Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гамлет

Сообщений 1 страница 20 из 130

1

О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=gamlet

Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра -
http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=55

http://pics.livejournal.com/teatr_uz_adm/pic/00008d3k.jpg

0

2

14.11.2006

Никогда не думала, что открою для себя по-новому это произведение. Казалась бы все читано, перечитано много раз, сначала даже как-то сложно воспринимать слова актеров, они буквально разлетаются на отдельные знакомые и привычные фразы и вот происходит нечто удивительное, ты начинаешь понимать вещи, списываемые раньше на… Шекспир понимает ли. Низкий поклон режиссеру, его трактовке и актерам, работавшим в завораживающем тандеме (в тот вечер они были покорителями и зал пал ))
Оказывается, началось все ни с преступления, ни с мести, а с тени. Как каждый из тех спектаклей, что я видела в Ю-З имеет свое, ни на что непохожее начало, сочетание музыки и пластики, настраивающие твое восприятие на определенный лад, так в каждом спектакле есть деталь, которая может изменить представление на любую историю. Для меня ей оказался призрак. Он, всегда воспринимавшейся мной как герой нейтральный, безобидный пусть и взывающий о возмездии, оказался жутким персонажем и главным злодеем. Появление призрака делит спектакль на до и после, а вместе с ним Гамлета, на двух людей иначе видящих будущее. Ведь наличие этого самого будущего, хотя бы в рамках завтрашнего дня, определяющая вещь, для людей. И вот оно оказывается всецело в руках призрака. 
Гамлет утверждающий, что не даст никому играть на себе как на инструменте, позволят это делать, но лишь тени своего отца. Даже не призраку, а именно тени, величия, преклонения, восхищения, идеальному отражению в глазах сына. Какое там безумие, просто понимая, что обречен, лишаешься привязанности ко многим условностям. Гамлет почти уговаривает себя мстить, убеждает в том, что это дело чести. Он не боится смерти, но он не хочет умирать. В постановках, которые я видела раньше актеры, игравшие Гамлета, произносили свои монологи для зрителей, рассуждая, объясняя, выговариваясь в зрительный зал и понять к чему, зачем, для чего они это делают временами было сложно. Здесь же, впервые на моей памяти, Гамлет говорил скорее с самим собой, уговаривая и убеждая себя, такими его слова были намного понятней.
И это было неединственное «впервые» для меня. Сцена с Офелией, теперь я ее по-настоящему увидела. Читая пьесу, не услышишь тон, не поймаешь взгляд, а оказывается, для того чтобы понять нужно это и только это. Кидающейся к Офелии Гамлет, пытается удержать в ней весь свой мир, как же мало, в сущности, ему от нее нужно, но замечая фальшь он сразу начинает сравнивать возлюбленную с матерью, женщиной, которая его обманула. Спасибо режиссеру, наконец-то я слышала слова, спасибо актерам, я впервые видела, что там была любовь.
Хотя, причина моего непонимания заключалась в первую очередь в непонимании самой Офелии. Каюсь, грешна, я мало уделяла внимания женским персонажем в «Гамлете» и все мое оправдание сводится к тому, что обычно они того и не заслуживали. Им редко давали голос, достаточно громкий, чтобы его можно было выделить и им почти не давали говорить между собой, а ведь им есть, что друг другу сказать. «Где славная Королева?» Для обезумевшей Офелия слишком хорошо знает, кого винить. А Гельтруда…
Гельтруда, вот уж действительно самое большое удивление. Мне кажется или она ненавидит Офелию? Я вполне могу понять ревность матери и женщины к другой, претендующей на серьезную роль в жизни ее сына, но как цинично, с налетом презрения и морем безразличья она сообщает о смерти не сделавшей ей ничего плохого девушки. Мало того, кому сообщает, ее родному брату, подкошенному гибелью отца и безумием сестры. Воистину удивительная женщина! Искренни непонимающая что мучает ее сына, приземленная настолько, насколько позволят царственная осанка, но способная сказать, - «продолжим», со взглядом в котором читается, что она уже поняла, четверо оставшихся на сцене в конце, смертники.
Как же не справедливы к этим необыкновенным женщинам мужчины, увязшие в своих более высоких, недоступных нам, простым, материях. Не нам, вам имя вероломство! Сидевший рядом со мной зритель во время очередного призыва Клавдия к Гельтруде не покидать его заметил, что он произносит слово «жена» как ругательство. Не ругательство, но упрек, создается впечатление, что Клавдий упрекает Гельтруду в том, что она вышла за него замуж так скоро и возвела его на трон не меньше чем Гамлет. Впрочем, чего с него взять? Ему далеко до идеального злодея, он мелок в своих стремлениях и не жаждет более того чего добился, не будь в этой истории злодея страшней, кончилась бы она, куда невинней, чем началась.
Для такой драмы нужен камень побольше, ведь в ней все словно круги по воде. Возможно, поэтому, спектакль идет как бы по нарастающей и первая рябь в артистах это лишь эхо большой волны. Даже Гамлет, поначалу лишь легкое волнение мыслей и эмоций, он само затишье перед бурей приходящей следом за чумным шествием (простите мою ассоциацию) актеров, когда вся боль утраты умещается не в словах, тем более чужих, а переполняет все существо, стремясь вырваться наружу… как по-настоящему… но ведь мы в театре? Порой есть необходимость напоминать об этом зрителю и как можно чаще. Когда прожитая вместе с актерами сцена перетекает из реальности пьесы, в другую, театральную реальность репетиции заезжих комедиантов, кажется что тебя, дважды провели, показав театр в театре, но при этом приходит некое облегчение. Смешно, как в это можно поверить? Ведь все вокруг настолько условно, темнота и свет создают кладбище и вырытую могилу, рука превращается в письмо, а в дуэли, которая почти танец несуществующая даже в виде реквизита рапиры, кого-то по-настоящему ранит… но веришь, потому что к этому времени начинаешь забывать, что ты всего лишь в театре и только когда Клавдий сам подходит к Гамлету чтобы дать проткнуть себя, понимаешь, ты все еще в ТЕАТРЕ. Даже ждешь, вот, сейчас Гамлет закричит, прерывая неверно сыгравших актеров, но нет… Считается что жизнь одного ничто, если на карту поставлены жизни миллионов, и в этом больше смысла, нежели в одной смерти оплаченной так дорога. Род, у которого нет будущего, страна чье завтра теперь под вопросом, кто еще сомневается, что призрак злой гений?
«Быть или не быть», действительно хорошее начало для молитвы.

Отредактировано Lek (2007-05-04 15:32:52)

0

3

Ваш липовый отвар, мадемуазель или "Гамлет" Юго-Запада

Сказать, что понравилось - не сказать ничего. И это был первый раз, когда я порадовалась тому, что была одна. Потому что... как ни странно, делиться эмоциями прямо вот сию секунду, немедленно - не хотелось ( поэтому и возникла ассоциация с чашкой липового отвара - не расплескать бы)...

В общем, огорчило только то, что из бумаги у меня в сумке оказались только конверт от parter.ru да старая перфокарта, используемая в качестве закладки - вот на них-то и нацарапала helgarus свои первые (но далеко еще не последние, думается) впечатления от юго-западного "Гамлета".

Сразу оговорюсь. Дважды видела "Гамлета" МХТ (Бутусовская постановка), безумно люблю этот спектакль, но... ДАЛА СЕБЕ СЛОВО:

НИ ЗА ЧТО ИХ СРАВНИВАТЬ НЕ БУДУ!!!

Хотя... зарекаться грешно, но ... думается мне, что в данном случае еще более грешно все-таки скатиться до сравнений, потому что  это 2 СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ (за исключением текста, пожалуй, да и то - вопрос спорный), но РАВНОЗНАЧНЫХ для меня по силе вызываемых эмоций...

Однако, попробую все-таки упорядочить свой словесный бред...
Итак...

Гамлет-Леушин

Он - Принц. Этим всё сказано! Он принц во всем: в плавных,но не нарочито идеальных, движениях, в грациозных - поистине королевских - жестах, в притягивающих, завораживающих интонациях речи, в иронии и самоиронии, в любви, в злобе и ненависти, в бессилии перед необходимостью выполнения обета отмщения, данного Духу Отца и в неумении найти изощренный способ мести, в коварстве, притворном помешательстве и прозорливости. ОН - единственный из тысяч. Он - ВОЗМЕЗДИЕ за грехи предателям матери и дяде и сам себе КАРАЮЩАЯ РУКА.

Браво!

Карина Дымонт. Офелия

Я в растерянности!!! Правда! Честно!! Что это было??? Тихо помешанная Офелия с блестящими от слез глазами, раздающая ВООБРАЖАЕМЫЕ БУКЕТЫ - просто протягивающая руки то к одному, то к другому. Ни капли надрыва и пафоса, а ком подкатывает к горлу, и предательские слезы готовы политься из глаз. Да.. чего уж там греха таить, до сих пор удивляюсь, но тушь сегодня по глазам размазалась вовсе не от аллергической чесотки. На спектакле со мной такое ВПЕРВЫЕ.

Браво!

(на этом конвертик от партер.ру закончился - переходим к перфокарте....)

Лаэрт

Ох, прости меня, Лаэрт. Уж так ты настойчиво смотрел в мою сторону на своем монологе, а я. искала глазами уходящую Офелию - не могла оторваться. Эх, Лаэрт! Ну, что тебе стоило подождать? Неет, в следующем же монологе  глаза твои были устремлены в сторону сидевшей позади меня тетушки, к слову сказать весь второй акт пытавшейся водрузить мне на голову то ли сумку свою, то ли полы длинной кожаной юбки..
И хотела я тебя, Лаэрт, сначала было покритиковать, да не могу. Потому что все недостатки внешние (если кто, конечно, считает это за недостатки) компенсированы были великолепной игрой. Как же ты повелся на увещевания Клавдия - что тот телок. И как страстно бился в финальной сцене с Гамлетом!

Браво!!!

Гертруда

Показалась слишком уж холодной матерью. Хотя... кто знает, как должна вести себя мать, пытающаяся устроить свою личную жизнь сс мужем-ровесником сына. Может, сын ей как раз обуза и есть. Может, это режиссерская задумка такая, а может, это только снилось мне...

(перфокарта тоже кончилась... Матошину "достались" корки от учебника по франу - не надо смеяться!!)

Клавдий

Хех-с.. Этакий молодой стервец, урвавший приличный куш, не жалеющий останавливаться ни перед кем и ни перед чем. По-настоящему, пожалуй, впечатлил только в двух сценах: первая - короткая стычка с Гамлетом (почти в самом начале? или в момент выступления бродячих артистов?), ибо сцепившиеся Матошин и Леушин - НЕОТРАЗИМЫ!!! вторая  - "увещевания" Лаэрта. Нет!!! Вру!! (я - лжу! - ой, это не отсюда!)
Еще он просто неподражаемым тоном произносит слова "Пойдем, ЖЕНА!!!"

да ладно, браво!  - чего уж там...

Да! Еще браво актеру-универсалу: Тени Отца Гамлета, он же Фортинбрасс, он же еще куча ролей!!! Просто здОрово!!!

Ну, и коротко общее впечатление.  Ай, нет! Это надо смотреть!! Потому что настолько все органично, гармонично, слаженно и проникновенно, что описать словами с моим программерским лексиконом просто НЕВОЗМОЖНО!!!
Потрясяющая сцена дуэли!!! Да и вообще все массовые сцены! Великолепныйй актерский ансамбль.  В общем, Тарасова уже спрашивала, когда там следующий спектакль!!!

0

4

Это старый отзыв. Вернее наброски к отзыву, который я так и не дописала, выкладываю их сейчас, потому что потом это не будет иметь смысла. Впечатления о вчерашнем спектакле надо писать с чистого листа:

Мысли после Гамлета… (19 января 2007 года)

«Вот иногда посмотришь спектакль и столько в нем увидишь, напридумываешь, на понимаешь, а актеры может быть пока играли планы на выходные составляли и близко такое нам показывать не собирались… но это я так, к утру ))»

«Необычный для меня вышел спектакль, спектакль с множеством «если»… Что было бы, если бы не умер Гамлет отец Гамлета? Казалась его тень, приведшая к столь печальному финалу была не менее значима при его жизни. Клавдий живший в ней добивался не столько власти и женщины (женщины через власть или власти через женщину, а может быть и то и другое для него было значимо в равной степени), сколько просто жить в не этой тени, как и Гертруда. Совсем иными явились нам дамы датского королевства. Она управляла, как хозяйка дома, на сцене и в Дании. Казавшийся раньше коварным Клавдий на сей раз скрывался за ее спиной. Ему требовалась передышка в сени жены для каждого нового хода на шахматной доске королевства, тем временем как королева решала проблемы сугубо личные, политические, наслаждаясь этим. Что она получила от смерти мужа? Возможно, свободу быть королевой и супруга, который никогда не затмит ее. На сей раз, Гертруда была даже милостива к Офелии, она пыталась ей сочувствовать.»

«Офелия, что было бы если бы она не сошла с ума? С первого повеления Офелии в толпе придворных, мимолетной встречи в ней с Гамлетом повеяло предчувствием беды. Не была здесь прежнего женского кокетства, а любит ли ее Гамлет? Он просто был не безразличен ей, ее волновала то, что с ним происходит, как ощущение сокрой трагедии. Словно она раньше всех соприкоснулась со смертью, со страхом неизвестности о которой уже после ее смерти скажет Гамлет.»

«На сей раз слова про монастырь звучали не для ее ушей, игралась сцена. Быть может Гамлет увидел, как она показывает глазами в сторону притаившихся соглядатаев иль сам догадался, но в их призрачном одиночестве вся правда осталась беззвучной. Его руки не отпускали ее, и она верила им, его прикосновениям, а не словам. От чего сошла с ума Офелия? Из-за смерти отца? Считается что порог боли у женщин выше, чем у мужчин, какие же страдания должна была испытывать она, чтобы сломаться под их напором. Быть может, мечтай она о мести как Гамлет, ее разум выдержал бы это, только тонкая паутина трещин окутала Офелию за долго, до гибели Полония.»

«Сложно о Гамлете... мне проще описать, чем написать.
В первый раз все была куда однозначной. Причины, побуждения, во всем присутствовала доля фарса. Не в плохом смысле, не в смысле игры, а в самом образе. Гамлета в этот раз не надо было понимать. Он часто менял интонации, за ним было почти не угнутся и его логика попахивала безумной гениальностью, но это был не сам Гамлет, во всем этом была капелька ненастоящего, до самого конца. До сцены поединка.»

0

5

А это со спектакля ровно 3 месяца спустя :)
19 сентября 2007

"Гамлет" был сложный, мрачный. Не сюжетом и эмоциями, а общей атмосферой. Играли совершенно иначе, чем мне запомнилось в июне.
Про самого Гамлета ничего особенного не скажу - не на него смотрела, не его слушала. Не хотелось его слушать. И слышать тоже. Не потому что плохой. Хороший, иногда даже слишом. Но так, как в июне, он меня в этот раз не зацепил, поэтому наблюдала я за ним совершенно невнимательно, а "Быть или не быть" оказался набором звуков.
Зато совершенно другими глазам посмотрела на Клавдия. Я не поняла, что в этот вечер артист Матошин творил на сцене, но за этого Клавдия хотелось молиться, раз он сам не может. Его хотелось слушать и вслушиваться. И Клавдий, говорящий шепотом, производит впечатление намного более опасного и жестокого человека, больше того - человека, который от этих своих качеств страдает больше собственных жертв. Этот Клавдий спокойно, даже с какой-то до конца не ясной благодарностью, принял вызов Гамлета и смерть.
Гертруда не выглядела в этот раз жестокой матерью - она была несчастной страдающей женщиной, чей привычный порядок вещей, семья (тут уж, справедливости ради, не без ее трудов) рушатся на глазах, и она бессильна что-либо исправить.
Гамлет I, Фортинбрас, бродячий актер, череп Йорика - во всем один и тот же призрак - что-то неизвестное, опасное, завораживающее. Получился единый образ, переходящий из одной роли в другую и появляющийся в самый неожиданный момент.
Полоний сильно состарился. Нет, не повзрослел, не вырос, не опыта набрался - не то. Это выразить словами нельзя, но чувствовалось это во всем. Наверно, правильно будет сказать, что именно артисты Матошин и Белякович-самый младший своей игрой и создали это настроение. Тяжело было смотреть на заискивания гофмейстера перед королем и королевой, жалко было отца, несчастного от того, что несчатлива его дочь, страшно было видеть раскинувшееся в королевских покоях тело и наблюдать душевные метания принца, который собственную честь на тот момент жалел больше, чем убитого. Не знаю, как это объяснить, но лежащее в глубине сцены мертвое тело Полония стало едва-ли не самым выразительным за этот спектакль Мишиным появлением на сцене. Жуткое ощущение.
Какой взгляд был у Офелии... перефразируя слова Гертруды сыну, она глаза зрачками в душу повернула. Да так, что и всем остальным позволила посмотреть, что там у нее творится - горе, темнота, пустота, страх и полное при этом ко всем и вся равнодушие.
Брат ее Лаэрт, вернее его играющий Денис Шалаев, начал исправляться. Больше книг со сцены не декламирует, глаза оживают -  уходит постепенно напряжение (в начале лета, по крайней мере, было впечатление такое, что думает о чем-то совершенно постороннем и далеком) и появляется герой. Приятно видеть.
Наконец-то состоялось открытие века: я поняла, что делали актеры на сцене! Была возможность расслышать Докина и рассмотреть его коллег по цеху. Они все дружно - те пятеро, что отдалении расположились, - изображают в лицах монолог своего предводителя. Мило и глупо, и очень смешно. Просто настроение в этот день было не склонное к восприятию юмора, поэтому неуместно это пародирование, да и само их представление, выглядело.
Кстати, об актерах, в этот раз на Бернардо ввелся Дмитрий Козлов. Ничего не могу плохого сказать - одно хорошее - симпотичный молодой человек, играет достойно (одно его "ругательное" Быть или не быть в "Куклах" чего стоило - век не забуду тех интонаций), молодец, короче. Но заметно было, что не очень пока уверенно себя в этом спектакле ощущает, выражение лица очень сосредоточенное - будто каменное. И во время докинского монолога как-то скованно себя в паре с Горшковым вел. Надеюсь, пройдет.
Непросто прошел спектакль. После двух дней по большому счету развлекательных Ревизора и Шутки, Принц всея Дании  оказался нелегким испытанием, хотя и долгожданным.
Про раздражающий фактор в лице зала, который совершенно не помогал актерам, не поддерживал их, заставляя бороться не только с персонажем, но и отвоевывать свое, зрителей, внимание, распространяться больше не буду - вчера-с душу излила, хватит.
Как говорится, "искусство по-прежнему в большом долгу..." (с)Покровские Ворота)

Отредактировано tomine (2007-11-12 21:37:36)

0

6

19.09.2007

Когда после спектакля есть о чем подумать, значит, он прошел не совсем в пустую, даже если оставил после себя странные ощущения.

Начало это почти всегда расстановка приоритетов на последующий спектакль («Как вы яхту назовете, так она и поплывет») Задаются главные вопросы на которые надо ответить и ставится планка игры через которую надо перепрыгнуть. Чем проще вопрос, тем меньше придется размышлять дальше, чем ниже планка, тем легче оправдать ожидания зрителя.
Семейная драма или трагедия целого королевства? Тема Дании проскальзывает через, спектакль пунктиром, когда громко, остро, когда по английские незаметно покидая пределы сцены. Остановка первая:  Горацио и Марцелл, почти скороговоркой чтобы никто не поспел следом, говорят о положении дел в стране уступая место спектаклю. Гамлет и Дания не пресекаются.
Появление вплавившегося в дым призрака - части туманна, лишь отсрочило на пару минут саму историю. Историю с простой сюжетной фабулой. Мама вышла замуж после смерти папы и сыну это не нравится. Претензии Гамлета в начале спектакля звучат как детская ревность, подростковый бунт со смехотворным вызовом по отношению к окружающим его взрослым, – «хотите не хотите, все равно поссоримся». Не удивительно, что грозного тона матери достаточно, для того чтобы поставить на место и прекратить препирательства непослушного ребенка. Ее отношения с Клавдием никого не касаются, что-что, а семейные связи проглядывались как никогда отчетливо, выделяя два клана, чьи судьбы трагически переплелись.
Неожиданно сдержанный Полоний. Он приглушал все свои яркие сцены и интонации, словно пытаясь выглядеть старше. Но не слово о возрасте, обычно со временем (к концу первого или на втором спектакле) эту разницу начинаешь не замечать, по умолчанию воспринимая Полония отцом семейства, а года  Клавдия перестают быть вопросом. Кто сказал, что он должен быть старше Гамлета? Хотя раньше не возникало такого четкого ощущения близости возрастных границ. Гамлет и Клавдий стали ровесниками, и их противостояние приобрело оттенок столкновения юношеских амбиций.
Давно Клавдий не передавал бразды правления кому-либо на сцене, но создавая картинку он не уследил как потерял власть, которую пришлось возвращать капля за каплей до самого конца спектакля.
Остановка вторая: предчувствие Эльсинора, то самое что сулит беду, его несет на себе каждый житель замка, улетучилось. Тень Отца из плохой приметы, рока превратилась в воплощение тайных желаний Гамлета, не достающую причину, оправдание злости. Не встреться призрак другим героям можно было бы смело усомнится в его существовании.   
Заботы покинули даже Офелию, само предвосхищение несчастья. Ее ничем не затуманенная привязанность это любовь девочки, Джульетты. Безжалостный ветер нового оставил ей только недетские руки, чтобы успокоить Гамлета. Появление призрака провоцирует у принца истерику и оно же ставит все на свои места.
Шекспировские слова не давались Гамлету, идя в разлад с дыханием. Не попав в ритм один раз он сбился с него окончательно и текст было почти не разобрать. Лишь встретив свои мысли воплощенные в тень принц становится серьезен, скуп на наиграно резкие эмоции. Его дурашливость, легкомыслие лишь маскирует слишком смелую мысль.  Разбавляет ее для окружающих.
Их сцена с Офелией публична. Она буквально словами, не намеками, предупреждает его о присутствии других, а Гамлет готов обследовать все темные углы, чтобы убедится в этом не удовлетворившись ее словом. Вся их беседа спектакль, где он играет на публику, а хрупкая Офелия открыто, не стыдясь присутствия отца, королевы, короля признается ему в любви. Его лицедейство и руки на ее плечах неприятны Офелии, возможно в это момент Гамлет становится ей противен. Еще одна остановка. Любовь погибла до конца первого акта. Офелия оказалась лишняя в окружении принца.
Если мир на сцене мир не Дании, а Гамлета, то места в нем каждый должен отвоевывать себе сам. Что связывает Горацио с Гамлетом? В его крестовом походе против людей Гарацио лишь слушатель, статист в театре. Ему нужны все силы чтобы обратить на себя внимание. «Второстепенным» героям требуется больше чем желание не слиться с декорациями. А значит и собственное представление о своем герои (гротеск  не спасает, сколько не наряжай актера-королеву, все равно Варенуха из под платья лезет)
Клавдий догадавшись, что лишь тихий голос спасет его монолог от безбожного зрителя не готового слушать раскаянье (старая учительская мудрость). Потверждает мысль, предложенную в начале спектакля -  это семейная драма. Он убивал ради королевы. Мягко говоря, необычной женщины, для которой Эльсинор еще большая шутка, чем для Гамлета. Она паясничает боясь сына, еле скрывает улыбку хороня словами Офелию, выпив из кубка яд она тоже пошутит, только теперь над Клавдием.
Безумие Офелии это музыка в стихах. Ее пальцы играют на воздухе, словно на музыкальном инструменте. Она перебирает струны своего сумасшествия подбирая верную мелодию, то ускользающую, то касающуюся ее вновь. Офелия чувствует, что уходит. При встрече с Лаэртом она почти извиняется перед братом за то, что с ней происходит. За то, что с ней скоро случится.
Оказывается соприкосновения сцен - прощание с Офелией и главного монолога Гамлета весьма удачно. «Быть или не быть» случилось. Не для себя, для нас. Успокоение, ответ ищущейся во вне. Уязвимое, хрупкое  «быть или не быть», где-то беспомощное желание невозможного… но это уже из другого спектакля
И снова о власти, какой хороший ход: столкнуть Лаэрта, которого почти короновала чернь и Гамлета народного любимца. Поединок это решение не семейной драмы, здесь снова стоит вспомнить о Дании. И том кто ее заслужил, ни как награду, а как честь.
Гамлет, решившейся…. да в общем-то на смерть. Уже взяв рапиру демонстративно, подстать умершему Йорику, изображает жалкий страх. Фиглярствует трусостью на фоне праведного гнева, стремления отмстить Лаэрту. Не поверите, сама не могу поверить, но именно Лаэрт меняется с ним рапирами. Гамлет слишком труслив чтобы подойти к своему противнику так близко.
Последняя пауза… Фортинбрас неубедителен, и в этом нет его вины, можно ли говорить о доблести после такого финала.

Спектакль снимался. Судя по тому, что снимали от начала до конца и с нескольких точек делали это для чего-то более серьезного, чем репортаж или личные нужды. Жаль, что в истории сохранится только такой вот артефакт.

0

7

je souhaite

пост "задом наперед" или несколько желаний, оформившихся в больном мозгу helgarus в метро на пути от Юго-Западной до Щелковской

Но начну я, пожалуй, с постскриптума.
Итак,
PS. Окончательно уверилась в том, что этот спектакль именно ЭТОТ я должна смотреть одна, посему народ - прошу не обижаться. Разделю все восторги по поводу "Гамлета" Бутусовского (Пореченкова-Полония и иже с ним), но ... откровенно не вынесу нападок и смешков в сторону "Гамлета" Беляковича, "Гамлета" Театра на Юго-Западе!!!
PPS и когда, из конца-то в конец, наконец, изобретут уже телепортацию (желательно бесплатную), ну, или ... разовьют городской вертолетный транспорт с маршрутами "Видное-Юго-Западная", "Юго-Западная - Щелковская"
Ой, что это я.... это уже почти что по существу, потому что походит на желание... А и ладно - будет такой плавный переход, почти профессиональный.
Желаний будет немного, будут они сумбурны, но и Фея личного у helgarus пока что не наблюдается, то бишь, никто исполнением желаний обременен не будет....

В общем, je souhaite то бишь я желаю:

1. Хочу фотоаппарат, как у сыщика в продолжении "Бременских музыкантов". Стоять! Не смеяться!!! Вспоооомните!!! он был встроен в глаз!! Так поднимаешь веко, выдвигаешь глазной мышцей объектив и ... вуаля - фотка!!! А главное - никто ... ничего .. не заметит, да даже если заметит не докажет..  Впрочем, одними фотками тут не обойдешься, поэтому впридачу к такому устройству, я хочу
2. Быть губкой... Сидеть! Не смешно!!!  Но только не как у Гамлета:

... губкою, живущей соками царских милостей. Но на поверку это его лучшие слуги. Король закладывает их за щеку, как обезьяна. Сует в рот первыми, а проглатывает последними. Понадобится то, чего вы насосались, - он взял выдавил вас, и снова вы сухи для новой службы.

Я хочу быть этакой губкой, впитывающей и запоминающей эмоции... Память, эмоциональная память, к сожалению коротка. Время не только лечит, но иногда стирает из памяти то, что так бы хотелось удержать в ней подольше. Мало того, я хочу быть... губкой многоразового отжима - а это для передачи того, что чувствуешь, но не можешь выразить словами.. 
Ну, например,
  сегодняшний первый выход Клавдия-Матошина  - уууух.
  сегодняшний разговор Гамлета с Призраком отца
 
  каждый жест, каждое движение, выражение глаз и лица   
 
  Гамлета, во время чтения актером монолога : "Свирепый Пирр, тот, что, как зверь Гирканский.." и ТО, как произносился последующий монолог Гамлета

Какой же я холоп и негодяй!
Не страшно ль, что актер проезжий этот
В фантазии, для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте свое сознанье,
Что сходит кровь со щек его, глаза
Туманят слезы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит,
Чем он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает. Что он натворил,
Будь у него такой же повод к мести,
Как у меня? Он сцену б утопил
В потоке слез, и оглушил бы речью,
И свел бы виноватого с ума,
Потряс бы правого, смутил невежду
И изумил бы зрение и слух.
А я,
Тупой и жалкий выродок, слоняюсь
В сонливой лени и ни о себе
Не заикнусь, ни пальцем не ударю
Для короля, чью жизнь и власть смели
Так подло. Что ж, я трус? Кому угодно
Сказать мне дерзость? Дать мне тумака?
Развязно ущипнуть за подбородок?
Взять за нос? Обозвать меня лжецом
Заведомо безвинно? Кто охотник?
Смелее! В полученье распишусь.   

   Гамлета и Клавдия во время пьесы "Убийсто Гонзаго" - йооо... народ смотрит "пьесу" и ржет, какая пьеса!!! - не развиться б косоглазью!!!
   Пытающегося заставить себя покаяться Клавдия:

  Покаяться? Раскаянье всесильно.
Но что, когда и каяться нельзя!
Мучение! О грудь, чернее смерти!
О лужа, где, барахтаясь, душа
Все глубже вязнет! Ангелы, на помощь!
Скорей, колени, гнитесь! Сердца сталь,
Стань, как хрящи новорожденных, мягкой!
Все поправимо...
  Слова парят, а чувства книзу гнут.
  А слов без чувств вверху не признают.

 
   Гамлета, ожидавшего на месте убитого Полония увидеть короля.
   Гамлета, становящегося самим с собой на секунду с Офелией и королевой
   Офелию, разрываемую послушанием и любовью к Гамлету. Карина Дымонт - пожалуй, единственная Офелия, которая любит Гамлета....
   Гертруду, пытающуюся успокоить Гамлета, вновь видевшего призрак отца
   "Быть или не быть" и слезы (реальные! - я в коме) в глазах Гамлета
   и финал...
   ( я люблю ЭТОГО "Гамлета" за НАСТОЯЩУЮ дуэль... пусть шпаг в руках актеров нет,   но ... я их вижу и слышу их звон!!)
Да много чего еще хотелось бы удержать в памяти.. Ох, много..

3. Тривиально-приземленно я хочу, чтобы в каждом театре стояло устройство, которое бы .... "гасило" сигналы ВСЕХ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ!!!
Потому что.. когда... во время монолога Офелии, Лаэрта и Гамлета в зале звонит сотовый телефон - это НЕНОРМАЛЬНО!!! Ненормально. Хорошо, что у Леушина крепкие нервы или ... нееет... в тот момент на сцене не было Леушина, там был Гамлет, а во времена Гамлета сотовых не было. Но тем не менее ... желание остается в силе.

ну воот... пожалуй, достаточно, а то... даже если личный Фей наклевывается, спугну еще обилием желаний:)
Пойду.. "Гамлета" перечитаю....

Отредактировано helgarus (2007-09-23 00:52:34)

0

8

04/10/2007

После вчерашнего Гамлета неожиданно в тему оказался старый анекдот:
- Дорогая, ты можешь сказать что-то, что бы мне было приятно и неприятно одновременно?
Жена, подумав:
- Знаешь, а ты в постели лучше, чем твой брат!

И дело даже не в классической истории «жена брата», а в том, что впечатление осталось вот такое же двоякое – хорошо и нехорошо одновременно.

В одном кармане – Тень Отца Гамлета, Полоний, Офелия и Актер с трагедией такие, что ах! Впрочем, они еще никогда не вызывали другого ощущения, и тут моё «ах!» скорее правило, чем исключение, и упрекнуть не в чем.
В другом – то, что моментами творили Гамлет и Клавдий, и это просто уму нерастяжимо (с).
А еще Лаэрт откуда-то появился … Вот так вот вдруг возник на горизонте, достойный внимания брат и сын …
Гертруда… она «постоянна в чувствах», но – с другим знаком. Картинка ее роли мне кажется раз и навсегда прорисованной, даже вчерашние коленца Клавдия поколебали ее лишь незначительно. Тут любит, тут не любит. Но уж ежели невзлюбит!...

Так вот, о Гамлете и Клавдии. Первый случился весьма и весьма неплохим, не считая двух эпизодов.
Во-первых, принц что – сам с собой в ножички или классики играл, пока ему Г. и Р. мозги пудрили, что по своей воле прибыли? Или слава ножек Херувима покоя не дает циркулем поработать захотелось? Оно, конечно, ясно, что Гамлет, хоть и не дурак, под дурака косил порой, но не настолько явно, помилуйте, батенька Олег Николаич!
А во-вторых, куда вы, уважаемый, изволили деть ваше, пардон, Гамлетово «быть или не быть»? Формально монолог был, разумеется, но до чего же пустой… нехорошо, уважаемый, нехорошо…
Справедливости ради не могу не сказать, что сценами в комнате Гертруды (единственная, где королева мне нравится) и дуэли Гамлета с Лаэртом (вот уж когда со сцены волна энергии идет) перекрыты все эти минусы.

Теперь с вами, уважаемый Алексей Саныч aka король Клавдий … Не ведаю, что там у вас вчера за кулисами творилось (в антракте, во всяком случае), но в результате начало 2 акта привело меня в полушоковое состояние. Потому как выражение вашего лица, светившегося глубоким провалом в памяти, даже с моей близорукостью видно было, да и пауза вышла преизрядная. И не одна, кстати. Честно говоря, пожалела, что сама текста не помню, дабы попытаться просуфлировать хотя бы в привычном юго-западу пантомимном стиле. И, сдается мне, фраза Офелии позднее по сюжету – про травку «для памятливости» - явно адресовалась тов. Клавдию, а?
Надо признать, что, к вашей чести, вы смогли вернуться в рабочее пространство и ваше «все это поправимо» прозвучало там как нельзя кстати, выведя общее впечатление на достойный уровень.
Но вот зачем вы не хотели предупреждать Гертруду, чтоб та яда не пила? :-) Уже ль и вас она достала?

В-общем, весы вы, уважаемые, вчера всей компанией неслабо раскачивали, но чаша с большим пальцем вверх все же оказалась внизу.

PS
Новый Бернардо хорошо двигается ;-)
PPS
А звукоряд с похорон Офелии пробирает не хуже качественной органной музыки.

0

9

4.10.2007

Бродил по Дании неслышными шагами,
Стараясь предков не своих не рабудить,
И в каждом здании
Мне там встречался Гамлет,
Чтоб с ним о быть-не быть
Поговорить.

(с) Мошкович Ицхак

Не быть. Вот ответ на сложный вопрос Гамлета. Не спорьте, я сама понимаю, что такое невозможно. У этого вопроса есть только два ответа – «быть» или на худой конец «не знаю», если ответ «не быть», то никакого поединка, никакой дуэли последовать не может. И она не должна состоятся. Гамлет извиняется перед Лаэртом так, словно ждет его милосердия (спасибо хоть рапирами сам поменялся, второй раз убегающего от боя Гамлета слабонервные зрители не перенесли бы). И все что происходит дальше… случайность?
Он слишком спешит в своем монологе, торопится решить теперь уже свою проблему, возможно, поэтому лепестков на ромашке (быть, не быть, быть) не хватает на правильный ответ. Если раньше Гамлет рассуждал о важном для каждого из нас, то сейчас он делится личными переживаниями, уже решив за свою мысль – она труслива. Зачем тогда идти на поединок? Зачем брать в руки рапиру, когда она даже внешне неприятна? Почему не быть?
Но вернемся к началу спектакля, кто-то же должен делать никому не нужную работу – переживать о не сыгранном и радоваться сыгранному.

Мыши плакали, кололись, но продолжали, есть кактус.
(с) Фоменко

Не будем упираться в забытый текст, это давно не фокус. Пойдем по сюжету:
Веселое место Эльсинор. Молодожены Гертруда и Клавдий в одну интонацию объясняют Гамлету как неоправданно его недовольство и печаль. Какого же принцу слышать из уст дяди, что дом теперь Клавдия, и это Эльсинор, Эльсинор Гамлета, отца, сына, обоих. Клавдий получил желаемое - корону, край, королеву и Гамлет ему пока не мешает, он искренне возвысился над ним без задней мысли, да и без передней тоже.
Он словно и не догадывается, что принц тоже хочет повышение, а какое повышение может быть у принца?
Несерьезное отношение к притязаниям Гамлета до выходки актеров подозрительно. Ведь зачем-то он призвал друзей принца или Гамлет и происходящие в нем перемены настолько не существенны.
А о каких собственно переменах речь? Встречая призрака, Гамлет становится одержим. Тень отца вкладывает ему свои мысли в голову и слова в уста. При этом путь от этой сцены, до последнего разговора с матерью перед отплытием в Англию Гамлет проходит спокойно и рассудочно. Он хочет убрать Клавдия с дороги, желает корону, жаждет мести, возвращает свой Эльсинор. И вдруг, неожиданно меняет направление и из-под палки рока идет к финалу. Поэт, невольник чести, жертва приведения. Оба вариант имеют право на жизнь. Гамлет может оказаться любым. Ограничение ставит лишь наше восприятие. Но он не может быть сразу двумя в одном лице по-настоящему (диагнозы не играют, их получают), хотя бы одна ипостась должна быть игрой, но так чтобы другая оставалась реальностью.
Где Дании краса и королева?
Королева, это единственное что может быть, когда-то и было о ней, не матерью не женой Гертруду назвать нельзя. Она сама за себя. Даже медовый месяц закончился толком не начавшись. В минуту, когда окружающие ее мужчины ждут поддержки она либо игнорирует их как Гамлета, либо ничего не понимая неуместно кривляется, как в сцене с приездом Розенкранца и Гильденстерна. Гертруда уже открыто обвиняет мужа в том, что его действия пошатнули ее благополучие, после убийства Полония. А рассказывая о смерти Офелии, королева, не знает то ли скрыть что ветку, с которой сорвалась бедная девочка, подпилила она, то ли насладится вволю посмеявшись над убийством. На протяжении нескольких часов (антракт не в счет) королева делает гадости, не корысти, удовольствия ради. Даже сообщая сыну об отравленном вине, она не осознает произошедшее, не предупреждает, она мстит Клавдию. Он случайно убил ее раньше, чем королева озаботилась избавлением от второго мужа.
Клавдий… вот уж как карта ляжет и ведь не раз ложилась, только фортуна непредсказуема, в следующий раз может и не повезти. Четвертого везло несказанно. Даже запнувшись на начале главного монолога, он его произнес да как…. Из молитвы, исповеди читаемой Клавдием уже не первый спектакль монолог превратился в речь, доказательство каждому сидящему в зале, что ему не за что просить прощение. Чуть ли не поименное, глаза в глаза чтобы поняли все. Видно началось с такой ноты что остановиться, не дойдя до басов, было никак нельзя, но дыхания не хватило. Последние слова пропали. Потонули в уже знакомой молитвенной форме.
(Жизнь не удалась, но попытка засчитана)
Офелия, ее безумию и сцены мало, но оно видоизменяется, непривычно и хрупко, настолько, что пока можно лишь смотреть, говорить слишком опасно.
Лучше вспомним, как прекрасна была их сцена с Гамлетом. Та, в которой теперь так обидно сломана концовка.
Из единого целого: его слова, ее лицо, его руки, ее глаза, они стали двумя разными существами. Он как дань памяти водит где, не попадя ладонями. Она старается что-то чувствовать и над всем этим проплывает текст… ох уж этот текст…

Сидел над Нилом Крокодил
И слёзы лил, и лил, и лил...

(с) Вильям Смит

Прежде чем во что-то играть, надо понять правила игры.
Чтобы играть если не «Гамлета», то хотя бы в «Гамлета», нужно понимать текст. Не на уровне шекспироведов, но в достаточной степени чтобы школьники, пришедшие на спектакль халявно получить краткое содержание пьесы унесли с собой хоть какие-то знания об этом произведении. Не надо объяснять сложные  шекспировские подтексты, надо просто знать смысл произносимых слов. 
И что возомнил о себе Шекспир, как он мешает актерам!

Розенкранц и Гильденстерн, зачем они на сцене? Казалась бы без них легко обойтись, сделать монтаж, но ведь им даны слова. Слова, в которых заложен смысл, которые нельзя просто заучить, слова остающиеся непонятными для зрителя. Или может быть Розенкранцу и Гильденстерну все настолько очевидно, что и объяснять остальным задание на дом они не собираются (правильно, нечего в театр неподготовленными приходить, сначала книжки почитайте, дипломы защитите, а потом можно и на «Гамлета»). Спасибо Розенкранцу что он хотя бы пытается обыграть сложившуюся ситуацию, ему неприятно обманывать Гамлета, хочется «сломаться» и все рассказать, он то готов спрятаться за друга Гильденстерна, то защищает его от не имеющих под собой оснований претензий принца. Ведь правда, история про флейту, обличение лицемерия друзей утратило свой смысл. Но с этим уже следует обратиться к Гамлету.

У Гамлета слишком много сильных монологов для одного героя, отсутствие  второстепенных фраз оказывается для него неподъемной ношей. Его тексты, словно осколки шрапнели, разлетаются в разные стороны с 50% попаданием в цель, остальное на усмотрение зрителя. Снайперски выстреливать каждым, словом сил пока явно не хватает.

Лаэрт, ему кое-что дано, на уровне внешнего проявления эмоций. Врываясь в замок охваченный праведным гневом он уже знает, что Полоний мертв, но задает Клавдию вопрос, не о ненайденном теле, а об отце и получает ответ как пощечину. Его поиск Офелии наполнен скорбью и болью той грани, где уже побывала сестра, очень близкой к безумию. Но, ему мешает текст, даже самый доступный:
«Загадка смерти, тайна похорон,
Отсутствие герба и шпаг над прахом,
Обход обрядов, нарушенье форм -
Все это вопиет с небес на землю
И ждет разбора.»

Это не перечисление программ передач, это причины для мести, не шуточные причины. И так далее….
К сожалению, Лаэрту не достает необходимой малости, ударений и интонаций,  чтобы его роль престала быть номинальной. 

По итогам: Сражение состоялось, никто не пострадал…

Я теперь с философией в ссоре,
Врут философы, - знаю теперь я.
Быть, не быть? - так твердил шут мой, Йорик,
Я недавно нашел его череп.
Вот сижу здесь, мараю бумагу,
Через час во дворце состязанье,
Накую наконечник на шпагу,
Не дай Бог, вдруг кого-то пораню.

(с) Александр Быстрицкий

0

10

Новинка сезона - "арфы нет - возьмите бубен" или образ Гамлета Юго-Западного в смс-сообщениях

Ниже следует относительно приведенный в порядок смс-бред, писанный в метро вчера (по причине отсутствия ручки) и сегодня (по причине отсутствия меня дома).

Почему так легко пишется о том, что не трогает совсем или обрушивается лавиной эмоций и так непросто о том, что вроде и не ново само по себе, и виденно не единожды, но вдруг благодаря стечению каких-то неведомых обстоятельств открывается с какой-то неизведанной доселе стороны и рождает в воспаленном мозгу такое, что даже жутковато становится.

"Как ты можешь смотреть одно и то же по -дцать раз?"  - не раз говорили мне и подруги, и сослуживцы, узнавая, что иду на спектакль не в первый раз. В общем, спрашивали и продолжают спрашивать об этом настолько часто, что я уже давно придумала "еврейский" ответ-заготовочку на этот вопрос. Действует безотказно - ну, на людей старше 25 по крайней мере. Ответ-вопрос: "А сколько раз ты (Вы) смотрел(и) "Иван Васильевич меняет профессию" вводит вопрошающего во временный ступор, в течение которого можно гордо так протянуууть: вооот, а там ведь все одно и то же и заранее знаешь, что будет в следующую минуту, спектакль же - живой организм он меняется, он каждый раз разный.

  А вчера вдруг подумалось, что дело не в том, что театр искусство подвижное, но и в самом человеке, во мне самой. Я тоже живая (угу, я мыслю - следовательно, существую), а значит, изменение воздействия на меня спектакля отчасти обусловлено изменениями во мне самой. 
 
  Но стоп! Не буду утомлять возжелавших почитать этот пост своими излияниями на пространно-отвлеченные темы, утомлю излияниями о позавчерашнем (09/11/2007) спектакле.
 
  Итак, "Поединок". Не Куприн.
 
  Я не буду петь дифирамбы актерам, я (! невероятно, но факт) не собираюсь даже упомянуть ни одной фамилии. Ибо... вчера персонажи взяли верх над актерами.

  Не знаю, как для кого, а для меня суть вчерашнего "Гамлета"  в театре на Юго-западе выражается в двух словах. Спектакль-поединок. Гамлет и Клавдий, Клавдий и Гамлет. Самоуверенный интриган, из разряда "сделавший себя сам" и Принц Крови, отпрыск благородного семейства, судьба и жизненный путь которого казалось бы определены даже не при рождении, а задолго до него. Избалованный, совершенно не самостоятельный молодой человек  мир , благоденствие, идеалы и будущее которого рухнули в один миг - момент встречи с призраком отца. Да, он дает обещание отомстить, но ... СОВЕРШЕННО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЕ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ. "Порвалась дней связующая нить - как мне обрывки их соединить?".

Мнимое сумасшествие позволит Гамлету стать сторонним наблюдателем всего и всех, в том числе и себя, но в то же время сослужит дурную службу, обрекая на полное одиночество. Может быть... быть может он мог бы открыться Офелии - ан нет - "порядочная" Офелия слишком послушная дочь. 

  И кажется, что мозг Гамлета вот-вот взорвется от перенапряжения, от предательства друзей и (пусть не по своей воле) любимой девушки, от того, что что даже ласку и заботу матери принять невозможно. Матери? Нет. Предательницы,  соучастницы убийства, от кровосмесительницы! Но более всего от того, что не находится способ исполнения обещания! Он совсем теряется, он корит себя как последнего холопа и негодяя. И, как всякий, не желающий действовать, ищет оправдание.

  Пьеса-"Мышеловка". Последняя соломинка за которую он хватается, чтобы ... оттянуть момент исполнения обета, данного отцу. Якобы для доказательства вины Клавдия. А вдруг? Но чуда не происходит. Один против всех, все против одного. Игра начинается. Нет, не игра. Бой не на жизнь, а на смерть. Поединок кто кого.
  Королевский накал страстей, поистине завораживающее окончание первого акта: "Назовите меня каким угодно инструментом: вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя". Нет Леушина, нет Матошина, нет Бакалова - только Гамлет, только Клавдий, только Гораций. МЫ-ШЕ-ЛОВ-КА!!!
  Вуаля! Цель достигнута! Главный подозреваемый выдает себя с потрохами и  наконец-то осознает, насколько шатко его благополучие и что племянничек-то не такой уж рохля, каким кажется. Покаяться? В чем? Он получил все, что хотел, цель оправдывает средства. А угроза от племянника все ощутимее. Избавиться от сына, отправив его вслед за отцом, а то чего доброго сам отправишься на ужин за Полонием.

  Однако, Клавдий, раньше надо было думать -  "покуда травка подрастет, лошадка с голоду умрет". В общем, сопливых вовремя целуют. Не сумев прикончить дядюшку вовремя, убив Полония, Гамлет переступил черту. Кому как не ему, ценителю театра понимать, что путь мести - тупиковый путь, а судьба человека, ступившего на него предрешена (ой, как некстати - или наоборот кстати - всплыла во время спектакля эта фразочка, оброненная Певцовым когда-то при встрече со зрителями в городе Балаково при ответе на какой-то вопрос о "Бандитском Петербурге").
   Вот почему с одной стороны смерть Полония пугает Гамлета, а с другой - разочарование -"не тот" придает ему уверенности в себе - нет - не уверенности, одержимости и силы продолжить начатое и сдержать данное отцу обещание. Вслед за Полонием отправляются Розенкранц и Гильденстерн. Гамлет не сожалеет. Он настроен решительно.   
   Но и Клавдий не дремлет. А вдруг получится, чтобы и овцы были сыты, и волки целы. Ох, как ловко оплетает своей паутиной Лаэрта, подсовывая ему идею поединка.
   Одного я так и не могу понять. Почему Гамлет, так ловко обведший вокруг пальца Розенкранца и Гильденстерна, Гамлет, как хороший шахматист просчитывающий ходы короля на несколько шагов вперед ведется на авантюру с поединком?????
   Да, о коварных планах Клавдия он не знает, но и рассчитывать на победу не может. Ах, да,   мнимый спор Лаэрта и Клавдия незаметно становится дуэлью. Ну, тогда тем более, Гамлет, не выполнивший свой долг чести  должен бы всячески увиливать от поединка. Ан нет. Вот оно, то самое to be or not to be. Не по силам ноша. Не по Гамлету картуз. Да и замысел мести уже на последнем издыхании от долгих отлагательств. Быть или не быть? Какая чаша весов перевесит? Снова не в тему ассоциация с Юноной: с престолами шутил, а умер от простуды. Поединок состоится, вот только чествовать по его окончании будет некого.
  Нет победителей. Нет побежденных. Нет НИ-КО-ГО! Ни правых, ни виноватых.
  Самый страшный поединок-поединок с самим собой, потому что победа в нем невозможна. У себя нельзя выиграть. Себе нельзя и проиграть. С собой можно только договориться.  Нет, не обрести гармонию, а именно ДОГОВОРИТЬСЯ О ПЕРЕМИРИИ всех своих внутренних я, убедить их принять на некоторое время право верховодить за каким-нибудь одним. Тот, кто сумеет это сделать - счастливчик.

PS А все-таки чертовски здорово, когда произносящий "Быть или не быть" Гамлет смотрит (почти смотрит, потому что не видит - потому что Гамлет) тебе в глаза!

Отредактировано helgarus (2007-11-11 00:49:31)

0

11

Я вернулся в мой город,знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез...
Меня не было год. И я вошла в спектакль знакомый до... до почти забавного перечисления, как было,как будет, на чем душа успокоится успокоилась. Но одновременно это был спектакль новый для меня. Достроились связи, доопределились характеры персонажей... Некоторые сцены стали пронзительно прекрасны... Настолько, что их хочется запомнить до мелочей, отложить в памяти "прозапас", чтобы потом... в недобрую минуту вытаскивать из личного архива "любимое", прокручивать и радоваться.
Офелия... На радость, на счастье... Как чистая нота. Помогает "звенеть" каждой сцене. Пронзительность сцен с Гамлетом (клянусь, мигрень прошла... а говорят, что не лечится, не лечится...). От первой - скользящей - "счастье украдкой" - тихо ахаешь... и... ты уже любишь эту Офелию, в которой слишком много света, слишком много души, слишком много любви... ко всему окружающему миру, а особенно - к Гамлету. А сцена Офелия - "подсадная утка"... Я ни разу не видела такой логической и душевной обоснованности каждого движения, каждой фразы, каждой интонации Офелии и Гамлета. ("Постоянноходящим" - вы могли видеть, у меня перерыв в сезон; ярче достижения). Для меня эта сцена - совершенство. Да, может быть иначе. Может быть еще лучше. Как угодно может быть завтра, через спектакль или через два. Но сегодня я видела и ЧУВСТВОВАЛА эту сцену - совершенством. Она во мне отдавалась и звучала, и звенела, и вызывала целую гамму эмоций.
А безумие Офелии? Отчаянная попытка уйти в безумие от непереносимости осознания: мой любимый, свет и смысл моей жизни, убил моего любимого отца... Как можно жить с такой мыслью? Только нырнуть в безумие... И озноб, и мурашки по коже, и желание зябко передернуться, растереть мерзнущие руки... Офелия...
Разговор с Гертрудой при подслушивающем Полонии... Гамлет любящий мать до острой ненависти. Когда, от оскорбленной и поруганной любви, убил бы, а потом, захлебнувшись от любви и боли, бился бы головой о землю и зацеловывал похолодевшие пальцы. А этот миг, когда Гамлет на секундочку становится ребенком. Это "ослепшее" детское лицо и шальная вера в понимание, в прозрение, в возможность исправления ситуации... И... Гамлет целует руки матери... И это настолько пронзительно... А потом... вслед за этой трогательной и доверчивой лаской - он летит в сторону, отброшенный матерью - преданный матерью - разменянный на хозяйские прикосновения молодого супруга "между делом", на пылкие ласки на смятых простынях...
Требование сыграть... Не умеете? А на мне можно? Выплеск души, в которой столько всего накопилось...
Монолог "Быть или не быть".
Не быть - не жить - потому что выбирает борьбу - неминуемую гибель.
И дуэль... запах "смерти", исходящий от противника... Как..."ваши пальцы пахнут ладаном"...
Клавдий... То, что мне всегда виделось в Матошине (порой даже "авансом"). То, что я всегда мечтала увидеть во всей мощи. Он очень сильно "вырос" и "возмужал". (И сразу стало необыкновенно интересно посмотреть в других ролях.) Огромное человеческое и зрительское счастье: после резкого, ненавидяще-взрывного Клавдия, отправляющего Розенкранца - Гильденстерна в Англию, после яростного признания в "нелюбви" к пасынку, переход в сцену "Удушлив смрад злодейства моего, На мне печать древнейшего проклятия...". И как он проводит сцену... на полутонах... Не крик и надрыв, а различная степень громкости, но все в разряде "тихо, полушепот". И грамотное интонирование. И четкое понимание произносимого текста. И создается проникновенная, камерная атмосфера, когда хочется ловить каждое слово. Когда хочется ловить каждый взгляд. Когда страшно пропустить. И ощущение... Стоит Клавдий перед образами. И помолить бы о прощении, но так все о себе беспощадно понимаешь... Но жизнелюбие и жизнестойкость диктуют свои правила и... он почти гипнотизирует "образа", как гипнотизирует Лаэрта... И, черт побери, начинает казаться, что он и Боженьку сможет убедить в том, что ему удобно и выгодно...
Такой Клавдий... вырос...
Полоний! Это ровно то, что М.Белякович когда-то начинал играть, а потом перешел на шута и дурака. Царедворец! До мозга кости. Умный, хитрый, дальновидный, расчетливый. Актер, поэт, кукловод... Браво!
А как я люблю "Гекубу" Докина-а-а...
А как интересно наблюдать за "зрителями" во время спектакля "Мышеловка".
А как царапнул по сердцу финал... две "окровавленные" ладони, как символ расплаты кровью...
А перед Лаэртом мне стыдно. Честное слово. Я как-то ошалела от трактовки, которую сейчас он играет... И у меня буквально стали квадратные глаза от сцены Лаэрт наставляет Офелию. И я не выдержала и засмеялась. А я иногда так... умею смеяться... Мне кажется, что Лаэрт опешил...
Но я не из сволочизма или вредности. Мне стыдно...
Представляете... Офелия - лучащаяся от любви. Когда весь мир - любовь. Когда секунду назад рядом был мужчина, который её ТАК любит... Нежно и страстно, бережно и неистово. Такое восхитительное сочетание ИСТИННОЙ ЛЮБВИ. И она вся - любовь. И появляется брат... старший по возрасту, младший по разуму... И она так на него смотрит... Господи, какой у меня братик... какой он вырос... красивый, статный, веселый, раздолбаистый, отважный... За ним дамы и девицы стадами ходят. Он во всех мужских игрищах - первый... Но... дура-а-а-а-к... (обязательно голосом Байковского в Забавах Д.Ж.)
И он это абсолютно четко отыгрывает... и так старательно и тщательно... и хорошо... в рамках трактовки.
Понимаете, играет - хорошо. Но что играет...:)))
/Мне давно не было так стыдно за своё бурное веселье. Есть надежда, что он со временем найдет для себя что-то более интересное. Потенциал явно имеется. И он явно очень хочет играть хорошо. А если человек хочет и есть потенциал.../
А дальше... Так и играет... Отважный малый, на страже семейной чести.

0

12

Я в смятении.
   Я напрягаюсь, ничего не могу вспомнить.
   Нет, я помню весь спектакль от начала и до конца, но кроме помешательства Офелии, от которого у меня в голове чуть не помутилось, я мало что могу отметить. Если я начну петь оды благодарности Леушину, то меня можно будет казнить за однообразие и скуку )) В определенные моменты спектакля мне просто хотелось выйти на сцену, пожать ему руку и сказать: спасибо, Олег, спасибо, Вы только что всё вытащили, ибо я уже заскучал. Именно последнего я и испугался в пятницу, когда вышел в антракт молча пить сок (( Если я начну скучать или спать в ЮЗе, то это будет The End...
   Хитом стало объявление Гертрудой вести о смерти Офелии. Сразу вспомнилась моя "любимая" диктор Первого канала Екатерина Андреева - она читает новости так мерзко, что при катаклизмах и жертвах хочется истерично ржать, а при приятных новостях выключить телевизор. "Офелия утонула..., бедняжка!" Я всё ждал, когда же Ольга рассмеётся, начнет хлопать в ладоши и прыгать по залу с криком "Утопилась! У-у-у-топилась!" ((( Ждал, ждал, да чуть сам не выдал на вес зал "Да Вы что-о-о-о ??"

  Простите за резкость.
  Я три дня думал о том, как обозвать одним словом увиденное. Это было не "понравилось" и не "не понравилось". Видимо, действительно "смятение".
  Идти (еще раз) или не идти - вот в чём вопрос...

0

13

thebestever написал(а):

Идти (еще раз) или не идти - вот в чём вопрос...

Знаешь, когда меня Квази по входному туда затащила, я тоже мало чего поняла, а Гамлет, Клавдий и иже с ними построились в колонну по двое и прошли мимо. Лаэрт был ужасен, актеры на сцене (Горшков с Нагретдиновым) творили такое, что даже отдаленно не напоминало изображение Докинского монолога (а именно монолог они должны показывать). Не оставили равнодушной только Офелия и Гораций, ну конец монолога Клавдия был неплох. Но с первого раза было тяжко - твое смятение + шок, которым для меня оканчивается добрая половина Юго-Западных спектаклей.
Второй раз уже к середине июня было проще, привычнее. Присмотрелась: кого-то рассмотрела, на кого-то взглянула с другой стороны, на кого-то постаралась вообще не смотреть. Уже в новом сезоне шла смотреть на тех, кого рассмотрела в июне, а увидела тех, кого избегала рассматривать прежде.
Оно того стоило :)

0

14

tomine, вот теперь я точно испугался. Получается, что надо ходить и разглядывать. Почему-то вспоминается детская передача, где ведущая говорит куклам: а что было дальше с героями мультфильма, мы узнаем в следующей передаче... Черт возьми, а как же целостность спектакля? А вдруг я пойду на Гамлета по весне да не увижу даже того, что где-то проплыло между первым и вторым актом? ((((

0

15

thebestever

типун тебе на клавиатуру!
спектакль - живое существо, меняется от раза к разу, что чтобы так ...  не убивай надежду ни у себя, ни у других  :blink:

0

16

Quasi, моя Клава и так немытая, а тут еще типун! ))

  В конце концов, пойми, что меня впервые за год что-то не пробрало и даже не тронуло. Я сам удручен, это нелегко, скажу. Очень нелегко.

  А мнение мое - мое исключительно. Я ни в коем разе не хочу, чтобы кто-то прочитал и не пошел на Гамлета только из-за какого-то сумасброда с длинным носом)

Отредактировано thebestever (2007-11-13 00:23:40)

0

17

thebestever, Квази права - спектакль живой, он растет и развивается, и актеры в нем тоже развиваются и развивают своих персонажей.
Тот же Лаэрт по сравнению с прошлым годом вырос в разы. Про то, что творит сейчас Клавдий я вообще молчу, не могу сравнивать с прошлой осенью или зимой - не видела. Но при том, что летом я воспринимала, дай Боже, треть его монолога, сейчас мне не хочется, чтобы Алексей вообще его заканчивал. Может быть это они растут, а может быть я. Но думаю, этот процесс протекает одновременно :)
Мы с тобой при встрече пообщаемся по этому поводу подробнее, если захочешь :)

0

18

tomine, да, Квази квазиправа ) просто моё смятение было квазисмятением, из которого я пока ничего не извлек, окромя ярких эмоций, изложенных выше (( обсудить? с радостью! при первой же встрече ))

0

19

thebestever, значит идем на следующий и по итогам жду от тебя подробного отчета ;)

0

20

tomine, я обещаю подумать )

0