Спектакль, возбуждающий жажду… жажду видеть спектакли подобной силы, энергии, энергетики, внятности на этой же сцене. Почти забытое ностальгическое чувство /да, знаю, что ностальгия - тоска по родине; ю-з - малая родина; все мы - родом из детства.../: мощный, харизматичный мужской театр. Театр сильных – ярких мужчин, которым есть ЧТО сказать этому миру, которые ПОНИМАЮТ, что они хотят сказать, которые УМЕЮТ говорить на волнующие их темы. Спектакль мужчин, которые имеют свою точку зрения на войну, на людей в войне, на людей войны, на людей войны, после её завершения.
Драйв от первой минуты до последней. Жесткий – жестокий ритм, которому подчинен спектакль. Жестокий ритм, которому подчиняется жизнь людей войны.
Тут можно говорить и о музыке, и о хореографии, и о свете, и о выстроенности сцен…
Пугающе-яркие, запоминающиеся образы – женщины в черном трансформирующиеся в ворон, /вороны ассоциируются с былинной птицей-Гамаюн, предрекающей гибель/ вновь трансформирующиеся в женщин-убийц, опутывающих свои жертвы и уволакивающих в небытие… И кто первичен? Женщины или птицы? Кто в кого превращался? Что опускалось на головы солдат: вдовье покрывало или черное крыло?
Персонажи бала… Ломанная пластика… Холодные, жестокие, марионеточные… И как легко они «находят общий язык», как легко ритм их движений, пластика, сливаются с ритмом и пластикой солдат из далекого будущего. Все одно и тоже. Люди не меняются.
Мертвые тела, сваливаемые в небольшую горку… Бензин из канистры… Щелчок зажигалки и подавленный вскрик, настолько начинает вериться, что над трупами занялось пламя… Эти красно-фиолетовые всполохи – один в один…
«Апофеоз» войны? Лица – ГЛАЗА – Сергея Романовича и Гришина – командира и солдата – празднующих окончание военных действий. Не ПОБЕДУ… В такой войне не бывает победы. Окончание военных действий. Вся горечь, вся бессмысленность, всё опустошение – в этих глазах.
Лица погибших товарищей из родного БТР-а и командир, устало примостившийся на ступенечке с сигаретой… (Ванин - второй спектакль - первый "Комната Джованни" - любуюсь и восхищаюсь!)И тоже – ничего больше не надо…
Пушкин… Замечательный Миша Докин. Большая зрительская радость! Наконец-то дали развернуться! И развернулся!
Гришин… В какого актера выработался! РАМТ – приобрел, ю-з – потерял. Низкий поклон М. Беляковичу и О. Анищенко, что пригласили его на роль Олега Князева.
А как он взаимодействует с партнерами, с актерами старшего поколения.
Идти и смотреть. И проходить вместе с ним «аллегорию» - историю жизни и смерти, написанную КОГДА-ТО «А-ЭС-ПУШКИНЫМ» (произносить в одно слово), не «нашим-всем» – поэтом- памятником, а веселым, умным, лукавым человеком, мучимым разнообразными комплексами, воспроизводимую ТЕПЕРЬ. Почему? А потому... От лукавой усмешливости Судьбы, решившей проиграть, почти дословно повторить "Песнь о Вещем Олеге". И какая разница, что вместо коня - БТР, вместо меча и лука со стрелами - автомат и гранатомет... Уступки прогрессу...
Идти и тосковать от бесконечного повторения сюжета в истории нашей незадачливой родины… Эта вечная война с покоряемыми и не желающими покоряться «южными» народами, эта вечная кровь, смерти, слезы, отчаяние, победа, доставшаяся дорогой ценой и… нелепая гибель вчерашнего воина-победителя, никому ненужного в мирный период. Гибель (крамольная мысль) - от невостребованности. Жалость или милость Высших Сил, чтобы не мучился от воспоминаний, от дикого сожаления о войне, в которой ты был МУЖЧИНОЙ С ОРУЖИЕМ - СИЛОЙ, а теперь – вне войны – стал никем, ничем, «звать никак»…
Идти и получать «домашнее задание», потому что спектакль цепляет «во время» и оставляет вопросы-зацепочки для дальнейшего осмысления.
В нем есть над чем посмеяться, в нем периодически пробирает до глубины души, до озноба (ух, Гришин, хочу на "Гупешку"… ).
И главное… Это театр сильных – ярких мужчин, которым есть ЧТО сказать этому миру, которые ПОНИМАЮТ, что они хотят сказать, которые УМЕЮТ говорить на волнующие их темы. Надоела невнятица; надоело превращение мужчин в городских мужчинок, уже почти бесполых или с неопределенной половой принадлежностью; надоело мучительное вылавливание сермяжного смысла в красивом визуальном ряду; надоело искать логические и вне-всякой-логики оправдания для происходящего на сцене; надоели попытки упростить, облегчить, кастрировать, сделать зрелищное и кассовое для «нижней чакры», как острит Задорнов.
Можно вот так – и умно, и зрелищно, и со страстью (в самом хорошем смысле, игра – с полной самоотдачей).
Хочу еще!!!