Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Вернадского 125 » Гастроли театра


Гастроли театра

Сообщений 81 страница 100 из 108

81

Четвертый день питерских гастролей (октябрь 2010)

0

82

Санкт-Петербург, день пятый

0

83

Нашлось уже и расписание предстоящих гастролей:

Спектакль «Мастер и Маргарита»    (Екатеринбург)                   17 февраля 2011, в 19:00
Спектакль «Комната Джованни»      (Екатеринбург)                   18 февраля 2011, в 19:00
(отсюда http://weburg.net/places/20)

Спектакль "Мастер и Маргарита" Московского театра на Юго-Западе
Центр культуры "Югра Презент" (Югорск)                                   22 февраля в 19:00
ККЦК "Юность Шаима" (Урай)                                                      23 февраля в 19:00
МУ Культурно-досуговый центр "Октябрь" (Ханты-Мансийск)     25 февраля в 19:00
Культурный Центр "Обь" (Нефтеюганск)                                    26 февраля в 19:00
Концертный зал СурГПУ (Сургут)                                                27 февраля в 19:00 и 28 февраля в 19:00
ДК "Нефтяник" (Лангепас)                                                          1 марта в 19:00
Дворец Искусств (Нижневартовск)                                            2 марта в 19:00
(отсюда http://ugra.info/afisha/event/?e=415)

0

84

Афиши
«Мастер и Маргарита», Екатеринбург, 17 февраля
http://s52.radikal.ru/i136/1101/d4/fb950aca55b0t.jpg   http://s015.radikal.ru/i330/1101/a0/e4166258d4d5t.jpg

«Комната Джованни», Екатеринбург, 18 февраля
http://s013.radikal.ru/i324/1101/f8/dc6ffc7b0aebt.jpg   http://i045.radikal.ru/1101/d9/1f1364566113t.jpg

Отредактировано rrr_may (2011-01-02 03:21:16)

0

85

Санкт-Петербург, день шестой

0

86

Санкт-Петербург, день седьмой, последний крайний  :rolleyes:

0

87

По информации, предоставленной администрацией Театра, список городов, где запланированы гастроли, на настоящий момент выглядит так:

16 - Курган
17, 18 - Екатеринбург
19 - Лесной
20 - Нижний Тагил
22 - Югорск
23 - Урай
25 - Ханты-Мансийск
26 - Нефтеюганск
27, 28 - Сургут
1 марта - Лангепас
2 - Нижневартовск

Во всех городах будет показан спектакль "Мастер и Маргарита", в Екатеринбурге - "Мастер и Маргарита" и "Комната Джованни"
В графике могут быть изменения.

0

88

Прямо по курсу - Курган.
Если верить сайту, завтра курганцы увидят "Мастера и Маргариту" в зале областной филармонии, вмещающем 1100 человек.
А вот так это здание выглядит снаружи:
http://s001.radikal.ru/i196/1102/a1/ee0f7ffc09b6.jpg
http://i001.radikal.ru/1102/da/51c898305911.jpg

* * *

А зал Дома Офицеров Приволжско-Уральского Военного Округа (aka Окружной Дом Офицеров) в Екатеринбурге просто впечатляет :)
Вид с балкона:
http://s39.radikal.ru/i083/1102/61/f2da9781f3d8.jpg
Вид со сцены:
http://i053.radikal.ru/1102/ad/4fb7bc041a82.jpg
Количество посадочных мест - 850 кресел (партер - 480, балкон - 370)

* * *
Билеты еще есть на wwwkassy.ru
Кстати, судя по этому сайту вместо "Комнаты Джованни" в Екатеринбурге сыграют-таки "Мастера и Маргариту" и во второй день.

0

89

15.02.2011 информационный портал kurgаn.ru
Курган снова увидит «Мастера и Маргариту» от «Театра на Юго-Западе»

В Кургане сложилась своеобразная традиция - раз в год в Курган привозят постановку бессмертного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 2011-й исключением не стал.

Современное прочтение романа, классические постановки, размышления и просто «по мотивам» - все это курганский зритель мог видеть на протяжении последних нескольких лет. Какие-то постановки вызывали восторженные отзывы, какие-то недоумение. Но неизменно зал полон на спектакле «Мастер и Маргарита»: люди каждый раз стремятся увидеть действо, которое перенесено со страниц любимой книги на театральную сцену. Возможно, именно поэтому театры так часто привозят именно эту постановку - она заведомо соберет достаточное количество зрителей.

16 февраля на сцене Курганской областной филармонии будет показана версия спектакля московского «Театра на Юго-Западе». Это не первый приезд столичной труппы в Курган: «Мастера и Маргариту» показывали в 2009 году. Именно эта постановка пришлась по душе курганским зрителям, несмотря на то, что спектакль идет почти 4 часа.

Постановка построена на предельной строгости сценографии, музыки, света, в сочетании с прекрасной игрой актеров. Спектакль трижды побывал в Америке, в Германии, открывал театральный фестиваль в Брно, несколько раз гастролировал по городам Японии.
Спектакль состоится 16 февраля в 18.00. Цена билетов от 350 до 950 руб.

Для справки
«Театр на Юго-Западе» - один из символов культурной жизни столицы. Основан в 1977 году бессменным художественным руководителем и режиссёром Валерием Беляковичем. Театр был создан первоначально как любительская театр-студия.
В 1985 г. коллективу было присвоено звание Народного Театра.
В 1987 г. он одним из первых участвует в театральном эксперименте и одним из первых переходит на хозрасчет и самоокупаемость. С 1986 г. «Театр на Юго-Западе» - постоянный участник фестивалей и смотров как в России, так и за рубежом.
В 1991 г. «Театр на Юго-Западе» получил статус Государственного театра в системе Комитета по культуре Москвы.
Премьера «Мастера и Маргариты» состоялась в 1993 году. За эти годы постановка претерпела минимальные изменения.

0

90

17.02.2011 информационный портал kurgаn.ru
Вечная любовь и таинство жизни. В Кургане показали «Мастера и Маргариту»
http://i043.radikal.ru/1102/e4/356897541694t.jpg

В Курган бессмертное произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» привез московский «Театр на Юго-западе».

Три с половиной часа на одном дыхании. «Мастера и Маргариту» в постановке Валерия Беляковича курганские зрители уже видели два года назад. И снова - ни одного свободного места в зале.

«Рукописи не горят». В спектакле они служат декорациями. Металлические пластины, которые висят на сцене - это и гром, и молнии, и сатанинские барабаны, а также нож, перерезающий веревки на руках Иешуа. Минимализм сценографии с лихвой окупается актерской игрой и фантастическим светом. По словам исполнителя роли Воланда Олега Леушина, его герой не абсолютное зло, он падший ангел, который ищет прощения.

Творческий состав спектакля заметно обновился. Например, актриса Карина Дымонт пошла на повышение. Два года назад играла Геллу, теперь у нее главная роль - роль Маргариты. По словам Карины, суть этой роли - всепоглощающая любовь, ради которой Маргарита готова продать душу дьяволу.

Премьера спектакля состоялась 15 лет назад и стала безусловным хитом этого театра. В постановке занята почти вся труппа - 35 человек. Таким составом они гастролируют по стране и за рубежом. Различий между публикой разных городов и стран актеры не делают. Они признаются: главное - любить и завоевать сердце зрителя здесь и сейчас.

0

91

Так приятно увидеть любимые лица! Спасибо, hydrangea! А Вы непосредственно с труппой путешествуете? Или из интернета всё добываете?

0

92

В каждом из постов присутствует ссылка на первоисточник. Текст, видео и фотография взяты с информационного портала Кургана

0

93

0

94

18.02.2011
Курган посетили «Мастер и Маргарита»
Проект городской газеты «Курган и курганцы»
Галина Бухарина
Знаменитый роман Булгакова сыграл на сцене областной филармонии Театр на Юго-Западе
http://s004.radikal.ru/i207/1102/44/f0476feebbebt.jpg

Известная труппа подтвердила свою профессиональную состоятельность, доставив нашей публике немало приятных минут. Вывод касается, прежде всего, режиссерских находок и актерской самоотдачи, не утраченной за долгие годы жизни спектакля в стенах театра. Приятно было сознавать, что именно эту версию труппа показывает москвичам и гостям столицы – нам так надоело облегченные выездные варианты!

Нет, здесь и народа много, и декорации использованы «аутентичные», и все перепитии инсценировки сохранены. Надо признать, если вообще возможно театрализовать Булгакова, то гости сделали это максимально корректно и талантливо. В роли первой скрипки выступил, конечно, постановщик, народный артист РФ Валерий Белякович. Великолепен Воланд (заслуженный артист России Олег Леушин), хороша Маргарита, бывшая некогда Геллой (заслуженная артистка россии Карина Дымонт), «содержателен» Мастер (заслуженный артист России Евгений Бакалов) – да и прочие персонажи весьма выразительны.

Разумеется, некоторые зрители до финального монолога мессира досидеть не смогли, утомившись трехчасовым действом, но большая часть публики гастролеров принимала на «ура».
-------

0

95

19.02.2011
Истина где-то рядом
Проект городской газеты «Курган и курганцы»
Галина Бухарина
http://i003.radikal.ru/1102/ab/48edbbdec46bt.jpgпервая полоса газеты нечитабельна, только небольшая картинка

К ее разгадке попытался приблизить курганцев московский Театр на Юго-Западе
«Все устроено правильно — на том держится мир!» — торжественно провозгласил Воланд практически под занавес, и материализованные народным артистом РФ Валерием Беляковичем персонажи Булгакова дружной командой под громовые раскаты и просверк молний устремились в места более чем отдаленные...

«Эти слова да Богу в уши», — напрашивалась ответная реплика, но, прозвучи она, мы бы нарушили некое табу, шагнули бы на территорию совершенного абсурда. Ведь мессир, сколь ни симпатично он выглядел в исполнении по-настоящему драйвового Олега Леушина, являлся средоточием темных сил и вряд ли был бы допущен до святая святых. Или прав (крамольная мысль!) самый харизматичный герой знаменитого романа: они — лишь заложники своих высших предназначений, а их противостояние и парадоксальная взаимозависимость друг от друга неизбежны с тех пор, как мир волею творца был разделен на свет и тьму, добро и зло, «да» и «нет»? Удавалось ли кому-то прожить на земле, не отбрасывая тень?..

Московский Театр на Юго-Западе не впервые привозит в Курган собственную версию «Мастера и Маргариты», и опять большая часть публики покидает филармонию, переполненная впечатлениями: кого ошеломила креативная режиссура, кого — актерская игра, кого — бессмертные строки. Подозреваю, некоторые умники и умницы перелистали накануне читаное-перечитаное произведение Михаила Афанасьевича, чтобы затем провести скрупулезную сверку, «найти десять отличий».

Ищущий да обрящет, но, в общем, смотреть подобный спектакль с книгой в руках — занятие бесперспективное. Скорее, правы сторонники сохранения духа, а не буквы первоисточника. Хотя к буквам москвичи тоже отнеслись весьма бережно, включив в трехчасовое действо не только ключевые, но и ряд второстепенных (однако важных) эпизодов, насытив сценическое пространство фигурами разных планов, что придает происходящему вес и объем.

В той же копилке художественных достоинств — пестрая, громкоголосая, а порой выразительно молчащая массовка, замечательные функциональные декорации — металлические пластины, символизирующие собой поочередно и страницы несгоревшей рукописи, и лабиринты столичных переулков, и шезлонги на ялтинском пляже, и колонны дворца Ирода, и белесые стены клиники Стравинского...

Оригинальное световое и музыкальное оформление, эффектный грим, костюмы... Лишний раз убеждаешься в безграничных возможностях театральной условности, способной оправдать любые фантазии, любые изощренные идеи автора.

— Этот материал ко многому обязывает, но и многое предлагает, — пояснила новоявленная Маргарита Карина Дымонт. — Наш спектакль идет с 1993 года, периодически корректируется, претерпевает определенные редакции. Однако зрители по-прежнему вздыхают на фразе об испортившем москвичей квартирном вопросе и живо реагируют, когда Воланд замечает, что и внутренне-то люди мало изменились. Я прожила в этой постановке долгую жизнь. Играла и курьера, и Фриду, и Геллу. Вот, пошла на повышение... Сверхзадачей моей роли мне видится крайняя степень того, на что может пойти человек ради, во имя любви. По глубине и всеохватности романа Булгакова я считаю нашу работу самой лучшей из существующих инсценировок.

— От прошлого приезда в Курган у меня остались странные впечатления, — продолжил беседу с журналистами обаятельный, динамичный Олег Леушин. — Я болел, температурил, а играли мы тогда два спектакля. Было сложно, но после второго почувствовал, что выздоравливаю. Я не делю публику на столичную и провинциальную, не люблю само понятие «провинциальный», поскольку родом из Екатеринбурга. Да, ваш земляк. В спектакле для меня важна тема прощения, поисков внутренней гармонии с миром, своей душой, и даже Воланд здесь не исключение.
-------

0

96

Фотографии с «щепкинского» фестиваля:

http://s14.radikal.ru/i187/1110/32/20f5bef1b08b.jpg 

http://i058.radikal.ru/1110/bc/1018b463b1cb.jpg

Сложно сказать не присутствовав на спектакле, критика или зритель, не приняли «Дракулу»:

Хроники «щепкинского» фестиваля: Влюбленный вампир

Тем временем на сцене Белгородского государственного академического драматического театра каждый вечер продолжают представлять свои работы участники фестиваля...

0

97

А это уже зрительский отзыв :)

Сегодня в рамках фестиваля "Актеры России Михаилу Щепкину" посетила потрясающую постановку "Театра на Юго-Западе" по пьесе В. Беляковича по мотивам Брэма Стокера "Дракула". Тонко, свежо, остроумно. Я читала первоисточник и считаю, что поставить "Дракулу" не менее сложно, чем "Мастера и Маргариту ".

Небольшой, но от того не менее приятный.

0

98

Белгород октябрь 2011

(c) RuTube teatr_uz

0

99

Тут есть и про ЮЗвского «Дракулу» и про «Кукол» БГАДТ

Наталья ПОЧЕРНИНА написал(а):

"Время сверять часы по Щепкину..." Наталья ПОЧЕРНИНА

С 7 по 17 октября в Белгороде проходил VIII Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину».

На следующий день после окончания щепкинского фестиваля в Белгороде пошёл снег, и грусть расставания с праздником стала ещё более пронзительной. Отзвенела золотая октябрьская театральная декада... Отзвучали зрительские овации... Отшумели критические дискуссии... Но ещё не стихло эхо фестиваля, и «всё явственней, всё резче» вырисовываются его черты...

«Фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину», который проводится с 1988 года, это единственный фестиваль, где мы, люди театра, сверяем свои творческие часы по Щепкину, - сказал на итоговой конференции театрального форума в Белгороде сопредседатель его экспертного совета, патриарх цеха российской театральной критики Николай Жегин. - Здесь мы пытаемся ответить на вопросы: «Что такое Щепкин сегодня? Это прошлое, икона или живое, актуальное искусство?» Именно поиски щепкинской правды, правды существования на сцене, правды, которая заставляет зрителя сопереживать, испытывать потрясение и очищение, слышать в актёрских работах любовь, ненависть и всю биографию человека, сегодня особенно важны в театре, со всех сторон окружённом жёсткой, броской, механистичной эстетикой тотального шоу. И фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину» наглядно показывает, сколь не просты поиски сценической правды в спектаклях современной режиссуры — как следующей традициям русского психологического театра, так и экспериментирующей на границах и за границами её.

Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина открыл фестивальную программу чеховским «Вишнёвым садом» в постановке народного артиста России Бориса Морозова. Спектакль многие члены команды критиков (а их на щепкинском форуме было 18 человек!) уже смотрели на фестивале «Старейшие театры России» в Калуге - тем интереснее им увидеть его в развитии. Мнения экспертов по поводу «Вишнёвого сада» разделились: кто-то воспринял его как художественно цельный спектакль о прекрасных людях, которые не смогли сохранить свой сад, кто-то оценил как прилично-столичный, добротный, не выходящий за рамки традиции, у кого-то после спектакля возникло ощущение многоточия, незавершённости режиссёрского замысла... Но уровень мастерства белгородской труппы, отметили критики, очень высок, и за время сценической жизни спектакля созданные актёрами образы стали глубже, интереснее, многограннее. Это и Раневская народной артистки России Марины Русаковой, и Лопахин в исполнении Дмитрия Гарнова, и Петя Трофимов Андрея Манохина...

Настоящим открытием морозовского «Вишнёвого сада» критика назвала Гаева в исполнении народного артиста России Виталия Старикова. Константин Щербаков: «С наибольшей силой передаёт ощущение начала исхода, царящее в спектакле, артист Виталий Стариков». Ольга Сенаторова: «В исполнении Виталия Старикова Гаев — поэт, который и хотел бы назвать эту жизнь другими словами, но его никто не слышит». Валерий Подгородинский: «Виталий Стариков в роли Гаева заставил меня задуматься о судьбах интеллигенции. Ведь сегодня таких Гаевых — огромное количество. Артист создаёт очень тонкий образ, по-чеховски ироничный. Но когда он произносит речь к шкафу... Вот тогда и першинка появляется в горле, и слезинка на глазах! Одна только эта сцена уже демонстрирует высочайший уровень артиста!»

Ещё один спектакль БГАДТ - «Куклы» в постановке народного артиста России Валерия Беляковича - показал совершенно иную палитру возможностей труппы театра. «Термин «психологический театр» по отношению к БГАДТ стал уже тревожить, - выразила своё отношение к увиденному критик Анна Кузнецова. - Вроде бы другого театр и не умеет. Теперь убедились: умеет!» Да, белгородские артисты в «Куклах» потрясающе красивы, пластически выразительны, заряжены мощной режиссёрской энергетикой, которую они так же мощно, открыто транслируют в зрительный зал... В их исполнении «Куклы» - это, как отметила критик Анастасия Ефремова, «стопроцентный театр, ради которого все мы живём». Но не только владение яркой, острой формой демонстрируют в этом спектакле наши актёры. Трагифарс В. Беляковича — это выстраданный, очень личный и очень личностный театральный манифест, и страстная авторская проповедь в пользу живого, чувственного, одушевлённого театра оказалась близка и понятна щепкинцам. «В спектакле отчётливо звучит тема ненужности человека в современном искусстве, - сказала на обсуждении «Кукол» председатель экспертного совета фестиваля Наталья Старосельская. - Артистов на самом деле заменяют живыми «куклами». Ради чего? Чтобы они играли не психологию, но чтобы они играли шоу. И это меня сегодня очень тревожит».

Тема роковых взаимоотношений искусства и жизни, игры и правды звучит и в спектакле «Чайка», который поставил в Одесском академическом русском драматическом театре Алексей Литвин. В какой-то мере эта работа режиссёра продолжает его спектакли белгородского периода - «Кабала святош» и «Таланты и поклонники». И вектор режиссёрского замысла показался очень интересным — пошлость жизни представлена в одесской «Чайке» так ярко, что вопрос — почему стреляется Треплев? - отпадает сам собой. Что же ещё делать чистому мальчику Косте (арт. Сергей Поляков), если его мечта и муза Нина Заречная (арт. Анастасия Швец) в сцене их последней встречи предстаёт опустившейся, пьяной, вульгарно хохочущей?

Увы... То ли замысел изначально не обрёл адекватные сценические формы, то ли за шесть лет своей жизни спектакль потерял внутренний ритм и энергетику, но на фестивальном показе мы не увидели гармоничного актёрского ансамбля, не почувствовали чеховских зон настроения, не ощутили горькую иронию этой «человеческой комедии». Психологические пустоты спектакля заполняет настойчиво возникающая к месту и ни к месту музыка, чеховские герои кажутся не живыми людьми, но картонными персонажами какого-то дьявольского кукольного театра...

Пожалуй, только Сорин в исполнении нар. арт. Украины Олега Школьника и Тригорин в исполнении засл. арт. Украины Юрия Невгамонного вызывают ощущение абсолютной жизненной правды и достоверности характеров. И, к сожалению, разбалансированность спектакля, разностильность актёрской манеры не позволили воспринять одесскую «Чайку» как цельное по замыслу и исполнению произведение.

Фантазия Валерия Беляковича и Московского театра на Юго-Западе по роману Б. Стокера «Дракула» - это захватывающая, феерическая театральная игра на грани реальности и ирреальности, в процессе которой автор спектакля (так же, как и в «Куклах») пытается ответить на волнующие его, человека и художника, вопросы. Почему граф Влад Цепеш, яростно боровшийся со злом, сам становится его воплощением — чудовищем, драконом, Дракулой? Зачем тёмное, потустороннее, лунарное начало так зачаровывает и притягивает человека? Отчего рождается желание хоть немного ещё постоять там, у мрачной бездны на краю? Что есть любовь — светлое, возвышающее, благородное чувство или то, что ввергает нас в пучину гибельных страстей?
Двоемирие в спектакле Беляковича предстаёт в отражении отражённого туманными зеркалами, что окружают пространство сцены и раздвигают его до невероятных размеров. По одну сторону — кукольная, механистичная жизнь светского Лондона, по другую — настоящая жизнь из плоти и крови. Слишком - из плоти и крови... Столкновение этих двух миров в спектакле настолько драматично, что, сидя в зрительном зале, кожей ощущаешь напряжение борьбы, вместе с мучительно возвращающим себе человеческую природу Ральфом Рэнфилдом (арт. Андрей Санников) повторяешь слова молитвы и спасительно переводишь дух, когда Ван Хельсинг (засл. арт. России Олег Леушин) иронично бросает публике: «Это легенда... Всего лишь легенда!»

В мистических зеркалах спектакля В. Беляковича постоянно всё меняется, и маленькие, смешные обитатели лондонских салонов из кукол превращаются в людей со свободной волей, а страшно-прекрасные любовники-исполины из зазеркалья становятся марионетками неумолимого рока и собственных страстей. Поэтому никак не могу согласится с теми, кому померещилась в «Дракуле» поэтизация зла. Напротив, после финального аккорда неистовой, нечеловеческой «песни песней» Дракулы (арт. Алексей Матошин) и Вильгельмины (засл. арт. России Карина Дымонт), хочется вслед за Раневской из «Вишнёвого сада» заметить: «Вам понадобились великаны?.. Они только в сказках хороши, а так они пугают». Тем более, что режиссёр постоянно снижает пафос романтической истории, вводя в спектакль и тонкую, в английском духе, иронию, и откровенно пародийный стёб. Актёры театра на Юго-Западе составляют в «Дракуле» завораживающе красивый, изысканно грациозный, филигранно отточенный ансамбль, в котором каждая роль словно тщательно выращенная жемчужина: это, помимо уже названных, и обречённо стремящаяся в бездну потустороннего Люси (арт. Елена Шестовская), и самый несчастный человек во всей этой зеркальной фантасмагории, её жених Артур (арт. Фарид Тагиев), и уморительный недотёпа Джонатан (арт. Михаил Белякович), и степенный доктор Сьюард (засл. арт. России Евгений Бакалов)...

И пусть «Дракула» - всего лишь театральная игра... Но играли в неё «юго-западники» горячо и убедительно, рождая у зрителя ощущение взаправдашности происходящего в «страшной сказке на ночь», богатой совсем не пустыми намёками и уроками.
Влить в старые мехи новое вино, поставив комедию А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в жанре карьеры в ритме танго, рискнули режиссёр Сергей Морозов и Владимирский академический областной драматический театр. И риск принёс им удачу. Танец знойного эротизма становится в спектакле символом страстной жажды жизненного успеха молодого человека Егора Глумова. Этот русский Растиньяк в исполнении артиста Александра Аладышева — абсолютно сегодняшний тип: энергичный, циничный, способный... Способный, как говорится, на всё. Азарт игрока, увлечённого собственной игрой, артист передаёт ярко, остро, изобретательно, с посылом в нашу современность.

Впрочем, в замечательно слаженном, работающем в едином ритме и на одном дыхании актёрском ансамбле владимирского театра вообще нет ни одной проходной роли — есть галерея сочных, живых, узнаваемых образов. Народная артистка России Галина Иванова в роли Глафиры Климовны Глумовой демонстрирует редкое дарование комической клоунессы — такие специалисты по пиару и промоушну, как мать Егора Дмитрича, сегодня ценятся особенно высоко. Великолепное трио важных господ — Мамаев (нар. арт. России Николай Горохов), Крутицкий (нар. арт. России Михаил Асафов) и Городулин (арт. Андрей Щербинин) — представляет выразительнейший коллективный портрет российского чиновничества, похоже, на все времена. Клеопатра Львовна Мамаева (засл. арт. России Любовь Гордеева) - скучающая светская львица, похотливая, словно мартовская кошечка; Турусина (арт. Лариса Корягина) - благочестивая до ханжества, однако привечающая совершенно мракобесную проходимку Манефу (арт. Анна Лузгина); Машенька (арт. Ирина Жохова) — типичная московская барышня, что своего не упустит из цепких лапок; безымянные, но такие колоритные в неотличимости друг от друга, стёртости индивидуальностей приживалки Турусиной и люди Мамаева-Крутицкого... Ну чисто сегодняшние образы социальной сатиры, если бы таковая имела место быть...

Финал спектакля С. Морозов поставил жёстко и прямолинейно. Герои, слившиеся в единую серую массу, разоблачают Глумова не в фигуральном, в буквальном смысле — срывают с него одежды, а «шестёрки» влиятельных господ избивают его ногами... Но ведь, как подчёркивают те же господа, он «из наших», а значит, будет не только прощён, но и возглавит этот серый агрессивный клин, не собирающийся сдавать своих позиций... Стало быть, игра Глумова стоила свеч! Какая горькая, вечная русская правда...

Спектакль «Укрощение строптивой» В. Шекспира в постановке Костромского государственного драматического театра имени А.Н. Островского и его главного режиссёра Сергея Кузьмича решён очень празднично, нарядно, красиво. В костюмном пиршестве художника Елены Сафоновой прочитывается стремлении поиронизировать над миром гламура, уже превращающимся в настоящее фрик-шоу, миром целлулоидных чувств и отношений, которые так опротивели строптивой Катарине (арт. Нина Маврина), что она мечтает улететь отсюда куда угодно — хоть на Луну. Наверное, поэтому героиня устремляет в небо подзорную трубу, мастерит крыло дельтаплана... А, может быть, таким образом постановщики спектакля намекали на на то, что Катарина — истинный человек Возрождения, эпохи великих изобретений? Ведь и её супруг Петруччио (арт. Дмитрий Рябов) предстаёт в спектакле не то бывшим пиратом, не то мореплавателем-первооткрывателем, собравшим в своём замке-пещере коллекцию экзотических слуг и сувениров.

Таких щедро рассыпанных намёков в спектакле очень много, и разгадывать их смысл, вероятно, было бы очень интересно... Если бы в костромской интерпретации бессмертной комедии присутствовал подлинно шекспировский дух, а не эстетика комедии дель арте... Если бы история отношений Катарины и Петруччио не свелась к тому, что необузданный мужлан заморил бедную девушку голодом, и она, умница, дабы выжить в предлагаемых обстоятельствах, сделала вид, будто покорилась ему... Если бы в спектакле мы увидели любовь, возникающую после цепочки взаимных испытаний, двух сильных, темпераментных, равноценных шекспировских личностей. Увы, увы, увы... Зрителю досталась только изощрённая игра в укрощение, а настоящая жизнь сердец героев осталась за пределами спектакля...

Включение в программу фестиваля «Актёры России — Михаилу Щепкину» спектакля-концерта «Женя, а вы знаете...» по песням на стихи Евгения Евтушенко Старооскольского театра для детей и молодёжи позволило встретиться с редким сегодня явлением поэтического театра. Поэзия одного из ярчайших представителей литературного поколения шестидесятников, песни на его стихи, исполняемые артистами с использованием выразительных приёмов театральной пластики, документальная хроника эпохи — всё это органично соединилось в спектакле режиссёра Семёна Лосева, отмеченном удивительно чистой и честной интонацией по отношению к судьбе поэта и истории нашей страны.

«Я глубоко взволнована, - сказала после просмотра спектакля Наталья Старосельская. - В нашей стране был прекрасный поэтический театр. Потом его не стало, и любое возвращение к нему надо рассматривать как благо. Когда я слышала тишину в зрительном зале, искренне радовалась: значит, артистам удалось достучаться до сердец молодых зрителей». А художественный руководитель БГАДТ имени М.С. Щепкина Виктор Слободчук выразил свою благодарность режиссёру и труппе от имени следующего за шестидесятниками поколения: «Спасибо, что вы открываете тот пласт времени, о котором сегодня все хотят забыть».

Второй раз гостем фестиваля стал Народный театр города Ниш из Сербии. Представленный в фестивальной программе спектакль «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» по одноимённой пьесе П. Зиндела в постановке Евицы Павич шёл на сербском языке с русскими титрами на экране. И несмотря на трудности перевода, на жёсткий, беспросветный, патологичный характер пьесы, белгородская публика была захвачена историей отношений матери и и её двух дочерей, которую актрисы Весна Есипович, Евгения Станкович и Мая Вукоевич-Цветкович сыграли с пронзительным чувством психологической правды. «Украшение фестиваля — работа трёх сербских актрис, - отметил на итоговой конференции фестиваля Константин Щербаков. - Они ярко представили славянские актёрские традиции, которые основаны на реалистической школе Щепкина и Станиславского и по-прежнему волнуют души зрителей».

В спектакле «Царство зверя?.. Павел Первый» по роману Д. Мережковского в постановке народного артиста Грузии Георгия Кавтарадзе и Таганрогского драматического театра имени
А.П. Чехова как и во многих фестивальных спектаклях интерпретируется тема игры — на кону её стоит судьба не просто венценосных особ, но судьба самой России. В центре сценического действия — треугольник: император Павел Первый, граф Пален и великий князь Александр. И самая сильная, мощная сторона его — Пален, военный губернатор Петербурга, начинающий и выигрывающий партию. Заслуженный артист России Павел Бондаренко очень убедителен в роли старого царедворца, мастера политической интриги. Ему подчинены и император Павел, которого заслуженный артист России Сергей Герт играет не злодеем и не сумасшедшим, но глубоко несчастным человеком, понимающим, что он обречён на смерть; и будущий самодержец Александр Первый, исполнение роли которого артистом Максимом Кушниковым словно выдержано в пушкинской характеристике: «властитель слабый и лукавый»...

Все остальные герои спектакля не обладают индивидуальностью черт, выполняя чисто функциональную роль, и режиссёр, не особо мудрствуя с мизансценами, располагает их на сцене, словно пешки на шахматной доске. Некоторая актёрская отстранённость, прохладность атмосферы и режиссёрская заданность рисунка спектакля мешают воспринять его не просто как иллюстрацию к статье в энциклопедии, но как живую, кровоточащую страницу вечно повторяющейся русской истории.

Последние три дня фестиваля «Актёры России — Михаилу Щепкину» венчали спектакли столичных театров. «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского в постановке Сергея Женовача и Государственного академического Малого театра представила живую жизнь реалистической театральной традиции. Как подробно, вкусно, сочно «пишут» свои сценические образы народные артисты России Евгения Глушенко (Мавра Тарасовна), Людмила Полякова (Филицата), Василий Бочкарёв (Сила Грознов), заслуженные артисты России Виктор Низовой (Барабошев), Сергей Вещёв (Мухояров), Глеб Подгородинский (Платон)... Какой роскошный ансамбль — с точными партнёрскими отношениями и пространством для импровизации — составляют актёры Малого театра... Сколь подлинно и полнокровно их существование на сцене, не выходящее из русла традиции, но не становящееся от этого музейным и старомодным... Браво, Малый! Браво, русская актёрская школа!

В спектакле «Зойкина квартира» М. Булгакова, поставленном художественным руководителем Московского художественного академического театра имени М. Горького, народной артисткой СССР Татьяной Дорониной, события пьесы рассматриваются через призму других произведений автора. Квартира Зои Денисовны Пельц (в её роли выступает режиссёр-постановщик) очень напоминает другую «нехорошую квартиру» по улице Садовой, сама хозяйка подпольного притона обращается в сущую дьяволицу, а приём в салоне мод становится прямо-таки балом Воланда в юбке. В этой дьяволиаде нет живых лиц — всё только нежить: мелкие бесы, упыри, ведьмы, загубленные души грешников, зомби... Причём, в сатирическо-фантасмагорических красках подаются как представители преступного мира, так и сотрудники ОГПУ. Логика в таком режиссёрском прочтении булгаковской пьесы, безусловно, есть. Но вот беда: зрителю в этих инфернальных играх совершенно некому сочувствовать, а финал, когда вся чёртова камарилья под звуки церковного пения поднимается вверх по лестнице, и вовсе сбивает его с толку. Возможно, какие-то акценты спектакля просто потеряли свою актуальность и не прочитываются сегодня — ведь «Зойкина квартира» идёт во МХАТе уже 22 года!

Но всё равно — счастье увидеть великую актрису Татьяну Доронину для белгородской публики гораздо важнее, чем достоинства и недостатки её спектакля.

Вместе со спектаклем «Одноклассники» Ю. Полякова, который поставил главный режиссёр Центрального академического театра Российской Армии, народный артист России Борис Морозов, на фестивальную сцену, наконец, прорвалась наша современность. Несмотря на то, что драматургические ходы пьесы весьма предсказуемы, она находит живой отклик у публики, затрагивает многие болевые темы сегодняшнего дня, а главное — оставляет у зрителя надежду на свет...

Точный, узнаваемый портрет поколения сорокалетних создают заслуженные артисты России Наталья Лоскутова (Светлана Погожева), Николай Лазарев (Михаил Тяблов), Николай Козак (Виктор Черметов), Игорь Марченко (Фёдор Строчков), артисты Ксения Хаирова (Анна Фаликова), Константин Денискин (Борис Липовецкий), Вадим Пожарский (Иван Костромитин)... А какой образ Евгении Николаевны Костромитиной рисует народная артистка России Алина Покровская! Добрый, светлый материнский образ, отмеченный и благородством интонации, и мягким юмором...

Спектакль «армейцев» прозвучал очень мощно - именно за счёт той страстности, с которой режиссёр и актёры подошли к работе над ним.

… Программа фестиваля «Актёры России — Михаилу Щепкину» включала в себя не только показы спектаклей, но и их обсуждения членами экспертного совета и молодёжного жюри (в его работе приняли участие слушатели семинара театральной критики Натальи Старосельской), презентацию книги И.А. Бондарского «Щепкины» из серии «Библиотека Малого театра», вечер актёрской песни «...Но я увлёкся этою игрой», посвящённый 70-летию Андрея Миронова, ежевечерние капустники в традиционном актёрском клубе... А итоги фестиваля были подведены на заключительной конференции, в ходе которой прозвучало немало конструктивных предложений: сделать шаг фестиваля двухлетним в целях наиболее полного охвата актёрских достижений в современном театральном процессе, ввести гранты для поощрения лучших актёрских работ фестиваля, предусмотреть возможность проведения в рамках фестиваля научно-практических конференций с участием белгородского научного сообщества и студенчества, мастер-классов для актёров... Разумеется, фестиваль должен развивать вглубь и вширь. Но главное, чтобы он хранил свою высокую миссию — поставить на пьедестал актёра, способного жить на сцене и создавать правду в театре. И как тут не вспомнить финальный монолог Пигмалиона из спектакля «Куклы»:

Театр... Он принадлежит актёрам -
Живым, из плоти, крови, нервов...
И только им!
Театр, куда приходят люди, как в храм,
Чтоб испытать невиданные страсти,
Давно, быть может, забытые
В наше механистическое, кукольное время...

0

100

На свет щепкинской звезды
Эхо VIII фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину» ещё долго будет звучать в памяти зрителей и участников этого театрального праздника
Праздника, который родился на нашей земле 23 года назад, когда вся российская (и не только российская) театральная общественность отмечала 200-летие гениального артиста, реформатора русской сцены, основателя национальной актёрской школы Михаила Семёновича Щепкина. Двадцать три года - всего лишь миг с точки зрения общей истории, а с точки зрения истории фестивального движения в новой России - событие, которому во многих регионах страны могут лишь по-хорошему позавидовать. По примеру Белгорода фестивали стали появляться один за другим и в других городах, но щепкинский был первым в российской провинции, сумевшим сохранить и своё постоянство, и свои традиции, и свою историю. В первую очередь благодаря настойчивости, энтузиазму, умению убеждать и добиваться художественного руководителя нашего театра Виктора Слободчука и, конечно, поддержке правительства области.

Сам же Виктор Иванович формулирует свою позицию просто и, как всегда, мудро.
- Каждый раз, когда мы начинаем готовить очередной фестиваль, находятся люди, которые говорят, что сейчас не лучшее время для праздников. Но это наше время и другого у нас не будет. А значит мы сами и должны его организовать, оставляя себе право на надежду, на праздник, на радость общения. Проще, разумеется, всё списать на время, на кризис и ничего не делать. Только проблем при этом вряд ли убавится, а жизнь пройдёт без божества, без вдохновения, без любви к прекрасному…
И не просто формулирует, но и живёт именно так, умело лавируя в рифах рыночной экономики, держа неизменный курс на высокое искусство.

Удивлять, так талантливо
Ну, а насколько верен этот курс, сомневаться не приходится. Попробуйте-ка, достаньте билеты на любой премьерный спектакль. Театралы раскупают их в считанные часы задолго до объявленного срока. А кроме любви публики есть ещё и сложившееся мнение о высоком потенциале Белгородской драмы в среде столичных критиков. Вот и на VIII фестивале «Актёры России - Михаилу Щепкину» спектакли нашего театра (а именно он впервые открывал щепкинские торжества два вечера подряд) вызвали и оглушительный успех у публики, и самые живейшие споры среди членов глубокоуважаемого экспертного совета. Можно сказать, белгородцы не просто удивили их, но в чём-то по-хорошему обескуражили и удивили. Чем именно? А тем, что рискнули предложить две совершенно разные по режиссёрской эстетике постановки. «Вишнёвый сад» Антона Чехова в интерпретации народного артиста России Бориса Морозова и «Куклы» - по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», возрождённой из театрального небытия фантазией народного артиста России Валерия Беляковича. Первый предлагал нам погрузиться в привычную (что ни в коем случае не значит надоевшую) манеру игры, заложенную ещё основателями русского психологического театра. Другой - дарил такой невиданный для многих белгородцев праздник театральности, что дух захватывало. Можно только удивляться, как создатель спектакля сумел так сплавить в едином сценическом действии и эксцентрику, и тонкий юмор, и философские размышления о театральном искусстве современном и вечном. И было видно, с каким восторгом пребывают на сцене актёры, всецело погружаясь в стихию необычной для себя театральной игры.

Как сказала одна из зрительниц после представления:
- Я так люблю наш театр, стараюсь не пропускать ни одной премьеры, и мне казалось, что прекрасно знаю потенциал белгородских артистов. Но я и не предполагала, что они могут быть такими пластичными, неожиданными, заразительными… Побольше бы таких экспериментальных работ, как «Куклы».

Для белгородцев «Куклы» и в самом деле оказались экспериментальным проектом. Однако в широких театральных кругах Московский театр «На Юго-Западе», возглавляемый до недавнего времени Валерием Беляковичем (сейчас он назначен главным режиссёром театра имени Станиславского в центре Москвы), давно не является авангардным. Скорее наоборот - традиционным, исповедующим вот уже более 30 лет эстетику признанного мастера российской режиссуры Валерия Беляковича. А насколько он признан, говорят и его высокое звание народного артиста России, и премия Российского правительства, и участие театра в самых престижных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, гастроли по всему миру… Беда в одном, попасть «На Юго-Запад» проблема из проблем.

Ещё раз про любовь
И белгородцам в этом смысле, можно сказать, повезло. Белякович не только поставил на щепкинской сцене «Куклы», но и привёз на фестиваль артистов своего театра со спектаклем «Дракула». Некоторых зрителей поначалу смутило само название пьесы, мол, надо ли выводить такого героя ещё и на сцену, когда «ужастиков» нам хватает на экране телевизора? Честно признаюсь, когда начался спектакль, я искренне разволновалась. Подумалось, дай Бог, чтобы после антракта осталась хотя бы половина присутствующих. Так вот, ничего подобного не случилось. Специально обернулась посмотреть на зал и не увидела ни одного свободного кресла. И не удивительно, ведь все мы попали в фантасмагорический мир театральной мистерии, некое Зазеркалье привычной жизни, где реальное и ирреальное словно бы перетекает из одного состояния в другое, где тревожное предчувствие беды органично сосуществует с иронией и даже сарказмом, проповедь с бунтарством, печаль с холодным расчётом… Валерий Белякович первым на театре обратился к известному роману Брэма Стокера (так растиражированному в западном кинематографе), но не для того, чтобы лишний раз пощекотать простодушному зрителю нервы, а чтобы рассказать свою историю о великой любви и одиночестве. А ещё напомнить нам о душе, разрывающейся между добром и злом, о торжестве христианской веры, о духовных ценностях. А зрители внимали происходящему так, что я почти физически ощущала звенящую тишину зала. Казалось, какая-то невидимая дуга замкнула сцену и публику в едином порыве отчаяния, любви и надежды, раскалив сердца настолько, что стало трудно дышать. Наверное, ради таких мгновений и призывал Белинский идти и умереть в театре.

Комплименты в адрес белгородцев
Правда, в отличие от безоговорочного признания зрителей, мнения критиков разделились. Ну, да ведь и у них могут быть свои симпатии и антипатии. Но большинство из них не могли не отметить замечательные актёрские работы в этом спектакле. И прежде всего Алексея Матошина (графа Дракулы), заслуженной артистки России Карины Дымонт (Вильгельмины), Михаила Беляковича (Джонатана Харкера), заслуженного артиста России Олега Леушина (профессора Абрахама Ван Хельсинга), Елены Шестовской (Люси)…
И об артистах так подробно говорили не случайно. Ведь фестиваль в Белгороде изначально задумывался прежде всего как смотр лучших актёрских работ, отсюда и его название «Актёры России - Михаилу Щепкину». Но как показала жизнь, не только актёры России стремятся на свет щепкинской звезды. В разные годы к нам приезжали театры из Белоруссии, Украины, Эстонии, Сербии… Приехали и в этом году. Русский академический драматический театр из Одессы и народный театр из сербского города Ниш. А также старейшие российские театры из Костромы, Владимира, Таганрога, молодёжный театр из Старого Оскола, столичные - Малый театр, МХАТ имени М.Горького, Центральный театр Российской Армии и уже названный театр «На Юго-Западе».

И как приятно, что самое большое количество комплиментов от столичных критиков мы услышали в адрес любимцев белгородской публики: народных артистов России Виталия Старикова (Гаев), Марины Русаковой (Раневская), артиста Андрея Манохина (Петя Трофимов), Дмитрия Гарнова (Лопахин) в «Вишнёвом саде», а в «Куклах» наиболее горячо и взволнованно говорили об успехе Вероники Васильевой (Посипонина), Игоря Ткачёва (Пигмалион-1), Эвелины Ткачёвой (Аурелия), Сергея Денисова (Педро Каин) и Павла Рыжикова (капитан Мамона)…

Провинциальному тщеславию всегда приятно, что и мы не хуже других. Вдвойне приятно, что в данном случае это вполне оправданно: на прошедшем смотре актёрских работ щепкинцы выглядели не только не хуже, но и во многом лучше других. Так же как и другие представители белгородского театрального сообщества из Старого Оскола. Правда, здесь кого-либо персонально выделить было бы очень трудно, поскольку в спектакле-концерте, поставленном Семёном Лосевым по стихам и песням Евгения Евтушенко, занята чуть ли не вся труппа Старооскольского театра для детей и молодёжи. И каждый артист вносит свою «краску» в общий рисунок необычного представления. Представления, которое напомнило нам о существовании в советское время особого вида высокого искусства - поэтического театра. Сегодня, говорят, такой театр не очень интересен публике. Но как он может быть интересен или неинтересен, если зрители, тем более юные, имеют о нём более чем смутное представление? На прошедшем фестивале посмотрели и у большинства сидящих в зале - комок в горле и слёзы на глазах. Вот мнение самого молодого члена жюри, критика из Москвы Дмитрия Хованского:

- Я шёл на этот концерт с некоторым предубеждением, поскольку никогда не был особым поклонником поэзии Евтушенко. А сейчас захотелось приехать домой, взять сборник его стихов и заново перечитать их. Спасибо артистам, что достучались до моей души. Я бы назвал этот спектакль на нынешнем фестивале самым сердечным.
И Дима оказался не единственным в своём желании, многие молодые люди (судя по всему, студенты), выходя из зала, переговаривались между собой, что надо завтра же пойти в библиотеку и найти книги Евгения Евтушенко.

Но спектакль старооскольцев сердечно тронул не только молодых критиков и зрителей, но и многоопытных членов экспертного совета. Редактор журнала «Страстной бульвар» Анастасия Ефремова (дочь великого артиста, режиссёра, педагога Олега Ефремова) призналась, что смотрела эту постановку уже в третий раз и может повторить только одно: «хорошо, но мало». А один из старейшин цеха театральных критиков страны, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств России и Польши Константин Щербаков, давая высокую оценку увиденному на сцене, с благодарностью вспомнил лучших представителей поколения «шестидесятников» и даже прочитал одно из последних стихотворений своего друга Роберта Рождественского «Жил я впервые на этой земле…». Право же, не часто случаются на обсуждениях такие минуты душевных откровений и единения.

И как хочется, чтобы спектакль старооскольцев «Женя, а вы знаете…» увидело как можно больше белгородской молодёжи. И не в маленьком зале театра кукол (где всего 160 мест), а, например, на сцене культурного Центра БелГУ или в большом зале института культуры и искусств.

Спектакли разные нужны,
актёры лучшие важны

К сожалению, как на любом фестивале не все сценические работы стали художественным откровением для публики. И если спектакль Владимирского академического драматического театра «На всякого мудреца довольно простоты» (по пьесе Александра Островского) в постановке Сергея Морозова с блистательным актёром (народным артистом России) Николаем Гороховым в роли придурковатого Нила Федосеевича Мамаева, зал принял что называется «на ура!», то «Чайку» из Одессы, «Укрощение строптивой» из Костромы или «Царство зверя?.. Павел I» из Таганрога куда более сдержанно.

Но в каждой из названных постановок были актёрские достижения, отмеченные и зрителем, и критиками. Скажем, народный артист Украины О.Школьник (Сорин), заслуженные артисты Украины Ю.Невгамонный (Треплев) и А.Антонюк (Дорн) в одесской «Чайке», молодая актриса из Костромы Н.Маврина (Катарина в «Укрощении строптивой»), заслуженные артисты Российской Федерации С.Герт (Павел I) и П.Бондаренко (граф Пален) в «Павле I» из Таганрога…

С особым теплом принимали и актрис из Сербии Весну Есипович, Евгению Станкович и Маю Вукоевич-Цветкович, несмотря на то, что пьесу Пола Зиндела «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» достаточно сложно воспринимать и на русском языке, а на фестивале она шла в переводе с сербского с бегущей строкой. Белгородский зритель к таким «испытаниям» не привык, но пиетет к славянской дружбе и братству взял своё. Тем более многие слышали, что в Европе культивируется отличная от российской традиционной школы манера игры на сцене, а актрисы из балканского города Ниш доказали, что и они являются приверженцами лучших достижений русского психологического театра.

Ба, знакомые всё лица!
И, конечно, с особым нетерпением белгородцы ждали встречи со столичными звёздами. Народную артистку СССР Татьяну Доронину, которая должна была играть главную роль в «Зойкиной квартире» по пьесе Михаила Булгакова поклонники встречали ранним утром на вокзальном перроне с букетами цветов. Но повышенный интерес вызывали и другие московские артисты. В спектакле Малого театра «Правда - хорошо, а счастье лучше» их собрался целый ансамбль. Как только раздвинулся занавес, и на сцене появилась народная артистка России Людмила Полякова в роли доброй няньки Фелицаты, зал тут же разразился аплодисментами, выражая своё признание любимой артистке, сыгравшей женщин из народа в десятках фильмов. Свою любовь не преминули проявить и к народным артистам России Василию Бочкарёву (старенькому, но ещё бравому духом «ундеру» Силе Ерофеевичу Грознову) и Евгении Глушенко. Для многих её героиня Мавра Тарасовна Барабошева оказалась неожиданной. Зрители привыкли видеть актрису в фильмах «Влюблён по собственному желанию», «Зинуля», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Впервые замужем»… где она играет добрейших, некрасивых, почти юродивых в своих высоконравственных принципах женщин. И вдруг перед нами - циничная, властная, самодурствующая купчиха. А уж когда предстал заслуженный артист России Виктор Низовой (непутёвый сын и отец Амос Панфилыч Барабошев) по залу еле слышно зашептались: «Мухтар, Мухтар!», имея в виду популярный сериал «Возвращение Мухтара», в котором он воплотил образ одного из главных персонажей - капитана милиции Щепкина.

Так уж случилось, что сегодня всенародную славу и любовь артисту приносит отнюдь не театр и даже не кинематограф, а телевидение. Актёры как бы приходят в наш дом изо дня в день, становясь почти родственниками или соседями. Их можно любить или не любить, но деться от них некуда. Однако чуть разнесётся слух, что «такой-то известный» приезжает в наш город со спектаклем, зритель во что бы то ни стало хочет увидеть его «живьём» и спешит в театр, будто на свидание с другом или близким приятелем. И нынешний фестиваль предоставил такую возможность в изобилии. В «Зойкиной квартире», скажем, многие узнали не только Татьяну Доронину (ещё б её не узнать!), но и Александра Самойлова - одного из главных «злодеев» в современных телевизионных фильмах. Достаточно вспомнить его мафиозника из дилогии «Две судьбы». А в «Дракуле» - Олега Леушина, запомнившегося нам по телесериалам «Бригада», «Александровский сад», «Всегда говори «всегда», «Проклятый рай»…

И во время спектакля Центрального академического театра Российской Армии «Одноклассники» по пьесе современного драматурга Юрия Полякова многим так и хотелось воскликнуть: «Ба, знакомые всё лица!». Заслуженный артист Татарстана Николай Козак уже был гостем одного из наших фестивалей, но тогда ещё, как актёр театра «Колесо» из Тольятти, где он сыграл главную роль в пьесе «Русская рулетка». А потом мы увидели его в бесконечном количестве известных сериалов: «Каменская», «Час Волкова», «Закон и порядок», «Шпионские игры», а также в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2»… Узнали зрители и красавицу Ксению Хаирову, снявшуюся в только что завершённом сериале «Институт благородных девиц». Я уж не говорю о народной артистке России Алине Покровской, символе женской верности и любви, созданном ей в ставшем уже классикой советского кинематографа фильме «Офицеры».

Финал с восклицательным знаком
Но, конечно, участие популярных артистов в том или ином спектакле - совсем не гарантия художественного успеха. Мы имели возможность убедиться в этом на прошлых фестивалях. На нынешнем - разочарований от столичных коллективов почти не было. О восторженных откликах на «Дракулу» я уже говорила. Но и постановка Сергея Женовача «Правда – хорошо, а счастье – лучше» в Малом театре оставила незабываемые впечатления. Так же, как и «Одноклассники» театра Российской Армии. Режиссёр Борис Морозов сумел не только затронуть болевые точки сегодняшнего дня, уловить нервную пульсацию времени, но и создать на сцене удивительно гармоничный актёрский ансамбль, в котором каждый исполнитель дополняет друг друга, оставаясь при этом самим собой, не разрушая ни замысла автора, ни - постановщика. А какой шквал аплодисментов обрушился на артистов и создателей спектакля после его окончания! Казалось, крикам «Браво! Браво!» не будет конца. И чувствовалось, как соскучился зритель по современной драматургии, которая не препарирует низменные страсти, не шокирует русским матом, столь укоренившимся на некоторых столичных сценах, а обращается к душе человека, его нравственным ориентирам.

На последних фестивалях сложилась традиция, что именно Центральный академический театр Российской Армии закрывает щепкинские торжества в Белгороде. Этой традиции остались верны и в нынешнем году. И если так можно выразиться, то «армейцы» поставили не заключительную точку в программе прошедшего праздника, а ликующий восклицательный знак. Фестиваль закончился, да здравствует новый фестиваль! И состоится он не через три года как обычно, а через два, будучи приуроченным к 225-летию со дня рождения нашего великого земляка Михаила Семёновича Щепкина.

Ольга ИСТОМИНА (с) http://www.izvestia.vbelgorode.ru/26.10.11-12314.html

0


Вы здесь » Глубокое подполье зрительного зала » Вернадского 125 » Гастроли театра