По поводу трактовки я бы сказала, что всегда все по-разному. Абсолютно. От стопроцентного хэппиэнда, до самого пессимистичного варианта. Да-да, пару раз спектакль складывался и так, что было абсолютно ясно - Мирандолина и Кавалер остались вместе. и абсолютное счастье на лице каждого из них и совершеннейшее недоумение на зрительском лице - это как же вы так умудрились сыграть?
Каждый раз характеры и настроения переплетаются по-разному, балансируя между любовью и ненавистью, какая чаша весов перевесит, а может, пройдемся по грани, не задев ни одну из них... Не могу сказать комедия или трагедия, иногда от этой комедии хочется рыдать навзрыд, а в иной день это получается чистой воды комедия... Я никогда заранее не смогу сказать - а полюбит ли Мирандолина Кавалера? Скажу, что в последнем спектакле она не полюбила (естественно имхо). В нескольких мгновениях сверкнула ее надежда - да, возможно, это оно, что-то чудесное, что я начинаю чувствовать. Но Мирандолина быстро отмела эту идею (я говорю именно о прошедшем спектакле). Опять закрылась, стала играть в игру «я - хозяйка гостиницы». Она убегает с криком «не верю этому, не верю этому», криком который убивает мелькнувшую надежду, а может даже веру в то, что она тоже может влюбится. Кто знает, что было у нее в жизни до этой встречи? Может она также в какой-то момент, после неудачных попыток решила отвергнуть всех мужчин. Но мастерство «вертихвостки» удачно пригождается для бизнеса. Она мастер своего дела, и настоящая женщина, которая не прочь повертеть мужиками. А почему бы нет? В этом бизнесе ей встретился Кавалер, который разозлил ее, своими претензиями о белье и она раскрутила и его. Только вот незадача, задела и свое сердца. Надежду, которую спрятала глубоко внутрь...
Знаете, а мысль «жалеть или нет» «оказаться на месте Мирандолины и Фабрицио» не возникала... Жалости нет совершенно точно, скорее радость. Совершенно не исключено, что этот выбор был не правильный. Но в минуту расставания с карнавалом, голова Мирандолины не плече Фабрицио, и … ее терзания (в этот вечер, а может и по жизни) окончены, как и Фабрицио, что-то вроде - они заслужили покой (только не придирайтесь, я говорю условно). Будет ли это действительно покоем, мы не знаем, но в эту секунду просто хорошо. Оказаться ли на их месте? Не исключаю, что в какой-то момент жизни, кому-то хочется именно оказаться на их месте...
Кстати, Кошка, в трех широких мазках вы умудрились красиво уместить весь сюжет «Я так избегал этого...», «Я... вас... люблю...», «Да, господа, это была карнавальная шутка»
«...выбрала гораздо более простой путь, согласившись выйти замуж за своего слугу Фабрицио». Не рискну отвечать на этот вопрос, да и спрашивать ответа тоже. Но всегда интересно, а был ли этот путь для нее действительно простым? Наверное, здесь не удастся найти ответа. Точнее так - у каждого он будет своим. Ее решение очевидно и понятно для нее самой. Возможно, она свыклась с ним, за все то время что они работают рядом. Остаться с надежным человеком, которого уже знаешь и в котором уверена или попытаться поверить, что Рипафратта действительно любит. То есть позволять себя любить, или броситься и любить самой (полюбила ли она сама - это очень отдельный вопрос для каждого отдельного спектакля)? Как она сама говорит «нет ответа», и не будет.
А что помешало Кавалеру сказать «да»? Помешать ее решению? Честно говоря, не понимала в спектакле этого никогда, приходила к разным выводам и причинам. Эти причины меняются, но окончательно не дают ответа. Не думаю, что я сама бы поверила в такую резкую перемену, хотя кто знает... Но, может быть Мирандолине нужно было проверить, укрепить догадку, что да, лучше быть с ним и если настоящий мужик, любит и тогда не отпустит к другому. А он молчит... пять минут назад он как сумасшедший носился по саду и готов был кричать о своей любви и пусть все об этом слышат, готовы был умереть. А здесь, вдруг замолчал. Переосмыслил? Взвесил? Понял, что не любит? Испугался? Не знаю... Решил спрятаться в науке? А она точно есть эта наука? Или все ограничивается «нам еще бабочек собирать».
Полюбил ли Рипафратта? С некоторых пор не верю в это. Вся его «любовь» у меня укладывается (если быть точнее перечеркивается) в единственную фразу, когда Мирандолина падает в обморок: «уйдите, вы что не видите, что мне нааааадо» вкупе с поднятой на нее ногой... Надо... в общем-то «надо» тоже называют любовью. И если до этого надежда теплилась, что вырастает хрупкое чувство, то обморок и его весьма неизящные вскарабкивания, убивают ощущение.
Я знаю точно одно, что после этого карнавала Кавалер перестанет пугаться мира, и женщин, он распахивает объятия и готов встретить мир, а может и найти ту, единственную. Другой исход тоже не исключаю - заново отгородиться, запомнить эту боль и не допустить ее никогда. После каждого спектакля мои ощущения возможного развития событий разные)) Чаще всего - первое. Все то, что содрогается внутри, переворачивается и, вздохнув, улыбаясь счастливой детской улыбкой, готовой встретить мир он распахивает объятия залу. Будто он очнулся от собственного сна.
Lotta, мы удивительно по-разному смотрим на спектакль. Не в качестве спора, просто натолкнуло на мысль.
«Это - простые люди, и мораль их проста: живи и жить давай другим!»
А так ли уж проста эта мораль. По содержанию - да. А по сути? Отпустить другого, дать ему жить, не виснуть камнем на его шее (и речь не только о безответных романтических отношениях). Суметь отпустить человека - не думаю, что это так просто и такого принципа может придерживаться каждый. Все мы, так или иначе, эгоисты.
Живут ли этой моралью обитатели гостиницы? Вряд ли это Маркиз, докучающий всем и вся, занимает у всех деньги. Граф, страстно обхаживающий женщин вообще и Мирандолину в частности, и не дающей ей прохода. Заезжие актрисы, так они и вовсе существуют за счет других. Леопольд и Чичита, возможно. Фабрицио может быть, хотя он рядом с Мирандолиной и дает ли он ей жить или докучает своим присутствием? Сама Мирандолина, которая живет за счет постояльцев. Она впервые следует этой морали отпуская Кавалера - живи. Она приходит к этому ощущению, «эти странные созвучия вдруг зародились в моей душе». Может быть это значит что она полюбила? А может быть то, что она пожалела и прекратила эту «пытку» за столь грубое обращение в начале. Ему ничто не мешало сказать «да» и соединить жизни. Конечно-конечно это еще вопрос что было бы, может все закончилось бы банальным мордобоем на заднем дворе гостиницы, из которого победитель остался бы с Хозяйкой гостиницы. Сослагательное наклонение )))
Я не думаю, что Кавалер все про себя знает. О некоторых вещах он старается не думать и когда они вдруг открываются, он не понимает происходящее - «что со мной я не понимаю», а токи побежали и его крепкая стена, за которой он прятался, вдруг рушится, и он оказывается голым среди этих бурь и страстей. Совершенно детская растерянность и он почти начинает «капризничать», когда выходит стычка с Фабрицио - «Где мирадолина? Вы убиииили ее?». Не по мужски, не сильно, не твердо, не уверено. Он понятия не имеет, как можно завоевать Мирандолину. Да, он решил это сделать. Но не умет и следует методике Графа, покупая золотой флакон с бриллиантами, а потом устраивает разборки «почему вы не взяли флакон?». А что может подумать женщина? Ты такой же как все и тогда какая разница кого выбрать, кому поверить? Был ли это расчет со стороны Мирандолины, или решение «не безрыбье», Рипафратта запутавшийся во вдруг нахлынувших чувствах и эмоциях или проверенный и надежный Фабрицио?
У каждого из героев найдется множество причин, чтобы ответить любви «да», или отвернуться от нее, согласиться остаться, или уйти навсегда. Такой однозначный и вроде простой спектакль, вызывает множество вопросов. У меня есть свои ответы, складывающиеся из моего мироощущения, в данный конкретный вечер. Возникнет любовь или нет, но карнавал прекращается радостью смешанной с грустью за каждого из персонажей. Для каждого это был сложный вечер, сложное столкновение, у каждого изменился взгляд на свою жизнь. Хочется верить, что к лучшему. А все возникающие вопросы, таят во всеобщем веселье «ма-ма-ма, ма-ма-мария...»