Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гамлет

Сообщений 21 страница 40 из 130

21

Забавно, но окончательно оформилась и закрепилась старая шуточка, которой мы когда-то развлекали себя, мол, Гертруда-то безумную Офелию притопила, чтобы она не смущала народ, не вызывала ненужные толки и кривотолки... То самое... Нет человека, не проблемы... Теперь яснее ясного: да, помогла утонуть. Да, своими руками. Но все ради семьи, ради мужа разлюбезного. И меня наконец (и ... четырех лет не прошло?) озарило, на что можно списать "суроперевод" Клавдия. Это не очень четко отыгрывается Лаэртом, зато Клавдий играет "за себя и того парня Лаэрта. Клавдий в шоке от поступка жены, от неловкой услуги (он тут едва мальчугана "устаканил", а женушка с подарочком, и все из лучших побуждений, нелегкая её...). Он потрясен, ошарашен, никак не может собраться... Смотрит на Лаэрта... Батюшки! А юноша в полной прострации... Ничего не понимает, того гляди сам сдвинется... Но в таком состоянии человек опаснее всего! И Клавдий (с кривой улыбкой - если это можно назвать улыбкой) начинает "переводить" Лаэрту "текст" Гертруды. И королю ТАК НЕЛОВКО-О-О... Почти извиняется, плечами пожимает...
И один в шоке, и второй... Но каждый от своего. И Клавдий еще должен побаиваться непредсказуемости Лаэрта в аффекте. И отсюда укоризна в голосе Клавдия, мол, ты бы подумала сначала, а потом действовала... Сейчас бы не справились с мальчишкой, получили бы кровавый бунт... С мозгами у него, слава Богу, не очень, но с отвагой и честью - все отлично...
Забавно... сцена выстраивалась, выстраивалась и окончательно дооформилась в "Гертруда - убийца Офелии."

Сцена Полоний проверяет Гамлета на паршивость вменяемость или Офелия - маночек...
Чем поразила? Я все это уже видела. Все. В разных пропорциях и сочетаниях. И Офелия? недвусмысленно "намекающая" на засаду, показывающая взглядами, мимикой, интонациями, всем телом... - опасность, за нами следят. И Гамлет, подхватывающий /не обязательно сразу/ её подсказки, как влюбленный, способный "прочитать" малейшие изменения в поведении предмета любви. И это: "Наза-а-а-д..." - ударом, нет, отталкиванием - стеночкой. Стеночкой, на которую "натыкается" Гамлет - со всеми последствиями. И прикосновение, от которого Офелия и "плывет", как может плыть любящая женщина, от прикосновения любимого, и остро страдает... И отталкивающе - притягивающие движения: уходи, ах, нет, не уходи, задержись... на секундочку... еще на секундочку... Дай почувствовать тепло твоего тела, запах твоих волос... ах, нет, уходи, не могу больше, уходи... И напряжение пальцев, которые не желают отпускать, которые сжимают и притягивают... И уходящие лица, и уходящие голоса, когда есть смысл слов, есть смысл интонаций, есть смысл "разговора тел" - невербальное... И есть энергия... Как... два радиоактивных элемента. Лучатся.
И вот когда все это, включая попытку обмана: "Какого обаянья ум...", сливается воедино в безошибочности и совершенстве, в мучительном совершенстве - на уровне чувств, на уровне головы (но голова - потом, потом, сейчас чувства... чувства...) - остается мучительно прекрасная сцена...
На все времена

Забавно наблюдать за каким-то поведением персонажа, которое раньше четко отыгрывалось партнером, теперь не отыгрывается, превратившись в "рудиментарный хвостик". Некий "атавизм".
Клавдий, спешащий вмешаться в разговор между Лаэртом и Гамлетом (после извинения последнего). Сейчас... только если Клавдий утомился ждать. И тянут, и тянут... Быстрее начнем, быстрее закончим. И под пушечные залпы - пировать. А хорошо он спешит. Умно. И Гамлет извиняется со всем пониманием "за что" и "почему". Лаэрт не поддерживает, не осознает: Господи, а ведь не все так просто... Что мне делать с ним, с таким искренним и, черт возьми, невиноватым? Что мне делать с собой, с готовящейся подлостью, идущей вразрез со всеми нормами и правилами?(Хотя пока этому Лаэрту - что в святом храме, что рапирой с оголенным наконечником, смазанным ядом) И незачем Клавдию так расчетливо и умно торопиться, так пугаться разговора двух равных умом и гордостью соперников.Не нравится мне "закадровый голос" В.Р., на который переходит Призрак; которым (ни в тын, ни в ворота, поперек возможностей Леушина)начинает монолог Гамлет. Да, говорено - переговорено. Жевано - пережевано. Найдено сто оправданий и обоснований. При остром желании можно найти любое внятное объяснение любому не слишком удачному решению. И Сергеев пластически великолепно поддерживает эту завывающую клоунскую "несерьезицу" . И Леушин "держит" просаживающий кусок. Но зачем? Только оправданий не надо, я их сама могу сейчас... и много...
Зачем? Если у актеров свои глубокие голоса, если они прекрасно умеют создать любой эмоциональный эффект "живым - родным" голосом? И это будет органично...

Актеры у стеночки" не переходили за грань разумного, не стебались выше всякого чувства меры и вкуса, пока Докин читал монолог о Гекубе. И публика, настроенная на "облегчить себе мучения от старика Шекспира", которого (вот свезло) проходят в школе, не ржала, мешая остальным слушать. И не мешая просверкивать взглядом на Гамлета, "перебаливающего" монологом, пропускающего его через себя. (Санников, например, был "скромен в изобразительных средствах" и почти трагичен (при его-то блестящем умении комиковать).) И было зрительское счастье! И от монолога, и от Гамлета...

0

22

таки решилась разместить ЭТО здесь и без купюр - не взыщите и отмодерите, коли что не так.  Как истинная графоманка - нуждаюсь в аудитории:)

9 декабря. (c) разве это не моноспектакль???

Да простят меня все замечательные актеры Юго-Запада (бьюсь головой о стену, но ничего с собой поделать не могу), сегодня "Гамлет" (за исключением одной сцены) для меня был моноспектаклем.
И ТАКОГО Гамлета я еще не видела.
Сегодня Гамлет не был обиженным ребенком, мечущимся в бессилии, не знающим способа выполнить данное отцу обещания, о... нет. Сегодня это был не просто Принц по крови, а Настоящий Король.
Ведь его обиженная нервозность не приобрела по обыкновению гигантские масштабы, а сменилась расчетливой (ДА! ДА! ДА!!! РАСЧЕТЛИВОЙ) сумасшедшинкой, на фоне которой самоупреки в бездействии и промедлении казались.. слегка нелепыми что ли,ведь всем давно известно: "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

О, нет! Сегодня Гамлет действительно стер с памятной доски

"все знаки чувствительности
все слова из книг,
все образы, всех былей отпечатки,
что с детства наблюденье занесло"

и ... всецело посвятил себя исполнению обещания, данного отцу.

Сегодня Гамлет был не просто РАВНЫМ СОПЕРНИКОМ королю. Сегодня я искренне уверовала, что ОН был СИЛЬНЕЕ КОРОЛЯ. Что наследничек-то не так прост, как казался.
"В Англию?" - "Ну, в Англию, так в Англию" - "бороться лучше со знакомым злом", но действовать исключительно в своих интересах. И до последнего верилось, что Принц Гамлет сумел бы побороть сегодня это знакомое зло и"стал бы королем заслуженно"
. И до слез нелепой казалась развязка. Так почему же все-таки "быть"? А, Гамлет?

А теперь...  - да простят меня поклонницы Жойдика, каковых здесь, собственно, и не наблюдается :) - я буду объясняться в любви Олегу Леушину. Что хотите со мной делайте, но я должна, ибо... сегодня крамольно была готова переименовать эффект Жойдика-Бозина в эффект Леушина-Матошина.

PS вот, что с людЯми делает первый ряд в первом акте... или .. первый акт в первом ряду ? - не суть - спасибо, Юля!

PPS кошмар!! ну, собственно, "мудрость не всегда приходит с возрастом" - это аккурат мой случай  :/

Таак... взяла себя в руки.... и сказала спасибо Алексею Матошину за Клавдия-Коршуна, за мой любимый конец первого акта с "Мышеловкой" (как ни крути, тут моно не получится), за неМолитву, от которой с каждым разом пробирает все больше и больше, за "обольщение" Лаэрта.... - больше, простите, ничего не помню.

И теперь уже окончательно взяла себя в руки и сказала "спасибо", девушке, сидевшей в первом ряду справа от меня за идиотский смех в самых неподходящих местах, а впрочем, это уже не в этот топ.

0

23

9.12.2007

Не написала я о ноябрьском «Гамлете», теперь жалею, только заметки остались, в виде исписанного репертуарного плана, а на этого, декабрьского, ручки не нашлось, так что буду сказать без бумажки.

Удушлив смрад vs. Быть или не быть
Вот в чем вопрос

Гамлет, злой мальчишка, датский гаденыш. Заноза, мешающая жить. Это не мхатовский ребенок индиго Михаила Трухина, который получает удовольствие, находясь на грани истерики, в нем есть и рассудочная злость, червоточина которая не может не привести к последствиям.  (я помню, что обещала сравнения постановок, и оно будет, фраза как раз из того текста)
Хорош ли такой Гамлет? Чисто теоретически? Еще как. Выбор призрака верный, благородная месть это высокопарная чушь. Гамлету нужен повод для убийства короля, следовательно, он не безумец кидающейся в омут чести за невинно убиенного папу, это идеализация даже и без того идеализированного Шекспира. Тень отца осталась на заднем плане, что весьма сложно вспоминая, какая эта тень. Никогда Розенкранц и Гильденстерн не были так правы насчет мнимого честолюбия принца. Повод для убийства короля чтобы закона завладеть короной? Да, у Шекспира, нет, у Леушина. Во всяком случае пока, хотя Дания неплохая награда за главную цель – Клавдия. Что они не поделили тайна, но точно не мать и жену, Гертруда курица, попавшая в ощип. Скорее всего, ту же Данию, старое как мир соперничество, в котором престол не цель, а статус. Много амбиций на слишком маленькую страну и замок. Клавдий старше, он достаточно зрел, чтобы вести борьбу с внешним спокойствием, но отвернись на секунду зрительный зал и он бы придушил принца, а потом спокойно стоял бы рядом удивлено пиная его труп (проверка, на всякий случай, вдруг всплывет). А Гамлету нужна публика, смесь садизма с садомазохимом, злорадное торжество на пополам с злыми слезами (папу жалко) во время спектакля. Клавдий дарит ему сцену подтверждения вины, он уже продумал, как посчитается с упрямым мальчишкой. Тогда созрело письмо в Англию и решения схоронить пасынка за свой счет. И понять Клавдия можно - принц мешает ему жить, а понять Гамлета порой сложно. Кажется, что ему просто не нравится Клавдий, будь кто другой на его месте уехал бы этот вечный студент опять в Виттенберг и никто бы ему не помешал. Ведь бояться, что принц найдет сторонников, соберет войско, королю не приходится. Гамлет не харизматичный лидер как Клавдий, не вождь как норвежский принц, не предводитель локального восстания как сын Полония. Он не сможет повести за собой народ. Гамлет одиночка, вещь в себе, направленная только на себя. Никакого партнерства по определению, только соло. Как в их тандеме уживается Горацио серьезный вопрос уже не первого спектакля.
Наверное, поэтому инициатива отношений исходит от Офелии, это не она с Гамлетом, а Гамлет с ней. Офелия по незнанию или что хуже по знанию притянута этой извращенной планидой. Пленил ли ее лукавый ум принца или его показная беззащитность, одержимость горем, любят, как правило, за недостатки, возводя их в ранг достоинств. Гамлет же предельно эгоистичен по отношению к своей нимфе. Она его, по праву того, что он ее любит.
Их совместная сцена, подсмотренная встреча, звучала совсем иначе, чем в прошлый раз, хотя внешне ничего не изменилась. Гамлет по-прежнему протягивает Офелии руку так, словно имеет право на ее ладонь (Когда?! Когда бедная девушка успела дать ему такое неосторожное обещание?) и понимает что что-то не так, когда она не отдает ему своей руки. Пусть и менее отчетливо, чем в прошлый раз, но ее открытое предупреждение позволяет ему признаться ей в любви. Тогда, когда она не может ему ответить. Раньше  это бесцеремонное вторжение мира в их отношения ранило.

Прекрасная случайность, тот камень, о который ненароком споткнулся принц. Гамлета карает не отравленная рапира, а память об Офелии, любовь Лаэрта к ней. Игра Лаэрта это серьезный рывок, во всяком случае, для моего представления о роле. При том, что борьба идет между Гамлетом и Клавдиям¸ Лаэрт в этой битве третья, недооцененная сторона. Если бы речь шла об игре в шахматы, то Лаэрт стал бы ферзем. Белым ферзем, которого Клавдий выставляет для своей защиты, заранее понимая, что ферзь сильнее короля. Сила Лаэрта, в том, что он предельно ясен, в своих помыслах и мотивах. И его уход к сестре убедительней покаяние об отравленном острее начинающегося со слов, - «мой принц». Текст читается верный, но как-то не вяжутся эти слова с нынешним Гамлетом, хотя с другой стороны, правящий род не выбирают.
Вернемся к белому королю. Клавдий белая фигура на доске, потому что

На противоположном поле черный ферзь с его - «быть или не быть». Здесь все относительно неизменно. Не быть? Допустим. У Гамлета хватает силы быть шилом в седалище Дании, но силенок оспорить власть над собой нет. Цельный, пусть и мало приятный герой, распадается на мозаику прогнившей рефлексии и сплошных противоречий.
Столько раз нарываться, идти на открытую конфронтацию, бороться, жить, чтобы признать в конце, что смысла в этом нет? А какой смысл тогда был раньше?
Тем, кому не интересно копание могилы для ближнего своего пусть и принца датского проматывайте, ибо я честно попытаюсь сейчас прорыть ему путь лопатой:
Я понимаю, что в спектакле монолог оказался почти в конце, тогда как в пьесе эти рассуждения идут намного раньше. Но это не повод нарушать ходи истории. Гамлет не отказывается от желания жить и борется за это право на корабле в Англию, (голосом Варенухи) так? Он собирается продолжить начатое, свое противостояние с Клавдием, и посылает королю письмо, так? Тут еще никакого «не быть» нет. Значит, решение забыться, покончив с целым морем бед, приходит где-то на кладбище. То ли череп Йорика производит на принца неизгладимое впечатления, то ли смерть Офелии, убеждает его в том, что жить смысла нет. Допустим. Тогда получается после поединка Гамлет намеревался скинуться с ближайшей башни. И к черту Данию, папу, маму, дядю, так как актер Олег Леушин знает что Гамлета ждет удар рапиры, а Гамлет, если он конечно не обладал паранормальными способностями об этом не знал. Точка.
Он конечно мог догадываться что с Клавдия станется придумать ему новую расправу и как вариант он мог принять ее с покорностью самоубийцы, но зачем такие изыски когда крыша башни ближе.
Партия
Белые начинают и выигрывают.

В целом уродливый вышел спектакль, не плохой, а неприглядный, изнаночный. Будь это трактовкой, а не случайностью как часто бывает в Ю-З я бы оценила ее как очень интересную и даже где-то правильную. А как выстрел наугад можно лишь сказать, что не мимо мишени.

Отредактировано Lek (2007-12-14 00:32:18)

0

24

Мне думается, что этот «Гамлет» (9.12.07) был на удивление цельный (или правильно целостный). А теперь противоречие самой же себе - некоторые эпизоды катастрофически вываливались и были не понятны, но сюжет, возможно, впервые, получился, прочитался целиком. Ура? Да - ура, но больше не хочу юго-западного «Гамлета». Не хочу безысходности. Хватит ее «Эдипе», не хочу наблюдать, как борец, вдруг складывает ручки и сам идет на эшафот. Не хочу видеть согласие на поединок, с готовностью умереть, прочитывающуюся в каждом слове и движении. Надо жить, хочу «быть», при любом раскладе, даже самом безумном и невероятном. Отвлеклась.

Сегодня мой Гамлет оказался слишком юн, для того чтобы осознать, понять, почувствовать, и победить все обрушившиеся на него события. Ему не хватает знаний и какого-то жизненного опыта. Смерть отца? Ну да - это печально, очень печально, а мир неправильный, мир несправедлив. Но несправедливость эта в мире существует именно по отношению к нему. Он обижен на мир и ежесекундно «закатывает истерики» по этому поводу. Нет, это не безумие, не сумасшествие, не разыгрываемое сумасшествие (в прошлый раз это было искусно имитируемое безумие. И оно было красивым. Безумие читалось во всем, в разговоре с Полонием, с Клавдием, но оно было через чур продуманным и аккуратным - не переборщить и не недовесить, сделать ровно столько сколько надо во имя цели и это получалось). Это то самое несовершенство, которое наваливается на подростка в переходный период (вот исходя из этого, буду строить слова дальше).

Отредактировано rrr_may (2007-12-14 05:28:27)

0

25

Честно говоря, я забыла об этом тексте, только сегодня, перед спектаклем обнаружила его среди документов. Выкладываю на память. Отзыв о самом сильном «Гамлете» который я видела в этом сезоне:

6.02.2008

Значит так:
1. Текст очень длинный и включает мысли не только о спектакле, но и произведении в целом, так что если оно вам особо не надо, лучше себя не мучить.
2. Я не знаю, почему мне так увиделась, просто что-то как-то прозвучало, что-то как-то сложилось и т.д., а в причины: случилось это, потому что у актера рука затекла или голос сорвался, я вникать не собираюсь. Все что удачно вписалось, вписалось, а вот почему, мне откровенно говоря все равно.

Решайте сами верить мне или нет, но я видела канун гибели Эльсинора. Спектакль, который начался властью и ей закончился. А закончить можно было даже не начав, после первого монолога Клавдия. Сильно, лаконично, достаточно, теперь осталось включить свет, вручить цветы и разойтись. Клавдий сразу показал кто здесь главный, власть в его руках, у его вассалов, зала и принца не должно остаться никаких сомнений. Но главное сомнений нет у самого короля: роль правителя предназначалась ему и досталась по праву. Гамлет остается в Дани не уступая просьбам матери, король просто не дал ему иного выбора. Клавдий, насмешливо предлагает пряник, - «как первый в роде… близкий к трону», но отсекает пути к бегству кнутом. Этого момента, когда король играючи принудил Гамлета, заставил его подчиниться своей воле, принц не простит дяде.
Призрак как раз то чего не хватает в первую очередь самому Гамлету и если бы его не было, его бы следовало придумать. Отныне слова Тени не ставятся под сомнение, принца не смущает то, что призрак корчится в огненной гиене. Его благородный отец отнюдь не свят, да по вине убийцы он не причащен, но как же долго старший Гамлет не каялся, если его окаянств достаточно чтобы годами томить душу в тюрьме схожей с адом. Поражает ли Гамлета история призрака? Отнюдь, он догадывался, что можно улыбаться и быть мерзавцем, т.е. можно быть как Клавдий сволочью и обаятельным человеком одновременно.
Теперь у Гамлета и Клавдия одна проблема, нет причины уничтожить соперника, а она нужна, за Гамлетом чернь и по всей видимости к Клавдию народ тоже благоволит. Появление призрака как нельзя кстати, оно приводит в движения весы – «быть или не быть»,  в руках Гамлета.
Клавдий прав, изначальная скорбь Гамлета об отце грешна, оплакивая потерю, Гамлет видит в утрате и вероломстве матери в первую очередь себя. Встреча с духом придает его гневу праведный оттенок и шанс действовать, но как? «Порвалась дней связующая нить» - это не об открывшейся правде, Гамлету нужен план, объединивший замысел и возможность.
Никогда принц датский не был столь далек от безумия после явления призрака. Его выходка с Полонием, демонстрация облака в виде верблюда, вызов королю. Ты умеешь манипулировать людьми? И я тоже. Посмотрим, у кого это лучше получается? Все внимания Гамлета все его поступки, все помыслы сосредоточены в Клавдии и это стратегически неверно, Клавдий не видевший в нем ранее угрозы, теперь мало верит в  безумие принца, точнее не верит совсем.
Розенкранц и Гильденстерн его вотум недоверия Гамлету, и этот выпад ожидаем принцем. Он словно надеялся на нечто подобное: не догадываясь кто, был уверен, что кто-то будет. Он дает своим старым приятелям понять, что знает, зачем они прибыли, делая акцент на том, как особенно пристально слуги за ним наблюдают: не сложно догадаться, что ваша роль, друзья, такая же. Гамлет совершает попытку, напором выбить признание, вынуждая их сознаться.
Увидев в качестве шпионов, Розенкранца и Гильдестерна принц не разочарован, к этому моменту, он уже более чем разочарован почти всем своим окружением. Он испытывает призрение к людям, слабым, поддающимся манипуляции, к  этой – квинтэссенции праха. Поэтому особенно важно не быть одним из них, он не флейта, на которой можно играть, вот та точка накала противостояния начавшегося в самом начале. Слова Гамлета снова предназначаются Клавдию – поверь, ты не научился на мне играть. Принц даже передразнивает короля, еще не услышав его молитвы – «мой дом, мой край и королева», в устах Гамлета эта фраза больше чем вызов, это объявление войны. Выстрел из тяжелой артиллерии в конце первого акта.
Получился странно целостный спектакль при полном неравенстве ролей и партнеров.
В центре спектакля существует тандем и его противостояние, под которое приходится, подстраивается, догонять с разной долей успеха, каждому чтобы вписаться в этот междусобойчик как части картины. Мне говорили, что Гертруда, как изредка бывает, пожалела Офелию, а Лаэрт был чудо как хорош, верю на слова, но сама поймать и застать практически не успела, слишком славно сложилась пара - Гамлет и Клавдий. Это не значит, что не было остальных. Что-то новое появилось в Горацио, в его поступках, в его желание предупредить о призраке принца, от них повеяло своими, личными соображениями и мотивами. Жаль до конца довести их никак не удается, Горацио слишком рано выбывает из действия. Смыслу его роли безумно не хватает присутствия в концовке, его миссия в спектакле переосмыслена и дальнейшее – молчание, но ведь не забвение. Гораций, тот, кто не позволил уйти истории в никуда, последний свидетель и рассказчик, по просьбе принца, но об этом узнают лишь прочитавшие пьесу.
Чем дальше, тем больше я ценю Полония, то каким он стал. Вспоминая все виденные трактовки Гамлета этот Полоний претендует на индивидуальность. Он сочетает в себе рассудительность сановника и хлопотливость прислужника, не принижающей его достоинства и гордости. Еще один герой себе на уме. 5 февраля они все были таковы, кроме Офелии.
Офелия живет не головой, а чувствами. Для нее все просто – Гамлет ее любит, значит, подозрения отца не могут оправдаться ведь он любит. Ее наивная чистота обезоруживает, и Полония, чья пощечина почти беззвучна и Гамлета. Для него призирающего не рискну обобщить – человечество, но как минимум двор, Офелия то последнее чистое, нетронутое что осталось. Он припадает к ней как к святыне: приклонено, осторожно, молитвенно. Вся эта грязь, во вне и внутри утомила его и он устало, безнадежно просит нимфу (заметьте не свою, она незапятнанна руками принца) помянуть в своих молитвах его грехи, груз которых проступает в чертах лица. Он не удивляется, не осуждает то, что она просачивается сквозь его пальцы, просто обессилено оседает на полу. Лишь ее слова о подарках заставляют принца очнуться, заподозрить неладное и догадаться в чем дело. Он признается Офелии в любви, так что даже Полонии и Кладвии это ощутили бы не будь мы в театре и Офелия отвечает ему, еле слышным, почти беззвучным шепотом такого же признания. С этой секунду принца уже и не волнует, что за колонами прячутся соглядатаи, самое главное он узнал. Для остальных же он сейчас разыграет соответствующий спектакль. Но Офелия… Если раньше Офелия предчувствовала беды Гамлета теперь он предчувствует ее несчастья. Монастырь, никогда не звучал, так милосердно как в этот раз. Обитель – это спасение, истинное спасение Офелии от тех, кто сокрыт за колонами и от него, от Гамлета. Он не готов ее отпустить, но хочет защитить.
Тихое безумие Офелии, после смерти Полония: с детской старательностью прихорашивающейся перед встречей брата и без того аккуратно причесанные волосы, глубокий реверанс и травы, будто стишок что она хочет рассказать всем взрослым, могло бы стать счастьем Офелии. Тем же спасением, если бы эта тихая заводь стала забвением, но в ней словно воронка бушует памятливость, отец, его гибель и наверно, где-то там, на дне, Гамлет. Не обитель, не сумасшествие не смогли ее спасти, вся надежда на то, что смерти это удалось.
Спектакль получился не только целостным, но и плавным. В нем был свой внутренний такт и размеренность, перетекание одной идеи, в другую. За год его линия выстроилась логичней.
Театр, актеры: через Гамлета их функция стала очевидней. Гекуба муза, вдохновляющая принца на  идею мышеловки. Это проявилась не только в тексте, вступила в действие взаимосвязь происходящего и мыслящегося,  демонстрируя сиюминутность прозрения принца. Наконец его помыслы обрели слабые очертания. Гамлет меньше погруженный в себя и Клавдия, переживает происходящее вместе с актерами. Он эмоционально прерывает их, режиссирует, когда они сбиваются, забывая текст. Гамлет больше чем наблюдатель, он вмешивается, вступает в действие, от слов, начиная долгий переход к поступку.
Весы замерли в ожидании, как продуманно, оказывается, разместился в спектакле антракт.
У весов серый цвет, потому что это полутон: на половину белый, на половину черный. Многие краски это смесь двух, трех цветов, но в этом спектакле особенное значение приобрели  черные перья и белая ткань, все очевидно и в корне неоднозначно. Кто такие Розенкранц и Гильденстерн? Предатели, разве они не придают Гамлета. А может патриоты? Весь путь Гамлета ведет к гибели Эльсинора. Интрига Клавдия не первая интрига в истории Дании и не смотря на это страна как-то стояла, а правда Гамлета,  расшатала ее в одночасье. Их миссия священна, и состоит не в измене, а защите. Безопасность короля имеет огромное значение, от его жизни зависит жизнь многих, составляющих стены замка.
«Удушлив смрад злодейства моего» – «Быть или не быть» короля. Разговор и с Богом, но в первую очередь это диалог Клавдия и Клавдия, дилемма, не решаемая задача кроется в нем самом. В его душе.
Вопрос от Клавдия, нам, зрителям – зачем мы молимся? И два вариант ответа. Два? А вот и не угадали! Их должно быть три, это как утверждение  звучит в последних словах короля  – все поправимо. Но как поправимо тайна. В каждом слове Клавдия лишь две альтернативы. Он убийца, не приемлющий лицемерия, не для себя, не для других, значит, нет возможности каяться, не отрекаясь от трона, края, королевы. Клавдия  обезоруживает собственная твердость в грехе.  Он загнан в угол – Ангелы, на помощь. Перепады от небес, под землю и весь монолог словно когтями по каменному полу.
В то время как Гамлет бьется об стены, в поисках окна.  Убийство Полония становится для него последней каплей. По-простецски, но образно – Гамлет слетел с катушек. Он не хотел гибели Полония, у него нет плана и законного повода убить Клавдия, его душит презрение и страх (ответный ход короля не за горами) Гамлет срывается, он неиствует. Разговор Гамлета с матерью балансирует на хрупкой грани между истерикой, помешательством, буйством (и если я не совсем понимаю и ценю, вокальные упражнения принца в монологах, то сказать что в данном случае они сильно резали ухо и выбивались из трактовки не могу, совесть не позволяет)
В поисках тела Полония Гильденстерн пытается привести принца в чувства до последнего момента, остановить, дозваться до его разума, но в этом состоянии даже появление Клавдия не сразу, лишь постепенно возвращает Гамлету трезвость и рассудочность. Он мимоходом говорит о небе, но настойчиво рекомендует ступать Клавдию… куда по ниже.
Принц берет публику в понятые: вы ведь догадываетесь, зачем меня посылают в Англию? Мы не просто догадываемся, принц, мы знаем (нам сам Клавдий доверяет свои «секреты»). В спектакле часто говорили с залом, словно и без того малую высоту сцены отменили и Дания оказалась ближе, прямо за углом, перед нами.
«Быть или не быть» прозвучала еще одним вопросом в зрительный зал. Жаль нельзя ответить: так не честно, это не я, не мы, это Гамлет должен решать! Но вопрос ставится пред всеми и вся последующая цепочка рассуждений вовсе не разгадка (я помню, было – быть, потом упорно было – не быть, а теперь это даже ни не знаю). Монолог рассуждение на тему, он мог бы превратится в философствованье если бы не личностная окраска происходящего. Гамлет думает вслух, почему вышло так и поскольку его слова направлены в зал это почти утверждение трусости не только Гамлета, но и нашей. Того, кем делает нас мысль о смерти.
Концовка упирается в поединок, рукой Клавдия останавливающей Гертруду в их разговоре с Лаэртом – я сам разберусь. Брата, который в отличии от своей сестры хуже понимает Гамлета не услышал в его словах предостережения.  Гамлет, не винится перед Лаэртом, не извиняется, ему и не за что, он скорее напоминает, предупреждает – «я не желала вам зла». Тогда кто? Король стоит тут, неподалеку. Он как бы не причем.
Клавдий лишь разводит руками, когда раненый и пораженный этим фактом принц идет ему на встречу. Разве не этого ты желал Гамлет? Разве не на это нарывался все время, так что теперь тс-с-с, пусть останется нашим секретом. Но нет, на сей раз Гамлет с мстительностью меняется рапирами, так просто у них все это не кончится. Секрета не выйдет, слишком близко развязка. После признания Лаэрта концы той самой порвавшейся нити связующей дни в руках Гамлета. Когда он уже и не ждал ладони в одной из которых еще должна быть зажата рапира, соединили ее обрывки.
Это гениальное режиссерское решение (имхо): ступающей на встречу Гамлету, не сопротивляющейся Клавдий. Почему так? Да, потому что у принца теперь есть право на убийство короля.

Но это не точка… Конец жестокий и реалистичный. Какие страсти? Что за глупости. Трупам не место в тронной зале! Фортинбрас по-хозяйски, с легкой издевкой объявляет, что власть отныне его. Он быстро и уверено отдает уже почти  бытовые распоряжения. Эльсинор его. Канонада – вот жирная точка на Дании.

0

26

Гамлет. 2 марта 2008 года.

  Вчера .. то ли со мной, то ли с  "Гамлетом" творилось что-то странное. Почему-то ...вдруг расслышались ВСЕ слова, которые раньше  проходили мимо. По большей части слова, конечно, из уст Гамлета. Странно. Не могу сказать, что вчера Леушин был в ударе. Но не смотря ни на что могу в 1000й раз повторить - он настоящий Принц!!!!  Вчера это был... Принц-рохля. И тем не менее..  Принц
Потому что так метаться, так мучиться  обещанием , которое ... собственная нерешительность мешает выполнить, может только Принц - избалованный ребенок, которому всегда все подносилось на блюдечке, а тут вдруг - ... надо что-то СДЕЛАТЬ!!! но что??? 
И даже убийство Полония сделало его не столько решительным, сколько отрешенным, будто с этого момента он стал смотреть на всех (в том числе и на себя) и все происходящее  со стороны, словно уже.. умер.
И от этого монолог в конце первого акта "объявите меня каким угодно инструментом: вы можете расстроить меня, но играть на мне .. НЕЛЬЗЯ" прозвучал ЗЛОВЕЩЕ!!! Правда. Это один из моих любимых моментов в спектакле, и еще ни разу он меня не разочаровывал.
  Вчера Гамлет (!!!) шепотом, в унисон читал вместе с Бродячим Актером  почти весь монолог "Свирепый Пир....". Меня это настолько заворожило,  что причина сего... "поступка" дошла до МОЗГА только в антракте:  не было Михаила Докина, который обычно читает этот монолог. Андрей Санников справился великолепно, а "суфлирование", по-моему, больше нужно было самому Гамлету, потому что такого монолога "какой же я холоп и негодяй" - мне слышать еще не доводилось.
Нет, я не могу сказать, что мне близок образ Гамлета-рохли. Неет. Я видела  леушинских Гамлетов и получше - бунтаря,  интригана, почти Злодея - честное слово, помню, на одном из спектаклей мне стало жалко Клавдия, в общем, настоящего  Наследника. Вчера ничего этого не было...
Зато... "я душу дьяволу отдам" , чтобы еще раз услышать вчерашний монолог "быть или не быть", начатый полушепотом (спасибо залу за звенящую тишину) и к "так погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех - от долгих отлагательств" перешедшему нет.. не в крик, а в какой-то отчаянный стон.
Пусть это прозвучит смешно, но ТАКОГО лица у  артиста-Леушина после "Быть или не быть?"  я еще не видела. По-моему, он не сразу в себя пришел - благо следом за монологом идет "подготовка к бою," в которой актеры стремительно перемещаются по сцене :). Так вот... нормальное выражение лица к Гамлету вернулось  только пары "ходок" влево-вправо.
  Да, допускаю, что мне только показалось, как даже Гертруда невзначай пару раз поймала "сыночка" за руку, взглядом осведомляясь: "все в порядке"? - "все нормально" - отмахнулся последний
  И такого поединка между Гамлетом и Лаэртом, как вчера, я еще не видела. Нет, сцена поединка, мне нравилась всегда, но.. такого.. спортивного азарта в глазах у Гамлета, мне видеть еще не доводилось: словно у ребенка, который загадывает про себя: выиграю - обещание, данное отцу, исполнится само по себе без усилий. 
  Он настроен на победу, потому что она "избавит" его от необходимости действия. Мысль работает четко. Именно поэтому обнаружив, что ранен, не впадает в истерику, а предлагает Лаэрту обменяться рапирами. И... выигрывает поединок. Еще не подозревая о том, что победителей в этой схватке не будет, но загаданное исполнится. Вот и все. Такая детская игра со смертельным исходом. Дальнейшее - молчанье.
  PВ Если бы вчерашний спектакль меня попросили охарактеризовать одним словом. Я бы сказала - ТРОГАТЕЛЬНО!:)
  PPS Приведенная мной на спектакль покллоница ТРВ (программа "раздвиньте пошире горизонты" в действии!) в восторге, шоке и желании непременно посетить еще "Калигулу", "Комнату Джованни", а там - посмотрим

0

27

Из блокнота о "Гамлете" 24/04/2008

Полоний - в те моменты, когда Михаил Белякович вместе с остальными не играет комедию, это шикарный придворный и по-настоящему заботливый отец. Взгляды, которые он бросает на дочь и сына, жесты - тут позавидуешь детям такого родителя и попусту возражать такому не станешь -  авторитет сквозит в каждой нотке, в каждом повороте головы.
Лаэрт. А мальчик-то вырос! Во всяком случае, посерьёзнел очевидным образом.
Марцел. Сравнений не избежать, но ... весьма и весьма! "Козлов! ИГРАЕТ!" - переглядывались мы с tomine. Не все же ему экстерьером брать, пора и остальные способности подключать.
"Девочки"-актёры бесподобны. Дима Козлов - явно дочурка младшая, фигурой в "папу", женственностью в "маму". Денис Нагретдинов - дочка невыпендрёжная, не красуется вроде особо, но гримаски строит премилые : )
Гертруда. Говоря о гибели Офелии, словно делала вид, что скорбит, в то время как сама её в ручей столкнула (это не новость, но часто она выглядит так, словно и вида делать не пытается). При этом по отношению к сыну действительно ведет себя обеспокоенно, а после чаши с ядом начинаешь сочувствовать ей самой.
Сам Гамлет - мне давно плевать, что он решил - "быть или не быть", но к своему концу он идет как раз с этой решимостью. Да, может и не быть, но не быть не только ему самому. Он более, чем обычно, напоминал одиногоко ребенка, уверенного в том, что матери на него плевать.
Клавдий. Король, бесспорно. Он далеко не Петрушка и не карманник. Представление, затеянное Гамлетом, больно задело его - причем настолько, что в ходе его монолога появилось ощущение, что ему откровенно плохо физически и морально ( я даже за Алексея Матошина испугалась было, тем более, что, например, по Олегу Леушину было видно, что он не вполне здоров, но играл, не обращая на это внимания ... ) , и невозможность вымолить у небес прощения за содеянное гнетет его невыносимо. Волей-неволей исполняешься острого сочувствия к этому человеку, убившему брата и государя и помышляющего о новых убийствах во имя сохранения достигнутого.
Здесь Клавдий становится тем Калигулой, которого можно понять.
Офелия - изначально была среди прочих чем-то вроде призрака. Полевой цветок среди сорняков, мотылек среди мух и слепней. Нет, вовсе не монастырь ей уготован, но сразу райский сад.
Актёр. Безмерно уважаю Андрея Санникова. Здесь он достоин всяческих похвал. Пусть до рыданий о судьбе Гекубы он "не додавил", но должное напряжение создал успешно. А вот интересно, актеры на заднем плане нарочно оставили свою комическую пантомиму, чтобы не мешать, или заслушались-забыли о мясной нарезке и телепузиковых схватках... Или просто так резать воображаемое тело способен только сам Санников? : )

Давно не было этого ощущения - когда тяжело, "размазана по креслу", но -  в удовольствие. Единственный минус - дым.

0

28

24/04
Марцелла-Докина окончательно заменили Козловым, а Актера-Докина Санниковым. По Докину буду сильно скучать, но если замены станут и дальше играть так, как сделали это 24-го, буду безмерно счастлива. Санников актером на сцене в монологе о Гекубе слезу, как Докин, не выжимает и душу не выворачивает, но держит так, что не даже мысли не возникает лишний раз отвлечься на "баталии телепузиков". Кстати, среди тех, кто посредством пантомимы объясняет зрителям суть истории Гекубы и Приама, либо совесть проснулась и они решили не мешать главному произносить монолог, либо шинковать чужие шеи лучше Санникова может только Санников, потому что упомянутая пантомима была намного спокойнее, а Козлов, который в данном случае заменяет Санникова, не пытался никого рассмешить, а просто состроил скорбную физиономию и изо всех сил сопереживал.
Я совершенно не узнала монолог Клавдия, что про проклятье. Не поняля, что Матошин сделал с голосом и интонациями, но оно все было совершенно иначе, чем я помнила. КАКОЙ это получился монолог! И наконец-то я его расслушала. Аве артисту Матошину.
Гертруда снова топила Офелию, но с сыном и мужем была хороша. Особенно с мужем. Что-то такое во взгляде было... вроде и любовь, но сквозь нее такой страх пробивался за сына, за себя, просто страх.
Удивили и очень порадовали Лаэрт и новый Марцелл. Лаэрт (наконец-то!) был с начала и до конца, а не только во втором акте. Ему действительно хотелось вернуться во Францию, и он даже сумел дать понять, что именно его там особенно интересует. И брат из него больше не "большой, сильный, красивый, но глупы-ы-ый"(с)не помню чей), чувствуется, что Офелию он поучает не просто потому что так надо, а действительно старается проявить заботу о сестре. И против обыкновения не ревел дурным голосом "Где мой отец?!". Марцелл получился жестче, чем Докинский, но в общем интересный. И что самое замечательное, роль-то совсем не большая, но как хорошо он сыграл, какая умница :)) Вот так вот нежданно-негаданно под конец сезона разыгрались, теперь бы только к следующему сезону не растеряли.
Про мышеловку. Люблю эту сцену - когда король на сцене превращается в короля мертвого, когда смешивается вообще все - трагедия и фарс, театр в Датском королевстве и Датское королевство на театральной сцене. Но в самом начале нетерпеливо потираю руки - что покажут? Вернее, какими покажутся. Это я про "девочек", которые, так и не ясно, придворные ли дамы или дети короля и королевы на сцене. Да и не важно кто они, важно какие. Помню, еще в сентябрьском спектакле "девушка" у Козлова (заменял Бернардо-Нагретдинова) была до жути игривая, а вот тут мы с Quasi окончательно поняли, что парень давно и сильно мечтал о юбке - так глазами стрелять, плечиками поводить, да мало ли чего еще... люди, пустите его в "Мешковинку" посамовыражаться? лучшей танцоркой будет, честно-честно! "Девушки" Задорина и Нагретдинова на "младшенькую" поглядывали явно снисходительно - "мелкая еще, пусть развлекается", хотя видно было, что им самим так тоже хочется, но статус уже не позволяет :))

0

29

24.04.2008

«Гамлет - может или только думать или только действовать»

Нет, иногда он может и то и другое. Не хочется начинать с чужих умных фраз, но одна постоянно крутится в голове. Причем я не помню, у кого ее вычитала, хотя и предполагаю, что это из концепции спектакля Крэга и Станиславского: Гамлет как лучший из лучших – герой. Когда-то для меня это было откровением, я его никогда не воспринимала лучшим из лучших. Я вспоминала эту формулу на «Эдипе», правда в другом контексте, во время «Ромео и Джульетты» (где Меркуцио, возможно в рамках тренировки стал именно таким героем) и никак не ожидала, что вспомню на «Гамлете».
Может потому что хрестоматийности в спектакле никогда не получалось, не скажу, что она есть сейчас и теперь сразу видно, что черное, что белое, что тень, а что ее отбрасывает. Спектакль оказался не прост, он оказался доходчив.
Гамлет был юн, примем это как факт, он не нес на плечах тяжкого опыта кроме данного ему воспитания, его взгляд на мир не  был окутан розовым светом максимализма, но при этом он был идеалистом. Его месть дело чести, но и безумие имело место… не сыгранное, а отступающее и возвращающееся умопомрачение. Головокружение, круговорот оставленный призраком в принце. Надрывный смех с раскинутыми руками для остальных видевших призрака лишь секунда, а для принца встречающего его чаще, подпускающего его ближе, начало затмений. Горе, боль, не спорю, но безумие было и не хочется ставить четких оценок, тому, что происходило на сцене. При этом Гамлет был сильней, впервые на моей памяти он был сильнее всех, даже обстоятельств в рамках своей философии.
Быть или не быть? Не быть (кто бы сомневался), закончить дела, то, что связывает тебя с миром и уйти, в этом смелость. Смелость в том чтобы умереть, покончив с целым морем бед. Сделать такой выбор, значит преодолеть страх неизвестность. Сразу вспомнился Олби. Если бы нам кто-то сказал правду о жизни, а не сулили радужные перспективы… 

«Но никогда не скажут, как это происходит на самом деле- как это случается- а ведь и пол правды и то было бы хорошо. Ничего кроме «блестящих перспектив», «светлого будущего». Господи, если бы они сказали, улицы были бы усыпаны трупами подростков!»
«Три высоких женщины» Эдвард Олби

Вот-вот, трупами подростков, этим должны быть усыпаны улицы после монолога Гамлета. И эта же боязнь неизвестности мешает принимать какие-либо решения, и нам и ему. Может быть Гамлет прав. Не о смерти. Это все равно не укладывается в рамки моего восприятия, но о боязни неизвестности, незащищенности перед будущим рождающемся из наших поступков. Интересно, если бы мы знали что умрем, не сейчас, но когда-нибудь, знали это по настоящему, сделала бы это нас смелей и сильней. Будь мы уверены в нашей смертности может быть мы, и не боялись смерти.
Так почему же Гамлет был лучшим из лучших? Не потому что постоянно о чем-то думал или действовал, а потому что не считал себя лучшим. Странная несвойственная принцу доверительная самокритичность. Не принижения себя, а зеркало что он ставит перед природой.
Если допустить что все что Гамлет говорит Офелии шепотом правда, а громко это игра для поглядывающих за ними, то он признался ей в большем, чем обычно. И в гордыне, и в ненависти царящей в сердце, и в том, что она не должна была ему верить, почти все слова ей, теперь эта сцена разрыва отношений. Отсюда  опустошенность Офелии на спектакле, разыгрываемом актерами в замке, где герои как маски сменяли один другого в беседе с Гамлетом.
Он признается в своих затмениях Лаэрту. И в дуэли, которая была детализирована как никогда, казалась бы сражаются двое самых достойных людей королевства, с благородными помыслами при  сомнительной цели в виде мести. Какой-то горький Шекспировский абсурд. Клавдий был подол, малодушен, он прятался за их спинами, а каясь каялся, по настоящему забывая о твердости в грехе, очень громко, но наверное честно. Во всяком случае,  это было честнее, чем попытка Гамлета стать мученикам хоть на миг в самом конце, с канонизацией нельзя торопится, ведь дальнейшее молчание и команда к канонаде. Когда даже в зрительном зале чувствуешь себя Горацио – видевшим все, но готовым оказаться где угодно только не здесь, чтобы не становится невольным свидетелем этих событий.

В качестве постскриптум, про Офелию, чем менее чисто и невинно ее безумие, тем страшнее на него смотреть.

Отредактировано Lek (2009-05-24 12:36:17)

0

30

Все таки интервью веешь очень нужная, ну как иначе получить обратную связь от актеров кроме как через интервью, тем более иногда она любопытней, чем ты себе представлял.

"Гамлета не хочешь сыграть?

Нет. Я его не понимаю ни как человека, ни как роль. Конечно, это масштабная роль и в неё можно вложить очень многое. А по большому счёту, Гамлет – это завистливый, молодой человек. Нерешительный, слабый человек. Гамлет – это тот же самый Клавдий. Всё то же самое заключено в Клавдие, но при этом он очень сильный человек. Я всё думаю, в чём состоит суть монолога «Быть, или не быть»… Гамлет просто боится. Умереть и «сном забыться». Я, наверное, ещё не созрел для этой роли, потому и не понимаю её. Может быть, спустя некоторое время я буду думать по-другому. (с) Алексей Матошин"

текст интервью здесь – http://theatre.gogol.ru/ (полная ссылка бьется)

«Гамлет – это завистливый, молодой человек. Нерешительный, слабый человек. Гамлет – это тот же самый Клавдий.» Мне нравится цепочка рассуждений, наверное, потому что временами она мне близка, особенно в «Гамлете» Ю-З. Жаль не развили тему, стало настолько интересно, что захотелось задать еще пару вопросов о Клавдии и не только о нем.

Еще мне понравился этот ответ, к теме он не имеет отношения, но надеюсь, мне простят небольшой оффтоп:
«Есть две истины в театре, которые всё время спорят друг с другом - «артист не может вырасти на маленьких ролях» и «нет маленьких ролей, есть плохие актёры».
И та, и та фразы очень правильные. Первый случай в жизни актёра происходит гораздо чаще, и действительно, актёр не может вырасти на маленьких ролях, если всё время играть «кушать подано». Ты начинаешь привыкать к этому статусу, и в дальнейшем очень трудно накопить себя на какую-то большую, сложную роль. Та самая нерастраченная энергия, которая в тебе существует не находит выхода. Почему очень сложно находится на репетиции, когда кто-то репетирует на сцене, а ты нет. Ты всё время сидишь и думаешь, что надо сделать это по-другому, вот так. С другой стороны, играя маленькие роли приобретаешь опыт. Я очень люблю «Самоубийцу» и «Даёшь Шекспира», где у меня буквально эпизодические роли. Я могу наблюдать за игрой наших актёров, реакцией зрителей, жизнью спектакля.»

А понравился он мне хотя бы потому что я могу примерить его на себя и примерно тоже самое чувствую на репетициях ))

Отредактировано Lek (2008-05-21 04:19:59)

0

31

Матошин играет Клавдия всё лучше и лучше... И это тревожит, потому что сочувствие зрителей уже целиком принадлежит этому герою, у которого есть цель , и он готов за неё бороться.
Но пьеса Шекспира, я думаю, всё-таки о том, что в жизни есть вещи более важные, чем "корона, трон и королева". Об этом размышляет Гамлет. Его внешняя пассивность объясняется тем, что он всё время думает, но как раз мыслительной деятельности в спектакле нет. А есть - энергетика страсти, которая выражается прежде всего через движение. Мысль выражать через движение, конечно, трудно... Поэтому следишь за бесконечными метаморфозами Гамлета и не понимаешь, чем объясняется смена его состояний, кроме инфантильности и психоза.
Допускаю, что и такой Гамлет имеет право на существование, но...
Набоков не случайно называл Клавдия пошлым, считая, что тот недалеко ушёл от Полония, с его мещанскими взглядами. Этому миру и должен противостоять Гамлет - с его высокой духовностью... Должен бы... Но тема духовности звучит в спектакле очень слабо.
Я вижу вокруг множество молодых людей - умных и тонких, - которые не могут найти цель в жизни. Их интересы поверхностны, ничто не забирает их настолько глубоко, чтобы ради этого стоило бороться, чем-то жертвовать... Я чувствую их внутреннюю растерянность и даже зависть по отношению к тем людям, у которых эта цель есть. И помню фразу парня, принадлежащего к другой породе: "Идите на фиг со своим богатым внутренним миром!" Непонимание, враждебность...
Раньше у меня были большие претензии к актёрам, теперь их очень мало. Да и к режиссёру, по большому счёту, тоже нет. Зато есть претензии к нашему времени, которое довольно жёстко развело своих героев на два противоположных лагеря: прагматиков, готовых переступить через нравственные принципы, и философствующих неудачников, приносящих себе и окружающим одни неприятности.
И, несмотря на внутренний протест, я всё-таки продолжаю ходить на этот спектакль - мои "десять минут в неделю".

0

32

Lotta
Со всем согласна.

Lotta написал(а):

Матошин играет Клавдия всё лучше и лучше... И это тревожит, потому что сочувствие зрителей уже целиком принадлежит этому герою, у которого есть цель, и он готов за неё бороться.

Но ведь на то есть объективная причина, во всяком случае, в этом спектакле Гамлет очевидно слабея Клавдия. Здесь стоит поставить отдельное ударение на слово – бороться. Это конечно же имхо. Мне не близок Клавдий, который был вчера, но это было интересно. Клавдий болеющий Гамлетом - «как жар Горячки он в крови моей». Мне ближе холодный и расчетливый король, но я далека от взглядов Набокова, потому что не воспринимаю Клавдия как цель – «корона, край, королева», как и Гамлет, он для меня сила достойная или не достойная поставленной цели. Цель Гамлета, по сути тоже мелковата если мы будем считать этой целью месть. Забудем про перевод Пастернака и его особенности, этот Гамлет не говорит о власти, хотя раньше мне было приятно прибывать в собственном заблуждении и додумывать что-то помимо мести, хотя бы честь и достоинство. Теперь я не уверена что есть и месть. «Не быть» Гамлета это к сожалению добровольное самоубийство, жертва телом во имя поступка, но какого не понятно ведь он заранее обрекает любое свое действие на провал и не думает о возможности победы. Он слаб… И для меня это единственное что не поправимо в этом спектакле (радует что хотя бы руку Лаэрта Гамлет теперь обнюхивает с расстояния значительно большего чем раньше)
Думаете это время? Возможно, наше время и порождает людей которое не только бездуховны, но и пассивны, ничего не могущих, при чем я бы не стала это списывать на интеллигентность.

Я долго думала, а о чем был этот «Гамлет» и не находила ответа. Я могла рассказать, о чем играет Клавдий, о чем играет Офелия, Гертруда, Лаэрт, это был цельный мир, со своим безумием, словно замок Горменгаст Марвина Пика. Розенкранц, Гильденстерн и могильщик были теми, кто стоял обеими ногами на земле и может быть, поэтому оставался в своем уме. А еще там был Гамлет, который откровенно мешал жить и норме и безумию.

Lotta написал(а):

Зато есть претензии к нашему времени, которое довольно жёстко развело своих героев на два противоположных лагеря: прагматиков, готовых переступить через нравственные принципы, и философствующих неудачников, приносящих себе и окружающим одни неприятности.

Как здорово сказано, только первая часть у меня ложится скорее в слова из «Калигулы» – «жить и быть счастливым». А Гамлет выходит еще одним Калигулой, с тем же самоубийством чужими руками и попыткой помешать жить остальным. Все хорошо, все правильно, примерно тоже самое играет во МХАТе Трухин и там в определенный момент становишься на сторону Клавдия… но только ли потому что мир прагматичен или потому что философия требует силы не только сгореть на костре, но и изменить мир. Гамлет должен, просто обязан это делать, пусть даже его попытка обречена на провал, но каждый раз, должна рождаться вера что на сей раз будет что-то большее чем месть за то что мама вышла замуж, что на сей раз за это нечто большее не только позволят себе умереть, но и попытаются жить. Не поверите, я уже сама себе не верю, но Гамлет может быть иным, а то,  какой он сейчас «пошло, грубо, неинтересно», хотя не один мир «Гамлета» не был мне так близок как тот, что создан на этой сцене.

0

33

Как пример, Клавдий  Михаила Названова прекрасно сыгран, но я все равно остаюсь на стороне Гамлета

0

34

Здравствуйте, дорогие подпольщики! :mybb:
Я вроде того, что новенькая и на Юго-Западе, и на форуме (читаю, правда, его давно... наслаждаюсь!  :cool: )
Хотя ссылочки на мои "творения" здесь уже были.
Я тоже со ссылки начну - для темки о спектакле в "другом хорошем театре" (а на том форуме ЮЗ - это именно что другой и хороший театр) писала о понедельничном Гамлете.
Интеллигентнее было бы, конечно, всё это сюда перепостить... просто не справлюсь я со всеми своими любимыми курсивами и выделениями при переносе.
Посему - извиняйте...
И, ежели кому интересно....ВОТ... ЗДЕСЬ...

0

35

"Живи - и будь счастлив", "живи - и жить давай другим" - выражения из арсенала мещанской морали ( с точки зрения исскуства, конечно ). А если для её воплощения надо ещё и брата убить - это уже совсем никуда не годится.
Поэтому я, скорее, пойму Калигулу, чем Клавдия (как героя, конечно).
Цель Гамлета - не только месть, но и восстановление порушенного миропорядка, попытка понять, почему он порушен и был ли вообще. Сравните с целями Клавдия. Это есть в тексте Шекспира-Пастернака, раз уж он берётся за основу. По-моему, образ Клавдия усложняется за счёт балетных вставок, образ Гамлета упрощается за счет того же.
Кстати, кто смотрел европейского четырёхсерийного(?) "Дон Кихота" - там тоже материализуются глюки, и зритель видит, что герой - псих, - но почему-то не в ущерб глубине образа. А тут так и хочется списать все метания Гамлета на счёт "органических поражений головного мозга".
Короче, не знаю, кто виноват - но не нравится мне всё это.  Торжествующей пошлостью и так полны экран и сцена... Не знаю, почему для её оправдания нужно использовать Шекспира и превращать Клавдия в подобие Раскольникова. Если бы он убил старуху - то уж точно ради денег.

0

36

Тут все так спорно, мы ведь не можем с точностью утверждать, что знаем цели и мотивы героев вот и примешиваем свою точку зрения, вот вы говорите:

Lotta написал(а):

Цель Гамлета - не только месть, но и восстановление порушенного миропорядка, попытка понять, почему он порушен и был ли вообще.

А я хочу спросить, откуда у вас такие выкладки? Из спектакля? Если да то я этого не вижу. Если же из пьесы то это ваша трактовка. А насколько различной она может быть я столкнулась, когда наблюдала, как ставят монолог «быть или не быть». У меня как у многих молодых и неопытных людей было четкое убеждение, что я знаю о чем этот монолог и мы как могли, помогали нашему товарищу перед зачетом по сценаречи советами как правильно ему играть, чтобы с удивление наблюдать потом как наша преподавательница смела все эти выкладки и переиначила смысл в рамках все того же перевода и текста. Так что любые выводы очень-очень условны и субъективны. Вот вы предположим считаете что цель Клавдия – «корона, край и королева», допустим. А после одного спектакля я пришла в уверенностью, что целью была свобода, попытка вырваться из громоздкой тени брата преследующей его и Гертруду даже после смерти. Это больше чем желание жить счастливо, это желание дышать без оглядки, полным вдохом. Не скажу что так всегда, но я видела и такую трактовку.
Или пример уже из другого театра, там у Клавдия ведущей целью является не корона, край, а только королева, любовь заставившая пойти на злодеяния. Может это и слабее позиции Калигулы, но не нынешнего Юго-Западного, который мало укладывается у меня в философию Камю. Впрочем с Камю это к rrr-may, она его понимает лучше. Что же касается Гамлета, не одно па не убьет идею, если она имеется, по мне так идея слабовата и Гамлет действительно сам не знает чего хочет, вот и возникает такое наблюдения:

Lotta написал(а):

А тут так и хочется списать все метания Гамлета на счёт "органических поражений головного мозга".

С которым я по большему счету согласна.

Lotta написал(а):

Торжествующей пошлостью и так полны экран и сцена... Не знаю, почему для её оправдания нужно использовать Шекспира и превращать Клавдия в подобие Раскольникова. Если бы он убил старуху - то уж точно ради денег.

Я уже где-то здесь писала, просто искать долго, но для меня побеждает не пошлость и не Клавдий, а Фортинбрас и этой победы очень горький привкус, она размашистая, бьющая по мозгам сменой власти в троном зале. Хорошая встряска и напоминания о цене поступков и подлых, и благородных. Но у каждого свой ответ, в театре «Апарте» к примеру, конец это чистейшая победа призрака, убившего всех руками Гамлета и горький смех юного принца спрашивающего – «а что дальше?» у царственной тени умирая. Тоже своеобразный удар наотмашь, правда если в Ю-Зе меня били по мозгам то тут это была чистой воды физиология, с серьезным желанием потребовать моральную компенсацию за чернуху в стиле японских ужастиков названую «Гамлетом».
Хотя может быть так и задумывалось, и в Ю-З, и в Апарате. Моральный протест есть, значит какой-то смысл во всем этом все таки присутствует, другое дело что я с ним категорически не согласна.

0

37

Личное, только личное...
Я хочу, мне надо: знать, что всё - не зря , и то, что делает с нами жизнь, имеет какой-то смысл. За этим я и пришла в театр.
Есть вещи, которые дают надежду  на это: любовь, красота, стремленье к истине... Возможно, что-то ещё...
Через них человек осознаёт себя как часть Космоса - не побоюсь этого слова.
Театр Ю-З не показывает быт, не интересуется мелочами. Зато другие миры, параллельные пространства - это пожалуйста!
Что бы ни вытворял Леушин в "Ревизоре" ( я всё время возвращаюсь к этому спектаклю ) , он демонстрирует многослойность мира - вне и внутри нас.
Это есть в "Калигуле", потому что герой ведёт постоянный поиск истины - пусть и извращёнными способами.
Но в "Гамлете" никакого Космоса нет. А есть - царство хаоса, которое пытается как-то упорядочить Клавдий. Но кто он такой - этот Клавдий? Улучшенный вариант Полония , главный управляющий насквзь прогнившим (!) королевством... Где ему преодолеть земное притяжение? Ведь он и по земле не то что ходит - почти ползает!
Но и на Гамлета надежды нет. Его интонации, движенья, взгляды - сумбур вместо музыки.
И вдруг - великолепная сцена боя: азарт полёта, горечь полного осознания - наконец-то!
И вдруг - издевательство над Шекспиром и над зрителями - сцена смерти Клавдия. Что это?!
Можно любоваться отдельными тонкостями, мелкими достижениями, радоваться новым акцентам...   Но нет настоящего Чуда - того, что делает спектакль великим ( а только таким, по-моему, и должен быть "Гамлет" ! ) Нет, мать его, катарсиса!
А значит: всё зря, и то, что с нами происходит - не имеет никакого смысла, а всего лишь случайная игра.  Кого?  Да никого!!!

Уфф!  Понимаю, что у меня - ну очень субъективное восприятие этого театра и приношу огромные извинения всем, кто это читал. Накипело...

0

38

Lotta
Извинятся не за что, напротив, прошу вас пишите. Все мы тут пишем очень личное, просто на одни вопросы даем разные ответы. Можно я уточню? Так весь спектакль смущает или исключительно преимущество Клавдия перед Гамлетом?

Lotta написал(а):

И вдруг - издевательство над Шекспиром и над зрителями - сцена смерти Клавдия. Что это?!

Ну у меня был когда-то на это ответ, правда он может не подойти вам:

Lek написал(а):

Концовка упирается в поединок, рукой Клавдия останавливающей Гертруду в их разговоре с Лаэртом – я сам разберусь. Брата, который в отличии от своей сестры хуже понимает Гамлета не услышал в его словах предостережения.  Гамлет, не винится перед Лаэртом, не извиняется, ему и не за что, он скорее напоминает, предупреждает – «я не желала вам зла». Тогда кто? Король стоит тут, неподалеку. Он как бы не причем.
Клавдий лишь разводит руками, когда раненый и пораженный этим фактом принц идет ему на встречу. Разве не этого ты желал Гамлет? Разве не на это нарывался все время, так что теперь тс-с-с, пусть останется нашим секретом. Но нет, на сей раз Гамлет с мстительностью меняется рапирами, так просто у них все это не кончится. Секрета не выйдет, слишком близко развязка. После признания Лаэрта концы той самой порвавшейся нити связующей дни в руках Гамлета. Когда он уже и не ждал ладони в одной из которых еще должна быть зажата рапира, соединили ее обрывки.
Это гениальное режиссерское решение (имхо): ступающей на встречу Гамлету, не сопротивляющейся Клавдий. Почему так? Да, потому что у принца теперь есть право на убийство короля.

Отредактировано Lek (2008-06-19 17:25:52)

0

39

Lek, интересная трактовка, спасибо! (почему-то не прочитала раньше, а жаль). Мне такая режиссерская увязка истории тоже очень нравится, но вот логично объяснить причины этого я бы сама не смогла...

0

40

"В кайф, всё в кайф, даже не думайте!" ( к-ф "Нога" )
Запись спектакля 2008 года (то есть совсем новая) очень выручила меня в период летнего театрального авитаминоза и к тому же дала мне возможность многое для себя прояснить. Я с "Гамлетом" не просто смирилась - я, кажется, его полюбила.
Оно и понятно: на экране не видно милых сердцу подробностей, многие из которых очень меня раздражали. Гамлет избавился от коровьевских телодвижений и стал выглядеть умнее (чего я ему так желала). Его крупные планы оказались неожиданно удачными, весь рисунок роли чётче и жёстче. Трактовка, конечно, не изменилась, но несколько сместились акценты: теперь оба главных героя кажутся мне равновеликими и по внутренней силе, и по внутренней слабости, и даже по степени своего безумия.
Офелия... Это разговор особый. В таланте Дымонт не сомневалась никогда, но только теперь поняла, что она большая трагическая актриса. В зале, особенно, когда сидишь близко, нет-нет да и отвлечёшься на других персонажей, а тут всё внимание на неё - и оно того стоит! О такой Офелии я и не мечтала: ум, характер, настоящая любовь, настоящая боль, душевная чистота. Она тоже пленница судьбы, но не её игрушка. Третье существо, разум которого не смог смириться с вывихнутым веком (первым был Клавдий, только я не знаю, свихнулся он до или после своего преступления - но то, что до начала действия - это точно).
Традиционно роль Гертруды представлялась более глубокой и интересной, чем роль Офелии. Здесь - та же рокировка, что и в случае Гамлет - Клавдий. Гертруда в спектакле - иллюстрация к сомнительной истине, что "все бабы дуры и стервы". Типичная "первая красавица": первый муж её боготворил и ей важно, что молодой Клавдий тоже выбрал её. В отношениях с ним для неё важнее тщеславие, чем истинное чувство, и она предпочитает не замечать его иронию. А всех женщин она воспринимает как соперниц (просто по жизни), и главный враг, конечно, Офелия: потому что молода, любима и все с ней носятся, а ведь единственная женщина, достойная любви - это она, Гертруда! Очень неприятная дама, терпеть не могу таких.
Полоний... По-моему, лучше не бывает.
Призрак... Преклоняюсь перед Сергеевым, уникальный актёр.
В общем, оставшиеся недоумения всё равно связаны с двумя главными героями.
Всё-таки не понимаю, почему Гамлет так суетится - ведь он принц, в конце концов!
Не до конца понимаю, как Клавдий относится к королеве: иногда кажется, что он её любит (не дай Бог!). Неожиданные интонации глубины не добавляют, но сбивают с толку.
Совсем не понимаю, почему Матошин иногда так скверно произносит текст: торопится, бубнит, делает паузы где попало, выделяет случайные слова. Это бывает и в других ролях, но здесь особенно режет слух.
Но это всё мелочи. Свои главные претензии к спектаклю я сняла, можно сказать, с извинениями.
Конечно, странно получать свою порцию энергетического напитка из рук Клавдия, а не Гамлета. Но ничего - лишь бы помогало.
В конце концов, принимаю же я лекарство от Калигулы - а он тоже тот ещё персонаж!

+1