Глубокое подполье зрительного зала

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гамлет

Сообщений 121 страница 130 из 130

121

23 сентября

Принц, мы вас не узнаём... (с) 

Итак, Гамлет.
Гамлет-Гамлет-Гамлет!
У нас (да-да, именно «у нас» и не придирайтесь к формулировкам =) ) есть новый Гамлет, ничуть не уступающий прежнему. «Не лучше, но иначе прежних…». Можно сказать, оправдал мои ожидания на 100%. При всём своём высоком росте Максим не вызывает ощущения нескладности, удачно вписывая свою длинноногую конструкцию в общую картинку героя. Эдиповым комплексом, по-моему, в мотивации Гамлета тут и не пахнет, зато есть искреннее негодование, вызванное тем, что мать сменила «природного короля» на «карманника». Отца Гамлет, похоже, и любил, и уважал, в отличие от дяди. Кстати, за счет нового «озвучания» ролей и Гамлета и Клавдия и текст их по-другому воспринимается. Какие-то вещи в итоге более чётко визуализируются – и про «природного короля» речь и про «я пал, чтоб встать» *Не знаю, сколько времени было положено конкретно Максом на запоминание роли, но результат уважение вызывает, бесспорно*.

Клавдий… Не могу его пока раскусить *не надо меня кусать* Не знаю, по какой причине, но черноты ему вчера остро – на мой пристрастный взгляд - не хватало, равно как и градуса. Зато в наличии было потрясяющее мимическое сходство Клавдия-Леушина и Клавдия-Беляковича. Потрясяющее до изумления, граничащего с непониманием. Я про «фирменную» гримасу старшего Клавдия, объединяющую чувство удовлетворения от достигнутого (т.е. корона, край и королева), чувство собственного превосходства и некоторое то ли пренебрежение, то ли презрение к окружающим сановникам и т.п.
С другой стороны, этот недостаток эмоциональности Клавдия нынешнего (на фоне обоих других виденных в этом же спектакле) можно интерпретировать как принципиальную сдержанность, а может, даже и некоторую слабость героя. Хотя скорее всего, просто надо подождать. Ну что ж, мы подождём (с)

Гертруда при таком раскладе (в смысле исполнителей) очень здорово смотрелась и как мать, и как королева. И я тут не про визуально-возрастные моменты, а про человеческие отношения внутри королевской семьи.

Про Офелию могу сказать, что порадовала и весьма. И ожидания мои – повторюсь, лично-пристрастные – Люба превзошла. Из трёх «новеньких» мне тревожнее всего было именно за неё – потому что планка была высока, а опасение, что и режиссёр, и актриса пойдут по пути наименьшего сопротивления и «нарисуют» копию предыдущей Офелии – велико. И можете считать, что это я просто не верила в то, что Люба может сделать свою Офелию. Да, я до какой-то степени Фома неверующий, ибо не могу игнорировать ни засечённого коллегами по залу сходства ( = намеренного подражания?) в «Фотоаппаратах», ни Люси из «Оперы нищих». Будем считать, что я вложила пальцы мои в отверстую рану и уверовала. Вчера с огромной радостью убедилась, что опасения не оправдались.  И да не обидится на меня за это всё сама Люба :-)

По прежнему Клавдию я, как ни крути, буду скучать…
И по Офелии …
А вот по самому Гамлету, сдаётся мне, не буду.

P.S. Справедливости ради скажу, что четвёртый новенький - Марцелл - погоды не делал, но отработал добросовестно :)

0

122

23.09.2010

Извините, но выложить отзыв целым текстом не получится, все таки расшифровать девять страниц асечной беседы не просто )). И как я не старалась, хотя нет, я не старалась, поскольку не вижу в этом необходимости, мой отзыв несет на себе отпечаток воспоминаний о другом спектакле.
Ничего не могу поделать с тем, что я уже видела «Гамлета» в Театре на Юго-западе и раньше. Возможно, это мешает чистоте моего восприятия, поэтому не судите по первым строчкам о мнении в целом. Я лишь пытаюсь последовательно изложить ход своих мыслей, а в течение спектакля их направление менялось неоднократно :).
К тому же это субъективная точка зрения зрителя.

На данный момент мне тяжело воспринимать спектакль. Придут новые зрители, и для них изменения в самом спектакле будут несущественны. Они не узнают, что из стен спектакля вынули пару кирпичиков, и не поймут, как это его перекосило. Было бы проще появись на месте прежнего «Гамлета» другой спектакль, начатый с чистого листа. Сейчас я понимаю тех, кто что-то оплакивал на Ю-З.
Не буду сочинять, что это ужасающая трагедия, но у меня когда-то сложилась сказка, теперь ее перевернули и я поняла, что возможно моя сказка не такая уж и правда. От того и немного больно, ведь растет новая история на том же месте из тех же корней. 
В спектакле сейчас нет Эльсинора. Каркас, который спасал, когда мое представление не совпадало с направлением игры актеров, изменен. Поэзия спектакля переменилась. Часть сцен порезана, музыка переставлена, к тому же добавлены новые кусочки мозаики, для особо «понятливых», хотя на сей счет у меня есть свое объяснение.

В спектакле появилось много пояснений того, что и раньше было вполне доступно пусть и иносказательно. Теперь же все говорится прямым текстом. Так невидимые миру рапиры обозначаются звуком. Довольно громким звуком - «стали вынутой из ножен». После охоты на крыс, убивая Полония, Гамлет вслух удивляется, – «Полоний, а я думал там Клавдий». В общем, все разжевано до предела и первая реакция на это была предсказуемая – мы не идиоты! (ладно, может и идиоты, но это не постоянное наше состояние )) Но уняв самолюбие я подумала о другом - кто теперь будет ходить на этот спектакль? Ведущих актеров занятых в ключевых ролях сменили, минус их поклонники шедшие на спектакль ради них. Новые актеры тоже смогут собрать зал тем более не такие они для нас и новые, и как все тридцать (или сколько теперь человек в трупе? )) – любимые. Но для этого понадобится время. Это не произойдет сразу, после того как пройдет первый интерес и любопытство. А школьники частая, почти постоянна аудитория и «Гамлета», и «Ромео и Джульетты», и «Ревизора» и прочих произведений около школьной программы, так было и так будет. Отсюда, скорее всего и ремарки призванные помогать и этому юному зрителю, и актерам. Иначе объяснить этого я не могу. Или не хочу других объяснений.   

В спектакле странной спиралью соединено прошлое и будущее.
Актеры «постарше» пришедшие из прежнего «Гамлета» помогают «младшим», только вошедшим в спектакль и сильно отличающимся от них по энергетике. По энергетики происходящего конкретно с ними на сцене. Потому что их спектакли разные, словно этих спектаклей теперь два.
И в новом «Гамлете» есть лишь три живых лица. Само собой остальные, кроме Гертруды и Клавдия, тоже живые, но они находятся где-то далеко, в шагах десяти от троих главных героев. Так как конкретно, эти трое – Гамлет, Офелия и Лаэрт (да, я знаю, он был частью предыдущего спектакля, но в новый перешел без потерь) одержимые, из плоти и крови, такие по-настоящему другие на фоне развалин шекспировской сказки.
Сразу оговорюсь, я не ругаю Гертруду и Клавдия, они тоже часть нового замысла, в который честно и правильно вписались. Создается ощущение, что их такими задумали, но об этом позже. 
В итоге, при бутафорском Клавдии, противостояние в спектакле идет между Гамлетом и Лаэртом. И все произошедшее проистекает из случайности. Не ясно как Клавдий смог направить Лаэрта в нужное ему направление, судьба, ужасное стечение обстоятельств. Не произойди это, не было бы и последовавшей следом дуэли, смерти, Фортинбраса. Почему? А потому что ни Клавдий, ни Гертруда не антагонисты для нового Гамлета. Они та мелкая неприятность, что уничтожает сама себя и лишь одержимые, живые могут дышать и сражаться на равных, и лишь они могут нанести друг другу реальный, непоправимый вред. Трагическая случайность.

Теперь про Гамлета – Максима Лакомкина. Это было интересно на уровне объявления о замене актера и сложно при первом взгляде на сцену. Поскольку это не совсем «классический» Гамлет (хотя само по себе такое определение смешно поскольку классического в природе не водится ))
Начнем с внешности. В том смысле, что на сцене юноша¸ выглядящий даже моложе своих лет, в одежде, которая чуточку обгоняет худобу Гамлета своим объемом, с коротко остриженными волосами и несколько изможденным лицом. В общем подросток-вампиреныш. И уже через это, как через препятствие надо пробиваться к зрителю. Тем более что Гамлет с первой сцены встает в позу, играет, и даже рисуется перед «родителями». С такими исходными данными трудно доказать что у Гамлета не подростковая истерика, а все происходящие с ним серьезно и даже серьезнее чем было у предыдущего.
Так что с одной стороны, такой подарок - Гамлет близкий к возрасту задуманному в пьесе, с другой стороны через исправление, сделанное по легенде для первого исполнителя этой роли, которому было хорошо за тридцать, в зрительском сознании перешагнуть непросто. Поскольку и в спектаклях и фильмах роль часто возрастная. Зато и потрясение, когда понимаешь что мальчишка Гамлет выдает вещи посложнее чем ты ожидаешь даже от матерого актера, гораздо сильней. Ничего себе вампиреныш )))

Гамлет получился закрытым пространством, вселенной, которая замыкается сама в себе. Задавая вопросы, он знает ответы, которые услышит или которые намерен услышать. Он легко приспосабливает происходящее под свой театр, где играет роль, и играет ее изначально. По этому поводу у нас даже возник спор, когда же начинается его пресловутое «безумие», поскольку я не вижу этого момента. По мне так гамлетовское лицедейство в разгаре с первой сцены, и явление призрака мало что меняет. Более того, призрак говорит то, что хочет услышать Гамлет, но про это потом. Так вот, когда прозвучали слова – «он так переменился», я поймала себя на мысли что интересно как раз вот это -  трудно представить каким Гамлет был раньше. Гамлет в спектакле персонаж не в процессе изменений, а уже прошедший некий путь до трансформаций и принятия решений.
Он слабо помнит Розенкранца и Гильденстерна, какие к черту друзья, они от силы пару раз виделись в одной компании. Но при этом поясняет им больше чем прочим, безжалостно ударяя себя пару раз ладонью по лбу говоря про тюрьму и дурные сны, тем явственно обозначая пространство дурных снов - голову.
Конечно, я могу ошибаться, находясь под впечатлением от «Гамлета» Остермайера. Там смысл, заложенный в  - «Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы только не мои дурные сны!» очерчен сильным ударением. Не вдаваясь в подробности иного спектакля, скажу лишь, что для Гамлета его способность видеть неправильность окружающего его мира, его фальшь, и мыслить иначе, нежели люди вокруг него, создают тюрьму из которой он не в силах выбраться. Для Гамлета Остермейера тюрьма весь тесный и плоский мир, а Дания его персональная камера.
Не это, но что-то очень похожее, с тюрьмой, которой являются мысли или иначе сны Гамлета, случилась в Ю-Звском спектакле. Впервые на моей памяти этот монолог был подчеркнут не столько жестом, сколько прочитан, осмыслено, а не просто красиво.
Этот же Гамлет способен напугать. Уж больно небезопасно он обращается  к залу. Бывает, когда актер, обращаясь к залу, не ждет от него никакой реакции, и ты собственно не ждешь от него ответа, если проявишь решимость, а бывает когда есть возможность и того и другого. И гораздо страшней никогда ждут реакции от тебя, ты-то всегда можешь воздержаться, а когда продолжение может последовать со сцены.

Интересно, сколько репетировалась новая версия. Не знаю права ли или показалось, но дело в том, что у Гамлета наблюдалась специфическая проблема с текстом. Он знает слова, когда путается изящно выходит из ситуации и более того может подсказать текст другим героям, но это еще не его слова. Тексты произносятся им вроде как для себя с верными ударениями, но при этом сложно отделаться от ощущения, что он рассказчик, повествующий нечто залу. Ко второму акту это чувство прошло, но в первом присутствовало, хотя и было понятно, что это временное затруднение.

Отредактировано Lek (2010-09-28 01:08:46)

0

123

Теперешние Гамлет и Офелия удивительно подходят друг другу. Казалась бы странно будь иначе, но ведь это далеко не обязательное условие. Они существуют в одном пронзительном ритме. Возможно потому что для обоих это ввод, а может потому что режиссер все предугадал, или банальное зрительское везение ))

Я раньше не задумывалась о том, что разговор, происходящий между Гамлетом, Гертрудой и Клавдиям в начале спектакля происходят на глазах не только двора, но и Офелии. Офелия здесь всегда была эмоциональным фоном Гамлета, страдая вместе с ним и переживая за него. 
Офелия Любы Ярлыковой не исключение, но она скорее мечется, словно еще секунда и выскочит перед королем защищать принца, а когда Гамлет поворачивается к ней, отводит глаза. К осознанию вот этого я пришла впервые –  ситуация поучений и наставлений принца неловкая для них обоих. После Гамлет обнимает мать, а Офелия ждет секунды чтобы подойти, и как только принц отпускает мать (ох, была бы у нас другая Гертруда я бы пофантазировала насчет взаимоотношений двух женщин предъявляющих права на одного мужчину, но увы и ах) бросается к нему, что-то сказать, утешить, поддержать, не важно…
Важно другое что когда Офелия и Гамлет, остаются наедине, мнимом, со соглядатаями за колонами, мы видим семечко, из которого проросло безумие. Когда Гамлет говорит Офелии – «Я вас любил когда-то», а она отвечает – «действительно, принц, мне верилось…» ты понимаешь, как же во многое ей верилось и как много ей казалось. Верилось что у них могло получиться, быть вместе, виделись их дети и будущее счастье. И это как-то само вытекает в начало безумия – «Говорят, сова была раньше дочкой пекаря. Вот и знай после этого, что нас ожидает»
В пьесе эти слова обращены к королю и королеве, а в спектакле они созданы для Офелии.
Перед подстроенной встречей, Гамлет ищет и зовет Офелию, а ту до последнего наставляет отец скрывающейся за колонами лишь с появлением принца.
Гамлет не касаясь губ Офелии, но задержавшись на секунду у них опускается перед ней на колени. Он действительно просит молиться за него. И это первый раз когда виден еще один, другой Гамлет. Возможно, тот, каким он был до или же эта та грань, что в нем есть но не очевидна пока он заперт с остальным обитателями дворца.
Отчего же это так явственно проявляется в этой сцене?
Возможно, потому что им обоим очень больно. Я не могу сказать, что ему больно, потому что она его предала, нет там этого. За колонами огромный фальшивый мир, но любовь в нем дана без оговорок. Им больно, потому что все во что им верилось, заканчивается именно здесь. Оно никогда не сбудется, и они в этот момент прощаются с этим несбывшимся.

Увидев безумие Офелии, я поняла, как сильно буду тосковать по Офелии Карины Дымонт. И совсем не потому что новая Офелия – Люба Ярлыкова сыграла хуже, но она совсем другая. И то, что она абсолютно другая прекрасно, но это так же прощание, с иным чудом.
Я не смогу описать то,  как увидела безумие не сравнивая, но в этом сравнение не будет оценки.
Безумие Офелии Карины Дымонт было глубоким, растущим из души, оно было контекстным, это было безумие Офелии и никого больше. Безумие Любы Ярлыковой словно заползло и отравило ее через ту же ушную раковину или рану и теперь червями извивается под кожей. Прежняя Офелия била в колокола и люди  сострадали  ее боли. Безумие новой Офелии дикое, первобытное, не женское, ведьмовское. Оно ломкое, изогнутое, скрученное в узел. И эта шероховатая переменчивость сумасшествия  роднит ее с Гамлетом.

***

Мне сложно, принять изменения в сцене похорон. Для начала Сарабанда Офелии звучит во время подготовки плана убийства Гамлета, когда Клавдий и Лаэрт готовят заговор. Вроде бы мелочь, но это сильная музыка в моем представление еще и неразрывно связанная с безумием и смертью Офелии, сочетает в себе грусть и нежность. И она перевешивает, за ней не слышно слов и не понять происходящего. 
Ладно бы Клавдий, он слишком маловесен чтобы внимательно его слушать, но я не слышала и Лаэрта. Музыка не громкостью заглушала его реплики, а перебивала собственной силой. Сами же похороны теперь проходят под «музыку гусиных шагов» «Jalouka», без молитвенных завываний – быть или не быть. На сцену таким же потешным шагом выползают все участники драмы, после «верная» музыка возвращается, но похороны уже превращены в фарс и это режет глаз на фоне воспоминаний о былом, но ложится в сегодняшний контекст спектакля. Поскольку эти же бессмысленные тени придворных с безразличными лицами окружают Гамлета вовремя его монолога.
«Быть или не быть» не ставит особых вопросов. Ведь этот Гамлет знает ответы на вопросы, которые задает. Так вот быть или не быть рисует картину его настоящего - 
«… униженья века,
Неправду угнетателя, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным.»

А вокруг Гамлета безликие фигуры недостойных, с похорон Офелии.
Казалось бы все можно свести к верной мысли – разлад с внешнем миром приводит к разладу во внутреннем. Но в Гамлете нет того, что понимают под внутренним разладом, не здесь. И Гамлет, знающий что думает, чувствует и делает это, для меня,  плюс.
Наследные весы же Гамлета заставляют задуматься, а не могут ли иметь одно значение и быть равными  две величины в его руках. Но об этом я пока рассуждать не стану, страшно представить что, быть может, сравняться с не быть.

Отредактировано Lek (2010-09-26 10:54:38)

0

124

Чтобы вспомнить, на чем остановилась, говоря о призраке:

Lek написал(а):

По мне так гамлетовское лицедейство в разгаре с первой сцены, и явление призрака мало что меняет. Более того, призрак говорит то, что хочет услышать Гамлет, но про это потом.

Призрак сам по себе многовариантная комбинация, он может быть, кем или чем угодно и тем самым определять ход спектакля. Сейчас история с призраком сильно изменилась (пока я не домучаю все свои мысли по «Гамлету», это слово, ставшее паразитом, будет преследовать текст, но против истины не попрешь – спектакль изменился )) как и сама сцена встречи Гамлета с Тенью отца. Не могу сказать, чем это обусловлено в большей степени, показами с участием японских актеров, вводом нового актера на роль Призрака или сменой общей трактовки пьесы, но из этой сцены убрали элемент таинственности. Раньше во время встречи принца с отцом на сцене царил полумрак, теперь оба актера находятся в круге яркого света, фонограммы, которая тоже придавала происходящему некую потусторонность (никогда не любила эту фонограмму, имхо, но теперь понимаю, зачем она была нужна) больше нет. И это все подчеркивает специфичность самого призрака. Его ничто не скрывает и не страхует, ни темнота, ни голос режиссера, он можно сказать на лобном месте. От этого, быть может, столь очевидно, что Тень отца лукавит. Это настолько заметно, что не ясно как Гамлет верит призраку.
Ведь это натуральный змееныш из Райского сада только вместо яблока он предлагает принцу, месть, даже не пытаясь завуалировать убийство благородным помыслом. Как бы не сложилась, (подробности Призрака не интересуют) месть… и далее по тексту. Призрак неискренен, фальшив и дает все поводы заподозрить себя во вранье, совершаемом без каких-либо угрызений совести.
Не знаю, получился он таким или его таким задумали в спектакле.
По логике вещей столь очевидный обман не может быть не замечен Гамлетом. Разве только принц видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать. В целом ход спектакля этого не отрицает. Так что я готова согласиться с версией о призраке не посланнике преисподни или благородном духе, а плоде фантазии Гамлета, об ответе на его тайные желания.

0

125

Если до спектакля я не совсем понимала, зачем менять Клавдия, то после вопрос отпал сам собой. На самом деле прецедент, когда актер, игравший Гамлета со временем «переходит» на роль Клавдия, не первый. Обычно это довольно интересный опыт. Обычно.

У меня были определенные предположения о том, каким будет новый Клавдий, но в целом они оказались далеки от истины. Так в начале, на мой, ослабленный работой за компьютером, взгляд, на сцене появляется Клавдий Валерия Романовича Беляковича, только в исполнении другого актера.
Те же интонации, с теми же смыслами, не несерьезность, но легкость, за которой сложно определить, когда король прямолинеен, а когда его слова имеют подтекст, двойное дно. Существенное же различие между двумя похожими Клавдиями заключается в том, что за несерьезной легкостью и спокойствием того, который по совместительству художественный руководитель театра могут скрываться демоны. Когда Валерий Романович читает – «удушлив смрад злодейства моего…» нетрудно допустить, что, Клавдий способен совершить преступление ради короны, королевы… театра, в конце концов )))
«Доброго дядю» Клавдия Олега Леушина не одолевают страсти и темные порывы. В Клавдии Алексея Матошина присутствовала сумрачная сторона, в Клавдии Валерия Романовича таились всполохи не покоя. За новым Клавдием сокрыты лишь тинистые воды.
Его монолог «удушлив смрад злодейства моего», - покаяние в грехах, читаемое праведником. Праведником ни разу в жизни не совершившим умышленного преступления. Ни одного поступка, который бы посчитал действительно постыдным. Клавдий без демонов и страстей. Может, он когда-то и перешел улицу в неположенном месте, но невозможно серьезно размышлять об этом как о грехе.
Впрочем, эта особенность Клавдия не критична для восприятия спектакля. В новой трактовке Клавдий и Гертруда кажутся менее значимыми.
Они присутствуют на сцене номинально, не влияя на происходящее. Не отбрасывая на него своих теней.  Наверно, можно было бы, отказаться от этих героев вовсе, но Гамлету нужна отправная точка, что-то с чего начнется спектакль.
Смелый вывод об обнулении персонажей, держится на ряде объективных и субъективных причин.
К примеру, одна из них – исчезновение текста. Небольшого кусочка текста, но многое определяющего.
Не буду вдаваться в рассуждения о значимости власти в «Гамлете» (меня уже не раз уносило в эти дебри). Но значение Клавдия как короля, или точнее значение короля для страны, важности его роли, в независимости от того, кто он, подчеркивалось.
Помните – «Власть короля в такой ограде божьей...»
Стабильность страны, ее благополучие зависит от лидера, не имея такого лидера, страна окажется беззащитна. И это отражено в тексте. Недаром Розенкранцом и Гилденстерном произносилось следующее – «Соберемся в путь. Священно в корне это попеченье о тысячах, которые живут лишь вашего величества заботой. Долг каждого беречься от беды всей силой, предоставленной рассудку. Какая ж осмотрительность нужна тому, от чьей сохранности зависит жизнь множества. Кончина короля не просто смерть. Она уносит в бездну всех близстоящих.»
Действительно, осиротев, страна стала легкой добычей Фортинбраса. Так вот этих слов в спектакле не было. Их упразднили, как и значимость Клавдия.
Гамлет с ним больше не взаимодействует, они ходят по одной сцене, но не пересекаются. И прямого выхода на конфликт, тоже нет.
Снова  приведу пример: из  сцены, следующей за гибелью Полония.  Для начала тут присутствует серьезная подстава для Клавдия, поскольку лицо Гамлета, рассказывающего про ужин, на которым ест не Полоний, а едят его, закрыто (как было в спектаклях с японскими актерами). Это само по себе привлекает внимание и заставляет больше сосредоточиться на словах Гамлета, поскольку, лишившись второго языка – мимики, на который, пусть не осознано, но опираешься, непроизвольно заостряешь внимание на тех же интонациях, а зачит Клавдию, пока, достается меньше внимания. Во вторых, из сцены изъяли схватку, в которой Гамлет сцепился с Клавдиям. Казалось бы мелочь, только из таких мелочей строится спектакль. Накал этой условной потасовки пропал, а вместе с ней напряженность самого момента противоборства принца и короля, который находил здесь выход.
Все выше сказанное о Клавдии можно отнести и к Гертруде, сохранившей за собой две значимые сцены - смерть Офелии  и разговор с Гамлетом.  Она так же не взаимодействует с Гамлетом, Офелией и прочими.
На данный момент Клавдий и Гертруда бутафория, в том смысле, что это вполне вписанная в спектакль задумка. Будто Клавдий и Гертруда нужны для контраста, бесстрастные и постные они оттеняют чувства, стремления, порывы Гамлета, Офелии и Лаэрта.

Поэтому не прежний Клавдий, поэтому не новая Гертруда.

0

126

2.11.2010

Lek написал(а):

«Соберемся в путь. Священно в корне это попеченье о тысячах, которые живут лишь вашего величества заботой. Долг каждого беречься от беды всей силой, предоставленной рассудку. Какая ж осмотрительность нужна тому, от чьей сохранности зависит жизнь множества. Кончина короля не просто смерть. Она уносит в бездну всех близстоящих.»…. Так вот этих слов в спектакле не было. Их упразднили, как и значимость Клавдия.

А ведь наврала, были эти слова, только я их не услышала. А сегодня услышала и даже увидела. Сцена  действительно красивая, перед Клавдием выстраивается шеренга последователей, его народ. А голосом этого войска становятся Розенкранц и Гильденстерн. И голос этот убежден и верит в то, что говорит.
Хотя сама бы я в эту шеренгу не встала и за Клавдием не пошла.
Боевые кличи, издающиеся при этом и после, во время поединка, неожиданно для меня, выстрелили не воинскими восклицаниями, а срикошетили в похожую убежденную массу с возгласами «хай Гитлер». Никакой прямой связи нет, разве что народ находящейся в смятение, мечущейся между несколькими лидерами. Так пред Клавдиям выстраивается шеренга, за Лаэртом следуют его люди все в тех же плащах с поднятыми воротниками  (и актеры те же ))), да и у Гамлета есть сторонники (со слов Клавдия). Либо это один народ, разделившийся на несколько групп, следующих за разными предводителями. Хорошая основа для смуты.
С этой отправной точки в сложившеюся ситуацию приходит Фортинбрас. Если страна бьется между трех огней то в конце, под - «хай…» входит железная рука новой власти, а она железная. Если один народ, поделенный на несколько лагерей, то все тоже закономерно. Три лидера слишком много, а единственный повелитель вполне предсказуемо и объяснимо, в жизни такая логика. И эта концовка разбивает любой идеализм о скалы реальности. Ладно бы только жизнь, но и правила к ней написаны сволочные.

Отредактировано Lek (2010-11-03 01:24:33)

0

127

Пара мыслей о нескольких сценах:

Капюшон на голове Гамлета в начале спектакля, кажется, имеет смысловую нагрузку. Раньше это была картинка для любования, Гамлет снимал капюшон, а под ним ворох кудрей, ну чего врать, симпатично. А там, и смысл может быть.
Так Гамлет, оказывается, слеп и  пытается, передвигается на ощупь ослепленный вот этой вот тряпкой, которую во время своего монолог нянчит как собственную скорбь. Своим горем он и ослеплен.

Любопытно, что эта же тряпка у него на голове после смерти Полония, но это пока без комментариев. Хотя и подмывает написать, что тогда он уже зряч, а вот остальные возомню и слепы, но утверждать не стану. Не уверена. Кто знает, может эта иная форма слепоты. 

Гамлет проверяет Розенкранца с Гильденстерна с самого начала. Все его слова, начиная с тех что они -  друзья, до - Дании, которая тюрьма, все вопросы требующие подтверждения. Друзья ли они? Прибыли ли сюда добровольно?
Гамлет долго рассматривает мир ищет в нем доказательства и находит их. Свидетельства двуличия и нечестности. Так факт того что - «и рапира отравлена» еще одно из многих скопившихся к этому времени у принца подтверждений.
Возможно, потому, что риторику и бездействие заменило пристальное всматривание в происходящие веришь в отсрочку, которую дает Гамлет. В то, что он серьезен, когда говорит – еще посмотрим, чья возьмет. 

Еще одна деталь (из серии, ну да, мне так показалось) похоронный марш, который принц предлагает сыграть Гильденстерну на флейте должен быть адресован Клавдию. И вступая в сражение с Лаэртом Гамлет сражается с Клавдием. Опосредованно, через оружие, которым стал Лаэрт. (казалась бы простые вещи, но раньше даже намека на это не улавливала)

***

По итогам спектакль убедил, что виноваты не судьба или злой рок. К финалу привел человеческий фактор. Характеры героев, то что Гамлет - Гамлет, а Лаэрт – Лаэрт.
Лаэрт стихиен, как бедствие, с кипучей живой натурой, встреча с Офелией становится туманом, который обволакивает его способность рассуждать. Это заражение безумием у Лаэрта проявляется в злодействе, несвойственном ему. Уж слишком странно это хитроумие с ядом, которым можно измазать острие и жажда отмщения перемежается с наивностью, не дающей поспевать за черной мыслью Клавдия. И это наваждение приводит к поединку. 
Дуэль стала поединком с рефери. Секундантов-то должно быть двое, а для поединка довольно одного судьи, который, к сожалению, не сможет засчитать победы по очкам.
А дальше вплоть до конца все остро неправильно, но так нормально, что ли.
Концовка стада жестче, до разбития розовых стекал в любимых очках.

Отредактировано Lek (2010-11-03 12:11:01)

0

128

24/11/10
О чем же все-таки будет у нас «Гамлет»? Серьезно. В предыдущий раз, когда спектакль игрался второй раз в новом составе, выстроилась определенная картинка, причем спектакль все еще пунктирный и «пустоты» (в кавычках) я дочерчивала самостоятельно и дочерчивала так, как хотелось. А мысли у меня исключительно зюйд-зюйд-вест. Но самое интересное, что придуманная линия потом не терялась, а вплеталась в дальнейшее действие. В общем, картинка получилась... ну мне понравилось))

После спектакля в этот раз (24/11) казалось, что «картинка» упростилась. Новое предложенное (хотя и здесь не могу быть уверенной в том, что это окончательный вариант «Гамлета», скорее наоборот – это далеко не окончательный вариант «Гамлета», поэтому что будет дальше не могу сказать) сначала действительно показалось проще. Ну, кааакже вместо супервозвышенных философствований о разуме и чувствах, подсовывают что-то непонятное. А спустя вот уже несколько дней это непонятное продолжает «болеть» и углубляться.

К примеру, то дополнение, когда Гамлет в разговоре с матерю убивает Полония и произносит – как Полоний, там должен быть Клавдий – С одной стороны это упростило картинку. Поясню: прежде в спектакле это убийство с сумасшедшей яростью, с ослеплением для меня это был просто выпад Гамлета на очередной враждебный «выпад» окружающего его мира. То есть для него не важно Клавдий там или кто-то еще, там кто-то кто подслушивает, кто-то из вражеского стана и он его прокалывает. А уже дальнейшее «прозрение», что это Полоний (=Офелия, а чтобы он не говорил и как бы не проклинал она ему небезразлична иначе на кладбище его бы не расколбасило), что это убийство, которым он открывает цепь несчастий, что теперь события будут развиваться стремительнее. Вот так.
Теперь Гамлет четко идет убивать Клавдия. В общем-то, наверно даже без пояснений это ясно, потому что за несколько минут до этого он был свидетелем того, что Клавдий молится и, вытащив шпагу не решился нанести удар. И он четко объяснил почему не будет этого делать, будет ждать, когда сможет застукать Клавдия за совершением какой-нибудь пакости и вот оно пожалуйста – тут крысы и он надеется увидеть ту крысу, которая ему нужна.
Ну, просто ведь, как три копейки, с другой стороны во всем этом есть что-то еще. Ну, помимо очередного штриха противоречия твоего отношения к портрету Гамлета (с одной стороны благородно не убил негодяйского дядю, который молится, с другой стороны из-за угла вонзил шпагу без честного поединка). Не знаю, как это что-то назвать. Пружина в Гамлете заведенная до предела? Может быть как одна из составляющих. Из таких «простецких» отрезков зачастую вырисовывается спектакль и получается весьма сложная паутина в которой можно блуждать и путаться.

Да, сначала, по привычке шла со спектаклем с теми мыслями с которыми хотелось, с которыми /страшное слово/ привыкла идти по спектаклю. Но в какой-то момент отчетливо стало ясно - в меня впихивают совершенно другое и это был не «Калигула» (Это слово давно уже использую как имя нарицательное, в смысле попытки разделения логики и чувств, попытки жить и действовать лишь логикой железной без примеси эмоций и что черта с два можно «выключить» сердце, оно все равно чувствует. Впрочем, в «Гамлете» это остается – «Я с памятной доски сотру все знаки чувствительности, все слова из книг, все образы, всех былей отпечатки...», но лишь отходит на задний план. Хотя, быть может, у этих слов есть иной смысл...).
Непривычное ощущение от юго-западного спектакля (а может давно забытое) – ты не рядом с персонажем (в данном случае имеется ввиду Гамлет), не можешь идти за ним след в след, ты за ним наблюдаешь со стороны, а он движется какой-то своей линией и иногда выходит, чтобы поговорить с тобой - обращается непосредственно к зрителю. Мы не избалованы такими разговорами (первое, что вспоминается – «Бабуин», чуть-чуть балует «Дракон», совсем немножко «Трип»). Из этих в общем-то крупиц разговоров «в открытую» вырисовывается не столько Гамлет, сколько твое отношение к нему (хотя насколько это разделимо?).
Стороны понять что он вытворяет весьма сложно, он уже выходит вот такой «потерявший рассудок», скорее «постепенно теряющий рассудок». Цепляясь за крупицы откровений, а потом, находя ответы и в его диалогах, его «игре» с окружающими видишь его совсем иначе.
В финале я понимаю, что не могу его любить, не могу ненавидеть, но не могу не уважать. Его стремительное движение вперед, ошибки, остановки, решения и вновь движение. К финалу удавка событий-действий-окужающих-людей на нем настолько затянута, что уже дышится с трудом, все – ложись и помирай, все бессмысленно, но он продолжает идти, поставив на кон все. Если раньше я точно знала, что в финале песенка Гамлета спета (настолько были весомы «аргументы» Лаэрта, придававшие ему сил) то теперь в начале поединка с Лаэртом я не знаю кто победит, потому что... бой ведут два равных по силе Гамлета. Может не равных по умению фехтовать, но очень равных по силе того с чем они пришли сюда, того что заставляет каждого из них принять участие в поединке, хотя и с разными предпосылками. И я не знаю за кого в этом поединке я буду болеть.
---
Все происходящее какая-то аццкая паутина случайностей, закономерностей, поступков, порывов, желаний, обязанностей, стремлений, чувств. Один хотел одного, другой другого, один делал одно, другой наблюдал, третий тоже делал, четвертый слушал, один помешал другому, влез пятый – все это сложилось в один узел и все оказались в... эээ все умерли. А финал на аплодисментах впервые (?) ну либо тыщу лет такого не было, что уже и не помню, это был не просто красивый аккорд, отзвук спектакля. Это была точка, вот здесь сейчас спектакль действительно окончился. Если забыть про совершенно неуставные выражения лиц отдельных личностей, эти «удары» обращенные в зал, бросают такую же паутину на нас, словно выплескивается все то, что там бурлило и кипело. Типа не забывайте – «Чуть жизни ты подашь пример кровавый, она тебе такой же даст урок. Ты в кубок яду льешь, а справедливость подносит этот яд к твоим губам». А дальше в легкую доводим до абсурда – будете плохо себя вести, земляне, от вашего «Эльсинора»-планетки ничего не останется, пустота и блуждающие тени, придут инопланетяне в блестящих шапочках и предъявят права на третью планету от солнца))

0

129

"Гамлет" был первым спектаклем, который я посмотрела на Ю-З после долгого перерыва.Понравился ОЧЕНЬ, даже больше того, что видела в далекие 90-стые. Кроме маленьких длиннот (но это уж претензии к Шекспиру), просто потрясающий спектакль!!

0

130

13/06/11
Гамлет. Это неприлично! Неужели Лакомкину никто не рассказал, что в театре никто нихрена не должен делать? Всем до фонаря спектакль, зритель и заодно Шекспир. А тут актер выходит и выстраивает совершенно иного Гамлета. Обалдел? Летом играть по-настоящему да это не видано и неслыханно! Вновь совершенно другая история. Никогда с Гамлетом так не подходила к монологу «быть или не быть». Он стал точкой, где все сошлось, очень страшной точкой. Быть не приравнивается к жить. В его сегодняшнем монологе оно приравнивалось к действовать. Действовать или не действовать. Но самое острое – «тот смертный сон». Все существование Гамлета после разговора с Призраком до этой дуэли был «смертный сон» с которого он сдирал «покров земного чувства». Он попытался существовать без чувств, он словно побывал в том смертном сне (он сдирал с себя чувства и с мясом вырывал любовь к Офелии), это очень холодный сон.
Удивило насколько же Гамлет вырос, из мальчишки стал благородным наследником трона. А все вокруг как были ржущими мальчуганами так и остались. А какая Офелия, один ее поворот в безумии стоит спектакля – осанка и гордый профиль – вот она королева, достойная Гамлета. Она его воздух, его сердце, но он вырывает это сердце... Ведь если бы он не оттолкнул ее, она бы его вытащила из всей этой круговерти, как вытащила из вихря после разговора с Призраком.

Клавдий это невыносимо. Всю роль играть... причинным местом вперед. Нет, я конечно понимаю, что у любого ХY это самое что ни на есть красивое место, но блинскийблин. Плечи назад, таз вперед и вот она красотища, где сосредоточена суть Клавдия (у нас два актера которые все роли играют «красотой» вперед, и меряются этой «красотой» в «Комнате», хотя должны играть типалюбовь). А уж фильдеперсы в «Удушлив смрад»… ныть, скулить, лить слезы, махать ручками, изо всех сил изображать ВРа (это потрясающе играть не своего Клавдия каким бы он ни был, а тупо подражать Беляковичу).

Интересно, актеры приехали в театр без десяти семь или без пяти семь? Фик с ним с текстом (а таким как Горацио текст вообще не нужен и без него будет круть, с текстом лучше, конечно, но нельзя же иметь все сразу), разминать голос в процессе спектакля ... форменное хамство. От Лаэрта так вовсе не ожидала (хотя в «Бабочках» за актером такой грех замечен). Призрак, который прежде в нескольких минутах объяснял всего «Гамлета»... выходить и без разбега пытаться прыгнуть (интересно грим тоже наспех?). Худо-бедно картинка нарисовалась, но это не серьезно.

Бернардо (Нагретдинов)... Многообещающее начало, даже слишком, но финал убил все... Не понимаю отношения к сцене, театру, зрителю и т.п. Актер ну просто красна девица, то хочу играть, то не хочу, то у нас пмс, мы не играем, то у нас свербит, мы играем. Любим себя в искусстве?
В финале отличились все. Блин, уже как могу, не смотрю на наших идиотов, ничегонехотящих, обменявших талант на ластик, кто-то в процессе обмена, у кого-то сделка состоялась, только обратного обмена уже не будет (У Гоголя есть замечательное произведение на эту тему – «Портрет», чтобы вернуть утраченное придется немало земли сожрать, только это не каждому под силу). Но так они находятся аккурат на одной линии (в данном случае за спиной Лаэрта – Озрик, Корнелий (Задорин), Полоний, , Франциско (Курочкин), Бернардо). Имеющихся извилин у толпы мужиков не хватает, чтобы понять одну простую вещь – их видно. Так еще как бабы шушукаются и сплетничают. Конечно, понимаю безумно ржачно – Гамлет играет, не херней занимается, а играет (зАвидно? Или это из принципа - нагадить?). Тому же Озрику (Санников) слабО в тех идиотских нескольких строчках, когда он скачет перед боем сыграть Гамлета, быть Гамлетом. Только для чего бы то ни было серьезного нужно задействовать серое вещество, а это сложно. Проще поржать.

Хорошо, что в этом спектакле есть Гамлет (после стольких лет ожидания, вот бы этого Гамлета увидеть в связке с Клавдием-Беляковичем), а еще есть Офелия, Розенкранц и Гильденстерн, обрмот Горацио, которые выдают невероятно глубокие вещи... Все остальное шелуха.

0