11/01/12
Безумно интересно, что в этом сегодняшнем спектакле увидел зритель впервые пришедший. Такое странное настроение после спектакля – что-то произошло, что-то серьезное (на аборты не выруливается совершенно; даже по ощущению все сложнее и однозначно ответить сложно), а не понимаешь что и как. Как относиться, что думать, в конце-концов что чувствовать. Непонятно (это я пытаюсь с точки зрения зрителя, мозг которого не изъезжен этим спектаклем). Поругать? Да вроде нет. Хотя в подобных спектаклях (зачастую), когда тебе в руки дают карты (в данном случае фотографию) и их нужно как-то разыграть, когда надо думать, а неохота, проще начать выискивать минусы. Такое смятенное молчание, а в руке – фотография, которая необычайно интересна – хамелеон, чуть повернешь и одно изображение, чуть изменишь наклон и проявляются другие краски, а затем и вовсе другая картинка возникает.
Спектакль поразил. Совершенно невероятны Бабочка и Муха, они другие, разные.
---
Хрупкую мозаику всего, что случилось Топорков, действительно заключил в рамку и поместил под стекло, собрал все, поставив точку. А поблагодарил слушателей так, словно мы действительно чем-то ему помогли. Может быть действительно помогли, став посетителями этой выставки, ведь значит, что все не зря и фотография, а значит и его имя останется (вот как Бабочка стремилась сохранить себя в фотогербарии, ведь это для нее словно единственный случайно представившийся шанс остаться в памяти. Она не может совершить что-то невероятное, но может остаться «в картинках»). Имени нет, печально, но это не главное. Он словно обрел абсолютное счастье, сделав что-то что останется навсегда, пройдя жизнь и уплывая с улыбкой (Бабочка тоже прощалась с улыбкой). И, наверное, только здесь, возникло сомнение – смотреть или нет. Посмотреть и сразу «освободиться» или пройти, промучиться в поисках и найти свою фотографию. Глядя на все это (на Топоркова и девчонок) выбираешь второе.
----
Насколько же важна сильная стена позади происходящего. Как в «Комнате» посетители делают половину спектакля, так и здесь. Зародыши/репортеры/да просто жуки - они словно основа на которой выстраивается (собирается по кусочкам) фотография (есть, конечно, пара двоечников на задней парте, но умолчим))) Они словно ограда, за которую не выбраться зародышам как бы они не стремились.
За дамбой они будут тянуть руку, стремясь прикоснуться, а может, пытаясь остановить волну. Песня...она ведь не прощальная, она поддерживающая, дающая силы. Много сил, даже для попытки убежать, правда «луна одна на всех» и никуда ты не денешься. Но упрямый огонь будет гореть (это по настоящему, идти и биться мордой об стену, разбивать все и оказываться внутри все того же своего замкнутого круга), хотя, в конечном счете... а смысл?
---
Зародыши как-то слишком ярко все нарисовали. Какое-то бесконечное счастье в летающих рыбах и соловьях. И все это вырастает до совершенно космического – быть человеком. Венец всего, обладатель всего существующего. Но стоило им сииильно размечтаться, сииииильно начать радоваться, основа пошатнулась и... возникает сомнение – почему Топорков, может ли он быть другим. Может, если рядом будет девочка (он повесится когда останется один). Девочка, конечно, попытается переубедить его, она будет уверена в красоте мира и возможностей – гулять, дышать, жизнь стоит того, чтобы жить. Мысль о том, что Топорков другим не будет, конечно, дурацкая, но она пришла к нему в голову и засела там, закравшись в дальний уголок.
Вообще они друг друга стоят ))) Если одна сведет с ума нытьем о собачке, то другой сведет с ума лишь упрямым воплем – «моя красивая». И ведь не возразишь (даже если захочешь), ни в первом, ни во втором случаях, и собаку купишь, и согласишься с тем, что его красивая.
---
---
Вообще все это – «Царь Эдип»! (кажется об этом уже говорила, значит, скажу еще раз))
Начиная с того, что – «все мы заложники своей судьбы»
Топорков решится бежать в Америку (Эдип тоже решил бежать из родного города) и, кажется, что обретет свободу и возможность жить. Но Топорков лишь раздвинет границы того острова на котором находится, а круг все равно окажется замкнут – решив бежать Топорков и Говоркова раскидывают подушки из центра в стороны, но ведь все равно остаются внутри, остаются заложниками (Эдип заложник своих металлических стен, и вроде они двигаются и раздвигаются, но он внутри и они закрываются, оставив его внутри). Сменишь место жительства, но не убежишь. Топорков хочет сделать свою лучшую фотографию и будет к ней идти, приближаясь с каждым шагом. Когда появится Майкл, ведь он поймет, что это конец, но он достигнет цели. Можно опять сравню с Эдипом (хотя здесь, наверное, меньше похожести). Ведь допрашивая Пастуха, Эдип понимает все, но нужно дойти до финала, поставить точку. Он с азартом раскручивал это дело, искал убийц царя, а пришел к собственной точке от которой бежал. Страшно от всего этого, но не ему, он словно освобождается от оков и уходит с улыбкой и так ей завидуешь. А тебе еще ковылять и ковылять своей дорогой. Топорков тоже, наверное, понимает, что точка близка. Он стремится сделать фотографию и сделает ее, поставив собственную точку.
ОФФ. Здесь, наверное, можно развивать мысль об абсурдной победе (все тот же Камю). С одной стороны достиг цели, сделал фотографию, с другой стороны – смерть, радости мало, но она, грубо говоря, обязательный элемент. Она как завершающая точка логики (в общем «Калигула»).
Но здесь еще и другое:
«Перед тем, кто открыл абсурд, всегда возникает искушение написать нечто вроде учебника счастья. «Как, следуя, по столь узкому пути?..» Но мир всего лишь один, счастье и абсурд являются порождениями одной и той же земли. Они неразделимы. Было бы ошибкой утверждать, что счастье рождается непременно из открытия абсурда. Может случиться, что чувство абсурда рождается из счастья.» («Миф о Сизифе» Камю)
То есть Топорков, открыв для себя абсурд мира, имеет в руках не учебник, но определенный путеводитель, который сократит путь к счастью. Только счастье ли это? Плюс завершающей точкой этой мутной логики абсурда будет смерть.
В общем, еще не все проштудировала )))
---
Всегда и Майкла, и Аарона рассматривала как представителей/посланников высшего, но что если они обычные люди. Правда, попавшие в необычные ситуации.
С Аароном я ушла в какую-то непривычную степь, но получилось как-то так.
Аарон – это Сизиф (который «Миф о Сизифе» Камю; собственно от него и к Топоркову Сизифа приплела). Только он не камень толкает, а свою лодку. И уже ручка растянулась от тяжести переносимого и продолжительности его плаваний (мешок-то на веревке), но новой лодки у него не будет, не заработает никогда, как не будет другого камня у Сизифа.
Его обязанность всего лишь перевезти пассажира с одного берега на другой. Так просто, так мало. С одной стороны похоже на наказание, с другой стороны... там ведь Сизиф счастлив. Вывод странный.
Но ведь Аарон познал определенную изнанку, тень, он отвергает богов, сосредоточившись на бессмысленных действиях, но в этом понятность, конкретность, счастье. Он перешагнул то, что озвучивается – все мы заложники судьбы. Он сам ее делает. Он - человек абсурда. Лучше зацитирую:
«В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень - его достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, заставляет умолкнуть идолов. В неожиданно притихшей вселенной слышен шепот тысяч тонких восхитительных голосов, поднимающихся от земли. Это бессознательный, тайный звон всех образов мира - такова изнанка и такова цена победы. Солнца нет без тени, и необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит "да" - и его усилиям более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В остальном он сознает себя властелином своих дней. В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь. Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.
Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
Аарон спешит – надо перевезти, надо работать, ждать нет времени. Еще бы, он теряет время, теряет момент своей победы (Сизиф, покидая вершину, когда камень скатился, постепенно спускаясь, возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы).
Или чуть иначе - это его путь, который когда-нибудь да, завершится. Ведь Топорков вынужден был фотографировать все подряд, пожарные машины и поп-звезд, но, в конце концов, получил возможность сделать фотографию мечты. Аарон «провинился» поставив мотор на свою лодку, который сломался и починить его нет никакой возможности. Но, ничто не поможет достичь желаемого, никакое метро не довезет до желаемого (кстати, решение посмотреть на фотографию, это та же попытка доехать на другой берег на метро – доберешься, почувствуешь, но ты не «заработал», сам не достиг, получается лишишься всего не имея этого всего, не достигнув). И Аарон это знает. Только весла, только свои силы, только начиная задумываться и организовывая собственные поиски. Сколько он таких «везунчиков» перевез на другой берег (Топорков за фотографией едет, кто-то другой за чем-то своим), сколько еще нужно будет перевезти, чтобы достичь чего-то своего. А может, будет толкать свой камень в гору грести веслами всегда. И он оказывается между тем и этим. И на тот берег не может попасть и тут не может оставаться. Но это не боль, не печаль. Работа, постоянная работа, плыть, перевозить, толкать свой камень в гору.
Кстати, говоря об Аароне тоже можно Эдипа упомянуть (там у Камю в Мифе Эдип тоже упоминается). Плюс Аарон странно смотрит – вроде видит, а вроде бы и нет, словно слепой. А на что ему смотреть? Что ему нужно делать он знает, пассажир в лодку залезет сам. В общем, тут можно говорить все, что говорилось об Эдипе. В смысле Аарон прошел своей дорогой и принял судьбу. За Эдипом (в спектакле) закрываются ворота и он остается внутри, приняв «наказание», но счастлив и свободен. С Аароном тоже самое (ну, в общем, по кругу пошла – он счастлив толкая свой камень в гору раз за разом).
---
Интересно получается в финале ведь и Майкл, и Аарон, и Топорков понимают что к чему и к чему все приведет. Топоркову и страшно, и хочется (кстати, тут ведь как в «Дракуле», когда Люси просит обратить ее, она и тянется и делает шаг, но страшно и отступает, просит, но боится); Майкл и Аарон понимающе молчат. В общем все всё знают, одна Говоркова мечется в неведении. Все они уже шагнули (и если не оставались на том берегу, то, как минимум уходили с этого), одна она остается и останется на этом берегу.
---
«Мальчики и Девочки. Их роль в жизни друг друга. Взаимоподдержка. Ее необходимость и бесполезность, так как уже все предрешено (т.е. все мы заложники судьбы)». Тема сочинения после такого спектакля как сегодня))
С самого начала, Тоня и Маша все буквально на пальцах. Потому что важно все. Все! На все обращаешь внимание, на любые мелочи. А потом на какие-то вещи закрываешь глаза – ну и что, что он носится по пустыне, не звонит, а я рожУ для себя. И вся прелесть картинок, воздух, цикады оно испаряется в одно мгновение, когда Тоня заговаривает об аборте и Маша, словно вернулась из мира, придуманного для себя и наполненного для себя же счастьем. Слишком строга, слишком суха (непривычно суха для героинь Шестовской, которые всегда наполнены воздухом), словно реальность больно ударила. Стало страшно, все насекомые празднества, праздник жизни, будто сон, будто и не было.
--
В финале сплелись два мира (до узи и после) до рождения и после. Каждый(ая) будет себя винить, каждый виноват и никто ни в чем не виноват. Тоня будет винить себя. Топорков у ее ног, а она...словно не понимает, либо пытается до конца осознать и постепенно ее «накрывает». Когда он встает и уходит, на нее нахлынет. Но ведь для Топоркова она... та высшая сила, которую мы называем по разному, тот кто за нас где-то там все записал. А может она всего лишь исполнитель (а-ля «Парашютист», он записан, а Смерть пришла выполнить записанное). А для себя самой она та, которая не решилась... Так все запутано
---