16/10/08
Карнавальная шутка - это зеленые арки, на которых вспыхивают россыпи огоньков, они перелетают в воздух и наполняют его светом чувств. Они получаются разными - от влюбленности до страсти. Какими они будут сегодня... а будут ли? Похоже, нынешнее полнолуние, которое у всех на устах, вывернуло эту историю наизнанку...
***
У сегодняшней истории не получилось общего финала. Такого финала, когда каждый в угасающих огнях прошедшего карнавала вздыхает с легким сердцем, с едва заметной улыбкой сохраняет в себе прошедшее карнавальное буйство, которое оставило для каждого свою крупицу теплого воспоминания о том, что это было... и жаль что прошло.
Сегодняшний карнавал был не ко времени и не к настроению. Но, есть календарная дата праздника, даже если не хочется встречать новый год, в ночь с 31-го на 1-е он сам придет, кто-то ждет его, другой попытается порадоваться, а третий в одну минуту первого плюнет и пойти спать. Календарная дата ежегодно карнавала приближалась...
Кто был более «обижен» на жизнь - Кавалер или Мирандолина? Она не верила ничему, не верила себе, не верила тем, кто рядом, она закрылась от всего что окружает, от света, от цветов, от улыбок, от счастья. Она сердито замахивалась на происходящие события, не различая их, не выделяя, не радуясь ничему - ни новым приезжим, которые увеличат доход гостиницы, ни дорогим подаркам, которые когда-то тешили ее женское самолюбие, ни обилию мужского внимания, ни своей «победы» над Кавалером. Чтобы ни случалось нельзя ТАК разочаровываться в жизни... и запирать сердце, которое умеет говорить о многом, умеет говорить многое, а ее сердце умеет говорить, но она заставила его замолчать, затеяв игру. Игру не с этими постояльцами, а игру в собственную жизнь, игру, которая оказалась гораздо прочнее стен, которые воздвиг возле себя Рипафратта.
А нужно ли ей быть другой? Если воздыхатели как на подбор - Маркиз, влюбленный до самозабвения в свой титул, поющий оды изсопливленому платку, пусть и работы какого-то там века, и живущий от обеда до обеда, спонсируемого графом. Граф, границы, развязности которого не просто расширились, они стерлись. Ему и раньше можно было все и вся. Но самодовольные выходки «и я вам очень» - это лишь маленькая толика истории. Можно считать себя королем, поставить себя на пьедестал, покрыть золотом, но не быть этим самым королем, а открывая рот терять свой блеск вплоть до черноты. Странно, что его покоробило выражение Кончиты - «вам ли меня затыкать». Это «затыкать» покажется скромным и даже великосветским, в сравнении с графскими замашками. Третий «рыцарь» Мирандолины - Фабрицио... если «распальцовку» натяжно можно было приклеить пусть и на честное слово к Алешке-сапожнику (время не то, гонору слишком много для обитателя дна), к Фабрицио, который, по словам Мирандолины «милый, добрый, славный Фабрицио», она даже на честное слово не лепится... Гонору через край, а по сути - пшик. Теперь ему не интересно производить впечатление на приезжающих в гостиницу дам, слишком мелко, ему было параллельно все происходящее, а временами даже смешно и через чур смешно, что приходится хмурить брови, дабы не показать истинного лица. Вынуждено он выполнял свои обязанности «слуги», с претензией стать местным «авторитетом»... для этого ему не хватало лишь статуса мужа Хозяйки гостиницы, и он его пробьет кулаками, даже не сомневаюсь. Именно так он прогонял Кавалера, который оказался реальным соперником, не упуская возможности словом, а может и делом «дать пинка». Ни Граф, ни Маркиз не интересуют Мирандолину, и даже как источники комплементов и подарков. Но Кавалер, в котором, пусть и резкая «игра» Мирандолины вдруг пробудила что-то, те самые «слова сердца». Заступаясь за нее после ночи беготни... «мальчики не ссорьтесь», о, нет, они не будут ссориться. Истинные благородные сеньоры, они выше этого, они просто устроят бульварную драку и почти сделали это, что даже изворотливость Фабрицио не сразу его спасла, уж больно цепко Кавалер держал своего соперника. Они дрались за трофей - «Хозяйку гостиницы», и у каждого были свои цели. Для Фабрицио - это однозначно выход из разряда слуг, а для Кавалера... он не мог ее полюбить, он не мог ее не полюбить. Их ссора на обрывках блестящего серпантина, который связал их, не вела к появлению даже малейшей симпатии. Жесткая перепалка помогла хозяйке найти ключик, которым нужно воспользоваться с этим приезжим. И для начала стоит «настоящему мужчине» устроить рукопожатие, и случайно промахнувшись зажать его кисть под мышкой, возле груди, весьма не двусмысленно показав направление дальнейшего движения к «мне надо». Кавалер не первый и, думаю что не последний, постоялец, которого Мирандолина решила «загрызть». И дело тут вовсе не в его претензиях о белье, и непривычном для нее обращении «девушка, ступайте на кухню»... Если Кавалер только на словах ненавидит всех женщин, то Мирандолина ненавидит всех мужчин и отчаянно мстит. Только ее «месть» дернула какую-то струну в новом постояльце... сердце заговорило. Вдруг, он растворяется в девушке, которую видит перед собой, пусть вздорной и агрессивной, но она зацепляет его, он невольно перенимает ее движения, отражает, преломляет и смягчает их, тем самым пытаясь приблизиться к ней, приблизиться не со стороны ее острых коготков, а со стороны сердца. Дымом или чем еще разъедает глаза... горечью, что опять поступила по-своему, ужалив сама себя в очередной раз, но ее высокая ограда вокруг сердца и чувств осталась непоколебимой.
Пережить укол этого карнавала Кавалеру поможет Леопольд. Не говоря ни слова, молча, он будет рядом. Леопольд с самого начала знает «пунктик» своего хозяина, его суровость и закрытость, отпуская на ее счет бессовестные комментарии - я не разделяю этого мнения, но он такой, и ничего не поделаешь. А последние капли горечи, которую Кавалер оставляет в этой гостинице Леопольд впитывает без остатка. Ни единым движением, а намертво застывшей фигурой и болью в глазах, он за несколько секунд, проживает точно такую же судорогу чувств, которая сводит Кавалера, который «не влюблен». Понимает или нет, что происходит в душе Рипафратты, но пытается пронести ее, поддержать эту неподъемную ношу. Только ради этого, Кавалеру стоит ценить своего слугу. Впрочем, иногда его стоит, и пожурить..., правда он так легко не дастся.
Пока Кавалер решал «свои» проблемы с накрывающими чувствами к Мирандолине и пытался противостоять Фабрицио, этот шельмец положил взгляд на Чичиту. В свою очередь девушка решила покарнавалить в этот вечер. Она одна из немногих, кто получал истинное удовольствие от праздника, так почему бы не повертихвостить с этим приезжим мальчишкой. Ловко вильнув широкой юбкой, бросив правильный взгляд, поведя плечиком, но только не все сразу, как говорится «должна же я была его чуточку помучить», в залихватском танце, прежде чем их застукал Кавалер, она красиво, женственно увертывается от его рук, на секунду поддавшись и вновь ускользнув. Вот уж она точно умело вертела своим спутником, который потеряв трезвый рассудок, не стал кавалером для своей дамы, ну что ж тогда ограничимся только этим вечером - «Леопольд, я жду».
(по-секрету, иногда скучаю по Леопольду Дмитрия Гусева, по его фирменному «гусевскому» благородству. Новый шельмец совсем другой, и с каждым спектаклем все прочнее и прочнее вырисовывается. Но вчера ... не хватало Гусева).
Ежегодный Карнавал не мог обойтись без тех, кому будет не все равно есть праздник или нет, кто отдастся на волю плясок со всей душой, пусть и вперемешку с определенными намерениями, впрочем, мне кажется, что в сердцах двух приглашенных актрис Карнавал одержал победу. Розетта и Кончита - они не просто так оказались здесь, они нужны были Карнавалу. Празднику было мало одной Чичиты, он позвал их, двух великих актрис. Да, именно так сказала Розетта - «Неужели две великие актрисы не смогут сыграть…обедневших дворянок».
Карнавал позволяет реализовать несбывшиеся мечты, и они с радостью принимают его предложение. Они придумывают себе имена и титулы с таким восторгом, вкладывая в каждую составляющую имени все нереализованное и несбывшиеся, как детская мечта стать принцессой она реализовывалась в каждой букве их благородных имен. «из костель гондольфо» Ах, как звучит, выговорив каждую букву Ортензия еще несколько секунд вслушивалась в беззвучное эхо, оставшееся от собственной громкой фантазии. А потом они растворяются в празднике. Все три девушки говорили сердцем и только они смогли услышать робкую песню сердца Кавалера. Эти девушки были созданы были для этого праздника, и он их не обидел. В зарослях убегая от Графа, ветреная Кончита легко и женственно не спускает его с крючка, но и, не поддаваясь ему, обольстительно зазывая его в дом... но что-то подсказывает, что намерениям графа она уступать не собирается, недостоин, хоть и титулован. Кокетливой Розетте повезло больше, правда, взять с Маркиза нечего, кроме платка, так хотя бы - «а я теряю кооорни».
В их веселье вдруг врывается драка и поединок на шпагах, которые вне компетенции Карнавального праздника и идут против праздника влюбленности. Ортензия, Деянира, Чичита они бессильны развести дуэлянтов по сторонам, они могут просить и умолять их одуматься и остановиться, не время для разборок. Каждая их них вложила все свое сердце в свои мольбы - «остановитесь», ведь праздник, пытаясь на расстоянии руками развести их, но они стоят по другую сторону, они внутри карнавала, а все остальные - снаружи (а Кавалер наверно на границе), поэтому кто сможет услышать слезы трех женщин... и не от кого им услышать песнь сердца, признание в стихах. Кавалер дарит его Мирандолине, на глазах у всех, и его слова отражаются в их глазах. Чичита слегка склонив голову, с неким недоверием и опаской вслушивается в эти слова, наверное, она еще не слышала такого признания, но она запомнит его и будет ждать именно такого под своим балконом. Деянира просто растворяется в словах, впитывая их, не позволяя любви этих строк пропасть. Ортензия слушает их счастливо улыбаясь, когда-то она слышала такое признание, оно до сих пор живет в ней, а Карнавал подарил ей прекрасное воспоминание.
Не отпускает ощущение, что милую, воздушную «Шутку» бросили на землю и растоптали. Спектакль под лозунгом «в ожидании финала», когда на аплодисментах, можно забыть весь бред бессмысленного сюжета, похохмить на радость толпе. Пусть и не на подъеме спектакля... Публика требует зрелищ, приходит за ними, вот пусть и получает... а чудес не бывает, и нечего надеяться на то... «что бы зритель сюда приходил, за этим чудом»