...и можете считать меня сумасшедшей
Вчера (17.12.08) «отбабуинилась», сегодня опять пойду, а пока на скорую руку. Ибо захлестывает холодный ужас от спектакля. Не знаю, зачем этот спектакль появился в репертуаре, но кое-какие домыслы появились.... они зыбкие, но возможно, сегодня к вечеру потеряются. А вчерашний день мог оказаться ошибкой...
Читать пьесу можно лишь под дулом пистолета, ...либо, как прилежный зритель в свете предстоящей премьеры. Именно поэтому не видела прогона. Мужественно прочитала пьесу. Ничего скучнее и неинтереснее придумать невозможно. Зачеммм ставить это. Вторым аргументом стала цена билета (ну... не будем о деньгах при Бабуине говорить, а то подслушает и устроит сказочку, что мало не покажется... об этом позже). Кто знает, может это было правильное решение. Не видела сырых наметок, что там скрывать и вчера это был не чистовик. Кое-где, впрочем, почти незаметно, текст оказался бугристым, а если вспомнить какой там текст, тогда возникает вопрос - как вообще это можно было выучить.
Кстати, с Сорокиным мое знакомство состоялось до знакомства с Трипом и Щами. Правда эти произведения не читала, читала другие. Ничего кроме как желания ритуально сжечь эти книги не возникло. ВР перевернул с ног на голову, как минимум отношение к двум пьесам автора. А вот желание сжечь великое произведение Кантора все еще осталось. ВР переписал материал, достаточно здорово оживив авторское занудство. И простите... можете не верить, можете бросаться камнями, но... произведение получилось современнее некуда. И это не шутка, хотя самой верится в это с трудом.
«...забытые, быть может, в наше механистическое кукольное время»
Простите, немного о наболевшем. Сравнительно недавно, финальные слова Пигмалиона изменились, совсем незаметно, но наше механистическое время, стало кукольным. Для кого-то разницы нет, для меня, простите за занудство, но есть. Механистическое время - когда людей, живых и чувствующих окружает техника, механика, интернет и прочие достижения современности. Они сужают свои круги, давят и душат, внутри кольца сердце может превратиться в обычный механизм (да-да, окуклиться), а может пытаться жить, делать попытки дышать, чувствовать, оставаться теплым. Кукольное время - не дает шансов второму варианту. Ни малейшего шанса, и только - кукольность, толпа, которую ведут, которую программируют и душат виртуальные сети, глянцевые обложки и насаживаемые стереотипы. И вот таких изменений в «Куклах», не просто монологе Пигмалиона-Беляковича, а в других нюансах и общем впечатлении от спектакля, от публики, от принятия и неприятия много. Они незаметны, но спектакль сильно изменился. Как любят говорить, любители поговорить - спектакль это живой организм. Не поспорить. Вот и живой организм «Кукол» вырос до чего-то странного, кукольного, механического. Это сугубо имхо, и здесь не буду останавливаться на этом, а честно постараюсь развить тему в другой ветке...
К чему я...? Вот такое вот кукольное время, не механистическое, а кукольное строит для своих гостей Петр. В каком времени находится он сам?.. не знаю. Думаю, что, не в кукольном, но пока не обосную, хотя аргументы просятся.
Вооружен и очень опасен. Шла подготовленная до кончиков ногтей изучив все от первоисточника до обсуждений в гостевых: непотребное склонение экзистенциализма в дурацких монологах (в пьесе их осилить сложно, а уж понять лучше и не пытаться, и это действительно будет правильное решение), переодевания, пение, актеры-универсалы, костюмы, поедание человека и прочее и прочее и прочее.
Можете опять не верить, но... не было этого. Серьезно, не-бы-ло. Точнее было, но оно было правильным, аккуратным, в тему, и не должно быть иначе. Оно не царапнуло и не возмутило, оно было единым действом...
Вслушиваться в длинные тексты о переходе Аллы в иное измерение, тексты со сложными оборотами даже не хотелось. Слова, в которых растерянный Курочкин попавший в чужую для себя атмосферу вдруг обретал силу и уверенность. Еще бы философ попадал в знакомое море. Эти слова совершенно не слушались, может оттого что с первых предложений нить терялась мгновенно, начинаешь блуждать в следствиях и выводах и в конце концов бросаешь это дело. Но бросаешь еще и потому, что обнаруживается другое - важно не то что говорят, а то как говорят и еще важнее - что делают. Ведь Петр намеренно поддевает, напоминает о жизни, выборе и очевидно указывает на неправильность выбора Курочкина. И если тот, любит свое дело и хоть как-то пытается сопротивляться, Алла, сложив лапки, готова сдаться на милость победителя. Ее Петр даже в расчет не берет и сначала замечать не хочет - кукла, а вот Курочкин ему интересен...
«...да и охранников раньше не было. Но ведь я-то был. Был или не был - вот в чем вопрос» - так говорит Вован в финале «Двух веронцев», а «Бабуин» просто и ясно, яркими, заманчивыми костюмами отвечает на этот вопрос...
кто о чем, а вшивый... Можете считать меня сумасшедшей, но это «Калигула». Эдакий вариант нового времени. Петр-Калигула который дает урок, но не в пределах отдельно взятого государства, а в рамках дома, где закрыты все входы-выходы и попав туда, ты не сможешь выйти и, скорее всего, проиграешь... Есть ли шанс выиграть...? пока не знаю. Отрицательно не позволяет ответить Сироткин, которые сымпровизировал. Но выиграл ли? Пока не знаю... Возможно, что он «умерев» (в кавычках) однажды в этой марионеточности дома Петра, возрождает желание жить. Но его единственная импровизация - сможет ли он дальше импровизировать? Или стены дома Петра, их богатый холод возродили его желание жить? Не знаю...
«Калигула» - это произведение о любви (да, возможно для кого-то о другом), о безмерной жажде любви, причем любви к жизни, женщине, человеку (в общем список прилагается). «Бабуин» - об отсутствии любви и горечи невозможного, и страшно сказать - убитом желании хоть как-то вернуть и возродить собственное желание любить. Петр «умер», понимает это, и есть боль от этого, но он не хочет оживлять и пытаться возвращать, разочаровавшись в существовании этого чувства. А гости, гости лишь подтверждают это. И та же Алла, ведь она собирается замуж за Сироткина не потому что любит, а потому что оказывается ему должна... Все должны друг другу по жизни. Петр «мертв» в этом своем расчудесном и заманчивом мире и ставит свои страшные опыты над людьми, а может быть пытается найди победителя, кто сможет сопротивляться и жить? А можно ли жить, когда зарплата ученого на порядок отличается от зарплаты бандита (да, я упорно не хочу говорить простыми словами). и... как говорится - дальше что? Вообще спектакль оставил чувство дикой безысходности и желание перевернуть, или хотя бы не позволить разочарованию захватить тебя с головой. По-настоящему страшный и сложный спектакль... Можете не верить, но это слова о «Бабуине»
Почувствуй себя бабуином??? Шкала бабуинизации.... Когда-то слова звучали так - «почувствуй себя Калигулой». Но ведь вот они, вот они налицо засечки на линейки от нуля до ... … наверное, все-таки до Бабуина это логичнее, но когда выстраивала градацию получилось так:
Курочкин - Алла - Ирина - Кузин - Бабуин - Сироткин
На какой отметке остановилась я? Хочется верить что...
***
Пока все, но сказать есть еще много чего...Жертвенный стол... да, возможно это и грусть о поворотном круге, но ах, какая идея - подиум в мир, который предлагает Петр, подиум по которому Петр вышагивает и остальным тоже хочется сначала прикоснуться, робко сесть на уголок, а потом легко вспрыгнуть и пройтись по центру. А потом начать самому вращать - именно так поступает Алла. А как читаются монологи,и как легко Петр двигается по этому столу. Актерские работы, которые еще не до конца выстроены и это чувствуется. Сам Петр... я впервые таким вижу Афанасьева, это зверь и чудовище... калигула нового времени (простите). Актеры-универсалы и мисс Магадан они так красиво заполняют пространство, так мягко живут в этих условиях...
Да, этот спектакль мне хочется увидеть еще раз... самой странно
***
Отредактировано rrr_may (2008-12-19 13:02:40)