Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чайка

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=seagull
Тема, посвященная спектаклю на официальном форуме театра - http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=77

Аркадина - Ольга Иванова
Треплев - Алексей Матошин
Сорин - Валерий Долженков
Заречная - Карина Дымонт
Шамраев - Валерий Афанасьев
Полина Андреевна - Надежда Бычкова
Маша - Илона Барышева
Тригорин - Олег Леушин
Дорн - Алексей Ванин
Медведенко - Константин Курочкин
Яков - Михаил Коротков

Отредактировано Quasi (2009-06-02 00:48:24)

0

2

Всё, что бы я ни писал, всё это сухо, мрачно, безжизненно...
[ Треплев ]

Эпиграф, собственно, потому, что я даже не надеюсь передать здесь все свои впечатления от потрясающего спектакля. Скорее это торопливые наброски на манжете, чтобы не стёрлись у меня самого движения души, чтобы хоть как-то продлить сумасшедшее очарование трёх часов на юго-западной сцене.

Музыка столь плотно вплетена в ткань спектаклей Беляковича, что иногда она и становится самой этой тканью, и именно по ней вышивают свои монологи / реплики / диалоги артисты. В сегодняшнем спектакле, особенно в первом действии, музыка просто захватывала. Тонкая в лирических моментах, мощная при драматических коллизиях, она просто несла на себе всю сценическую жизнь. В какие-то мгновения мелодии словно приподнимали над креслами, и ощущение больше всего напоминало отчаянную погоню из последних сил, словно Меньшов снова взбирался на Везувий, пытаясь при этом не отпустить Ди Луку и Састре. Авторам звукового великолепия - звукорежиссёру Анатолию Лопухову и, очевидно, самому ВР - огромное отдельное спасибо!

Прежде чем говорить об артистах, очень хочется задать вопрос драматургу. Антон Павлович, не будете ли Вы так любезны объяснить, почему произведение насквозь трагичное, мелодраматичное, какое угодно, но только не комедийное - носит гордое название "комедия"? Может быть, конечно, у меня начисто атрофировалось чувство смешного, и на самом деле над финальным монологом окончательно съехавшей с катушек Заречной "я - чайка, я - актриса" все нормальные люди радостно хохочут? У меня в этом месте - спасибо великолепной Карине Дымонт и бесподобному Алексею Матошину (Треплев) - слёзы на глаза наворачивались.

Больше всего потряс Константин Курочкин. И этот факт меня поразил, ибо роль Медведенко при всём желании не назовёшь главной. В спектакле, как и в пьесе, есть несколько главных фигур, вокруг которых разворачивается действие, и зарабатывающий 23 рубля в месяц (он повторяет это так часто и так выразительно, что не запомнить невозможно) сельский учитель к их числу явно не относится. Но - и тут я возвращаюсь к вопросу о комедийности - насколько же глубоко и выпукло показал артист всю безнадёжность, всю трагичность и беспросветность положения, в котором находится - всё, без исключения - изображённое в произведении общество. Сцена его отъезда домой "к ребёночку", когда Маша демонстративно остаётся там, где Треплев, наплевав на собственный материнский долг - настолько щемящая и давящая, что просто захлёстывает сплошной экзистенциальной тоской, с головой, будто океанская волна. Точнее, чем Антон poooshkin после спектакля, не скажешь: "в первом действии придавило, во втором - накрыло". "Мгла, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город..."

Мнения о самой Маше (Илона Барышева) у нас с laranja_beige разделились. Оля считает, что чёрношапочный персонаж Илоны выпадал из ансамбля. Мне же кажется, что скорее Мария Ильинична как таковая несколько вываливается из ряда остальных действующих лиц. Дочь управляющего поместьем - явно не прислуга ни по воспитанию, ни по образу жизни, но и совершенно не господского поля ягода. Болтается между хозяевами и работниками, между небом и землёй, между Треплевым и Тригориным, а затем и между семьёй и своими представлениями о (псевдо)морали. И вот такую вот "ничем-вроде-бы-не-потревоженность, но и ни-на-чём-не-распятость... ни-из-чего-не-изблёванность" Илона играет просто великолепно.

Кстати, о Тригорине (Олег Леушин). В данном случае для меня самое интересное - именно возможность, не только грамматическая, но и смысловая, такой фразы: "Кстати, о Тригорине". Человек, непосредственно влияющий на судьбы центральных персонажей - Аркадиной (Ольга Иванова: заключительная сцена, в которой она узнаёт о самоубийстве сына - одна из лучших во всём творчестве актрисы), Заречной, Треплева - и сам занимающий в пьесе одно из главных мест, в спектакле практически незаметен. Проходит где-то по краю, "как каравелла по зелёным волнам", не писатель / светский лев / властитель дум столичных салонов, а тень, рыболов, готовый в любой момент поменяться местами с рыбой и уйти в глубину, подальше от берега, чтобы, не дай бог, не тронул бы кто: "когда я с ней, Димитрий, я чувствую себя беспомощным, как младенец... агу!" Главное, чем запомнился леушинский Тригорин мне - косвенно вдохновлённым им монологом Треплева о творчестве, из которого и взят эпиграф к данным бессвязностям. И - первым появлением: слегка затемнённые очки плюс общие контуры лица сделали его удивительно похожим на Борисборисыча!

Как-то много у меня получается цитат из других вещей. И это, пожалуй, в большой степени продиктовано самим спектаклем. С самого начала: первый же выход Треплева - в сером балахоне с длиннющими, чуть не до пола, рукавами и полностью закрывающим голову капюшоном - сразу выхватил из памяти местного Гамлета. Заречная, в окончательном отчаянии проговаривающая на авансцене "я - чайка" - клон Офелии на берегу пруда, перечисляющей собранные травы. А когда подходит Треплев и неуклюже пытается её утешить - тут уже и Ромео с Джульеттой вспоминаются, и Дракула с Вильгельминой. Подпрыгивания и прихлопывания себя по груди приговаривающего "Восторг!" Шамраева (Валерий Афанасьев) можно найти в разных ролях артиста из классического репертуара. Наверняка я что-то ещё упустил. Но при всём при том - такие переклички ни в коем случае не воспринимаются как штампы, как что-то вторичное: состояние, в которое погружает тебя зрелище, таково, что игра цитатами скорее обогащает восприятие, как расширяет восприятие текста мелькающие в нём аллюзии на известные и автору, и читателю старые добрые книги.

Первый поток памяти иссяк, и осталось - всё с той же огромной благодарностью - упомянуть остальных участников.
Полина Андреевна - Надежда Бычкова: гитара в её руках - достойное дополнение к прекрасному голосу. Дорн - Алексей Ванин: играет так, что начинаешь понимать, почему доктора часто считались самыми умными людьми. Сорин - Валерий Долженков: бессмертному "голос сильный, но... противный" веришь сразу и во веки веков. Яков - Михаил Коротков: все преходящи, а музыка, "которую он в данный момент представляет", вечна :)

Спасибо всем!!!!

Отредактировано mr_stapleton (2009-05-31 03:02:29)

0

3

Я рада, правда, рада, что спектакль понравился. С другой стороны ведь у каждого спектакля будут свои зрители (штампованные фразы, не люблю, но сейчас именно они лезут в голову). Так вот будут зрители, будут аплодисменты, будут цветы... Просто... не знаю как дальше, но сейчас это не мой это спектакль. Признаюсь, мне было безумно сложно высидеть все эти три часа (первый акт порядка двух часов, по программке 1,50, но кажется, он оказался дольше, второй акт – 40 минут). Не так много со мной случалось юго-западных премьер, хотя наверно в этом случае правильнее сказать – первых показов. "Бабочки" на негнущихся ногах, совершенно картонный "Дракон", но сегодня было особенно трудно, а после спектакля – пустота. Кроме страшного "терпеть" от Заречной, по сути ничего не осталось. Очень много Аркадиной, непонятная трагедия Треплева, которая заключалась в хмуром молчании причины которого для меня пока загадка  (не знаю почему он запутался в занавеске, в смысле застрелился-утопился – любовь? Непризнанность? Что-то еще? Даже попытки довести до точки не было, имхо). В общем как обычно сочетание плюсов и минусов, но имхо, минусов оказалось гораздо больше. И, как обычно, надеемся на лучшее...

Спонсор спектакля – полиэтиленовый завод... а если серьезно вот такие вот «новые формы» - песТня для фотографов. В спектакле Тригорина Нина и Автор вдвоем бегают держа в руках длинный шлейф из тонкого полиэтилена, который меняет пространство, разрезает, деформирует. Эти два шлейфа переплетаются, опутывают ее и вот тогда – люди, львы, орлы и прочее... В начале второго акта все персонажи с такими же шлейфами, кружатся, переплетаются (конечно не до такой степени, но если этот условный хаос продолжить, то не хватает совсем не много до того «бардака», который происходит в финале «Щей», до потопа). Так вот все кружится, летает... сценографично и очччень красиво. Вообще много красивых сцен, хотя бы тоже начало, где Заречная и Треплев сидят рядом и их руки переплетаются-играют.

Нина Заречная ... в самом начале, не признала ... У Заречной и Треплева в начале одинаковые... как подобные вещи называются не знаю... длинное х/б типа платье (все-таки не балахон это, я бы скорее Тригоринский широкий пиджак, что был в финале балахоном назвала, а эти именно платья, так как они облегают по фигуре, а не «мешком» висят) с воротом, таким длинным что его можно на голову натянуть, как капюшон, и он и она это носят с брюками, но у него на поясе черный платок завязан. В общем эти наряды в начале здорово выбиваются из общего вида, сразу понятно – вот они новые формы, ну пока не в искусстве, а только во внешнем виде, искусство будет потом. Так вот... в полутьме, в этом туалете, лица не видно, невысокая девушка, двигается легко-легко, словно летит... Это явно Заречная, но позвольте, в программке написано – Карина Дымонт, а это явно не она. В общем не признала она... она играет спектакль, демонстрирует новые формы (о самих формах выскажусь потом), полиэтилен кружится (звучит не хорошо, но все что касаются летающего полиэтилена, все говорю только в положительном смысле)). И вот те самые люди, львы, орлы и пингвины (атмосфэру Белякович умеет нагнести). Итак, все кружится, Заречная превращается в мировую душу, ее полностью опутывает полиэтилен (в смысле материя мироздания)... тут спектакль обрывается... Аркадина возмущается, Треплев с диким криком убегает, из этого полиэтилена вылезает совершеннейшая девчонка (она там полностью запутанная в нем) – «я так понимаю продолжения не будет? Можно я выйду?» Весь пафос слетел, есть только глаза распахнутые на мир, есть робость и нерешительность, есть смущение перед беллетристом, есть желание услышать одобрение «гениальной актрисы», а потом даже лишний раз коснуться ее руки... В конце это живой труп, молодая девушка, которая за пару лет сгорела. И одно ее «терпеть» и «осознавать, что плохо», дорогого стоят. Больно ее слушать, очень. Распахнутые ладони – «чайка» в них все что было и чего не будет... (имхо, этот жест переходит в руки Трепелева, но у Матошина он пока не «сыграл», не забрал он у нее с рук эту «чайку» в которую она вложила свое «терпеть»)
Маша (Илона Барышева)... Глядя на нее я буду верить в талант Треплева, она любит его, его работы, его голос. Она смотрит на него во все глаза, но он не видит. Когда он рассказывает о возвращении Заречной (или чем-то еще), она, закрыв глаза, слушает его голос и любит каждой клеточкой. Резко смеется, пьет и любит. Она угасает, тяжесть ее существования ощущается физически. Она жестоко стегает себя - «Марье родства не помнящей...». Маша снисходительно смотрит на Медведенко (Константин Курочкин), но потом, после замужества, он для нее уже даже не мебель – звук, сопровождающий ее по жизни. А этот «звук» смешной, маленький человек, учитель, который постоянно проявляется со своими «грандиозными» проблемами и скромными желаниями. Земля круглая и он это знает, но от этого ни горячо, ни холодно и всех учительских проблем не решает, а проблемы эти бесконечны (думается, обещание роли здесь серьезное). Шамраев (Валерий Афанасьев)... управляющий и его «фронт работы и забот» не просто видишь, а чувствуешь – хомуты, лошади... Это настолько глобально, все требует глаз да глаз, и у него все под контролем, даже оставшийся полиэтиленчик аккуратненько отнес в сторонку – в хозяйстве пригодится. Афанасьев все делает легко, играючи, где-то передергивая, но красиво и вмеру. Несмотря на некоторую вольность в словах, хозяйство он ведет твердой рукой (а уж когда речь заходит о хомутах, здесь даже перечить не могИ), но при этом легко, с душой и настроением (история про нижнее «до» - песТня). Дорн (Алексей Ванин)... местный, извините, бабник, простите Дон Жуан. Пилюлькин всех лечил касторкой, этот валериановыми каплями, да и то для проформы, чтобы вовремя слинять от разговору, или подрулить к дамочке. Ведь в нескольких фразах и редких «сольных» выступлениях умудрился сначала запорошить глаза – старик, ничего не надо, акушер, кхе-кхе, чуть ли не песок сыплется, а потом, он едко подстегивает Сорина, который ударяется в воспоминания о похождениях, и, отхлебнув, чего-то горячительного (наверно валериановых капель) из трости, которая оказалась с откручивающейся ручкой, встрепенувшись, в танце пошел пара-па-ба-бам-пара-па-ба-бам-пара-по-бабам.
Этих персонажей видно, о них хочется говорить, они запоминаются, но во всех трех часах их мало. Да, они играли в «Чайке» раньше, но, тот же Медведенко на новенького. Остальные персонажи, как то Аркадина, Треплев, Тригорин (пожалуй, Тригорин, в меньшей степени, просто для меня такой безвольный и бесхарактерный подкаблучник Тригорин совершенно не интересен, красивая картинка в спектакле, но не более)... может быть со временем они смогут что-то рассказать целостное... рано еще.

пока так
После всего что случалось, остро хочется договориться на берегу. Итак, заранее предупреждаю, все нижеследующее не в пользу спектакля, не «за» спектакль. Спектакль мне в целом не понравился. Возможно это первый показ, возможно «а», возможно «b», возможно «c», еще рано и прочее, прочее, прочее...

«Чайка» первый показ... 30 мая 2009
Надеяться на лучшее или нет... вот в чем, прости господи, вопрос... хм... риторический, а все это - издевательство (все те, кто пытался вытащить это издевательство сегодня, вряд ли согласятся также тащить его дальше, впрочем кто знает...). Премьеры были всякие, но чтобы такое, когда глаза деть просто некуда, а время от времени проявляющиеся Барышева, Афанасьев, Ванин, Дымонт, Курочкин (вспоминая их, понимаю, что хочу увидеть вновь, столько мелочей, нюансов, игры, оттенков, характеров, но этих персонажей очень мало в спектакле, хотя в отведенные им полчаса.. ну минут сорок в сумме они оставили глубокий отпечаток о себе) -  какой-то луч света в беспросветной... тьме, и сразу осознаешь, что умрешь быстро и безболезненно. Ибо смерть неизбежна это очевидно. Хотя вот опять Аркадина, Треплев... и осознаешь, что легкой смерти не избежать... смерть была мучительной.

Похоже, что треплевские новые формы... новые формы это то, как играет Матошин в «Дракуле», это совершенно «талантливые» подскоки Генриха в «Драконе», это ужимки Фабрицио в «Шутке», это наигранный пафос Клавдия. БОльшая часть набора из этих новых форм была выдана в начале. Начало спектакля воспринимать оказалось очень сложно. Заречная, вроде как влюбленная в Треплева, играет на его волне, копирует его движения и манеру говорить, потом появляются еще персонажи (помню пару Медведенко-Маша, но была еще и третья) и разговаривают в том же ключе и манере. В общем начало спектакля – это такой большой прообраз, прости господи, «новых форм». Желание уйти все возрастает и вот, наконец, появляются людиииии – все персонажи поют песню, в толпе три (иногда две) гитары и, наконец, возвращаемся к «старым формам» и близится трепелевский спектакль. Начало второго акта, все персонажи тоже уходят в новые формы, Дорн один в один копирует Треплева (или правильнее здесь сказать Матошина), так что вопроса но новых формах не возникает.
Треплев (Алексей Матошин)... не знаю чего хотел этот персонаж, чего добивался, в конце запутался в полотнище (по идее, либо утопился в пруду, либо погиб под обломками театра), но он даже не начал строить этот театр. Ходил, хмурился, кричал. Какой потрясающий монолог у Треплева в начале, там текст загляденье про театр, формы (в этом тексте вспомнился Ральф Нагретдинова из «Бабочек», который потрясающе говорит про новые формы и внутреннее зрение, которое предполагает театр, здесь ... ну грубо говоря тоже самое. Не по содержанию, по подаче, но Матошин съедает все слова, весь текст, ну будем надеяться, что пока...). Трагедия в жизни Треплева... ну не горел он так новыми формами, не любил он, чтобы потом застрелиться. Вообще не знаю почему он решил умереть, хоть бы намек на причину. Так вот... трагедия, и здесь Треплев произносит слова так словно только вчера научился говорить... не мое определение, но с позволения, заберу его – какой-то биоробот, ни дать, ни взять. Второй акт длится 40 минут только потому что между словами (даже не фразами) Треплева секунд по пять не меньше, а то и больше. Все она – высокая трагедия в новых формах. Треплев говорит о Заречной, о ее неудачах, завываниях, резких жестах, и моментах, когда она удачно вскрикивала - произносит текст в «новой форме» и сразу возникает вопрос – а ты сейчас чего делаешь, ибо момент точно неудачный? (Белякович – шутник!).

Не знаю о ком этот спектакль. О Заречной? Тогда слишком много сцен Аркадиной и Треплева. Об Аркадиной? Вся ее игра заключалась в смене туалетов (три костюма точно, может даже четыре). Красиво, кто бы спорил, но, а дальше, простите, что? Завывания и резкие вскрикивания с удачными моментами? О Треплеве? Тригорин... с ним все просто – писатель, порхающий, добившийся, половину первого акта молчащий и только бросающий многозначительные взгляды (красиво), уставший от всего и вдруг девушку увидел (седина в бороду..., вот остался бы на неделю в деревне, как Аркадина предложила позже, перебесился бы и все было бы путем и девочка бы может так не сбилась бы). Монолог о том, что все надоело, надоело писать, а хочется жить получился здорово (ну с поправкой на первый показ, но это во всем и у всех... почти), а потом... потом выясняется что это «хвостик» Аркадиной, даже возникает сомнение в таланте. Да, он пишет, и видимо много, но так ли это талантливо, во имя него Заречная, вырезает свое сердце – если понадобится жизнь, приди и возьми. Аркадина быстро строит Тригорина, и уже он косится на нее и робко пытается говорить – поедем, останемся на несколько дней. Он талантлив, или он известен только потому что она упорно играет его произведения и говорит о том, что работы его талантливы. Имхо, второе.
*****

UPD. Сохранились - колесЫ-клумбы, подсвеченные изнутри, одетые колонны, справа в нише пруд. Костюмы во многом, но с некоторыми нюансами, как то новая шляпа, сохранились (Дорн, Сорин, Шамраев). Абсолютно новые - Аркадина, Треплев (так и не разделся за весь спектакль), Нина, Тригорин. Маша весь спектакль проходила в брюках и жилете, с черной косынкой на голове, повязанной назад (или это шапочка, но не суть), мне почему-то казалось, что к концу спектакля она переоденется вся в черное, с другой стороны она действительно переоделась, но внутренне.
Фото прежнего спектакля Евгения Люлюкина
http://www.wingwave.ru/photo/teatr/nayugozapade/chaika/014m.jpg

Отредактировано rrr_may (2009-10-05 01:56:44)

0

4

Больше никаких преждевременых выводов! Стараюсь повторять это как мантру, но… когда я первый раз смотрела «Ужин с бабуином», мне показалось, что товарищ режиссер издевается, теперь я понимаю, нет - он шутит.
Как отсылки к другим спектакля шутка гения, так и начало сыгранное на штампах. 
Почему бы и нет? Для роли хватит сущности. Так особые Ю-З движения, утрированность интонаций, возможно, станут теми рельсами, на которых придется тащить спектакль еще долго, если не всегда, ведь у Треплева очень много текста.
Кто считает что «Чайка» не комедия? Она даже больше комедия, чем подозревал Чехов.
Да, «Чайка» получилась красивым спектаклем, с птичьими танцами, с причудливым полиэтиленовым туманом кружащемся следом за героями и касающемся зрителей, с проросшими зеленью и колонами шинами. А если обозначенному футуристическому пейзажу из пьесы Треплева станет холодно, на сцену выйдут дачники Чехова с песнями нашего двора под гитару и согреют этот мир. 
В спектакле нашлось место даже для фанатских радостей, сбылась великая мечта поменять актеров местами, так «Гамлет» теперь Треплев, а  «Клавдий» Тригорин.
Но я согласна с rrr-may, три часа это очень долго.

rrr_may написал(а):

есть только глаза распахнутые на мир, есть робость и нерешительность, есть смущение перед беллетристом, есть желание услышать одобрение «гениальной актрисы», а потом даже лишний раз коснуться ее руки...

Спасибо, я не знала, как написать о Заречной. Наверное больше всего меня удивило, что за всем этим невинным флером молодости оказался человек. Может быть потому что в последней постановке которую я видела на сцене, в «Чайке» Кристиана Люпы под ним ничего не было. С Нины слетела свежесть юности и оказалась что под ним пустышка. Заречная Карины Дымонт не хранила внутри пустоту. Казалась бы такая банальная история, девочки наивно мечтающей о вполне осязаемой, материальной славе. Но в конце, в руках Треплева оказывается хрупкая, ломающаяся моментом женщина потрепавшая, но не потерявшая души. 
Отдалено напомнившая Настасью Филипповну из «Достоевский-трип». Нет, не игрой, а тем, что в глазах, не декорационых, а настоящих озерах.

rrr_may написал(а):

Маша (Илона Барышева)... Глядя на нее я буду верить в талант Треплева, она любит его, его работы, его голос. Она смотрит на него во все глаза, но он не видит. Когда он рассказывает о возвращении Заречной (или чем-то еще), она, закрыв глаза, слушает его голос и любит каждой клеточкой.

Не увидела, но в следующий раз (такой когда-нибудь будет), построюсь поймать этот момент. Меня, когда я смотрела на Машу, мучил вопрос, что же творится у нее там, под кожей. Что заставляет так сжиматься и разжиматься ее сердце. Под конец мне показалась, что они с Заречной очень похожи. Не могу вспомнить, почему возникло такое ощущение, может потому, что их страсть и жизнь казались единственным настоящим.

rrr_may написал(а):

Шамраев (Валерий Афанасьев)... управляющий и его «фронт работы и забот» не просто видишь, а чувствуешь – хомуты, лошади...

rrr_may написал(а):

Дорн (Алексей Ванин)... местный, извините, бабник, простите Дон Жуан.

Оба даны зрителям за что–то хорошее в прошлой жизни ). Слов у них не много, на сцене они не так уж часто, особенно Шамраев, а за ними целая жизнь выстраивается и то, что сказано и то что недоговорено. За легкий налет цинизма доктора цепляется история об общей душе и толпе в Генуе. «Лебединая песня» Шамраева о лошадях, которых никак не достать рассказывает всю историю его отношений с хозяйкой. Говорит он с ней без грубости, но с издевкой и уверенностью, которую подневольный человек, работник, перед хозяином вроде как иметь не может, а нате вам есть она уверенность и уверенность эта на уме, а не глупости держится и знании что никуда его не погонят, все ходы, выходы давно просчитаны. А на самовлюбленность хозяйки у Шамраева трагики и комики, чья дальнейшая судьба его волнует куда больше творческой судьбы хозяйки, найдутся.
Из чего только роль сделана, козалось бы, чуть ли не из сора подзаборного, а получается настоящая история.   

Мне и добрый дядюшка Сорин приглянулся, вот просто добрый старый дядюшка, без каких-либо подтекстов. И Медведенко от небесных проблем окружающих переходящий к земным, своим, проблемам.
Но rrr-may, уже выразила то что приходило на ум во время спектакля –  как же вас мало! На три часа вот конкретно этих, интересных, героев, просто не хватило.

Отредактировано Lek (2009-05-31 16:21:30)

0

5

http://s49.radikal.ru/i123/0906/d3/0b39babf9f21t.jpg

на странице спектакля на оф.сайте появились фотографии к спектаклю
http://www.teatr-uz.ru/images/spekt/seagull/gl.jpg

Отредактировано rrr_may (2009-06-10 09:52:55)

0

6

Странная, однако, вещь... Мне нравятся все действующие лица, все до единого... включая полиэтилен, гитары и музыкальное оформление. Если даже не сказать - в первую очередь эти трое. Но мне категорически не нравится (хоть после одного просмотра, хоть после двух) производимое впечатление и то, что картина в целое как-то не складывается.
Вывод: либо Чехов - "не моё", либо "Чайка"...
Либо, как там было у гр. Цепеша - "чувствую: не дорос..."

Верила, верила, верю...

***
(дописано тогда же)

Хочется сказать что-нибудь умное... но уже 3 или 4 раз начинаю писать какую-нибудь мысль, вызванную к жизни увиденным-услышанным вчера и ... осекаюсь, и стираю её снова и снова. Как-то всё или мелко и бездарно, или напыщенно и глупо выходит.
Разве что... вчера поздно вечером решила, что это выше моих сил - еще раз смотреть спектакль, который так неоднозначно воспринимается, который разум отказывается понимать - вплоть до головной боли (бывает у меня так, в качестве защитной реакции организма на что-то, что ему не нравится или не понятно). Сейчас же только радуюсь тому, что в этом сезоне "Чайки" в плане больше нет - потому что не пойти не смогла бы, ведь любопытно посмотреть, как будет развиваться и крепнуть (надеюсь) спектакль, понаблюдать за каждым его публичным шагом - но мне лично повторно идти еще рано. Вот до осени, думается, будет время и у меня остыть и соскучиться, у него - "настояться".

Пытаюсь хоть что-то по делу сформулировать...

Полина Андреевна вчера была очень хороша! И она, и Маша, и Треплев - все они были не так явственно нервны и напряжены, как в первый раз (и по-человечески - как актёры, и демонстративно-утрированно - как герои ;)) и, вероятно, оттого были тише и гораздо выразительнее.
Очень понравилось, как Треплев рассказывал во 2 акте про Нину - задумчиво-отстраненно и спокойно и, но внешним спокойствием этим маскируя боль и позволив ей прорваться только с появлением Нины. В прошлый раз в этой сцене то ли текст никак не хотел вспоминаться, то ли еще что наложилось - но разбитие всех фраз на отдельные, тяжело падающие слова, и нарушение этим живых интонаций однозначно проигрывало варианту вчерашнему.
А еще на предфинальной сцене с Заречной мне подумалось, что кое-кому отлично удалась игра и вовсе без слов - только жестами, взглядами... Нежное и аккуратное объятие Треплевым всё еще любимой им Нины выглядело очень красиво. Так, наверное, берут в руки раненых птиц ...

Отредактировано Quasi (2009-10-09 11:45:58)

0

7

Очень понравилось. Конечно это далеко не комедия, это в буквальном смысле трагедия, причём трагедия настоящая. Сколько сейчас таких людей живущих вот так, мучаясь, страдая. Сейчас это современно, это нужно! Как ясчастлива, то вчра посмотрела "Чайку". Спасибо актёрам, спасибо гениальному режиссёру. Всё живо, есть "живые роли". Это наверное то, что я ожидала, прочитав "Чайку", представляя её.

0

8

Нашел отзыв о Чайке:
http://www.galina-poems.com/forum/viewt … mp;start=0
И снова, как много лет назад, выделяется та же актриса:
«Маша - ее играла Илона Барышева - это то, что было у меня в голове, когда я читала - она воплотила на сцене то, что я уже видела... только внутри... она потрясающая актриса.»

0

9

08/10/2009

Как-то всё, наконец, сложилось для меня в правильном порядке. И вчера не было никого, кто бы нарушил картину, потому из всех виденных с момента премьеры спектаклей этот был лучшим.
Возможно, перечитанная накануне пьеса помогла тому, что мозаика наконец сложилась как надо, - а может быть и нет.
Во всяком случае, на эту основу здорово легли  те краски, которыми  рисовали актёры своих героев – особенно  Дорн с его междометиями и замечаниями, интонациями и выразительными глазами, и Полина Андреевна, восхитительная в своей нарочитой обиженности невниманием Дорна.
Медведенко, Сорин, Маша  – каждый ярок и по-своему трогателен.
Нина… не знаю, честно говоря, какой она должна бы быть, но то, что я вижу – мне нравится.
Тригорин. Неожиданно поразилась тому, что Треплев ему в начале дает нейтрально- положительную характеристику (не обращала внимания раньше, каюсь).
Повторюсь (и наверное, еще неоднократно), но самая сильное и самое любимое моё место - это разговор и ссора Аркадиной и Треплева в 1 акте. Оба были настолько хороши и настолько настоящи – слов нет, но ... были  наворачивающиеся на глаза слёзы.

0

10

Я не вполне уверена, сюда это или в фанатское творчество, но, в общем, тоже отзыв на спектакль по свежим следам получился:

Дорн в Генуе
(«Чайка», Юго-Запад, 21.12.09, А.С.В.)

В Геную, в Геную – там, в толпе,
Словно во тьме Мировой Души,
Сменится вечное «не успел»
На непривычное «не спеши».

Там – Лигурийского моря вдоль
Шествуй в тени Апеннинских гор…
Не возвращайся – утихнет боль,
Горько-привычная до сих пор.

Даже в толпе – небеса тихи,
Дальние склоны полны огней…
Страшно уйти, не забыв грехи,
Только вот жить иногда – страшней.

Что же, не браться за тяжкий гуж
Невыполнимых забот земных?
Но до Шекспира и прочих душ
Дела нет – кроме двух-трех родных.

«Слейся», - то волны, - «исчезни весь
В этой толпе ли, на дне реки…»
Я возвращаюсь. Затем, что здесь
Мало путей без цены легки.

И на прощанье смотрю – прилив,
Волны вскипают срывая злость…

Я, как вы знаете, - не болтлив.
Это про Геную… сорвалось.

21.12.2009 3:14

И несколько видов Генуи, возможно, похожих на то, что мог увидеть доктор Дорн:

http://www.rusrep.ru/images/texts/1455/145564_pic1.jpeg
http://www.issirfa.cnr.it/download/Image/Liguria.Genova-La lanterna vista da expo.jpg
http://www.publywebitalia.com/panorami- … genova.jpg

А это - можно сказать, та самая "уличная толпа", только в обстоятельствах экстремальных - "Посадка на корабли «Тысячи» Гарибальди в Куарто, близ Генуи", картина художника П. Тетара ван Элвена (Палаццо Муничипале. Генуя).
http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0226406564.jpg

Отредактировано Kemenkiri (2009-12-21 03:58:13)

0

11

22.04.2010

У меня не осталось после спектакля готовых формул, чтобы составить «сочинение» – о чем «Чайка». Что необычно, как правило, пусть приблизительно пусть в зависимости от того, как сложится спектакль, но ты можешь описать, то, что явилось для тебя основной мыслью, то, что из сказанного и сыгранного понял конкретно ты. С «Чайкой» как-то иначе, после нее не остается этого знания – о чем спектакль. Все сводится скорее к отношениям внутри спектакля. Наверное, следует сделать вывод, что спектакль о людях. Но ведь, по сути, любой спектакль, так или иначе, о них.

При легких, светлых одеждах дачников в спектакле не было и привкуса солнца, вместо него там было старое озеро и развевающаяся рваная занавеса на скелете летнего театра. Словно весь спектакль жил преддверием чего-то ужасного, сплошным висящим ружьем, предвосхищающим последний выстрел. В спектакле даже присутствует «страшная» музыка, как бывает в фильмах ужасов. Когда, слыша тревожную мелодию, повинуясь условному рефлексу, догадываешься – случится нечто страшное.

Здесь много героев с нераскрытыми, как раковины историями и героев с жизнями,  рассказанными предельно полно в каких-то двух словах.
Сорин, не доживший и жаждущий жизни, тянущейся к молодым в которых этой жизни должно быть много, к племяннику, к Заречной. Кажется, одного этого достаточно, чтоб узнать в нем давнего, пусть и забытого на время, знакомого. И Дорн, которому хорошо самому по себе, единственный кому хорошо с собой, пусть не счастливо, но и недурственно. Обычно, когда люди не жалеют о прошлом вслух это признак того, что что-то их все таки гложет у доктора это самоподтверждение не звучит как упрек своему прошлому. И все таки Дорн недорассказанный герой. Умолчавший о причине, по которой ему так близки пьесы Треплева, идея мировой души и толпа в Генуе.

Здесь много героев с историями, казалась бы предельно простыми, но тянущими их, потому что это они, за собой, в воронку круговорота.
Треплев, удачно переводящий абстракции во взаимоотношения. Нужны новые формы, иные кумиры и нужно это чтобы обратить на себя внимание небезразличных ему женщин. Право на маленькие и большие перемены, право на творчество равны противостоянию с матерью и потребностью быть замеченным и одобренным ею. Желание и необходимость писать сродни необходимости быть любимым Ниной. Девушки любят победителей? Возможно. Особенно те, которые хотят дотянуться до небес, как Нина. Прорваться  в эти небеса к небожителям, стать одной из них, вырваться из мирской суеты так, словно там, за облаками все «за» и «против» спишут, как после войны. И глядя на них, на Нину и Треплева, кажется, что взрослят нас только горе, обиды,  несчастья, потеря чистоты, утрата мечтаний и смирение, не было бы их - мы были бы вечно молоды.

У Нины есть одна общая черта с Машей, делающая их невыразимо похожими. Обе девушки без сожаления, с упоением ныряют в омут. Птички, поющие свою самую красивую песню бросаясь на шип терновника. Роковая любовь Маши такова не сама по себе, а потому что принадлежит Маше, а у нее иначе быть и не может. В ней сокрыты бури, и то, что прорывается наружу лишь призрак ураганов живущих внутри Маши, а все ее планы найти покой для себя откровенные песочные замки. 
Им никогда не шагать по одной тропинки с Медведенко, и согласия между ними быть не может, потому что даже их несогласие существует в разных областях. У Маши внутри нее самой, а у Медведенко во внешнем, окружающим устройстве, а точенее в неустроенности и неверном порядке в котором он заперт.

Странно выходит - кому мы доверяем свои жизни и насколько это лотерея с крошечной свободой выбора. Нину привлекает Тригорин, как блестящая финтифлюшка первой, попадающаяся на глаза. Он для нее небожитель родом оттуда, куда она стремится, творец… чье неистовое желание творить фальшиво, зато обида на судьбу, предоставившую ему вечно второе место после, к примеру, Толстого или Тургенева, реальна. Так же реально как неодобрение поступков Аркадины и ее отношения к сыну, со стороны окружающих, хотя, казалась бы, они должны боготворить свою хозяйку, но видимо Треплева жалеют больше, и вряд ли по одной лишь причине предчувствия грядущей трагедии.

Возможно, спектакль и без мировой души, но с тоской по отдельным душам.

Отредактировано Lek (2010-05-17 12:28:59)

0

12

На сайте Перечитывая Чехова (здесь собраны рассказы, пьесы, фото, живопись, информация о фильмах и постановках)
Есть страничка спектакля
Ничего сверх – информация перенесена с оф.сайта - фотографии (со срезанным копирайтом, но именами и ссылкой) и абзац текста
Но страничка такая есть :)

0

13

«Чайка» 18/05/10
Спектакль показался каким-то... нескладным. Сцены сменяют друг друга как-то искусственно что ли. Остается какая-то недоговоренность, хотя сами герои рассказывают о многом.
Хотя, быть может так и должно быть... Театр
В «Сентенции»... уж куда эпизодичнее, но из картинок складывается жизнь. Немножко знакомая, немножко незнакомая, но живая и настоящая. В «Чайке» складывающаяся сказка не живая. Лучше так – не совсем живая (в нее вливается нечто живое от Сорина, немножко от Шамраева, могло еще и от Дорна,... от остальных меньше)... И в какой-то момент понимаешь, что все это – театр, некая условность, которая тем не менее пролезает внутрь человека... новые формы?
Этот спектакль словно окошко через которое подглядываешь за чужим выбором. Этот спектакль я не смогу прожить,  лишь посмотреть со стороны. Что-то знакомое отыщу, но оно в спектакле какое-то гипертрофированное.
Может быть оно и должно быть таким «кукольным» (искусственным, где-то наигранным?)? Чувства персонажей впадают в крайности и «рисуют» только крайность, подчиняя ей все.

Впрочем, правильнее будет разделить
Сорин, Шамраев, Полина Андреевна – условно - живые. В них соединяется боль, ошибки выбора, попытки выкарабкаться из своих ошибок, что-то исправить. Не трудно представить как эти люди вечером на террасе пьют чай или играют в лото.

Остальные – Заречная, Треплев, Маша, Тригорин, теоретически Аркадина – условно неживые. Я не смогу представить их сидящими вечером на террасе, то есть делающих какие-то «дачные» вещи. В них вот этот самый выбор, боль, решение которому подчинено все. У Треплева – это Заречная, у Заречной – слава и театр, у Маши – Треплев, у Тригорина – безволие. Персонаж на 95 процентов (если не больше) состоит из вот этого единственного. Оставшиеся проценты – это жизнь. Влияние этого выбора на его существование.

Посередине оказывается Медведенко. Его боль (слово условно, точнее не подбирается) – учитель и учительское жалование, бедность. И вот он беспрерывно долбит этим. Да, можно начинать копать вглубь, но слова его только о боли – персонаж существует только из этого. Лишь к финалу, когда он начинает говорить о ребенке, Машу пытается увести домой, появляется живое. Как эта самая боль подчинила себе жизнь... распространилась на жизнь. В начале нет, но к финалу, Медведенко легко рисуется в жизненных картинках – по дождю пойдет пешком, уставший, вымокший, чумазый дойдет до дома, но при этом будет благодарить судьбу, что вот так она складывается, покормит ребеночка...

Lek написал(а):

При легких, светлых одеждах дачников в спектакле не было и привкуса солнца

Вот-вот. Не было вообще ощущения жизни. Есть определенное место-пространство в котором существуют персонажи. Несмотря на зелень и очевидные костюмы - место слишком условное. Театр
В общем, не знаю ... Чехов

Не знаю насколько получилось понятно. Но все сказанное не со знаком минус (впрочем, плюса тоже ставить не хочу). При всей этой странности-непривычности оно здорово «бьет», а все «неживые» персонажи... долго пыталась придумать объяснение. Получилось так.
Это люди наизнанку. Ведь в каждом есть что-то, что влияет на мысли-чувства-поступки. Но у «живых» персонажей мы видим все вместе и до той боли можем дойти, заглядывая внутрь. А «неживые» персонажи – чистый оголенный нерв, который электрическим разрядом бьет жизнь, корректируя и выстраивая ее определенным образом. И видя этот нерв... честно говоря, даже пытаться не хочется представить их жизнь. Просто напросто страшно. Да, у каждого (теоретически) жизнь может измениться, но чтобы это случилось чему-то придется сражаться со слишком сильным сгустком боли

Напишите...
У меня есть тема для рассказа.... У каждого из них есть тема и они ждут, даже просят, чтобы ее уложили  в печатные строчки. Может быть чтобы те ошибки больше не совершались.
В одном пространстве-времени соединили очень разных и одновременно очень одинаковых людей. Кто-то из них сумел договориться с жизнью, кто-то ее заковал в кандалы, кто-то взвалил ее на плечи и она раздавила... Впрочем жизнь ли? Или это сами персонажи...
Все хотят счастья, тишины и спокойствия, чтобы греться и не чувствовать даже намека на холод. А меж тем очень зябко...

Аркадина... ее сцены с дикими воплями выдержать сложно. И отчасти я понимаю тех, кто ушел в антракте. Череда сцен несколько нескладная плюс Аркадина. Аркадиной не так чтобы уж очень много, но и немало.
...а вообще в этот раз ее было жаль. Несчастная женщина, которая боится остаться одна. Бегает, властно вопит, чтобы ее заметили и ей подчинялись, изображает гениальную актрису. Ей нужна картинка – наряды, подобие счастья, подобие благополучия, подобие успеха. И все вокруг соглашаются с этой картинкой, хотя мало кто в нее верит.
«Счастье» она себе не слепила, а просто взяла кусок глины и назначила его счастИем. Забавно выглядит, как она сначала пытается хвалить и возвышать Тригорина. В принципе если это делать мягко (ах, как это делает Леди Макбет-Рубан, подбираясь к Макбету, надавливая на слабые точки, мягко по-кошачьи подкрадываясь и поглаживая его словами – хорошо как скажешь так и будет, но возвысится ты хочешь. Как она выделяет это «возвыситься». Хитрющая лиса и такая подведет мужа к любой своей цели и даже как-то страшно за Макбета)... но Аркадина не умеет этого, через некоторое время она переходит к иным базарным интонациям – ты мой!!! – громко и при этом резко зажав руку в кулак – и фик ты вырвешься из этого кулака.
http://i044.radikal.ru/1006/f7/5acfb642d8b6t.jpg
Вроде бы на взводе, а левая рука «мертвая». В «Эдипе» тоже фигня с руками. По глазам бьет нереально
Так смотришь на Аркадину, как она вопит, пытается властвовать и становится ее жаль. Чего она боится? Потерять «источник» славы? Без его рассказов о ней будут ли помнить? Как долго можно жить в такой искусственной картинке? Или остаться одной? Но тут еще меньше понимаю. Проще одной, чем вот так вот на коротком поводке держать тряпичную куклу

Тригорин... в нем неприятная пустота безцельности. Когда-то цель была, быть может такая же как и у Треплева, но эту цель выбита... или точнее сказать разбита кем-то или чем-то...

За Ниной очень больно идти, а за Аркадиной - противно. По мне лучше чернота одиночества и болящая любовь, убивающая, сжигающая. В таком состоянии вряд ли доживешь даже до пятидесяти, но это лучше чем тошнотворная мишура Аркадиной.

Заречная... девушка, пораженная театром в самое сердце. Начало – это что-то невероятное. Резкие движения штампов а-ля Дракула или Фабрицио сгладились. Они не исчезли, но стали мягче – это театр, они увлекают и опутывают пространство. Словно игра в игре. Театр,  который живет в Треплеве,  который живет в Заречной. У них он немного разный, они как две частицы, что создают нечто очень целостное. Сразу очевидно – это театр, они играют в театр, превращая свой разговор в театральный и эта игра доставляет им невероятное удовольствие.
Треплев – это сердце, которое стучит и заставляет кровь бежать по артериям. Заречная – кровь, что бежит по артериям и несет кислород каждой клеточке организма. И эта кровь насыщает и само Сердце кислородом. Замкнутый круг. И когда кровь отказывается поступать в Сердце, оно умирает.
Треплев... кажется, что ему безразлично все окружающее – люди, события, явления. Он любит театр, ищет свой театр. И, кажется, что театр занимает всего его. Его спектакль непривычен для персонажей, потому что это не картинка, это нечто, что пролезает внутрь и задевает. Вот такие они новые формы – щупальца, пролезающие со сцены в каждого и задевающие за живое. В тот или иной момент зрители комментируют, прерывая спектакль, быть может непроизвольно – да, новое, но еще отчасти потому что это новое дергает в них что-то. А оно дергает и дергает потому что этот текст читает Заречная. Она оживляет театр Треплева. Она большАя часть его театра, а театр – это он сам. Она значительная часть его самого и когда она уезжает, он, словно, закрывается от мира, хоть и продолжает писАть для этого самого мира. И понимаешь, что она слишком небезразлична ему, что, быть может и творить он начал благодаря ей и для нее, что без нее нет в нем бурлящей жизни, есть лишь существование, подпитывающееся мыслью о ней.

...

0

14

22/06/10

0

15

2/10/11
С «Чайкой» получилось сложно. Мало того, что сам спектакль изменился (а это иногда трудно принять. В других спектаклях оказалось проще, в «Чайке» сложнее - персонажи, имеющие определенную тональность вдруг звучат резче, сильнее или выдают совершенно иной звук, а ты к этому не очень готов), так еще и «Чайка» Бутусова, оказывается, не выветрилась и все еще сидит в голове (а та «Чайка» в голову бьет нереально, сложный, многослойный, удивительный спектакль). Наверное, отчасти хотелось увидеть в нашей «Чайке» то, что зацепило в сатириконовской «Чайке». А при желании найти можно все что угодно.

У Бутусова очень понравилась мысль, что Дорн настоящий отец Маши. Поэтому, сегодняшнюю мягкость и доброту Дорна по отношению к Маше (а он не всегда такой, иногда бывает с Машей чрезвычайно резок и груб) очень хотелось списать на то, что он действительно ее отец, который опекает девчонку, придумывает эту глупую «молодость, молодость», чтобы отвлечь ее от резкости Треплева. Как и его мягкость к Полине Андреевне – было когда-то что-то, есть дочь, но он не может согласиться на семью
В нашем спектакле всегда отчетливо разделялось: театр (сюда же беллетристика) и жизнь. Персонажи отчаянно просились на страницы рассказов Тригорина и Треплева (а потом, соответственно все это должно воплотиться на сцене). И существовал некий огонек – «театр». Они все ждали спектакля, им он был интересен по каким-то причинам, что-то в нем хотелось найти.
Сейчас все перемешалось
«Где играть? В театре? Нет в жизни. Вся жизнь – театр»
И опять виноват «Сатирикон» там все переплетается – театр становится жизнью, жизнь театром, что где и в чем отображается порой теряешься. Они тянутся к театру, словно свету, где есть чудо, есть другая жизнь. Всегда театр в «Чайке» был театром, а тут он получился некой аллегорией – синий свет, дверь за которой будет чудо, непременно будет и туда нужно заглянуть – И мостиком становится Заречная. В начале чуть наигранная интонация, как представление о богеме, попытке коснуться и приблизиться. Но спектакль уже говорит о безысходности – нет живых существ, все мертво, душа не рождается, а чахнет и задыхается в пространстве где нет воздуха, где не меняются атомы. Показушница Аркадина, меняющая туалеты и беспрерывно показывающая свое счастье, невероятно далека от театра, возможно, она была когда-то такой же Заречной, ищущей чуда там за волшебной дверцей, ведущей на сцену. Нина, прислушайся к Шамраеву, в бытность свою он не просто бывал в театрах, но и имел к ним какое-то отношение, знает толк в искусстве и очерчивает очень здорово правду от вымысла. Но разве за красивой картинкой перед глазами, за Аркадиной в мехах, услышишь чей-то голос. Изнанка приоткрывается и в разговоре с Тригориным. А может быть у многих профессий подобная изнанка, заставляющая в какой-то момент бежать затравленной лисицей и делать, делать, делать, счастье работы, превращая в рутину и гонку. И уверенность идти в актрисы пошатнулась, но трудно отказаться от окошка манящего счастьем. Она идет в актрисы и все разбивается. Заречная заглянула в это окошко, а ничего не меняется. Мы-то всегда одинаковы и соглашаемся терпеть (...или вынуждены, или привыкаем). Не смогла принять слова Заречной об умении терпеть. Может быть, ошибившись здесь, стоит еще раз сыграть и выбрать другую профессию, попытаться хоть как-то изменить. Если сразу складывать лапки и тащить жизнь волоком, то вообще жить не стоит. Но это если плавать на мелкоте, а если забираться в глубь – любая жизнь – это неси свой крест и веруй, и чернота бывает и шлейф тянется и любовь не вырвешь из сердца и хочется стать статским советником, но не становишься, получаешь, чего не хотел, да в чем-то находим радости, но все больше «жалуемся на жизнь» (и(с) «Парашютиста), она дает не то, чего хотелось бы, груба жизнь – все оно так есть и тут я уже не могу не согласиться с Заречной. Она потеряла веру в чудо и обрушивает на Тригорина всю правду, срывает со столбов ауру, когда-то окутывающую ее (ах, как они в начале с Тригориным парили, две чайки в пространстве вселенной, свобода, бесконечная свобода и счастье, ожидание и вера счастья... груба жизнь), ничего нет, никакой надежды и уходит, неся за собой шлейф жизни, который будет тащить волоком и дальше.
Я бы сказала, что Заречная в финале – это Маша в начале спектакля. На плечах шлейф жизни, тяжелый, в глазах тяжесть и ноша жизни, словно она прожила уже тысячу лет и знает каждую молекулу пространства. Да, такой была Маша, которая попыталась изменить пространство - вышла замуж, но ведь заранее знала, что не вариант, что забыть не удастся и сердце ждет взгляда Треплева, а он проходит и не обращает внимания. Она знала, что он не посмотрит, но все равно горько.

Единственным живым лицом оставался Треплев, а его стремление к новым формам стало стремлением разбить эту ограниченность, уверенность в собственной роли, почувствовать мировую душу и попытаться вздохнуть иначе. Он мучительно пробивается к этим новым формам, ищет, перебирает стекляшки от разбитых бутылок в которых отражается лунный свет. Все было бы не так мучительно и тяжело, если бы она была рядом... Но пока ее нет, однако остается надежда – мысль о Нине, словно путеводная звезда, его луна о которой он думает, которой посвящает свою работу. И это его чудо, мысль и мечта о чуде, возвращается не желая его погубить (наверное, она могла бы выйти замуж, но убивала бы его, как Маша жестоко бьет словами Медведенко, но он другой человек, совсем. И, наверное, Нина знает это, поэтому не посмеет) и несмотря на это губит его, убивая остаток света, тлеющий огонек художника.

Треплев и вовсе получился Гамлетом. Скрученный нерв Треплева очень был похож на нерв недавнего «Гамлета». А началось все с Шекспира. Аркадина вроде бы в шутку, а он ожидает нужного момента и бьет словами резко, высказывает матери все, что он о ней думает, а потом предлагает – мышеловку. Ведь спектакль действительно мышеловка и каждый из слушателей ловится на нее. Спектакль, несмотря на то, что не был принят публикой, запал в их души и заставил что-то сделать. Пусть один шаг, но этот шаг был. Так, Маша решает выйти замуж; Сорин просит у сестры денег для племянника; Дорн чувствует души Наполеона, Шекспира и кого-то еще и после поедет в Геную. Быть может они давно об этом думали, а быть может и спектакль возымел свое действие.
Но все рушится и после перепалки с матерью (-скряга), Треплев на гране (в «Гамлете» к парню как раз в этот момент полного душевного раздрая и непонимания поступков людей, логики поступков пришел Призрак и предложил «игральные» карты, чтобы разыграть партию. Треплеву не повезло)) Призрак не пришел)) Жаль))). Он словно запирает на ключ все чувства и станет работать и добиваться. Муки творчества и мысль о ней, греют изнутри, ее письма у него в памяти каждую минуту (как в «Веронцах» Джулия говорила – клятва верности Протея в ушах моих – и эту клятву было почти слышно (о спектакле в сентябре) так и здесь, строки писем Нины их можно было почувствовать, настолько они были живыми), а снаружи – лед, холодная безразличность дадут ему возможность жить пытается работать...
А финал...безысходность полнейшая. Обычно оставалась хоть какая-то надежда. А тут пусто и холодно. Одинокие персонажи, не слышащие себя, одиноко воющие о своей жизни, упущенных возможностях, волочащие свой шлейф, который временами касается шлейфа соседа, но тут же одергивается и накрывает своего владельца. Они не слышат себя, погружены в свои чувства, свою несчастность, свою игру и не хотят отказываться от своей маски.
Треплев своим спектаклем словно сделал попытку их разбудить. Он говорил о театре и новых формах, но театр его не столько интересовал, сколько новые формы, как способы воздействия, методы, чтобы разбудить все эти уснувшие холодные души. Но гранитная плита, брошенная Ниной, убивает всякую надежду, показывает, что все попытки будут тщетны. Треплев погибает под обломками своего театра, своих надежд если не спасти человека, то дать ему шанс, коснуться чуда, ощутить душу, почувствовать тепло, хотя бы на три часа спектакля...

0

16

06.01.2012
Ад театра и ад жизни. Ад – это другие, ад – это я. Вот так вот в одном флаконе, в одном спектакле.
Все они мучают друг друга, выматывают себя, ждут театра и ищут в нем спасения, но только страдают от него еще больше.

Это ужасно, когда вслед за Треплевым хочется пойти и удавиться. Точнее не так - ты буквально слышишь его вопль, крик умирающей чайки получившей пулю; все очевидно - он пойдет и застрелится. Слуш, Константин Гаврилыч, а можно с тобой? Потому что смысла «в дальнейшем продолжении пути, что боги нам даруют» ни-ка-ко-го. Чернотааааа, безысходняк полнейший. Сначала ниточкой спасения казался театр, все им дышали, всё им дышало. А спустя антракт пару лет не осталось и ее... Вообще ничего. Заречная как единственная ниточка к этому театру ушла. Точнее она была ниточкой к жизни для Треплева, а он уже ниточкой к театру для всех остальных.
Но... Заречная права, что ушла, ведь ... это ответственность и это будет мучением для него и для нее. Она с самого начала не смогла произнести слова о любви. В том театрализованном диалоге перед спектаклем, когда он сорвал пелену ее и своей «игры» и сказал, что любит. Он ждал, очень ждал ответа, всем существом ждал хоть чего-то мимолетного кивка или улыбки. Она испугалась этой паузы, понимая ее весомость и значение ответа и сбежала вновь в слова о театре, заговорив о волнении и будущем представлении.
---
Не могу придумать кто в этой истории Заречная, чтобы единым словом охарактеризовать. Во всем происходящем она словно краеугольный камешек. Когда он выпадает, рушится все – театр, надежды, розовые мечты, все ломается и действительно остается только уйти навсегда. Она как некий источник, питающий и пространство всех местных усадеб (как проводник от природы к человекам и обратно), и самих жителей этих усадеб (та же влюбленность Сорина, любовь Треплева, она нравится, ей улыбаются). Она появляется в самом начале и прорастает, словно вьющееся растение, ей знакома каждая складочка на деревьях-колоннах, каждая складочка принадлежит ей и словно ощущается неразрывная связь ее с природой этого места. Она здесь у себя дома, она здесь царствует, как бабочка на цветочном лугу. Вроде бы можно и без нее, но картинке сразу чего-то не достает и цветы некому опылять, все вянет, жизнь останавливается.

Когда Заречная вернется, она коснется колонны и пальцами будет как когда-то перебирать складки, но она уже не будет связана с этим местом. Рука уже не питает эти деревья и не может вобрать их в себя. Растение, которое вырвали, которое засохло на чужой каменистой почве.
Заречная... какой сильный и страшный поступок в финале. Иметь мужество отказаться от, пусть подобия счастья (ведь она не любит его). Они сидят рядом у этой клумбы, свет, словно из прошлого на их лицах, одно лишь «да» и, кажется, что будет чуть теплее. Все вопит об этом «да», но она не любит (в «Макарене» Таня тоже говорит, что прогнала, потому что не люблю) и никогда не скажет это «да», так страшно. Она остается в черноте, она уходит в никуда, пустота, оголенный нерв, отсутствие жизни, грубость жизни и никаких розовых мечтаний, ничего. Как она говорила о том, что было раньше, говорила, сжигая каждое слово. В мыслях, оно может быть еще и существовало, но произнесенное слово сгорало навсегда и ничего не оставалось, пустота, разрушения, обрывки целлофана-пьесы/театра/прошлой жизни/спокойствия в природе. Все эти куски валяются вокруг, страшно. Чего ей стоило согласиться и может быть было бы хорошо... может быть. Только это определенная ответственность. Нина не смогла сказать, то любит, когда все было в розовом цвете. Ведь тогда казалось это так просто и понятно, тогда она еще могла хоть как-то ответить. А здесь и он черный и она черная, ну погрелись бы вместе, не больше, а потом просто измучили бы, как все мучили друг друга на протяжении всей этой истории. Дорн ведь в какой-то степени точно также поступает с Полиной Андреевной (вряд ли сознательно, не знаю) отказывая ей. Она, хоть и говорит, что согласна и готова терпеть, но через какое-то время и сама измучается и его измучает. Не к чему это. А Маша соглашается и та романтика, что была до замужества превращается в пытку для Медведенко, ведь она не любит. Наверно, тут еще можно сложить пару Аркадина-Тригорин.

Сорин... его слова о том, что страшно будет умирать и что хочется пожить. Ведь это быть или не быть. Самое натуральное. С выбором «быть». Нет ничего, ничего не срастается по жизни, одни лишь «был», «был», «был». И ничего нет, но пожить хочется (черт! А под щучью голову завтра бы «Дракона», особенно трехголовую агонию, хоть год и то бы неплохо. Тоже ведь, наверняка, пролезло бы тубиорноттуби). Это так просто и понятно, как свет в нем от влюбленности в девушку. Подумал и хорошо и можно жить, хочется жить.
---

Жаль не записывала мысли о Шамраеве (Бакалов). В прошлый раз он казался помрежем. Всеми руководил, словно вел спектакль. Там, тогда вообще все выстраивалось словно каждый персонаж это кто-то из театра (то есть театр, в театре и в театре получался): режиссер (Треплев), актриса (Аркадина), автор (Тригорин), помреж (Шамраев), что-то еще, кажется, было. Но тут было иначе

Сегодня Шамраев стал скорее защитником/охранником/хранителем старого театра, старых форм. Он и вспоминает постоянно о допотопных, дергает, словно тянется к старым формам, которые прячут боль, настоящее терзание, делают картинку. Треплев же, наоборот, ищет новые формы, вкладывая в них настоящее, боль и терзания.
Начало спектакля получилось своеобразной одой театру. Сорин так мягко заговорил о театре - без театра никак нельзя - словно в нем спасение от этой жизни от пустоты и неправильности, от того, что он, как и многие «человеки которые хотели», могут увидеть что-то в театре, что-то красивое, может какую-то жизнь, которой хотели, но которой нет
Всегда было жаль, что Сорин так ничего и не сделал, чистый лист, лишь хотение. А в итоге он чуть ли не в выигрыше. Те, кто сделали выбор, не просто хотели, а шагнули, оказались в пропасти крушения розовых надежд. Ничего нет, ничего. Остается лишь учиться терпеть. А Сорину терпеть нечего, лишь жить как живется и он позволяет себе пить херес и курить и не сможет поломать на корню. Что лучше сожалеть о сделанном или не сделанном. Всегда казалось первое - сделать и ошибиться. Но тут как-то наоборот получается... Сделанное отзывается чернотой, что в Заречной, что в Маше, что в Треплеве, который стал знаменитым, но не получил ничего, лишь «почернел» внутри. А Сорин уже не ошибется, у него просто нет такой возможности.

Все ждут спектакль, словно ждут чуда, забвения, а тут Треплев со своими новыми формами. Он оголенный нерв, в нем боль и с самого начала этот гвоздь. Он ждет спектакль, опасается провала, готовится к резким словам матери, а они будут, и он это знает. И словно разгоняет грозовые тучи вокруг себя, находя доброе слово для дяди - у тебя борода взлохмачена. Треплева мучает его настоящее, мать, приехавший Тригорин и говорит он обо всем этом пронзительно, резко. И в своем спектакле он хочет говорить о жизни, не приукрашенной, какой ее жаждут видеть остальные, а настоящей, колющей, неприкрашенной. И что лучше? Цветная раскраска или та настоящесть к которой стремится Треплев?

...А откуда взялась раскраска, то есть раскрашенная реальность? Она ведь заместила собой такие же новые формы, которые были у Тригорина. Да, ведь Тригорин, наверное, тоже когда-то стремился говорить в своих пьесах о том, что болит, что мучает, изображать настоящую жизнь, неприкрашенную. Просто он оказался податливее и колющая реальность постепенно заместилась приукрашенной
Треплев тверже, идеалист и отказывается уходить иллюзии. А может, была бы любовь Заречной ответной, Треплев увидел бы розовый цвет, облака и природу, почувствовал спокойствие, стал бы писать о красоте и новые формы изменились бы, приобретя иной оттенок, тот который все ожидают. Блииииин еще один «Калигула», точнее Сципион в котором на одной чаше весов природа с ее ликом любви, а на другой – реальность, обрушенная на него дурацкой логикой. Второе перевешивает, так как от первого он отказывается. Треплев... он не отказывается, у него этого нет, поскольку нет рядом Заречной. Ведь даже в самом начале все его резкие слова и крики, все тучи в его голове, все рассеивается, когда появляется она, пространство для него светлеет и гвоздь растворяется.

Треплев, когда рассказывал о письмах Нины, так остановился на ее подписи - чайка - словно вспомнил ту свою чайку, убитую в запальчивости. Тогда, быть может, он даже не понимал до конца что делает, просто подстрелил птицу, поскольку самому было фигово и сам носился словно раненый, видя выбор Нины, еще не сделанный окончательно, но ее разворот в сторону Тригорина, убивает его. Он притащил ей эту чайку, а сейчас, здесь в ее подписи видит ту чайку, убитую птицу.

---
Второй акт уложили в 35 минут, если не меньше. Такого не припомню ))
---

0