Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Собаки

Сообщений 1 страница 20 из 26

1

О спектакле – http://teatr-uz.ru/spekt/index.php?spekt=sobaki2

Тема посвященная спектаклю на официальном форуме театра - http://teatr-uz.ru/forum_t/viewtopic.php?id=101

http://i022.radikal.ru/0801/b2/ecfc2c301c83t.jpg

0

2

Собаки. 10.11.07

   Спектакль шел в дневной программе, зал почти целиком состоял из детей с родителями. Много ли в этом спектакле было детского? Не знаю, ибо я сидел и утирал слезы.
   Под музыку, возвращавщую меня в 80-е, замечательные вожак и бывалый Черный, свободный и независимый Гордый, умный, умеющий читать Головастый, старожил Хромой, милая и неопытная Крошка, задиристый Борзый, интеллигентная Такса, милая Красивая, немая акробатка Жу-жу в компании кота Ямамото ведут существование в овраге. Пусть конец несчастливый, пусть грустная Мурка в исполнении пьяного от валерианки кота вызывает веселый детский смех и одновременно грустный смешок взрослых, пусть несчастная оставшаяся в живых Жу-Жу выходит в конце на дорогу и с надеждой смотрит на каждый проезжающий авто, а затем тихо молвит свои первые слова: лю-ди! лю-ди! - отчего становится так слезно, а в душе щемит!..
    Они все до единого были хороши! На выходе я сказал Quasi: всё было так здорово, но одновременно грустно - и из-за мыслей, и из-за того, что придраться вообще не к чему ))
   Хороший вожак - Чёрный - получился у Задохина. Уверенный, сильный, мудрый... Когда он просто стоял на фоне Луны и молчал, этого, казалось, более чем хватало. Он никогда не проявлял слабость, но даже при всей силе и опытности ему явно хотелось своего хозяина.
   Дима Гусев и его Гордый. Классная игра и классный образ. Это я вовсе не про "колесо", трижды проделанное Димой в ограниченном шинами пространстве )) Я про ту харизму, которая "перла" из одного и из другого!  От первой и до последней минуты это был очень убедительный Гордый, которому, впрочем, и неловкость не мешала (когда он пришел в гости к Ямамото), и грусть (когда рассказывал про художника).
   Такой забавный Головастый с обрывками газет - свежими надо сказать, иначе как объяснить анонс концерта Элиса Купера в клубе Б1 (который реально будет на днях)? ))) Такой смешной Головастый... Он оптимист, он верит в людей, скорее - в сторожей, в то что те никогда не обидят... ну, хотя бы не сделают больно. Милый Головастый... ему понравиласьТакса, ведь она так им восхищалась! ))
   Такса. Славная, она убежала на секунду от дачного дома, чтобы вернуться и увидеть, как любимую террасу заколачивают. Её не бросили... Её безжалостно кинули. Как и всех собратьев по оврагу. Она очарована Головастым, его умом и сообразительностью. Она немножечко глупа, но и интеллигентна, как её бывший хозяин. Она смотрит вокруг и удивляется, как же её удалось прожить в овраге больше месяца? Она даже научилась возмущаться, пытаться отстаивать права... В конце концов, она бежит из оврага вместе с Красивой в надежде где-то встретить хозяина и снова зажить по-человечески (жестокий каламбур ((( Они и правда сбежали, спаслись ли? Что лучше - вечное скитание, вечные поиски и терзания или быстрая смерть на живодерне? (((
   Ямамото. Гы-ы, да и только! Пиарщик страны восходящего солнца! "Где Япония? Там, за кольцевой дорогой!" ))) Вестник, блаженный житель одной из квартир в многоэтажке, любитель Валерианки, мечтающий о Мурке или под Мурку )))), добряк, грустный добряк. Развенчал окончательно миф, что кошка с собакой не могут ужиться. С ним бы ужился даже голодный крокодил, ну и впрямь, как не полюбить такого?
    Жу-жу. )))) Я люблю Карину. Да, да! Не улыбайтесь! ))) Как же здорово она сыграла! Такая трогательная, подвижная, грустная и веселая! Озорная, кивающая и согласная, мечтательная! Жу-Жу, сбежавшая из цирка, проникшаяся дружбой с Хромым, заставляла не отрывать глаз. В конце же, на обочине дороги, в надежде на доброту людей и на нахождение своего хозяина, Жу-Жу смотрит с мольбой то влево, то вправо, что хочется выбежать с криком сквозь слезы и прокричать: хватит, хватит, не мучайте меня больше! Будет хозяин! Нельзя же быть настолько одинокими!
   Я смотрел на лица взрослых в тот момент... Я смотрел на Карину. Я потом еще весь день смотрел на проезжающие мимо автомобили...
   Теперь я знаю, почему воют собаки на Луну? Они просят у Луны защиты и осуществления желаний. Крошка просила о том, что она хочет и что хочет каждый из её друзей... Крошка - такая маленькая, неопытная мало что понимающая Крошка. "Её век был так недолог..." (с)
 
   Это были прекрасные два часа.
   Там собаки такие человечные, а люди... люди - хуже собак.

0

3

Каюсь, про некоторых я не сказал. Нет, не забыл. Просто не все еще успокоилось в королевстве души моей.
   Добавлю, что очень был хорош Максим в роли Борзого! Выпороть бы его за то, что съел недельный запас корочек, но жаль было. Опять же, по-человечески. Защищался Борзый своей задиристостью от обид и зла, которые причинил ему мир за оврагом. Всё бы ничего, набрался бы опыта, стал уверенней, если бы не люди - живодеры поганые!..

0

4

Овраг на окраине города – их единственный дом. Те, чьими лучшими друзьями их всегда было принято считать, отвернулись от них.

У каждого из них своя судьба, свой характер. Гордый предпочитает оставаться в стороне, не претендуя на место вожака стаи, и он же может найти для каждого из сородичей пару добрых слов, и если надо, попытается заговорить и по-кошачьи – и пусть для кота Ямамото, странным образом дружного со всей стаей, «мяу» Гордого звучит как-то не так, эти двое понимают друг друга и окружающий мир достаточно, чтобы видеть, как он холоден и враждебен.
Черный – вожак, твердый и непреклонный. Неясно, он больше циник или реалист, но и он не лишен чувства сострадания к ближним.
Хромой – по-своему несчастный, по-своему счастливый, он знает, что его сила – в его слабости, и в маленьком теле его живет огромное сердце. Романтик, готовый поделиться с избранницей припасенными на черный день корочками.
Красивая — случайно, как она полагает, потерявшаяся, еще помнит о хорошей жизни у своего человека. Помнит о былом и Такса, до сих пор с теплом вспоминающая бывшего своего хозяина, профессора. Она полна признательности к нему, и полагает случайностью свое внезапное одиночество, хотя и в ее монологах, в высшей степени культурных и интеллигентных, проскальзывает затаенная обида на человека.
Головастый — единственный образованный член стаи, некогда живший при школе, - он научился читать газеты, но не научился читать то, что стоит за словами газетных объявлений вроде «отдам собаку в хорошие руки». Во всяком случае, он не достаточно сообразительный, чтобы просчитать реакцию тех, кто повидал побольше него.
Крошка — щенок, родившийся в овраге, ей неведомо ни что значит быть чьей-то собакой, ни что такое «добрые руки». Она наивна и чиста в своей вере в возможность лучшего — например, того, что кто-то из детей, играющих с ней иногда, пригласит ее к себе в гости.
Борзый — совсем молодой пёс, хитрюга, эгоист и ябеда, пытается найти свое место в стае, но вечно делает это через пень-колоду — то шантажирует чем-нибудь собратьев, то подъедает недельный запас еды в одиночку.
Жужу – бывшая цирковая собака, потерявшая голос, и, похоже, память — судя по тому, что до сих пор верит в людей и надеется на лучшее. Именно ей отдал свое сердце Хромой, и вместе они радовались совместному будущему, строя планы на излечение, пока Борзый не подбил Хромого на воровство, что трагически закончилось для последнего.

Изгои в мире недобрых людей, собаки, чья жизнь в овраге и так находится под угрозой (тут аукаются и современные «точечные застройки»), в меру своих сил и разума мстят обидчикам Хромого, в результате чего всю стаю, кроме чудом уцелевшей Жужу, отправляют на живодерню.

Странное, должно быть зрелище для детей школьного возраста — взрослые, открыто вслипывающие и плачущие на дневном спектакле.
Но трудно удержаться от слез, когда видишь, как еще недавно радужное будущее Жужу и Хромого осколками разлетается под ударом ноги злого человека, пожалевшего куска мяса для увечного пса., или как потрясенная потерями всех близких ей существ, Жужу наконец подает голос... и взывает к людям. Она все еще верит, и вместе с ней понимаешь, что вера еще не погибла, несмотря ни на что ...

Так и тянет, говоря о поведении собак, назвать его «человечным», но нет здесь ничего более циничного, чем сравнение людей и собак. Да, история «Собак» - это отражение нашего, «человеческого» образа жизни — где кому-то проще в стае, а кому-то — быть одиночкой, но остается под огромным вопросом, кто в нашем мире достоин (ох, какое неуместное слово!) ... кто в нашем мире заслуживает того, чтобы называться Человеком, а кто — всего лишь Животное.

0

5

Quasi, а хорошо нас в субботу зацепило, скажи? )

0

6

Я давно не плакала "на людях".  "Взрослые" спектакли последнее время так не цепляли, как этот. Радует то, что я способна сопереживать и сочувствовать - пусть хотя бы в театре. А если в театре я на это способна - значит, актеры отличные! :)

0

7

Quasi, а меня ЮЗ разбудил, "подправил", подлечил и научил. Чему? Не скажу, сам не знаю, мне просто хорошо. Поначалу я стеснялся выражать эмоции. Сейчас мне всё равно, что подумают люди. Я пришел в театр, я смотрю постановку, я переживаю, я пропускаю всё через себя, я плачу. На Собаках я прожил большую эмоциональную жизнь... Удивительно, что это детский спектакль, хотя нигде не видел, что это было написано. По поводу ребят и девчонок на сцене  мне казалось, они были очень раскованы и свободны в субботу...

0

8

"Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак" (не помню, чье)
Связно не получится, поэтому тезисно:
- Не ожидала, что Задорин может ТАК. На его завещании Жу-Жу ("Там мячик всего с одной дырочкой. Ты играй с ним, Жу-Жу") прорвало. Страшно. Вот так, по-собачьи. И в воскресенье цветок получила больше не ведьма, а Хромой.
- Максим умница. Напомнил своего же Донни в стремлении не казаться больше ребенком, быть взрослым.  К сожалению, взрослым он только казался, но не стал. И его обида вперемешку с наглостью тоже пробирали.
- Карина волшебная. Невероятная просто. Жу-Жу с вытянутой лапкой у дороги и тихим-тихим шепотом "Лююдиии".
Из позитивного: правда жизни от Ямамото о том, чем занимается мой Темка на досуге, когда "его" отвалят по работам. Всё, кроме вольных псов в гостях, потому что квартира обычно в порядке, зато двд, мп3 и прочие чудеса прогресса в его распоряжении :)

0

9

Именно этот спектакль трогает, задевает во мне что-то искреннее и настоящее. Детское, доброе. Но одновременно очень взрослое и жестокое.

Даже меня... - казалось бы, искушенного поклонника Юго-Запада с стажем, длиной более чем в полжизни.. - да, я пришел туда еще ребенком...
Даже мне было "тяжело..." с этим, давно, казалось, забытым ощущением комка в горле. Как "встало"... на сцене смерти Хромого, так и не отпускало... до самого вечера.

Спасибо. Всем. И за то, что этот спектакль держится уже 20 лет. Кстати, скоро его День Рождения, 21й :-)

Отредактировано timko (2008-04-09 12:06:19)

0

10

Это другой спектакль, не тот, что был поставлен 21 год назад. Так сказать, Собак Собакович. Также как давно уже идет Женитьба Женитьбовна - не надо думать, что "невесте" действительно 30 с лишним лет.

Отредактировано Клио (2008-04-09 13:17:44)

0

11

19.10.2008

Замена: На первый взгляд нет уверенности в том, что это собака, скорее медвежонок случайно прибившейся к стае. Борзый Дениса Нагретдинова, большая, дурная собака с тяжелой челюстью из тех, что любит пободаться широким лбом. Он не злой, как Печкин, вредничавший потому что у него велосипеда нет, просто он большой пес с щенячьими ответами на взрослые вопросы.

П.С. казалась, что в этих «Собаках» каждый актер играл за двоих, а то и троих.

Отредактировано Lek (2008-10-21 16:45:53)

0

12

21.12.2008

Я думала как бы лучше рассказать о спектакле и как не крути, лучше начать с самого конца, когда спектакль уже закончился. Свет погас, вновь зажегся, сцена пуста, зрительный зал молчит, пауза длится и длится, никто не решается первым захлопать, тишина, актеры не выходят, сцена пуста, молчание о: Жу-жу, Гордом, Красивой, Таксе, Борзом, Крошке, Черном, Хромом, Головастом и Ямамото, длинное молчание в один выход. Снова гаснет свет, снова зажигается и теперь все как положено овации, актеры на сцене, но та минута, неожиданная минута, не прописанная пьесой как у Ерофеева, в зрительном зале с детьми, минута растерянности, наверное, не хуже аплодисментов.

Что-то в этом спектакле пошло по-другому. Выросло иначе из щенячьего тявканья и возни за ленточку извлекаемую Борзым во время урока, которую пыталась отобрать Крошка, не смотря на протесты самого Борзого – «фокус порвешь». Из всепроникающей Японии Ямамото и его - «Банзай! Почти стоя» после второй «рюмки» валерьянки. Это что-то начинающиеся с повязки оставшейся на лапе Гордого и его слов о своем человеке – «а как я живу?» и ворвавшееся в спектакль с Жу-жу. Когда Черный рассказал что Хоромой умирает, она ахнула. До раздирающего душу крика немой собачки, Жу-жу ахнула. От неожиданности ли, потрясения, но последняя песчинка упала и перевесила. 

Хромой уходил тихо, он звал Жу-жу, и она плюхнулась прямо там, где стояла, ее лица не было видна только два хвостика-ушка торчащие в разные стороны, она смотрела на него, а рукой искала его руку, пока ее пальцы, не сжали его ладонь. А он улыбался и говорил ей, что уже умер. Тогда Жу-жу подняла голову к небу, к серебреной Луне, к их матушке, но не как воют собаки, а как воют люди. В принципе, не так уж сильно отличается этот вой.   Красивая, всегда плачущая, когда провожают Хромку, на этот раз не просто горевала, она сжалась в болезненный комочек и не разгибалась. Гордый и Борзый стояли с опущенными головами, не поднимая их пока  к ним не обратятся, а Такса была просто шокирована происходящим. Такса, которая не умеет мстить. Вот вся ее суть, высказанная на перегонки с самой собой - она не может кусаться, не может причинить зла. Поэтому она уходит. И  прощаться с Головастым ей по человечески больно. Глядя на него, она не сразу не понимает, зачем он протягивает ей обрывок газеты. На память?
Вслед за ней бежит Красивая, она тоже не может кусаться, пока она об этом говорит, раздается какой-то пронзительный  звук, это убежала такса, словно скуля.

Голос Черного оплавился, после ухода Таксы и Красивой. Он мягкий, вязкий, печальный. В нем вся та забота о стаи, которая не помогла ее сохранить.
Собаки мстят человеку в лице многих, они обсуждают свою месть, шутят и замолкают с грустными, тягостными взглядами куда-то в нас.
А перевязанный герой ни одного сражения Ямамото собравшейся в Японию с надеждой спрашивает – «может кто со мной?». Лишь бы не одному, лишь бы не в одиночку.

Я помню, как тяжко сидеть в четвертом ряду. Ближе к центру, это слишком близко к Матушке Луне, ты почти и есть эта Матушка Серебряная Луна. И смотреть в глаза Крошке, ощущая свою беспомощность страшно, так ли беспомощны все кто смотрят на нас сверху? Крошка и сама словно серебряная в ярком свете. Она просит для собак нечто напоминающие рай, и что-то под конец забывает, ах, да, обыкновенное счастье для других, тех, кто еще будут жить. Когда она сказал – «все», это было действительно все. Уже слышно как приближается живодерня.

Среди массивных черных шин балерина Жу-жу, совсем маленькая, но она держит руку, с отчаянной надеждой, против всей жестокости, держит руку. Одну за себя и вторую за друзей, она с ними попрощалась, когда раздался отдаленный вой, где-то под небом Матушки луны. Она держит две руки, одну за себя, одну за них, и обе для нас. 

0

13

4/01/09
о Собаках из жж l_a_d_n_a

l_a_d_n_a:
Театральное
Была сегодня со Светкой и Сашкой (Юля вот только разболелась)
в театре на Юго-Западе: http://www.theatre.ru/ugo-zapad/
Наконец-то понравилось всем - и мне, и детям. Спектакль "Собаки". Ничуть не елочный, серьезный. Грустный спектакль про жизнь стаи бездомных собак. Но это настоящий театр, а не шоу всякие. Я отогревалась, а дети почувствовали. Почувствовали Встречу с театром. Наперебой рассказывали мне после действа, как они ни на минутку не вспомнили ни о еде, ни о времени - настолько погрузились в атмосферу спектакля. Как запомнили каждую собаку из стаи, каждый самобытный характер и как жалко было, когда этих собак переловили и осталась только одна собачка и как ей было тяжело и хотелось, чтобы хоть кто-нибудь из людей ее взял к себе или хотя бы приласкал...
А мне вспоминались грустные фильмы из моего детства, которые мне почему-то старались не давать смотреть или читать: "Белый Бим черное ухо", "Круг чистой воды"... Вот все-таки есть какая-то родительская типа "оберегающая" фигня - не давать переживать, расстраиваться, плакать. Все это объясняется, что внутри родители считают, что в жизни и без грустных историй много плохого, таким образом транслируя "из Тени" ребенку установку о том, что в реальной жизни много плохого и боли.

http://i016.radikal.ru/0901/d4/622169bca041t.jpg

Отредактировано rrr_may (2009-01-05 19:20:01)

0

14

А еще....
А еще я, наконец, сформулировал для себя, почему мне так близок.. дорог.. так "гениален" этот спектакль: он позиционируется как детский, но... гениален он тем, что все роли на нем распределены и просчитаны: дети на нем смеются.. а взрослые плачут. Некоторые - рыдают в голос уже в фойе и на улице.

Это спектакль для смеющихся детей, которые ЕЩЕ не понимают этой боли.. и плачущих взрослых, которые знают эту боль.

Отредактировано timko (2009-02-07 14:36:28)

0

15

Приходила с племянником на спектакль. Очень понравились абсолютно все актеры играющие собачек!!! Браво!!!!

0

16

3.05.2009

Целый мир сквозь замочную скважину…

Добрый мир, населенный почти детьми. Собаки были бы ими, если бы не взрослая пронзительность некоторых  сцен.
«В цирке, наверное, хорошо?»
И Жу-жу морщит носик – знали бы вы как хорошо!
Красивая, как о чуде равном явлению святого человеку, говорит о руке, что ее погладила.
Гордый, в нескольких штрихах рассказывает о сложном чувстве любви. Как он живет, если все счастье заключено в паре минут, когда он провожает своего человека.
Такса, даже сейчас, после того как от ее профессора остался лишь бантик, сохраняет в памяти только хорошее о нем. Не защищайте его Головастый, она и сама защитит профессора  лучше всех.
Вот поэтому каждой собаке нужен свой человек.
А котам, как Ямомота нужен свой дом. Он чуть-чуть артист (как попугай Кеша, устраивающий телеэфиры для воробьев и ворон), замирающий в ожидании реакции на свой спектакль. Может ему и не нужен человек, но почему-то нужны собаки.
Вот поэтому каждому кто-то нужен.
Когда наш, человеческий мир вторгается в их, собачий, солнечный как фотографии из детства, у Жу-жу хватает сил чтобы поднять руку. Она  знает, что может быть больно, но и пусть будет, руку она все равно не опускает, потому что нельзя без любви и надежды.
И то, что надежда в лапках Жу-жу наверно не случайно. Когда Крошка, детеныш оврага, с которой все очень добры, да и быть иначе не может. Так вот когда Крошка, наивно, словно сказку в которую как щенок еще верит, разговаривает с Луной, самые страшные глаза у Жу-жу. В них боль, океан боли. Она уже знает, что ничего из искренне вымоленного у Луны не сбудется. Но никто не решается сказать об этом Крошке. Она ведь ребенок и совсем как человеческий ребенок в минуту опасности завет маму.
Каждому, кто-то нужен.
У Гордого есть человек, но тот об этом не знает. Гордый взрослый, но и он цепляется за эту мысль в последние минуты – у него есть человек.
А час назад он сам был кем-то для кого-то. Оттаскивал за шкирку друг от друга щенят, не больно, но настойчиво, призывая к порядку слишком борзого Борзого. Неслуха, сообща воспитываемого всем оврагом. Если Крошка общий ребенок, то Борзый общий подросток в трудном переходном возрасте. Но стоя в боевой стойке по отношению к людям, он готовится не к нападению, а к защите.
В остальном Борзый обычный мальчишка,  играющий в стрелялки с воображаемым пистолетом, не дать не взять тайный агент и задирающий девчонку – Крошку. Которая и сама не из робкого десятка - если что кулаком пригрозит. Хотя для Борзого это почти заигрыванье, с ее стороны. Что взять с мальчишек в таком возрасте?
Зато он умеет показывать фокусы и так мастерски что Такса с Гордым глазам не верят, пытаясь понять, как он это сделал, пока Борзый в вразвалочку идет за свою парту в собачей школе, уже забыв как недавно его весь овраг спасал от гнева Черного.
Черный тоже взрослый, как и Гордый (Хромой не в счет, слишком простодушна его взрослость). Поэтому он вожак, поэтому и пытается всех спасти. Он не удивляется человеческой жестокости, но все еще не понимает как люди, которым собаки ничего плохого не сделали, делают плохо им.
Черный подбадривает Жу-жу после крестового похода на человека, – «Хромой бы порадовался». Это должно утешить ее, но не утешает.
Где-то, в глубине души, уже ясно, что про собачью дверцу Гордый, вовремя вспомнил, ради надежды.
Все мы на что-то надеемся.
Так Такса надеется, что можно жить не кусаясь, а Красивая на то, что ее кто-то ждет.
А Головастый надеется на Гордого, смотря в след уходящий Таксе. Головастому, хочется ее догнать, но он не решается и надеется, что кто-то еще побежит. Может быть Гордый, вдруг он тоже побежит за Красивой.
Но никто никуда не побежал.
И как бы не успокаивал всех умирающий Хромой, – «ребята вы чего?» Все равно умерает, умирают все.
Но пока Жу-жу в конце спектакля поднимает лапку и пока это вызывает в зале слезы…
Каждому кто-то нужен и каждому нужна надежда.

0

17

Lek!Прочитал Ваш отзыв и вдруг понял,что-плачу,совсем по-детски.Хорошо,что дома никого нет...Ваши слова так же пронзительны,как и спектакль.Как будто снова пережил мгновения сего действа...

0

18

Lek написал(а):

Собаки 29/03/09
Крошка – Вероника Саркисова
Очень маленькая, точнее совсем-совсем юная, щенок с хвостиком в вечном движении. Просто потому что иначе она пока не может и весь мир для нее еще солнечный и прекрасный. В спектакле «Собаки» в Театре у Никитских ворот Хромой обращается к залу с предложением  оставлять заявки актеру играющему Овраг, с именами понравившихся собачек чтобы потом забрать их домой, у них дескать для спектакля второй состав имеется, но в Театре на Юго-западе бывают замены, а второго состава как такого вроде нет, поэтому Крошку вряд ли кто-то отдаст, хотя желающих написать заявки будет гораздо больше, нежели в Театре у Никитских ворот.

Собаки 10/10/09
С того первого показа я помню лишь один момент – Крошка – любопытный и вечно голодный щенок. Она постоянно держится за урчащий от голода живот и любое появление предмета будь то газета в руках Головастого или тряпочка для фокуса в руках Борзого сопровождалось вытянутой шеей, а то и вопросом: «Еда?»

Сегодня картинка нарисовалась четче
Крошка Авиловой состояла из вопросов, точнее ее мир составлялся из ответов на бесконечные вопросы, рождающиеся в ее голове. Ее очень волнуют вопросы и еще больше волнуют ответы. Из этих ответов она складывает свою реальность.
У Крошки Саркисовой уже есть свой мир, он отличается от мира взрослых собак. В нем есть дети, загадки и игры и этот мир сейчас целиком ее. У нее тоже есть вопросы, но они иные, они из любопытства, но они не сломают ее картинку. Получая ответы она иные вплетала в свой мир, достраивая картинку, так как ей хочется, чтобы было хорошо и весело, а другие игнорировала, если ответ не устраивал или был непонятен. Обращаясь к луне, она защищает этот свой мир, просит сохранить его и немножко просит за других, за другой чуждый ей мир. Сначала подумалось как же по взрослому звучала эта молитва, слишком по взрослому... а с другой стороны... вот он щенок и он просит так, что ну не сможет отказать тот кто там где-то есть, ведь есть и должен услышать. И этот щенок просит за взрослых собак, которые продолжают верить, что есть кто-то, но уже не попросят так, просто не смогут, потому что они взрослые собаки и могут смотреть на Крошку и тихо подпевать ей, чтобы слова ее летели выше, или слушать и надеяться или не надеяться, но слушать и быть может после ее слов поверить...

А еще эта Крошка смешно помахала на прощанье Ямамото – не ладошкой по-человечьи, а щенячьей лапкой - ладошкой с сжатыми пальцами, такой раскрытый кулак (ой, что это у нее с рукой, как лапа, футы оптический обман зрения)

****
А в целом про спектакль в двух словах получилось так: уронили-подняли-уронили-подняли-уронили-подняли-плюс музыка-плюс картинка в финале = всеобщий «ах» и слезы в три ручья

0

19

Видение нижегородской зрительницы)

24.10.09г.
Московский Театр на Юго-Западе
Спектакль "Собаки"

Есть уже приобретенная привычка ездить в этот театр с тем, чтобы в один день посмотреть оба спектакля, девной и вечерний. Собаки заявлены в репертуаре как детский спектакль, с некоторым ограничением - детям от 8 лет. Если в прошлый раз, весной, на спектакле "Маленькая колдунья" того же театра дети занимали практически весь зал, то на этот раз в зале было достаточно много взрослых. Наверное, это было к лучшему, потому что назвать спектакль детским можно с большой натяжкой. Он более универсальный, для всех возрастов, в нем нет ни сказки, ни волшебства, в нем добро не побеждает зло, а самим детям по ходу спектакля нередко приходится удивляться, глядя на плачущих вокруг взрослых.

Название постановки говорит само за себя - спектакль про собак, а точнее бездомных псов. Сцена в характерной манере режиссера предстает в минимализме декораций: старые покрышки, покрытые белой тканью, на заднем фоне одинокая красная луна. Это главное и практически единственное место действия - старый заброшенный овраг, в котором и живут собаки. Их девять и почти все они когда-то имели хозяина, так называемого "своего человека". Черный (А.Задохин) - вожак стаи, властный и уверенный в себе лидер, не питающий никаких иллюзий насчет окружающей действительности; Гордый (Д.Гусев) - изредка оспаривающий главенство в стае, но остающийся на вторых ролях, Гордый и рассказывает зрителям о каждом жителе оврага, видно что рассказывает с любовью. Хромой (О.Задорин) - живущий словно в каком-то своем, веданом только ему мире, никогда никто не слышал от него рассказов о прежних хозяевах, но это не мешает ему быть душой компании, иметь доброе сердце и уметь дружить по-настоящему. Головастый (А.Шатохин) - интелигент, живший ранее у школьного учителя. Благодаря ему, каждое утро стаи начиналось со свежих новостей, ведь Головастый единственный кто умел читать, а читать он любил газеты. "Слушайте, собаки, объявление" - "А-а-хх, объявление" "Отдам собаку в добрые руки..." "Головастый, а как это, в добрые руки? А что, до этого они были плохие?" Такса (И.Барышева) тоже образованная собака, по крайней мере считает себя таковой, ведь она жила на даче у профессора. Позже на этой почве они сдружатся с Головастым, Такса не сможет удержаться от восхищения им. Красивая - (А.Шестовская) - случайно потерявшаяся, не предполагающая, что потерять ее могли совсем не случайно. Борзый (М.Драченин) - дерзкий, хитрый, этакий балбес - один раз умудрился съесть недельный запас стаи в одиночку, после чего лежа кверху животом умолял спасти его от мук обжорства. Крошка (В.Саркисова) - совсем еще щенок, у нее никогда не было "собственного человека" - она родилась в овраге, задавала всем вопросы, из ответов на которые составляла свой собственный мир, вместе со всеми верила в лучшую жизнь, хоть и не знала, что это такое, домом для нее был овраг, семьей - стая, она обожала детей, играющих неподалеку, звала их в гости в овраг и свято верила, что когда -то и они позовут ее к себе в гости. Ну и Жу-Жу (К.Дымонт) - немая собака, в прошлом выступающая в цирке, в настоящем делящая место обитания - овраг - вместе с остальными членами стаи бездомных, а вернее, как они себя сами называли - "вольных" псов.

Так жили в овраге эти собаки. Такие разные, такие похожие. Пока не пришла весть о том, что овраг вскоре будет засыпан. Конечно, в большом городе, разрастающимся новостройками нет места какому-то оврагу. Тот же факт, что в нем живут какие-то бездомные собаки - никого не волнует. Собакам нужно принимать решение, где жить дальше - они боятся, что же ждет их в будущем. Весть принес друг стаи вольных псов - кот Ямамото (И.Кириллов), живущий в доме неподалеку оврага. Это единственный позитивный, юморной персонаж, над которым можно было посмеяться, наглости которого можно было улыбнуться. Кот - ярый поклонник Японии и всего японского - самоуверенный, хвастливый, забавный от этого - он требовал от стаи уважения своему императорскому достоинству. Да, Ямамото утверждал, что он - японский император. "Ямамото" - спрашивали собаки, - "а кто такой император?" - На что кот самодовольно отвечал - "Император - это самый главный кот! На небе, на земле и... и... в космосе!!!" Только Черный гонял кота, и то по-дружески. Гордый же иногда мяукал с ним за компанию и ходил к нему в гости.
"Собаки! У меня для вас как всегда важная новость! Ваш овраг засыпают" - "Кааа-ак?" - "А так землей! Вы что, не верите мне? Вашему другу японскому императору Ямамото?!" И собаки бегут вместе с котом смотреть на ужасный бульдозер, готовящийся засыпать овраг. Поникшие, они лишь на минуту грустят, но жизнь продолжается, они начинают думать, как бы остановить людей, готовых забрать у них последнее - их дом. "А где мы тогда будем жить?" "Так не бывает, если вместо оврага что-то будет, тогда вместо чего будет овраг?
Много раз отвлекалась от спектакля и думала, что здесь есть для детей восьми и старше лет? Смогут ли они вынести что-то большее, чем "жалко собачек?" Очень яркое очеловечевание (прошу прощение за слово, режущее слух) - ложится проекцией на восприятие публики, в основном детской. Но задуматься здесь есть о чем не только детям.

Кто-то из собак верил в людей, кто-то нет, но все они верили в одно: в СОБАЧЬЮ ДВЕРЦУ. "Знаете, собаки, есть на свете такая собачья дверца, она почти невидима - меньше бусинки - но каждая собака в нее пройдет. А там - одни поля и луга, там очень много вкусной еды и совсем-совсем нет людей и палок в карманах.... И каждая собака, у которой нет своего человека, просто обязана найти эту дверцу...." И эту дверцу собаки упорно искали.. Искали у ручья и у моста, и у магазина, и у метро. Не находили, но продолжая неистово верить в ее существование, не прекращали поисков. Тогда-то собаки и потянулись друг к другу, казалось, что пришествие новой трагедии в их и так далеко не безоблачную жизнь потребовало еще большего сближения между собой, поиска участия друг в друге за невозможностью обрести его в холодном враждебном мире людей. Так в спектакле очень тепло показана сцена между Хромым и Жу-Жу, своеобразный обмен добротой и любовью двух сердец, непоказная нежность, какая только возможна между ними в этой жизни: "Жу-Жу, ты такая красивая, ты знаешь, я ведь не всегда отдавал вкусные хлебные корочки Черному, у меня припрятано немного, я готов поделиться ими с тобой, покажи - как там вас учили в цирке?" "Жу-Жу, знаешь, когда мы найдем собачью дверцу - мы пойдем с тобой в больницу - там мне сделают деревянную ногу, а тебе голос... И тогда мы заживем с тобой счастливо" На что Жу-Жу нежно улыбалась, заглядывая ему в глаза, ловя каждое его слово, несомненно верила и мечтала вместе с ним.

Невозможно не описать, наверное, единственную позитивную сцену спектакля, где есть над чем, а вернее над кем поулыбаться сквозь грустные ноты, заданные в начале спектакля. Сцена, когда кот приглашает Гордого к себе в гости, живо напомнила мультфильм "Бобик в гостях у Барбоса", где есть такой момент "А где спит дедушка? Ах, дедушка, да там... в прихожей на коврике" Также вальяжно развалившись в кресле у столика с бутылочкой валерьянки, Ямамото объясняет гостю - "Там у меня телевизор с ди-ви-ди, там кухня, нюхня и все такое, хочешь валерьяночки?" "Не употребляю" "Жаль, а я выпью" После каждого употребления кот неистово кричал Банзай и в итоге нализался по самое императорское не хочу. В этот момент Гордый заметил дверцу позади хозяина и поинтересовался "Ямамото, а это случайно не собачья дверца?" "Нет, это холодильник." и уже окосевший окончательно продолжил "Экскьюзми, я в будуар!" - после чего плюхнулся в кресло, где и заснул в пьяном угаре. Далее все было более чем понятно, Гордый позвал остальных собак, сгорая от любопытства они открыли заповедную дверцу и.... началось пиршество, плавно переходящее в собачью дискотеку под зажигательные композиции 80-х. В принципе на этом и заканчивается то единственное позитивное, что было у собак, это маленькое счастье в кругу постоянных забот и проблем. Но не у всех, в то время пока остальные развлекались, Черный с Хромым как обычно добывали для всей стаи еду, в этот трагический момент Хромой и получил роковой удар, который мог значить для больного пса только одно - смерть. "Веселитесь, собаки? А там Хромой умирает". И тишина. Смолкает музыка. Изчезают улыбки с лиц. И в этой зловещей тишине раздается душераздирающий крик немой собаки "Аааааааааааа". Жу-Жу обретает голос, неистово крича, узнав о страшной новости. И от этого крика ком встает в горле. Лично меня на этом крике просто "вынесло", и не только меня, судя по соседям, которые потянулись за платками вытирать слезы. Вот так безжалостно режиссер "уронил" зрителей вниз, перед этим, подняв высоко вверх. Последущая сцена еще более дополнила ощущения. Собаки столпились вокруг умирающего Хромого. "Ну что вы, все равно когда-то пришлось бы умереть, все умирают"- успокаивал он.. Каждая собака прощалась : "Прощай, Хромка!...." Безудержно рыдала Красивая. А потом Хромой попросил всех уйти и остаться с Жу-Жу. "Жу-Жу, ты знаешь... не унывай, там есть припрятанные корочки.. я оставляю тебе свой мячик, с одной дырочкой, играй с ним.... И не забудь, когда ты найдешь собачью дверцу, ты обязательно получишь голос, верь, Жу-Жу..." А она плакала над ним, и кивала своей милой головкой с двумя торчащими хвостиками. На этой сцене, сопровождающейся грустной музыкой, был в ступоре весь зал, чувствовалось, как в скорбящей тишине скапливается этот нагнетающий комок, висящий где-то над головами у всех. Хотелось отвернуться от сцены и не смотреть. Но отвернуться проще, труднее выдержать эту боль вместе с ними.

После смерти Хромого из стаи ушли Такса и Красивая. Остальные же остались отомстить людям за своего собрата. Они попытались отомстить, они отомстили, в какой мере могут отомстить собаки людям - взбунтовались, кидали в людей покрышки от колес - все что у них было в овраге, нападали, но.... конечно, их никто не понял. Более того, приехала живодерня. Шокирующая концовка спектакля - все до одной оставшиеся собаки за это бунт попали на живодерню. Как показывается момент сопротивления людской силе - нужно описывать отдельно. Шатающиеся по сцене, с измученными лицами собаки, в глазах некоторых из них до сих пор сохраняется вера в людей, в непостижимость такого обращения с ними, в бесконечную веру даже у смертного порога, даже зная, что люди ведут их на смерть, они верили в лучшую жизнь, верили в людей, верили до последнего вздоха в то, что мир не может быть настолько жесток. Собачья жизнь такая, сегодня у тебя в зубах кость, а завтра ты не знаешь как уцелеть.

И здесь... в старом овраге, чудом выжившая единственная собака - та самая милая Жу-Жу заканчивает последнюю сцену спектакля. Она стоит в лучах софитов на авансцене, поворачивая голову то вправо то влево вслед проезжающим по дороге машинам и чуть слышно скулит: "Людиии, ну где же вы, люди......"

Так заканчивают свое безрадостное существование эти бездомные псы, изгои в этом большом и недружелюбном мире; недолог собачий век, особенно век бродячих псов, жизнь Крошки оборвалась практически так и не успев начаться. Не сбылось ничего из того, что она просила у матушки-луны. Не сбылись их надежды. И ярко отслеживалась в этой тягостной завершающей концовке проекция на людей как более глубокий смысл, заставляющий выходить со спектакля с многими мыслями и вопросами. "Насколько мы сами человечны в этой проекции?" "Насколько для нас важны темы дружбы, сострадания и взаимопомощи?" "Достаточно ли мы сильны, чтобы подать руку слабым?" "Насколько сильно может любить наше сердце... Насколько мы достойны любви и веры других?" Каждый решает сам. Но всегда нужно помнить, что рядом с тобой есть кто-то, кто тебе нужен и кому нужен ты. Стоит только хотеть увидеть это. Очень хочется чтобы в жизни, окружающей нас было как можно меньше боли и страданий. Ведь мы можем сделать мир немного добрее, протянув руку дружбы и помощи нуждающемуся в этой руке.
"Мы должны держать вместе, вместе мы сильнее" (с)

P.S.
По актерам: просто великолепный И.Кириллов - очень понравились его харизма, сумасшедшая энергетика. Такая разная Карина Дымонт, вижу ее третий раз на родной сцене и каждый раз ей удивляюсь. А.Задохин очень профессионален. Да и остальные ребята молодцы, равнодушным не оставил никто. И если после некоторых спектаклей Юго-Запада у меня возникает острое ощущение пересмотреть их, то на "Собак", пожалуй, я не приеду еще долгое время. Не тот случай!

0

20

4.04.2010

Спектакль игрался вопреки залу, но я не буду рассказывать о детишках, которые где-то стараниями актеров втягивались в действие, а где-то, увы, нет. Я хочу написать о другом – о взрослых, сложных нотках, слышавшихся в спектакле (возможно по причине тех же, неуправляемых детишек). Конечно «Собаки» изначально не стопроцентно детский спектакль, но настолько взрослым, на моей памяти, он редко случался.

Во время прощания собак с Хромым, Жу-жу, цепляется за «печку» словно и хочет подойти, и не может. Она к нему буквально ползла, по миллиметру, и это были тяжелые, неподъемные шаги, словно если она подойдет все происходящие станет реальность, а пока еще есть надежда что все это неправда. Хотя эта надежда даже не призрачна, она иллюзорна,  и живет исключительно внутри самой Жу-жу, но и там она по капле иссекает, и уже невыразимо больно и от этого каждый миллиметр еще тяжелее. Сначала на коленях, а потом на руках, как на четырех лапках, подойдя Жу-жу уткнулась в макушку Хромого, и так и слушала его. До конца.
Реально и от того страшно, страшно и по тому реально.

После смерти Хромого Борзый описывает того, кто его пнул и Головастый не верит, что тот, кто читает газеты мог это сделать, а Красивая закрывая уши, что-то громко повторяет, чтобы никого не слышать, затыкает уши и ревет. Такая отчаянная попытка сохранить свой мир, когда мир вокруг разлетелся на кусочки. И как вся концепция ее разлетающегося мира, слова, произносящиеся Красивой – я не могу кусаться. Буд-то о другом сказано – я  не могу разрушать то, что имеет смысл, не могу разрушать себя, ну не могу я кусаться! Это даже не решение, а один выдох всего и сразу. Так на «простом, детском» спектакле, начинаешь задумываться -  не о твоей ли это жизни. Не пытался ли ты хотя бы раз так же уберечь свои эфемерные представления о реальности, потому что не можешь кусаться. А кусаться не можешь не потому что это так сложно, а потому что знаешь что после того как укусишь тебя такого, какой ты был и есть уже не будет.

Ямамото зал любит и принимает за загадоШную Японию )) Он за спектакль делает Японию самой популярной страной мира, вызывая бурную химическую реакцию из детского смеха. Но помимо этого есть еще и прощание, когда он уходит в эту самую Японию, а собаки остаются с надеждой на то, что там, где-то выше, кто-то есть, а  Ямамото отрезвляет – а никого и нет, так словно точно знает, сам проверил, и альтернатив быть не может.

Щенок Крошка говоря с Матушкой Серебряной Луной не просила, а вымаливала надежду и ладошки подняла, словно может в них эту надежду по капельки собрать так отчаянно она о ней молила… не знаю, сталкивались ли дети в зале с таким, думаю что нет, я и сама впервые видела,  как можно молить о надежде, выпрашивать хотя бы кусочек от нее.

П.С. На последок, об улыбнувшем  - когда Гордый в гостях у Ямамото находит собачью дверцу и собирается позвать всех собак, а хозяйничающей в квартире кот ему запрещает Гордый пытается его смягчить – а я по-японски ) Ямамото тоже не теряется, – а как? Пришлось Гордому отмахиваться, – это сложно, пойду, попрактикуюсь.

Отредактировано Lek (2010-04-20 14:17:00)

0