цепко, в остальных случаях приходилось самостоятельно держаться за действо, которое монотонно проходило рядом.
Спектакль не посоветую

http://s39.radikal.ru/i084/1103/79/5fd5d6370726t.jpg   http://i082.radikal.ru/1103/c2/300cb7550f5ct.jpg

В антракте практически ушла, но за мужество второй акт вознаградил. Нет, спектакль не стал ахкаким, но пара интересных штукасиков плюс совершенно чумовой Призрак Отца (ну как в нашем «МиМе» - выдержишь тягомотину варьете и бредятину клиники, увидишь во втором действии Мастера, Маргариту (их в первом действии очень мало, практически нет), да еще бал в придачу сможешь «прожить»)

Спустя вот уже... так и не могу определиться хотела бы повторить. Есть некоторые точки по которым хотелось бы еще раз «пройти» такскть сознательно, но все четыре часа остро не хватало динамики (вышел, остановился и начал играть; сыграл, замолчал, повернулся, ушел; эти проходки между «игрой» в большинстве случаев убивали). «Поговорить» с режиссером может быть было бы интересно, но убивать вечер повторно не хочу. Временами картинка существовала отдельно от персонажей, они казались крупнее и выше имеющихся стен. Как в кукольном мультфильме, где игрушки-персонажи крупнее и больше «фона», расположенного за ними. Оно так и не склеилось в одну картинку, хотя теоретически должно было. По программке 3.50 (у нас даже «Дракула» короче на десять минут)), но в итоге все завершилось быстрее.

Картинка и мел
Сами по себе декорации интересные. На сцене такая «вертушка» из трех секций. При смене места/ситуаций персонажи ее проворачивали, получалась эдакая машина перемалывающая их жизни. Чаще всего это был поворот одинарный, то есть имеющаяся секция сменялась следующей, но один или два раза «карусель» прокрутили несколько раз (ближе к финалу) и как минимум в двух отсеках (насчет третьего не помню) были разные персонажи. Идея клевая с этой мясорубкой, но она не выстреливает по настоящему, так чтобы почувствовалась эта круговерть. Все сказанное лишь додумка на основе имеющейся картинки.
У сцены справа и слева арки (к вопросу о «печке»))), плюс правая стена - отделаны металлом (ржавые куски разных размеров). И на «вертушке» (она деревянная) и на металлических стенах персонажи периодически рисовали мелом и это весьма занимательные были «рукописи».
рисунки видны на развороте программки

http://s60.radikal.ru/i170/1103/aa/f24c3cf5ef3dt.jpg   http://i035.radikal.ru/1103/0b/34dd9005f92at.jpg

Первый раз мелок появляется, когда Гамлет решается идти на встречу с Призраком. Горацио из сапога вытаскивает мелок и рисует на камзоле Гамлета кресты (типа оберег).
Мелом на стене рисует Клавдий, когда говорит о своей любви Гертруде (он рисует что-то вроде цветка). Если не показалось, то позже выясняется, что те стихи, что Клавдий читал Гертруде он стырил у Гамлета из его послания Офелии. Впрочем, там было не дословно (кажется), но по заминке Гертруды, неловкому взгляду Клавдия на нее, думаю, что все-таки стырил. Хотя, может быть, слова любви просто были похожи (нот всего семь, а букв тридцать три), от этого и мимолетная неловкость – молодой парень пишет девушке стихи и взрослый дядя секунду назад говоривший примерно похожие слова. Не знаю.
Когда Клавдий, читает «удушлив смрад» он рисует небольшой крестик, стирает и опять рисует, а потом стает на колени и молится. В этот момент к нему подходит Призрак (Призрак слушает весь монолог Клавдия) и на стене обводит Клавдия. После этот контур Гамлет сотрет голыми руками – все это симпатично укладывается и посмотреть любопытно, но это если в тебя в голове сидит занозой «Гамлет» в принципе, а так спектакль того не стоит.

...как невесомо и бесплотно честолюбие. Оно даже и не тень вещи, а всего лишь тень тени
Интересно с Розенкранцом и Гильденстерном, когда идет игра слов -тень тени... – Гамлет ставит их на чурки, один выше, другой ниже, их тени проецируются на стену и Гамлет обводит эти тени и рисует им короны, после чего садится на выступ и примерно обводит себя (его контур по росту получается самый низкий) и тоже рисует корону себе. Ход интересный
Честолюбие, говоришь?

Александр Македонский
Еще один момент – на кладбище, когда Гамлет говорит об Александре Македонском. Единственная стрелочка, нарисованная Горацио, здорово все перевернула, практически свела концы с концами в спектакле.

Гамлет рассуждает о черепе и Македонском:
Александр Македонский умер (на стене пишет А.М.Y.)
Македонский похоронен (от первой надписи рисует стрелку вниз и пишет A.M.P.)
стал прахом (стрелка вниз и записывает P.)
прах - земля (стрелка вниз и записывает Z.)
из земли добывают глину (еще стрелка вниз и запись химической формулой Si2O5).
И дальше рассуждение, что глиной залепляю щели в доме, никчемность всего и вся.
Горацио подходит и рисует от записи «А.М.Y.» стрелку вверх. Что именно при этом говорится не помню, но посыл однозначен – пусть глина, если будут помнить о совершенных делах. Получилось эффектно, и, быть может, стало какой-то каплей для Гамлета (тут только догадки), но однозначно эта стрелочка вверх сложилась с финалом, когда умирающий Гамлет забрал кубок с ядом у Горацио и просил со слезами на глазах рассказать о его делах. «Бесславием покроюсь я в потомстве, Пока не знает истины никто!».

видно не очень хорошо, но вот эта «схемка» и шпаги, которыми Гамлет заголол Лаэрта (боя никакого не было)
http://s50.radikal.ru/i130/1103/7b/39e49c25123ct.jpg

Я поняла, что в словах все это для себя никогда не определяла в ЮЗ-спектакле, но в ощущениях четко следовала этой «схеме» (начиная с русско-японского спектакля, что был в июне прошлого года), оставляя в памяти не прах, не глину, а дела Гамлета, его стремление, упорство, силу и человеческую слабость. Это была просто стрелочка, нарисованная мелом на стене, указывающая вверх ))) Наш сегодняшний Гамлет отчасти именно такая стрелочка, рвущаяся вверх

«Кайф после смерти»
Эта «стрелочка» теряется в очень сильном ощущении, назову условно «кайфа смерти», ну или так: «...ты на время Поступишься блаженством. Подыши Еще трудами мира...», то есть о блаженстве, которое наступает, когда «переступишь». «Тишина в которой сердце обретает покой» (это, кажется? из какой-то статьи или отзыва о ЮЗ-спектакле). Именно так. Именно это лейтмотив спектакля (ну уж очень сильный Призрак))
Финал, при несколько других исходных данных (если бы спектакль так не утомил монотонностью и пустотой) мог бы вынести мозг напрочь: на сцене куча трупов: Лаэрт, Гертруда и Клавдий «сидят» рядом, по центру – Гамлет, опустив голову на колени. Рядом с Гамлетом усаживается Призрак (отец и сын сидят рядом). В спектакле умерших встречал Призрак – Полоний, Офелия – они умирают, через несколько секунд поднимают голову, промаргиваются, осматриваются (все это время на них оччччень красноречиво смотрит Призрак Гамлета), они видят его и очень пугаются
Так вот Призрак садится рядом с Гамлетом и говорит – дальше - тишина (не молчанье, а тишина). Ложится на спину, руки за голову, вытягивает ноги (в общем как на солнечной полянке, когда тепло, хорошо и полный кайф). Призрак реально обрел покой, ему кайфово и понимаешь, что вот нет ничего, никакой боли, никакого страдания, никакой «ноши жизненной», тихо, спокойно, хорошо и мухи не кусают. Какая там «стрелочка вверх», когда вот оно желанное.
В этот момент Гамлета сводит судорога рыданий, Призрак насильно укладывает его на спину и ложится опять рядом, но Гамлет все равно продолжает рыдать (ясен пень, он ведь недавно «скапустился» (у Тупталова потрясающие фото «Самоубийцы»)

Наверное (очень, наверное), эти двое лежащие рядом должны олицетворять «быть» и « не быть» (как на обложке программки белое и черное). Но, это лишь догадка о спектакле...

Дыханье рая, ада ль дуновенье...
Гамлет встречается с Призраком не на земле, он проваливается в ад. Хотя, нет… скорее все-таки чистилище. Сначала над воротами появляется некто или нечто (существо без лица, полностью в темном «чулке» с головы до пят, эдакая обезьянка), потом появляется Призрак и беседует с Гамлетом. Все это время «обезьянка» сидит в стороне, а когда дело движется к утру, вытаскивает ведро с чем-то дымящимся (как потом выяснится с грехами). Настает утро и Призрак, ложится, на грудь кладет какой-то... тазик или что-то такое и ему на грудь эта «обезьянка» совком кладет дымящуюся порцию. Призрак истошно кричит, декорация в этот момент проворачивается.
До спектакля программку не читала (вообще, практика показывает это вредное занятие, там иногда пишут такое и так, чего до спектакля лучше не знать, иногда бывает наоборот, но как догадаться стоит ли читать программку). Так вот эта «обезьянка» могла быть какой-нибудь темной половиной умершего короля или еще чем-нибудь глобальным и в контексте так и хотелось это существо признать чем-то эдаким неведомым, недосягаемым (тень, грехи, темная сущность). Что подумалось в процессе спектакля, формулировку уже не вспомню, а по программке это всего лишь бесенок, то есть местное подмастерье. Ну и ладно.
А вообще не понимаю ситуации со «выпариванием» грехов. Призрака больше всего напрягает наличие земных грехов (еще бы он их на груди терпит дымящимися), он делает очень сильный акцент на этом, когда говорит о своей смерти. Много у него грехов. Очень. Но при всем при этом возвращается на землю и всех убивает. Нормально. Или на призраков уже никакие «грехи» не действуют, могут делать все что захотят?

«Лоб, как у Зевса, кудри Аполлона...» Клавдий?
Клавдий и Гамлет Старший реально поменяны местами (для rrr_may неискушенной «Гамлетами» в частности и Шекспирами в целом, сие оказалось непривычным. Плюс фигово с текстом. В этом спектакле он порезан, а память подкидывает не только фразы, но и ЮЗ-интонации, характеризующие Клавдия и Гамлета Старшего определенным образом. Все это идет вразрез с этим спектаклем).

Гамлет Старший... в нем прячется «чернота», колючий, пронзающий взгляд. Это можно было бы назвать злостью, но правильнее будет – решимость, уверенность в своей правоте и правильности, наверное, где-то там сидит обида на Гертруду, предательство любви (как он на нее орал, это что-то). В нем невероятное количество «черноты», подкладка которой боль или горечь. Он целенаправленно убивает, делает зачистку зАмка, чтобы настала тишина, чтобы можно было отдохнуть (Калигула блинтвоюрастак).
Если бы не некая неврастеничность, острая резкость я бы его сплюсовала с Клавдием-ВРа

Клавдий, наоборот, «светлый» (вплоть до блондинистых волос актера). Кажется, что после смерти Гамлета Старшего страна попала в надежные руки. Он спокоен, тверд, в нем подкупает доброжелательность, осуществляет правление благородно и даже красиво. Он принимает Гамлета младшего, прямо таки готов стать отцом, причем не только на словах. Собственный гнев, вызванный поведением Гамлета он гасит, в общем жуть какой положительный, а Гамлет его практически вынуждает совершать все, что Клавдий делает (ссылка, бой)
А вот убийство брата не вписалось в этого Клавдия
«Удушлив смрад» не понравился, хотя концовка монолога (кстати монолог читался в присутствии Призрака) понравился – из разряда не хочешь, не молись ((с) «Эдип»). Да, он произносит слова, но это только слова, за ними у него нет настоящей молитвы и он это понимая, поднимается и уходит. Отсутствие внутри желания молиться его не тяготит, он просто принимает этот факт и не притворяется – нет веры, не буду кривить душой в молитве.

«Быть или не быть»
Сделано интересно. Гамлет идет разговаривать с матерью, но он лишь посредник, на самом деле с Гертрудой говорит Призрак. Гамлет слова Призрака лишь испуганно повторяет, а потом становится «фоном» (он продолжает их испуганно повторять), но Призрак обращается к Гертруде, в какой-то момент он переключается на Гамлета. Призрак несет очень сильное ощущение – в смерти кайф. Гамлет, вжимаясь в стену испуганно начинает бормотать – быть или не быть. Дальше весь монолог разделяется: части «за жизнь» читает Гамлет, «за смерть» произносит Призрак. И слова Призрака весомее в разы, в Гамлете в этот момент жуткий страх, испуг мальчишки.

-----
По сути, Призрак всех забрал. Здоровый сильный мужик всех в этом Эльсиноре нахрен поубивал. С Полонием он реально ошибся, но зачем убил Офелию, не знаю. Потому что она ждала ребенка? (Это если исходить из мысли, что Призрак решил всех там перебить, чтобы не осталось ничего, что могло бы беспокоить его там, а там он хотел тишины). Чтобы вообще никого не осталось из рода. На ребенка очень недвусмысленно все указывает почти с самого начала показано – Офелия вместе с письмами от Гамлета прячет от Отца и Лаэрта детскую распашонку, бегает с пупсом, которого нянчит, этого пупса Гамлет кладет ей на живот, когда отправляет в монастырь. Когда она сходит с ума, пупс у нее висит на поясе, она садится на сцене на корточки, ноги поджаты, длинная юбка платья закрывает ноги – «встал, оделся, отпер дверь» - она выпрямляет ноги, а у живота – ребенок. Смотрится неожиданно.

Когда Офелия сходит с ума, она видит Призрака (кроме Гамлета, все остальные его видят только после смерти) и он ей показывает будущие смерти. Сцена потрясающая! Сейчас попробую рассказать.

На программке видно стену «вертушки», где маленькое окошко. Оно откидывается вперед горизонтально (как столик получается). На этом «столике» оказываются головы умерших. За этой стенкой стоит Полоний, когда подслушивает разговор. В стену вонзают штырь (там не нож, там какой-то гвоздь огромный), Призрак открывает «окошко», а там лежит голова Полония (не муляж, актер стоит за стенкой, так что все достоверно).
Когда Офелия видит Призрака, она в ужасе хрипит и вжимается в стенку, беспомощно продолжая пытаться вдавливаться в нее, проскальзывая ногами. В этот момент Призрак яростно с громким ударом (окошко откидывается со стуком) открывает и закрывает это окошко. Каждый раз на «столике» оказывается чья-то голова (порядок не вспомню) – Клавдий, Лаэрт, Гертруда, Гамлет (насчет Розенкранца, Гильденстерна и Полония не помню, но сцена продолжалась очень долго, так что они могли тоже быть). Она видела смерти всех. После этого Офелия окончательно сходит с ума и разрисовывает стены мелом – рисунки будущих смертей – Лаэрт пронзенный шпагой, Гертруда с бокалом (на программке можно увидеть). Она рисует и принесенные цветы – анютины глазки, укроп. Когда она говорит о цветах, за стеной стоят Клавдий, Гертруда и Лаэрт, так что в этом крохотном окошке торчат только их головы. Офелия по очереди склоняет их головы на «столик» (в общем горкой их складывает), а сверху еще и пупса своего кладет.

Свою смерть Офелия тоже рисует мелом – женская фигура с петлей на шее горизонтально, рядом с ней Гамлет, который держит эту веревку. При этом у девушки реально на шее петля и она пытается себя задушить. Но как. Сначала одной рукой прижимает конец веревки к стене, а сама пытается телом откинуться, чтобы задушиться. Но так вряд ли можно убиться. Потом пытается свободный конец забросить за балку, чтобы повиснуть. Роста не хватает, и закинуть не получается. В этот момент «добрый» Призрак рукой шебуршит водичку в чане. Чан с водой на сцене с самого начала. В ней Клавдий омывает руки (после содеянного, но чего именно не вспомню), в ней кажется умывался Гамлет в какой-то момент. Призрака девушка не видит, а вот хлюпанье воды слышит, собственно эврика. Она подходит к чану и опускает голову, но страшно ведь и отфыркиваясь от воды выпрямляется. Потом, отдышавшись, вновь сама опускает голову в воду. Призрак всего-навсего ее придавил и держал (а там мужик здоровый), пока она не перестала дергаться. Добрый дядя Призрак.

Гамлет ее отправлял в монахини, чтобы у девушки (а она у нас умная ведь) голова не была забита всей той хренью, что мучает Гамлета. Молитвы по расписанию, существование разложенное по определенным правилам и голова не будет болеть (в нашем спектакле не всегда понимаю зачем в монахини)... а вот контекст проклятия не вспомню уже.
-----

В принципе линию большинства героев проследить можно, они меняются, они проходят пусть, но все как-то слишком разрозненно: герои отдельно, картинка отдельно, а действия практически нет. Вижу как меняется персонаж. Не цифрую в какой момент, какая точка становится очередным переломом, но то что он проходит путь – заметно невооруженным глазом, это реверанс в сторону актеров, но не спектакля.

В программке есть фразы:
«В трактовке Стрелокова главное в судьбе Гамлета – это не история мести за убийство отца, а история выбора пути. Если бы Гамлет был глуп, ему было бы легче сделать этот выбор. Но он умен, и его основная борьба разворачивается внутри него самого»
Не назвала бы происходящее борьбой, скорее становление взаимоотношений с миром. Гамлет не студент университета, он скорее школьник (класс десятый, одиннадцатый, в общем выпускной) и у него не сложились взаимоотношения с миром, они только складываются, в общем «настала пора, когда нужно разобраться с этим миром» (с) но он попадает в эту мясорубку и не почувствовав жизнь, говорит о ее тяжести, ничтожности (естественно говорит с подачи событий и Призрака). У него даже мысли не могло возникнуть о «стрелке вверх».

«Трагедия Гамлета – это трагедия распада тонкой души»
Я бы сказала – юношеской души или просто души, но никак не тонкой (впрочем, может, не так понимаю это слово). И, в общем-то, не было распада, понятия не имею что там за распад души... Гамлет достаточно слабый и беспомощный мальчишка (речь о персонаже), пытающийся жить, пытающийся читать книги и искать в них истину, а его бьют по голове пыльным мешком (Призрак) – жить надо так и сдохнуть лучший вариант, сам он не выбирает.

Кстати, зачем на Гамлета надели очки, которые из него делают Гарри Поттера . Овал лица, короткая стрижка и круглые очки – самый настоящий Поттер. Во время спектакля отделаться от этой мысли оказалось очень трудно. Не, я понимаю, что очки неплохой такой «признак» Гамлета – когда человечка рисуют мелом и одевают на него очки, стало быть Гамлет, на куколке очки, тоже «признак» Гамлета. Но форма оправы могла быть другой.
---
Много наискучнейшей тишины. Понимаю, конечно, что Клавдий афигеть как любит Гертруду (в финале он сам выпивает яд из кубка, потому что, во-первых, королева умерла и ей без нее не жить. Собственно это основная причина – сел рядом тихо выпил, тихо умер, но все-таки добавлю, во-вторых, «удушлив смрад злодейства». Он, конечно, не так уж у него удушлив, но все-таки утомил). Так вот Клавдий афигеть как любит Гертруду – встали, обнялись, ну там руку поцеловал, по голове погладила (так раза два или три). Им, наверно (!) жуть как хорошо, но смотреть скучно - ни музыки, ни действия. Факт объятий в протокол занесен, обозначает любовь, и, наверное, она где-то там есть, но ее не видно.

Это спектакль не о «Гамлете» - о Призраке Отца (возможно, потому что актер очень сильный и оставил очень яркий отпечаток, самому Гамлету не хватает сил). Тишина по-настоящему «работала»/выстреливала только с Призраком.

0


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » В зрительном зале » Театральные следы