Честно говоря, я забыла об этом тексте, только сегодня, перед спектаклем обнаружила его среди документов. Выкладываю на память. Отзыв о самом сильном «Гамлете» который я видела в этом сезоне:
6.02.2008
Значит так:
1. Текст очень длинный и включает мысли не только о спектакле, но и произведении в целом, так что если оно вам особо не надо, лучше себя не мучить.
2. Я не знаю, почему мне так увиделась, просто что-то как-то прозвучало, что-то как-то сложилось и т.д., а в причины: случилось это, потому что у актера рука затекла или голос сорвался, я вникать не собираюсь. Все что удачно вписалось, вписалось, а вот почему, мне откровенно говоря все равно.
Решайте сами верить мне или нет, но я видела канун гибели Эльсинора. Спектакль, который начался властью и ей закончился. А закончить можно было даже не начав, после первого монолога Клавдия. Сильно, лаконично, достаточно, теперь осталось включить свет, вручить цветы и разойтись. Клавдий сразу показал кто здесь главный, власть в его руках, у его вассалов, зала и принца не должно остаться никаких сомнений. Но главное сомнений нет у самого короля: роль правителя предназначалась ему и досталась по праву. Гамлет остается в Дани не уступая просьбам матери, король просто не дал ему иного выбора. Клавдий, насмешливо предлагает пряник, - «как первый в роде… близкий к трону», но отсекает пути к бегству кнутом. Этого момента, когда король играючи принудил Гамлета, заставил его подчиниться своей воле, принц не простит дяде.
Призрак как раз то чего не хватает в первую очередь самому Гамлету и если бы его не было, его бы следовало придумать. Отныне слова Тени не ставятся под сомнение, принца не смущает то, что призрак корчится в огненной гиене. Его благородный отец отнюдь не свят, да по вине убийцы он не причащен, но как же долго старший Гамлет не каялся, если его окаянств достаточно чтобы годами томить душу в тюрьме схожей с адом. Поражает ли Гамлета история призрака? Отнюдь, он догадывался, что можно улыбаться и быть мерзавцем, т.е. можно быть как Клавдий сволочью и обаятельным человеком одновременно.
Теперь у Гамлета и Клавдия одна проблема, нет причины уничтожить соперника, а она нужна, за Гамлетом чернь и по всей видимости к Клавдию народ тоже благоволит. Появление призрака как нельзя кстати, оно приводит в движения весы – «быть или не быть», в руках Гамлета.
Клавдий прав, изначальная скорбь Гамлета об отце грешна, оплакивая потерю, Гамлет видит в утрате и вероломстве матери в первую очередь себя. Встреча с духом придает его гневу праведный оттенок и шанс действовать, но как? «Порвалась дней связующая нить» - это не об открывшейся правде, Гамлету нужен план, объединивший замысел и возможность.
Никогда принц датский не был столь далек от безумия после явления призрака. Его выходка с Полонием, демонстрация облака в виде верблюда, вызов королю. Ты умеешь манипулировать людьми? И я тоже. Посмотрим, у кого это лучше получается? Все внимания Гамлета все его поступки, все помыслы сосредоточены в Клавдии и это стратегически неверно, Клавдий не видевший в нем ранее угрозы, теперь мало верит в безумие принца, точнее не верит совсем.
Розенкранц и Гильденстерн его вотум недоверия Гамлету, и этот выпад ожидаем принцем. Он словно надеялся на нечто подобное: не догадываясь кто, был уверен, что кто-то будет. Он дает своим старым приятелям понять, что знает, зачем они прибыли, делая акцент на том, как особенно пристально слуги за ним наблюдают: не сложно догадаться, что ваша роль, друзья, такая же. Гамлет совершает попытку, напором выбить признание, вынуждая их сознаться.
Увидев в качестве шпионов, Розенкранца и Гильдестерна принц не разочарован, к этому моменту, он уже более чем разочарован почти всем своим окружением. Он испытывает призрение к людям, слабым, поддающимся манипуляции, к этой – квинтэссенции праха. Поэтому особенно важно не быть одним из них, он не флейта, на которой можно играть, вот та точка накала противостояния начавшегося в самом начале. Слова Гамлета снова предназначаются Клавдию – поверь, ты не научился на мне играть. Принц даже передразнивает короля, еще не услышав его молитвы – «мой дом, мой край и королева», в устах Гамлета эта фраза больше чем вызов, это объявление войны. Выстрел из тяжелой артиллерии в конце первого акта.
Получился странно целостный спектакль при полном неравенстве ролей и партнеров.
В центре спектакля существует тандем и его противостояние, под которое приходится, подстраивается, догонять с разной долей успеха, каждому чтобы вписаться в этот междусобойчик как части картины. Мне говорили, что Гертруда, как изредка бывает, пожалела Офелию, а Лаэрт был чудо как хорош, верю на слова, но сама поймать и застать практически не успела, слишком славно сложилась пара - Гамлет и Клавдий. Это не значит, что не было остальных. Что-то новое появилось в Горацио, в его поступках, в его желание предупредить о призраке принца, от них повеяло своими, личными соображениями и мотивами. Жаль до конца довести их никак не удается, Горацио слишком рано выбывает из действия. Смыслу его роли безумно не хватает присутствия в концовке, его миссия в спектакле переосмыслена и дальнейшее – молчание, но ведь не забвение. Гораций, тот, кто не позволил уйти истории в никуда, последний свидетель и рассказчик, по просьбе принца, но об этом узнают лишь прочитавшие пьесу.
Чем дальше, тем больше я ценю Полония, то каким он стал. Вспоминая все виденные трактовки Гамлета этот Полоний претендует на индивидуальность. Он сочетает в себе рассудительность сановника и хлопотливость прислужника, не принижающей его достоинства и гордости. Еще один герой себе на уме. 5 февраля они все были таковы, кроме Офелии.
Офелия живет не головой, а чувствами. Для нее все просто – Гамлет ее любит, значит, подозрения отца не могут оправдаться ведь он любит. Ее наивная чистота обезоруживает, и Полония, чья пощечина почти беззвучна и Гамлета. Для него призирающего не рискну обобщить – человечество, но как минимум двор, Офелия то последнее чистое, нетронутое что осталось. Он припадает к ней как к святыне: приклонено, осторожно, молитвенно. Вся эта грязь, во вне и внутри утомила его и он устало, безнадежно просит нимфу (заметьте не свою, она незапятнанна руками принца) помянуть в своих молитвах его грехи, груз которых проступает в чертах лица. Он не удивляется, не осуждает то, что она просачивается сквозь его пальцы, просто обессилено оседает на полу. Лишь ее слова о подарках заставляют принца очнуться, заподозрить неладное и догадаться в чем дело. Он признается Офелии в любви, так что даже Полонии и Кладвии это ощутили бы не будь мы в театре и Офелия отвечает ему, еле слышным, почти беззвучным шепотом такого же признания. С этой секунду принца уже и не волнует, что за колонами прячутся соглядатаи, самое главное он узнал. Для остальных же он сейчас разыграет соответствующий спектакль. Но Офелия… Если раньше Офелия предчувствовала беды Гамлета теперь он предчувствует ее несчастья. Монастырь, никогда не звучал, так милосердно как в этот раз. Обитель – это спасение, истинное спасение Офелии от тех, кто сокрыт за колонами и от него, от Гамлета. Он не готов ее отпустить, но хочет защитить.
Тихое безумие Офелии, после смерти Полония: с детской старательностью прихорашивающейся перед встречей брата и без того аккуратно причесанные волосы, глубокий реверанс и травы, будто стишок что она хочет рассказать всем взрослым, могло бы стать счастьем Офелии. Тем же спасением, если бы эта тихая заводь стала забвением, но в ней словно воронка бушует памятливость, отец, его гибель и наверно, где-то там, на дне, Гамлет. Не обитель, не сумасшествие не смогли ее спасти, вся надежда на то, что смерти это удалось.
Спектакль получился не только целостным, но и плавным. В нем был свой внутренний такт и размеренность, перетекание одной идеи, в другую. За год его линия выстроилась логичней.
Театр, актеры: через Гамлета их функция стала очевидней. Гекуба муза, вдохновляющая принца на идею мышеловки. Это проявилась не только в тексте, вступила в действие взаимосвязь происходящего и мыслящегося, демонстрируя сиюминутность прозрения принца. Наконец его помыслы обрели слабые очертания. Гамлет меньше погруженный в себя и Клавдия, переживает происходящее вместе с актерами. Он эмоционально прерывает их, режиссирует, когда они сбиваются, забывая текст. Гамлет больше чем наблюдатель, он вмешивается, вступает в действие, от слов, начиная долгий переход к поступку.
Весы замерли в ожидании, как продуманно, оказывается, разместился в спектакле антракт.
У весов серый цвет, потому что это полутон: на половину белый, на половину черный. Многие краски это смесь двух, трех цветов, но в этом спектакле особенное значение приобрели черные перья и белая ткань, все очевидно и в корне неоднозначно. Кто такие Розенкранц и Гильденстерн? Предатели, разве они не придают Гамлета. А может патриоты? Весь путь Гамлета ведет к гибели Эльсинора. Интрига Клавдия не первая интрига в истории Дании и не смотря на это страна как-то стояла, а правда Гамлета, расшатала ее в одночасье. Их миссия священна, и состоит не в измене, а защите. Безопасность короля имеет огромное значение, от его жизни зависит жизнь многих, составляющих стены замка.
«Удушлив смрад злодейства моего» – «Быть или не быть» короля. Разговор и с Богом, но в первую очередь это диалог Клавдия и Клавдия, дилемма, не решаемая задача кроется в нем самом. В его душе.
Вопрос от Клавдия, нам, зрителям – зачем мы молимся? И два вариант ответа. Два? А вот и не угадали! Их должно быть три, это как утверждение звучит в последних словах короля – все поправимо. Но как поправимо тайна. В каждом слове Клавдия лишь две альтернативы. Он убийца, не приемлющий лицемерия, не для себя, не для других, значит, нет возможности каяться, не отрекаясь от трона, края, королевы. Клавдия обезоруживает собственная твердость в грехе. Он загнан в угол – Ангелы, на помощь. Перепады от небес, под землю и весь монолог словно когтями по каменному полу.
В то время как Гамлет бьется об стены, в поисках окна. Убийство Полония становится для него последней каплей. По-простецски, но образно – Гамлет слетел с катушек. Он не хотел гибели Полония, у него нет плана и законного повода убить Клавдия, его душит презрение и страх (ответный ход короля не за горами) Гамлет срывается, он неиствует. Разговор Гамлета с матерью балансирует на хрупкой грани между истерикой, помешательством, буйством (и если я не совсем понимаю и ценю, вокальные упражнения принца в монологах, то сказать что в данном случае они сильно резали ухо и выбивались из трактовки не могу, совесть не позволяет)
В поисках тела Полония Гильденстерн пытается привести принца в чувства до последнего момента, остановить, дозваться до его разума, но в этом состоянии даже появление Клавдия не сразу, лишь постепенно возвращает Гамлету трезвость и рассудочность. Он мимоходом говорит о небе, но настойчиво рекомендует ступать Клавдию… куда по ниже.
Принц берет публику в понятые: вы ведь догадываетесь, зачем меня посылают в Англию? Мы не просто догадываемся, принц, мы знаем (нам сам Клавдий доверяет свои «секреты»). В спектакле часто говорили с залом, словно и без того малую высоту сцены отменили и Дания оказалась ближе, прямо за углом, перед нами.
«Быть или не быть» прозвучала еще одним вопросом в зрительный зал. Жаль нельзя ответить: так не честно, это не я, не мы, это Гамлет должен решать! Но вопрос ставится пред всеми и вся последующая цепочка рассуждений вовсе не разгадка (я помню, было – быть, потом упорно было – не быть, а теперь это даже ни не знаю). Монолог рассуждение на тему, он мог бы превратится в философствованье если бы не личностная окраска происходящего. Гамлет думает вслух, почему вышло так и поскольку его слова направлены в зал это почти утверждение трусости не только Гамлета, но и нашей. Того, кем делает нас мысль о смерти.
Концовка упирается в поединок, рукой Клавдия останавливающей Гертруду в их разговоре с Лаэртом – я сам разберусь. Брата, который в отличии от своей сестры хуже понимает Гамлета не услышал в его словах предостережения. Гамлет, не винится перед Лаэртом, не извиняется, ему и не за что, он скорее напоминает, предупреждает – «я не желала вам зла». Тогда кто? Король стоит тут, неподалеку. Он как бы не причем.
Клавдий лишь разводит руками, когда раненый и пораженный этим фактом принц идет ему на встречу. Разве не этого ты желал Гамлет? Разве не на это нарывался все время, так что теперь тс-с-с, пусть останется нашим секретом. Но нет, на сей раз Гамлет с мстительностью меняется рапирами, так просто у них все это не кончится. Секрета не выйдет, слишком близко развязка. После признания Лаэрта концы той самой порвавшейся нити связующей дни в руках Гамлета. Когда он уже и не ждал ладони в одной из которых еще должна быть зажата рапира, соединили ее обрывки.
Это гениальное режиссерское решение (имхо): ступающей на встречу Гамлету, не сопротивляющейся Клавдий. Почему так? Да, потому что у принца теперь есть право на убийство короля.
Но это не точка… Конец жестокий и реалистичный. Какие страсти? Что за глупости. Трупам не место в тронной зале! Фортинбрас по-хозяйски, с легкой издевкой объявляет, что власть отныне его. Он быстро и уверено отдает уже почти бытовые распоряжения. Эльсинор его. Канонада – вот жирная точка на Дании.