Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



На дне

Сообщений 1 страница 20 из 38

1

О спектакле – http://www.teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=dno

Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра -
http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=8

0

2

Наверное, о «На дне» каждый или каждый второй может сказать очень много. Мне об этом спектакле всегда хотелось писать письмами, как о каком-то прожитом жизненном отрезке. Этот спектакль, если сухо подсчитать, год моей жизни. По-разному складывавшейся, менявшейся и менявшей меня. Мы ведь за этим приходим, а если даже не за этим, то все происходит помимо нашего желания. У каждого неповторимо свое. Мне, например, трудно любить людей, я об этом знаю, я часто устаю от них и безуспешно стараюсь скрыть это и не обидеть тех, кто мне дорог. Мне трудно воспринимать человека как ценность, каждого человека, в независимости от… и длинный список. Не буду врать, что спектакль излечивает меня от этого недуга, но дает силы смотреть и на свою жизнь другим взглядом, не столь предвзятым, лучшим. Такой возможно мне никогда не стать, но не надолго я могу понять, как это быть таким человеком и что такая возможность не закрыта, даже если песню испортили. Это не трактовка произведения, это субъективно свое, что уносишь в кулечке, мой кулечек вот такой, маленький, но очень тяжелый. В другой день его содержимое меняется, этот спектакль мне часто помогал с таким, с чем и нам психологом не всегда удается разобраться, а он помогал. Поэтому о нем всегда много мыслей, больного и выздоровевшего, но писать о нем безумно сложно, потому что если писать, то писать придется не только о спектакле вокруг тебя, но и о спектакле в тебе, поэтому письма, поэтому и о моей жизни.
В нем есть много точек, болевых точек которые действует необъяснимо, для тебя, словно кто-то, логичнее всего режиссер, знал, где их расставить, чтобы актеры смогли привести их в исполнение. Здесь и «Надо Верить» Луки, когда он сам верит эта вера заразна, здесь аплодисменты Актера, якорем закинуты в зал, это и легкое словно снежинка тающая на ладони кружение Анны, это на разрыв «люблю тебя Наташка» Васьки Пепла и далее, и далее, и далее. Но я помню что в первый раз все это меня не «запачкало», приставало к коже, но я оставалась «чистенькой» со светлыми глазами, смотрящими на сцену, до второго акта, до того как актеры встали поликругом для пляски, я помню как завороженно смотрела на распрямляющегося Ванина, на со всей силы топчущего сцену Докина, а слезы просто лились пока в тишине был слышан только этот топот. Казалось, что это тебя втаптывают в землю, в прах. Потом были другие спектакли, сменился актерский состав, а я по-прежнему храню этот момент, для себя. А сегодня, не сочтите за глупую сентиментальность, решила им поделиться.
Хорошо бы теперь рассказать и о вчерашнем спектакле, о том как попрощался Актер в конце, сомневаться что для него песня закончилась не начавшись, по-моему не приходилось и при этом каждое слово его монолога цеплялось за зрителя, сцену, жизнь, это отчаянно пронесенная роль; надо сказать о Клеще, который впервые на моей недолгой памяти этого спектакля сломался, этот не ржавеющий гвоздь часто гнулся а ломался впервые, о Пепле уместившем наше (а может быть только мое, но все без остатка)  в своем «а Бог есть?»; надо вспомнить о Насте, путь это гротескная роль в пригоршне, но по песчинкам одна из самых настоящих, надо вспомнить, надо сказать… А с другой стороны может и не надо если словами не обрастает значит уже слишком глубоко вошло без помощи ручки, бумаги, клавиатуры и мышки. Пусть останется еще одним не написанным письмом в этой бесконечной переписке.
Не судите строго, излишнюю откровенность.

0

3

Отредактировано Snu (2008-10-14 15:57:05)

0

4

На дне 12/10/08
***********************
Священный обман... можно ли сказать иначе? Обман который не формулируется словами, обман в который кто-то верит без остатка, кто-то наблюдает со стороны, а кто-то не замечает даже находясь рядом, обман, который существует только там, на хрупкой границе темноты зала и света сцены, обман, воспоминание о котором может удерживать очень долго, обман в котором можно увидеть свое отражение и найти свой выход, обман который если и не ответит на все вопросы, то помирит с ними, отчеркнув их жирной чертой...
***

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - честь  безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Если б завтра земли нашей путь осветить наше солнце забыло, завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь...

мысль безумца... мысль... для меня она была сегодня вторична (звучит не правильно, зато точно). Да, я не помню, что говорил Сатин, практически не помню, что говорили многие обитатели подвала, но я помню, как они говорили - прошибая все преграды, освещая темные стены, до предела вытягиваясь в струну... в струны, которые звучали в унисон с мелодией и превращались в единый ритм, который отчаянно отбивался каблуками... Таким оказался этот спектакль для меня.

Уже прошло несколько дней, а она все еще звучит, звучит слишком громко, сумасшедшим ритмом отбиваемом сапогами, оглушающими ударами каблуков, которые готовы были разнести ошкуренные доски под ногами в щепки...

...музыка, музыка, музыка прокручивается вновь и вновь. Она тихо просыпается внутри, начиная с дальнего уголка медленно обходит все закоулки и чердаки, вбирает в себя слезы, боль, радость, горе, улыбку, пустоту, тишину, грохот - все что накопилось, все составляющие «комплекта», который доставляет жгучую боль и ускоряющимся ритмом выталкивает все это, освобождая место для того самого - лучшего

Они двигались не пересекаясь, не мешая, но и не замечая друг друга, не сталкиваясь друг с другом, отдельные и одинокие фигуры. Не помню, чтобы так отчетливо слышался каждый из них. Все они говорили о разном, удерживая стремительно рассыпающиеся дорогие крупицы из прошлого, удерживая на плечах ношу своих «претензий» в никуда. У каждого была своя «песня», свои «претензии» и причины, но все говорили об одном и том же, говорили по разному, говорили одинаково. Не просто хотелось, а подпевалось каждой из этих песен, они были моими, о них не мог знать никто, а они знали. Будто мой внутренний комок всех переплетений и вопросов, на которые никогда не будет найден ответ, рассыпался на составляющие. В целом примириться сложно, но пройдя путь из разных точек пространства, по отдельным нитям, которые потом собрались воедино, оказалось просто.
Вместе с обитателями подвала задаешь вопросы и напряженно вслушиваешься в молчание, ищешь выход и заходишь в тупик, бессильно опускаешь руки и молчаливо вступаешь в беседу «о правде», рождая еще одну правду, которая слишком схожа с правдой «дна», напьюсь я сегодня - вот вам еще одна правда... Поиски ответов, очевидности решений, сменяются бездонными провалами в пустоту.
Актер взывал к высотам былых аплодисментов, они были не громогласны, а ощутимы, в тишине материализовался шквал восторга, отражался в его глазах и подрагивающем голосе. Сквозь шум и ярость, отчаяние и восторг, ритм мироздания, которое рушится и шатается, боль по которому не отпускает, и не пускает. Мы воевали, и еще повоюем. Нет ни будущего, ни прошлого, пусто, безысходно, и только слова, слова, слова. Бубнов, разглядывал гнилые ниточки, но бережно хранил в сердце любовь. Какой бы ни была, она была настоящей и если есть о чем воспоминать, то о ней, слушая самозабвенные истории Насти. Она их не рассказывала, а проживала и пусть не верят, но с обманом иногда проще, да и Лука бережно гладит по голове. Он собирал всю злобу, охлаждал ненависть, упорно и тихо поглаживая по голове всех и каждого. Хотя слишком трудно поверить его «диковинным» словам о том, что везде хорошо. Во что веришь... Пепел не верит, он ищет, требует ответов. «А Бог есть?», что только ни собралось в этом коротком вопросе - вызов, обвинение, отрицание, неверие и желание верить, дотянувшись вопросом из самой низины этого темного дна... Он слишком долго не выпускал руки Наташки, которая медленно уходила прочь, аккуратно и покорно ступая. Пепел не в силах был ее остановить и, казалось, знал, что расстается навсегда. ... и в единый комок собирается сгусток  силы, из всех пространства и разрывала нутро, бьющееся в бессилии... и нет ничего. Слова, слова, слова... А на фоне всего этого скользит свалившийся в этот подвал дна, из другого времени - Алешка-сапожник - понтярщик и явно оказавшийся вне времени, вне подвального сознания, уставший от безделья, словоохотливый, но не более того и посередь улицы не ляжет, лишь пообещает.
И отчетливая печать от Сатина на всем сказанном в этот вечер и не высказанном, на слишком тихом разговоре о правде, но вере, и мольбе, на примирившемся взгляде Клеща, на беспоаощно-сильном взгляде Пепла, на разрывающемся сердце Анны и душераздирающем стоне Наташки, на тихом взгляде Актера - «Какую песню, дурак, испортил»... и ритм каблуков, вбивающих пыль, разбивающих деревянные доски под ногами…….раскрошить их в пыль, может хоть тогда станет легче...и не важно что говорить, важно другое...

В направлении пения
летело моление
а господь на небе замечал
какие у певца глаза
ведь глаза не скроют
то что в сердце ноет
и умоет слеза и героя и юнца и младенца
когда звучит молитва

не смотри в небеса с дерзновеньем
до спасенья далёко
дорога из греха терниста темна
без маяка
не найти исхода
в направлении пенья летело моленье
господь в небесах
подумал о нас
и стало теплей от его глаз

из темноты зовет молчанье
зовут из света голоса
а господь на небе замечает
какие у певца глаза
ведь глаза не скроют
то что в сердце ноет
и умоет слеза и героя и юнца и младенца
когда звучит молитва
(c)Ольга Арефьева

Отредактировано rrr_may (2008-10-18 06:21:50)

0

5

22 ноября  2008 года

«Ироды, что же вы делаете?»
Это мои мысли, прямым текстом, мысли с последнего «На дне». Кто Ироды? Актеры, которых хотелась чихвостить последними словами, но наполненными при этом лишь любовью и восхищением. Они выворачивали зал наизнанку: взрослых людей, притихших школьников, закаленных не одним спектаклем зрителей и делали это так легко, словно до предела им самим было еще очень далеко. Им было далеко, а зрителей можно было уже штабелями укладывать и выносить из зала, в духе гуманизма. Столько времени прошло я и не думала писать об этом, как можно описать то, что надо пережить, но спектакль не идет из памяти, его в ней словно выжгли, словами, картинами, ощущениями.
Тем как Клещ выкачивал воздух из зала своим бессилием. Его покойниками, Анной, которая живой была еще его и такая чужая мертвая. Знаете то, как он поднял ее руку, так словно и не рука это была и не жены умершей, словно движение автоматизировано, а человека в нем нет, это так ведь и бывает и потому что так и бывает, один жест бьет по мозгу весь спектакль. Как образ Анны, тощей, когтистой рукой цепляющейся за жизнь – здесь можно и потерпеть. До жизни она, конечно не дотягивается, но в грудную клетку к чужому, сидящему в зале человеку пробивается легко, сожмет сердце и лишь с последним вздохом на сцене отпустит.
А лукавый Лука? Он слишком поздно пришел. Для того же Васьки Пепла слишком поздно, душа у того не то чтобы только загорелась она уже тлеть начала и мучает его, терзает (в пепел и осыпается). Он вопрос Луке в самом начале задает, еще в первом акте, на который тот ответит лишь в конце второго. Как-то особенно с недавнего времени звучит этот вопрос, падает ли, взлетает, но словно подчеркнуто, важно – А Бог есть? Ответы на него разные выходят. В последний раз вышло, что есть, если веришь. И не потому что в то что веришь, то и есть, а потому что на самом деле… думаю, вы догадались. Но верить все равно надо, потому что если потеряешь веру, то выйдет как в той истории, которую Лука словно про себя рассказал. Да нет, не «словно», он про себя, ее рассказал, это он в праведную землю верил. И тяжко он сам с верой этой расстался, так что за него попросить хотелось у того в кого или во что сам веришь.
За него и за Актера, словно извиняющегося что забыл, перед Лукой, перед нами, перед собой. У него ведь мечта такая крылатая, что из подвала вылететь могла, пусть из подпала не кому ходу нет, но даже тут для Актера звучат аплодисменты.
И если уж молится, то хватила бы сил за Настю слово сказать, за ту чистоту что в сердце ее сохранилась. Откуда такая невинность при ее-то жизни? При всей той грязи что вокруг? Откуда она такая взялась, уму не постижимо. Ее душу словно и не тронули, а у других они здесь гниют, хотя может и не здесь, у Борона она и до того цвела пустоцветом. Он будто  и не жил до боли, счастья-то не была, достаток был, а радости не знала. Вот то, как вниз пошел, как в казенной форме ходил и то, как это падение уже  было мучительно, от чего деньги казенные растратил и дальше полетел все глубже в яму, вот это уже имело значение. То как он замазывал свой лай, словно пятно мокрой тряпкой еще глубже втирал, а мысль про лучшее, на нем, на этом пятне и вовсе дыру прожгла. Но именно он и прижился здесь, как и Бубнов. Бубнову тут даже уютно и дом и семья нашлась, то место где можно комфортно существовать, но когда зайдет разговор про прошлое, а он зайдет и его руки взметнутся выше, ближе к сердцу, а в ладонях вся та обида зажата его жена и мастерская и полюбовник ее все в там, в руках бережно так, лилейно жмется.
А точкой ко всему этому танец Сатина. Он действительно что-то понял и нам пытался рассказать и такую песню испортили… руки в верх поведет, а они вниз опустятся и разводятся в стороны нехотя как пожатие плеч – а как тут быть? Снова начнет, и снова чего-то не хватает, что-то не так, каждое движение начало, а конца нет и все при этом ясно - разве может быть по-другому?

+1

6

11/01
Сравнивать нельзя, а не сравнивать невозможно.
Анна Ирины Бочоришвили – пожившая своё, уставшая и почти смирившаяся со всем и никого в состоянии своём не винящая, уже несколько отстраненно смотрящая на окружающих её людей, и её забота о муже с оставленными Квашнёй пельмешками – слово уже просто действие по привычке, привычная забота. Она готова отойти, мало что держит её среди живых, но Лука словами о лучшем, ждущем ее после смерти, возрождают жажду жизни, даже полной страданий.
А в Анне Надежды Бычковой жажда жизни и не угасала ни на секунду. Она не менее измучена, но смиряться не желает, и обращенный вверх (к богу ли, к лампочке ли под потолком ночлежки) взгляд полон то надежды на облегчение и выздоровление (еще в этой жизни), то укора – мол, что ж ты со мной так, за что, чем я провинилась…

0

7

11/01

Очень личное.

Мои отношения с верой всегда складывались непросто. Я верил, не верил, вновь верил, а потом в какой-то миг разуверялся во всем и вся. Я не кичусь своим непостоянством, отнюдь, я считаю его постыдным, ибо непостоянство в вере – значительно страшнее непостоянства в чем бы то ни было другом.
Когда я был ребенком, бабушка несколько раз водила меня в церковь. Там мне было очень страшно. Знакомые говорили, что во мне жили бесы, поэтому в церковной обстановке внутри меня начиналось смятение и те самые бесы выгоняли меня на улицу. Надо сказать, что бабушка с теми людьми больше никогда не общалась. Я тоже.
Меня пугали вовсе не бесы, коих в мальчике никогда не было, и даже не те злые люди, которые были пострашнее самих чертей. Меня пугал антураж. Каждый раз когда я входил внутрь, на меня начинали давить массивы золота и серебра, в глазах пестрели всевозможные краски, а запах ладана отбирал сознание. Чуть позже, когда я был уже юношей, ко мне неизменно подбегали старушки и начинали читать лекции о том, что я значительно сознательнее своих сверстников раз пришел в церковь. Они не понимали, что после их речей о сознательности, где про Бога было сказано ни слова, желание вернуться в церковь отпадало напрочь.
Однажды мне отказали в причащении. Я прошел исповедь, а на причастие просто пришел не в тот момент. Мне сказали «иди туда», указав на дверь, и в церковь я больше не ходил.
Каждому – свой урок. Сейчас я прекрасно понимаю, что есть места, куда можно придти в любой момент, где тебя примут, где не откажут и где ты пройдешь свой обряд очищения от всего того скверного, что накопилось на сердце.
Сейчас, когда я верю в любовь, сострадание и прощение, когда абсолютно чужие (по крови) люди готовы помочь и оказаться рядом, но когда общество практически не разделяет с тобой всех этих ценностей, сохранять спокойствие и делать уверенные шаги становится крайне сложно.
В прошедшее воскресенье меня терзала масса сомнений относительно вечера. Я был уверен, что не смогу вновь выслушать стольких совершенно разных людей с их горестями, печалями, трагедиями, верами и безверьями, с надеждами и безнадегами. Но я смог. Эти бесконечно разные истории, в каждой из которых находилось что-то свое, отчего было неописуемо стыдно или, наоборот, радостно за себя. Истории, после которых я не сомневался, что мои любовь, сострадание и всепрощение живут, ибо по-иному быть не должно. Истории, которые сделали больше, чем золотые антуражи. И тот замечательный человек, который вышел в конце всего на минутку и благодаря которому мне посчастливилось увидеть те истории, ставший таким бесспорно родным, близким, более значительным, чем все далекие и безликие свои по крови.

Теперь я знаю, что надо верить в жизнь. Ибо «во что веришь, то и есть!».

0

8

11/01/2009
Об этом спектакле сложно говорить, всё слова какие-то лезут чуть ли не из школьных сочинений, и простые и банальные и всем давно известные, и спектакль этот выше слов, неосязаемый какой-то, где можно поверить, а можно разувериться. Вдруг поверить, а точнее понять или ощутить, что от одиночества есть спасение, стоит только поверить. А потом заново свалиться в собственную бездну одиночества без окон и дверей. Кругом люди, но увидеть это получается только там, среди железных нар... Странно... И, ничего странного...

Сложно как-то с большим-большим многоточием... будто завис в пространстве между бесконечной высью куда взобрался Сатин и твердым решением Актера... а что же дальше? А дальше...дальше создавать общую веру. И если, вдруг Лука не до конца верит, дошагнем те полшага что он отступил и поверим, точно также, как еще недавно он дошагнул полшага за тебя.
И сидишь вот точно также, на таких же металлических нарах, глядишь и почти готов вступить в разговор о правде... да что там... разговариваешь, а потом умолкаешь и только поспеваешь за Сатиным, который несется стремглав с мыслю о человеке и взбирается так высоко, что хочется не просто жить, хочется создавать и созидать, творить и внести хоть какую-то крупицу в то самое лучшее. И когда Актер совершил свой последний монолог, а Сатин тихо-тихо отошел в сторону от всего вышесказанного, он ни единым движением не перечеркнул свои слова, остаешься на перепутье, вглядываясь в спокойное лицо  полное решимости. Лицо Актера – оно было спокойным, оно было победителем – я так решил и я прав. На сто процентов прав!!! И он действительно был победителем. Он не собирался ни убеждать, ни переубеждать, звучит гордо или не звучит гордо без разницы... Он был прав, и это было его решение, которое правильно на тысячу процентов, которое уважаешь и за которое ругаешь… и не прав... И думать об этом невозможно, можно лишь поддаться музыке и позволить ей закружить себя…чтобы забыть, чтобы не думать... А потом «фирменное» многоточие после которого либо удавиться, либо верить, другого не дано.
Но знаете...безысходность, или точнее безвыходность...или лучше сказать кажущаяся безвыходность… после «На дне» значительно легче. Она тяготит но оставляет надежду на лучшее, на спасение и излечение, после нее можно болеть, но вылечится. А вот от безысходности «Бабуниа» спасения я так и не нашла. Там совсем страшно по-настоящему безысходно, тупик, несмотря на то, что режиссер там оставил свое многоточие.

0

9

О спектакле 11 апреля 2009 из ЖЖ smalldancer (переношу полностью)
по тексту видимо ошибка, хозяина ночлежки Костылева в этот день играл В.Черняк, а В. Долженков – Медведева. Это, судя по тому, что Лукой указан Китаев

На дне на ЮЗ

театр "На Юго-Западе"
На дне
М. Горький
Режиссер В. Белякович
http://i003.radikal.ru/0904/5c/467315aaf0a5t.jpg

В маленькие театры зачастую труднее попасть, чем в большие, потому что мало посадочных мест. Не успеют начать продажу билетов, как их уже нет. В На Юго-Запад я несколько раз пытался, да все не везло, наконец удосужился.
Мест навскидку порядка 120, ряды поднимаются очень круто, так что ничьи головы не мешают. Позабавила и порадовала выдумка - зрителям, которым не хватило кресел, выдают подушечки, чтобы подложить на ступеньки лестницы.

Сцена не очень маленькая, но не оставляло впечатление тесноты, даже некоторой задавленности, м.б. потому, что сидел под потолком и этот потолок угнетал. А может потому, что сцена заставлена двухэтажными нарами, и там было мало места актерам. Антураж вполне подвальный - полутемно от синеватого света, да еще все в дыму. Сразу должен заметить, что я уже видел этот спектакль в этой же постановке в МХАТе, поэтому не мог избежать сравнения. Собственно, это очень интересно, сравнивать постановки одной и той же пьесы разных режиссеров в разных театрах, но тут один и тот же режиссер перенес свою постановку на другую сцену, с другими актерами.
Спектакль в На Юго-Западе более приближен к натуре - и поведение героев, и некоторые реплики. Очень порадовал в этом плане Васька Пепел в исполнении А. Наумова, замашки совершенно уголовные, очень даже веришь, что зарежет и глазом не моргнет. Замечательный хозяин ночлежки получился у В. Долженкова, такой, типа бей своих, чтоб чужие боялись. И хорошо смотрится пара хозяина и его жены Василисы (О. Иванова), сразу понятно почему она, такая белая и пышная, жаждет избавиться от скрюченного злобного старикашки. Как раз такой, как изобразила Г. Галкина, представлялась мне Настя - спившаяся, слезливо-истеричная баба, неопрятная, расхристанная, забитая, существующая между запоями и детскими мечтами о прекрасном принце, темы для которых черпает из дешевых книжечек, купленных на жалкий "заработок". Сатин (В. Афанасьев) и Квашня (И. Сушина) тоже вполне адекватны, а вот Лука (И. Китаев) показался слишком молодым, чтобы утешать и поучать обожженных жизнью ночлежников, и по выражению лица совсем непохоже, что его "мяли много", да и "убивали не раз".
Мне кажется, я догадался, почему Белякович с энтузиазмом ставит свои спектакли на других, больших, сценах. Он поэт и фантазер, и его фантазиям тесно в замкнутом пространстве На Юго-Запада, хочется простора и бездонного неба. А натолкнула меня на эту мысль музыка к спектаклю, точнее, то, что она совсем не воспринималась, так что я вспомнил о ее существовании только во время пляски ночлежников, где музыка кое-как выдралась из синего дыма. А вот на обширной мхатовской сцене, где потолка не видно совсем, а в зале прекрасная акустика, именно музыка, так замечательно подобранная, служит доминантой, ведущей стезей и средой существования спектакля. Средой, потому что с первых аккордов музыкальный поток завладевает действием, и все движения, реплики и монологи актеров живут в этом потоке, подчиняясь его ритму. Он и зрителя затягивает в свой круговорот, заставляя жить одной жизнью с персонажами.
И если в На Юго-Западе зритель оказывается перед лицом суровой правды жизни, болеет за судьбу конкретного человека, в МХАТе персонажи превращаются в образы, пусть отстраненные, но в то же время неожиданно близкие каждому, потому что за чужой жизнью наблюдаешь со стороны, а образ примеряешь на себя.

фото с сайта театра

***

0

10

«На дне» 29.11.2009

Итак, мы тихо-мирно собирались на «Дно» 11 декабря, с билетами на первый ряд (и, надеюсь, еще пойдем). Но тут из пространства дошел слух – «сборщик податей бросил деньги на дорогу», сиречь Алексей Мамонтов возвращается в театр, и просит себе именно «На дне» и роль Луки.
Тут я в некоем смысле оказалась в равном положении с «бронтозаврами»: даже те, кто еще помнил его в театре (или около), и представления не имели, что это будет за Лука.

На дворе семь часов, а спектакль начинаться и не думает, двери закрыты, за ними, судя по звукам, репетируют. Начали получасом позже.

Итак, «На дне». Надо сказать, что в течение спектакля я не раз удивлялась – надо же, какую хорошую и интересную пьесу я не оценила у Горького! Только смутные воспоминания от школьных времен остались… N. В антракте разочаровала меня, рассказав, что пьеса по сравнению с оригиналом сильно «отжата» и переделана, а в исходном тексте чуть ли не каждая фраза заканчивается многоточием (и попытка найти в Сети текст это подтвердила!).
Словом, было бы безусловно интересно увидеть когда-нибудь именно сценарий того, что поставлено.

Сам спектакль показался более ровно хорошим, и потому – более сильным, чем «Мастер», где то густо, то пусто. Есть и тут (имхо) плохо сыгранные роли, но они в меньшинстве, и картина ночлежки и окрестностей перед нами складывается куда как убедительная. В ней все на своем месте – и хозяева, и обитатели.
Властная, но неумная и не-думающая Василиса (действует по инстинктам). Ее супруг – в общем-то беззлобный и безобидный дедушка (даже удивишься, зачем ей его устранять? Все и так у нее – «у меня денег нет, все деньги у Василисы», - просто наскучил, может быть?) «Луч света в темном царстве» Наташа…
Вот –любители почесать языком, которых в общем-то устраивает их нынешнее положение – Сатин, Бубнов (Бубнов об уходе из мастерской – «Да я бы все равно ее пропил!»). Вот Актер – о прошлом вспоминает чаще, но большую часть времени все же – в виде цитат и аллюзий, добавляющих общей фантасмагоричности бытию («Играли мы «Тиля Уленшпигеля» в Костроме…» [вот интересно, почему его и именно там?? В оригинале иначе, так что что-то здесь закопано!]) Была бы вполне довольна и Настя, не пытайся Барон все время усомниться в истории ее «ррроковой любви»…

Но довольны не все. Клещ, одно из первых впечатлений спектакля – и далее оно длится, не уменьшаясь в силе, как бы ни были малы его реплики.
Начну со впечатления зрительного, отвлекусь от персонажа и вновь спою хвалебную песнь-кричалку исполнителю роли. Я смотрю на это простое, усталое и тревожное лицо под вечно взлохмаченными волосами и не понимаю – этот человек играл Афрания? этот – Стравинского? – интеллигентов римского и советского??
А сейчас я вижу, наверное, то, что сюда и хотел заложить Горький - старого рабочего. (Не удивлюсь, если снова найдется соответствующий портрет). Он и был рабочим – с самых юных лет, и был бы им дальше, пока будут силы, но – обстоятельства сошлись не так. Он ведь знает, что будет, если «ты не станешь работать, я - не стану», все вокруг не станут – что ничего хорошего из этого не выйдет. Да, этот рабочий видел стачку – может, ту самую, Морозовскую, может, другую, но немалую, - но в революцию не пошел. Потому что так и не понял, зачем же переставать работать. Но под раздачу все равно попал. Может быть, потому, что имеет привычку, если уж есть что сказать нелестное – не молчать и говорить? (Вот так же он, не имея привычки особо обсуждать соседей, очевидно «имеет зуб» на Василису и ее любовника – и при любом вопросе о них непременно выскажется. Вцепится и уж не отцепится. Не отсюда ли прозвище, ставшее фамилией?).
Любит ли он жену? Ведь он ее словно бы сторонится. Но – нет, без сомнения, любит. Просто любовь эта не «ррроковая» и даже не романтическая, а та, что называют словом «любит» в народе, и синонимом часто говорят – «жалеет».
Привычка, сильнейшая привязанность – и очень ясное знание того, она – не жилец, и он – ничем тут помочь не может, потому и не позволяет себе приблизиться (а что ты этим сделаешь?), поэтому каждое его слово – это вырывающийся сквозь преграды вопль отчаяния.
И когда Лука своими разговорами о покое после смерти вновь пробуждает в Анне, напротив, - желание «еще пожить», - Клещ подхватывает эту надежду. Только у него она выходит таким же звериным, отчаянным воплем – «А может быть, все еще обойдется?!»
Но так уж он устроен, что такая надежда никогда не изгонит из него твердого, четкого знания о том, что есть и что будет.
О самом безнадежном.

Просто его способ перенести непереносимую ситуацию – это волевым усилием отодвинуть это знание в сторону – и двигаться дальше, лезть сдирая шкуру…
Просто эти усилия иногда оказываются недостаточны, защита срывается – и тогда посреди монолога о том, как он обязательно выберется из подвала вызывается – «Когда умрет же...» - и он зажимает рот рукой. Не, он не ждет этого. Просто не может не знать.
Ну и что ж. «Кому ж покойники не снятся?» - говорит он позже (и эта фраза в этом театре в этих устах имеет много значения). Да, снятся. Просто, проснувшись, он не станет долго обдумывать сон, день – для другого, покойники до ночи не появятся.
«Работы нет – вот правда! Пристанища нет – вот правда! … Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!» - эту правду он тоже четко знает. Но будет – снова пытаться идти вперед, пока может усилием отодвигать эту правду в сторону. Наверное, когда уже не сможет – надорвется и умрет.
И этот способ перенесения непереносимого просто-напросто отличен кардинально от способа Луки – и потому они не могут не столкнуться.

И потому – о Луке. Я заранее собиралась его разгадывать  - все же о других персонажах (как ни богаты возможности трактовок) мы определенно знаем хоть что-то. Странник же говорит загадками и прибаутками, да и не о себе вроде бы.
И как только в ночлежке появился этот странник в чем-то вроде полотняной тюбетейки, стало сразу понятно – он непрост.
Говорит ладно, на месте устроился сразу, но за плечами у него вряд ли одна народная мудрость и деревенский уклад жизни. Скорее уж – знания, образование… Но что же он тогда делает здесь? Изучает? Фольклорист, исследователь низов общества? Нет. слишком активно принимает участие в людях – в первую очередь.
Тогда – «пошел в народ»? Уже, похоже, ближе, тем паче, что еще в первом действии ясно, что в Сибири наш герой бывал, видал там и тех свободных, кому «в Сибири хорошо» (старообрядцев каких-нибудь, окопавшихся так со времен Никона? А то и вовсе абригенов…). Но и не-свободных он, похоже, тоже видел, ему есть с чем сравнить. А скорее – на себе попробовал.

Да, вот еще совершенно точно – этот Лука никому не лжет. Даже во спасение и в утешение. Все. Что он говорит людям – Анне, Ваське, Актеру, в монологе о праведной земле, - все это он прожил, выстрадал сам, всему этому сам поверил (и потому выжил) – и так, по монологами к другим мы узнаем его собственную биографию.

Вот он говорит Анне о покое по смерти, - а потом отговаривает ее «еще пожить» - зачем? Снова мучаться?
Это кто-то, очень близкий, умирал не его глазах, долго и трудно, и не раз приходила мысль «поскорее бы он – уже… чтобы все кончилось». Впрочем, возможно, я зрпя употребляю мужской род, и это была «она».

Вот он уговаривает Актера «начать жить снова… хорошо – снова-то!»; «человек все может – лишь бы захотел!» (самый яркиq, страстный его монолог, самое четкое, пожалуй, выражение себя).
Это он, Лука, выбирался «снова» из полного слома и краха, из ничего, потому что захотел, а главное – поверил.
Здесь важен еще один его ответ – «- Бог есть? … – Если веришь – есть». (Ответ - через небольшую паузу, потому что – очень серьезно). Это звучит не как «веришь – есть, не веришь – нет, как захочешь сам», а свидетельством о том, что вера – это сознательное усилие души, а Бог открывается тому, кто готов его увидеть.
Лука – там и тогда – поверил, увидел, выбрался, - и потому знает, что это возможно человеку, и потому с таким жаром убеждает в этом Актера.

…Самое интересное, что бесплатная лечебница для алкоголиков – тоже есть!
Только где-нибудь в Германии или Швейцарии. Он про нее наверняка в журнале читал, в одном из тех, что все-таки дошли в Сибирь
(На каторгу? В ссылку? – «На поселение», видимо. Когда он упоминает  двух разбойников – «беглые, с поселения» - говорит он об этом совершенно буднично, как о жителях соседнего дома).
..И название города он в самом деле забыл – вы упомните, сколько из там в Германии, этих мелких городков!.. Только потом, наверное, спохватывается, - как он человека-то в Европу переправит? Нет. он знает, переправляли, бежали, но то – политические, и удавалось не всегда… Потому и начинает в следующем разговоре с жаром говорить о другом, о том, что тот может сделать сам…

Кстати же, о журналах. Есть сам Лука и в притче об искателе праведной земли. Только он – не тот мужик, что ее искал, и даже не идентифицирует себя с ним. Он – «ученый с книгами и картами», который за недостатком жизненного опыта (а не знаний и не лет жизни) не только человека веры лишил, а еще и по морде получил, и карты помяли…
Теперь он уже давно отрефлексировал ту ситуацию, и потому рассказывает об «ученом» довольно отстраненно: это – уже не он, а он уже понял, что тут не так.

И эта «дача инженера» под Томском… Что у них там было? Типография подпольная? Или – прав Фред – склад оружия? Больно скоро он принес из «кабинета инженера» ружье…

И уходит он «к хохлам», где «веру новую открыли», «дело делать»…
Может, по территории и правда к хохлам, но корни этой веры запросто могут расти откуда-то из бывшего Царства Польского. И будет он там «делать дело», пока дело снова не заведут на него, - и хорошо, если кончится снова Сибирью, а не чем похуже.
Если, конечно, раньше его не сведет в могилу то «кхе-кхе», что оставил на память беглый ссыльнопоселенец Яков…

Впрочем, почему лука уходит именно тогда, когда уходит, я поняла не сразу. Но потом кто-то из ночлежников связал уход с появлением полиции – и все прояснилось. «Пачпорт»-то он так и не предъявил, только зубы заговаривал, «а фамилия – в пачпорте», и, видно, какая-то она неудобная, эта фамилия, лучше полиции на глаза не попадаться…

И Лука-то уходит, но тут (помимо последствий криминальной драмы) начинают меняться сами оставшиеся ночлежники. Не все. И не обязательно – сразу и целиком.
Вот Настя – так и будет вспоминать Рауля-и-Гастона, но –решится усомниться в дворянском прошлом Барона (который – тоже перемена! – вдруг начнет рассказывать о нем много и складно). Не потому, что и правда засомневалась, а потому, что здесь оно – такая же нереальность, как Рауль, Гастон, как Тиль Уленшпигель в Костроме… Только у Насти за этим – горячее желание Настоящей Любви (ну да, в виду круга чтения – ррроковой), а у него  - все было и осталось неизвестно почему, потому что все так делают.
(Кстати, в разговоре с Бароном у луки к чему-то мелькнет «студент университета» - и станет ясно, что Лука-то студентом точно был, и знал, чему и зачем учится, а не просто «носил мундир Дворянского института» за родительские деньги…)

А Клещ все же увидел тек, кто вокруг, перестал их сторониться: «Ничего.. Всюду люди». (Ранее он даже чисто «графически» стоял или шел по сцене как-то отдельно от всех).
Выберется он из ночлежки или нет – Бог весть, покойники все так же будут сниться, но будет он теперь все же не один – против всей невыносимой правды мира.

Признаюсь, у меня так и не сложился в единый образ Сатин, точнее, его перемена, выразившаяся в произнесении пресловутого монолога о человеке. Получились словно два разных человека, оба любят поговорить, но о разном, - и сам монолог как-то повис в воздухе, смысл его оказался разве что в том, чтобы прерваться известием о смерти Актера – и перед этой вестью оказаться чем-то недействительным.

Да, об Актере. Он ведь тоже изменился. Стал тише, собраннее, серьезнее. Кажется, сильнее всего задели его – даже не сами слова Луки – но то, как он так и не смог вспомнить любимое стихотворение, а Лука заметил к тому, что «в любимом – вся душа»… Да, тут дело в первую очередь о душе, а не об алкоголизме. Хотя сначала вроде бы – именно собирался «начать жить снова», деньги копить на ту лечебницу…
А потом – увидел сон. О доме, где его давно ждут. Да, не сумел «человечеству навеять», нет – сам увидел тот «сон золотой», и – ушел в него, потому что ему – время уйти туда. И вернуться к товарищам – только памятью о себе, среди них и отдельно от них, в золотом луче света.

(Это невероятно, безумно странная трактовка для самоубийства, если смотреть извне[по крайней мере – для меня], но в спектакле – именно так, это скорее прежде всего уход, чем заданное автором текста самоубийство.
Кстати, кажется, и сам монолог о доме в пьесе отсутствует (?), и очень важная реакция Татарина (см. ниже) там прямо противоположная, так что это – именно творчество и трактовка театра.
И поводов у нее, думаю, снова немало.)

Ушел, попросив на прощание – «Асанка, помолись за Актера».
Да, вот еще персонаж – татарин Асанка. Мне все казалось, что в спектакле его слишком мало, чтобы сложился цельный образ. То и дело – просто сидит себе на «верхней полке»… А потом (еще до этих реплик) я увидела, как он не просто сидел. Глаза прикрыты, руки на коленях – ладонями вверх, только губы шевелятся – молится.
И за Актера – помолится снова. Луке нечего и ничего не нужно было говорить татарину Асанке, он и сам знает, что нужно «душа закон иметь», для него – Коран, для русских – свой… Как он попал в ночлежку, что будет с ним дальше – в сравнении с этим не так и важно.

И вот с такого спектакля уходишь, как это ни странно – с оптимистическим «послевкусием».
В чем дело, я до конца еще не разобралась, не всмотрелась, не вслушалась в музыку, которой он пронизан…
Может быть, дело еще и в том, что это – хороший спектакль? Наверняка – и не только.
Посмотрим еще.

+1

11

«Вот «Дно», а вот еще одно…»
(«На дне» 11.12.09)

Итак, «первый раз во второй раз». Я постигаю науку смотрения спектакля неоднократно и момент, по-моему, был для этого чрезвычайно удачный. (Или тут всегда так?)
А еще – это первый раз по билетам, да еще на первый ряд. На ступеньке, может быть, сидеть и удобней, зато здесь видишь все из первого ряда, вот ты – и вот оно всё!

Во-первых, три замены.
Костылев – Долженков (Надеюсь, Черняк в добром здравии?). Получился образ, в чем-то очень «горьковский» (точнее – «советско»-обличительный) по своей идее: елейный и благообразный с виду, а по сути своей – капиталист и сволочь. Да, лицемерно рассуждает про лампадку – а думает, как денег побольше взять. И «деньги-то у Василисы» вроде бы, но когда он выходит вперед и изрекает «Я – хозяин», - понятно, что так и есть. И становится гораздо понятней, зачем ей Костылева убивать. (С безобидным любопытствующим старичком Черняка получалось, что то ли на Василису просто дурь напала, то ли пресыщение, то ли заодно Ваське и сестре насолить решила… А тут есть прямая выгода и ей).

Бубнов – Ломтев. А Кот-Бегемот – это, оказывается, хорошо! Этот Бубнов был «лиричнее», что ли, прежнего? Он, да, не хотел ничего менять в том, что получилось, но не трепал языком, а говорил от сердца. Как подметила N. в процессе: «Что пил запоем – не верю, а вот что жену любил – ВЕРЮ!» Потому и оставил ей  всё – и жизнь, и мастерскую, и любовника… Потому, от той же широты души любящей, и плетет он про бесплатный трактир для всех, потому что в данный момент любит всех, а Сатина (которому – «половину») – в особенности…

Медведев – Нагретдинов. Ну увы. Просто Медведев, который только любит во всем порядок и свистит в свисток, вполне возможен, но он совсем не смотрится ни мужем Квашни, ни дядей Василисы…

Но заменами история не исчерпывалась.

Во-первых, все были в ударе. Прежде всего костяк, основа – Актер еще лучше прежнего, Лука, летавший по горизонтали и вертикали летучей мышью (даже плащ порвал, говорит Фред!), а уж что такое Ванин в ударе… С него и начнем.

Клещ на сей раз оказался наделен куда как более активной жизненной позицией. И меньшего надрыва – внешне: когда у него _ прорывалось_ – не на каждой фразе, изредка, раза три за спектакль, - было ясно, что внутри там то же самое, хорошо знакомое отчаяние. Просто оно качественно заперто. Т.е. это в чем-то не «другая история», а «тот же Клещ в лучшей форме».
Еще Клещ был активно и осознанно семеен. Только снова – никакой романтики и «ррроковой любви», очевидное, ясное, в биосе прописанное «мы» – я и жена, у меня есть жена и как может быть иначе?
Он ведь потому так в самом начале сердится на Квашню – не только потому, что она его разбудила, а еще потому, что слушает он все эти бредни: выйду замуж – не выйду замуж… «Чего тут думать – трясти надо», как говорится (с точки зрения Клеща). И потому в их тройственному с Лукой разговоре об Анне ярче всего прозвучало: «А может еще поживем?!» - этим множественным числом, потому что жизнь – одна на двоих, общая.
…Может быть, его потому так мало во втором действии, что он, уйдя в себя, ищет «новую идентичность» - новое мы. И тем самым открытием, что «всюду люди», тем самым желанием пойти и выпить (не одному, с горя – а явно за компанию с ними, с кем-то из завсегдатаев кабака) – он ее все же находит, я думаю. И потому – в финале пляшет вместе с Сатиным – «против» Сатина – и переплясывает его. Потому что это «мы» сильнее теорий.
Но это только одна грань Клеща. Вторая – неизбежно – это тот старый рабочий, и вот у рабочего позиция определенно иная.
Ярче всего этого Клеща выражает фраза Васьки Пепла – «Больно ты зол и горд, рабочий человек». Но тут важно расставить оттенки. Гордость – да, но в гордыню она не переходит, этот человек знает себе цену, но не завышает ее до бесконечности. Да, он не уважает тех, кто ничего не делает и делать не собирается. Не как-то особенно страстно презирает – просто не-уважает.
А злость – та, к которой идеально подходит прилагательное «веселая». Это одна из основных его интонаций в спектакле, с ней он рассуждает о том, что если все не будут работать – с голоду подохнем, с ней – о том, что плохо живется не всем… Он знает о несправедливости мира, но к этому примешивается что-то вроде «А, не пропадем, прорвемся!»
С той же злостью говорит он с Костылевым, а потом, в сцене убийства других-то отгоняет (очень активно, кстати!), да и сам не лезет, но кричит Пеплу (услышано N.): «Давай, Вася! Дай ему еще!» Ох, не знаю, пойдет ли этот рабочий в революцию сам, но тем, кто не только перестанет работать, но и пойдет все крушить, он будет горячо сочувствовать.
Но фраза-спектакля-от-Клеща – не про работу, она снова глубже, из того же разговора с Лукой:
«А откуда ты знаешь, что * там * скажут?»
Сказано – в глубине сцены, в луче синеватого света, чуть ли не отвернувшись – * туда *. И суть тут – не в словах Луки, а в том, что говорящий-то точно знает, что скажут там. Потому что – уже туда заглядывал сам. (И что же ему сказали? «Рано пришел»?...)
И так он «запускает» тему, которую потом продолжает Актер.

Актер. Не иной, пожалуй – но ярче, отчетливее, и за счет этого – резче, сильнее бьет по смотрящим переход от несерьезного к серьезному. Это не только его тема, но тон здесь задает именно Актер.
Во многом благодаря ему спектакль начинается ярко, ясно – и несерьезно вроде бы. (Вспоминаются слова Авилова – «А ведь и «Дно» можно играть задорно» - вот как-то так, наверное?)
…Начинается в том числе тем, что и Сатин, и Актер явно недо-проспались «после вчерашнего». И если для Сатина это еще проблема (и то – частная: кто его бил и за что), то для Актера – ничуть, он всеобъемлюще благодушен. Тем серьезнее и яснее будет потом перелом  переход. Снова – на монологе о «любимом», который решен иначе (и говорят – более «классически») – Лука, говоря, все более отступает во тьму, его только слышно, а видим мы  - Актера, и этот разговор – звучит его монологом, его личным решением начать жизнь заново… Да и Лука, получается, говорит больше о теле («Начнешь лечиться – и все вернется»), а сам Актер – как раз о душе.
И так же мгновенно становится он серьезен и трезв после первых фраз в монологе во втором действии – как только речь заходит о действительно важном (о «сне золотом»).
Еще одно наблюдение об Актере – из самого начала, стихотворение-эпиграф: каждый раз говоря о «безумце», он на мгновение прикрывает глаза, словно – увидеть, о ком говорит? Должно быть, права Змея, и эта история о театре у него – «не о себе, но о том, что видел».
И еще одно наблюдение оттуда же – скорее уже забавное, так сказать. Последнее слово «эпиграфа» - нарочно ли? – из незавершенного повтора:
…Если б завтра Земли нашей путь
Осветить наше солнце * забыло *…
И ведь в спектакле «наше солнце» это стихотворение и правда _ забыло _, толком так и не вспомнив, - только строчки полторы, еще обрывок из другого стихотворения Беранже, и потом, в почти-прощальном монологе, прямой цитатой: «навеялся… сон золотой» (Вот интересно, мне кажется, или в прошлый раз цитата была менее прямая?) Это правильно, ведь стихотворение «булькает» внутри Актера, оно там есть, только никак не всплывет на поверхность.

Лука. Вот тут была (или мне виделась?) отчетливо * другая история *, чем в прошлый раз.
Ближе к тому, что заложено в исходнике, пожалуй: странник, «ученый мужик», который, наверное, и из книг мог чего-то нахвататься, но более – от людей и жизненного опыта.
Его ключевой фразой было, пожалуй «Сибирь добру не научит, а человек человека добру научить может». Да, «люди должны научаться от людей», а не от ангелов, как в той истории о праведнике, которому на литургии сослуживали ангелы, а Символ веры он так и читал по незнанию еретический, пока его не поправил _ другой человек _…
Этим и занят Лука, другая его знаковая фраза – в словах об уходе к людям «новой веры» «в хохлы» (Что за вера? Какая-нибудь очередная правдоискательская ересь, должно быть!) – «Надо им помогать».
И вот он помогает, учит добру… Не утешает, не лжет во спасение – но подстраивается под человека, говоря то, что тот может услышать. И получается, что «забытый» город, в котором лечебница – это тоже подстройка под Актера («Не одному ж тебе все забывать!»), ему это проще понять и принять, чем какое-нибудь чудное имя города, хотя бы и реальное.
У Луки, простое, народное, «неискаженное» отношение к смерти. «Смерть – она ласковая», - вот что яснее всего звучит в его разговоре с Анной. Это из тех времен и нравов, когда старики сами себе загодя сколачивали гробы, а в какой-то непримечательный иным день говорили домашним, что вот – умру сегодня, и просто – ложились и умирали.
И, конечно, снова монолог о праведной земле. Он там, внутри него, снова присутствует, но совершенно иначе. В эту историю он вкладывает столько души, что веришь – был, видел, сочувствовал, конечно, искателю той земли… А если был и видел – что не помог уму с ученым разобраться? Безродный сирота, не помнящий родителей, которого подобрал, всему выучил (и «вере своей» тоже!) этот искатель праведной земли; приемыш, подмастерье, ученик, в общем. Где-то так.
Вот потом, когда тот пошел и удавился (а Лука… убежал, видно, куда-то под впечатлением, и – не успел, пришел – а там уже…), тогда Лука и пошел странствовать вновь, - и веру своего учителя творчески доработал в итоге: «праведную землю» он ищет не на карте, а в душах людей. «Царство Божие – внутри нас». И потому, как бы ни различались истории, ответ на вопрос Васьки Пепла «А Бог – есть?» - так же серьезен. И уже уходя, повтором: «А Бог, если веришь – есть. А не веришь…» Фраза оборвана, но интонация внятно говорит – «…ну и зря».

И кое-что стало понятнее о прочих персонажах. Кое-кто из них явно активнее реагировал на происходящее, тем «проявляясь».

Настя – как она мимически комментировала Василису, прежде чем с ней заговорить! А еще стало понятно, почему же она, хоть и постоянно ссорится, сожительствует с Бароном – она его * жалеет *!
Когда он – первым – срывается на серьезное, корчится от унижения, вспоминая сгинувшее прошлое, - она так выразительно обнимала угол стены у лестницы, где сидела!
И дело не в том, барон он или нет, но вот – все, что было, потерял. Это понятно, это почти как история роковой любви, только без самой любви (тоже, кстати, повод для жалости!).
А Барон от нее дуреет. Не может не. Человек он, конечно, пустой, -но мировоззрение-то на подкорке все равно другое!

Татарин Асанка тоже более живо реагировал на происходящее, и так стало ясно, что он никак не может постигнуть и спокойно переносить такое явление, как «русский злой баба». Не кого-то конкретного, именно явление в целом, и как только в начинаются вопли и драки с участием дам, он либо мобилизует всех ночлежников немедленно их разнимать (сам понятия не имеет, как), либо, у себя на «верхней полке», закрывает глаза и зажимает уши.
Это – в придачу к тому, что было и есть, к главному – «закону в голова» и молитве. Кстати, еще один момент его «настройки» на Актера. Когда тот произносит монолог об аплодисментах, когда на заднем плане в синем свете другие обитатели воплощают свое подсознание (Клещ бьет морду Костылеву, Барон танцует с Настей, - надо бы присмотреться, кто еще что) – Татарин стоит один, и – я долго пыталась понять, что же он делает? За плугом идет, что ли? А уже потом, после спектакля (на самом деле – пересмотрев этот фрагмент в исполнении Авилова) поймала фрагмент: «…как командор выходит к штурвалу в штормящем море, чтоб провести свой корабль сквозь рифы - к победе!» Вот за этим штурвалом и стоит татарин Асанка (ведет, должно быть, свою фелюгу где-нибудь по Каспийскому морю - Персию грабить… но совпадение явно не случайно).

Как-то яснее сложился образ Васьки Пепла: такой… зверь. Который живет среди зверей и по-зверски реагирует. Но если вдруг случается спокойный момент – может даже расслабиться,  любопытства ради спросить Луку: «А Бог – есть?» - и помечтать об уходе в Сибирь по своей воле… Кто его знает, что бы вышло, продлись эти спокойные моменты  подольше? Тут ведь дело не только в мире, но и в самом Ваське, и не зря Наташа, соглашаясь на эту безумную мечту, оговаривает – «не обижай ты меня». Она скорее поверит в то, что получится убежать, чем – что у Васьки характер изменится…
Наташа была прекрасна еще и в сцене появления Луки – этот ее рассказ, с искренним интересом, о том, как некоторые сначала все места перепробуют… Нет дистанции, нет попытки снизойти и даже пожалеть, они – такие же люди, как и она в, их заботы так же достойны ее внимания. Наверное, сложись иначе, выгони ее родня в самом деле жить сюда, «вниз» - это не было бы для нее такой трагедией, она с самого начала знает, что «всюду люди»…

…И даже как-то осмысленнее для меня стал монолог Сатина. Болтология – она болтология и есть, но, кажется, я поняла, откуда она растет.
Он ведь все время повторяет – «так странник говорил» - поначалу даже сам удивляясь этим находкам в собственной речи. Он-то ведь не соглашался с Лукой, спорил… Но он – болтолог, наслаждающийся самим звучанием слов, вот слова-то к нему и прилипли… почти без осмысления. И он пытается из них что-то построить – но строится-то нечто отчетливо сатинское, яркое и трескучее, абстрактное, но красивое – «песня», одним словом!
С этой-то песни его и сбивает Актер. Возвращая – к _ настоящему _. К жизни и смерти - от слов. Только вот так и неясно, удастся ли Сатину хоть на этот раз уцепиться за смысл – а не за одно звучание, кто знает?

Отредактировано Kemenkiri (2009-12-17 17:54:30)

0

12

О! Про Сатина - точно. Лука мне показался все же иным, скорее - такой... да, не ученый с картами и книгами, но явно "политический", но не из студентов, а из народа, рабочий... может быть, как раз наборщик;-). Клещ - скорее не весело-злой в сцене драки, по-моему, это ярость, то, что в этот раз было вместо ненависти и усталости. Ярость - тоже "горячее" чувство, требующее выплеска. Вот он и выплеснулся, тем более, что Костылев вышел такой тварью, что его убийство выглядело чуть ли не благом. Забавный момент - из всех окружающих людей Клещ более всех уважает, кажется, Наташу - по крайней мере, когда она его "строит" (неподражаемым своим голосом, к которому и определений-то не подберу), то он вполне "строится", хоть и ворчит;-). И еще - про него же. Часто финал его роли выходит или смирением с безнадежной ситуацией, или почти клинической депрессией, или еще чем-то, тоже не сильно радостным. На этот раз был иной вариант, он (а не Сатин) остается лидером после ухода Луки - и, я так думаю, что из обитателей ночлежного дома этот рабочий человек устроит-таки какую-нибудь артель "Напрасный труд":-))
И еще - тоже о Луке. Кто-то (на официальном форуме) писал отзыв своего ребенка о Луке Китаева, мол, "это был Бог". Нет, не Бог - но, такое впечатление, что - апостол (ну да, наверное, он не зря - именно Лука). Какой-то своей, выстраданной и выстроенной веры. О том, что человек человека всему научить может. И его убежденность в том, что "вовремя человека пожалеть - великое благо" сродни завещанию Ланцелота Авилова: "Жалейте друг друга... это правда, это чистая правда" - да, это и его, Луки, правда. В этот раз тема жалости, деятельного научения человека человеком прозвучала еще яснее, чем на первом спектакле.

0

13

Fred написал(а):

но явно "политический", но не из студентов, а из народа, рабочий... может быть, как раз наборщик;-).

В общем, по крайней мере точно ясно, что этот из народа *вышел*... вот предыдущий вариант в него явно *зашел*... с сибирскими последствиями. Про этого я так и не поняла, общался ли он с Сибирью именно в этой ипостаси... не факт.

Fred написал(а):

в сцене драки, по-моему, это ярость

В сцене драки - похоже, так. "Веселая злость" - это в разговорах, это... предыдущая стадия.

И - спасибо невероятное за идею того, что дальше финала... Потому что меня все печалит, что вроде бы у роли Клеща нет "выхода", внятного завершения, вроде бы и правда в лучшем случае - неопределенность, в худшем - депра и запой...
Но... танец. Танец. И - уж Сатин точно не лидер (да он и не подчиненный!;-) он - птица-говорун, попугай жако на кусте), там скорее из Бубнова нужно организовать что-то... (И из Татарина). Но должен быть тот, кто организует. И тут путем простого перечисления лиц понимаешь - да, Клещ или никто. (Актер, кстати, тоже не мог бы. Он -в лучшем состоянии себя - генератор идеи, идеолог, пример, но - одиночка. При всей общительности. Странное, кстати, свойство - для *актера*. Или... это должен быть такой АКТЕР, который в одного может держать на себе спектакль... А вот когда его за пьянство переведут на роль могильщика - не сможет, не удержится...)

А Наташа... да, да. Не удивительно, что он ее уважает. Она - не из бездельников, и - не из хозяев. Ну, второе - по факту. И - она видит в ночлежниках *людей*...
Меня, кстати, в случае Наташи радует мысль, как ни странно, что у нее финал-то тоже открытый... (Даже более открытый, чем в пьесе). Да, в больнице и никого не узнает, но... психика - штука нелинейная, а реактивный психоз и пройти может иногда...

Лука. А ведь да - имя! Не знаю, что имел в виду автор, но тут оно явно - не зря. И второе "имя", которым его часто поминают (эпессэ) - Странник. Тоже очень подходит, апостолам и было велено - ни в каком городе долго не задерживаться... И, как бы ни складывалась пока история Луки - но что получается ясно, так это именно выстраданная им вера и идущие от нее дела...

+1

14

Kemenkiri написал(а):

реактивный психоз и пройти может иногда...

может, потому что именно реактивный. Правда, тогдашняя психиатрия была та еще, не было на Наташу доктора Стравинского;-), но... Но - и тут вступает в дело тот факт, который мы оба, кажется, пока не назвали - этот спектакль вне времени. Это не про позапрошлый (или начало прошлого) век, это про людей, которые "напоминают прежних" (с) Так что - да, и для нее еще не все потеряно, может быть, даже больше найдено.

+1

15

Kemenkiri написал(а):

когда на заднем плане в синем свете другие обитатели воплощают свое подсознание (Клещ бьет морду Костылеву, Барон танцует с Настей, - надо бы присмотреться, кто еще что) – Татарин стоит один, и – я долго пыталась понять, что же он делает? За плугом идет, что ли?

В прошлый раз он однозначно опускал в колодец ведро на цепи с помощью ворота, затем доставал его.

0

16

Kemenkiri, о! Вспомнил! В прошлый раз Клещ с Костылевым пил, а про морду - это тоже нововведение, получается!:-)

0

17

Ага! Логично, Костылевы-то разные! Пожалуй, да, Костылев-Черняк к нему не серьезно придирался, а так... "скрипел", как и он... Такие, если бы отбросили сословные различия, могли бы и выпить, точно! А Костылев-Долженков... ну, тут мечты Клеща вскоре исполнил Васька Пепел!
Надо будет очень внимательно эти "сны-не-золотые" в следующий раз отсмотреть!

0

18

Капс гостевой книги театрапосле спектакля 29 ноября 2009 (лирически доработанный)
Ввод Алексея Мамонтова на роль Луки

http://s39.radikal.ru/i083/0912/53/fff12cd805a3t.jpg

Чтобы капс лишний раз не загружать, тексты вынесу
**********
Анна (написано: 30-11-2009 04:49)
Не могу уснуть,все вспоминаю прошедший спектакль"На дне",прокручиваю эпизоды,слова...Вспоминаю ушедших...Я всегда любила этот спектакль,но сегодня-это было что-то невероятное,магическое.Очень хочется поделиться с кем-нибудь впечатлениями,но муж с детьми в отъезде,а мамуля моя старенькая,не могу ее будить.Поэтому,слова мои обращены в космос(надеюсь,что днем их прочтут и передадут актерам)-вы творите на подмостках чудо,не щадя себя,не щадя зрителя.Спасибо.Мамонтова видела первый раз-это запредельно,эпохально и очень по-человечески. Этот актер подарил мне сладостные минуты слез и улыбки.Дорогие актеры,я всем вам признаюсь в любви!
**********

f (написано: 30-11-2009 05:19)
Анна, как я Вас понимаю!:-) И я надеюсь, что Алексей Мамонтов так и будет играть в этом спектакле - это было здорово, просто здорово и очень сильно. Иначе - да, но не менее верно и ярко.
**********

из блогов (написано: 30-11-2009 14:57)
...Интересно, это Театр на Юго-Западе или игра "Городок" больше виноваты в том, что в посмотренной нынче пьесе на "Дне" из Луки перед моими глазами образовался участник ежели не польского восстания, так хождения в народ, теперь пробирающийся обратно и собирающийся взяться за старое??... О другом и вовсе помолчу;-)
**********

. (написано: 30-11-2009 15:41)
Присоединяюсь! Вчера был очень сильный спектакль! Валерий Романович! Пожалуйста, дайте нам возможность еще увидеть Алексея Мамонтова! А Игорь Китаев - мой любимейший Актер. О таком составе я бы только мечтала... Про вчерашнего Луку хочется написать очень многое. Такой человечный, добрый, но в то же время именно, как когда-то учили в школе, "лукавый" Лука... Спасибо за вчерашний спектакль!
**********

Татьяна ( Москва ) (написано: 30-11-2009 16:16)
Мамонтов-чудо, масса обаяния, он был такой живой на фоне абсолютно тусклого барона,никакой Ивановой, Наумова с оператором за плечами.Он счастлив от того, что находится на сцене, а им это все, похоже, уже давно надоело.Как всегда, на высоте Афанасьев!
**********

Ирина ( Москва ) (написано: 30-11-2009 18:14)
Присоединюсь к хорошим словам в адрес Алексея Мамонтова. Счастлива, что попала на этот спектакль. И не согласна с Татьяной по поводу Евгения Бакалова. Я считаю его самым лучшим актером Театра на Юго-Западе на сегодняшний день. И именно его Барон оставляет, как правило, самые сильные впечатления. То же самое можно сказать про любую его роль.
**********

Ольга ( Москва ) (написано: 30-11-2009 20:25)
Я тоже присоединяюсь ко всем! В черашнее "На дне"- это что то! Мамонтов играет просто великолепно, он действительно живёт, проживает жизнь Луки. Да и все актёры в этот вечер были на высоте! Спасибо))) P.S. Я не знаю почему, но мне Ольга Иванова очень и очень понравилась, да характер у Василисы прямо скажем не сахар, но как она играла, впрочем как и всегда) Но это только моё мнение)
**********

Олег (написано: 30-11-2009 21:24)
Одни штампы, а не Василиса. Те же слова сквозь зубы, те же стиснутые кулаки. Все то же, что в "Бабочках", "Калигуле", "Эдипе" и "Опере нищих". А Мамонтов гигант. Неожиданный Лука, где-то совершенно непривычный, но сильный. Спасибо ВРБ за столь мощный ввод.
**********

Кристина ( Москва ) (написано: 30-11-2009 21:26)
Знаю театр с момента основания. Это, несомненно, один из лучших его спектаклей.Вчерашнее появление на сцене Алексея Мамонтова было откровением, хотя, несмотря на его долгое отсутствие, мы его не забыли. Алексей, как всегда был непредсказуем и в своем прочтении материала, и в исполнении его.Он был живой, искрометный, он внес столько своего "я" ( а у Мамонтова этого "Я" столько!) в спектакль, что тот заиграл совсем новыми красками. Алексей, пожалуйста, останьтесь в спектакле!
**********

. (написано: 01-12-2009 01:57)
...
...Пепел вчера был тоже потрясающий! И никакой оператор не мог сломать то, что от него исходило. Мне вчера Пепел понравился как никогда. Тоже - верю, верю, верю! У Наумова это вообще одна из самых-самых ролей, на мой взгляд....
**********

0

19

11.12.2009
Не смогла написать об этом спектакле сразу после. Почему? На то было много неинтересных причин. Но остались отрывочные воспоминания и обрывочные фразы на обороте репертуарного плана, вот их и попробовала собрать.

Оказывается, есть разные степени дна, как разная глубина паденья. А твоя жизнь или то, что от нее осталось миллиметры, отделяющие тебя от новой ступени ада. И у каждого героя в спектакле дно свое. Они его отсчитывают и вымеряют: вот тут, ты еще не на самом дне - бывает и хуже, а вот там, уже…
У каждого жителя подвала есть свои приспособления, для того чтобы оттянуть очередной шаг вниз.  Так для Клеща убежденность в том, что он выкарабкается это его приспособление, не спускаться ниже. Барону позволяет поддерживать равновесие, сохранение манер, видимости былого, не важно, что там только кофе и было, важнее та боль, что прорывается от тоски и пустоты, когда нарушается этот хрупкий баланс. У Барона в запасе всего несколько секунд, пока он ищет и одевает очки, чтобы собрать себя, и постараться удержатся на том дне, что у него есть сейчас.  А вот Актер делает шаг ниже, когда забывает любимое стихотворение. Он и сам понимает, что это еще один шаг, еще одна ступенька.
И это понимание и знание дна и его беспредельности роднит обитателей подвала. Между собой у них может быть что угодно, но против пришлых, таких как Василиса или Костылев они сплачиваются. Даже Наташа здесь не совсем своя, что уж говорить о Луке.
В целом это спектакль и вовсе без Луки. Не в том смысли, что Алексей Мамонтов плохо сыграл эту роль, ни в коем случае (скорее даже наоборот –  слишком хорошо), просто Лука, по сути, здесь ничего не определяет. Его присутствие лишь ускорило то, что произошло бы и без его вмешательства. Не будь его, на это потребовалось бы чуть больше времени только и всего.
Да и Лука не в десяти шагах от людей. Он и сам та блоха, которая не плоха, все они черенькие.
Лука не человек из истории о праведной земле. Хотя именно ему необходим этот глоток надежды, ведь без нее грабеж получается, человека в главном обворовывают.
Лука, скорее беглый каторжник из рассказа про зимовку на даче, тот самый каторжник, что чихал сильно. И ему нужно это безумие веры не меньше чем тем, кому он пытается его дать. Дать без задней мысли, не думая о последствиях. Поэтому и выходит, что хотелось как лучше, а получилось как всегда.
А как всегда? Сатину песню испортили, потому что Актер удавился. Оставив после себя ощущение аплодисментов, когда сердце бьется в висках, в зале штормит, а через эту волну идет корабль сцены.
И так хочется попросить - не задавайте слишком сложных вопросов. Зачем живете? Для чего живете? Думаешь ли ты что знаешь на них ответ или нет, они все равно слишком сложные, а Актер, увы, умеет спрашивать.
Это сложно, потому что вопрос - а можно ли сделать шаг выше, от дна, остается открытым. Песню-та испортили.
Дальше каждый решает для себя, дно ведь оно очень глубокое и сидит в внутри нас, а мы балансируем на его ступенях.
Только зябнем часто, где-то внутри сильно сквозит и снаружи не всегда тепло. Так Васька Пепел не из тех, кто ищет приспособления, чтобы не спускаться, он скорее озябший, закоченевший, у него никак не выходит отогреться. И вопрос о Боге важный, потому что Пепел сам всегда выбирает верный для себя ответ.
Верит редко, а когда не верит почти отмахивается от выверенных и предсказуемых пояснений. А что если у него уже нет сил верить?! Один огонек остался, что согреть может, Наташка, но как бы бережно он ее не держал, удержать не может.   
Наверное, уже тогда песню начали портить, ведь все обошлось без счастья, можно даже добавить - как всегда. Зато ты, не сходя с места, выговорился, вытрясся и чудо в том, что после спектакля шаг наверх, кажется возможным.

0

20

В дополнение к предыдущему посту, про вводы и замены того спектакля.

Бубнов – Николай Ломтев
Подозревала, что любую роль можно сыграть иначе, но не представляла что так.
У Бубнов Николая Ломтева совсем другие важные нотки в его рассказе о прошлом. Не цельно вырубленный кусок жизни, а выкорчеванное с корнем чувство.
Так уж он любил свою жену, что возненавидел, когда она его предала, но даже сейчас он ее оправдывает, ведь ей не сладко с ним пришлось, ведь у него запои и ленив он больно.
А конец монолога, который обычно отсекает зрителя – «все», он отбил ногами  и это «все» взметнулась как занавес - номер окончен.

Медведев – Денис Нагретдинов
Пока я исхожу из мысли, что этот актер ни разу ожиданий не обманывал ни вводами, ни заменами, а этот спектакль был сразу после гастролей и т.д. и т.п. 
Может быть, поэтому Медведев несерьезен с Пеплом, а Пепел не шпана с ним так нельзя (А еще интересно, что помощник пристава хотел найти у Алешки Сапожника и Малого при обыске ставя их лицом к стенке? Обрез?).
Не совсем ясно, зачем он ходит к Квашне, да еще и замуж уговаривает? Ведь ее появление для него словно отдавленная мозоль (может за ней в тайне  приданое, какое имеется и он только ради ентого?))
Самое же неожиданное это то, что на сцене Медведев часто «прячется», куда-то уходит, показывает спину, наверное, что-то вызнает (расследует), пока с ним разговаривают.
В общем вот это все как-то в картину не сложилось, но я почти уверена, что так больше не случится, а картина сложится, возможно, уже сегодня.


П.С. Мне обычно тяжело дается сцена стенаний Василисы после убийства Костылева, долго, и вымучено, и собственно ничего не дает не Василисе, кроме времени на сцене, не зрителю (во всяком случае мне, так что -  имхо). Куда больше драматизЬму ей в прошлый раз подарил Васька Пепел, уходя от нее, в первом акте. Василиса пытается его удержать, почти вцепившись в плечо, а он руку потихоньку высвобождает начиная с предплечья и заканчивая ладонью, словно песок просачиваясь сквозь пальцы Василисы, оставляя ее руки пустыми. Руки, в которые после Василиса прячет лицо. И это действительно красиво, и намного сильнее плача о «Васеньке» ((с) Василиса), тем более для такой гади сильной женщины как она.

Отредактировано Lek (2010-01-31 15:58:17)

0