Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Ромео и Джульетта


Ромео и Джульетта

Сообщений 21 страница 40 из 48

21

20.02.2008

Счастливейшие умирают рано…

У Шекспира нет таких страстей где бы искры в глазах гасились слезами или вспыхивая высушивали слезы. То, что есть во взгляде Ромео и Джульетты, когда он ведет свою невесту, почти жену и не может отвести глаз, в которых любовь и нежность граничат с болью. Ромео на секунды крадет улыбку, неловкую, угловатую, для нее. А Джульетта дрожит, словно весь миг их любви спрятан внутри нее и рвется наружу из волнительного плена.
В их первую встречу на балу она будто воробушек трепещет в его бережных руках. Еще секунду назад девочка, с нетерпеливостью и азартам тянущая за руку в пляске старшего брата из рук Ромео уже высвобождается смущенная, трогательная, восторженная девушка. Его поцелуй вырвал ее из детства, ее ответ нашел под камнем на его плечах юность. К брату Лоренцо за благословением прибегает мальчишка, легкий словно мысли которые должны разносить послания любви, по мнению Джульетты. Шаловливый, влюбленный, искрящейся молодостью и счастьем. Не долгим счастьем, оно здесь в малых правах, его робко передают из рук в руки на краткие мгновенья, как сокровище, словно шаги Ромео вслед перебирающей руками свет Джульетте. Их страшно спугнуть в них боязно вторгаться.
Когда кормилица сообщает Ромео кто Джульетта, не ее имя становится для него горьким открытием, а бременем на сердце ложится свое собственное. Его новая тайна, которой он не хочет делиться так же как своими переживаниями в начале спектакля с Бенволио. Ромео дает ему понять, что знает для кого все эти расспросы – «кто там, мой отец?» Его тяготит не столько общество Бенволио, сколько постоянные неумелые попытки влезть к нему в душу. Ромео не боится прищемить самолюбие или все таки уязвленную в итоге гордость Бенволио. Который, как  Балтазар в перебранки Монтекки, случайно, нехотя попал на линию огня.
Семейства разделились не на два враждующих лагеря, а на тех, кто понимает и не понимает сути происходящего. Так кормилица важнее леди Капулетти, она ближе Джульетте, чем мать, у них свой язык старых друзей и родных людей. Ее Джульетта корит за то, что не предупредила о теме беседы с матерью, от нее не скрывает как чужд ей брак, тем более с Парисом и в ней находит отголосок понимания. Слова кормилицы же становятся решающими для женщины, в которую Джульетту превращает не время, а боль. Она последний человек после отца и погибшего Тибальта кто близок ей. Ответ кормилицы у клонящейся к земле Джульетты с надломленными ладонями, обхватившими друг друга, отнимает последнюю опору, чтобы выстоять на ногах.
Для нее не очевидно то, что так заметно со стороны. Жестокие слова отца в адрес дочери продолжение горя и траура. Его мучений, ослепляющих к страданиям других, как и беспомощность матери, волнующейся за мужа. Тибальт не дотянулся до Ромео клинком, но ранил, его зримо, Джульетту невидимо. Она защищает от его призрака Ромео, становясь преградой между врагами и двумя любимыми ею людьми. Никогда раньше не была так ясна ее привязанность к брату, никогда прежде не была так значима ее любовь к Ромео.
В этом великом заговоре есть еще один участник – Меркуцио. Они в равных весовых категориях с кормилицей, он шутит с ней, а она на ощупь определяет, что разметчик не ее. И их подколки скорее встреча равных и друзей, с рапирами не шпагами. Их роли тоже схожи. Меркуцио сообщник Маб, Ромео и даже Джульетты.  Он заговорщиком ведет Ромео на бал, всячески его там оберегая и скрывая, его завет Джульетта в первый миг, возможно, чтобы узнать имя юноши пришедшего с ним. Он  тот, кто может все устроить, даже свою собственную смерть, поставить удачно. Уж если гибнуть, то так же как и жить. Но на сей раз это был не танец со смертью, а случайное, хоть и вынуждаемое свидание. Не слишком переперченной, а слишком необременительной была для жизни воздушная поступь Меркуцио, он и сам не всегда замечал, как делал важный шаг. Шаг по чужим судьбам и своей.
От неба до земли, тяжелой поступью похоронной процессии Джульетты, где за членами семьи идут призраками маски их души вышедшие из тела. Среди них Парис, не актер, а именно Парис из второго акта. Я специально стараюсь не писать имен, если все правильно на сцене не актеры, а их роли. Вот так было вчера. Так я увидела то, что происходило на сцене, волшебный спектакль, в котором были практически все по списку из программки. Парис, надменный со священником, вмешивающимся в его планы, почти грубый с ним и словно не слышащей отторжения в словах Джульетты. Еще не любящий, но тянущейся к ней. Его можно внести в склеп. 
В пространство, где  луч осветил то ли изваяния то ли портреты в нишах, перед тем как ворвались тысячи его собратий в открытые окна. Только не отсюда из другого места, из окон струится не наш, неземной свет. И грустно не от стоящей в нем Джульетты или вошедшего Ромео, а потому что он видит ее, говорит с ней, а она находящаяся здесь, в пол шаге, почти в его пальцах не видит и не слышит его. Ей словно самой тяжко и горько, от того, что она не может увидеть Ромео, но «почувствуй что я здесь» чувствует, что все не так как должно было быть. И смерть может быть счастливой, если создана для встречи…

Отредактировано Lek (2008-02-22 01:19:39)

0

22

Держу давно данное слово вывесить тут отзыв на "Ромео и Джульетту". Это написано после довольно давнего спектакля, но, кажется, оно во многом актуально.

"Зацепили мелочи. Виденные, отмеченные - вспыхнули опять.

Музыка. Завораживает. Необычайный свет.

Одинаковые маски на лицах смотрятся по-разному. Где-то приобретают черты лица владельца и выдают его. кому-то выделяют незаметную ранее черту, а кого-то делают неузнаваемым или скрывают полностью.

Джульетта тянет весь спектакль. В этот раз (из-за зала школьников, думаю), смягчив переходы, более "детская версия", т.е. не играет ребенка, а играла для ребят. Настоящая, шаловливая, может быть некрасивой - и тем привлекает и глаз от нее не оторвать. Не было резкого взросления по сравнению с началом - просто серьезность и ответственность вынырнули из глубины души.

Меркуцио. Первое появление - явно плохо после после вчерашнего – икота, отрыжка. Да бросьте же с утра эти шпаги, пусть князь уже спокойно говорит, а не кричит.
Жест паучка на козлах королевы Маб.
На балу радуется и напряжен, следит изящно и напряженно за соблюдением сложных (и сложенных им самим) правил этой рисковой игры, направляет ее ход легкими, минимальными, играющими, летящими и в то же время напряженными жестами, как художник правит свое полотно. Ночь, бал, интрига, легкий риск - и при этом полная порядочность, гарантированна вкусом, воспитанием, уровнем человека, гордостью, что эта история не выйдет за пределы чести.
Ждет с Бенволио Ромео - действительно, переперчен. Устал и чуть досадует на эту жизнь с одним и тем же арсеналом развлечений и правил. Он сам умен и разнообразит ее, но этого мало.
По ситуации с Бенволио видно, что Меркуцио уже устал от людей, от их недостатков, которые его и раздражают, и утомляют, и делают его ответственным за этих людей из-за его превосходства. Он может и подшутить (и достаточно зло) над приятелями - но не над друзьями. Что и происходит - он пихает Бенволио к врагу, смотрит, как его, труса, пугают, гоняют, но готов вмешаться. Злая шутка. От усталости.
Но тут же именно он выводит сцену разговора Ромео и Тибальта на высокий уровень. Оскорбления Тибальта и отмалчивание Ромео. Реакция не по кодексу чести. Слуги кричат и, ничего не понимая, требуют мести-драки. Тибальт, не вдаваясь в размышления, повторяет оскорбление. А Меркуцио это время стоит, крепко прижав руку к лицу, над переносицей, так, что даже складки образовались. Смесь предельного внимания, крайне внимательного слушанья, напряженности и готовности вступить в любой момент, напряженного считывания ситуации, понимания и горечи, когда Ромео сносит то, что стерпеть уже нельзя.
На фоне "шавок" Монтекки и Капулетти, требующих боя, которых он резко обрывает, отчетливей вырисовывает образ умного, понимающего, властного хозяина - именно это "считывание" фона, глубины истории, второго-третьего-цатого пласта ситуации придают Меркуцио глубину и драматизм. Есть многое за пределами правил обыденной жизни и принятых правил поведения. Внимание, терпимость, чуткость их заметить, оценить, ум, чтобы понять происходящее - черты природного аристократа. Эта простота, которая сложнее всех систем, и поднимает сцену над обывательщиной. Простое слушанье намного ярче вычерчивает характер, душевные способности и свойства Меркуцио, чем самый проникновенный диалог.
Типичная поза - на готовых спружинить и при этом напряженных ногах, приподнятый вверх за сердце (натянутый и поэтому "выключенный", уже утратившей часть импульса-возможностей), с откинутым назад внешне расслабленным верхом корпуса - и головой чуть вперед - внимательно следит за жизнью. Похож на ? в зеркальном отражении на и твердой-сильной опоре.

Няня Джульетты. Не так уж и глупа. Практическая сметка, говорливость, возможно даже, ее маленькая хитрость, прием порой. Ей плевать на принципы семьи. Она из дома Капулетти, но не разделяет ненависти, она кормилица - выкармливает людей. Она судит здраво, насколько может.
Любимая сцена – разгон дерущихся половой тряпкой, как мартовских котов.

Обожаю Ванина. Спокойный, высокий вельможа, давно около власти. Даже душевные порывы ("иль больше мне не дочь") - спокойно, просто, с достоинством.
После смерти Тибальта одна очень ясная деталь - при внешне том же поведении сутулится, тяжесть горя сильно тянет вниз, хотя он и держит внешне привычный тон и поведения. Только говорит чуть медленней - язык не поворачивается. Вроде бы, просто, мелочь, но настолько понятно и глубоко отзывается где-то внутри!

Мать Джульетты. Чуть глуповата. Но именно она великолепно создает картинку и атмосферу собой. Атмосферу семьи, истории, эпохи. Семьи, где муж хозяин. Которого она, при всей их разнице, очень любит, как умеет, и, возможно, чуть побаивается этой разницы. У них есть семья, готовность слышать друг друга, пусть даже и время от времени они и устали от этой разницы между ними.

Джульетта, пришедшая к отцу с "покаянием". Настолько полное, искреннее, что только крепко зажатый в кулачке флакончик, слишком темно блестящие глаза и "низкие тона" голоса выдают глубину. Любви. отчаянья, горя и опять любви.

До какой степени насыщен текст до глубины христианского (сила веры в религию Джульетты - ни на секунду сомнений) произведения языческими (из древнегреческой мифологии) образами - "огненные кони Фаэтона", "угрюмый перевозчик"; королева Маб. Может, поэтому дети и шумят - не в силах усвоить такой поток информации?

В финале свет на лица пока живых (постепенно застывающих статуями католических соборов) и тени на лицах "умерших".

А у Ромео ведь по сути нет семьи: мать заботится о нем, но Ромео ее близко не подпускает, при акценте отца "это т в о й племянник" ощущается разделение внутри семьи. И Ромео со всеми новостями спешит всегда к монаху, а не к родителям. Его "Отец!" в зал именно про Лоренцо после распекания и помощи - знает, любит, ценит - именно тут, не дома. У Ромео вообще нет общих сцен с родителями.

Узнавать себя в персонажах.

Дети, вначале невыносимые от неумения себя вести, пытавшиеся комментировать происходящее, под конец пытались открыть рот, чтобы не выдать, что их затронуло. А в финале с места главного болтуна раздался всхлип - проняло. А потом в туалетной комнате школьницы открыто (тушь-то потекла) признавались, что плакали. И были счастливы этим :)) Жаль только, что спектакль был в основном для них."
Кредитор, зачтено? :)

Отредактировано Snu (2008-04-01 15:22:45)

0

23

02.06.2008

Когда Джульетта узнала о ссылке Ромео, мир рухнул. Я не знаю, что еще можно об этом сказать, это не подается осмыслению, это просто факт. Девушка, какое трепетное слово, сжавшаяся в комок и тянущая руку к яду своим горем разрушала. Стены в нас, крепче не бывает, даже стены мира мертвых не устояли бы перед ее скорбью, в словах, в слезах, в руках, в душе. Душа, терпивица, и вовсе разрывалась. Я не верю, что такое играют, таким живут, пусть на сцене.
Если человек прям и не привык сгибать плечи от горя он проседает. Глава рода Капулетти, к черту регалии, Алексей Ванин, загнал меня в стеклянную лабораторную трубку, там внутри и  вдохнуть тяжко, и расплакаться невозможно. Тело сжималась, будто его били, в него ударялись гнев, боль, печаль, тоска и я не представляю, как выживают под таким обстрелом, но я бы его ни на что не променяла.
Я не знаю, какой бы был Ромео если бы не было Джульетты, но если еще более лично, я и так уже не мало сугубо своего поведала, то я признаюсь, за такой взгляд каким он смотрит на Джульетту можно отдать безмерно много. Ничто и никого рядом с ними не поставить, все лишнее. И я завидую тем, кто способен не спасаться в других лицах отводя взгляд от Ромео и Джульетты, застывших в центре в финале спектакля.
Если же о поступках, то Ромео остался для меня в нежной улыбки посланной следом за Джульеттой и в поединки. Дрались Меркуцио и Тибальт, а Ромео сражался за свою любовь, дружбу, за себя, еще даже не взяв в руки оружия.
Еще в начале я подумала, что если бы… у них все равно ничего бы не вышло, дети, оба дети, и настоящие это чуство постольку, поскольку первое серьезное. Я никогда раньше об этом не задумывалась, прагматизма не хватало, но ушла я в забвении о ком плакала, зная лишь о чем.
Кормилица, Тибальт, Бенволио, мое почтение, я слишком выгорела под конец и мне не хватило сил сберечь фитилек слов на вас, ведь вы способствовали тому, что он сгорел без остатка. Хотя пара слов, о Кормилице осталась: Джульетту я бы оплакивала только с ней.

П.С. я знала, что это красиво, но только услышав от…, трудно сказать Карины Дымонт, Джульетты, я поняла насколько это прекрасно: 

Любовь и ночь живут чутьем слепого.
Прабабка в черном, чопорная ночь,
Приди и научи меня забаве,
В которой проигравший в барыше,
А ставка _ непорочность двух созданий.
Скрой, как горит стыдом и страхом кровь,
Покамест вдруг она не осмелеет
И не поймет, как чисто все в любви.

0

24

Замечательные слова в ЖЖ после РиДж 02/06/08 от aspasia_roma
Наводка на ссылку c официального форума ЮЗ
Подкупили слова о Ванине, точнее об одном из отцов враждующих семейств )))
Для удобства чтения запись разбила на две части.

Моя великодушная хозяйка пригласила меня пойти в ныне знаменитейший театр на Юго-Западе. "Билеты распроданы за месяц. Зал маленький. Но со мной ты пройдешь. Хочешь?"
Что за вопрос? Конечно.
Я была в театре на Юго-Западе в первый и последний раз после школы. Когда мне было чуть больше двадцати лет. Тоже подруга позвала. У нее было два пригласительных билета. Тогда это был Театр-студия, вход бесплатный. Правда, в перерыве собирали по рублю... Так же было на концертах авторской песни: у Вероники Долиной... Больше имен не вспомнилось. Давно было, сами понимаете. Так про вчерашний культпоход в театр.
Кто-то мне сказал, что в Московском метро и днем не протолкнешься! Я кажется, права, перестав верить мнениям тех, кто живет в Москве сейчас. Столько же людей днем было и в мои, советские времена. Утром - и вечером после работы - не протолкнешься. А днем - смотря куда едешь. Так же и сейчас. Больше того. На кольцевой линии и отрезке Парк культуры - Юго-западная я сидела, и даже сделала маленький рисунок карандашами. Сам микрорайон изменился.  Новые здания, торговые центры. Но хорошо: красиво и чисто. Еще в свой приезд два года назад восхищалась положительными изменениями по сравнению с временами, когда я уехала в 1994 г. в США. Тогда Москва была очень загажена.
Сам театр, конечно, изменился. Статус другой, это уже не Студия. Снаружи красивая, хоть и скромная кирпичная отделка. А все-таки хорошо быть "блатным". Подруга вынесла мне билет на первом ряду! Вау! Вот удача. Сначала было обещано место на ступеньках. Получилось куда лучше! Тот же крохотный подземный зал, число рядов для зрителей не добавилось. Но показалось, что сцена больше! Может, просто  обман оптический! Двадцать пять лет назад я смотрела постановку "Дракона" Шварца. Играл тогда не столь известный Авилов (Ланселот). Сам Валерий Белякович изображал одну из голов дракона. Помню,  что все бы ничего: да больно громко! Теперь очень громко - нормально, а в те времена это было ново!
Ладно! Я даже не спросила подругу, на какой спектакль идем. И слегка ... Когда увидела, что это "Ромео и Джульетта". Нет, я очень люблю Шекспира. Дело во мне. Чуть позже, думаю, Вам станет ясно, о чем говорю.
На мою радость, шумных эффектов было меньше. Что? Я уже привыкла!?
Ну с Вами не интересно разговаривать! Улыбка. Вы все понимаете без слов. Или с полуслова?!
Так вот. Кроме всего прочего, я ведь историк.

Простые, но убедительные костюмы для данного исторического периода. Один из отцов враждующих семейств в этой одежде и с той прической представлялся мне  образом настоящего римского патриция времени республики. Показалось удачной та находка, что все одеты одинаково: легкая разница между межским и женским платьем, и отличается  цвет и узор одеяний персонажей-приверженцев двух семей. Представлялось, что единение участников в одно действо достигалось одеждой также, как и многочисленными групповыми танцами-переходами. Словно неизбежный рок затягивает всех в эту бессмысленную эмоциональную  толкотню. И выйти не может никто. Свободных нет, даже правитель Вероны, едва способен регулирован неконтролируемые, мощные, и тем более страшные выходки людей, чья жизнь слишком проста, находится в одной, материальной плоскости и в этом смысле страшна. Она свободна от духовности. А значит, от раздумий о тех вопросах, которые интересуют общество позднее - в новое время, и тем более, сейчас.  Бушующей энергии нужен выход, и она находит его в тех формах, которые мы наблюдаем на сцене. Сейчас пришло в голову: еще бы, чем им по вечерам заниматься, нет ни телика, ни компа. Улыбка!
Замечательна главная героиня! Ее непосредственность и искренность. И наивная детская привлекательность. Уверена, что только в этой роли. В других актриса, наверняка, будет блистать "настоящей женственностью и взрослостью".
Много шуток. Как всегда в искусстве театра, они принимают злободневный оттенок.  Вот Вам преимущество живого контакта исполнителей со временем, а зрителей, с участниками действия.

0

25

Что имею я сообщить вам, мил-други, по поводу вчерашнего действа?
Сначала - о том, что просто режет глаз.
Небольшая филологическая мелочь для "кордебалета": слово ноКоть в русский язык вроде пока не включено...
Далее: надо отметить, что Матошин-Ромео никогда не казался мне особенно убедительным, но вчера он превзошел сам себя! Эта чугунная придавленность к земле, эти бегающие глазки, и движения, напоминающие болезнь Паркинсона - должны были изображать перенасыщенность эмоциями и взрыв чувств?
Признаться честно, Ромео вместе с Джульеттой искренне хотелось отравить еще в первом акте. Да и не увидела я Джульетты в этой прожженной кривляющейся кукле... Однако во втором акте Карина  в моих глазах реабилитировалась: её надрыв стал более уместным, стенания и придыхания были в тему...
Парис же настолько дичился Джульетты и ужасался при мысли о браке, что впору было заподозрить его в импотенции или гомосексуализме...
В итоге трагедия враждующих семейств отошла на второй план, а на первый плавно, как пузырь со дна болота, выплыла личностная проблема Меркуцио: проблема самодостаточного человека, проблема ироничного и проницательного одиночки, которому - тем не менее - осточертело всё вокруг, и сам себе - в том числе (бывает, ох как бывает...) Спасибо Олегу Леушину за эту циничную, саморазрушительную чувственность и глумливую, фатальную тонкость.
Весьма оригинальным представился мне образ брата Лоренцо, созданный Евгением Бакаловым. Пред очи мои явился некий ведун, хранитель тайного знания, член Ордена Тамплиеров, формальный христианин, по ночам участвующий в древних мистериях, на досуге балующийся алхимией и поигрывающий философским камнем в кармане хламиды... неплохо бы смотрелся в его руках шаманский бубен для путешествий в Верхний и Нижний Миры...
В общем и целом - впечатление от спектакля мозаичное, не целостное. А жаль...
Ведь Шекспир, как всегда, был на высоте.

0

26

Ромео и Джульетта. Театр на Юго-Западе. 25.09.2008.
или Разрозненные впечатления о моем первом спектакле.

...боролась с оч.сильным искушением - дать по шее: девушка, сидевшая рядом со мной, пришла в театр с френдом. Пришла, естественно, не за театром: отсюда бесконечные шепотки, хихиканье и обжимания...
...как же плакала в финале моя соседка по залу - навзрыд, слез своих не стесняясь. Так не плачут в театре. Так плачут, потеряв в жизни что-то родное, что-то бесконечно ценное...

...все время казалось - вот он сейчас оттолкнется от досок сцены "бледной ногою" и воспарит метра на два... на три. Меркуцио/Олег Леушин. Дивный! Врун, болтун и хохотун. Застрельщик и застройщик доброй трети безобразий, что творила молодежь на сцене. Острое слово. Идеально верный жест. Потрясающая интонация. Умение заварить крепко переперченную кашу, но после, будто полой плаща волшебника отвести беду от друга.
Да-да - друга. Ему плевать было на все эти глупые клановые разборки - он просто был другом Ромео. А еще он был веселым, честным и гордым человеком.
Дрался - смело и весело (ах, какая рана: прищемил пальчик.... дуй, дуй, Бенволио!).
Умер... как-то не по-сценически умер. Некрасиво. Тяжело свалился, разом растеряв свою веселость. ЧЧЧума... на оба дома ваших...

Мне безумно нравится (но, как вчера выяснилось, сие нравится далеко не всем), как Ромео/Алексей Матошин произносит фразы и слова. Будто нет на свете строго установленного для знаков препинания места - и запятую можно поставить где угодно. Хоть в середине фразы... хоть в середине слова - тонировав его совершенно неожиданным, часто алогичным образом... и тем самым сразу смазать карту будней, плеснувши из стакана краску самого неожиданного смыслового оттенка...

Когда Ромео опрокинул в себя содержимое флакона с ядом... только ОНИ не сделали шага назад. ОНИ - те, кого нет уже в живых - хоть и стоят они тут же... рядом с нами.... в шаге от нас... а не догонишь, не дотронешься протянутой рукой... только УСЛЫШАТЬ их можно...
...вот так и стоят они рядом - не друзья, не враги... и лица их бесстрастно-мертвы...
...и не живые отступили на шаг - это Ромео сделал шаг вперед. Шаг к смерти. Шаг к встрече с любимой. С другом...

В спектакле будто нарочно стерли почти всю красоту - не пел влюбленным утренний жаворонок, не вонзался кинжал в нежную грудь Джульетты/К.Дымонт. Все было гораздо проще - и диагональ сцены разделяла влюбленных намного надежнее, чем романтичные перила балкона.

А может, надо было этой смешной девчонке выйти замуж за красивого и спокойного, как скала, Париса/Д.Козлов? И - прожить с ним долгую обычную жизнь... чтобы не было этого - страшного! - когда поднимаешь руками тяжелую голову мертвого мальчика-мужа, чтобы в последний раз коснуться губами его холодеющих губ...

...пусть бы всё осталось, как есть - и не было бы летящих на мостовую Вероны шпаг и ножей.... не было бы покаянных слов...
...но не было бы этих двоих, что, сплетя руки, в последний раз смотрели на плачущих людей...
На нас посмотрели...

Нет повести печальнее на свете...

0

27

21.10.2008

Пишу и боюсь, что обвинят в высокопарности, ну а как писать о «Ромео и Джульетте» иначе? Нет, не о пьесе а, о спектакле. Казалась бы он так хорошо прилажен, склеен, такая мощная конструкция (хотя какой спектакль если на то пошло может похвастаться фундаментом, который не покорежат время, замены и другие изменения?) и при этом все настоящее легко трескается в руках. Стоило бы писать о нем воздушными стихами, а я так не умею, скорее, черчу прутиком по экрану.

Как никогда на моей памяти первые часы Вероны были светлы и легки. Перед началом второго акта, сидевшая рядом  rrr-may озвучила, то, что не давало покоя и мне, - «выключите рубильники, пусть все останется как есть». Хотелось просто защитить, закрыть, спасти девочку Джульетту, вовремя предупредить мальчишку Ромео. Если раньше они казались хотя бы подростками, то на этот раз на сцене были дети. Ромео чуть старше, а Джульетта совсем ребенок. Ребенок, чей рассудок меркнет от горя. Джульетта могла бы разнести мир на мелкие кусочки, узнав о том, что теряет Ромео. Прощаясь, она отдает ему в дорогу самую себя. Как нам хотелось укрыть ее плащом из рук от всего что происходит, так она укрыла собой покинувшего Верону Ромео. Пришедшая к брату Лоренцо Джульетта почти призрак. Малая часть девочки, шалуньи, баловницы, барышни которую все спрашивают и ждут (по словам Петра).
Брат Лоренцо Евгения Бакалова, буквально собирает Джульетту в горсть словно слезы. Он обнимал девочку, упавшую на пол, опустившись на колени, вниз, к ней, не боясь запачкать сутаны. Он был духовным отцом, знающим печали Джульетты, отцом, знающим все радости Ромео и усмиряющим его мальчишеский пыл щепоткой иронии, щепоткой строгости, и парой толик любви.

А этой самой любви было много, так много в одном спектакле. Не в сюжете, речь не о любви Ромео и Джульетты, хотя для человека влюбляющегося на неделе раз по шесть, делает это Алексей Матошин, так что почтешь за честь обманутся и поверить. Просто, между нами и всем интернетом, хочется, чтобы и тебя так любили, даже не сейчас, а когда-то давно, такой же мальчишка, не этот, но похожий.
И все таки я хотела сказать о другом. Речь о необъяснимой словами боли и радости, заставляющей быть искреннем. Я о той искренности, которая позволяет нам плакать, смеяться, не думая, что мы плачем или смеемся. Заставляет прикрывать руками рот, вскрикнуть, забывая про голос. Я про те реакции, что не подаются контролю, потому что мы уже не здесь, мы уже там, мы уже не мы, а мы уже чуть они, живущие на сцене. За это толком не поблагодаришь, но когда нужен такой спектакль он всегда есть, он сам приходит, и ты сам идешь в нужное место и где-то в театре вы встречаетесь. И тогда все верно, все невероятно правильно, не обязательно радостно, не обязательно, грустно, но с целой охапкой необходимого, которую тебе дают с собой. Эта сотни мелочей для моего сегодня, завтра, послезавтра.

Среди них лицо Кормилицы, меняющееся в зависимости от перспектив: если это Самсон, то очень даже не плохо, если Петр, странно, но не страшно, а если Грегорио о-о-о-ох, как интересно. Что там Меркуцио, с ней сам черт не совладает, единственное с Богом ей не справится, и так же как всем остальным кормилице предстоит потерять Джульетту.
Так же как ее отцу. Доброму человеку, не просите объяснить почему, но он был в первую очередь отцом семейства. Если мужчина голова то женщина шея, и глава рода Капулетти знал что им вертят его любимые, но и поделать с этим ничего не мог кроме как немного по возмущаться, прикрикнуть на кормилицу и попытаться сохранить чуть дольше в своем доме дочку. Для Джульетты он тоже не меньше чем именно отец, на прощание, перед тем как пойти к отцу Лоренцо она дарит ему светлую, теплую улыбку, последнюю улыбку отцу. Отцу подряхлевшему, состарившемуся, но не опускающему головы, чтобы поддержать то, что еще вчера составляло его жизнь - семью. Я даже не уверена, ставит ли он Джульетту перед выбором так серьезно как раньше… возможно и нет. 

Возможно это все большая ошибка, случайность. Джульетте не надо было оказываться в склепе, чтобы не выходить замуж за Париса, а Ромео мстить Тибальту. Он не меньше его шокирован убийством Меркуцио. Это огромная ошибка. Когда Ромео вступает в драку Тибальт ожесточено защищается, не отвечая ударом на удар, а парируя их. Это хочется остановить, это неправильно, так не должно быть. Шекспир просто об этом не знал. Он не знал, что написал неверно…

Отредактировано Lek (2008-10-24 12:37:27)

+2

28

Я достаточно давно не была на этом спектакле. Возможно, потому что воспринимала Ромео и Джульетту как трагедию, а на сцене неожиданно увидела комедию. Ромео показался мне легкомысленным мальчишкой, который поиграл в любовь, а к дальнейшему повороту событий и их результату оказался не готов.
Но двое людей врезались в мою память: брат Лоренцо и кормилица. Сколько же было в этих людях мудрости, души и простой человеческой доброты. А ведь в конце концов самое важное на свете именно это.

0

29

3/10/09
Воля ваша, профессор, но...  какая-то фигня. Вроде есть многое, а один плюс один упорно не складываются. Пару-тройку раз звезды складывались так, что спектакль палил из всех пушек...а что было вчера...?
Все закончилось и ... слава богу. Ей богу, лучше б Поттера по телеку смотреть
Ну не срослось, ну ладно, бывает (блин, сказала бы я такое в отношении другого театра). Вообще сложилось стойкое ощущение что что-то мешает, не отпускает. Со светом было трудно, но, но... не знаю что сказать... На сцене так отчетливо виделась работа, практически слышалось, как движутся шестеренки. Это была довольно качественная работа, а не театр, когда все оживает и когда можно ночь напролет петь песни тому самому чуду, ну ладно... работа с вкраплениями))
Может день какой-то неудачный, может сегодня я вся такая неготовая воспринимать... Сижу и думаю, а что собственно воспринимать? Какие же провалищи были в «Сентенции», но как же все цельно получилось и какое все живое до сих пор. А «РиДж» какой-то мертворожденный. Нельзя сравнивать? Ну ладно не буду.
Все мило, красивые картинки, по центру герои, блестящие глаза, а что за этими картинками...?
Не люблю Шекспира всеми фибрами души. «РиДж» одно из самых дурацких и никакущих произведений. Ну, ни о чем. Она, он, полюбили, умерли, остальные помирились. Тот же Гамлет или Макбет позаковыристее будут. Но в юго-западном спектакле есть драгоценность – здесь можно почувствовать... наверное это можно назвать любовью. Почувствовать любовь. Не просто поверить что она бывает и прочее в этом духе, о ощутить ее. Странно звучит (и мысленно отправляет к «Сентенции»))) Да, да можно почувствовать что-то хрупкое, светлое, трогательное, бесконечное... что-то такое что рождает Джульетта. Все идет от нее. И если не будет ее, не будет и Ромео, который выплывает на той любви, что играет Джульетта... Но если Джульетта меняется, то Ромео как был юнцом влюбившимся в ресницы, так и остался. Джульетта в гробнице, стоя по центру и ни говоря ни слова, она перетягивает внимание. Решительная девочка с невероятно светлым взглядом. Она прожила жизнь от маленькой девочки до взрослой женщины. Причем вторая часть бьет сильнее. Мне сложно смотреть сцены до встречи с Ромео и я обожаю сцены после их расставания... даже наверно после смерти Тибальта, когда в ней переворачивается все с ног на голову и когда она должна одна сыграть эту сцену. «Прощайте все» и тут прямо хочется закричать – милая иди сюда, мы тебя спрячем от всех. Но одной лишь Джульетты мало. В конце концов в заголовок вынесено два имени ... но я не понимаю Ромео. Он тщательно разделяет слова, плачет и всячески показывает высокую трагедию (вскидывая руки, обращаясь к Джульетте, приседая, и еще более плача). Я не понимаю его и... как же это скучно. В начале мальчишка, который бредит любовью еще ладно (и то не слишком похоже. Ну ведь зачем-то он с рассветом проснулся. Латентный поэт, блин). Ну вот такой он, фик с ним. Но как был маленький мальчик, ревущий из-за вдруг возникших препятствий любви и браку, так и продолжает реветь и стенать. И глядя на его театральные терзания в гробнице думаешь – не достоин ты такой Джульетты. Давай уже умирай скорее. Насколько для Джульетты все серьезно. Не просто любовь и вздохи на скамейке. Зелье выпивает уже не маленькая девочка, а взрослая и решительная. Ромео все трудности не закаляют. Должны ли? Не знаю. Но одинаковость убивает.

Ну не родилась сегодня любовь. И думаешь, а зачем приходила? И самое интересное ответов-то куча
Затем, что в этом спектакле есть минута, или несколько секунд противостояния Монтекки и Капулетти. После первой потасовки на площади потрясающие. Когда главы семейств (Борисов и Ванин) не слышат Эскала и стоят друг напротив друга и это не просто два человека, это противостояние кланов. Они готовы вгрызться друг в друга как мальчишки на площади, но не позволят себе это сделать. Это долго сказка пишется, а сцена длится несколько секунд и она не была такой до ввода Борисова, а сейчас эти взгляды говорят все.
Затем, что глава рода Капулетти – отец, любящий дочь и совершеннейший мальчишка на балу))) Он не против, но не отдаст дочь свою, потому что она еще ребенок и выпускать ее из-под крыла он не станет. И только под напором навалившись всем миром женщины с ним «справляются» и то условно
Затем, что Тибальт ... лидер «группировки Капулетти» и готов рьяно бороться за чистоту территории Капулетти и ненависть к Ромео возникает не на пустом месте, она зреет постепенно, зарождаясь еще на балу, когда он вжавшись в стену следит за «врагом» и продолжаясь в поисках виновника по закоулкам города. На мой испорченный вкус равным противником для него должен быть Меркуцио. Но что есть Меркуцио?… Набор смешных закладок? Да, он прекрасно кружит бал и красиво читает монолог о королеве Маб (правда нафига эта королева ни разу не ясно. После спектакля связывая начало когда появляется эта Маб и конец бала, когда она тоже появляется вроде как она тут во всем виноватая что на балу случилась встреча. Но в спектакле-то этого нет. Да и то ли это). А дальше... Из чего складывается Меркуцио – он смешно поддевает Кормилицу, балансируя на одной ноге, забавно изобразит пораненный пальчик, подрыгает ножками, упав перед Тибальтом на спину, непременно произнесет это чертово пасадо, пунто, которого раньше не было (впрочем сие Шекспир, а играем «строго» по тексту), спросит у маски «Где Ромео» и забавно дернется за ней, прочет великолепную речь во славу Бенволио и на миг станет серьезным когда говорит о Тибальте. По сумме серьезного и несерьезного этот персонаж получается необходим, чтобы разрядить серьезность трагедии, посмеяться и повеселить народ. А потом, когда он становится не нужен его убирают. Местный клоун с редкими затменьями серьезности. Вот в этом и состоит девиз «живи покуда жив»? Мне всегда казалось наоборот. Меркуцио – серьезность, спрятанная за шутками. И так кажется было. А сейчас море обмельчало это сплошные шутки пустозвона.
Затем что вдруг откуда ни возьмись, появилась роль Бенволио. И каждый раз она складывается из каких-то крупиц. Он слишком серьезен, хотя его серьезно мало кто воспринимает всерьез и на втором часе это начинает раздражать, все-таки не пустое место, уж, извините за резкость, а он «болеет». Болеет и за Ромео и за Меркуцио, «болеет» за противостояние и не рад ему, хотя и вынужден подчиняться. Он не сможет разнять толпу дерущихся, он не сможет ее победить, но он не убежит, а побежит мстить за убитого Меркуцио. Безрассудно и вопреки тем обидным словам сказанным о нем тем же самым Меркуцио. Он действительно попытается поговорить с Ромео раз семейство ему поручило это. Он найдет где похорохориться, но не когда за спиной Ромео (все ж таки ненадежная защита эти влюбленные), а когда рядом остальные участники группировки Монтекки. Совершенно потрясающе следуя последним в процессии он переходит в. Не произнося ни слова он действительно сообщает Ромео о смерти Джульетты, а по сути – всего лишь правильно попасть в музыку и слова произносимые Ромео. И он, ничего не зная, согласен взять на себя всю вину без остатка.
Затем что есть кормилица, которая проживает с Джульеттой всю радость любви и боль. Она теплая и надежная, похулиганит с Джульеттой и даст совет.
Затем, что есть граф Парис. «Не человек – картина» и с этим трудно поспорить))) В храме ругаясь с Лоренцо, и под этим напором священнику не легко устоять, Парис вмиг преображается, когда появляется Джульетта и нерешительно, мягко пытается к ней подкатить привлечь ее внимание, быть может и что-то и зародиться от его слов. И глядя на эту "Картину", понимаешь кормилицу, да можно было бы выйти замуж.
Затем, что есть мальчишки, которые не прекращают играть в войнушку. Хотя сегодня войнушки как-то не получилось
Затем, что есть девушки, которые не сразу догонят Бенволио, а позволят ему немного оторваться от преследовательниц. А тот в свою очередь будет убегать, но так чтобы его догнали. Забавные догонялки получаются. Но если эти девушки догонят, парню мало не покажется)))
Затем, что Эскал – это не просто глашатай на площади. Он бессилен, но пытается прекратить вражду. Чем может бить государство? Налогами. Это решение очевидно, но для него оно не слишком приятно.
Затем, что есть живые маски, которые хранят Джульетту и ведут ее родных в похоронной процессии. Разве что не станут вмешиваться и отдирать леди от столба, в который она "убитая горем" врезалась
Затем, что замена, и поэтому околачивающимся Петром был Гусев. Хотя с Гусевым, кажется что и не расставались на лето. «Папины дочки» и молчаливый Жора в телевизоре беспрерывно. Только отчего-то ))) сразу за Жорой-Петром вспоминается «Давайте знакомиться» - спектакль без наворотов, но слишком о чувствах. Там не была любовь, там была «осень любви»... или даже зима, но общая зима, а здесь... Здесь «Ромео и Джульетта» и... нет любви.
Затем, что есть отец Лоренцо, который покровительствует той случайной встречи на балу, который садиться рядом и обнимает осиротевшую Джульетту, а потом читает проповедь и после его слов стыдно плакать и «гневить небо лишними слезами» и не можешь не плакать, но веришь ему.
И если так много всего есть, почему нет спектакля, а лишь россыпь потрясающих персонажей и сцен, которые не складываются. В общем-то некоторые предположения можно настроить...
С другой стороны ... хотелось почувствовать и почувствовалось, очень, только не «РиДж». Не знаю даже радоваться этому или нет

Отредактировано rrr_may (2009-10-04 16:52:12)

0

30

rrr_may написал(а):

Она прожила жизнь от маленькой девочки до взрослой женщины. Причем вторая часть бьет сильнее.

Соглашусь, потому что для меня так и есть. Джульетта прекрасна влюбленной девочкой на балконе, которая мечтает о своем любимо, а при появлении Ромео прячется в тени, подальше от его глаз, но озорство и восторг заставляют ее выглянуть из укрытия. Она изумительна, когда с трепетом, которого в жизни не увидишь, идет на встречу своему Ромео в день их свадьбы. Но ничто не сможет сравниться с рябью горя, боли и  противоречивых чувств, обрушившихся на Джульетту во втором акте. Потому что в меру своего понимания и скромных возможностей чувствуешь тоже самое, что и она.
Как итог, Джульетту можно сравнить лишь самой Джульеттой.

rrr_may написал(а):

Когда главы семейств (Борисов и Ванин) не слышат Эскала и стоят друг напротив друга и это не просто два человека, это противостояние кланов. Они готовы вгрызться друг в друга как мальчишки на площади, но не позволят себе это сделать.

Война двух сильных характеров, схватка воли. Ну и что, что пару секунд, только слепой этот момент не заметит. Для спектакля больше и не надо, одной интонации, одного взгляда которые меняют все. 

rrr_may написал(а):

Но что есть Меркуцио?…

В теории или на практике? Вам это девушка как изложить - по религии, по совести или по верному?
Я не знаю зачем Меркуцио в спектакле сейчас и задавая себе этот вопрос невольно задумываюсь над тем что не могли же мы так обманываеться, если что-то было в один день оно не сгинет, так не бывает, хотя что я в этом понимаю.
Могу рассказать, как я представляю роль Меркуцио в происходящем. Когда-то я была сильно клюнута в голову Шекспиром. У меня и по сей день при виде мало мальски любопытной брошюрки с выкладками людей изучающих его личность или произведения начинается зуд приобрести ее в коллекцию. Так вот, пьесу «Ромео и Джульетта» не часто анализируют, ее считают довольно простой, и не требующей дополнительного прочтения между строк. Но в комментариях к одному из изданий я наткнулась на любопытную сноску к списку с приглашенными на бал в дом Капулетти. Сноска эта еще раз  обращала вниманиу на то, что в списке присутствует имя Меркуцио. Он друг Ромео из клана Монтеки и при этом вхож в дом Капулетти. будучи родственником князя, он действительно ни в чьей компании и может позволить себе относительный нейтралитет, становясь соединительной нитью между двумя семьями. И это красиво звучит в спектакле. Меркуцио не только приводит Ромео в дом Джульетты, но и на балу становится той самой ниточкой объединяющей их. Джульетта именно у него спрашивает о Ромео, и именно он мешает Тибальту поймать друга. С его же  смертью эта ниточка обрывается создавая обстоятельства при которых влюбленные не могут быть вместе.
Но это такая красивая теория, отголоски, которой я усматриваю в спектакле. На деле она не работает.

rrr_may написал(а):

Затем, что замена, и поэтому околачивающимся Петром был Гусев.

А Самсоном Константин Курочкин, этакий старший товарищ. СтаршOй, само собой не по меркам возраст ), а потому что сильный, следовательно главный нападающий и защитник в бою. А у главной поддержки требуется спросить совета и одобрения, пусть даже та особо и не вникает в суть вопроса. Вот эту вот поддержку и одобрение со стороны старшего, для всех, в перспективе затевающейся драки, искал Петр ))

Отредактировано Lek (2009-10-04 23:52:04)

0

31

Спектакль действительно как-то не сросся, не получилось, а те фрагменты что удались, соединялись с заслугами былыми, когда и срасталось, и получалось. Так бывает.

Про брата Лоренцо напишу, не выделяя ничего конкретного в отзыве rrr-may. Раньше я не понимала, почему в конце он кается, нет, это не правильное слов, скорее он не кается, но готов понести наказания. За что? Теперь мне кажется, я лучше это понимаю. В каком-то смысле он виновен. Конечно же, не в самом желании помочь влюбленным, а в том что им движет. На нем грех гордыни. Исходя из лучших побуждений он взялся пусть не управлять, но направлять судьбу и чужую жизнь. Соединяя Ромео и Джульетту, он считает свой поступком верным шагом ведущем к миру, не просто помогает детям нашедшим друг друга (которых скорее должен был вразумить предостерегая от поспешности), а по средством их пытается совершить благое дело. Когда же Джульетта мнимо умирает в первый раз, он читает проповедь горюющим близким. Именно проповедь. И я не могу сказать, что с его стороны это чистой циничное нравоучение, он считает себя в праве, может быть так оно и есть. При этом он не сочувствует, а состродает измученной отсутствием выхода Джульетте.
Брат Лоренцо Евгения Бакалова противоречивая фигура и очень интересная.

Отредактировано Lek (2009-10-05 01:08:51)

0

32

19.10.2010

Джульетта -  Ника Саркисова
Ромео – Антон Белов
Меркуцио – Фарид Тагиев
Тибальт  - Евгений Бельский

Одной из масок и гостей на балу, вместо Жаны Чирвы была Анастасия Ксенофонтова

Слуги Монтекки:
Алексей Матошин
Е. Ершов
И. Дементьев

0

33

19/10/10
Долго не могла понять, сформулировать. Что там может быть другого, тот же РиДж – дети встретились на балу, кровь закипела, мысли побежали, гормоны зашкалили, поженились, а обстоятельства пошли черти как. Ноты те же, да вроде и впечатления такие же. Впрочем нет, немножко другие, но слова для их описания те же самые. И понимаешь, что будешь вновь говорить о РиДж и теми же словами -  ах, любовь, та, та, та, нет повести печальнее в рунете.
Но ведь иначе
Что именно иначе открылось, когда все перевернулось с ног на голову - Кормилица сообщает Джульетте о смерти Тибальта, а еще точнее, когда Джульетта вернулась к единственному слову – изгнан – вот тут и понеслось. Сначала она на это «изгнан» много чего накрутила, потом он, потом расставание, вопль отчаяния Капулетти, нерв от Лоренцо («старики» спектакля вчера что-то нереальное «вытворяли») и когда Ромео появляется в изгнании и говорит про сон, такие грозовые тучи вокруг, буквально секунда до удара и все разнесет к чертовой матери. Безысходность финала (ага уже можно было не надеяться, что выживут и будут долго и счастливо, слишком стремительно все неслось под откос, слишком), краски исчезли, все вокруг почернело. А потом склеп и «мировое зло» концентрируется здесь – яд без противоядия - и два измученных существа, они вместе и... растекается горечь, над Вероной низкое серое небо (его создали все кто стоял в полукруге арок, как создавали очень многие вещи в сегодняшнем спектакле), все теряет значение – неприменение, распри, стычки, бои местного значения, остается только бросить шпагу и помолчать глядя на них.
Новый спектакль (да, он новый) не о любви, а о боли. Именно так у меня получилось в этот день. Что будет дальше, каким он станет, увидим. Прежде оставалось большое и светлое, ну вот буквально руками пощупал любовь. Это бесконечное сияние, даже сквозь их боль и метания, разлуку, убийство Париса, в склепе, не смотря на все, все, все, было очень светло. Их угасание оставляло шлейф большого чувства.
Сейчас – щемящая боль за детей, которые хотели и могли быть вместе, за огонек любви, который разгорелся...начал разгораться в их взглядах на балу, до того как они произнесли первые слова, он горел так светло и был совершенно незащищен, буря междоусобиц погасила его. И что тут скажешь... нет повести печальнее на свете
подробности следуют…

0

34

Как бы это деликатно сказать? Или лучше прямо? Как же хорошо, что у Шекспира в пьесе много героев и как же хорошо, что они есть на сцене, как же хорошо, что в этом спектакле есть все, кто в нем есть.

Промаявшись сама с собой разрываясь между желанием поделиться вчерашними впечатлениями и делом - рассказать о вводах, я поняла, что слона мне не осилить. Поэтому я для себя решила, что забуду, что вчера были вводы и что это объясняет какие-то моменты, что они вообще должны как-то объясняться. Это все не важно, ведь я часто не помнила об этом, я просто смотрела спектакль «Ромео и Джульетта». Да, нельзя не понимать, что герои были чуть другими. И Кормилица чаще вставала опорой для своей юной Джульетты и Бенволио был другом не то что Ромео, он был другом Тибальту, обрисовывая опасность исходящую от возможной схватки с двоюродным братом Джульетты и… и… все были чуточку другими и спектакль был, предсказуемо, другой, а последняя сцена такой же мучительной.
Такой же тяжелой, невыносимой и прекрасной. И во время нее внутри по-прежнему что-то сворачивается, что-то разжимается, что-то пытается спрятаться, что-то рвется наружу, а что-то рвется пополам,  что-то ворочается, что-то стенает, а ведь обычно и не помнишь, что это внутри тебя есть, знаешь что есть, но постоянно не ощущаешь.
Проще всего мысленно пройти по кругу, по лицам и вспомнить каждого героя, а потом вернутся к середине сцены, где стоят Ромео и Джульетта, но так именно проще. Спектакль не начинается с конца, но это хорошее место, чтобы вернуться назад, потому что все как «на ладони», и вроде по отдельности, а по отдельности обрисовать легче, чем вместе, но ведь они были вместе. Я не помню никого в отдельности только вместе. В том смысле, что каждый герой был частью еще нескольких героев неотъемлемой крупицей чужого характера и души.  И если с Ромео и Джульеттой все понятно, им самим Шекспиром приписано в этой пьесе оказаться половинкой второго и вместе быть целым, то та простая истина что каждый часть другого и иначе быть не может, чудесна, но, обычно, не очевидна.
Очень хочется сказать о сопричастности всех героев, но страшно утонуть в количестве отдельных примеров и связей каждого персонажа с другим, ведь все равно так или иначе будешь упираться в эту сложную паутину опутавшую спектакль.  И в этом есть своя, особая трудность - не знаешь с чего начать. Хотя нет, знаю, с того, почему Ромео и Джульетта. Почему именно они.

Все просто. Потому что для Ромео небесный свод есть только над Джульеттой и узнав о ее смерти он может бросить вызов и небу чтобы вернуть ее, а Джульетта потому что все ее сомнения отступают перед желаньем защитить Ромео от видения Тибальта ищущего его и ради этого она кинется в неизвестность осушая склянку. Правда, так просто? У них было меньше пяти дней, превратившихся на сцене в каких-то три часа, а ты в этом не сомневаешься и ты в это веришь, ты им веришь.

Веришь если не во всем, то во многом.
Веришь ушедшему в себя Ромео, пытающемся отделаться от чужого присутствия, чтобы порассуждать о своем, серьезном (с такими задатками ему бы в философы )). И это единой нитью нанизывается на попытку примирить дерущихся не только потому, что Джульетта встала между враждующими, а потому что наверно, он так бы сделал в любом случае, как бы и испытал и шок от убийства если бы на месте Тибальта был кто-то другой. И ты можешь об этом судить, потому что за короткое время спектакля узнаешь Ромео как человека, живого, настоящего.
Любуешься, огоньком, язычок пламени, колеблющийся на ветру  - Джульеттой. Игривая девочка которая непротив сватовства другое дело, что Парис не в ее вкусе (до него же еще дотянутся надо, вон какой вымахал ))
И вот Ромео, в волшебстве момента на балу, на секунду, проявивший нерешительность, не подошедший сразу в следующий момент уже поймал эту искорку между ладоней. Искорку, которая и растеряна и рада, смущена и польщена, готова осадить нахала и сама к нему потянутся. Ромео же умыкнул сокровище, его сокровище. В его глазах, для него, она драгоценность. И этого с избытком чтобы понять влюбившуюся в него Джульетту, которая лишь для виду вырвалась из рук, чтобы потом, на балконе говоря как не важно то, что он Ромео ласкать и лелеять это имя, лишь потому, что оно его. 
Роме нетерпелив ни как, а поскольку влюбленный. В нем столько желание переубедить отца Лоренцо, объяснить, упросить. Не знаю, сколько там было у Ромео ложных богинь до Джульетты, но для того чтобы убедить монаха, что она истинная краса для него достаточно того, как Ромео спрашивает у Джульетты о клятве связавший их, словно его сердце замирает, готовое оборваться, вопрошая, не хочет ли она забрать назад свои слова. Вдруг она откажется? А Джульетта и не сомневается, что он от своей клятвы не отступится. Даже на словах предполагая, что он может отказаться от их брака она только шутит, словно и помыслить иного не может.
Особенность Джульетты в том, что она уголек скрывающей пламень. Ее сила заключенная в хрупком теле девочки смущает, трогает и обжигает сильнее воды ее слез (слезы не ее стихия). Как ледяной костер встречи с Парисом у брата Лоренцо. Речь прямой, холодной, строгой, недоступной, отданной и сердцем, и душой другому Джульетты. Страшный, отраженный смех Джульетты зажавшей в руке яд, переходящий в улыбку пусть и не столь светлую как в начале но старательно изображенную для семьи, перед которой надо разыграть спектакль. Ее мягкий укор выпившему яд Ромео и огненный порыв с которым она кидается между ним и призрачной  угрозой умершего Тибальта. Все это Джульетта, искорка, со скрытой силой огня.
А что же Ромео? Не поверите, он просто Ромео. Ведь это давно нарицательное имя, которое произносят так по-разному и чаще несерьезно с усмешкой, подшучивая над чьей-то влюбленностью. Помню в школе, мы читали эту пьесу по ролям и мальчишки не могли читать за Ромео, потому что начинали смеяться в самых неподходящих местах¸ нас и смущали слова пьесы и казались несерьезными, устаревшими, забавными. С нами такого никогда не могло произойти, мы бы никогда такое не сказали даже перефразировав на современный язык. После же вчерашнего спектакля я вспомнила какими мы были дураками. Скажи мне кто-нибудь тогда что я буду жить и умирать с Ромео, я бы не поверила. Став, старше я полюбила эту пьесу в театре, я видела на сцене разных Ромео, и мне везло, они стоили того чтобы доверять им. Но мне жаль что тогда, когда я читала эту пьесу впервые и однозначно предпочла ей «Короля Лира» и «Гамлета» собранных под одной обложкой в книге, я не видела этого Ромео, потому что ему я поверила бы и тогда.

0

35

(мысли о пьесе и спектакле, вперемешку )))

Твой трамвай не пойдет по нашей улице! (с )))

(мысль глупая, но озвученная )) Долго же Алексей Матошин ждал возможности высказать все что думает о Ромео ))) 
Можно конечно поспорить, но имхо, бодаются  слуги Монтекки и Капулетти больше для своего удовольствия ) Мальчишки которым в радость и скандал, и драка. Задирающие друг друга ребята и это им в кайф – а ты упрись! При чем обе заразы, что Капулетти что Монтекки друг друга стоят )))

Я не раз видела эту сцену, но не столь бесшабашно-мальчишеской что ли. А еще я много раз слышала слова отца Джульетты призванные осадить Тибальта и приказывающие ему оставить в покое Ромео проникшего на бал. И эти слова всегда не вязалась у меня с картиной многолетней вражды. Изначально в пьесе нет ничего по настоящему мешающего Ромео и Джульетте. Все условно. Да есть вражда, но такая ли уж ужасная? Не привычная ли это форма раздора, соседей по коммунальной квартире, которые и не помнят, кто когда опрокинул чью кастрюлю на кухне и уже просто получают удовольствие от мелких стычек. Да мы знаем о вражде, это факт, но сколько еще фактов свидетельствующих о незначительности этой вражды. Во-первых, слова главы рода Капулетти, ничуть не оскорбленного проникновением Ромео на карнавал, напротив рисующим его как благородного человека. При таком отношение упади Ромео и Джульетта в ноги к отцу и матери, не разрешили бы они этот брак породнивший бы их в общем-то с достойным и богатым семейством? При этом они не уронили бы своей чести и прекратили бы вражду. Почему бы и нет. Насколько серьезный барьер им  бы пришлось преступить для этого? Вряд ли слишком серьезный. Тем более что… Во-вторых, единственный повод не идти на карнавал в дом кровных врагов, которые вообще-то и убить могли, из уст Ромео лишь сон, увиденный накануне. На это Меркуцио ему отвечает, что сны галиматья. Ромео же, если желал бы этого, привел довод посильнее. Тем более Джульетта не первая возлюбленная Ромео из этой семьи. Его прежняя зазноба Розалина в списке приглашенных на бал, на тех правах, что приходится Капулетти племянницей. И даже осторожного Бенволио (пардон, цитирую Азимова) не смущал этот факт. Правды, ради скажу, что впервые подтверждение своим подозрениям нашла именно у Азимова, который, в суховатой манере, лишенной поэтических преувеличений иногда свойственных шекспироведам, хорошо разобрал камушки на равные горки.
Так была ли вражда двух кланов столь значительной? И сколько еще раз история могла хорошо завершиться?

Мне не нравится мысль Азимова о болезненной природе гнева Тибальта. Наш новый Тибальт очень юн, он не кот, а скорее петушок ) Пылкий юноша рвущийся в бой не задумываясь о последствиях. Готовый драться и желающий драться хотя бы за честь рода, а может и что другое, найдись повод, потому что кровь горячая, да и объект для ненависти хорош. Если посмотреть на весь этот путь, с которого нельзя свернуть, он скорее заигравшийся мальчишка.

И не знаю, осознано ли это решение по пьесе, в театре я такого не замечала, но возможно Меркуцио специально дрался вместо Ромео, возможно… в пьесе. Ведь убей он Тибальта ему как невольному участнику вражды ничего не будет. Да ладно, что там, ему как родственнику князя вряд ли что грозит. Есть еще шанс на другую разязку если бы Меркуцио убил Тибальта, но Ромео вмешивается, и убивают Меркуцио. Тибальт виновен, его бы осудили, и изгнание бы грозило ему, но Ромео берет шпагу и убивает Тибальта. Но даже тут еще не все потеряно. По мне так, князь Эскал и вчера дал понять, что это наказание лучшее, что он мог сделать в сложившейся ситуации для Ромео. А дальше Бенволио мог не поспеть с вестью о гибели Джульетты, а Лоренцо успеть предупредить Ромео и много других если. Но когда-то давно был хороший фильм спектакль (по моему я уже писала о нем в этой теме )) эх, повторяюсь ))), в котором показали легенду о Шекспире, плакавшем над судьбой Ромео и Джульетты и на вопросы почему он не написал другой финал отвечающего – я не успел. Он действительно не успел, ведь он давал им столько шансов все изменить, но все было тщетно с самого начала и события возникали как бы сами собой. Не вражда - судьба.

0

36

22.03.2011

Я без кольца, но тоже клятву, в смысле признание. Писать страшно, даже хуже – ОЧЕНЬ страшно. Быть может это самообман, что спектакль с новыми героями еще складывается, прорастает, движется, как былинка на ветру и потревожить это существование, становление, даже добрым словом, боязно.  Боязно коснутся, и Ромео, и Джульетты.

Так что  о последних спектаклях не то чтобы нечего было сказать, а просто хотелась говорить шепотом, но у посменной речи должного эквивалента нет.

А по-другому, оказывается, быть и не могло. Еще недавно, спектакль назад, слушая доводы кормилицы и отца Лоренцо я была готова согласится с их взрослыми разумными речами. Да любовь, да несчастная, но разве это конец жизни, на все несчастные любови на земле яду не хватит.

Вот он рациональный цинизм «взрослости» во всей красе?

Нет, дело не во взрослости, а в абсолютности. Как в «Синей птицы», какой смысл рождаться, если единственная настоящая любовь разделена с тобой годами и вам не суждено встретиться на земле? Я ждала эту заветную Синею птицу, чтобы было понятно, что это не первая детская любовь, а единственное дарованное чувство. Какой смысл жить, без части своей души. И тоже не то, жить можно, но когда тебя разрезают пополам чтобы удержаться на ногах нужно, на кого-то опереться. А если  рядом не оказалось никого кто бы понял даже природу твоего чувства? Тогда действительно иначе не могло быть. Потому что случилось чудо, а его никто не разглядел, никто не понял.

Но прежде чем о грустном, пару слов о чуде. Удача, иначе и не назовешь, то что он и она разделили любовь, легко, щедро, нежно, открыто, так даже детям не всегда дано. Ромео удачно находит способ, как вернуть грех, которым впервые покрылись губы Джульетты, Джульетта в удачный час делится своей тайной с ночью и вот опять везение, тут стоит Ромео или наоборот везение, что Ромео оказался здесь, невольным свидетелем слов ее сердца. А какое счастливое совпадение, что любовь взаимна и от того все решается в секунду. Так не бывает. Ведь правда, так не бывает?

Раньше я относила словам отца Лоренцо - «полезно все что кстати, а не в срок все блага обращаются в порок» к вражде между семьями, но после последнего спектакля думаю что это и про любовь Ромео и Джульетты. Любовь  случившуюся некстати. И это уже невезение, рок, что от этой войны и от возникшей любви страдают лишь те, кто далеки от семейной вражды. Умышлено, далеки как Ромео и Парис или просто по воле отсутствия необходимости в ней, как Джульетта или тот же Меркуцио. 

Ромео, что для него Джульетта, она тот миг, когда он обретает краски, Джульетта словно пробуждает Ромео, от его меланхолии и задумчивости. Будит в нем живое, юное. И уже ее Ромео, не страшна королева Маб, для него ни только стена не преграда, он и на балу в доме врага ради того чтобы подойти к Джульетте готов снести со своего пути Тибальта.  Словно пред ним лишь она, а все остальное мелкие препятствия, отнимающие драгоценные  секунды.

Я украду слово у святого отца, назвавшего Ромео не «юным ветрогоном», а «пустозвоном», только надо убрать часть берущую начало от слова – пусто, потому речь не о том что Ромео болтает за зря, а о том что умеет говорить (звенит хорошо ))) и убеждать словами Шекспира о любви  ))) 

И эти  слова словно солнце над Джульеттой. Они светят ей, она греется в их тепле, отвечая его любви. Девочка, легкими шагами идущая следом за любимым и встающая на носочки чтоб попрощаться.

Когда приходит несчастье, они остаются одни и в последнем спектакле это было чуть ли не осязаемо.

Казалась бы у Ромео как минимум есть друг в лице Бенволио и он пытается быть ему другом, Бенволио обречен быть всем другом. Но при этом он действительно не понимает, что происходит с Ромео, его занимает иное, более обыденное что ли,  к примеру, то что Тибальт посмел назвать его трусом. Не говорить же с ним о своей тоске тем более зная, кто послал Бенволио следом и кому он перескажет их разговор. Лучше пусть передаст родителем то, что Ромео сам скажет ему.

Не с кем поделится горем, не с кем поделится и счастьем.  Друзья смеются над быть может надуманной печалью по Розолине, и к новой любви отнесутся так же небрежно.  Всех интересует лишь когда, с кем, сколько раз, и почему не принят вызов Тибальта.

И Джульетта остается одна. Наедине со своею болью, а какая эта боль. Весть о смерти Тибальта от руки Ромео не укладывается в ее голове, в ее душе. Не смерть двоюродного брата как таковая, а то, что она пришла от руки Ромео. Будто в первую секунду распался мир на Ромео и убийство совершенное им. Мольба, или что-то сильнее, не требованье, не крик, горячее, плавящееся отчаянье в словах - остановите время, Словно кто-то в зале может это сделать. Увы, время не в наших силах. На коленях перед отцом она беспомощна, что-либо переменить или рассказать и последний удар потеря кормилицы, а Ромео единственного кто мог бы поддержать нет рядом. Но легкий выбор, который ей предлагают, не рассматривается, для нее это вообще не выбор. Не тогда, не после.

Проснувшись возле умершего Ромео, Джульетта словно хочет его разбудить и засыпает следом. 

В круге потерявших их людей, признают вину лишь двое, но в нем нет невиновных.

Нет, не могло быть иначе…

0

37

Lek написал(а):

... Еще недавно, спектакль назад, слушая доводы кормилицы и отца Лоренцо, я была готова согласиться с их взрослыми разумными речами. Да любовь, да несчастная, но разве это конец жизни, на все несчастные любови на земле яду не хватит.

Именно, еще спектакль назад казалось, что все это, скорее, играй гормон. Любви нет и не бывает, а детей жалко.
После мартовского спектакля... ... то есть вы хотите сказать, что любовь все-таки существует? : )
Существует как минимум в масштабах города, ее хватает не только на примирение, но и на то, чтобы обогреть и осветить город. А мы-то в этом городе и находимся))) В прошлом спектакле Ромео и Джульетта были словно маленькие клеточки, которых задавил «враждебный мир». Сегодня они сами согревали, не мир, но город... Это было так странно и неожиданно. Неожиданно скоро. Такого в спектакле ждала, по крайней мере, через годик.

Lek написал(а):

...И Джульетта остается одна. Наедине со своею болью, а какая эта боль. Весть о смерти Тибальта от руки Ромео не укладывается в ее голове, в ее душе. Не смерть двоюродного брата как таковая, а то, что она пришла от руки Ромео. Будто в первую секунду распался мир на Ромео и убийство совершенное им.

а когда она узнала...узнает о произошедшем, сформулировалось обращение: гражданка Джульетта, вы обалдели? Поближе к «тексту». Это вам шекспировская «Ромео и Джульетта», а не «Гамлет»!. Когда Джульетта начала перебирать – брата, мужа, мужа, брата. Получилось самнатуральное «быть или не быть», причем оно было не сиюминутным, оно продолжалось, а она, сделав выбор, словно продолжала перепроверять и утверждаться в решении.

Lek написал(а):

Нет, не могло быть иначе…

Не могло... С самого начала над городом словно грозовые тучи, каждый шаг словно делает их кучнее, а город все больше впадает во тьму. Каждый шаг, как медленно затягиваемая удавка. Но вдруг огонек, нежно удерживаемый в четыре руки. Такой яркий, такой теплый и они его удерживают до последнего, а кирпичи все наваливаются и наваливаются. А потом они вместе. Навсегда. И тучи рассеиваются над городом, тоже навсегда...

0

38

2 июня 2011
Ромео. В начале это...- Гамлет, в отрезке времени до смерти отца и всех последующих событий. Мне кажется именно с такой почвы/настроения могла начаться вся та история, что случилась в «Гамлете». Но парню повезло больше, он встретил Джульетту, кроме того, не был принцем и убийство не пошатнуло картинку мира, заставив решительно действовать.
Воздух и вправду был пропитан враждой. Причем противостояние слуг оказалось весьма серьезным. Матошин (не помню, как персонажа звать-величать) задал серьезный тон. Да, противостояние (до дуэли Меркуцио) все-таки скатывалось в шутку. Но эта вражда была не застарелой, когда никто уже не помнит почему, но продолжает бодаться по инерции. Вражда была действующей. Появление Джульетты отменяло/обнуляло все это. Свет, музыка искренности и беззаботности, легкие шаги сквозь шпаги вражды, склонившиеся к ее ногам. Но она не думает об этом. Она просто есть. Ромео не обнулял вражду, он ее скорее отрицал, указывал на ее бессмысленность (и бессмысленность вообще всего). Он находился на границе между враждой и миром (причем «миром» в двух значениях - мирное сосуществование и миром-целым светом, небом, солнцем, зеленью природы).
Ромео (как и Гамлет Гамлетович) ищет «ключик мира», у него на ладони определенные составляющие: вражда, нежность... . И любовь у него тоже раскладывается на составляющие. Все просто если рассуждать логически разумом, но если пылающим сердцем, то все встает с ног на голову. Холодные составляющие, которым недостает одной искорки, той искорки, что попадет в Ромео на балу и все «составляющие» сразу соединятся и обрушаться на него. И уже не будет отдельных угара-отУгара будет лишь пламя, язычки которого соединят все от ненависти до нежности. Вот и вся любовь)))

Бенволио, действительно вряд ли поймет все это. Ведь для него, как и для остальных, Ромео просто романтик, любующийся утром, встречающий рассвет. И все это хорошо списывается на «любовную тоску». Ромео объясняет все слишком подробно, но Бенволио выхватывает слова, которые... ему понятны, которые просты и в принципе объясняют что-то хоть как-то – «...по любви, быть может, тоже» - «я так и знал» - но он искренне хочет поддержать Ромео и в меру сил делает это. А все сложнее – «виновны все и каждый» «Впрочем, что те, что другие – все виновны» (с) Но, не думаю, что Ромео посягает на... глобальное разрешение вопроса (это они сделают вдвоем с Джульеттой), а в одиночку он останавливается на «собственной тоске», только не любовной, а... мировоззренческой.

Всегда казалось, что и Ромео, и Джульетта – дети, поцелованные свыше и, все случившееся могло произойти только с ними. Ничего подобного)) С любым, потому что не свыше, а изнутри. Любой может стать Ромео если увидит окружающую его природу некими составляющими и будет пытаться их сложить, если задастся вопросом – что есть любовь (впрочем, быть может, этот вопрос должен стать приоритетным, а Ромео этот вопрос волновал весьма серьезно, быть может провидение и решило подкинуть ему ответ), если будет балансировать на гране вражды и мира, ни принимая ни одну из сторон и стремясь постигнуть причины. Точно также и с Джульеттой... И в том и в другом случае – это определенный взгляд на жизнь. Интересно, возможен ли он сейчас? Хорошо, если да. Но мне кажется, что только в театре. Ну и хорошо, хорошо, что в театре я могу взглянуть вокруг глазами Джульетты, увидев совершенно другие краски (что раньше, что сейчас)) Да и в общем-то глазами Ромео тоже можно поглядеть, тоже весьма необычно.
...

0

39

2/06/11
- У Меркуцио интеллект появится?
- Нет, зато его убьют сразу после антракта...

Меркуцио. Пустота. Актер любит экспериментировать с прической (в общем, это известно еще с «Кукол») – рожки из волос... что ж каждый украшает себя к балу как может, в принципе оно вполне может быть, оно вполне может быть в картинке. Там вообще может быть все что угодно, только не пустота... А вот Меркуцио в спектакле не будет (в общем, об этом думалось еще с «Кукол», но верить не хотелось...). Тихая катастрофа. Картинка старательно вырисовывается и, наверное, на ней можно было бы остановиться, но она такая расхлябанная, неаккуратная, что сделать это весьма затруднительно. То в тексте запутлякается, то в ногах запутается, то в плаще, то еще что-нибудь.
За вполне приемлемой «картинкой» глухая пустота. Действительно, сначала казалось, что Меркуцио возможен и есть из чего и куда расти. Оказалось, что только казалось. Слышит ли Меркцио музыку о которой говорит. Сомнительно. Слышит ли хоть одно слово из «заклинания» Королеве. Определил ли для себя кто такая эта Королева Маб. Пусть будет кем угодно, но будет для него кем-то, а то слушаешь и не понятно кто же эта Леди Маб «то ли страшилка, то ли баба, то ли страшная баба» (с) Lek. Ведь Меркуцио не просто так вспоминает это буквосочетание. Одергивая Ромео, выдергивая его из того иного мира, мира на перекрестке вражды, спокойствия, поиска - Ромео, ты о чем – Меркуцио обнуляет все сказанное, словно это заклинание произнесено бессмысленно по-приколу. Только ...не такой это персонаж. Впрочем, у нас эксклюзив – у нас этот персонаж такой.

Маска для Меркуцио пустота, а ведь могла бы быть частью образа (все-таки насколько бережно с этим ликом Маб обращался прежний Меркуцио), а не валяться мусорной пластмасской. В свете этого, извините за выражение, но респект и уважуха представителю семейства Монтекки, уделившего секунду брошенной маске (ведь она как минимум дорисовывает картинку сцены, кроме того является полноправной участницей всего происходящего), да и в целом очень здорово страхующего Меркуцио с текстом, вот уже не один спектакль. Но зачем вот такие костыли, тем более, что самостоятельно Меркуцио передвигаться за шесть лунных месяцев (даже больше) не научился. А не проще ли поменять местами Меркуцио и слугу Монтекки. Впрочем, этот вариант тоже спорный, но так, по крайней мере, было бы хоть что-то.
Меркуцио у этой самой маски спросит позже «Где Ромео?» и она его дернет за собой. Сколько можно было бы вложить в эти несколько секунд. Было бы желание. Впрочем, там и раньше не особо вкладывалось, кроме пустого ха-ха.
В споре с Кормилицей ну ладно свечу изобразил, а чего ж канделябр-то не показал, а ведь всего лишь руки расставить, надо ж до конца идти в своем «шутовстве». МХАТ Горького в этом отношении рУлит)))) Кстати, туда на «РиДж» стоит идти ради режиссуры в космическом пространстве, ради нескольких технических вещей и, как минимум, пары персонажей. Один из которых – Меркуцио Начало второго акта сумасшедшее, а уж как Белякович поставил смерть Меркуцио, взяв за основу физические возможности актера и выудив из них все что можно, сплетя с музыкой и светом, красиво и невероятно сильно. Так помимо того, что прыгает, актер еще и играет. Ужассс)) В целом спектакль... лучше наших актеров не найти, а вот Меркуцио оттуда я бы забрала к нам ) Да вместе с нашим нынешним Ромео, получилась бы взрывоопасная смесь, а уж какая осмысленная это уму не постижимо.

0

40

rrr_may написал(а):

Меркуцио. Пустота.

Меркуцио не только не понимает про маску он еще и не догадывается, что плащ это крылья и управляться ими надо именно так, должна была быть белая лебедя, а получилось… а ничего не получилось. Мои слова про Маб ты уже процитировала, так что я сразу перейду ко второй непонятке. Почему у нас Меркуцио камень, который падает на голову в споре Тибальта и Ромео? Почему он вообще в это вмешивается? Ответа в спектакле нет, только вот тот пресловутый, что я сама и привела – кирпич должен был упасть, и он упал, при этом очень неудачно, уничтожая сразу несколько жизней.

Нельзя сказать, что сцены дуэли нет, она держится за счет Ромео, Тибальта, Бенволио и семейства Монтекки. Я помню, как впервые прозвучало – «держите его», в смысле Ромео и сейчас его стараются удержать от дуэли все и каждый они буквально передают его по цепочке,  от одного к другому, чтобы не дать вступить в драку. Они делают то, что мог бы делать один Меркуцио вступая в поединок с Тибальтом, но так как Меркуцио нет, нам очень повезло, что Монтекки играют роль за него.

Отредактировано Lek (2011-06-06 14:26:20)

0


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Сцена » Ромео и Джульетта