"На дне" 18 марта 2012
Медведев - Константин Курочкин
Пепел - Алексей Матошин
Бубнов - Олег Задорин
Настя - Татьяна Городецкая
Алешка - Максим Лакомкин
Малыш - Станислав Каллас
18.03.2012
Каждая история в начале спектакля казалась совершено изолированной, словно все обитатели дна существовали в своем пузыре, в своей сфере. Эти сферы перемещались, задевали друг друга, выбивали искру, но никто ни к кому не пробивался, никто ни с кем не соприкасался. Внутри них была своя история, не предполагающая еще кого-то. Лука может и грубее сказал бы – свое нытье. Множество рассыпанных бусин, которые Сатину надо нанизать на одну нитку своим монологом в конце и подвести под свою собственную бусину. История о сестре это форма, себя Сатин объясняет лишь в финале. И все люди оказываются в одной связке. На мой взгляд, у Сатина бусинка слишком легкая, но уже интересная, тем более что Лука ему на сей раз был не помощник.
Хотя Лука Игоря Китаева мне как нравился, так и нравится, но вчера история сложилась, так что многим героям он был не нужен, в них уже происходило то, что он не мог усилить или изменить, он просто был их породы из той же связки. Особенно с Пеплом.
Пепел (Алексей Матошин), фортовый парень, это да, но не это главное. Гнильцу он в мире увидел, я так это назову, а можно назвать иначе – ржавчину заметил, и в себе, и в других людях. Пепел ее во всех либо видит, либо ищет, потому что не быть ее не может, он это точно знает. А находя не призирает, за то, что она есть, ведь считает эту гниль в людях почти нормой. Но именно от этого он и зябнет. Эта мерзость, что Васька увидел в жизни, ее плесень, съедает Пепла изнутри. Ест по маленьким кусочкам и веры в нем уже на пол пальца осталось. Как в Наташке. На этот раз мне кажется, что каждый выбирал себе пару по схожести, вот и Пепла к Наташке потянуло, потому что в ней этой веры так же мало, чуть-чуть и последний лучик исчезнет. Может быть, Пеплу и невдомек почему, но он знает, что надо что-то менять, чувствует как немного уже осталось.
И с Лукой они одной группы крови, той, что гниль разглядела снаружи и внутри, только Луку эта плесень не снедает. Быть может от того что со своей праведной землей он уже разобрался и теперь из этой плесени пенициллин изобретает, методом проб и ошибок, тестируя на подопытных кроликах. А Пеплу свою праведную землю еще искать надо и правильный путь к ней он знает. Нет этой земли ни на одной карте. Праведную землю только в человеке найти можно. Правда, только, в нем, человеке. Им бы с Наташкой эту землю друг в друге отыскать. Если сейчас не найдут, то загнуться оба, одного изнутри сожрет, другую снаружи.
От того остатки веры в Пепле есть даже после убийства Костылева, есть пока он на нее смотрит, пока она не осудила. Он на самом деле ее любил.
Барон Настю тоже по себе выбирал, их сферы-бусины сотканы из снов, от того Настя может так его взбесить. Раздражает в ней Барона то, что он видит в самом себе, его светлый сон, где несется он в экипаже, его воспоминания схожи с ее Гастонами и студентами. И одна сцена повторяется в двух актах, только в первом акте Барона заставляют лаять, растерзав до прошлого, в круге света, у нар, а во втором акте в том же круге света сжимается Настя и уже Барон терзает ее, за то, что узнает в ней себе. Имхо )
Все эти бусины еще до того как их соберут на единую нитку связаны одна с другой, как правило парно. Дно можно исходить шагом от человека к человеку, по этой оси близости и схожести. У каждого героя есть своя ниточка, ведущая к другому герою, у каждого есть такая связь с кем-то, еще одним. И пусть это прозвучит как бред, но вопросы от того у кого с тобой «короткая ниточка» связи, звучат правильнее, логичнее или оглушительнее.
У Бубнова (Олег Задорин) эта ниточка самая короткая с Лукой и именно он может ему задать вопрос - откуда он такой добренький взялся, потому что сам добрый. Звучит не соизмеримо, но это так звучит, только если вспомнить Луку Игоря Китаева, которого добрым назвать сложно, и представить Бубнова в исполнении Олега Здорина, у которого злых героев в прицепи не бывает. Даже такая роль как голова Дракона, у него кажется не злой, а скорее сказочной, по сюжету нехорошей, а на деле обаятельной, и для настоящего Дракона его голове нужно еще две головы напарницы. Но в «На дне» доброта иная, она как смирение. Доброта здесь не дается, к ней приходят. Вот и Бубнов добор ко всем, утешителен для многих, зла не держит, и его прошлое на то причина. Таким его сделала жизнь, и потеря, и желание убить, и то, что за руку кто-то будто схватил. Это изменило его. Он понял в себе и в других то, что можно понять лишь со своей историей, от того именно ему с Луки спрашивать, кто его такими правами озадачил. Потому что для этого нужна своя история, свое начало.
А у Алешки сапожника самая короткая ниточка с Актером. Хотя, казалось бы, такой самой короткой ниточкой Актер должен быть соединен с Лукой или Сатиным. Это очередное имхо, но для меня «вот обидели человека» Алешки ушло в Актера. Тем более что весь монолог Алешки, чуть ли не в две фразы - «На, возьми меня за рубль за двадцать», краткая версия того к чему в финале приходит Сатин. От рабов и хозяев, до людей, которых не стоит обижать, от свободы до, самую малость, правды.